Madman : НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ: Русский Ренессанс

11:46  23-01-2025
В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. Россия пережила расцвет поэзии, напяжённые философские и религиозные искания, мистические и оккультные настроения. *Второй русский Ренессанс, конца XIX - начала XXI-го века, был не менее ярок. Также имел элементы утончённости и упадка...
Вместе с тем исчезла необыкновенная правдивость великой русской литературы. Мережковский играет сочетаниями слов, принимая их за реальность. Миросозерцание интеллигенции пошатнулось. Изменилось эстетическое сознание. Соловьёв победил Чернышевского. *А Акунин Солженицына...
В начале века велась мучительная борьба людей ренессанса против суженного сознания традиционной интеллигенции за свободу творчества. Русский духовно-культурный ренессанс был встречен враждебно, как измена традициям. *Официальной культуре...
Беда в том, что в пылу борьбы игнорировали русскую духовную правду. То была эпоха блестящих талантов, но и несбывшихся надежд.
Духовный перелом имел одним из источников марксизм (*либерализм). Часть людей более высокой культуры перешла к идеализму (*к православию). Булгаков, Струве, Франк обратились к проблемам духовной культуры, которая в недавнем прошлом была задавлена. Было чувство, что начинается новая эра.
Большинство было за развитие капитализма, а не кооперативного строя, наследующего русские социальные традиции. Марксизм (*либерализм) был западничеством по сравнению с традиционным народничеством. Искусство, духовная жизнь объявляются свободными сферами, но (*либеральный) тоталитаризм возьмёт реванш.
Главным двигателем ренессанса была литература (*аудио-видео) сфера. Её представляли плодовитые, но не глубокие авторы.
Главная книга русского ренессанса - "Толстой и Достоевский" Мережковского (*Мастер и Маргарита" Булгакова), где обращено внимание на религиозную проблематику синтеза духа и плоти. Мережковский - символист и "плоть" для него - символ культуры.
Розанов - острый критик христианства. Он говорит о себе: "Сам-то я бездарен, но тема моя талантлива".
Это - тема пола, взятая как религиозная. Розанов разделяет религии на религии рождения и религии смерти. Юдаизм и языческие - религии рождения, этого апофеоза жизни, христианство - религия смерти. Тень Голгофы легла на мир и отправила радость жизни. *Тень либерализма легла на Россию...
Если благословлять жизнь и рождение, то надо освящать пол. Христианство пола гнушается. Христианин, в конце концов, приходит к мысли, что христианство - враг жизни. Он уже не видит, что последнее слово христианства не распятие, а Воскресение. Розанов за возврат к язычеству. Он хочет не столько преображения пола и плоти мира, сколько освящения их такими, какие они есть.
Но постановка вопроса была верной. Вопрос пола это вопрос об отношении к человечеству, проблема космологии и антропологии. *В конечном счёте - вопрос о сущности русской семьи, освящения её в новой (путинской) идеологии. Новая идеология призвана решить вопросы о браке как условия справедливого устройства общества...

Русская духовность совсем не противоположна плоти, телу, а противоположна необходимости, порабощённости человека социальным порядком.
В русском обществе былосильно ожидание эпохи Св. Духа. Мережковский говорил, что христианство не раскрыло "тайны трёх", то есть тайны общественности. У всех была взволнованность и искание. *Строй Троцкого-Сталина пресёк всякие искания аж до 60-х, когда они возобновились под маской фантастики, но были вновь пресечены к 70-м
Перед путинским обществом всё те же вопросы "русских мальчиков" о задачах русской культуры, о справедливом устройстве общества, о православной церкви как Третьей Ипостаси (Св.Духа)...

В русском ренессансе особая роль принадлежала поэзии. *В предренессансе 80-х - рок-поэзии...
Русская литература последнего века не создала Большого романа (*кроме "Мастера и Маргариты"), но создала замечательную поэзию. *В том числе впервые великую русскую женскую: Цветаева, Ахматова, Ахмадулина...
Это часть истории русских идейных течений.
Символисты, которыми были все, были в конфликте со старыми литераторами-реалистами. Идейный вождь символистов, Соловьёв, писал: "Всё, видимое нами, / Только отблеск, только тени". Символизм видит духовную действительность за этой видимой действительностью. Символ есть связь между мирами, знак иного мира в этом мире.
Символисты не верили в Христа. И это надо определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение. *Нынешнее русское поколение прельщено масс-культом и враждебно всякой духовной идее...
Правда символизма была в жажде красоты преображённого космоса. Белый говорит в своих воспоминаниях: "Символ "жены" стал для нас соединением неба с землёю, сплетаясь с учением гностиков".
В Ницше самое сильное влияние на русский Ренессанс, но не борьбой за аристократическую расу и культуру, а религиозной темой. Он воспринимался как мистик и пророк.
Поэзия символистов выходила за пределы культуры, это характерная черта русской поэзии. *Шестидесятники вообще за пределами культуры, скорее в пропаганде...
Соловьёв был для Блока и Белого окном, откуда дул ветер грядущего. Они чувствовали, что Россия летит в бездну. Подобно Достоевскому они чувствовали, что происходит внутренняя революция. Белый вспоминает, что ждали зорь, ждали восхода солнца Грядущего дня. Это была форма ожидания наступления эпохи Св. Духа. *Сегодня русская литература пока ослеплена восходом солнца либерального духа и не может дать "Героя нашего времени". Роман типа "В окопах СВО" даже и не задумывается. В Москве продолжается либеральный эстетический пир "во дни СВО"...
По словам Белого самое лучшее впечатление производил Блок, в нём было больше правдивости, чем у других. У него было чувство России и предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное: "Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар.". Его стихотворение "Скифы" пророческое, жуткое для людей Запада (*либералов): "Да - скифы мы! Да - азиаты мы / С раскосыми и жадными очами..." *Да, мы буряты и тывинцы мы...
Вячеслав Иванов был блестящей фигурой русского ренессанса. Это был человек больших знаний, на него влияли Шопенгауэр и Ницше. Поэзия его учёная, требующая комментариев. Он филолог и учитель поэтов. Его идеи менялись, он был: мистическим анархистом, православным, оккультистом, патриотом, коммунистом и кончил в Риме правым (*фашистом).
Он был насыщен великими культурами прошлого и жил их отражениями. Хотя он одно время проповедовал взгляды почти славянофильской, у него не было искания правды, характерного для Великой русской литературы.

Лев Шестов был человеком одной темы. Это был эллин, а не иудей. Его тема связана с судьбой личности, во имя которой он борется с общеобязательной моралью. Он хочет стать по ту сторону добра и зла. Само различение добра и зла для него грехопадение. Он противополагает древу познания добра и зла древо жизни. Его герои - люди, пережившие потрясения, это - Исайя, ап. Павел, Лютер, Достоевский, Ницше.
Бог Шестова не подчинён ни добру, ни разуму, никакой необходимости.
Шестов хочет философствовать как "подпольный человек" Достоевского. Опыт потрясения выводит подпольного человека из царства обыденности. *Потрясение СВО выводит русское общество и культуру из либерального обыденного царства...
Он стоял в стороне от основного русла русской мысли, но Достоевский связывал его с основными проблемами русской жизни: с проблемой личности и мировой ("социальной) гармонии.
Он искал веры, но не выразил этой самой веры.