Сергей Минаев : Deadушка Мороз

13:12  24-01-2006
Я четко представляю себе, как в 1941 году под Москвой глохли танки Гудериана и какой мистический ужас ощущала в 1812 году армия Наполеона, слушая, как в лесу хрустит ветками неожиданный союзник русских – МОРОЗ.

Совершая исторические экскурсы и описывая ту или иную ситуацию прошлого, мы непременно замечаем, что «безусловно, сегодня, когда человечество в своем развитии продвинулось настолько далеко от тех времен…». И это замечание каждый раз подчеркивает пафосное положение человека XXI века, живущего в царстве прогресса и доказавшего природе, что все на этой планете движется не по ее законам, но по необходимости и в угоду проживающим на ней людям. А природа, не имеющая собственных СМИ, которые могли бы рассказать людям о том, что их прогресс – полное фуфло, использует гораздо более простые и действенные инструменты доказательства своего полного превосходства: тайфуны, смерчи, ураганы, землетрясения, жару и мороз.
И каждое ее действие доказывает обратное – человек XXI века еще более не приспособлен к буйствам стихии, чем его давние предки. Он более изнежен, боязлив, безволен и больше склонен предаваться панике.
Возьмем нынешний московский мороз. Русский крестьянин 18-го века в своем зипуне в этакую стужу рубил дрова, ухаживал за скотиной, потом парился в бане и с вечера мог почти безошибочно предсказать завтрашнюю погоду, основываясь на закате или положении облаков. Современный житель, в особенности горожанин, в особенности москвич, совершенно лишен резистенции к стихийным бедствиям. У нас не заводятся машины, замерзают сотовые телефоны, сбоит Интернет, заклинивают двери в подъездах и мозги. От создавшейся ситуации мы с вами, дорогие читатели, практически падаем в обморок. И, надо заметить, есть от чего.
Московский фестиваль морозов «Зимушка-зима 2006» показал две вещи. Первое: городская инфраструктура слабо готова к происшествиям такого рода. Второе: мороз – хорошая отмазка для того, чтобы ничего не делать под официальным предлогом.

Получить справку или узнать что-либо в некоторых городских учреждениях весьма сложно. Отсутствие информации, задержку в исполнении списывают на морозы. Московские автосервисы, испытывающие атаку со стороны автовладельцев, чьи машины замерзли насмерть, попросту не отвечают на телефонные звонки. А когда люди, отбуксировавшие свои авто к дверям уполномоченных дилеров, пытаются решить проблему ремонта на месте, их немедленно начинают отпуливать в другие «официальные автосервисы» ввиду недельной очереди на починку. В других автосалонах, как вы понимаете, то же самое.

Кстати, о буксировке. Вы пробовали вызвать эвакуатор для перемещения собственной машины? Попробуйте. Эвакуаторы расписаны на неделю вперед, а те, что доступны, подняли цену за свои услуги вдвое. Как там было в военное время с теми, кто пытался извлекать сверхприбыли на товарах и услугах первой необходимости? Все объясняется нехваткой транспортных средств. Однако я собственными глазами наблюдал, как эвакуаторы вывозят автомобили в час ночи не только с главных магистралей города, где неправильно припаркованные машины создают помехи движению и очистке улиц, но и из малозначительных окрестных переулков. Мороз морозом, а порядок порядком. Жалко, что улицы не поливают. Для чистоты…

Городские такси, об обновлении парка которых так много говорилось, лишний раз доказывают, что:
а) мегаполис с населением более чем 10 миллионов человек нуждается не просто в обновлении, а в многократном увеличении автопарка;
б) брать на работу в диспетчерскую службу идиотов и хамов с тремя классами и двумя коридорами образования – смерти подобно. В прямом и переносном смысле, учитывая сегодняшнюю погоду.

Я, как человек предусмотрительный, для того чтобы отправиться в 9 часов 30 минут вечером из точки А в точку Б, заказываю такси за три часа (т.е. в 18.00) с пометкой «без опозданий». В 21.15 звонит мобильный, сообщающий мне, что машина опоздает минут на десять ввиду пробок. Жду. В половине десятого мне звонят еще раз и сообщают, что машины мне найти не удалось и диспетчерская продолжает поиски. Предлагают подождать еще двадцать минут. Опять жду. Перезваниваю через двадцать минут сам и вежливо осведомляюсь о своих перспективах, на что получаю ответ:
– Что вы, в самом деле, как маленький, заказов много, морозы стоят, будете ждать в течение сорока минут?
– Я машину заказал за три часа, специально с пометкой «не опаздывать», чтобы вы заранее там у себя все внесли в график.
– Нет у нас никакого графика, вам же уже звонили два раза, говорили, что машины нет, что вы еще хотите?
– А вы заказы, поступившие заранее, не планируете?
– Мы вообще ничего не планируем.
– Почему?

– Морозы. Ладно, вы тут всю диспетчерскую отвлекаете. Ждать будете еще сорок минут?
Соглашаюсь, параллельно вызывая другое такси. Еще через час получаю звонок из первой службы, сообщающей мне, что такси, возможно, будет через двадцать минут. Я говорю, что я уже заказал другое такси и если вы приедете первыми, то поеду с вами. Начинается торговля с аргументами, что «мы вам вообще ничего не пришлем и внесем в черный список абонентов. Вы сами такси у нас заказали, а теперь в другие фирмы обращаетесь, что, к вам весь город поедет?» То, что я жду почти пять часов, уже не упоминается. В тот вечер я все-таки доехал. На следующий день слышу от знакомых аналогичные истории. Срок ожидания такси – три-четыре часа. Хорошо, если вы проведете их в тепле.

Мороз оказался отличным подспорьем для депутатов городской думы, ратовавших за принятый закон об ограничении продаж спиртного в магазинах с восьми утра до одиннадцати вечера. Вчера, по телевизору, кто-то из депутатов очень хорошо сказал: «…понимаете, вот закроют все алкогольные отделы рядом с вашим домом в одиннадцать часов и люди замерзать перестанут. Представьте, сколько случаев – купил водки, выпил, пошел домой – и заснул на морозе насмерть». Круто, да? О том, сколько людей снова начнут травиться самопальным алкоголем, техническим спиртом и прочей бодягой, почему-то умалчивается. Понятно, что морозы спадут, а цены на спиртное вследствие новой политики обязательно поднимутся, так как очевидно, что получение разрешения на ночную торговлю (на усмотрение префектуры) сопряжено с новыми затратами.

Из хорошего. Мороз очистил дороги. Днем в любую точку Москвы можно доехать на машине (если у вас все-таки завелась) в два раза быстрее, чем в обычные дни, что удобно. Дети не ходят в школу, а многие сотрудники западных компаний – на работу. Последних понять можно. Несмотря на то что они живут и работают в Москве, читают и собственные СМИ. А иностранные СМИ отрапортовали, что температура в Москве на уровне минус сорока градусов. Прессе надобно верить, особенно собственной. Иногда она смотрит ярче, чем собственные глаза.

Морозы лишний раз доказали, что Москва – отдельное государство. Каждую зиму во многих регионах России замерзают люди, лопается паровое отопление и гаснет свет, что не мешает ответственным за индустрию чиновникам кататься на лыжах и посещать экономические форумы. В этот раз газеты сообщают, что граждане, ответственные за топливно-энергетический комплекс (в том числе Анатолий Чубайс), не поедут в этом году на экономический форум в Давосе «ввиду случившейся в России (читай – Москве) метеообстановки». Воистину ехать некуда, за нами – Москва. Последнее меня, как москвича, не может не радовать. Как гражданина России – наводит на размышления.

И напоследок. Все-таки мы живы. Несмотря на погоду, мертвые машины, отсутствие эвакуаторов и чиновников на рабочих местах. А это значит, что людей, способных жить и работать в подобных условиях, в жизни мало. И это заставляет смотреть в будущее с оптимизмом. А мороз – это не навсегда. Наверное… Бррр!..