godsayit : Дерьмовая работа. Эпизод 6. Часть 8.
12:58 22-02-2006
Вчера с утра шел снег, а потом небо просветлело. Белые сугробы слепили глаза, солнце припекало. Бездомные собаки выбирались из своих зимних укрытий, устраивались поближе к люкам теплотрасс и, жмурясь, подремывали.
Кирилл, обогнув покрытую толщей снега клумбу, вышел на мощеную, почищенную дорожку, ведущую прямо к местной школе. Школа представляла собой трехэтажное здание из красного кирпича с большими окнами с мутными стеклами. Над покрашенным в зеленый цвет крыльцом висел плакат с надписью: «Добро пожаловать!». Внутрь Кирилл попал без проблем, никакой охраны или просто бабушки подле двери не было. Даже в гардеробе было пусто, только вдалеке, в конце уходящего от фойе коридора, суетились школьники. В фойе было тепло, по стенам висели фотографии, расписания занятий и поделки младших классов.
Оглядевшись, Кирилл направился в сторону кабинетов первого этажа, которые располагались чуть правее, и найдя там, на одной из дверей, табличку: «завуч», постучался.
- Да, да – послышался волевой громкий женский голос – войдите.
- Здравствуйте! – Сказал Кирилл, входя – Не подскажете, где я могу найти Элизарову Надежду?
- Здравствуйте! А вы, собственно…
Кирилл торопливо залез за пазуху и извлек удостоверение. Завуч поднялась, подошла к нему, взяла в руки ксиву.
- Москва? А что вам здесь нужно? Мне хотелось бы знать заранее, к чему готовится.
- Готовиться ни к чему не надо. Я врач, меня интересуют некоторые ученики… точнее один. Я готовлю отчет для руководства о становлении личности преступника в школьном возрасте.
- Но я не думала, что у врачей есть…
- Ксива? – Кирилл улыбнулся – Я в штате, на должности эксперта, в звании майора, но сейчас больше научной деятельностью занимаюсь, навроде таких вот докладов.
- Понятно. А какой именно ученик вас интересует?
- Крымский Ренат.
Завуч помотала головой, внезапно погрустнев, видимо, это имя и фамилия была ей очень знакома, и не с положительной стороны.
- Сложный был ребенок. Что с ним? Он в тюрьме?
- Нет. С чего вы взяли? Впрочем, есть вероятность, что он там окажется в скором будущем.
- Хорошо, я не буду задавать больше вопросов. Пойдемте.
Они вышли и поднялись на второй этаж. Встав перед двести третьим кабинетом, женщина остановилась.
- Надежда в этом кабинете, у нее сейчас «окно». Надеюсь, все будет в порядке… Не знаю, что уж там Ренат натворил, но все-таки он был нашим учеником…
Кирилл ничего не ответил, просто кивнул и, дернув за дверную ручку, вошел в кабинет. Внутри было тихо и ни души, кроме молодой женщины, пишущей что-то в классном журнале. Когда он вошел, женщина вздрогнула, хотела было что-то сказать, но промолчала.
- Добрый день – сказал Кирилл.
- Здравствуйте… – выговорила она – Вы ко мне?
- Да, к Вам – ответил Кирилл, показывая удостоверение – Я хотел бы задать вам несколько вопросов. Это не займет много времени.
- Что-то случилось? – учительница всполошилась, закрыла журнал и поднялась.
- Не волнуйтесь, речь пойдет о прошлом. Давайте присядем.
Надежда кивнула, и они сели за парту. Кирилл повернул свой стул чуть боком, чтобы видеть ее.
- Меня интересует ваш бывший ученик – Ренат Крымский.
- Я так и знала, прямо чувствовала… Вспоминала о нем вчера. Что случилось?
- Да ничего не случилось, успокойтесь. Мне необходима информация об этом человеке. Просто опишите его. Каким он был в школе?
- Что же… Когда я пришла в школу, он был в девятом классе, который так и не закончил. Ушел, недоучившись, и больше я о нем ничего не слышала. Но за этот год я успела его узнать сполна. Я не проработала и месяца, как ко мне пришли с беседой из милиции. Они хотели предупредить меня. Ренат был забитым мальчиком, именно забитым; если я подходила к нему во время того, как он списывал на контрольной, и окликала, он вздрагивал и зажимался так, как будто я сейчас ударю его, как будто это для него привычка – бояться. В то же время его никто не обижал. Я долго не могла понять, почему. Таких, как он, наоборот истязают, дети очень жестоки, и если показал слабость характера то все. Но однажды, проходя по коридору, я наблюдала такую картину. Ребенок более старшего возраста подошел к Ренату и отпихнул его, просто так, тот стоял у него на пути, копался в портфеле. Я остановилась и хотела помочь Ренату, заступиться за него, но он в ту же секунду со всего маху ударил старшеклассника портфелем в затылок, да так сильно, что тот упал, чуть не потеряв сознание. Мы не стали вызывать врача или милицию, но после того случая я стала смотреть на него иначе. Даже залезла в личное дело. Хотя мы имеем право это делать, но редко пользуемся им. Оказалось, как часто бывает в таких случаях, что мальчик из неблагополучной семьи. Но это… как бы вам сказать? С нашей точки зрения она неблагополучная. А наша точка зрения очень субъективна. Нет, они не бедствовали, хотя и не были богаты. Никто из родителей не пил более чем необходимо, то есть чаще, чем на праздники и торжества. Дело было в другом. Его мать - строгая, а порой жестокая женщина, - унижала сына, била его и всячески притесняла. У нас город маленький, а тем более что в эту школу ходят только те, кто здесь живет, неподалеку, поэтому мы в принципе все про всех знаем. Вот и до меня начали доходить разговоры о том, что происходит в их доме. Отец же его к воспитанию сына подходил совсем иначе, но авторитет матери никогда под сомнение не ставил. Она была, пожалуй, одной из немногих, мнение которых для него было непререкаемо. Отец Рената был ярый националист. Он воспитывал его в ненависти к другим расам, да и вообще к людям. Давал сыну физическую подготовку, тренировался с ним в спортзале, где и работал тренером по волейболу. Но на волейболистов его воспитанники совсем не походили, я тогда даже названия «скинхеды» не слышала. Все еще помню удивлялись, что занятия за закрытыми дверями проходили… Вот так вот и истощили родители психику ребенка. С одной стороны унижение, с другой вознесение. Но рос он скорее трусом, чем героем (даже если отрицательным), и компенсировал свою трусость внезапной агрессий, во время которой личность и параметры оппонента для него значения не имели, так его отец учил. А потом открылось… В общем, он убивал животных. Живодером был. И если по началу убивал бродячих псов или кошек бездомных, то в один момент он случайно истерзал домашнюю собаку. Просто хозяин ее отпустил погулять, а она потерялась, и тут Ренат ее и поймал.
- А как же его поймали? Откуда известно, что это было его рук дело?
- Я же говорила, что тут все про все знают, взрослые все про взрослых, а дети про детей. Все знали, что творит Ренат, и когда у одного мальчика пропала собака, а потом ее нашли зверски убитую: он переламывал животным хребет, а потом обездвиженных, но еще живых, разрезал… – Надежду передернуло и она сбилась, опустила глаза.
Но Кирилл не стал ничего говорить, просто выждал, когда учительница снова продолжит.
- Короче говоря, сын хозяина собаки сразу понял, кто это мог быть и указал на него. Рената поймали и забрали в милицию. Но организация, в которую входил, а, по сути, руководил, отец Рената была могущественна, такие уж были тогда настроения в обществе, и ребенка (даже странно, что мы говорим о ребенке) освободили, а скандал замяли. Такой вот это был мальчик. Это в принципе все, что я знаю о нем, потому что вскоре он покинул стены школы и более я его не встречала. Его родители… Мать умерла от рака, причем говорят, что она уже давно знала и боролась с недугом в одиночку, может от сюда ее злость и ненависть, а отец погиб. Его убили и убийцу так и не нашли, хотя при его интересах и деятельности этого вполне стоило ожидать.
В дверь постучали, и в открытый проем просунулась мальчишечья светловолосая голова.
- Надежда Александровна, – спросил мальчик – можно заходить?
- Сейчас, Андрей, – улыбнулась она – минуточку подождите за дверью.
- У меня урок, - обратилась она к Кириллу – можно попозже продолжить.
- Да нет, я думаю, что мне уже Вас не стоит мучить воспоминаниями. Спасибо вам большое!
Кирилл встал и направился к двери.
- Извините, - остановила его учительница – если понадобится, я напишу о нем положительный отзыв, если это ему поможет. Все-таки он был не такой плохой, просто немного запутался.
- Хорошо, я позвоню Вам, если что. До свидания!
За дверью стояла орава детей, но они не галдели, а, напротив, вели себя тихо и собранно, только некоторые перешептывались, остальные распихивали по карманам бумажки или, впившись глазами в учебник, что-то зубрили.
А на улице было все так же солнечно и красиво, не то, что сегодня. Сегодня весь день было пасмурно и, как будто, угрюмо.
Кирилл привстал из кресла, заприметив в начале дома знакомую фигуру, неторопливо бредущую, уходящую в даль, по засыпанному снегом тротуару. Вечер был совсем близко; вечер, которого он ждал так долго.