Rolex : Оружейный барон. Драма антигероя, без морали.

23:48  06-03-2006
От режиссёра фильма, Эндрю Никкола, который слажанул 2 фильма: "Симона" (2002) и "Гаттака" (1997) и сценарировал ещё "Терминал" (2004) и "Шоу Трумэна"(1998) я ничего хорошего изначально не ожидал. Кроме того, подвело предварительное чтение отзывов от всяких хорошистов и любителей экшна. Которые в один голос говорили что фильм – говно и waste of time. Например, на сайте радио Маяк : <…единственная внятная идея, ради которой снимали этот фильм, заключается в следующей фразе: "Правительства некоторых стран являются основными торговцами оружием, а если они официально не могут кому-то поставлять вооружение, на первый план выходят люди, подобные Орлову". Ну да, так и есть, а это что - гениальное открытие? Ради этого нужно было снимать целый двухчасовой фильм? Потому что, по сути, больше в картине ничего нет. Как только начинается более или менее интересный эпизод - завоевывание Орловым Эвы, его маневры по уходу от Интерпола, - режиссер тут же быстро его сворачивает, как будто испугавшись, что кино потеряет легкий флер зеленой тоски. Удачные эпизоды тоску слегка разгоняют, но, к сожалению, ненадолго>

Честно говоря, я слегка сомневаюсь что автор этой рецензии смотрел фильм с открытыми глазами. Фильм очень хорош, со всех точек зрения. Но давайте по порядку.

<Об чём, собс'но, фильм?>
Фильм повествует о быстром становлении маленького человека Крутым Падонком. В этом он похож, например, на "Лицо со шрамом" – иммигрант находит своё место в мире криминала и становится Большим Боссом. В данном случае речь идёт о Юрие Орлове (Николас Кейдж), украинском иммигранте из Нью-Йорка, который, волей обстоятельств, заделывается торговцем оружием. Сначала он продаёт в розницу УЗИ гопникам. А потом его бизнес приобретает такой размах что, по его собственным словам, он продаёт пушки "всем армиям, кроме Армии Спасения". Бу-га-га! Интерпол (в лице агента Джека Вэлентайна – Итон Хок) вначале безуспешно пытается его поймать, а поймав - безуспешно пытается посадить.

<Мораль>
Фильм начинается с замечательных слов главного героя, сказанных, неспеша затягиваясь сигаретой и улыбаясь, на фоне объятых огнём хижин и устланной гильзами земли: "В мире 550 миллионов единиц стрелкового оружия. То есть одна пушка на 12 человек. Вопрос в том, как нам вооружить остальных 11? " То есть, по этой первой фразе фильма нормальный человек д-о-л-ж-е-н понять, что это не морализаторское кино, и не исповедь протагониста а-ля "как я был полным говном а потом стал ангелом". Это цинично-ироничный фильм об антигерое, который показывает процедуру торговли оружием с небольшими оффтопиками насчёт человеческо-бытовых отношений главного героя – Юрия Орлова. Здесь ещё одно важное обстоятельство: окружение Орлова по ходу фильма – сплошь дерьмо. Дерьмо – его брат, который кидает Юрия из-за кило кокса; дерьмо – его жена, которая подстилается под деньги и бриллианты от Тиффани&Ко; дерьмо – его родители, которые наслаждаются благополучием не вопрошаясь откуда такие бешенные бабки у их сына; дерьмо – высокопоставленный армейский родственник Юрия из Украины, который торгует казённым вооружением по схеме "купи 6 танков и получи 7-ой в подарок!"; и уж точно дерьмо все деловые партнёры Орлова: повстанцы, диктаторы, фанатики, патриоты, борцы за свободу и прочая кровожадная мразь. Даже один-единственный светлый персонаж фильма: агент Интерпола Джек Вэлентайн – и тот не может называться героем в полном смысле. Потому что его легавая принципиальность, нежелание плюнуть на Закон чтобы засадить Орлова (чем последний активно пользуется) выливаются в задержку, которая стоит жизни очень многим невинным людям.
Вообще, надо подчеркнуть, (анти)герой Орлов представлен в фильме морально нейтрально – фильм "про" него, не "за" него и не "против" него. Вывод каждый делает сам за себя. Кстати, заканчивается кино констатацией факта, что самыми большими торговцами оружия являются США, Россия, Китай, Англия и Франция – которые по совместительству приходятся постоянными членами СовБеза ООН. Кто хочет – может поразмышлять над этим.

<Текст>
Охуенный рецензеписец срадио (в данном случае именно слитно) "Маяк" говорит нам также, что "Из элементов, которые интересны русскоязычным зрителям, - несколько корявых фраз, произносимых Кейджем в течение фильма…" Друзья, если хотите – прочтите этот шыдэвр кинокритики на http://www.radiomayak.ru/schedules/11824/26177.html и сравните его язык с "корявыми фразами, произносимыми Кейджем в течение фильма". Эти фразы носят в себе дух всего фильма. Среди них:
- Продавать пушку в 1 раз – это как первый секс. Это интересно, но ты понятия не имеешь что делаешь. И, так уж повелось – всё заканчивается слишком быстро;
- Хвала Господу, есть ещё законные способы эксплуатировать развивающиеся страны. Единственная проблема честных денег – слишком многие пытаются их заработать;
- Некоторые из самых успешных отношений заложены на лжи и обмане. Поскольку этим всё, так или иначе, обычно заканчивается – почему бы с этого не начать?;
- Я продаю (оружие – R.) левым и правым. Я продаю пацифистам, но это клиенты которые не отличаются постоянством;
- Мне нравилось работать в Афганистане. Но я не продавал Усаме бин Ладену. Не из-за моральных ограничений – просто он не предлагал наличку.
А некоторые цитаты имеют прям-таки библейский шарм:
- Говорят, 'Зло торжествует когда праведники бездействуют'. Но надо говорить проще - 'Зло торжествует';
- Знаете кто унаследует мир? Торговцы оружием. Потому что остальные слишком заняты убивая друг-друга.
Не знаю, мне текст фильма понравился в особенности.

<Экшн>
Насчёт "фильм скучный". Если для поклонников творчества Чака Норриса или трилогии про Индиану Джонса – беспезды, ребята, скушно што фтопку! А для остальных, думаю, будет зачот. Фильм начинается с забавного ролика который можно назвать "Жизнь одного контрабандного патрона": с момента производства, контрабандных мытарств по миру и до фтыкания в бошку молодого африканского борца за справедливость. Есть напряжённые сцены связанные с преследованием Интерполом под завязку забитых оружием кораблей и самолётов. Есть жуткие сцены межплеменного африканского геноцида, гниющих трупов у порогов гостиниц, детей с оторванными конечностями которые спрашивают Орлова: "Дядя, а ручка-то моя отрастёт?", глюков от приёма кокса смешанного с порохом… Словом – куча крутых картинок и реального действия.

<Заключение>
Фильм максимально понравился. Чтобы объяснить почему, зацитирую снова Юрия Орлова: " Говорят, 'Зло торжествует когда праведники бездействуют'. Но надо говорить проще - 'Зло торжествует' ". Так вот – мне понравилось, как я уже походя намекал, что это фильм без единого праведника. Ненавижу праведников. "Нет праведного ни одного" – лейтмотив фильма. И мораль в нём – для каждого своя. Маст си хотя бы поэтому.