Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Кино и театр:: - В. Сорокин: «Теллурия». Прощальный поклон?

В. Сорокин: «Теллурия». Прощальный поклон?

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 13:45  04-11-2013 | Na | Просмотров: 1898]
(Сорокин В. Теллурия: Роман. — М.: АСТ: CORPUS, 2013/ — 448 c/)

Последний роман Владимира Сорокина так полон, так переполнен им самим, что дальше, кажется, автору остается лишь поклониться и меланхолично покинуть сцену под бурные, но непродолжительные аплодисменты.

Его «Теллурия» — роман о будущем, погрузившемся в средневековье: Русь раздроблена, Европа сражается с ваххабитами, а затерянная в алтайских горах патриархальная Теллурия поставляет теллуровые гвозди сражающимся сторонам (тот, кто вбил гвоздик в башку себе, становится пассионарием). Президент Теллурии Жан-Франсуа Трокар погружен в гламурный бедлам раболепия окружающих и смахивает стилем жизни и стилем общения с пиплом на нашего неизбывного ВВП.

Забавней всего, что чиновникам разных уровней этот опус понравился и вовсе не показался антиутопией (то есть, «страшилкой»). Напротив, все здесь вроде как чинно-благородно, тепло-узнаваемо и вселяет лично в них большую бытовую надежду.

Они угадали верно. Антиутопия по духу своему мрачна, «Теллурия» Сорокина — озорно пародийна, тотально насмешлива. Автор смеется над историей и литературой (над извечной ее претензией выдать выдумку за реал), над собой как автором и над самой природой человеческой. Если в его «ледяной» опупее люди уподоблены «мясным машинам», то здесь они уже чисто доски, в которые пассионарные плотники (привет ремеслухе: масонам-каменщикам и сыну плотника!) вгоняют теллуровый гвоздь готовой на всё мечты.

«Теллурия» — это также «сорокиновиана», энциклопедия тем, образов, источников вдохновения, придумок, штампов и самоповторов писателя Владимира Георгиевича Сорокина, которого, наконец, критика признала ведущим прозаиком страны.

Когда-то Сорокин говорил, что суть его таланта состоит в использовании чужого стиля, а собственного стиля у него, дескать, нет. Не знаю, как насчет стиля, но свой мир он за тридцать лет неустанного творчества создал: мир узнаваемый, предсказуемый, развивавшийся от опуса к опусу, а в последних вещах откровенно тиражирующий себя. Авторская саморефлексия, граничащая уж и с самопародией, в «Теллурии» доведена, кажется, до своего логического предела. Куда уж дальше?

Роман, состоящий, по сути, из новелл-пастишей (типа сорокинского же «Пира»), ну очень хорош своим неутомимым разнообразием, забавной гротесковостью, прозрачным и метким языком во всех его стилевых изводах. Если Сорокина с кем и стоит сравнивать из наших классиков, так это с Салтыковым-Щедриным. Зацените:

Москва — «это сочетание приторности, нечистоплотности, технологичности, идеологичности (коммунизм + православие) и провинциальной затхлости».

Или:

«Но здесь наконец к власти пришла мудрая команда во главе с невзрачным на первый взгляд человеком. Он оказался великим либералом и психотерапевтом. На протяжении полутора десятка лет, непрерывно говоря о возрождении империи, этот тихий труженик распада практически делал все, чтобы труп (прежней Российской-советской империи, — В. Б.) благополучно завалился. Что и произошло. После чего в распавшихся кусках красавицы затеплилась другая жизнь».

Жестокая трезвость автора, впрочем, не несет в себе ничего, так сказать, ниспровергательского, «призывного». Постмодернюга Сорокин предлагает нам пустой поместительный чемодан, оклеенный знакомыми этикетками, а укладку пусть читатель делает сам — сам с этим вализом в известное место и катится.

Это уже какая-то постмодернистская пост-усталость, переходящая в нервный, но сытый смешок. И да, Сорокин достиг поставленной в начале 00-х цели: высококачественная попса. Поздравляем!

Но рады ли мы, многолетние поклонники, этому достижению мастера?

Иные говорят: вот, мол, накатал Терехов толстенный томище «Немцев», а Сорокину для выражения этого же три предложения понадобилось. Неверно! Мера отстраненности авторов в отношении материала принципиально разная. Нынешние «30-летние» очень пекутся о сопереживании читателя, они в жизни, они в теме, а Сорокину довольно от читателя и улыбки авгура.

Просто 30-летние литературные «пацаны» на что-то еще надеются для страны, для себя (как люди, как граждане), а Сорокин… Но он ведь 1956 года рождения — чего ж вы хотите?..

Всем «ихним» надеждам он лишь улыбается…

3.11.2013



Теги:





0


Комментарии

#0 17:24  04-11-2013Рабонах    
понял что надо читать. потому что автор туману напустил.
#1 17:25  04-11-2013Лев Рыжков    
Хорошая книжка. Но утомила к концовке))
#2 17:42  04-11-2013Шизоff    
да есть у Сорокина стиль. компиляторский от рождения. на нём он и едет. мысли же его и выдумки - скучны как ёбаная срань окружная.
#3 18:05  04-11-2013Шева    
Зачтем-с.
#4 20:11  04-11-2013Санитар Федя    
голубое сало -говнецо...но эту антиутопию несомненно надобно прочесть
#5 21:07  04-11-2013bjakinist.    
Теллурия в своем роде совершенство по-сорокински. По-новосорокински, попсюково.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
ПОЧЕМУ НУЖНО ВСЕ БРОСИТЬ И СРОЧНО СМОТРЕТЬ ВСЕ СЕРИИ ПОДРЯД ЭТОГО СЕРИАЛА?

Не нужно. Сериал, как джин-тонник. Его стоит потягивать медленно до возникновения в голове объёмной картинки. Именно объёмная картинка способствует погружению, а не быстрый просмотр всех серий....
20:18  15-04-2024
: [4] [Кино и театр]

Сбылось пророчество Данелии
И пепелацы до сих пор
Мы производим как изделия,
Но гравицапу кто-то спёр.
И в наше время цветовая
Дифференциация штанов
Народ наш чётко разделяет
На бандерлогов и чинов.
Два раза "Ку!" кричим, пацаки,
Пока визатор не утих,
Наденьте быстро маски (цаки),
Не то с гвоздями вам эцих!...
17:27  13-04-2024
: [3] [Кино и театр]
Я терпеть не могу кабаки,
Но с тобою — всегда по-другому.
С той поры, как мы стали близки,
Я на благо служу алкопрому.
Я тащусь с обнажённости плеч
И когда ты поешь Касабланку.
Ты алмазам немыслимых встреч
Придаёшь бриллианта огранку....
17:25  13-04-2024
: [7] [Кино и театр]
1. Живой

Там, где кончается свет
В тёмном тоннеле, и сон
Песней последнею спет,
Люк открывает Бессон.

Лезет в подвал, где неон
Улиц, сирены «Пежо»,
Аркой выходит Леон,
Неуловимый пижон.

Прячет Матильда цветок,
Ищет глазами в толпе
Стэнсфилда....
11:44  11-04-2024
: [2] [Кино и театр]
Сегодня день освобождения узников фашистских концлагерей.

...
Память умирает. Память в коме.
Я совру, когда скажу, что нет.
Я не знал… нет, я забыл твой номер.
Время стёрло с кожи тёмный след.

Мне уже, наверное, не вспомнить,
Был ли, вообще, с тобой знаком....