Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - В. Сорокин: «Теллурия». Прощальный поклон?

В. Сорокин: «Теллурия». Прощальный поклон?

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 13:45  04-11-2013 | Na | Просмотров: 1008]
(Сорокин В. Теллурия: Роман. — М.: АСТ: CORPUS, 2013/ — 448 c/)

Последний роман Владимира Сорокина так полон, так переполнен им самим, что дальше, кажется, автору остается лишь поклониться и меланхолично покинуть сцену под бурные, но непродолжительные аплодисменты.

Его «Теллурия» — роман о будущем, погрузившемся в средневековье: Русь раздроблена, Европа сражается с ваххабитами, а затерянная в алтайских горах патриархальная Теллурия поставляет теллуровые гвозди сражающимся сторонам (тот, кто вбил гвоздик в башку себе, становится пассионарием). Президент Теллурии Жан-Франсуа Трокар погружен в гламурный бедлам раболепия окружающих и смахивает стилем жизни и стилем общения с пиплом на нашего неизбывного ВВП.

Забавней всего, что чиновникам разных уровней этот опус понравился и вовсе не показался антиутопией (то есть, «страшилкой»). Напротив, все здесь вроде как чинно-благородно, тепло-узнаваемо и вселяет лично в них большую бытовую надежду.

Они угадали верно. Антиутопия по духу своему мрачна, «Теллурия» Сорокина — озорно пародийна, тотально насмешлива. Автор смеется над историей и литературой (над извечной ее претензией выдать выдумку за реал), над собой как автором и над самой природой человеческой. Если в его «ледяной» опупее люди уподоблены «мясным машинам», то здесь они уже чисто доски, в которые пассионарные плотники (привет ремеслухе: масонам-каменщикам и сыну плотника!) вгоняют теллуровый гвоздь готовой на всё мечты.

«Теллурия» — это также «сорокиновиана», энциклопедия тем, образов, источников вдохновения, придумок, штампов и самоповторов писателя Владимира Георгиевича Сорокина, которого, наконец, критика признала ведущим прозаиком страны.

Когда-то Сорокин говорил, что суть его таланта состоит в использовании чужого стиля, а собственного стиля у него, дескать, нет. Не знаю, как насчет стиля, но свой мир он за тридцать лет неустанного творчества создал: мир узнаваемый, предсказуемый, развивавшийся от опуса к опусу, а в последних вещах откровенно тиражирующий себя. Авторская саморефлексия, граничащая уж и с самопародией, в «Теллурии» доведена, кажется, до своего логического предела. Куда уж дальше?

Роман, состоящий, по сути, из новелл-пастишей (типа сорокинского же «Пира»), ну очень хорош своим неутомимым разнообразием, забавной гротесковостью, прозрачным и метким языком во всех его стилевых изводах. Если Сорокина с кем и стоит сравнивать из наших классиков, так это с Салтыковым-Щедриным. Зацените:

Москва — «это сочетание приторности, нечистоплотности, технологичности, идеологичности (коммунизм + православие) и провинциальной затхлости».

Или:

«Но здесь наконец к власти пришла мудрая команда во главе с невзрачным на первый взгляд человеком. Он оказался великим либералом и психотерапевтом. На протяжении полутора десятка лет, непрерывно говоря о возрождении империи, этот тихий труженик распада практически делал все, чтобы труп (прежней Российской-советской империи, — В. Б.) благополучно завалился. Что и произошло. После чего в распавшихся кусках красавицы затеплилась другая жизнь».

Жестокая трезвость автора, впрочем, не несет в себе ничего, так сказать, ниспровергательского, «призывного». Постмодернюга Сорокин предлагает нам пустой поместительный чемодан, оклеенный знакомыми этикетками, а укладку пусть читатель делает сам — сам с этим вализом в известное место и катится.

Это уже какая-то постмодернистская пост-усталость, переходящая в нервный, но сытый смешок. И да, Сорокин достиг поставленной в начале 00-х цели: высококачественная попса. Поздравляем!

Но рады ли мы, многолетние поклонники, этому достижению мастера?

Иные говорят: вот, мол, накатал Терехов толстенный томище «Немцев», а Сорокину для выражения этого же три предложения понадобилось. Неверно! Мера отстраненности авторов в отношении материала принципиально разная. Нынешние «30-летние» очень пекутся о сопереживании читателя, они в жизни, они в теме, а Сорокину довольно от читателя и улыбки авгура.

Просто 30-летние литературные «пацаны» на что-то еще надеются для страны, для себя (как люди, как граждане), а Сорокин… Но он ведь 1956 года рождения — чего ж вы хотите?..

Всем «ихним» надеждам он лишь улыбается…

3.11.2013



Теги:





0


Комментарии

#0 17:24  04-11-2013Рабонах    
понял что надо читать. потому что автор туману напустил.
#1 17:25  04-11-2013Лев Рыжков    
Хорошая книжка. Но утомила к концовке))
#2 17:42  04-11-2013Шизоff    
да есть у Сорокина стиль. компиляторский от рождения. на нём он и едет. мысли же его и выдумки - скучны как ёбаная срань окружная.
#3 18:05  04-11-2013Шева    
Зачтем-с.
#4 20:11  04-11-2013пупО4ек    
голубое сало -говнецо...но эту антиутопию несомненно надобно прочесть
#5 21:07  04-11-2013bjakinist.    
Теллурия в своем роде совершенство по-сорокински. По-новосорокински, попсюково.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
16:50  12-04-2017
: [11] [Кино и театр]
Её звали Муруам - Аннет. По родословной.
В жизни, конечно, никто так её не называл. Разве что при гостях, в шутку.
А обычно звали так, как и положено звать кошку, коротко и ясно - Мура. Белая персидская красавица. С настоящим кошачьим характером: игривая, шкодливая, хитрая, умная....
13:17  29-03-2017
: [11] [Кино и театр]
Представьте себе, что вы девушка.
Да не смущайтесь притворно, это легче и проще, чем вы думаете.
Да и нет в этом ничего зазорного. Вы же не демонстрируете свои стринги, высоко задирая ноги в «Мулен Руж», вы не в школьной раздевалке для мальчиков, вы еще не плюёте ни на чьи могилы, а вы всего лишь в кинотеатре....
10:52  25-03-2017
: [18] [Кино и театр]
Бытует истина простая,
В ней ошибиться не боюсь:
Имеет каждый житель Рая
Отличный музыкальный вкус.

И неизменно Белый Кролик,
Звёзд, обожаемых людьми,
Ведёт в загробные гастроли
Из "Клуба Двадцати Семи".

И там, усевшись одесную
Творца, что дарит Свет во мгле,
Играют те, кого вживую
Нам не услышать на Земле....
19:49  09-03-2017
: [4] [Кино и театр]

- 5 -

Небо было низким, грязно-серым, как потолок в вокзальном туалете. Ветер выдувал остатки тепла из-под куртки. Алексей шёл, покачиваясь и тяжело дыша, время от времени его сотрясал глубокий, выворачивающий кашель. Вокруг во все стороны простиралась всё та же окраинная хмурь, подсвеченная далёким заревом....
09:22  08-03-2017
: [3] [Кино и театр]
- 4 -

Лифт распахнул пластиковую пасть, и Алексей шагнул внутрь. Зажал под мышкой бутылку с минеральной водой, надавил на единицу. Створки сомкнулись, и кабина с еле слышным гудением поползла вниз.
Это был какой-то бизнес-центр, куда он забрёл, чтобы не сидеть в чужой, пропитанной сыростью квартире....