¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

’ (cenzored):: - ќ доблест€х, о подвигах, о славе.

ќ доблест€х, о подвигах, о славе.

јвтор: »горь √урьев
   [ прин€то к публикации 01:40  08-06-2006 | Ѕывалый | ѕросмотров: 311]
ќ доблест€х, о подвигах, о славе. √лава из трактата, еще не опубликованна€, кажетс€.

 ак читателю совершенно €сно из предыдущей главы (ее € здесь не публикую пока. Ц ».√.), то, что есть в искусстве нетленного и, так сказать, совершенного, есть заслуга и доблесть не художника, а неназываемых мною высших сил, помощи которых он сподобилс€. »менно на это и клюет искусствообожатель, культурпоклонник, на то Ѕожественное, что выразилось в искусстве, и это плен€ет восторгател€. » против этого возразить нечего.
Ќо восторгатель приписывает это исключительно таланту художника, то есть приписывает человеку, который сделал это, и отсюда рождаетс€ это неуклюжее поклонение, обожание и обкумиривание этого человека. ј если бы обожатель понимал, что это заслуга не художника, но высших сил, то он, наверно, так себ€ бы не вел. ќн бы рассуждал, что это высшие силы приоткрылись ему в том или ином произведении искусства через художника, но не художник создал это все сам по себе, как таковой, как свой собственный. » тогда бы все стало на свои места.
Ќо то, что он верно чувствует присутствие Ѕожественного в искусстве, это надо сказать пр€мо: верно чувствует. Ќо чувствует-то чувствует, а расклада не понимает. ќттого и происходит вс€ трагикомеди€ обожателей искусства, искусстволюбов и культурпоклонников вообще. Ћюб€т они ущербной любовью выдающихс€ художников и гениев особенно.
Ќо с гени€ми тоже не все так просто. ѕон€тие гени€ как гени€ всех времен и народов, как человека, им€ которого стыдно не знать культурному человеку, сложилось в XIX веке, когда начали складыватьс€ системы массовой информации и разные общемировые культурные движени€. ќно некритически было перен€то ’’ веком как само собой разумеющеес€.
јх, если бы было не так! ≈сли бы прошловековое пон€тие гени€ было воврем€ осме€но и принижено, то скольких бы катастроф в нашем веке мы не досчитались, со сколькими неубитыми людьми познакомились! »бо вол€ к власти и желание стать всемирно известным политическим гением руководила действи€ми таких фанатиков, как Ћенин, √итлер и р€д других. ≈сли бы в общественном сознании не было заложено интенции поклонени€ гению, то никто бы им не поклон€лс€ и никого бы они за собой не увлекли в свои преступлени€.
Ќормальный же гений, как понимал эту проблему Ўефтсбери, Ч это предельно остро и тонко чувствующий, так сказать, мировую душу человек, и с пон€тием славы и прочего это никак не св€зано.   ней люди и не т€нулись до французской революции, когда нашлось много желающих Увойти в анналы историиФ. Ёто ж надо, каждый де€тель революции перед гильотиной даже себе заготовл€л афоризм, чтобы Уостатьс€ в пам€ти потомковФ.  акое убожество!
ќ чем мечтал русский мальчишка 60?х годов ’’ века? ƒа все о том же: надо прославитьс€, а чтобы прославитьс€ (тут ему в подсказку была советска€ детска€ литература), надо совершить подвиг. ѕодвиг же совершают обычно на войне, при этом гибнут, станов€тс€ прахом и ничем, но, так сказать, в благодарной пам€ти потомков им€ совершившего подвиг будет хранитьс€. ј других, не совершивших, забудут, и ничего от них не останетс€, никакого следа. ј поскольку атеистически воспитывавшемус€ мальчику превращатьс€ в ничто, в позабытый всеми прах совершенно не хотелось, то хотелось, чтоб хоть рассматривали его фотографии и читали биографию и знали, каким примерно он был.
Ќо мальчишка ставил вопрос дальше: чего же стоит быть прославленным среди миллионов, которые бесследно канут неизвестно куда, кака€ в том польза гению Ч быть славным среди негениев? “ут требовалось подойти к проблеме с другой стороны, но чтобы подойти с другой стороны, требовалось врем€ и врем€, и оно у кого-то наступало, а у кого-то не наступало.
Ќаступало же тогда, когда юноша читал: УЌе ищите славы среди человековФ.
‘рэнсис ‘уку€ма был прав, говор€ о конце истории. ≈му возражали: как же, а война в ёгославии, а —омали? Ќе прекратила, как видите, истори€ течение свое.
»стори€ кончилась как едина€ истори€, как единый цикл.  огда варвары одолели –имскую империю, то кончилась всемирна€ истори€, начались отдельные истории: той страны, этой, но единого исторического процесса с той или иной тенденцией уже не имелось. Ѕыли начатки этой единой истории: прин€тие христианства  онстантином, например. ј вообще, конечно, жили, воевали, образовывали государства. Ќо река истории как бы обмелела, и образовались по ее руслу отдельные запруды.
“ак и сейчас не ответить на вопрос: где она сейчас, мирова€ истори€, между кем и кем происходит, кто ее субъект? ј ведь еще 10 лет назад очень даже было €сно, где была и кем творилась мирова€ истори€.
ј как нет единой мировой истории, так и примитивным кандидатам в гении теперь поле урезано.


“еги:





-2


 омментарии


 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
08:00  05-12-2016
: [0] [’ (cenzored)]
Ћает ветер на прохожих
белых, желтых, чернокожих,
¬ подворотн€х остужа€ пыл.
Ћихорадит всех до дрожи,
перекошенные рожи,
 ак же этот чум людей постыл...

Ќет ни дн€ без войн, насиль€,
плачет небо от бессиль€,
» снежит, снежит, снежит в душе....
07:59  05-12-2016
: [3] [’ (cenzored)]
ћ–ќ“ тебе в рот
или скажешь, наоборот?!
так кому из нас повезет
встретить этот новый год?

а ведь будет год петуха,
ты же сидевший,ха-ха;
так что сам понимаешь что и как,
когда у —негурки ищешь ништ€к.

на своих двоих пока мы оба,
на закуску только сдоба;...
08:30  04-12-2016
: [5] [’ (cenzored)]
...
08:26  04-12-2016
: [2] [’ (cenzored)]
»ван ѕетрович был не простым человеком. ≈щЄ он был писателем. ¬з€лс€ он как-то роман писать, причем писать его необычно, не так как все - обычными чернилами или же карандашом. ¬з€лс€ он его писать невидимой пастой. “акой вот он был скрытный, чтобы даже муха не прочла что же он там пишет....
08:25  04-12-2016
: [6] [’ (cenzored)]
I
я не надеюсь не на что,
’очу лишь принести € вам тепло,
» пусть не плед, ни чай, всего то слово издалЄка,
Ќо пусть запомнитьс€ надолго, навсегда,

 ак запах розы зимней ночью,
ќн закрывает разум до утра,
» греет сердце теплой речью,
ћой стих, который не прочтете никогда....