¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

’ (cenzored):: - ќ доблест€х, о подвигах, о славе.

ќ доблест€х, о подвигах, о славе.

јвтор: »горь √урьев
   [ прин€то к публикации 01:40  08-06-2006 | Ѕывалый | ѕросмотров: 360]
ќ доблест€х, о подвигах, о славе. √лава из трактата, еще не опубликованна€, кажетс€.

 ак читателю совершенно €сно из предыдущей главы (ее € здесь не публикую пока. Ц ».√.), то, что есть в искусстве нетленного и, так сказать, совершенного, есть заслуга и доблесть не художника, а неназываемых мною высших сил, помощи которых он сподобилс€. »менно на это и клюет искусствообожатель, культурпоклонник, на то Ѕожественное, что выразилось в искусстве, и это плен€ет восторгател€. » против этого возразить нечего.
Ќо восторгатель приписывает это исключительно таланту художника, то есть приписывает человеку, который сделал это, и отсюда рождаетс€ это неуклюжее поклонение, обожание и обкумиривание этого человека. ј если бы обожатель понимал, что это заслуга не художника, но высших сил, то он, наверно, так себ€ бы не вел. ќн бы рассуждал, что это высшие силы приоткрылись ему в том или ином произведении искусства через художника, но не художник создал это все сам по себе, как таковой, как свой собственный. » тогда бы все стало на свои места.
Ќо то, что он верно чувствует присутствие Ѕожественного в искусстве, это надо сказать пр€мо: верно чувствует. Ќо чувствует-то чувствует, а расклада не понимает. ќттого и происходит вс€ трагикомеди€ обожателей искусства, искусстволюбов и культурпоклонников вообще. Ћюб€т они ущербной любовью выдающихс€ художников и гениев особенно.
Ќо с гени€ми тоже не все так просто. ѕон€тие гени€ как гени€ всех времен и народов, как человека, им€ которого стыдно не знать культурному человеку, сложилось в XIX веке, когда начали складыватьс€ системы массовой информации и разные общемировые культурные движени€. ќно некритически было перен€то ’’ веком как само собой разумеющеес€.
јх, если бы было не так! ≈сли бы прошловековое пон€тие гени€ было воврем€ осме€но и принижено, то скольких бы катастроф в нашем веке мы не досчитались, со сколькими неубитыми людьми познакомились! »бо вол€ к власти и желание стать всемирно известным политическим гением руководила действи€ми таких фанатиков, как Ћенин, √итлер и р€д других. ≈сли бы в общественном сознании не было заложено интенции поклонени€ гению, то никто бы им не поклон€лс€ и никого бы они за собой не увлекли в свои преступлени€.
Ќормальный же гений, как понимал эту проблему Ўефтсбери, Ч это предельно остро и тонко чувствующий, так сказать, мировую душу человек, и с пон€тием славы и прочего это никак не св€зано.   ней люди и не т€нулись до французской революции, когда нашлось много желающих Увойти в анналы историиФ. Ёто ж надо, каждый де€тель революции перед гильотиной даже себе заготовл€л афоризм, чтобы Уостатьс€ в пам€ти потомковФ.  акое убожество!
ќ чем мечтал русский мальчишка 60?х годов ’’ века? ƒа все о том же: надо прославитьс€, а чтобы прославитьс€ (тут ему в подсказку была советска€ детска€ литература), надо совершить подвиг. ѕодвиг же совершают обычно на войне, при этом гибнут, станов€тс€ прахом и ничем, но, так сказать, в благодарной пам€ти потомков им€ совершившего подвиг будет хранитьс€. ј других, не совершивших, забудут, и ничего от них не останетс€, никакого следа. ј поскольку атеистически воспитывавшемус€ мальчику превращатьс€ в ничто, в позабытый всеми прах совершенно не хотелось, то хотелось, чтоб хоть рассматривали его фотографии и читали биографию и знали, каким примерно он был.
Ќо мальчишка ставил вопрос дальше: чего же стоит быть прославленным среди миллионов, которые бесследно канут неизвестно куда, кака€ в том польза гению Ч быть славным среди негениев? “ут требовалось подойти к проблеме с другой стороны, но чтобы подойти с другой стороны, требовалось врем€ и врем€, и оно у кого-то наступало, а у кого-то не наступало.
Ќаступало же тогда, когда юноша читал: УЌе ищите славы среди человековФ.
‘рэнсис ‘уку€ма был прав, говор€ о конце истории. ≈му возражали: как же, а война в ёгославии, а —омали? Ќе прекратила, как видите, истори€ течение свое.
»стори€ кончилась как едина€ истори€, как единый цикл.  огда варвары одолели –имскую империю, то кончилась всемирна€ истори€, начались отдельные истории: той страны, этой, но единого исторического процесса с той или иной тенденцией уже не имелось. Ѕыли начатки этой единой истории: прин€тие христианства  онстантином, например. ј вообще, конечно, жили, воевали, образовывали государства. Ќо река истории как бы обмелела, и образовались по ее руслу отдельные запруды.
“ак и сейчас не ответить на вопрос: где она сейчас, мирова€ истори€, между кем и кем происходит, кто ее субъект? ј ведь еще 10 лет назад очень даже было €сно, где была и кем творилась мирова€ истори€.
ј как нет единой мировой истории, так и примитивным кандидатам в гении теперь поле урезано.


“еги:





-2


 омментарии


 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
03:09  24-03-2017
: [1] [’ (cenzored)]
Ѕыл у сельской девки клитор, как банан.
ѕарни к ней не лезли даже те кто пь€н.
 аждое свиданье, что кошмар ночной,
“ак остатьс€ можно навсегда одной.

—амогона доза ей затмила взор,
ѕоострей в сарае выбрала топор,
ќтрубить решила лишний атрибут....
03:08  24-03-2017
: [0] [’ (cenzored)]
ќдин учЄный, будучи в подпитии,
—идел, и тереб€ свой член,
¬незапно вспомнил все свои возможные соити€,
 оторые могли бытьЕ а вот хрен.
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

ќн молод был , и не блеща красою,
Ѕыл в то же врем€ он весьма любим у баб,
¬ысок и смел, с торчащею елдою,
–омантик - острослов, науки раб

» многие ему отдатьс€ были рады,
 огда гармонь на пь€нке в руки вз€в,
ќн голосил полночи серенады,
—вой инструмент устроив на сто€к

≈му шептали Ц милый, ну пойдем со м...
¬ ѕарке  ультуры, на выжженной солнцем скамейке,
сидит юное чадо, лет восьми, белые банты.
–€дом двое мужчин, на ветке щебечет сбежавша€ канарейка,
тут девочка говорит: Ђ¬ечер в хату, арестанты!ї

Ќаплыв.  рупный план: ƒвое мужчин перегл€нулись,
тревожно забегали глазные белки, точно бешеные белки,
а девочка продолжает отливать вербальные пули:
ЂЁто, в натуре, зашквар голимый не €витьс€ на стрелку,

придЄтс€ на счЄтчик поставить этих терпил, конкретно!...
 огда рождаетс€ ’имера
»з переменчивости века,
ћиры сжимаютс€ в размерах
ƒо одноатомных молекул.

ћладенец соткан нитью тонкой,
«амест* лица большие очи,
 ричит пронзительно и звонко,
¬зрыва€ небо на кусочки.

» буйволы пасутс€ подле,
» пилигримы на колен€х,
» из дубрав на черно поле
¬ыход€т гордые олени....
11:37  22-03-2017
: [11] [’ (cenzored)]
ƒожд€ми мироточит март,
‘лиртует с музой хрипло бард...
 офейных зерен горсть горчит,
Ќевыносимо дождь стучит.

Ћомает с хрустом сплин асфальт,
Ќе затиха€, стонет альт.
¬зрывает взмах седых ресниц
√русть полыхающих зарниц.

¬пились осколки-волки в брешь -
Ќе убивай мен€, не режь....