Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Про скот:: - После зеркального бреда...После зеркального бреда...Автор: Платон Сумрaq Мне и в голову не приходило, что никто так не нуждается в снисходительности, как я.Сомерсет Моэм Джип Тихона Громака въехал в Жуковку в 15.12. Его спутница держалась как немая. И Громака — не утомляло ее пленительное молчание. Ему — было — о чем — не говорить — за рулем. Инга Сарга пробудила в нем давненько дремавшие мужские инстинкты. Корин с Золовским — не предупредили Тихона, что их маститый литературный агент — подавляюще красивая женщина за 30. И был какой-то подвох в том, что Инга Сарга возжелала провести переговоры — в гостях у Тихона, а не в Доме композиторов. В кафе — Тихон просидел сорок минут. Он-то ждал дошлого мужичонку. Тихон как-то не подумал, что мопассановская красавица — за соседним столиком — кидает на него цепкие взгляды не скуки ради… Взвизгнул пульт. Кружевные чугунные ворота ручной ковки — плавно втянулись в пазы. Громак въехал на широкую аллею своего литературного ранчо и затормозил. Между ног Тихона возгорался низменный и несвоевременный протест против почти годового воздержания. Оставив джип у ворот, он предложил гостье — пройтись до дома пешком. Бесстыдная запущенность усадьбы — очаровала Ингу. Властная и высокомерная, — она с отсутствующей улыбкой шла под руку с Громаком по вмятой в цемент гальке аллеи, — и как-то затравленно любовалась обветшавшим пейзажем. Хозяин заносчиво подмечал, — что его гостье до чертиков нравятся зеленые сумерки его сосен, рассеянные среди них парковые скульптуры, полуобвалившийся фонтан с позеленевшими бронзовыми тритонами и диковинная беседка в обрамлении джунглевых зарослей сорняков … Как вкопанная, — Инга надолго застыла у этого тяжеловесного строения. И не понапрасну. Беседка вызывающе выпадала из совокупного фона типичной сталинской усадьбы. Она была отстроена из неизвестного гландово-розового камня. Ее крыша — с высоким карнизом — зиждилась на четырех квадратных колоннах. На четырех углах крыши — и по центру двух ее более длинных сторон — обвисали треугольные корзиноподобные стоки. А вдоль карниза — вился замысловатый геометрический рисунок: нечто среднее — между руническим письмом и шумерской клинописью… Войдя в «Дом культуры им. Аглаи Громак», — Инга Сарга почти победоносно выдохнула на пороге. Тихон не удержался от сарказма: - Покойная Аглая Яновна не признавала литературных агентов, как институт. - Напрасно иронизируешь, Тихон, — парировала Сарга. — Прости за высокопарность, но я выросла на ее книгах. Из-за них же и в издательский бизнес поперлась… С детского сада забыть не могу: Для любимой куклы Даши, Для любимой куклы Кати Я сварю овсяной каши И сошью два новых платья. Этих девочек упрямых Я не буду ставить в угол. Я хорошей буду мамой Для своих любимых кукол… - Ладно, пойдем, покажу, где классики трапезничали, — Громак кивком головы предложил гостье следовать за ним. С покорностью младшей сестры — Инга Сарга пересекла просторный круглый холл, окруженный крутобокими колоннами карамельного цвета; они же — поддерживали верхнюю галерею с сутолокой бессмысленных комнат. За колоннами — так же по кругу — выделялись филенчатые двустворчатые двери. Вели они внутрь нижнего лабиринта. Инга насчитала их семь. Громак дернул за ручку одной из дверей. Перед Ингой предстала круглая — как нутро барабана — кухня. Горки, буфеты, колонки, шкафы, разделочные столы, полки, тумбочки — все тут было сработано с учетом округлости стен. Заставленную резной древесиной кухню — расчленял длинный буковый стол. Отодвинув вычурный стул, Инга Сарга присела и приосанилась. Личина самонадеянной дивы — вернулась на ее смуглое лицо. Тихон — оторопело и суетливо — включил электрический чайник. Затем отступил к холодильнику. Молча накрыл на стол. Прицелившись в еду ножом и вилкой, — Инга Сарга заговорила первой. - Входя в дом, я… переоценила уровень железа в собственном характере. Ты не должен был видеть меня… растроганной, что ли… Не сегодня. — Громак вопросительно вскинул волевой подбородок. — Итак, повесть я твою не читала. Но просмотрела. Без обид. У меня такой стиль работы. За час в Доме композиторов… я достаточно к тебе пригляделась. Мне 36 лет… Половину из них — я в бизнесе. И, клянусь бутылкой дорогущего, так сказать, игристого вина, которую ты припрятал для меня под столом в серебряном ведерке… ты уже писатель. Пусть неумелый, неопытный, зажатый… Но — прирожденный. У тебя есть — главное. Правильный выбор. И стиль… Дальше — моя забота. Засучу рукава, возьму рубанок, постругаю тебя кое-где… И, может, когда-нибудь станет Тихон Громак — Большим Писателем, оставив на заднице Вечности славный и незаживающий шрамчик. Ошарашенный Громак перебил Ингу: - Я… Но ты, сдается, избираешь клиентов методом лозоходцев? Это они шатаются по степи с веточкой и не ведают, на что набредут: то ли на колодец, то ли на шахту ПВО... - Я не ясновидящая. И не шарлатанка. И на нищую я не похожа. Как, по-твоему, я зарабатываю деньги? У меня есть малюсенький, но самодостаточный дар. Я — вижу писателей… Поверь. Список моих клиентов тебе известен по полкам книжных магазинов. Он — моя гарантия. Но иметь предназначение — еще не значит быть писателем по жизни. Переведя дух после сердитой тирады, — Инга поспешила утешить растерявшегося Тихона: - Ты пойми, не все так печально и однозначно. Каюсь, краешком глаза я изучила твои листочки. Говоря, что у тебя хороший стиль и рассказчик ты отменный, — я не блефую. Правда, твой дебют… даже я не берусь продать. Ты пока толком и не понял, зачем начал писать, что хочешь сказать публике, в чем твое именное литературное мессианство. — Громак укоризненно вздохнул. — Ты пока не пишешь, не сочиняешь, а виртуозно кувыркаешься под куполом изящной словесности. В твоей повести слишком много самолюбования, смакования деталей и сведения счетов. Зачем?.. Гоголь, Диккенс, Пруст… Они давным-давно исчерпали все, что имеет отношение к местам действия и внутреннему миру книжных героев. Зачем довольствоваться вторичностью?! Нужны диалоги — динамичные, каверзные, нахрапистые. В них можно втиснуть любые детали. И при этом никого не утомлять литрами слов о качестве изумрудов в гребне Гертруды или о цветовых оттенках коры древа, на котором повесился Иуда. Ни при Теккерее, ни при Флобере или Тургеневе — не существовало кино, телевидения, интернета. Вот и приходилось изворачиваться, чтобы читатель не заблудился в виртуальном мире писателя… Ну-ка, попробуй, писатель, опиши мою внешность. Тихон встал, налил воды из-под крана — и долго-долго пил ее жадными глотками… - На… Ты похожа на Фани Ардан. - Мне только 36. Но за сравнение — спасибо. Оно лестно. И… ты сам признал, что кино отняло у тебя немаловажную прерогативу. Описывать людей. Не расстраивайся. Лев Толстой вышвырнул бы в корзину половину «Анны Карениной», если бы был знаком с Самойловой. Не хочу тебя обнадеживать. Но… Величайшую тайну написания хорошей книги… ты, минуя годы труда и ошибок, все же постиг. То есть… ты как-то понял, что в основе ликвидного сюжета — лежит простейшая житейская ситуация, которую надо довести до абсурдной схемы. В наши дни — писатель уже не инженер человеческих душ… Он их дизайнер. Технологии надвигаются. И загоняют книжных червей в интеллектуальную резервацию, где им придется побороться за выживание в условиях новой эволюции. То-то. И засим. Завтра. Тихон Громак. Обязывается. Подъехать ко мне в офис. Мы подпишем выгодный и жесткий контракт. И начнем. Работать. Над его первой книгой. - Если со мной закончили, может… про Аглаю Яновну? — суматошно предложил Тихон. Сарга оставалась восхитительно невозмутимой. - К Аглае Яновне мы вернемся. Скоро. А пока, Тихон, — еще кое-что о тебе. И обо мне между строк… Чтобы впредь у нас не случалось досадно нежданных откровений... Как выразился мой именитый клиент Васька Баженов, я — угнетающе красива. И не надо раздевать меня глазами и представлять свой знаменательный член у меня за щекой или в иных сугубо функциональных отверстиях… Я, Тихон, — отпетая лесбиянка. Тихон зачем-то привстал — и опять сел. Его правая рука машинально опустилась под стол — за шампанским. В терпко-синих глазах Инги — мелькнуло что-то вроде женской, рачительной жалости. - Разумеется, я преувеличиваю. Единожды я трахнулась с мужчиной. Чтобы удостовериться в мудрости матери природы. Еще… я четыре раза, как говорится, брала в рот: один раз у твоего сводного брата, два раза у Егора Золовского и четвертый раз у безымянного гаишника… Тот хотел засадить меня в «кутузку» за кокаин в ноздрях и «бардачке»… Тихон откупорил-таки «Дон Периньон» — и незряче разлил его по кружкам с недопитым кофе. Планета Земля — сердечными толчками — сужалась до размеров кухни. Тихон залпом осушил кружку шампанского. - Ты первый, кто столь безыскусно справляет поминки по моей красоте. — Инга состроила Тихону милую гримаску. Поставив локти на стол, — она утвердила свое точеное личико на узкие ладони и пронзительно взглянула в побежденные, облачные глаза Громака. Тихон — от тряского волнения — осушил и кружку Инги... Тихон лет десять, как перестал теряться наедине с женщиной. С любой женщиной. Но такого осязаемого ужаса — в ожидании неизбежной близости — бедняга не испытывал никогда. - Ты очень… Ты очень трогательный… — промурлыкала Инга и, будто перетекла под стол... …Тихон искушенно сосредоточился на неумелой — и бесстрастно болезненной ласке Инги. Он возблагодарил себя за утренний душ. Чистоплотный по натуре, — Громак, бывало, баловал себя недельным немытьем… Минут через пятнадцать — неутомимый суккуб вылез из-под стола и, снова усевшись напротив Тихона, заявил: - Поздравляю, ты — пятый… Ненавижу глотать… Зато отныне — мы почти одна команда. Представь, если бы не я… сколько бы мы с тобой потратили сил, средств, нервов… и времени, чтобы придти к тому же результату. Или к полному краху деловых и интимных отношений. Ведь лесбиянки — тоже немножко женщины… - Голову отдам на отсечение! — истерично всхлипнул Тихон. Ингу было не унять: - Через пару минут мы продолжим наш многообещающий разговор. Мне — очень — нужен — писатель — Тихон Громак. Мне 36. Коллекционировать положено то, что не положено. Я, к примеру, коллекционирую книги писателей, которых… отыскала лично я, и которых лично я вывела в люди. И у тебя, Громак, есть шанс стать очередным ценным экземпляром на моей книжной полке. Громак недоверчиво склонился к Инге и невесело спросил: - За работу? - Аглая Яновна до смерти мечтала издать что-нибудь не для детей. Хоть что-нибудь не для детей… И издала бы. Не будь она одержима непролазной готикой. Сталинская премия за пионэрские вирши задавила карьеру писателя-мистика. С 1949 года любимица советской детворы не имела права на буржуазную шизофрению Майринка или Лавкрафта. Мы встречались с Аглаей Яновной. Однажды. В Стокгольме. Я заклинала ее возвратиться к сюжетам, которые она вынашивала лет сорок. В конце концов, кое-что в России изменилось. Но Аглая Яновна была непреклонна. В восемьдесят шесть — люди не меняются. На, почитай… Комментарии потом… Кроме этой статьи в неизвестном шведском журнальчике — ничего… «Сон Гамлета о неведомом Кадате Что есть сновидение? С досужей точки зрения — неверный отблеск грядущего. Для уверовавших во Фрейда, и едва ли познавших его, — это мимолетная тень счастливо позабытых кровосмесительных связей; зачатых, но мертворожденных желаний; портрет нашей похоти работы Пикассо. Поборник здравого медицинского смысла скажет, что сновидение, как архивная картотека или компьютерная программа растаскивает нашу повседневность по разным участкам головного мозга; или, того лучше, как рачительная хозяйка, которая, стоя перед холодильником, сортирует продукты: и кладет мясо в морозильник, зелень в пластиковый лоток, а на прочих полках между ними мешает масло, сыр, сковороду с рыбными котлетами. Итак, что же есть сновидение? «Вот беспокойный час, когда подростки спят, И сон струит в их кровь болезнетворный яд», — Привиделось Бодлеру. Лавкрафт дает свое толкование предмета. Сновидения его героев — это инобытие, точнее сказать, снобытие. Ушедший в мир снов персонаж Лавкрафта есть Гамлет ХХ века, переживший наяву, по ту сторону сна, гибель «Титаника», мучительное послевкусие Великой войны, феерический подъем и опустошающий кризис новорожденной американской империи, утверждение фашизма, крушение межличностных отношений, крах общественных устоев, обрушение нравственных опор и традиционных ценностей. Диагноз: отторжение человеческой личности окружающим миром. Рецепт: либо летаргия, либо смерть. Но мертвец не видит снов, поэтому герой Лавкрафта обречен на жизнь, скорее, на существование, ради снов. Не случайно же и шекспировскому Гамлету мысль об избавлении от ужаса жизни приходит в виде цепочки: умереть (нет!) — забыться (нет!) — уснуть (да!) — и видеть сны (вот спасение!). Нет ни Ктулху, ни Нарьялатхотепа, ни кошек Ультара, ни морока над Инсмутом. Их нет, и они есть. Они снятся. Вернее, герой их себе снит. И чем страшнее сон, тем действенней лекарство. Как воскликнул когда-то Беранже: «Господа! Если к правде святой Мир дороги найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!» В этом сне герой волен выбрать спутников по своему усмотрению. Кошмар длится годы, века, тысячелетия: но это всего лишь мгновения фазы быстрого сна, ради достижения которой требуется полноценный 6-8 часовой сон. Четверть, а то и треть жизни должна быть посвящена тому, чтобы состоялось это путешествие в поисках неведомого Кадата, длиной в час, вмещающий всплески и сломы десятков эпох межгалактического масштаба. Но герой никогда не достигнет своего неведомого Кадата, ибо достичь конца путешествия означает умереть.» - …Аглая Яновна с младых ногтей увлекалась паранаучными исследованиями. Мы говорим Аглая Яновна Громак — подразумеваем Анна Арнольдовна Дубасова… Помнишь экспедицию 1974 года? Где пропали твои родители? До сих пор непонятно, ради чего… профессор Дубасова созвала под свои знамена девятнадцать авторитетнейших археологов планеты. А вот о том, что Аглая Яновна — через подставные международные фонды — финансировала пропавшую экспедицию… Короче, телевизор смотреть надо… Прочел? - Угу… Я только «Культуру» смотрю, — с извиняющейся улыбкой отозвался Громак. — …Лавкрафт… Здорово она про него… Инга саркастически вскинула брови: - Да-да. По каналу «Культура» и показывали документальный фильм о загадках дубасовской экспедиции. — Инга достала из сумочки серебряный портсигар и извлекла из него самокрутку с анашой. Прикурила и продолжила: - Аглая Яновна была со мной непредсказуемо и неправдоподобно откровенна. В ее стокгольмской квартире — я… впервинку услышала о некоем внуке, коему она жаждала отписать свое литературное хозяйство. Она была убеждена… Рано или поздно… этот ее внук — возомнит себя писателем. И тогда читающий мир оценит, — чего стоит готика Аглаи Громак… «Лавкрафт. В Стокгольме с бабкой встречалась? Ей — не 36… Но хороша!», — мечтательно подумал Тихон, отобрал у Инги самокрутку, затянулся и ехидно спросил: - Неужели бабуля не достала тебя ни одной своей байкой?! - Не обижай меня, — хмыкнула Инга. — Идея новеллы о серийном убийце по прозвищу Каменщик — это не байка. Тихон вздрогнул и дробно рассмеялся. - Каменщик… — Он ущипнул себя за кадык и принялся вспоминать вслух: - Нормальным детям перед сном колыбельные поют. Максимум — сереньким волчком пугнут. Но с фантазией бабушки Аглаи… Ты про черного волхва, который вечно слоняется по белу свету, ищет грешные души и прячет их в волшебные камни? Про него?.. Корин — из-за Каменщика на мистике сдвинулся. И Золовский… И я… Из-за них, придурков, разучился трезвым засыпать. Думал, обзовусь писателем, трезвее заживу… - Дописать за бабушку… — оживилась Инга. — Не твой ли это долг? И не ее ли эта воля? - Долг, воля… Один живи и здравствуй, другой, напротив, сгинь… — саркастически продекламировал Громак. — Я с подгузников исполнял ее волю. От человека моего возраста этого трудно ожидать. И кстати… Ты, кажется, претендуешь на роль медиума? - Ты меня демонизируешь, — обелилась Инга. — Я всего-то обещала Аглае Яновне приглядеть за ее внуком. И потом. Роскошествуя на ее деньги, должно испытывать благодарность. У тебя самого — две дочки подрастают. - Да, две… Две! — пробурчал Тихон. — Зачем мне чужие мысли? От своих череп пузырится... Ретировавшись к холодильнику, отец двух дочек — с двумя бутылками шампанского наперевес — окликнул Ингу: — Эй, меньшинство, пойдем в кабинет бабушки Аглаи. Каменщика поищем... Войдя в кабинет, Тихон оседлал единственный стул и несмело завел нараспев, покачиваясь в такт словам: - Тук, тук, тук, тук. Ходит Каменщик вокруг. Тот, кто дурно поступил — Свою душу погубил. Ночью явится за ней Старый Каменщик-злодей... Замершая на пороге Инга — недовольно фыркнула и демонстративно поежилась. Сморщив нос, она почти равнодушно обозрела обширную комнату. За неимением выбора — она прошла к письменному столу и плутовато притулилась в троноподобном кресле. - Бабуля была крупным человеком, — сострил Тихон. — С чего начнем? - С… - Верхний ящик справа от тебя, — посоветовал хозяин. Через минуту Инга — выложила на инкрустированный стол толстую кипу нотных тетрадей. - Я-то, дура… - В напрасном гневе калории не сжигаются, — обрадовался Тихон. — Ты не знала, что бабушка Аглая творила, исключительно, на нотных тетрадях?! Вот она — ее недостроенная готика. Инга — тотчас реорганизовалась и, посмеиваясь над собой вместе с Тихоном, погрозила ему загорелым кулачком. Показав Тихону язык, она кокетливо провозгласила: - Я рада, что ты… возомнил себя писателем. Иначе… пришлось бы тебя убить. Тихон дурашливо нахмурил брови: - Убить. - Деньги надежней любого оружия. - Я мог отказаться. - Верю. Для тебя деньги не манок. Я бы… выкрала эти ноты. Вместо ответа — Громак напомнил о деле, постучав указательным пальцем по стопке пожелтевших за десятилетия тетрадей. - Может, тетрадки полистаешь? Ты из-за них собиралась моих девочек сиротками сделать. - А они не сиротки… при живом отце? — буркнула Инга. — Полистаешь?! У меня от твоих… кобелиных взоров уже вмятины в сиськах, — приговаривала она, деловито расстегивая пурпурную шелковую блузку. — Почему я, старая, больная лесбиянка, обязана бросаться на амбразуру твоего неудовлетворенного либидо? — Невесомая блузка опала на пыль нотных тетрадей. — При бешеных деньгах, с супружницей блядовитой за плечами, не пристало угрюмо дрочить, оплакивая утраченные иллюзии. — Пунцовый шелковый бюстгальтер, которому Тихон безошибочно присвоил 3-й номер, повис на резном подлокотнике его стула. — Учти, Громак, сегодня ты употребишь меня в первый… и последний раз. Рекомендую оттрахать меня чрезвычайно изощренно… Завтра же, после подписания контракта, найдем тебе… приемлемую любовницу, — взыскательная анти-дева слегка замешкалась в рыхлом кресле, стягивая полупрозрачные, кружевные трусики… Хищная нагота Инги Сарги — в одночасье — обратила смиренную и шаткую волю Тихона — в эфирный фантом. Он блаженно простил Инге ее недавние, унизительные выпады. Он даже отвлекся от колотящегося в висках имени жены. И — не хотел видеть полых, — не желавших его, — глаз Инги, — которая проказливо ползала на четвереньках по облысевшему кашмирскому ковру, и мимонотно напевала: - Тук, тук, тук, тук, Ходит Каменщик вокруг... Тихон самнабулически отпихнул стул — и пошел на Ингу. Каблуки его черных ковбойских сапог безжалостно топтали — расшвырянные по полу и пожелтевшие от времени, — как прокуренные зубы, — нотные тетрадки бабушки Аглаи… Теги:
1 Комментарии
Еше свежачок А сирень во дворе вся осыпалась -
Очень холодно ей по ночам. И нагая на лето обиделась, Два листочка прижавши к плечам. Грусто думает от одиночества И завидует елям пушным, Что растут метрах в ста и заносчиво Смотрят в сторону полуживым, Облетающим и замерзаюшим Без листвы, деревянным стволам.... Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Какой-то еблан на кобыле гнедой. В соседней деревне он спиздил коня, И ближе к утру приканал до меня. Коняге хуево, он - на водопой. Еблан глушит водку, дрожащей рукой Достав из кармана стеклянный сосуд.... Когда мудилой ты рожден,
То ты мудила без сомнений, К мудям своим ты пригвожден На много дальних поколений, В тебе присутствует изъян - Запрограммирован навеки, Вся жизнь твоя всегда туман, Слова - прибежище калеки, Тебе уже немало лет, Унылый вид твой так ничтожен, Ты источаешь лютый бред, Стараясь выскочить из кожи, Все ищешь истину, она Тебе не кланяется, в руки, Ты набери себе говна, И подрочи еще - от скуки.... Я пленил молодую квадробершу
Бутербродом её подманив И на чоппере пьяную рокершу По Садовому в стрингах одних Прокатил. И сыграл в кошки-мышки я С серой жрицей загубленных книг, Рассказав о себе много лишнего, – Врал внахлёст квази-мёртвый старик Трём старухам на лавке под тополем, Прявшим пряжу из будущих дней, Потерявших в глубинах некрополя Заматованных в нём королей.... |