Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Х (cenzored):: - Ночь комедианта

Ночь комедианта

Автор: dezoblizhan@
   [ принято к публикации 10:59  26-09-2012 | Инна Ковалец | Просмотров: 435]
Только не говорите, что вымысел вам приятен, сказал оборотень. Более всего меня раздражает… начал я неторопливо, но оборотень выскочил на лестничную площадку и прокричал вслед удаляющейся вампирше:
Подумайте и помолчите… И мы расстанемся впервые без безобразного скрежета самолюбий и безвкусного смешения мнений!
Мы расстанемся весьма довольные собой, упоенно повторяющие странную мысль: какие мы несовременные люди, — напевая и пританцовывая направился оборотень в кабинет.
И его терпеть, подумал я сокрушенно, а вслух произнес: Более всего меня раздражает склонность моих знакомых пересказывать свои сны. Первое: я почти никогда ни на грош не верю ни единому слову. Пусть какое-то слабое видение, колыхание тени, пусть знакомая физиономия с ирреальной речью, но увязывать все это в правильный сюжет с двумя-тремя погрешностями /странностями/ для пущей веры… Чем длиннее сон, тем скучнее. Гораздо веселее слышать:
я видел во сне собаку… м-мм… она лаяла...
Оборотень замурлыкал, схватил карандаш, тетрадь: и второе?
И второе, промолвил я уже совершенно обиженным голосом: глубокомысленные попытки толкования снов… Да, это интересно, но это области литературы, вторжения неуместны. А вы с толкованиями и с безумной жаждой прикоснуться к дальним и близким источникам жизни будущей...

Оборотень, весело поглядывая на меня, водил карандашом по бумаге.
Терпения! Жалкий удел человека современного предугадывать все извивы течения собственной жизни… Нетерпение — вот мечта человека несовременного, не избегающего нелепостей тяжелого сна...
Я не тронусь с места, заговорил оборотень женским голосом, ибо видела отвратительный Лик в глубине вертепа /пещеры/ и хохот и слова угрозы…
Как обычно — далее выясняется, что слов-то она как раз не помнит. Была-де угроза.
Неудачный пример, да и о ком не помню. Помню, благополучно умерла своей смертью во сне, то есть вечером, отужинав, легла спать, а утром — смятение, вопиющие и плачущие, да поздно. Вот такой сон я бы послушал, да не поленился бы записать, да поспрашивал: темнота все-таки или свет? А поспрашивав, переписал бы набело, приукрасил, добавил от себя философической отравы — авось кто-нибудь отопьет.
Зря ты так с вампиршей, вздохнул оборотень, женщина она мстительная.
Я повысил голос:
Сон — штука священная и должен охраняться от посягательств праздных. Тем более, когда сам проснувшийся выкладывает, — нет, нет, убежать, спрятаться, громко заговорить о безнравственности общего знакомого и спастись. И спасти.
Оборотень даже закашлялся: когда это спасающий спасался сам? Присутствие оборотня явно становилось невыносимым.
Поэтому, дражайшая вампирша, я подскочил на месте, когда вы пожелали мне увидеть этой ночью вещий сон. Будь я ящерицей, я не раздумывая отбросил бы хвост и юркнул в первую попавшуюся щель. Но я только избавился от такой обременительной идеи /вещего сна/ и решил этой ночью не спать вовсе. Пусть хвост вырастет к следующей ночи, я так устал от вымысла.
Оборотень оттолкнул меня от открытой двери и прокричал вслед спускающейся по лестнице вампирше:
Только не говорите, что вымысел вам приятен!
Мне приятна ваша горячность — донеслось откуда-то снизу.
Подумайте и помолчите! — напутствовал оборотень затихающие каблучки.
И тут же с благородной задумчивостью полушепотом в мою сторону:
Предполагая и навязывая такое будущее, я чувствую себя в выигрышном положении, потому что у меня-то впереди десяток страниц, в сущности — малость, но я спрячусь /я всегда прячусь/ и каким мелким и ничтожным буду, кривляния и хихиканий из-за угла пред смятением и плачущими и вопиющими громко… Но молчание, молчание, мы же несовременные люди.
Оборотня пора прибрать к рукам. Проще всего загнать в угол и придвинуть тяжелый книжный шкаф. Но как заставить его замолчать?
Я так устал от вымысла, что готов назваться растерянным ангелом с грязными крыльями и неожиданно угадать и радостно рассмеяться — редчайший случай — смехом ребенка, угодившего камнем в пробегающую курицу.
Партию в шахматы, с вопросительной бодростью произнес оборотень из-за шкафа.
Заморочишь. Или сплутуешь.
Оборотень хохочет, раскачивая книжный шкаф, и говорит примирительно:
Взгляни-ка — впереди ночь… Впереди неизъяснимая красота ночи, полной ярчайшего одиночества, лишенной тени надежды на счастливое младенческое пробуждение. Только бы не смутили громкие шаги под окнами — с жалобным шепотом-криком из приплюснотого ладонью уха исторгнется непрошенная история, поползут под ногами тонкие змейки сквозняки — догадки. И одно случайно вспыхнувшее слово животворным соком наполнит крохотные вены дрожащего дельца истории, не успеешь оправдать собственные злодейства, а история уже прекрасная дама под вуалью. Отложил перо, прошелестел последний чернильный лист и озираешься с идиотским высокомерием — чудесное дыхание, ощущавшееся на щеке, уже не холодит предчувствием тайны, и нет дыхания рядом, под вуалью морщины и выцветайте глаза — безжалостным и своевременным напоминанием: бойся избегай смертных снов.
Другие шаги, шаги на лестнице, умолкающие рядом с моей дверью, не грозят катастрофой, я даже рад, что любезный мой оборотень притащился с другого конца города выпить крохотную чашечку кофе. Он слишком деликатен, чтобы тронуть рукой колокольчик, кроме того он абсолютно уверен в моем слухе и сообразительности. Если же я все же заснул и вслушиваюсь во сне в приближающиеся шаги другого сна, то да возрадуется вампирша, я когда-нибудь ей признаюсь.
Оборотень медленно опускается в кресло и посиневшими от холода пальцами берет чашечку.
Я видел только что замечательный сон, говорит он между глотками. Никому не пожелал бы я увидеть такой сон или хотя бы услышать описание. Никому.
Я с радостной дрожью подаю ему вторую чашечку. Оборотень выпивает ее быстрее первой и наклоняется с сигаретой к зажигалке. Выкурив две сигареты, он прощается и уходит.
Нет, дражайшая вампирша, вы меня не стесняете, побудьте еще. С вами вдвоем. Оборотни назойливы и лицемерны.
Но бескорыстны. Они так часто меняют обличья, что забывают из какой именно корысти новое воплощение.
Ты-то ангел...

Только и того, что вожу дружбу с оборотнями. Изначальные, понимаете, чудовища, чудовища в первозданном виде. Академический интерес. Почти все мои единомышленники и сослуживцы.
Вампирша меняет гнев на милость и шепчет: я тоже оборотень. Вы — вампирша. Разлюбезная и жестокая.
Мутная волна идет из ее глаз. Я, притаившись, изготавливаюсь к исповеди /что если такое ее последнее оружие в отвратительной нашей битве за клочок земли Иосафата?/.
Я бедная-бедная, первая моя природа — природа кроткая, в огромной семье я росла потерянным ребенком, часто пряталась и плакала, тогда же я начала видеть странные завораживающие сны: женщины в светлых воздушных платьях подходили ко мне и целовали мое верящее лицо и говорили: у тебя будут серые глаза, ты будешь повелительницей серых… Я плакала, спрашивала, что значит повелительницей серых? Они улыбались и исчезали… Только однажды мне было сказано: ты будешь повелительницей серых глаз. Что это значило? Кокетливые феи, подумал я вслух и закрыл глаза. Что значит — кокетливые феи? изумилась и оскорбилась вампирша.
Я сплю, прошептал я невинно.
Проснитесь, у меня все темнее глаза, с каждым днем, месяцем, годом. Кем мне повелевать?
Комедиантами, тихо произнес за моей спиной вернувшийся оборотень /неисчезавший оборотень/, но вампирша не заметила подмены.
Интересно, протянула она. Объясните или у меня сейчас начнется истерика.
В такое позднее время… начал я лениво и раздраженно, но оборотень перехватил интонацию, перекрасил, и, жонглируй паузами, продолжил:
В такое позднее время истерика безысходна и отдаляет блаженное состояние сна, когда изменчивые виденья позволяют глубже проникнуть в суть вещей. Представьте себе маленькую таверну, толстого доброго хозяина, прислуживающего немногочисленным гостям, а гости у него замечательные: невысокий и чрезвычайно подвижный комедиант с печальными пазами, Дон Жуан, расстроенный любовной неудачей, и Незнакомец. Все за одним столом. Говорят наперебой. Дон Жуан — с обидой:
одно вокруг — порочен Дон Жуан -
творение лукавого, на милость
сдающийся угрюмым чарам ночи,
когда и небеса черны
и замысел всевышнего неясен...
Комедиант, не совсем представляя, кто перед ним, еще не остыв от спектакля и обиды, вступает доверительно и витиевато:
послушайте, я случая нелепей в своей богатой жизни не припомню… Но записать пристойно на бумаге — прослыть лжецом, кривлякой карнавальным в который раз...
ну и так далее. Случай его действительно нелепый...
Это содержание известной пьесы? холодно произносит вампирша. Но какое отношение к ней имеют мои юные сны? какое комедианство?..
Вы сами мне мешаете!.. резко произношу я, поддерживая игру оборотня, и он с благодарностью подхватывает реплику:
случай его в самом деде нелепый, некая примадонна посмеялась над его любовью к юной дочери директора театра, которую он любил возвышенно, даже и в мыслях не позволяя себе мечтать о чем-то большем, нежели восхищенный взгляд издали, доставляющий и райское блаженство и неисчислимые муки ада влюбленному… Дон Жуан, вполуха слушавший излияния, оживляется:
что мне огонь подземный,
адовы страданья,
когда вознаградит страданья дева
божественным огнем прикосновенья?..
Разгорается спор, сталкиваются, как вы понимаете, полярные мнения и — обратите внимание — незнакомец один молчит, даже хозяин таверны умудряется высказаться о столь знакомом предмете.
Что можешь ты понять,
комедиант убогий,
в напеве смертном и высоком? -
надменно обрывает спор Дон Жуан и погружается в размышления.
А комедианта не остановить, он выкладывает подробности/ клянет примадонну, бывшую срою любовницу, из ревности бросившую ему в лицо:
так млей от счастья, разглядев румянец
стыда на лике несравненной девы,
из дружбы прежней подскажу: заката
краски на ее портрете,
а живописец — ловкий Дон Жуан...
Вся нелепость случая его заключалась в злословии женщины недостойной, сумевшей нанести комедианту смертельную рану низкой сплетней. Как он хотел, чтобы присутствующие утешили, успокоили его, но Дон Жуан с виноватой усмешкой сознается, да, он пользовался благосклонностью этой девы, наивной и чистой, как ему показалось сначала, но так быстро преуспевшей в ремесле разврата, что он бежал навсегда из ее покоев. Потрясенный комедиант хохочет, запускает бутылкой в стену, поет комические куплеты и обессиленный валится под стол.
И это все? разочарованно говорит вампирша. Какова же идея? Я задушу вас! Испортить такой эффектный конец!
Вампирша вскакивает и толкает меня, я едва не сваливаюсь со стула, но оборотень разоблачен. Он сам ступает навстречу вампирше и заключает ее в объятья с единственной целью обороны от взлетающих острых пальцев.
Вы смеете… с тихим презрением говорит вампирша. Спрятались и исподтишка наплели невесть чего… Комедиант!.. Ты тоже хорош, я-то доверилась его светлому уму.
Последние слова обращены ко мне.
Оборотень внезапно отпускает вампиршу, она, покачнувшись, делает несколько неверных шагов и застывает у стены.
Только несколько слов в завершение сцены — возводит очи к потолку оборотень:
Дон Жуан и Незнакомец еще некоторое время сидят за столом, не обращая внимания на жалобные стенания комедианта. Дон Жуан смотрит в темное окно и тихо произносит: какая же тоска нам гложет душу, когда ее любовью утоляем?
Смертная, отвечает Незнакомец, не поднимая глаз, смертная тоска...
Дон Жуан и Незнакомец поднимаются и выходят из таверны. Из-под стола слышатся утихающие жалобы комедианта...
Браво, говорю я, для этого ты держал Незнакомца. Оборотень раскланивается.
Я, право, критик плохой, но похвалив, замечу, что оставив Незнакомца совершенно без реплики, ты выиграл бы в многозначности. Далеко не блестящая история, говорит вампирша. И к тому же рассказанная без повода.
Вы мой повод, говорит оборотень вампирше и смотрит на нее о глубокой звериной нежностью. Темная рука его приближается к нервному острому лицу вампирши, взлетает над кудрями, опускается К полному бедру и — неожиданный взлет — ладонь мягко прикасается к незащищенной шее. Вампирша вздрагивает и бросается из комнаты.
Когда я выхожу из комнаты в прихожую, каблучки уже стучат далеко внизу, я слышу слова оборотня, успевшего выскочить на лестничную площадку: Только не говорите, что вымысел вам приятен.
Я захлопываю дверь и начинаю корчить рожи перед большим овальным зеркалом, смех душит меня, хотя я один в квартире. Я приближаю лицо к своему отражению и застываю с нелепой гримасой: мои глаза стали серыми.
Или я заснул?


Теги:





0


Комментарии


Комментировать

login
password*

Еше свежачок
20:57  02-12-2016
: [5] [Х (cenzored)]
Наш царь-Донбасс,
Он грезит планом невозможным,
Не в те проливы он ведет баркас,
И кормит нас подножным кормом.

Наш царь-"Сирийский принц",
Воюет за контракт арабский,
Привел он в мир нас рабский,
А сам имеет трех цариц....
20:48  02-12-2016
: [0] [Х (cenzored)]


Иду я по скользкой дороге,
авто мне врезается в спину -
надежды впитались кровью,
в асфальтову сердцевину.

Бескрылие - для покойничков,
над саваном не летаю,
но бабочка за биографа,
в ткань вшила: его я знаю....
Если вдруг Вы идёте в лютый мороз и усердно шевелите языком, а на встречу Вам идёт металлическое сооружение и Вы прилипаете к нему, то:

1) Вам нужно сделать так, чтобы металлическое сооружение почувствовало себя неловко и засмущалось; таким образом оно станет теплее и Вы без труда пройдете мимо....
Дочка Таня померла. Выпила холодного молока из подпола, шустрой мышкой пробралась в горницу – и давай окна мыть. Золушка – звали её в деревне. Падчерица, неродная дочь Ваньки-печника. Народ-то тёмный, неразборчивый: мачеха, отчим ли – Золушка да Золушка....
08:00  29-11-2016
: [9] [Х (cenzored)]
Сидела за столиком в баре
Девчонка со сложным лицом -
Без имени. Катя, иль Валя..
И бавилась темным пивцом

Мужик к ней подсел, Волобуев
Совсем простодушный чувак
Без денег, с одним только хуем
И начал примерно вот так:

Привет....