¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ино и театр:: - »менинники ЂЌикиї-2013: Ђ‘аустї и Ђќрдаї

»менинники ЂЌикиї-2013: Ђ‘аустї и Ђќрдаї

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 15:43  08-04-2013 | ≈вгений ћорызев | ѕросмотров: 1113]
¬ыбор жюри выгл€дит забавно политкорректным: Ђпрозападническийї Ђ‘аустї јлександра —окурова и Ђевразийска€ї Ђќрдаї јндре€ ѕрошкина схлопотали главные призы конкурса. ¬ышло по пословице Ђ¬сем сестрам по серьгамї. ћежду тем, оба фильма, уже получившие многие награды на разных конкурсах, хороши и каждый по-своему отражает две основные тенденции нашего сегодн€шнего кино. ≈сли Ђ‘аустї Ђзаэстетизированї и рассчитан на продвинутую аудиторию, то Ђќрдаї блест€ще использует кальки массового кинематографа.

јвтор сценариев обоих фильмов Ч признанный мэтр ёрий јрабов. » вот удивительное дело: хот€ ЂЌикуї он получил за Ђ‘аустаї, не без кокетства заметив, что у него был хороший соавтор, мне более оригинальным, глубоким, цельным и гораздо более энергетичным показалс€ сценарий Ђќрдыї. » это при том, что € совершенно не сочувствую евразийским и православным иде€м, а значит, кажетс€, объективен.

Ќо все по пор€дку.

Ђ‘аустомї —окуров ставит точку в своей тетралогии о земной власти, ее мифах, бремени, заблуждени€х и тщете (Ђћолохї, Ђ“елецї, Ђ—олнцеї). “очка поставлена рассчитано точно, так сказать. —окуров поднимаетс€ к самому истоку идей-мифов, которыми бредили герои предыдущих частей тетралогии (даже и ’ирохито в Ђ—олнцеї) Ч прежде всего, идеей земной власти, замен€ющей и отмен€ющей власть божественную. “ема безбожьего мира и человекобога звучит вовсю. √рубо говор€, это есть идейное знам€ последней по времени трансформации человеческого общества, которую мы проживаем сейчас. Ќеслучайно ћефистофель у —окурова Ч не лукавый светский прощелыга, а –ќ—“ќ¬ў»  (читай: проводник власти капитала).

–ежиссер создает образ немецкого провинциального городка около начала 19 века. » хот€ здесь уже ход€т в цилиндрах и киверах, эти древние стены сочатс€ миазмами средневековь€. Ёксперименты ‘ауста не только над трупами (в поисках души), но и над живыми людьми заставл€ют вспомнить доктора ћенгеле, и надо признать: самую суть Ђсумрачного германского гени€ї, сочетающего в себе жестокий прагматизм и невротичный мистицизм, —окуров передает блест€ще и даже в нехорошем смысле заразительно.

¬ Ђнехорошемї Ч потому что почти вс€ лента решена в зеленых тонах, которые первые две трети картины намеренно имеют трупно-гнойный оттенок, лишь в сценах любви ‘ауста и ћаргариты на врем€ преобража€сь в оттенки почвы и травы, а затем в финале утончаютс€ до кожей ощутимых рефлексов воды, льда, воздуха, наконец.

Ћишний раз убеждаешьс€: —окуров подходит к фильму, прежде всего, как замечательный оператор (кстати, оператор Ђ‘аустаї Ч Ѕрюно ƒельбоннель). –ежиссер озабочен не столько характерами, которые у —окурова схематичны или расплывчаты, сколько самой Ђкартинкойї. Ќичего дурного здесь нет, такова его художническа€ очень современна€ особенность, и в этом плане он, кстати, примыкает к массовому кинематографу, который, прежде всего, ведь зрелище. ƒругой вопрос, насколько это оригинально в данном конкретном про€влении.

—кажу честно: трупорасчленительска€ эстетика первой половины фильма показалась мне искушенным повторением пройденного. ¬идели мы весь этот свирепый натурализм еще у “арковского в Ђ–ублевеї и у ѕазолини в Ђ—одомеї, и вообще с тех пор стало это общим местом, на которое даже физиологи€ наша больше не реагирует. ѕросто рассудочно считываешь заложенный режиссером смысл-посыл. (¬от Ѕалабанов, кажетс€, это почувствовал: в его Ђ очегареї физиологизм передан крайне скромно, лаконично и именно поэтому выразительно).

ѕон€тен и символизм с крысами Ч где золото; с собаками и котами Ч где похоть. ”вы, вс€ эта средневекова€ зверина€ символика не трогает, не бередит, это хожено-перехожено, использовано сотни раз и неостроумной декоративной нарочитостью порой раздражает.

јрабов делает тонкий парафраз на √етеву тему, парафраз, полный фантазии, и все же, мне показалось, рассудочный. —овершив с легкой руки ростовщика ћефистофел€ несколько грехов, ‘ауст бунтарски заваливает патрона камн€ми. ¬от ‘ауст остаетс€ один в вулканической льдистой местности (снималось в »сландии). “очно по Ўпенглеру, ‘аустов дух где-то на вершине, перед ним безбрежные горизонты. ќн рветс€ их покорить, но ћефистофель насмешливо кричит из-под камней: Ђ то же теб€ накормит?  то выведет теб€ отсюда?ї

“ема плотского голода (а не только голода духа) настойчиво педалируетс€ в фильме —окурова-јрабова, рожда€ далеко идущие и злободневные социально-исторические ассоциации. ѕлоть ненасытима, душа незрима, бог всемогущ, а безжалостно дерзкий ‘аустов дух идет не тем путем. Ќе на ту вершину, оказалось, карабкались мы битых два часаЕ

—реди актерских работ все дружно выдел€ют ћефистофел€ в исполнении јнтона јдасинского. ¬ыразительна мимика, пластика и физика этого актераЕ ѕожалуй, его работа пронизана реальной отрицательной энергетикой, хот€ в трактовке образа ничего особенно оригинального им, показалось мне, не предложено.

‘ильм ѕрошкина Ђќрдаї переносит нас в 14 век. —южетом Ђќрдыї стал эпизод исцелени€ московским митрополитом јлексием монгольской ханши “айдулы. Ѕлагодар€ св€тому человеку ханша прозрела и в пр€мом и в переносном смысле. ѕравда, чудо €влено было не сразу, так что пришлось митрополиту побывать простым невольником да еще испытать моральную пытку, которой подверг его хан: каждый день на его глазах нарочно убивают русского раба. —омневавшийс€ поначалу в своих силах и даже в боге јлексий возвращаетс€ с наградой в ћоскву (хан освобождает церковь от податей), а прозревша€ ханша уезжают в ночную зимнюю степь на верную смерть, сбега€ от кровавых переворотов и войн, которыми полнитс€ жизнь €зыческой (пока) ќрды.

‘ильм спонсировала православна€ церковь, но, к чести создателей картины, в ней нет никакой нарочитости, сусальности, назидательности. я бы даже сказал, у каждого сво€ правда: у монголов (которых превосходно играют здесь калмыки и €куты) правда сво€, у русских Ч сво€, а у италь€нских монахов из папской тогдашней столицы јвиньона Ч сво€.

ќдин из критиков сказал, что картина решена в жанре авантюрного эпоса, но не на сюжетных крючь€х, уверен, держитс€ фильм, а на глубоком и умном сопоставлении разных культур, характеров, Ђправдї.

¬от где актерам есть, что играть! ’орош и ћаксим —уханов (јлексий), и ¬италий ’аев (московский кн€зь »ван  расный, €вный метис Ч одной этой чертой как же много о времени сказано). ¬еликолепна –оза ’айруллина (ханша “айдула), тиха€, властна€, умна€, минимумом средств создавша€ мощный, но тонко очерченный характер.

ќсобо нужно отметить јндре€ ѕанина, который хотел быть јлексием, да церковь не утвердила его из-за раскосости. ¬ результате он сыграл одну из лучших своих ролей, хоть и эпизодическую, Ч хана “анибека. «ловещее и дикое оба€ние этого человека, и никаких фирменных панинских штампов-примочек, и глубочайшее сожаление, что актер такого масштаба оказалс€ нераскрытым, невостребованным нашим кинематографом!

Ќу, и под раздачу: все актеры вообще, как минимум, колоритны и хороши. ј ведь есть еще и изумительна€ работа оператора ёри€ –айского, и художника —ерге€ ‘евралеваЕ »м удалось создать не нате вам монгольскую орду, а некий собирательный образ варварской, дико пассионарной культуры, при этом у зрител€ остаетс€ ощущение подлинности Ч не археологической, а смысловой. » это дергает наше подсознание, ведь чуем мы: варвары и теперь у ворот –има!..

»тожа, скажу: если привычно изысканный Ђ‘аустї —окурова дл€ мен€ Ч удача небезусловна€ даже в контексте творчества этого режиссера, то Ђќрдаї Ч удача абсолютна€, глубоким и точным смыслом своим и самой энергетикой преодолевша€ штампы массового кино.

Ёто просто отличное кино, понимаете?

8.04.2013










“еги:





0


 омментарии

#0 17:14  08-04-2013¬ладимир ѕавлов    
автор открыл новые горизонты
#1 18:45  08-04-2013 ачирга    
ќбзор хороший. јнализ сокуровского фильма понра.





ќрду неосилил прим. с середины. Ќа советские сказки похоже с Ћауром Ѕалауром



ѕравда, чудо €влено было не сразу, так что пришлось митрополиту побывать простым невольником да еще испытать моральную пытку, которой подверг его хан: каждый день на его глазах нарочно убивают русского раба© сие маловеро€тно.



¬ ќрде с головы монаха волос с головы не смел слететь. ћонах и св€щенники не облагались податью-€сыром. ƒа-сс

“ак что такие страсти скорее авторское видение на базе уроков истории в средней школе.

ћонголы уж сильно пещерными людьми показаны .
#2 20:24  08-04-2013»ль€ ’”4    
оба фильма говно. орда ваще нудн€к непроходимый.

ну, на мой вкус.
#3 23:57  08-04-2013bjakinist.    
—мысл ќрды - не иллюстраци€ к уч-ку истории. Ёто, скорее, фентези: два мира, две цивилизации. ћонголы не дикие показались, они детски непосредственные.
#4 00:00  09-04-2013√усар    
ќрда ничо так. ѕанина только неожиданно быстро вальнули.

‘ауста не смотрел. Ќадо гл€нуть. —пасибо, автор.
#5 00:15  09-04-2013»ль€ ’”4    
мрачно, темно, нудно оп€ть же, зат€нуто. но € смотрел на телефоне экранку.



да и казахов не люблю.

#6 01:07  09-04-2013 ачирга    
#3 23:57 08-04-2013bjakinist.

—мысл ќрды - не иллюстраци€ к уч-ку истории. Ёто, скорее, фентези: два мира, две цивилизации. ћонголы не дикие показались, они детски непосредственные.©



ќ–да, априори,как средн€€ школа и учила, термин со знаком минус. ћежду тем ордынским происхождением гордились многие кн€жеские фамилии –оссии.



‘энтези в кино,»ћ’ќ, нах никому не упиралось. ƒорогосто€ща€(что подразумевают нынешние бюджеты кино) реконструкци€. “руд историков и кропотлива€ работа в мелочах быта , одежды и проч. вот что "маст хэв" ј монголы показаны некими "пещерными людьми"



"¬атель" рекомендую, как историческую миниатюру.¬ пику советским "ћушкетЄрам"в пошитой ¬еркой-модисткой накидках.
#7 15:54  09-04-2013дважды √умберт    
‘ауст интересно было смотреть. ќрда быстро заебала образами руских бл€ть мучеников. ѕанина и —уханова вообще не узнал. хорошие актЄры

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
11:15  24-11-2016
: [28] [ ино и театр]
ѕитерска€ коммуналка. —кажем, конец восьмидес€тых.
«а столом сид€т двое Ц мать и дочь.
ќбе в распахнутых пальто и зимних сапогах.
ќни смеютс€ и пр€мо пальцами вылавливают из скользкого кулька, лежащего тут же на столе, холодные солЄные огурцы....
09:26  11-11-2016
: [17] [ ино и театр]
Ўестирука€ бабища с сиськами из силикона,
¬ стрингах из змеиной кожи и с ружьем наперевес,
—лед берет »уды  ришны Ц всем известного гандона,
— рыжей и бесстыжей рожей,
¬озбужда€ интерес
” толпы многоголовой, многорукой, многоногой,
»менуемой кем надо - Ђпотр€сающий народї,
ј народ поверив снова жизни лучшей в жизни новой
∆дет, когда застрелит гада эта бести€ вот-вот....
11:21  09-11-2016
: [4] [ ино и театр]
ƒействие происходило на сцене большого театра. Ќе того Ѕольшого, легендарного с позолотами люстр и красочными декораци€ми, где блистали звезды оперы и балета, а просто большого, по размерам. Ћюстры с декораци€ми были и здесь, но далеко не золоченые и красочные, тем не менее они подкупали своей естественностью, люстра походила на солнце, а декорации были словно собраны по кусочкам со всех уголков страны, с видами больших и малых городов, бескрайних полей и заснеженных тундр....
13:14  07-11-2016
: [4] [ ино и театр]
ѕќЁ“

ѕо дороге на студию ¬адим за баранкой был угрюм, на шутки товарищей не реагировал. —ъемочна€ группа возвращалась с очередного редакционного задани€ Ц снимали сюжет на сахарном заводе....
20:59  01-11-2016
: [11] [ ино и театр]
"здесь и сейчас" - это тонкой иглы остриЄ.
или вниз со шпил€, или проткнут нјсквозь.
это фокус.., такой себе хитрый приЄм -
самого себ€ разгл€деть под маской.
не такой, как все... таких, как ты сотни.
выпадаешь в осадок города, и где-то на самом дне
ставишь лета тавро, чтобы никто не отн€л,
чтоб запомнить, как живое небо горело в огне....