¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ино и театр:: - »менинники ЂЌикиї-2013: Ђ‘аустї и Ђќрдаї

»менинники ЂЌикиї-2013: Ђ‘аустї и Ђќрдаї

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 15:43  08-04-2013 | ≈вгений ћорызев | ѕросмотров: 1169]
¬ыбор жюри выгл€дит забавно политкорректным: Ђпрозападническийї Ђ‘аустї јлександра —окурова и Ђевразийска€ї Ђќрдаї јндре€ ѕрошкина схлопотали главные призы конкурса. ¬ышло по пословице Ђ¬сем сестрам по серьгамї. ћежду тем, оба фильма, уже получившие многие награды на разных конкурсах, хороши и каждый по-своему отражает две основные тенденции нашего сегодн€шнего кино. ≈сли Ђ‘аустї Ђзаэстетизированї и рассчитан на продвинутую аудиторию, то Ђќрдаї блест€ще использует кальки массового кинематографа.

јвтор сценариев обоих фильмов Ч признанный мэтр ёрий јрабов. » вот удивительное дело: хот€ ЂЌикуї он получил за Ђ‘аустаї, не без кокетства заметив, что у него был хороший соавтор, мне более оригинальным, глубоким, цельным и гораздо более энергетичным показалс€ сценарий Ђќрдыї. » это при том, что € совершенно не сочувствую евразийским и православным иде€м, а значит, кажетс€, объективен.

Ќо все по пор€дку.

Ђ‘аустомї —окуров ставит точку в своей тетралогии о земной власти, ее мифах, бремени, заблуждени€х и тщете (Ђћолохї, Ђ“елецї, Ђ—олнцеї). “очка поставлена рассчитано точно, так сказать. —окуров поднимаетс€ к самому истоку идей-мифов, которыми бредили герои предыдущих частей тетралогии (даже и ’ирохито в Ђ—олнцеї) Ч прежде всего, идеей земной власти, замен€ющей и отмен€ющей власть божественную. “ема безбожьего мира и человекобога звучит вовсю. √рубо говор€, это есть идейное знам€ последней по времени трансформации человеческого общества, которую мы проживаем сейчас. Ќеслучайно ћефистофель у —окурова Ч не лукавый светский прощелыга, а –ќ—“ќ¬ў»  (читай: проводник власти капитала).

–ежиссер создает образ немецкого провинциального городка около начала 19 века. » хот€ здесь уже ход€т в цилиндрах и киверах, эти древние стены сочатс€ миазмами средневековь€. Ёксперименты ‘ауста не только над трупами (в поисках души), но и над живыми людьми заставл€ют вспомнить доктора ћенгеле, и надо признать: самую суть Ђсумрачного германского гени€ї, сочетающего в себе жестокий прагматизм и невротичный мистицизм, —окуров передает блест€ще и даже в нехорошем смысле заразительно.

¬ Ђнехорошемї Ч потому что почти вс€ лента решена в зеленых тонах, которые первые две трети картины намеренно имеют трупно-гнойный оттенок, лишь в сценах любви ‘ауста и ћаргариты на врем€ преобража€сь в оттенки почвы и травы, а затем в финале утончаютс€ до кожей ощутимых рефлексов воды, льда, воздуха, наконец.

Ћишний раз убеждаешьс€: —окуров подходит к фильму, прежде всего, как замечательный оператор (кстати, оператор Ђ‘аустаї Ч Ѕрюно ƒельбоннель). –ежиссер озабочен не столько характерами, которые у —окурова схематичны или расплывчаты, сколько самой Ђкартинкойї. Ќичего дурного здесь нет, такова его художническа€ очень современна€ особенность, и в этом плане он, кстати, примыкает к массовому кинематографу, который, прежде всего, ведь зрелище. ƒругой вопрос, насколько это оригинально в данном конкретном про€влении.

—кажу честно: трупорасчленительска€ эстетика первой половины фильма показалась мне искушенным повторением пройденного. ¬идели мы весь этот свирепый натурализм еще у “арковского в Ђ–ублевеї и у ѕазолини в Ђ—одомеї, и вообще с тех пор стало это общим местом, на которое даже физиологи€ наша больше не реагирует. ѕросто рассудочно считываешь заложенный режиссером смысл-посыл. (¬от Ѕалабанов, кажетс€, это почувствовал: в его Ђ очегареї физиологизм передан крайне скромно, лаконично и именно поэтому выразительно).

ѕон€тен и символизм с крысами Ч где золото; с собаками и котами Ч где похоть. ”вы, вс€ эта средневекова€ зверина€ символика не трогает, не бередит, это хожено-перехожено, использовано сотни раз и неостроумной декоративной нарочитостью порой раздражает.

јрабов делает тонкий парафраз на √етеву тему, парафраз, полный фантазии, и все же, мне показалось, рассудочный. —овершив с легкой руки ростовщика ћефистофел€ несколько грехов, ‘ауст бунтарски заваливает патрона камн€ми. ¬от ‘ауст остаетс€ один в вулканической льдистой местности (снималось в »сландии). “очно по Ўпенглеру, ‘аустов дух где-то на вершине, перед ним безбрежные горизонты. ќн рветс€ их покорить, но ћефистофель насмешливо кричит из-под камней: Ђ то же теб€ накормит?  то выведет теб€ отсюда?ї

“ема плотского голода (а не только голода духа) настойчиво педалируетс€ в фильме —окурова-јрабова, рожда€ далеко идущие и злободневные социально-исторические ассоциации. ѕлоть ненасытима, душа незрима, бог всемогущ, а безжалостно дерзкий ‘аустов дух идет не тем путем. Ќе на ту вершину, оказалось, карабкались мы битых два часаЕ

—реди актерских работ все дружно выдел€ют ћефистофел€ в исполнении јнтона јдасинского. ¬ыразительна мимика, пластика и физика этого актераЕ ѕожалуй, его работа пронизана реальной отрицательной энергетикой, хот€ в трактовке образа ничего особенно оригинального им, показалось мне, не предложено.

‘ильм ѕрошкина Ђќрдаї переносит нас в 14 век. —южетом Ђќрдыї стал эпизод исцелени€ московским митрополитом јлексием монгольской ханши “айдулы. Ѕлагодар€ св€тому человеку ханша прозрела и в пр€мом и в переносном смысле. ѕравда, чудо €влено было не сразу, так что пришлось митрополиту побывать простым невольником да еще испытать моральную пытку, которой подверг его хан: каждый день на его глазах нарочно убивают русского раба. —омневавшийс€ поначалу в своих силах и даже в боге јлексий возвращаетс€ с наградой в ћоскву (хан освобождает церковь от податей), а прозревша€ ханша уезжают в ночную зимнюю степь на верную смерть, сбега€ от кровавых переворотов и войн, которыми полнитс€ жизнь €зыческой (пока) ќрды.

‘ильм спонсировала православна€ церковь, но, к чести создателей картины, в ней нет никакой нарочитости, сусальности, назидательности. я бы даже сказал, у каждого сво€ правда: у монголов (которых превосходно играют здесь калмыки и €куты) правда сво€, у русских Ч сво€, а у италь€нских монахов из папской тогдашней столицы јвиньона Ч сво€.

ќдин из критиков сказал, что картина решена в жанре авантюрного эпоса, но не на сюжетных крючь€х, уверен, держитс€ фильм, а на глубоком и умном сопоставлении разных культур, характеров, Ђправдї.

¬от где актерам есть, что играть! ’орош и ћаксим —уханов (јлексий), и ¬италий ’аев (московский кн€зь »ван  расный, €вный метис Ч одной этой чертой как же много о времени сказано). ¬еликолепна –оза ’айруллина (ханша “айдула), тиха€, властна€, умна€, минимумом средств создавша€ мощный, но тонко очерченный характер.

ќсобо нужно отметить јндре€ ѕанина, который хотел быть јлексием, да церковь не утвердила его из-за раскосости. ¬ результате он сыграл одну из лучших своих ролей, хоть и эпизодическую, Ч хана “анибека. «ловещее и дикое оба€ние этого человека, и никаких фирменных панинских штампов-примочек, и глубочайшее сожаление, что актер такого масштаба оказалс€ нераскрытым, невостребованным нашим кинематографом!

Ќу, и под раздачу: все актеры вообще, как минимум, колоритны и хороши. ј ведь есть еще и изумительна€ работа оператора ёри€ –айского, и художника —ерге€ ‘евралеваЕ »м удалось создать не нате вам монгольскую орду, а некий собирательный образ варварской, дико пассионарной культуры, при этом у зрител€ остаетс€ ощущение подлинности Ч не археологической, а смысловой. » это дергает наше подсознание, ведь чуем мы: варвары и теперь у ворот –има!..

»тожа, скажу: если привычно изысканный Ђ‘аустї —окурова дл€ мен€ Ч удача небезусловна€ даже в контексте творчества этого режиссера, то Ђќрдаї Ч удача абсолютна€, глубоким и точным смыслом своим и самой энергетикой преодолевша€ штампы массового кино.

Ёто просто отличное кино, понимаете?

8.04.2013










“еги:





0


 омментарии

#0 17:14  08-04-2013¬ладимир ѕавлов    
автор открыл новые горизонты
#1 18:45  08-04-2013 ачирга    
ќбзор хороший. јнализ сокуровского фильма понра.





ќрду неосилил прим. с середины. Ќа советские сказки похоже с Ћауром Ѕалауром



ѕравда, чудо €влено было не сразу, так что пришлось митрополиту побывать простым невольником да еще испытать моральную пытку, которой подверг его хан: каждый день на его глазах нарочно убивают русского раба© сие маловеро€тно.



¬ ќрде с головы монаха волос с головы не смел слететь. ћонах и св€щенники не облагались податью-€сыром. ƒа-сс

“ак что такие страсти скорее авторское видение на базе уроков истории в средней школе.

ћонголы уж сильно пещерными людьми показаны .
#2 20:24  08-04-2013»ль€ ’”4    
оба фильма говно. орда ваще нудн€к непроходимый.

ну, на мой вкус.
#3 23:57  08-04-2013bjakinist.    
—мысл ќрды - не иллюстраци€ к уч-ку истории. Ёто, скорее, фентези: два мира, две цивилизации. ћонголы не дикие показались, они детски непосредственные.
#4 00:00  09-04-2013√усар    
ќрда ничо так. ѕанина только неожиданно быстро вальнули.

‘ауста не смотрел. Ќадо гл€нуть. —пасибо, автор.
#5 00:15  09-04-2013»ль€ ’”4    
мрачно, темно, нудно оп€ть же, зат€нуто. но € смотрел на телефоне экранку.



да и казахов не люблю.

#6 01:07  09-04-2013 ачирга    
#3 23:57 08-04-2013bjakinist.

—мысл ќрды - не иллюстраци€ к уч-ку истории. Ёто, скорее, фентези: два мира, две цивилизации. ћонголы не дикие показались, они детски непосредственные.©



ќ–да, априори,как средн€€ школа и учила, термин со знаком минус. ћежду тем ордынским происхождением гордились многие кн€жеские фамилии –оссии.



‘энтези в кино,»ћ’ќ, нах никому не упиралось. ƒорогосто€ща€(что подразумевают нынешние бюджеты кино) реконструкци€. “руд историков и кропотлива€ работа в мелочах быта , одежды и проч. вот что "маст хэв" ј монголы показаны некими "пещерными людьми"



"¬атель" рекомендую, как историческую миниатюру.¬ пику советским "ћушкетЄрам"в пошитой ¬еркой-модисткой накидках.
#7 15:54  09-04-2013дважды √умберт    
‘ауст интересно было смотреть. ќрда быстро заебала образами руских бл€ть мучеников. ѕанина и —уханова вообще не узнал. хорошие актЄры

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
10:52  25-03-2017
: [18] [ ино и театр]
Ѕытует истина проста€,
¬ ней ошибитьс€ не боюсь:
»меет каждый житель –а€
ќтличный музыкальный вкус.

» неизменно Ѕелый  ролик,
«вЄзд, обожаемых людьми,
¬едЄт в загробные гастроли
»з " луба ƒвадцати —еми".

» там, усевшись одесную
“ворца, что дарит —вет во мгле,
»грают те, кого вживую
Ќам не услышать на «емле....
19:49  09-03-2017
: [4] [ ино и театр]

- 5 -

Ќебо было низким, гр€зно-серым, как потолок в вокзальном туалете. ¬етер выдувал остатки тепла из-под куртки. јлексей шЄл, покачива€сь и т€жело дыша, врем€ от времени его сотр€сал глубокий, выворачивающий кашель. ¬округ во все стороны простиралась всЄ та же окраинна€ хмурь, подсвеченна€ далЄким заревом....
09:22  08-03-2017
: [3] [ ино и театр]
- 4 -

Ћифт распахнул пластиковую пасть, и јлексей шагнул внутрь. «ажал под мышкой бутылку с минеральной водой, надавил на единицу. —творки сомкнулись, и кабина с еле слышным гудением поползла вниз.
Ёто был какой-то бизнес-центр, куда он забрЄл, чтобы не сидеть в чужой, пропитанной сыростью квартире....
08:54  06-03-2017
: [4] [ ино и театр]
- 3 -

Ѕоль. ќстра€ и ненасытна€ боль пожирала тело, с особым остервенением вгрыза€сь в голову. ѕри каждом вдохе выжигало грудную клетку. ќткуда-то извне просачивались голоса.
— огромным трудом јлексей разлепил веки. Ќад ним нависал гр€зно-серый потолок в трещинах и разводах....
19:07  04-03-2017
: [4] [ ино и театр]
- 2 -
ѕеред ним топталс€ шпаловидный мозгл€к в свитере, полоски на котором напоминали узор на обо€х. ’от€ вокруг висела хмарь, тип почему-то был в солнцезащитных очках, как у ƒжона Ћеннона. ѕод мышкой он держал пухлую чЄрную папку. јлексею вдруг захотелось немедленно выхватить еЄ и пинком отправить в лужу....