Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - Роман Сенчин: «Елтышевы»Роман Сенчин: «Елтышевы»Автор: bjakinist. (Сенчин Р. В. Елтышевы: Роман. — М.: Эксмо, 2011. — 288 с. — (Pocket book)«Елтышевых», лучшую на сегодня вещь Романа Сенчина, критики назвали «книгой о смерти русской деревни», «русской провинции». Самое парадоксальное, мне кажется, в том, что она не оставляет ощущения безнадеги, не сводима к голимой чернухе. Пусть и над свежими могилками, но это бодрое причитание! Хотя сюжет сводится к тому, как семья экс-капитана милиции Елтышева теряет казенную квартиру в районном городе, вынужденно переезжает в деревню и пытается начать все сызнова. Но деревня спивается и гниет, в миазмах этой жизни погибают экс-мент и оба его сына. Параллельно идут всякие «ужасы», которые заставили критика Л. Данилкина назвать Елтышева «серийным убийцей». Впрочем, хотя капитан угробил трех человек, включая престарелую тетку жены и собственного сына (а косвенно, и второго сына тож, сам не желая того — но поучаствовал), искусство Сенчина в том-то и состоит, что читатель не ощущает, будто его оседлал типа триллер или прибила к земле голимая чернуха. Он, читатель, искренне сочувствует даже и Елтышеву, и этому семейству, и всем, кто в деревне Мураново догорает от прожитых лет, нищеты, спирта, тоски. Автор этого с успехом все-таки добивается от читателя. Очень широкое, полнокровное, очень «по делу» течение жизни у Сенчина заставляет забыть о тесных предрассудках любого жанра, будь то площадной «триллер», «трешак» или традиция высокой классики с ее «неизбывными» штампами — нашей «деревенской прозы», в частности. Кто-то посчитал роман «отповедью» этой самой беловско-распутинской классике, идеализации прежней деревенской жизни. Но думается, Сенчин лишь простодушно констатировал положение дел, не идеализируя, но ничего и не пытаясь «низвергнуть». Такова «погода в доме» (здесь: «в избе») — на сегодня. В романе довольно много природы и здорового чистого воздуха, а также авторского «себе на уме», которые сильно разбавляют общий мрачняк темы: социальную деградацию и вымирание средней постсоветской семьи, а с ней и целого слоя бывших советских людей. Авторское «себе на уме» проявляется, как в замысле, так и в построении вещи. Повествование настолько предметно (фирменное у Сенчина!) и неторопко объективно, что читатель да — заражается ощущением будничного течения жизни персонажей, и тогда лишь реакция постороннего или внезапное, на миг, пугливое озарение показывают герою и рядом дышащему читателю, насколько же этот тип человечески деградировал. Все, как в жизни, короче, — психологически предельно, но без нажима, но не пафосно ДО-СТО-ВЕР-НО. Почему автор не разбодяжил повествование в пухлую семейную сагу? Думаю, именно благодаря дисциплинирующему «лукавству» замысла, ведь, сдается мне, обобщение здесь предельно концентрированно и неприятнейшим образом злободневно. Нет, не только о деревенском «загибалове» этот роман и не только о том, что полулузером в нашем обществе перекантоваться не получится: остановишься в этом состоянии — и покатился вниз, и падению дна не будет. Это, если можно сказать, лишь психологический и социальный аспект темы. Но есть аспект исторический, ибо полулузером с запредельными диспропорциями в экономике и социальной сфере зависла над грядущим вся наша страна, как бы она там ни распальцовывалась. Такой она вступила в 21 век, и каким он для нас, таких, станет, можно только гадать. Вы скажете: эк хватил! Не стучи на автора — на такое он не замахивался. Но Сенчин сам, с сибирским упорством, дает ключи для такого прочтения. И эти нечастые, но ударные сравнения нынешней безнадеги «низов» и советского житья (более, якобы, светлого), и этот «молодой, энергичный и в каждой ноте решительный» радиоголос президента, вещающий о демократическом выборе России — зачем они возникают здесь, если от политики персонажи дальше, чем от луны?.. Нет, не к бытовизму и беллетристике — а уж если на то пошло, к символизму тяготеют «Елтышевы». С удивлением прочитал у Данилкина, что роман лишь доказывает: без государства, сплачивающего и организующего людишек, россиянский космос распадается. Между тем, нравственная деградация Елтышева началась аккурат на посту, почти честным «государевым человеком». В деревне правоохранитель Елтышев, становится «серийным убийцей» вовсе не с перепою (только), а еще и потому, что поставлен в условия жестокого выживания и одновременно нестроения того сегмента россиянского бытия, который испечен не просто нате вам «людьми», а — в первую очередь — родимым государством: и советским, и пост-. «Серьезная» российская словесность как-то упорно в последнее время окучивает тему лузерства в нашем обществе. Елтышевы встают в один рядок с героями А. Дмитриева (роман «Пастух и тинейджер», Букер-2013), Д. Гуцко («Бета-самец»), С. Шаргунова («1993»). Тема оказалась до ужаса актуальной. Не только потому, что литература и ее творцы нынче — да, похоже, как бы не «винеры». Дело в том, прежде всего, что вопрос о жизненном успехе из сферы частной жизни перекочевал в сферу общественную, стал вопросом, куда ж нам плыть, всем?.. Итоги 20-летнего бытия «новой» России не особенно утешительны, перспективы мутны и тревожны, заделы на будущее грустно невелики. Говорить об отдельных «успехах» (уже?.. пока?..) можно, но провозглашать итогом 20-летия — «успех» в целом, вещать о решительном рывке историческом?.. Тем не менее, изо всех перечисленных романов «Елтышевы», повторю, показались мне самой оптимистической вещью. Хотя как раз здесь «все умерли», но ощущение горькой полноты жизни российской передано автором настолько — опять повторюсь — ДОСТОВЕРНО и без позднеастафьевской бессильной истерики, а задумчиво и достойно, что подумалось: нет, все-таки может пока… И Платонов, и Невтонов, и всяких Плющенков собственных. Ну и Сенчиных!.. 18.02.2014 Теги:
9 Комментарии
#0 16:08 18-02-2014отставной козы барабанщик
Букинист читает каккую-то поебень. Ну, почти заинтересовался, но все равно не охота это читать)) вряд ли куплю книгу с названием елтышевы. Писатель Сенчин пишет в самую последнюю очередь для того, чтобы его покупали)) Имхо, чем дальше чел от этого реала, тем ему роман любопытней . Но текст очень, спокойно качественный сам в себе. сдаецца мне что вся эта возня серьезных критиков вокруг довольно-таки слабенького, некачественного, собранного из противоречий и плохого знания темы( имеццо в виду торговля на селе самогоном и алкогольными суррогатами) романа сформирована искусственно по одной простой причине -автор елтышевых один из лит.бонз и главред еженедельника "Литературная Россия" да ничего так, Сенчин, бодренько пишет, но вжисть бы не купил Не знал, что он лит бонза.)) Нет, книга сильная и ее объективность (как мне показалось) заставляет спорить, как о жизни, где истин масса. Он заглянул в душу людей, в целом, противных и заставил им посочувствовать. Кто может так сейчас? Еше свежачок Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно
поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок. а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга живопись от души, от сердца а поебень словесная - от кишечника.... |