Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Роман Сенчин: «Елтышевы»

Роман Сенчин: «Елтышевы»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 15:44  18-02-2014 | Гудвин | Просмотров: 1503]
(Сенчин Р. В. Елтышевы: Роман. — М.: Эксмо, 2011. — 288 с. — (Pocket book)

«Елтышевых», лучшую на сегодня вещь Романа Сенчина, критики назвали «книгой о смерти русской деревни», «русской провинции». Самое парадоксальное, мне кажется, в том, что она не оставляет ощущения безнадеги, не сводима к голимой чернухе. Пусть и над свежими могилками, но это бодрое причитание!

Хотя сюжет сводится к тому, как семья экс-капитана милиции Елтышева теряет казенную квартиру в районном городе, вынужденно переезжает в деревню и пытается начать все сызнова. Но деревня спивается и гниет, в миазмах этой жизни погибают экс-мент и оба его сына.

Параллельно идут всякие «ужасы», которые заставили критика Л. Данилкина назвать Елтышева «серийным убийцей». Впрочем, хотя капитан угробил трех человек, включая престарелую тетку жены и собственного сына (а косвенно, и второго сына тож, сам не желая того — но поучаствовал), искусство Сенчина в том-то и состоит, что читатель не ощущает, будто его оседлал типа триллер или прибила к земле голимая чернуха. Он, читатель, искренне сочувствует даже и Елтышеву, и этому семейству, и всем, кто в деревне Мураново догорает от прожитых лет, нищеты, спирта, тоски. Автор этого с успехом все-таки добивается от читателя.

Очень широкое, полнокровное, очень «по делу» течение жизни у Сенчина заставляет забыть о тесных предрассудках любого жанра, будь то площадной «триллер», «трешак» или традиция высокой классики с ее «неизбывными» штампами — нашей «деревенской прозы», в частности. Кто-то посчитал роман «отповедью» этой самой беловско-распутинской классике, идеализации прежней деревенской жизни. Но думается, Сенчин лишь простодушно констатировал положение дел, не идеализируя, но ничего и не пытаясь «низвергнуть». Такова «погода в доме» (здесь: «в избе») — на сегодня.

В романе довольно много природы и здорового чистого воздуха, а также авторского «себе на уме», которые сильно разбавляют общий мрачняк темы: социальную деградацию и вымирание средней постсоветской семьи, а с ней и целого слоя бывших советских людей. Авторское «себе на уме» проявляется, как в замысле, так и в построении вещи.

Повествование настолько предметно (фирменное у Сенчина!) и неторопко объективно, что читатель да — заражается ощущением будничного течения жизни персонажей, и тогда лишь реакция постороннего или внезапное, на миг, пугливое озарение показывают герою и рядом дышащему читателю, насколько же этот тип человечески деградировал. Все, как в жизни, короче, — психологически предельно, но без нажима, но не пафосно ДО-СТО-ВЕР-НО.

Почему автор не разбодяжил повествование в пухлую семейную сагу? Думаю, именно благодаря дисциплинирующему «лукавству» замысла, ведь, сдается мне, обобщение здесь предельно концентрированно и неприятнейшим образом злободневно. Нет, не только о деревенском «загибалове» этот роман и не только о том, что полулузером в нашем обществе перекантоваться не получится: остановишься в этом состоянии — и покатился вниз, и падению дна не будет. Это, если можно сказать, лишь психологический и социальный аспект темы.

Но есть аспект исторический, ибо полулузером с запредельными диспропорциями в экономике и социальной сфере зависла над грядущим вся наша страна, как бы она там ни распальцовывалась. Такой она вступила в 21 век, и каким он для нас, таких, станет, можно только гадать.

Вы скажете: эк хватил! Не стучи на автора — на такое он не замахивался. Но Сенчин сам, с сибирским упорством, дает ключи для такого прочтения. И эти нечастые, но ударные сравнения нынешней безнадеги «низов» и советского житья (более, якобы, светлого), и этот «молодой, энергичный и в каждой ноте решительный» радиоголос президента, вещающий о демократическом выборе России — зачем они возникают здесь, если от политики персонажи дальше, чем от луны?..

Нет, не к бытовизму и беллетристике — а уж если на то пошло, к символизму тяготеют «Елтышевы». С удивлением прочитал у Данилкина, что роман лишь доказывает: без государства, сплачивающего и организующего людишек, россиянский космос распадается. Между тем, нравственная деградация Елтышева началась аккурат на посту, почти честным «государевым человеком». В деревне правоохранитель Елтышев, становится «серийным убийцей» вовсе не с перепою (только), а еще и потому, что поставлен в условия жестокого выживания и одновременно нестроения того сегмента россиянского бытия, который испечен не просто нате вам «людьми», а — в первую очередь — родимым государством: и советским, и пост-.

«Серьезная» российская словесность как-то упорно в последнее время окучивает тему лузерства в нашем обществе. Елтышевы встают в один рядок с героями А. Дмитриева (роман «Пастух и тинейджер», Букер-2013), Д. Гуцко («Бета-самец»), С. Шаргунова («1993»). Тема оказалась до ужаса актуальной. Не только потому, что литература и ее творцы нынче — да, похоже, как бы не «винеры». Дело в том, прежде всего, что вопрос о жизненном успехе из сферы частной жизни перекочевал в сферу общественную, стал вопросом, куда ж нам плыть, всем?..

Итоги 20-летнего бытия «новой» России не особенно утешительны, перспективы мутны и тревожны, заделы на будущее грустно невелики. Говорить об отдельных «успехах» (уже?.. пока?..) можно, но провозглашать итогом 20-летия — «успех» в целом, вещать о решительном рывке историческом?..

Тем не менее, изо всех перечисленных романов «Елтышевы», повторю, показались мне самой оптимистической вещью. Хотя как раз здесь «все умерли», но ощущение горькой полноты жизни российской передано автором настолько — опять повторюсь — ДОСТОВЕРНО и без позднеастафьевской бессильной истерики, а задумчиво и достойно, что подумалось: нет, все-таки может пока… И Платонов, и Невтонов, и всяких Плющенков собственных. Ну и Сенчиных!..

18.02.2014



Теги:





-2


Комментарии

Букинист читает каккую-то поебень.
#1 16:15  18-02-2014Лев Рыжков    
Ну, почти заинтересовался, но все равно не охота это читать))
#2 19:24  18-02-2014Гриша Рубероид    
вряд ли куплю книгу с названием елтышевы.
#3 19:25  18-02-2014Лев Рыжков    
Писатель Сенчин пишет в самую последнюю очередь для того, чтобы его покупали))
#4 20:00  18-02-2014bjakinist.    
Имхо, чем дальше чел от этого реала, тем ему роман любопытней . Но текст очень, спокойно качественный сам в себе.
#5 22:52  18-02-2014пупО4ек    
сдаецца мне что вся эта возня серьезных критиков вокруг довольно-таки слабенького, некачественного, собранного из противоречий и плохого знания темы( имеццо в виду торговля на селе самогоном и алкогольными суррогатами) романа сформирована искусственно по одной простой причине -автор елтышевых один из лит.бонз и главред еженедельника "Литературная Россия"
#6 01:22  19-02-2014Atlas    
да ничего так, Сенчин, бодренько пишет, но вжисть бы не купил
#7 13:44  19-02-2014bjakinist.    
Не знал, что он лит бонза.)) Нет, книга сильная и ее объективность (как мне показалось) заставляет спорить, как о жизни, где истин масса. Он заглянул в душу людей, в целом, противных и заставил им посочувствовать. Кто может так сейчас?

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
15:25  16-10-2017
: [5] [Критика]
(Водолазкин Е. Г. Авиатор: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 410 с. — (Новая русская классика)

Евгений Водолазкин — автор парадоксальный. Например, в «Лавре» и «Авиаторе» пишет он о вещах по большей части тяжелых и страшных: о болезнях, смертях, казнях, пытках, потерях и унижениях, — но очень уж акварельно ваяет-то!...
Почему ты ещё не вымер, дорогой читатель? Потому что ты приспособился. Ты нашёл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. Своим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Надеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
А это правда? Что именно? Ну, то что вы сказали? Да, самая настоящая правда. Странно. Почему? Потому что я вижу всё по-другому. Как же? Это внутренний мир маленького мальчика, а всё остальное сортирные надписи. И события и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [Критика]
(Алешковский П. М. Крепость: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 с. — 592 с. — (Новая русская классика)

Если поверить, что это и есть «новая русская классика», то какая-то она неклассичная, эта классика. Не значит, что не цепляет....
Творческие люди жутко блядь чувствительные. Вот наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Но творческий человек не таков, он из другого теста. Он будет краснеть и пучиться придавленный тяжестью чужого каблука, но слова из себя не выдавит....