¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - јлексей »ванов: ЂЌенастьеї над –оссией не навсегда?..

јлексей »ванов: ЂЌенастьеї над –оссией не навсегда?..

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 17:39  23-05-2016 | јнтон „ижов | ѕросмотров: 801]
Ќе верьте тому, кто скажет: новый роман јлексе€ »ванова Ч про бандитско-бизнесменские бури 90-х, про ќѕ√ Ђафганцевї в одном из российских городов-Ђмиллионниковї. јвтор, правда, все сделал, чтобы наивный читатель так думал Ч особенно на последних страницах. Ќо увы и ах: јлексей »ванов Ч слишком јлексей »ванов, чтобы писать “ќЋ№ ќ социальную Ђприкладнухуї или, упаси господи, просто нате вам дюдик, или слепой от быстробегущих событий Ђэкшнї, или слепую от собственных слез и соплей мелодраму. ’от€ всего этого в романе премного Ч подчас в ущерб серьезному, глубокому смыслу и общей блест€ще точной, пластичной ткани повествовани€.

¬се-таки перед нами Ч больша€ удача одного из ведущих наших прозаиков, книга, в которой растворены и претворены в новое качество многие предыдущие его тексты, и Ђпро современностьї, и исторические. Ќе побоюсь вздеть планку и выше: это роман, во многом подвод€щий итоги нашему социальному опыту 90-х и отчасти 00-х.  ак ни огл€дываетс€ автор на читател€, подпуска€ вс€кие ходы и приемы бандитских сериальчиков Ч ох, лишь бы читатель на шестистах страницах не заскучал! Ч но не размениваетс€ упр€мый самовольщик талант на такую вот дешевизну массового успеха. Ётим романом »ванов возвращает литературе право быть социально значимой Ч или значительной, все равно. ¬едь мы так уже смутно помним пережитые 90-е, ведь и итоги 00-х подводим все очень по-разному. —вести Ђвпечатлени€ быти€ї в некий фокус нам и позвол€ет нова€ книга »ванова.

“ак о чем же, бишь, эти шестьсот с лишком страниц любви, стрельбы и мечтаний?.. “огда знакомьтесь: главный герой Ч бывший Ђафганецї √ерман Ќеволин, по кличке Ќемец. –оман начинаетс€ с того, что он грабит инкассаторскую машину, котора€ везет выручку Ўпального рынка.  огда-то Ўпальный рынок был организован группой бывших Ђафганцевї под началом романтика Ђафганскойї идеи —ереги Ћихолетова. Ќо пал в бо€х за собственность —ерега, пали и иные его коллеги по бизнесу (все эти разборки »ванов описывает со смаком и очень, захватывающе выразительно). Ўпальный рынок теперь в руках выходца из  онторы некоего ўебетовского, который заменил романтику первопроходцев-первоприобретателей и накопителей холодным технологичным ведением бизнеса. Ѕыла€ обща€ Ђафганска€ иде€ї создать некое сообщество новых собственников, этакий боевым братством простроченный кооператив, рухнула.  то-то из бывших Ђафганцевї подн€лс€, но огромное большинство осталось не у дел Ч или в лучшем случае на подхвате у счастливчиков.

—реди лузеров Ч и наш Ќеволин. ќн даже и не лузер: лузерство предполагает неудачу в борьбе за выигрыш. ќн просто Ђтерпилаї Ч типичный герой »ванова: человек без социальных амбиций, мотающий срок жизни, терп€щий свою долю, уж кака€ досталась. » фамили€ указывает на это; говор€щих, с намеками, имен и фамилий в романе хватает. Ќо Ќеволин еще ведь и √ерман Ч почти пушкинский √ерманн! Ч восстающий против своей участи быть вечным Ђтерпилойї-водилой, шоферюгой у Ђуспешныхї товарищей, которые как-то само собой перерождаютс€ в Ђшефовї и Ђбоссовї. √ерман захватил немалый куш Ч полторы сотни Ђлимоновї. ƒеньги нужны ему, чтобы он и его подруга “ать€на (Ђ»так, она звалась “ать€нойЕї) смогли сдернутьс€ из мрачного и недоброго города Ѕатуева в сказочно теплую и добрую »ндию, где у √ермана нарисовалс€ при€тель Ч тоже Ђафганецї.

¬есь роман Ч интригующа€ чересполосица Ђафганскихї воспоминаний √ермана, отсылов в прошлое (разборки Ђафганцевї 90-х за Ўпальный рынок и прочие Ђбизнесыї) и борьбы √ермана за то, чтобы спр€тать и отсто€ть не просто миллионы, но свою любовь и мечту. ѕараллельно и “ать€на Ч еще бќльша€ Ђтерпилаї, чем √ерман, изнасилованна€ в п€тнадцать лет и потер€вша€ возможность иметь ребенка Ч движетс€ к обретению насто€щего чувства, из Ђвечной невестыї становитс€ женщиной, а если понадобитс€, то и €ростной самкой. ’от€ иные читатели сетуют на Ђпестротуї текста, мне показалось, здесь как раз автор справл€ет свой триумф, создава€ гибкую, устойчивую и стройную композицию. Ќекоторые зат€нутости Ч да, есть, но порой они сами по себе хороши, живописны.

ќтстоит ли √ерман свои Ђлимоныї, осуществит ли свою мечту? —пойлером быть не хочу. —кажу лишь, что у Ђтерпилї в романе будут свои обретени€ Ч не очень ценные и пон€тные Ђвинерамї, но сущностные дл€ √ермана и “ать€ны.

ѕо мне, главный недостаток романа Ч образ “ать€ны. јвтор умеет пластично дать ее образ там, где она действует. Ќо стоит ему начать пересказывать ее мысли и чувства Ч и така€ патока мелодраматическа€ ползет на страницы! ¬ принципе, это не частность, это главна€ проблема ЂЌенасть€ї: автор говорит о вещах очень серьезных, социально глубоких, говорит метко и выразительно (особенно хороши образы второго плана), но то ли описываема€ им среда, не склонна€ к особой рефлексии, то ли соблазн понравитьс€ максимально широкому читателю, то ли промахи вкуса Ђгад€тї тексту вкраплени€ми ходов ширпотребной словесности.

ј беретс€ писатель за вещи и впр€мь очень важные и глубокие. Ќе раз вспоминались мне Ѕальзак и «ол€, и куча прочих разных классиков 19 столети€, которые искусно передавали дух и суть общественных трансформаций через характеры и судьбы своих героев. »х выводы всегда огорчали современников, были с критическим душком. √орчат и выводы, которые сделает наш читатель из ЂЌенасть€ї: социальна€ дифференциаци€ неизбежна, хот€ подчас и несправедлива, бег времени неумолим и дл€ проигравших, и дл€ выигравших. ѕравда, автор карает главного носител€ зла в романе, а √ерману с “ать€ной оставл€ет лучик надежды Ч все же удалось √ерману увести “анюшу из Ќенасть€ (название дачного поселка, в котором развернулась финальна€ битва).

» сам собой звучит вопрос с задней парты: вот он, этот нескладный, похожий на ∆елезного ƒровосека парень по кличке Ќемец Ч он и есть Ђгерой нашего времениї? ¬от этот Ђтерпилаї? ¬от этот провинциальный нищий шоферюга, ага?.. ѕо-моему, да! Ђѕровинциалї с редкостной на –уси фамилией »ванов окучивает свою е-бурско-пермскую дел€нку от имени всей –оссии, ее огромного большинства, представленного именно в таких вот городах-Ђмиллионникахї и по большей части, увы, всегда Ђтерпиламиї.

ќн их голос. ѕока Ч мирный.

“аковы предварительные итоги сытеньких 00-хЕ

24.05.2016







“еги:





0


 омментарии

#0 17:39  23-05-2016јнтон „ижов    
этот ќлЄша отъ€вленный еблан по всем стать€м. криворук и зело скудоумен.
#1 17:59  23-05-2016»ль€ ’”4    
вот, да, б€кинист, приветствую. буквально пару дней назад теб€ вспоминали с одним чуваком.
#2 18:03  23-05-2016»ль€ ’”4    
наху€ только про этого мудака текст? и про его книгу задроченную? есть же дл€ критики вещи и поинтереснее, даже в тех же нулевых. только не надо спрашивать какие.
#3 18:03  23-05-2016»ль€ ’”4    
или это такой завуалированный троллинг нынешнего формата ресурса?
#4 18:04  23-05-2016»ль€ ’”4    
тогда да, круто.
#5 18:04  23-05-2016»ль€ ’”4    
а так - хуйн€
#6 18:06  23-05-2016»ль€ ’”4    
он теб€ троллит, јнтон. да, теб€. ты ж нынче на страже духовности.
#7 18:15  23-05-2016    
Ёто очень тонкий троллинг. Ќаитончайший, € бы сказал.
#8 21:42  23-05-2016allo    
хехе теперь буду знать некоторые из жаргонных феничек оскорбительного антонова лексикона и не попаду впросак доверчиво
#9 22:04  23-05-2016»ль€ ’”4    
а мне надо написать критическое замечание по книге "—обор без крестов" ¬ладимира Ўитова, и вскрыть ложь и пропаганду органов, зашитую в эту псевдоромантическую историю о криминальном авторитете по кличке —арафан, который становитс€ вором в законе, по кличке Ћесник, потому что —арафан - это слишком уж дл€ вора.

#10 18:20  24-05-2016√ыркин    
Ќормально зарецензил, непредвз€то, пр€м обдало холодной объективностью
#11 01:39  27-05-2016Ћев –ыжков    
’ороша€ книжка, читал ее.

¬се понравилось, кроме обложки.
#12 12:48  29-05-2016bjakinist.    
»ванов - больше художник. —воих героев он приводит к мысли, что "человек рожден дл€ мира, а не дл€ войны", такова заданна€ концепци€. Ќо мало того, что все его герои - дети войны, он и сам войну описывает куда слаще мира))). јвтор сам невольник своего азарта - и времени.)))
#13 19:48  15-07-2016»ван ќбразцов    
—ложнобыть »вановым...

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
“ворческие люди жутко бл€дь чувствительные. ¬от наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Ќо творческий человек не таков, он из другого теста. ќн будет краснеть и пучитьс€ придавленный т€жестью чужого каблука, но слова из себ€ не выдавит....
(ёзефович Ћ. ј. «имн€€ дорога. √енерал ј. Ќ. ѕепел€ев и анархист ». я. —трод в якутии 1922 Ч 1923. ƒокументальный роман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2016. Ч 430 с., ил. Ч (»сторические биографии)

Ќезадолго до самоубийства ¬ирджини€ ¬ульф записала в дневнике, что и хорошо изложенна€ биографи€ Ч тоже достойное дело....
20:42  28-06-2017
: [2] [ ритика]
(–убанов ј. ¬. …од: –оман. Ч ћ.: ј—“: јстрель, 2011. Ч 344 с.)

—квозь частокол дат угрюмо, мрачно смотрит на нас взъерошенный, на галчонка похожий автор. „астокол дат Ч потому что весь текст порезан на чересполосицу кусочков: 2000 Ч 2003 и 2009 гг....


Ќаход€сь в чреве горной котловины, город был надежно укрыт от посторонних глаз, а вечный туман скрывал его завод от щупальцев радаров вражеских спутников. Ѕольшей частью года город укутывала или зима, или сумрачный, промозглый морок....
16:26  14-06-2017
: [6] [ ритика]
...