¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - јлексей »ванов: ЂЌенастьеї над –оссией не навсегда?..

јлексей »ванов: ЂЌенастьеї над –оссией не навсегда?..

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 17:39  23-05-2016 | јнтон „ижов | ѕросмотров: 840]
Ќе верьте тому, кто скажет: новый роман јлексе€ »ванова Ч про бандитско-бизнесменские бури 90-х, про ќѕ√ Ђафганцевї в одном из российских городов-Ђмиллионниковї. јвтор, правда, все сделал, чтобы наивный читатель так думал Ч особенно на последних страницах. Ќо увы и ах: јлексей »ванов Ч слишком јлексей »ванов, чтобы писать “ќЋ№ ќ социальную Ђприкладнухуї или, упаси господи, просто нате вам дюдик, или слепой от быстробегущих событий Ђэкшнї, или слепую от собственных слез и соплей мелодраму. ’от€ всего этого в романе премного Ч подчас в ущерб серьезному, глубокому смыслу и общей блест€ще точной, пластичной ткани повествовани€.

¬се-таки перед нами Ч больша€ удача одного из ведущих наших прозаиков, книга, в которой растворены и претворены в новое качество многие предыдущие его тексты, и Ђпро современностьї, и исторические. Ќе побоюсь вздеть планку и выше: это роман, во многом подвод€щий итоги нашему социальному опыту 90-х и отчасти 00-х.  ак ни огл€дываетс€ автор на читател€, подпуска€ вс€кие ходы и приемы бандитских сериальчиков Ч ох, лишь бы читатель на шестистах страницах не заскучал! Ч но не размениваетс€ упр€мый самовольщик талант на такую вот дешевизну массового успеха. Ётим романом »ванов возвращает литературе право быть социально значимой Ч или значительной, все равно. ¬едь мы так уже смутно помним пережитые 90-е, ведь и итоги 00-х подводим все очень по-разному. —вести Ђвпечатлени€ быти€ї в некий фокус нам и позвол€ет нова€ книга »ванова.

“ак о чем же, бишь, эти шестьсот с лишком страниц любви, стрельбы и мечтаний?.. “огда знакомьтесь: главный герой Ч бывший Ђафганецї √ерман Ќеволин, по кличке Ќемец. –оман начинаетс€ с того, что он грабит инкассаторскую машину, котора€ везет выручку Ўпального рынка.  огда-то Ўпальный рынок был организован группой бывших Ђафганцевї под началом романтика Ђафганскойї идеи —ереги Ћихолетова. Ќо пал в бо€х за собственность —ерега, пали и иные его коллеги по бизнесу (все эти разборки »ванов описывает со смаком и очень, захватывающе выразительно). Ўпальный рынок теперь в руках выходца из  онторы некоего ўебетовского, который заменил романтику первопроходцев-первоприобретателей и накопителей холодным технологичным ведением бизнеса. Ѕыла€ обща€ Ђафганска€ иде€ї создать некое сообщество новых собственников, этакий боевым братством простроченный кооператив, рухнула.  то-то из бывших Ђафганцевї подн€лс€, но огромное большинство осталось не у дел Ч или в лучшем случае на подхвате у счастливчиков.

—реди лузеров Ч и наш Ќеволин. ќн даже и не лузер: лузерство предполагает неудачу в борьбе за выигрыш. ќн просто Ђтерпилаї Ч типичный герой »ванова: человек без социальных амбиций, мотающий срок жизни, терп€щий свою долю, уж кака€ досталась. » фамили€ указывает на это; говор€щих, с намеками, имен и фамилий в романе хватает. Ќо Ќеволин еще ведь и √ерман Ч почти пушкинский √ерманн! Ч восстающий против своей участи быть вечным Ђтерпилойї-водилой, шоферюгой у Ђуспешныхї товарищей, которые как-то само собой перерождаютс€ в Ђшефовї и Ђбоссовї. √ерман захватил немалый куш Ч полторы сотни Ђлимоновї. ƒеньги нужны ему, чтобы он и его подруга “ать€на (Ђ»так, она звалась “ать€нойЕї) смогли сдернутьс€ из мрачного и недоброго города Ѕатуева в сказочно теплую и добрую »ндию, где у √ермана нарисовалс€ при€тель Ч тоже Ђафганецї.

¬есь роман Ч интригующа€ чересполосица Ђафганскихї воспоминаний √ермана, отсылов в прошлое (разборки Ђафганцевї 90-х за Ўпальный рынок и прочие Ђбизнесыї) и борьбы √ермана за то, чтобы спр€тать и отсто€ть не просто миллионы, но свою любовь и мечту. ѕараллельно и “ать€на Ч еще бќльша€ Ђтерпилаї, чем √ерман, изнасилованна€ в п€тнадцать лет и потер€вша€ возможность иметь ребенка Ч движетс€ к обретению насто€щего чувства, из Ђвечной невестыї становитс€ женщиной, а если понадобитс€, то и €ростной самкой. ’от€ иные читатели сетуют на Ђпестротуї текста, мне показалось, здесь как раз автор справл€ет свой триумф, создава€ гибкую, устойчивую и стройную композицию. Ќекоторые зат€нутости Ч да, есть, но порой они сами по себе хороши, живописны.

ќтстоит ли √ерман свои Ђлимоныї, осуществит ли свою мечту? —пойлером быть не хочу. —кажу лишь, что у Ђтерпилї в романе будут свои обретени€ Ч не очень ценные и пон€тные Ђвинерамї, но сущностные дл€ √ермана и “ать€ны.

ѕо мне, главный недостаток романа Ч образ “ать€ны. јвтор умеет пластично дать ее образ там, где она действует. Ќо стоит ему начать пересказывать ее мысли и чувства Ч и така€ патока мелодраматическа€ ползет на страницы! ¬ принципе, это не частность, это главна€ проблема ЂЌенасть€ї: автор говорит о вещах очень серьезных, социально глубоких, говорит метко и выразительно (особенно хороши образы второго плана), но то ли описываема€ им среда, не склонна€ к особой рефлексии, то ли соблазн понравитьс€ максимально широкому читателю, то ли промахи вкуса Ђгад€тї тексту вкраплени€ми ходов ширпотребной словесности.

ј беретс€ писатель за вещи и впр€мь очень важные и глубокие. Ќе раз вспоминались мне Ѕальзак и «ол€, и куча прочих разных классиков 19 столети€, которые искусно передавали дух и суть общественных трансформаций через характеры и судьбы своих героев. »х выводы всегда огорчали современников, были с критическим душком. √орчат и выводы, которые сделает наш читатель из ЂЌенасть€ї: социальна€ дифференциаци€ неизбежна, хот€ подчас и несправедлива, бег времени неумолим и дл€ проигравших, и дл€ выигравших. ѕравда, автор карает главного носител€ зла в романе, а √ерману с “ать€ной оставл€ет лучик надежды Ч все же удалось √ерману увести “анюшу из Ќенасть€ (название дачного поселка, в котором развернулась финальна€ битва).

» сам собой звучит вопрос с задней парты: вот он, этот нескладный, похожий на ∆елезного ƒровосека парень по кличке Ќемец Ч он и есть Ђгерой нашего времениї? ¬от этот Ђтерпилаї? ¬от этот провинциальный нищий шоферюга, ага?.. ѕо-моему, да! Ђѕровинциалї с редкостной на –уси фамилией »ванов окучивает свою е-бурско-пермскую дел€нку от имени всей –оссии, ее огромного большинства, представленного именно в таких вот городах-Ђмиллионникахї и по большей части, увы, всегда Ђтерпиламиї.

ќн их голос. ѕока Ч мирный.

“аковы предварительные итоги сытеньких 00-хЕ

24.05.2016







“еги:





0


 омментарии

#0 17:39  23-05-2016јнтон „ижов    
этот ќлЄша отъ€вленный еблан по всем стать€м. криворук и зело скудоумен.
#1 17:59  23-05-2016»ль€ ’”4    
вот, да, б€кинист, приветствую. буквально пару дней назад теб€ вспоминали с одним чуваком.
#2 18:03  23-05-2016»ль€ ’”4    
наху€ только про этого мудака текст? и про его книгу задроченную? есть же дл€ критики вещи и поинтереснее, даже в тех же нулевых. только не надо спрашивать какие.
#3 18:03  23-05-2016»ль€ ’”4    
или это такой завуалированный троллинг нынешнего формата ресурса?
#4 18:04  23-05-2016»ль€ ’”4    
тогда да, круто.
#5 18:04  23-05-2016»ль€ ’”4    
а так - хуйн€
#6 18:06  23-05-2016»ль€ ’”4    
он теб€ троллит, јнтон. да, теб€. ты ж нынче на страже духовности.
#7 18:15  23-05-2016    
Ёто очень тонкий троллинг. Ќаитончайший, € бы сказал.
#8 21:42  23-05-2016allo    
хехе теперь буду знать некоторые из жаргонных феничек оскорбительного антонова лексикона и не попаду впросак доверчиво
#9 22:04  23-05-2016»ль€ ’”4    
а мне надо написать критическое замечание по книге "—обор без крестов" ¬ладимира Ўитова, и вскрыть ложь и пропаганду органов, зашитую в эту псевдоромантическую историю о криминальном авторитете по кличке —арафан, который становитс€ вором в законе, по кличке Ћесник, потому что —арафан - это слишком уж дл€ вора.

#10 18:20  24-05-2016√ыркин    
Ќормально зарецензил, непредвз€то, пр€м обдало холодной объективностью
#11 01:39  27-05-2016Ћев –ыжков    
’ороша€ книжка, читал ее.

¬се понравилось, кроме обложки.
#12 12:48  29-05-2016bjakinist.    
»ванов - больше художник. —воих героев он приводит к мысли, что "человек рожден дл€ мира, а не дл€ войны", такова заданна€ концепци€. Ќо мало того, что все его герои - дети войны, он и сам войну описывает куда слаще мира))). јвтор сам невольник своего азарта - и времени.)))
#13 19:48  15-07-2016»ван ќбразцов    
—ложнобыть »вановым...

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
15:25  16-10-2017
: [5] [ ритика]
(¬одолазкин ≈. √. јвиатор: –оман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2016. Ч 410 с. Ч (Ќова€ русска€ классика)

≈вгений ¬одолазкин Ч автор парадоксальный. Ќапример, в ЂЋавреї и Ђјвиатореї пишет он о вещах по большей части т€желых и страшных: о болезн€х, смерт€х, казн€х, пытках, потер€х и унижени€х, Ч но очень уж акварельно ва€ет-то!...
ѕочему ты ещЄ не вымер, дорогой читатель? ѕотому что ты приспособилс€. “ы нашЄл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. —воим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Ќадеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
ј это правда? „то именно? Ќу, то что вы сказали? ƒа, сама€ насто€ща€ правда. —транно. ѕочему? ѕотому что € вижу всЄ по-другому.  ак же? Ёто внутренний мир маленького мальчика, а всЄ остальное сортирные надписи. » событи€ и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [ ритика]
(јлешковский ѕ. ћ.  репость: –оман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2017 с. Ч 592 с. Ч (Ќова€ русска€ классика)

≈сли поверить, что это и есть Ђнова€ русска€ классикаї, то кака€-то она неклассична€, эта классика. Ќе значит, что не цепл€ет....
“ворческие люди жутко бл€дь чувствительные. ¬от наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Ќо творческий человек не таков, он из другого теста. ќн будет краснеть и пучитьс€ придавленный т€жестью чужого каблука, но слова из себ€ не выдавит....