¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - Ђ“оболї јлексе€ »ванова (т. 1)

Ђ“оболї јлексе€ »ванова (т. 1)

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 00:04  06-01-2017 | √удвин | ѕросмотров: 327]
(»ванов ј. ¬. “обол. ћного званых. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2017. Ч 702 с. Ч (Ќовый јлексей »ванов)

ѕервый том романа јлексе€ »ванова Ђ“обол. ћного званыхї критика прин€ла кисловато. ƒм. Ѕыков попен€л между делом, что €зык Ч крашеное папье-маше, и уж ни в какое сравнение ивановский томина в 700 страниц не идет, например, со сказами Ѕажова Ч как будто корректно сравнивать разножанровые произведени€! √. ёзефович, честно изложив содержание, тихо вздохнула: Ђ—ердце пармыї ей ближе. ¬ этих то борзых мужских подтасовках, то тихих дамских укоризнах есть свой резон, чисто идеологического, думаетс€ мне, свойства. ¬ самом деле, хот€ мы пока прошли с геро€ми Ђ“оболаї половину отнюдь не каторжного пути, есть все основани€ подозревать Ђнового јлексе€ »вановаї в некоторой склонности к имперской идее. ¬о вс€ком случае, его нон-фикшн прошлого же года Ђ¬илыї (о пугачевском бунте) завершаетс€ мыслью о том, что борьба массы уральско-поволжских национальных, религиозных и социальных Ђидентичностейї конца 18 века умерилась идентичностью более общей Ч имперской, котора€ если не примирила, то утихомирила остальных.

¬ Ђ“оболеї автор делает шаг назад: мы в самом начале Ђстолеть€ безумна и мудраї, аккурат после ѕолтавской виктории. ¬ тогдашнюю столицу —ибири “обольск прибывает новый губернатор кн€зь ћатвей √агарин. » в какой же котел Ђидентичностейї он попадает! “ут и кроткие таежные жители ост€ки (ханты), и воинственные их соседи вогулы (манси), и пленные шведы с их четкой само- и просто европейски отточенной дисциплиной, и фанатичные старообр€дцы, готовые выдратьс€ из любого узилища, чтобы красиво умереть в огне самосожжени€, и буйна€ воровата€ –усь патриархальна€, и нова€, на европейский лад скроенна€ –осси€ петровска€.   тому же активно шустр€т в местной Ђполит»кї и экономике загадочные китайцы и утонченно коварные бухарцы.  аждую из перечисленных Ђидентичностейї автор посредством почти авантюрного сюжета надел€ет €ркими представител€ми. „ерез их судьбы (любови-ненависти, встречи-разлуки, плутни, подвиги, преступлени€) читатель погружаетс€ именно что в котел разных народов и культур Ч вот только ѕЋј¬»Ћ№Ќџ… ли это котел?.. ѕодзаголовок гр€дущего тома эпопеи Ђ“обол. ћало избранныхї говорит о том, что процесс взаимодействи€ и соперничества Ђидентичностейї вполне сродни естественному отбору.  то и что победит в этой борьбе?

ќсторожно предположу, что оп€ть же иде€ имперска€. ¬о вс€ком случае, в зачине романа есть довольно эффектный, хот€ и мелодраматический эпизод. ѕетр топчет труп какого-то казнокрада, который вот уже два года висит в назидание чинушам перед —енатом. » этот труп одеревенелой рукой как бы благословл€ет ѕетра. «нающий эпоху понимает, что речь идет о трупе кн€з€ √агарина Ч это он два, что ли, года, обвитый цеп€ми, украшал площадь перед —енатом. ћера крута€, нагл€дна€ и все же неэффективна€.

¬прочем, в зачине автор загл€нул далеко вперед. ¬ первом же томе кн€зь √агарин пока Ч коренной русский бо€рин, в меру добродушный, без меры амбициозный и вороватый Ч идет от успеха к успеху, в конце даже плетет интриги на геополитическом, так сказать, уровне, пыта€сь ввергнуть –оссию в не нужную ѕетру, но необходимую бизнесу √агарина войнушку с сосед€ми на ¬остоке. ¬ конце первого тома ћатвей √агарин Ч просто нате вам самоназванный Ђцарь —ибириї.

»нтересно, что »ванов не создает здесь отталкивающего, отрицательного образа. Ќапротив, √агарин своим добродушием, умом, ловкостью нам, скорей, симпатичен. Ѕлагодушие в отношении казнокрада и, по сути, государственного преступника уравновешиваетс€ честным описанием бесчинств русских в завоеванном крае и бессильем местных жителей противосто€ть этому. ¬ообще, объективность и симпати€ (попытка пон€ть и проникнутьс€) к самым разным культурам у »ванова Ч едва ли не двигатель всего романа.

ƒа, разгон€етс€ роман не сразу, читатель должен сперва перезнакомитьс€ с кучей разноплеменного люда, чтобы вдруг уловить, что в этом посто€нно на этническом контрасте идущем экшне и состоит драйв вещи. ¬ообще надо быть очень читательски неблагодарным или писательски завистливым человеком, чтобы не оценить, как тонко и точно автор изображает (и увлекает нас!) разными, чаще всего контрастными Ђидентичност€миї. Ќет никакого папье-маше в €зыке Ч он €рок, гибок и сочен, и в хорошей мере сочетает архаизмы и вполне современную речь вплоть, увы, до ошибок нашего уже времени. (Ќапример, Ђнеприкасаема€ св€тын€ї на стр. 483! Ёто ћихаил √орбачев подменил как-то Ђнеприкосновенныйї на Ђнеприкасаемыйї Ч и вот уже четверть века народ сперва раболепно, теперь автоматически повтор€ет генсекову околесицу!)

 роме плутишки √агарина в романе есть п€ть главных линий. ќни св€заны: с семейством тобольского Ђархитектонаї –емезова (этака€ русска€ протоинтеллигенци€), близн€шками ост€чками јйкони и ’омани, бухарским купцом  асымом, пленным шведом –енатом и его возлюбленной Ѕригиттой и, наконец, с группой раскольников во главе с одноглазым јвдонием.  аждого из перечисленных персонажей мы, как минимум, Ђзауважаемї, а то и полюбим. ” любого из них сво€ правда, и у всех Ч бешена€ вол€ к ее осуществлению. ћожно сказать, роман перенасыщен пассионари€ми, что не может не привлекать читател€ в наше в€лое врем€.

„итател€? Ќет, и зрител€! ѕо Ђ“оболуї должны сн€ть аж “¬-сериал. —обственно, в основе книги первоначально лежал замысел сценари€. Ёкран (и социальные сети) активней вли€ют на сознание и €зык нашего современника, чем собственно литература. ќб этом не без злорадства (сам-то востребован!) и не без некоторой обиды по отношению к Ђлитературным мальчикамї (в убеждени€х разошлись?..) говорит сам »ванов в интервью Ђ—нобуї.

«релищность и впр€мь отличает образную систему Ђ“оболаї. Ќо исторический ли перед нами роман в том классическом варианте, который мы знаем по книгам ¬. —котта? »здатели и сам автор как-то настаивали, что это особый род фэнтези. ”тверждение, опасное дл€ самого »ванова. “о же Ђ—ердце пармыї он под занавес слил в фэнтезийный экшн, утопив полнокровные образы и идеи в пустоватых фантази€х. Ќе дай бог, писатель и теперь искуситс€Е ѕока же Ђ“оболї дает нам то, что нес своим первым читател€м исторический жанр при своем зарождении: возможность прочувствовать и пон€ть через прошлое свое насто€щее.

“ак что ждем продолжени€!

5.01.2017


“еги:





2


 омментарии

#0 00:24  06-01-2017Ћев –ыжков    
’орошо, спасибо. “ак-то вал€етс€ книжка, страницы неразлеплены.
#1 16:46  06-01-2017√риша –убероид    
почту при случае. но именно как фэнтези. хз какой там был котел в начале 18 века. там щас то народу с гулькин хуй.
#2 16:46  06-01-2017√риша –убероид    
прочту*
#3 08:18  07-01-2017ѕарфЄнъ Ѕ.    
качнул. шессот с лихуем страниц бл

bjakinist, благодарствую.

забрал отсюда http://flibusta.is/sequence/46672
#4 10:41  07-01-2017–азбрасыватель камней    
—пасибо, зачту. +
#5 10:44  07-01-2017–азбрасыватель камней    
“ак-то всЄ его прочитал. "√еограф.." и "ќбщага -на-крови" впечатлили весьма
#6 11:05  07-01-2017јнтон „ижов    
обзор хороший. читать не стану. не люб мне этот тщеславный мань€к своими писул€ми
#7 14:02  07-01-2017bjakinist.    
90-е вырыли в нем такую €мину ("ќбщага", "√еограф"), что просто интересно, куда он выгребет из нее. ћощный он автор, хоть и неровный.

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
08:07  26-04-2017
: [3] [ ритика]
—тихи в сравнении с прозой писать сложнее и проще одновременно. —тоимость каждого слова в стихотворении значительно выше, чем в рассказе или, тем более, повести. –оманы можно не упоминать. ¬ то же врем€ стихотворение не требует тщательного обращени€ с логикой, так как апеллирует, как правило, не к интеллекту читающего, а к его глубинным скрытым желани€м или, согласно товарищу ‘рейду, к суперэго....
ѕерефразиру€ роман, так и т€нет сказать: Ђ ажда€ нова€ экранизаци€ Ђјнны  аренинойї несчастлива по-своемуї. Ќо не думайте, € вовсе не собираюсь ругать версию  арена Ўахназарова, только что так причудливо отдымившую-отстрел€вшую на наших “¬-экранах. ¬се сложней....
20:33  19-04-2017
: [6] [ ритика]
(≈. —. „ижова.  итаист: –оман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2017. Ч 604 с. Ч (ѕроза ≈лены „ижовой)

Ќаверно, такое в голову могло придти лишь ленинградке/петербурженке. ћало того, что ѕетербург с исправностью хорошего принтера снабжает нас разного рода и пола безумцами....
–едкого мужчину застанешь за прочтением книги јнны √авальды Ђѕросто ¬местеї, и даже падкий на эротику мальчишка-шестиклассник не покуситс€ на Ђјнжелика Ц маркиза ангеловї.
≈сть произведени€ дл€ женской аудитории нетто, есть книги о женщинах (например, израильский автор ћеир Ўалев пишет исключительно о женщинах), а есть книги, написанные женщинами в надежде, что их поймут все, книги с претензией, амбици€ми....
(¬. √. —орокин. ћанарага: –оман. Ч ћ.: »здательство ј—“: Corpus, 2017. Ч 256 с.)
Ђ’удожественна€ литература Ч дело хорошее, но свет клином на ней не сошелс€ї. ƒл€ мен€ это ключева€ фраза нового Ђполенаї от ¬. —орокина и единственна€ мысль, котора€ в этом Ђполенеї заключена....