¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - Ђ“оболї јлексе€ »ванова (т. 1)

Ђ“оболї јлексе€ »ванова (т. 1)

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 00:04  06-01-2017 | √удвин | ѕросмотров: 521]
(»ванов ј. ¬. “обол. ћного званых. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2017. Ч 702 с. Ч (Ќовый јлексей »ванов)

ѕервый том романа јлексе€ »ванова Ђ“обол. ћного званыхї критика прин€ла кисловато. ƒм. Ѕыков попен€л между делом, что €зык Ч крашеное папье-маше, и уж ни в какое сравнение ивановский томина в 700 страниц не идет, например, со сказами Ѕажова Ч как будто корректно сравнивать разножанровые произведени€! √. ёзефович, честно изложив содержание, тихо вздохнула: Ђ—ердце пармыї ей ближе. ¬ этих то борзых мужских подтасовках, то тихих дамских укоризнах есть свой резон, чисто идеологического, думаетс€ мне, свойства. ¬ самом деле, хот€ мы пока прошли с геро€ми Ђ“оболаї половину отнюдь не каторжного пути, есть все основани€ подозревать Ђнового јлексе€ »вановаї в некоторой склонности к имперской идее. ¬о вс€ком случае, его нон-фикшн прошлого же года Ђ¬илыї (о пугачевском бунте) завершаетс€ мыслью о том, что борьба массы уральско-поволжских национальных, религиозных и социальных Ђидентичностейї конца 18 века умерилась идентичностью более общей Ч имперской, котора€ если не примирила, то утихомирила остальных.

¬ Ђ“оболеї автор делает шаг назад: мы в самом начале Ђстолеть€ безумна и мудраї, аккурат после ѕолтавской виктории. ¬ тогдашнюю столицу —ибири “обольск прибывает новый губернатор кн€зь ћатвей √агарин. » в какой же котел Ђидентичностейї он попадает! “ут и кроткие таежные жители ост€ки (ханты), и воинственные их соседи вогулы (манси), и пленные шведы с их четкой само- и просто европейски отточенной дисциплиной, и фанатичные старообр€дцы, готовые выдратьс€ из любого узилища, чтобы красиво умереть в огне самосожжени€, и буйна€ воровата€ –усь патриархальна€, и нова€, на европейский лад скроенна€ –осси€ петровска€.   тому же активно шустр€т в местной Ђполит»кї и экономике загадочные китайцы и утонченно коварные бухарцы.  аждую из перечисленных Ђидентичностейї автор посредством почти авантюрного сюжета надел€ет €ркими представител€ми. „ерез их судьбы (любови-ненависти, встречи-разлуки, плутни, подвиги, преступлени€) читатель погружаетс€ именно что в котел разных народов и культур Ч вот только ѕЋј¬»Ћ№Ќџ… ли это котел?.. ѕодзаголовок гр€дущего тома эпопеи Ђ“обол. ћало избранныхї говорит о том, что процесс взаимодействи€ и соперничества Ђидентичностейї вполне сродни естественному отбору.  то и что победит в этой борьбе?

ќсторожно предположу, что оп€ть же иде€ имперска€. ¬о вс€ком случае, в зачине романа есть довольно эффектный, хот€ и мелодраматический эпизод. ѕетр топчет труп какого-то казнокрада, который вот уже два года висит в назидание чинушам перед —енатом. » этот труп одеревенелой рукой как бы благословл€ет ѕетра. «нающий эпоху понимает, что речь идет о трупе кн€з€ √агарина Ч это он два, что ли, года, обвитый цеп€ми, украшал площадь перед —енатом. ћера крута€, нагл€дна€ и все же неэффективна€.

¬прочем, в зачине автор загл€нул далеко вперед. ¬ первом же томе кн€зь √агарин пока Ч коренной русский бо€рин, в меру добродушный, без меры амбициозный и вороватый Ч идет от успеха к успеху, в конце даже плетет интриги на геополитическом, так сказать, уровне, пыта€сь ввергнуть –оссию в не нужную ѕетру, но необходимую бизнесу √агарина войнушку с сосед€ми на ¬остоке. ¬ конце первого тома ћатвей √агарин Ч просто нате вам самоназванный Ђцарь —ибириї.

»нтересно, что »ванов не создает здесь отталкивающего, отрицательного образа. Ќапротив, √агарин своим добродушием, умом, ловкостью нам, скорей, симпатичен. Ѕлагодушие в отношении казнокрада и, по сути, государственного преступника уравновешиваетс€ честным описанием бесчинств русских в завоеванном крае и бессильем местных жителей противосто€ть этому. ¬ообще, объективность и симпати€ (попытка пон€ть и проникнутьс€) к самым разным культурам у »ванова Ч едва ли не двигатель всего романа.

ƒа, разгон€етс€ роман не сразу, читатель должен сперва перезнакомитьс€ с кучей разноплеменного люда, чтобы вдруг уловить, что в этом посто€нно на этническом контрасте идущем экшне и состоит драйв вещи. ¬ообще надо быть очень читательски неблагодарным или писательски завистливым человеком, чтобы не оценить, как тонко и точно автор изображает (и увлекает нас!) разными, чаще всего контрастными Ђидентичност€миї. Ќет никакого папье-маше в €зыке Ч он €рок, гибок и сочен, и в хорошей мере сочетает архаизмы и вполне современную речь вплоть, увы, до ошибок нашего уже времени. (Ќапример, Ђнеприкасаема€ св€тын€ї на стр. 483! Ёто ћихаил √орбачев подменил как-то Ђнеприкосновенныйї на Ђнеприкасаемыйї Ч и вот уже четверть века народ сперва раболепно, теперь автоматически повтор€ет генсекову околесицу!)

 роме плутишки √агарина в романе есть п€ть главных линий. ќни св€заны: с семейством тобольского Ђархитектонаї –емезова (этака€ русска€ протоинтеллигенци€), близн€шками ост€чками јйкони и ’омани, бухарским купцом  асымом, пленным шведом –енатом и его возлюбленной Ѕригиттой и, наконец, с группой раскольников во главе с одноглазым јвдонием.  аждого из перечисленных персонажей мы, как минимум, Ђзауважаемї, а то и полюбим. ” любого из них сво€ правда, и у всех Ч бешена€ вол€ к ее осуществлению. ћожно сказать, роман перенасыщен пассионари€ми, что не может не привлекать читател€ в наше в€лое врем€.

„итател€? Ќет, и зрител€! ѕо Ђ“оболуї должны сн€ть аж “¬-сериал. —обственно, в основе книги первоначально лежал замысел сценари€. Ёкран (и социальные сети) активней вли€ют на сознание и €зык нашего современника, чем собственно литература. ќб этом не без злорадства (сам-то востребован!) и не без некоторой обиды по отношению к Ђлитературным мальчикамї (в убеждени€х разошлись?..) говорит сам »ванов в интервью Ђ—нобуї.

«релищность и впр€мь отличает образную систему Ђ“оболаї. Ќо исторический ли перед нами роман в том классическом варианте, который мы знаем по книгам ¬. —котта? »здатели и сам автор как-то настаивали, что это особый род фэнтези. ”тверждение, опасное дл€ самого »ванова. “о же Ђ—ердце пармыї он под занавес слил в фэнтезийный экшн, утопив полнокровные образы и идеи в пустоватых фантази€х. Ќе дай бог, писатель и теперь искуситс€Е ѕока же Ђ“оболї дает нам то, что нес своим первым читател€м исторический жанр при своем зарождении: возможность прочувствовать и пон€ть через прошлое свое насто€щее.

“ак что ждем продолжени€!

5.01.2017


“еги:





2


 омментарии

#0 00:24  06-01-2017Ћев –ыжков    
’орошо, спасибо. “ак-то вал€етс€ книжка, страницы неразлеплены.
#1 16:46  06-01-2017√риша –убероид    
почту при случае. но именно как фэнтези. хз какой там был котел в начале 18 века. там щас то народу с гулькин хуй.
#2 16:46  06-01-2017√риша –убероид    
прочту*
#3 08:18  07-01-2017ѕарфЄнъ Ѕ.    
качнул. шессот с лихуем страниц бл

bjakinist, благодарствую.

забрал отсюда http://flibusta.is/sequence/46672
#4 10:41  07-01-2017–азбрасыватель камней    
—пасибо, зачту. +
#5 10:44  07-01-2017–азбрасыватель камней    
“ак-то всЄ его прочитал. "√еограф.." и "ќбщага -на-крови" впечатлили весьма
#6 11:05  07-01-2017јнтон „ижов    
обзор хороший. читать не стану. не люб мне этот тщеславный мань€к своими писул€ми
#7 14:02  07-01-2017bjakinist.    
90-е вырыли в нем такую €мину ("ќбщага", "√еограф"), что просто интересно, куда он выгребет из нее. ћощный он автор, хоть и неровный.

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
ѕочему ты ещЄ не вымер, дорогой читатель? ѕотому что ты приспособилс€. “ы нашЄл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. —воим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Ќадеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
ј это правда? „то именно? Ќу, то что вы сказали? ƒа, сама€ насто€ща€ правда. —транно. ѕочему? ѕотому что € вижу всЄ по-другому.  ак же? Ёто внутренний мир маленького мальчика, а всЄ остальное сортирные надписи. » событи€ и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [ ритика]
(јлешковский ѕ. ћ.  репость: –оман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2017 с. Ч 592 с. Ч (Ќова€ русска€ классика)

≈сли поверить, что это и есть Ђнова€ русска€ классикаї, то кака€-то она неклассична€, эта классика. Ќе значит, что не цепл€ет....
“ворческие люди жутко бл€дь чувствительные. ¬от наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Ќо творческий человек не таков, он из другого теста. ќн будет краснеть и пучитьс€ придавленный т€жестью чужого каблука, но слова из себ€ не выдавит....
(ёзефович Ћ. ј. «имн€€ дорога. √енерал ј. Ќ. ѕепел€ев и анархист ». я. —трод в якутии 1922 Ч 1923. ƒокументальный роман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2016. Ч 430 с., ил. Ч (»сторические биографии)

Ќезадолго до самоубийства ¬ирджини€ ¬ульф записала в дневнике, что и хорошо изложенна€ биографи€ Ч тоже достойное дело....