Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Ю. Арабов. Столкновение с бабочкой

Ю. Арабов. Столкновение с бабочкой

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 19:48  02-04-2017 | Антон Чижов | Просмотров: 359]
(Арабов Ю. Н. Столкновение с бабочкой: Роман. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. — 346 с. — (Проза Юрия Арабова)

В наши дни это редкость — утопия. Как-то публика больше привыкла к мрачняку антиутопий. А тут вдруг известный писатель и записной сокуровский сценарист одарил нас романом о том, что все могло бы быть куда как лучше в том незабвенном 1917 году! В смысле: Николай № 2 не отрекся бы от престола, а пошел бы на союз с Владимиром Лениным, Владимир Ленин ввел бы НЭП и стал бы в традициях страны честным коррупционером на ответственном посту. И никакой вам гражданской войны, никакого красно-белого даже террора! А если без жертв в истории, увы, пока еще невозможно (какой же суп да без соли?), то в Ипатьевском доме летом 1918 г. расстреляли бы всю головку большевиков: тихого, кроткого Сталина, оборотистого живчика Свердлова и т. д., — вплоть до разухабистой пост-бальзаковской Коллонтай.

И нэма проблем!

Увы, проблемы как раз имеются, и они не только у истории, но и у нашего автора. Чтобы люди вели себя «по-людски», то есть по-арабовски, ему приходится сильно упрощать и уплощать подлинные характеры. Иногда получается весело, даже забористо. Ильич предстает лихим, дерзким Остапом Бендером, а так как автор глубоко изучил натуру (см. его сценарий «Телец»), то и копает он здесь, на мой взгляд, достаточно глубоко. Глубоко — потому что это было и в природе вещей (людей), соответствовало правде характеров: Ильич этак петушком, петушком да в историю. Пронзительный авантюризм — он подкупает в нем. У Арабова Ильич искрится и светится электричеством подлинной бесовской гениальности. Чертовски зажигательный прохиндей!

Интересна и конспирологическая тайна — один из крюков сюжета — покушения на Ленина, которое якобы организовала та самая большевистская расстрелянная элита. Правда, здесь у Арабова сбивается хронотоп: элиту порешили в июле 1918 года (вместо царской семьи), а покушение Фанни Каплан на Ленина случилось в конце августа того же года. Но это не так и важно: в конце концов, прилетело вождю с того света. А тот свет в утопии очень даже возможен и как-то необходим. Неуютно в утопии без этого самого «того света»…

Неразбериха с датами и фактами пускай не отвлекает нас от самого главного: от искусства, с которым Арабов обычно удачно пародирует стиль Ленина, Троцкого, царя. Даже пролы говорят нарочито корявым языком героев А. Платонова. Сдается, это и есть тот крюк уже чисто авторского, художнического интереса, на котором висит вся сия экстравагантная фантазия: Арабову интересно порыться в стилях описываемой эпохи. Ну, и наверно, просто душой отдохнуть от мрачного мира «Тельца», где всё вроде всерьез, а всерьез там — умирание человека.

Но если Ильич в «Бабочке…» дан у Арабова ярко, местами (в начале) даже и празднично, то с Николаем № 2 у автора промашка, мне кажется, вышла. Наверно, гораздо сложнее изобразить откровенную серость, чем пусть и бесовскую, но все ж таки гениальность. В романе Николай — уставший от семейных проблем и вечного давления властной жены средней руки человечек, впрочем, вполне себе милый и добрый. Он невыразителен, как выцветшие обои. Между тем, подлинный, исторический Николай был более сложной фигурой, тут одной красочкой не обойдешься. Недалекий («дурачком Ники» называли его родные) и упрямый, внешне любезный и мягкий, но довольно коварный (сила слабости, так сказать). Наконец, эти 12 тысяч собак и 18 тысяч кошек, которых он настрелял за свою жизнь — явный признак садизма. Может, бюст царя и мироточит нынче у крымской прокуратуры в страхе за грядущую месть «зеленых»?.. Красные за своих уже отомстили…

В любом случае, реальный Николай намбер ту схлопотал ту судьбу, какую и не мог он, бедный, не схлопотать… И милым пожеланием непонятно кому (воздуху эпохи — нашей эпохи уже?..) звучат слова все того же царя: «Человек слаб только потому, что лжет». А если не лжет, то любое испытание для него (война, революция, даже казнь), дескать — как столкновение с бабочкой. Мудрость, конечно, великая: просто йог, а не намбер ту!

Если же «посерьезке», то роман Арабова, естественно, о нашем времени. Почему и современные словечки, как маячки, влетают в речь персонажей. Почему и оценки лаются на нынешний день довольно остренькие. Ну, например: «Возникла система, которая лишь формально называлась государственной, но была разделена внутри себя на тысячи ничем не связанных кусков. Наверху оказались люди, которые правили за счет того, что давали подданным воровать, и воровство склеивало разрозненные клетки социума… Воровство было во все предыдущие века и всегда считалось преступлением. Сейчас же с помощью него решали вопрос о национальной общности». Конечно, это про НЭП — про НЭП по-арабовски…

Автор заклинает историю быть другой, добрее и снисходительней. Однако он прекрасно понимает: это — благое пожелание, милая, но утопия.

Шутка стиля и горького юмора.

2.04.2017







Теги:





0


Комментарии

#0 21:36  02-04-2017майор1    
Как-то публика больше привыкла к мрачняку антиутопий.(ага) у Мора красота.... Рабство, обращение в рабство, никакого, ёпта, мрачняка.
#1 21:40  02-04-2017майор1    
Читать роман не стану. Ибо хули толку? Я ни с Лениным, ни с Николаем знаком не был и расхождений в характерах не обнаружу.



за отчет -
#2 18:19  04-04-2017дважды Гумберт    
хорошо написано. арабова как-то пытался читать - не покатило. а то еще угораздило орлеан посмотреть - хуйня редкостная
#3 23:46  15-04-2017Лев Рыжков    
От Арабова всегда ожидаю каких-то метафизических зависаний. Не мрачных, но смурных, вязких как болото. Не сказать, чтобы люблю этого автора. Но, в принципе, уважаю. А сатира у него, по спойлерам судя, хуевая.

А рецензия сама по себе хороша.
#4 23:51  15-04-2017херр Римас    
Орлеан то вполне таг, есть смысл глянуть, его.
#5 23:52  15-04-2017херр Римас    
Да, рецензия хороша, как профи, ты давай пиши далее.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Почему ты ещё не вымер, дорогой читатель? Потому что ты приспособился. Ты нашёл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. Своим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Надеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
А это правда? Что именно? Ну, то что вы сказали? Да, самая настоящая правда. Странно. Почему? Потому что я вижу всё по-другому. Как же? Это внутренний мир маленького мальчика, а всё остальное сортирные надписи. И события и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [Критика]
(Алешковский П. М. Крепость: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 с. — 592 с. — (Новая русская классика)

Если поверить, что это и есть «новая русская классика», то какая-то она неклассичная, эта классика. Не значит, что не цепляет....
Творческие люди жутко блядь чувствительные. Вот наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Но творческий человек не таков, он из другого теста. Он будет краснеть и пучиться придавленный тяжестью чужого каблука, но слова из себя не выдавит....
(Юзефович Л. А. Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии 1922 — 1923. Документальный роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 430 с., ил. — (Исторические биографии)

Незадолго до самоубийства Вирджиния Вульф записала в дневнике, что и хорошо изложенная биография — тоже достойное дело....