Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Б. Корнуэлл: «Последнее королевство»

Б. Корнуэлл: «Последнее королевство»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 17:29  30-07-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 210]
(Корнуэлл Б. Последнее королевство. Бледный всадник: Романы. — Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. — 736 с. — (The Big Book. Исторический роман).

А. П. Чехов как-то ехидно заметил: русский наш человек ох любит почитать про героев-воителей, первопроходцев и т. п., оставаясь при этом под теплым пледом. Что ж, романная серия британца Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники» — как раз такое вот чтение, одинаково захватывающее, но уютное и летом в гамаке, и зимою у камелька. Похоже, своими «Саксонскими хрониками» маститый (1944 года рождения) автор откопал золотую жилу: сняты два сезона ТВ-сериала, очень успешного в США и Британии, и готовится третий. Хотя за плечами Корнуэлла уже есть удачный сериал — и «бумажный», и телевизионный — о королевском стрелке Шарпе, из времен Наполеоновских войн. Но сдается мне, идея «Саксонских хроник» более масштабна и глубока, и читателя вдумчивого увлечет этот сериал больше, да и современной косматой моде на викингов он так соответствует.

Здесь мы расскажем о первом романе серии, о «Последнем королевстве». Почему королевство — последнее? Потому что лишь маленькое королевство Уэссекс на юго-востоке Англии в 9 веке н. э. оставалось независимым от викингов саксонским государством на Британских островах. Королевством правит хилый и непереносимо зловонный (от желудочной болезни) король Альфред (871 — 899/901 гг.) — впрочем, единственный из британских монархов, названный Великим. Чем он велик? «Альфред был королем, который уберег саму идею Англии», — поясняет автор в «Исторической справке». Да, именно этому внешне совсем невоинственному, набожному и вдрызг больному человеку (и его детям) удалось не только спасти Уэссекс, но и объединить Англию под своим скипетром.

Впрочем, это, так сказать, общеисторический фон, к которому и сюжеты, и идея «Саксонских хроник» Корнуэлла вовсе не сводятся. Главный герой «Хроник» — саксонский аристократ (олдермен в понятиях 9 века) Утред Беббанбургский. В «Последнем королевстве» мы узнаем о его детстве и отрочестве, которые он провел среди врагов-данов (датчан), переняв их воинственный дух, языческую религию и запредельный индивидуализм прирожденных пиратов. Но пряхи, которые ткут нить судьбы, распоряжаются так, что Утред попадает ко двору Альфреда Великого и становится защитником Уэссекса.

Заключительный эпизод «Последнего королевства» — жестокая сеча саксов с данами, в которой двадцатилетний Утред получает боевое крещение, сполна проявив и полководческий дар, и воинский дух. Битва эта решающая: если саксы ее проиграют, «…Уэссекс падет, и не будет больше Англии». Такое вот древнее «Ватерлоо»… Острота ситуации отнюдь не только внешняя: духом Утред, скорее, с воинственными данами, с их вождем страшным Уббой: «…если бы я послушался зова воина в себе, я бы скорее сражался рядом с Уббой, чем против него. Но пряхи решили иначе».

Это очень важно для понимания героя: он не государственник, готовый жертвовать собой ради «веры, царя и отечества», а законченный индивидуалист, озабоченный собственной репутацией и безопасностью своей семьи: «Уэссекс может провалиться в преисподнюю, моя репутация важнее!» Его отдельно взятый якобы «мелкий» л и ч н ы й интерес становится главным импульсом поведения и движком сюжета. И в этом смысле роман Корнуэлла — очень англосаксонский по духу роман, совсем не похожий на нам в отечественном историческом жанре (да и во всей нашей классике) привычное. Никакого культа самоотречения и самопожертвования, никакого мазохистского восторга перед страданием-смирением — хотя и не тени «шкурности». Это просто иная система общественных ценностей и, что принципиально, иная цена человеческой л и ч н о с т и — но пока не жизни, потому что кровушка тут льется легко и широченной рекой.

Однако личность уже уважает себя и других!

Огромное достижение Корнуэлла в том, что его роман-экшн не есть тупой боевик с черно-белой палитрой безусловного «добра» и безусловного «зла». Характеры героев цельны (нецельные не выживали тогда), но довольно противоречивы и уж точно неоднозначны. Перед нами живые люди со всей сложностью этих самых «характеров», судеб и отношений. Здесь есть, кого «уважать», кого «опасаться» и за чем следить! И следим мы не за приключениями (хотя они причудливы тут), где герои боевиков несколько манекенны обычно, а за отношениями живых людей, что и составляет главный интерес и содержание литературы и жизни.

В «Саксонских хрониках» Корнуэлл поднимает в общем-то низовые жанры боевика и исторического романа на уровень настоящей литературы. Помогают ему в этом замечательное знание эпохи, но особенно литература раннего средневековья — неиссякаемый источник сюжетов. Автор не архаизирует язык, он работает, прежде всего, с интонацией, которая явно навеяна скандинавским эпосом.

Здесь всё вполне знакомо современному выросшему на фэнтези читателю, но всё гораздо глубже и серьезней. Кажется, поэтому автор «Игры престолов» Джордж Мартин горячо советует любителям фэнтези, если они хотят перейти в более серьезную сферу словесности (повзрослеть) начинать с чтения романов Корнуэлла.

В общем, запаситесь пледом — и в путь, в увлекательный, хоть и мрачноватый лабиринт «Саксонских хроник» Б. Корнуэлла.

30.07.2018



Теги:





1


Комментарии

#0 17:30  30-07-2018Лев Рыжков    
Спасибо! Не сомневаюсь, что хорошая книжка. Я сам у этого автора про короля Артура читал. Местами хорошо так вштыривало.
#1 19:23  30-07-2018bjakinist.    
Но Сакс хроники круче.
#2 19:42  30-07-2018Mavlon    
С интересом прочитал т.к смарел сериал в ютюбе. Книшку наэрн осиливать не буду.
#3 23:15  30-07-2018Алена Лазебная*    
Я после "Террора" до зимы подобного читать не буду(Лев был прав, когда сказал, что зае..., что устану)
#4 23:26  30-07-2018Лев Рыжков    
Ну, Дэн Симмонс - умеет. Я вот до сих пор не могу понять, как такому зануде удалось стать таким маститым писателем. А Корнуэлл - это такое чорное фэнтези. Подинамичней и покровавей.
#5 00:03  31-07-2018Алена Лазебная*    
А как можно было снять сериал еще говняней романа? Ну и я черное фэнтэзи не люблю. Я даже "Игру престолов" не смотрела. гг
#6 05:31  31-07-2018Mavlon    
Мне понравился сериал.
#7 05:35  31-07-2018Mavlon    
Кста если книшка Корнуэла про Артура наз. Янки при дворе короля Артура то я знач четал этого писателя. По песдюковке когда лежал в больнице
#8 05:37  31-07-2018Mavlon    
Щас погуглил. Нет. Это был Марк Твен гг

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
09:20  23-10-2018
: [1] [Критика]
Я гляжу, как будто в окно, в Интернет,
Вспоминаю свои года.
Все лишь миф, и прошедшего больше нет.
Даже не было никогда.

Только время течёт, как великий Нил,
А людские мечты - обман.
Бородатый тролль нашу жизнь сочинил,
Фантастический графоман....
12:48  20-10-2018
: [21] [Критика]
Отморосил осенний дождик,
Река немая замерла.
На берегу стоял художник –
Мольберт, палитра, все дела.

А я шагал с бутылкой пива
И пожелал взглянуть на труд.
«Ух ты ж, бля, до чего красиво!
Да ты, мужик, реально крут».

Он отвечал, сверкнув очками,
Что, мол, к такому не привык....
(Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи: Роман. — М.: Эксмо, 2018. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Ну что ж, очередное микроосеннее обострение — новый от Пелевина роман! Его уже успели и разругать на все корки, и расхвалить....
(Ермаков О. Н. Голубиная книга анархиста: Роман. — М.: Время, 2018. — 768 с. — (Самое время!)

Новый роман Олега Ермакова читаешь одновременно с сочувствием и легкой досадой. С сочувствием — к его двум героям, современным каликам перехожим: молодому анархисту Васе и юной побирушке Вале....
19:02  05-09-2018
: [5] [Критика]

(Сорокин В. Г. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. — 224 с.)

Мэтр отечественного П-М репутацию имеет самую широкую: от (местами) удачного пародиста до пророка-визионера. Последняя его книжка — всего лишь скромный сборник короткой прозы и вроде бы на принципиальное высказывание не претендует....