Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Б. Корнуэлл: «Последнее королевство»

Б. Корнуэлл: «Последнее королевство»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 17:29  30-07-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 618]
(Корнуэлл Б. Последнее королевство. Бледный всадник: Романы. — Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. — 736 с. — (The Big Book. Исторический роман).

А. П. Чехов как-то ехидно заметил: русский наш человек ох любит почитать про героев-воителей, первопроходцев и т. п., оставаясь при этом под теплым пледом. Что ж, романная серия британца Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники» — как раз такое вот чтение, одинаково захватывающее, но уютное и летом в гамаке, и зимою у камелька. Похоже, своими «Саксонскими хрониками» маститый (1944 года рождения) автор откопал золотую жилу: сняты два сезона ТВ-сериала, очень успешного в США и Британии, и готовится третий. Хотя за плечами Корнуэлла уже есть удачный сериал — и «бумажный», и телевизионный — о королевском стрелке Шарпе, из времен Наполеоновских войн. Но сдается мне, идея «Саксонских хроник» более масштабна и глубока, и читателя вдумчивого увлечет этот сериал больше, да и современной косматой моде на викингов он так соответствует.

Здесь мы расскажем о первом романе серии, о «Последнем королевстве». Почему королевство — последнее? Потому что лишь маленькое королевство Уэссекс на юго-востоке Англии в 9 веке н. э. оставалось независимым от викингов саксонским государством на Британских островах. Королевством правит хилый и непереносимо зловонный (от желудочной болезни) король Альфред (871 — 899/901 гг.) — впрочем, единственный из британских монархов, названный Великим. Чем он велик? «Альфред был королем, который уберег саму идею Англии», — поясняет автор в «Исторической справке». Да, именно этому внешне совсем невоинственному, набожному и вдрызг больному человеку (и его детям) удалось не только спасти Уэссекс, но и объединить Англию под своим скипетром.

Впрочем, это, так сказать, общеисторический фон, к которому и сюжеты, и идея «Саксонских хроник» Корнуэлла вовсе не сводятся. Главный герой «Хроник» — саксонский аристократ (олдермен в понятиях 9 века) Утред Беббанбургский. В «Последнем королевстве» мы узнаем о его детстве и отрочестве, которые он провел среди врагов-данов (датчан), переняв их воинственный дух, языческую религию и запредельный индивидуализм прирожденных пиратов. Но пряхи, которые ткут нить судьбы, распоряжаются так, что Утред попадает ко двору Альфреда Великого и становится защитником Уэссекса.

Заключительный эпизод «Последнего королевства» — жестокая сеча саксов с данами, в которой двадцатилетний Утред получает боевое крещение, сполна проявив и полководческий дар, и воинский дух. Битва эта решающая: если саксы ее проиграют, «…Уэссекс падет, и не будет больше Англии». Такое вот древнее «Ватерлоо»… Острота ситуации отнюдь не только внешняя: духом Утред, скорее, с воинственными данами, с их вождем страшным Уббой: «…если бы я послушался зова воина в себе, я бы скорее сражался рядом с Уббой, чем против него. Но пряхи решили иначе».

Это очень важно для понимания героя: он не государственник, готовый жертвовать собой ради «веры, царя и отечества», а законченный индивидуалист, озабоченный собственной репутацией и безопасностью своей семьи: «Уэссекс может провалиться в преисподнюю, моя репутация важнее!» Его отдельно взятый якобы «мелкий» л и ч н ы й интерес становится главным импульсом поведения и движком сюжета. И в этом смысле роман Корнуэлла — очень англосаксонский по духу роман, совсем не похожий на нам в отечественном историческом жанре (да и во всей нашей классике) привычное. Никакого культа самоотречения и самопожертвования, никакого мазохистского восторга перед страданием-смирением — хотя и не тени «шкурности». Это просто иная система общественных ценностей и, что принципиально, иная цена человеческой л и ч н о с т и — но пока не жизни, потому что кровушка тут льется легко и широченной рекой.

Однако личность уже уважает себя и других!

Огромное достижение Корнуэлла в том, что его роман-экшн не есть тупой боевик с черно-белой палитрой безусловного «добра» и безусловного «зла». Характеры героев цельны (нецельные не выживали тогда), но довольно противоречивы и уж точно неоднозначны. Перед нами живые люди со всей сложностью этих самых «характеров», судеб и отношений. Здесь есть, кого «уважать», кого «опасаться» и за чем следить! И следим мы не за приключениями (хотя они причудливы тут), где герои боевиков несколько манекенны обычно, а за отношениями живых людей, что и составляет главный интерес и содержание литературы и жизни.

В «Саксонских хрониках» Корнуэлл поднимает в общем-то низовые жанры боевика и исторического романа на уровень настоящей литературы. Помогают ему в этом замечательное знание эпохи, но особенно литература раннего средневековья — неиссякаемый источник сюжетов. Автор не архаизирует язык, он работает, прежде всего, с интонацией, которая явно навеяна скандинавским эпосом.

Здесь всё вполне знакомо современному выросшему на фэнтези читателю, но всё гораздо глубже и серьезней. Кажется, поэтому автор «Игры престолов» Джордж Мартин горячо советует любителям фэнтези, если они хотят перейти в более серьезную сферу словесности (повзрослеть) начинать с чтения романов Корнуэлла.

В общем, запаситесь пледом — и в путь, в увлекательный, хоть и мрачноватый лабиринт «Саксонских хроник» Б. Корнуэлла.

30.07.2018



Теги:





2


Комментарии

#0 17:30  30-07-2018Лев Рыжков    
Спасибо! Не сомневаюсь, что хорошая книжка. Я сам у этого автора про короля Артура читал. Местами хорошо так вштыривало.
#1 19:23  30-07-2018bjakinist.    
Но Сакс хроники круче.
#2 19:42  30-07-2018Mavlon    
С интересом прочитал т.к смарел сериал в ютюбе. Книшку наэрн осиливать не буду.
#3 23:15  30-07-2018Алена Лазебная*    
Я после "Террора" до зимы подобного читать не буду(Лев был прав, когда сказал, что зае..., что устану)
#4 23:26  30-07-2018Лев Рыжков    
Ну, Дэн Симмонс - умеет. Я вот до сих пор не могу понять, как такому зануде удалось стать таким маститым писателем. А Корнуэлл - это такое чорное фэнтези. Подинамичней и покровавей.
#5 00:03  31-07-2018Алена Лазебная*    
А как можно было снять сериал еще говняней романа? Ну и я черное фэнтэзи не люблю. Я даже "Игру престолов" не смотрела. гг
#6 05:31  31-07-2018Mavlon    
Мне понравился сериал.
#7 05:35  31-07-2018Mavlon    
Кста если книшка Корнуэла про Артура наз. Янки при дворе короля Артура то я знач четал этого писателя. По песдюковке когда лежал в больнице
#8 05:37  31-07-2018Mavlon    
Щас погуглил. Нет. Это был Марк Твен гг

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
20:04  29-07-2020
: [8] [Критика]
- А детей кто будет за тебя воспитывать, Пушкин что ли?
Да, хоть Гоголь с Достоевским. И я ушёл. А кто бы не ушёл от такой Горгоны - любой и каждый ушёл бы.
Хотя, думаю потом, если бы моего ребёнка стал воспитывать Гоголь, какой человек вырос – циничный с длинным носом человек, или не дай бог ревизор....
12:23  19-07-2020
: [53] [Критика]


Это, братцы, совсем не угроза
Это - крик обнажённой души!
Кто пустил *по пизде* нашу Прозу,
Говоря о ней - мерзостный shit!?

Пусть меня каждый юзер услышит,
Что без Прозы настанет конец!
Кто сейчас на ЛП её пишет?
Шева, я, да Онаний отец!...
Суть эпохи постмодернизма заключается в беспрецедентной доселе пресыщенности информацией, образами и медиа-контентом.
Писатель XIX-го века мог на 700-та страницах вволю разглагольствовать на любые милые сердцу темы. Публика жадно впитывала, словно губка с уксусом, которую подносили к устам Христа....
(Млечин Л. М. Вожди СССР. — М.: Мол. гвардия, 2020. — 415 с., ил. — (Жизнь замечательных людей)

В немалой степени предтеча Леонида Млечина в этой теме Лариса Васильева от книги к книге заметно сбавляла тон, с задорного «желтяка» перейдя к почти мемориальным заплачкам....
11:14  22-06-2020
: [9] [Критика]
В жизни моей авторитетов было много. И людей военных, и по гражданке. Конечно ни что так не облагораживает русского человека, как чтение литературы. В этом смысле хочу рассказать про моего любимого писателя — товарища Проханова. Сначала я познакомился с его книгами про Афганистан, потом и прочитал другие книги, про Исторические события....