Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Дм. Быков: Один

Дм. Быков: Один

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 18:41  22-08-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 1216]
(Быков Д. Л. Один. Сто ночей с читателем. — М.: АСТ, 2017. — 608 с. — (Культурный разговор)

Как-то на «Эхе Москвы», в ответ на восторженный лепет журналистки, Дмитрий Быков и жалобно и раздраженно заметил: «Ну что же вы так?! Я просто толстый еврей, который выражает свое мнение…»

Трогательно, конечно. Но справедливо ли?..

Итак, сезон 2015 — 16 почти каждый четверг в ночь — заполночь Дмитрий Быков общался с аудиторией «Эха…» на самые разные, но главным образом, литературные темы. Все прочие темы составители сборника тех его выступлений отсеяли. Может, эдак резко отсекать и не стоило: литература, политика и всякое «просто за жизнь» в спичах Быкова нераздельны и тесно взаимосвязаны. Не скажу, что спикер при этом всегда проявляет лучшие свои человеческие качества: диву даешься, на какое бытовое хамство он сам слетает с взятых интеллектуальных высот — и зачем? Чтобы поставить неизвестного радиодурака на место, что-то ему доказать?.. Но передача авторская, без такой красочки, получается, ну никак. Слава богу, эти брызги шампанского с лица автора «Одина» составители заботливо стерли. И значит, нет худа без добра…

Все же мы не поймем адекватно ни передачу «Один» в быковском ее варианте, ни книжку эту, если начнем повторять претензии некоторых слишком суровых критиков: и копает-де Быков неглубоко, и вкус литературный у него не ахти, и амбиций куда как больше самой амуниции.

Что ж, копает Дмитрий Львович и впрямь неровно. Это знают читатели его «Краткого курса советской литературы» и всяких-разных эссе. Рядом с тонким пониманием автора и произведения (чего стоит его точная и жесткая оценка творчества Л. Леонова) — вдруг возникает слишком бездоказательная, а то и откровенно конъюнктурная трактовка. «Авторскость» концепций я как раз здесь грехом не считаю: не учебник товарищ пишет. А вот грешок впадения в очевидную конъюнктурность… Сдается мне, этот грех — увы, такой постоянный у Быкова — мельчит самого автора. Так что если вы хотите узнать, например, его мнение о нелюбимом им Андрее Платонове, лучше обратиться не к эссе в «Дилетанте», где финал просто оглушительно задан профилем либерально-просветительского издания, а к страницам как раз «Одина», где Быков спокойнее, объективнее и точней высказывается на тему. (Кстати, в его «Кратком курсе…» Платонову и вовсе места не нашлось…(???!..)

Теперь о богах и героях — о собственно литературном вкусе спикера «Одина». Ну не понимает он, черт подери, Стендаля! Ну чужд ему Пруст! Здесь Дм. Быков откровенен, хотя с запальчиво категоричного тона он от раза к разу съезжает (очевидно, под влиянием мнений авторитетных для него людей) к несколько жалобному: «Ну, не мое-оо!» Зато «его-оо» братья Стругацкие и масса не слишком известных отечественных и американских фантастов, С. Кинг, Т. Капоте, которого он, кажется, ставит выше Хемингуэя, иные советские беллетристы, в детстве еще освоенные, и ряд современных поэтов (за упоминание о которых, кстати, ему отдельное читательское мерси).

Конечно, оценки Быкова и в книге остаются крайне субъективными — зато читатель не слышит его сопения, сморкания и прочих неряшливых посторонних звуков. И тогда именно эта благоговейная тишина над страницами книги «Один» позволяет вдруг уяснить главное: автор говорит здесь не о литературе как таковой — он просто погружает нас в свою писательскую и читательскую лабораторию. Если Быков увлечен каким-то автором, темой, мыслью «здесь и сейчас», он нам эту свою увлеченность и предлагает.

Конечно, от тесного общения и неизбежного повторения пройденного (передачи ведь продолжаются до сих пор) читательская лаборатория писателя Быкова постепенно обретает глубоко биографические черты. Так и видится комната в доме отдыха, где плотный мальчик Дима залип с той или иной, чаще хорошей, книженцией. А вокруг очень позднесоветская, застойная уютная (для некоторых из поколения) атмосфера литературной кухни, в которую ему еще предстоит проникнуть. На этой кухне что-то жарится-варится-потрошится, что-то пока и удачно тушится, здесь готовится нечто давно привычное и не слишком-то вкусное, но, как и все в позднесоветском быту, из-за хронической скудости ассортимента неизбежное. Здесь текут вольные разговоры «за жись» и формируются характеры, в которых сентиментальность и склочность, циничный прагматизм и наивная жажда духовности (лучше чтоб фирменной, чтоб престижной, с лейбликом) удивительно, парадоксально сочетаются. В конце концов, перед нами возникает даже и не это советское «позавчера», уже вполне музейное, а интеллигентское «сегодня», претендующее на то, чтобы завтра стать чем-то бОльшим, чем кухонный разговор.

Итожа, скажу. Столь плотное регулярное общение обнажает и то, что не стоило б особо афишировать. Можно, например, обалдеть от «открытия» Быкова, что «Библия — высокая пародия». Можно озвереть от бесконечных рассуждений на тему: Христос (Одиссей, Конфуций, Иван Иванович Шпонька) — трикстер или все же парню не повезло и он не тянет на роль прохиндея. Можно устать от бесконечно повторяемой, как мантра, оппозиции модерн — постмодерн (очень спорной, кстати, в интерпретации Быкова). Но постепенно погружаешься в этот вот «быковский» мир: плотный, потный, по-своему симпотный, заносчиво самодостаточный. И вот тебе уже хочется вновь услышать это сопение и пыхтение океанчика под названием кратким Дм. Быков, чтобы глухо заполночь удивляться и радоваться: есть! Есть человек, для которого литература что-то да значит серьезное и при всей порой несолидности его поведения в ней этот человек ее искренне любит. Любит как «погибшее, но милое созданье».

И эту любовь начинаешь вдруг разделять поневоле. А что еще нужно-то?..

22.08.2018



Теги:





2


Комментарии

#0 18:42  22-08-2018Лев Рыжков    
Вот уж кто сеятель шаблонов, так это обозреваемый персонаж.
#1 20:03  22-08-2018mayor1     
То что текст написан профессиональным рекламистом литературных трудов очевидно. Не ясно зачем это тут. Неужели платят куда ни тисни?
#2 21:18  22-08-2018bjakinist.    
Батюшко! Только литпромскими гонорариями и жив, хоть ребрышки и просвечивают))).
#3 21:48  22-08-2018херр Римас    
О,про Зильбертрубера нах
#4 22:09  22-08-2018Евгений Морызев    
Спасибо, хорошая рецензия.

Для меня Быков это, в первую очередь, популяризатор литературы. За эти его труды огромное спасибо, он самим только разговором о текстах многие из них оживил. К стыду своему, о Пирамиде Леонова, я узнал только от него, споткнувшись когда-то о пеньки Русского леса, мог до нее так и не дойти, а меж тем считаю теперь эту книгу главным событием в русской прозе 20го века.



Сам Быков может быть неприятен и даже противен (так же как мы, русские люди противны ему), но нельзя отрицать его вклад в просвещение, ведь в медийной сфере литературой кроме него не занимается почти никто. Ну может быть Аствацатуров еще, но у него нет такого широкого охвата.
#5 22:13  22-08-2018Евгений Морызев    
К тому же с ним дружна одна очень приятная мне поэтесса и если она что-то приятное в нем видит, то и я готов признать за ним не только эту запотевшую витрину.
#6 22:42  22-08-2018Лев Рыжков    
А у меня "Пирамида" вот стоит - на пол-полки такая, вся нечитанная.
#7 06:21  24-08-2018дважды Гумберт    
не очень понятно из контекста: одИн или Один, бох, в смысле, громовержец
#8 06:48  24-08-2018дважды Гумберт    
один дома

когда я накурюсь, я дома.

и мне не нужно никого.

я сам себе виктор гюго.

о, эта чудная aroma!

как будто сквозь бронестекло

смотрю на буйных медведЕй.

я шодерло, я де лакло!

душа, быкуй, душа, балдей!

приветливый призрАк снобизма

окутает и огранит.

не оторвется аневризма,

не пропадет моя харизма

не вспрянут бесы коммунизма,

пока косяк тепло хранит.


Комментировать

login
password*

Еше свежачок
В городе моего детства был общий закон
правильного, враждебного и непонятного "надо",
за неповиновение закону полагалась тюрьма.
Вокруг в песке, в тополях свидетелями молчали дома.
Потом это исчезло, не стало правильного, - выживай, как хочешь....

Добрый вечер мой замечательный друг - поэт,
пишет вам Сергей Крюков -
председатель союза писателей России,
 в вашем стихе соблюдены рифма и слог
что я не люблю,
вы же, любитель из народа,
поэтому не нужно этой херни соблюдать,
понимаете народ этого не понимает,
только профессионалы, а их в России осталось два -
я и Пушкин…
Вообще меня интересует мат,
почему вы в стихе не пользовались красноречием народа,
типа пошёл на, пошёл в
и так далее,
это стихи ...
15:03  30-11-2023
: [0] [Критика]
наша воля, наша сила
злее в день и ото дня.
то говно, что власть месила,
исторгала из себя -
.
ешьте, ссученая вата,
жрите, утирайте рот.
и молитесь, чтоб комбата
вашего ждал пакет и гроб.
.
что ж вы, суки, натворили!
убиваете людей!...
Глава семнадцатая
Апостолы

- Так. Куда? – компания такая: брат Билл, брат Владимир и одинокий вечер. Погода нашёптывала: возьми в долг, но выпей.
- В народ. Пить. Условий два: тёплое помещение и дешёвая водка....
01:35  20-10-2023
: [2] [Критика]
Оппенгеймер, он не геймер,
он учёный беспесды.
и учёный тоже, Гейгер,
счётчик создал, молодым
.
будучи, совсем не развит
и ни телом, ни умом,
сделал дело быстро, сразу
вознесяся в пантеон
.
тех богов, что положили
жизнь свою же на алтарь,
чтобы люди срали, жили,
но не так, как было встарь....