Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - Дм. Быков: ОдинДм. Быков: ОдинАвтор: bjakinist. (Быков Д. Л. Один. Сто ночей с читателем. — М.: АСТ, 2017. — 608 с. — (Культурный разговор)Как-то на «Эхе Москвы», в ответ на восторженный лепет журналистки, Дмитрий Быков и жалобно и раздраженно заметил: «Ну что же вы так?! Я просто толстый еврей, который выражает свое мнение…» Трогательно, конечно. Но справедливо ли?.. Итак, сезон 2015 — 16 почти каждый четверг в ночь — заполночь Дмитрий Быков общался с аудиторией «Эха…» на самые разные, но главным образом, литературные темы. Все прочие темы составители сборника тех его выступлений отсеяли. Может, эдак резко отсекать и не стоило: литература, политика и всякое «просто за жизнь» в спичах Быкова нераздельны и тесно взаимосвязаны. Не скажу, что спикер при этом всегда проявляет лучшие свои человеческие качества: диву даешься, на какое бытовое хамство он сам слетает с взятых интеллектуальных высот — и зачем? Чтобы поставить неизвестного радиодурака на место, что-то ему доказать?.. Но передача авторская, без такой красочки, получается, ну никак. Слава богу, эти брызги шампанского с лица автора «Одина» составители заботливо стерли. И значит, нет худа без добра… Все же мы не поймем адекватно ни передачу «Один» в быковском ее варианте, ни книжку эту, если начнем повторять претензии некоторых слишком суровых критиков: и копает-де Быков неглубоко, и вкус литературный у него не ахти, и амбиций куда как больше самой амуниции. Что ж, копает Дмитрий Львович и впрямь неровно. Это знают читатели его «Краткого курса советской литературы» и всяких-разных эссе. Рядом с тонким пониманием автора и произведения (чего стоит его точная и жесткая оценка творчества Л. Леонова) — вдруг возникает слишком бездоказательная, а то и откровенно конъюнктурная трактовка. «Авторскость» концепций я как раз здесь грехом не считаю: не учебник товарищ пишет. А вот грешок впадения в очевидную конъюнктурность… Сдается мне, этот грех — увы, такой постоянный у Быкова — мельчит самого автора. Так что если вы хотите узнать, например, его мнение о нелюбимом им Андрее Платонове, лучше обратиться не к эссе в «Дилетанте», где финал просто оглушительно задан профилем либерально-просветительского издания, а к страницам как раз «Одина», где Быков спокойнее, объективнее и точней высказывается на тему. (Кстати, в его «Кратком курсе…» Платонову и вовсе места не нашлось…(???!..) Теперь о богах и героях — о собственно литературном вкусе спикера «Одина». Ну не понимает он, черт подери, Стендаля! Ну чужд ему Пруст! Здесь Дм. Быков откровенен, хотя с запальчиво категоричного тона он от раза к разу съезжает (очевидно, под влиянием мнений авторитетных для него людей) к несколько жалобному: «Ну, не мое-оо!» Зато «его-оо» братья Стругацкие и масса не слишком известных отечественных и американских фантастов, С. Кинг, Т. Капоте, которого он, кажется, ставит выше Хемингуэя, иные советские беллетристы, в детстве еще освоенные, и ряд современных поэтов (за упоминание о которых, кстати, ему отдельное читательское мерси). Конечно, оценки Быкова и в книге остаются крайне субъективными — зато читатель не слышит его сопения, сморкания и прочих неряшливых посторонних звуков. И тогда именно эта благоговейная тишина над страницами книги «Один» позволяет вдруг уяснить главное: автор говорит здесь не о литературе как таковой — он просто погружает нас в свою писательскую и читательскую лабораторию. Если Быков увлечен каким-то автором, темой, мыслью «здесь и сейчас», он нам эту свою увлеченность и предлагает. Конечно, от тесного общения и неизбежного повторения пройденного (передачи ведь продолжаются до сих пор) читательская лаборатория писателя Быкова постепенно обретает глубоко биографические черты. Так и видится комната в доме отдыха, где плотный мальчик Дима залип с той или иной, чаще хорошей, книженцией. А вокруг очень позднесоветская, застойная уютная (для некоторых из поколения) атмосфера литературной кухни, в которую ему еще предстоит проникнуть. На этой кухне что-то жарится-варится-потрошится, что-то пока и удачно тушится, здесь готовится нечто давно привычное и не слишком-то вкусное, но, как и все в позднесоветском быту, из-за хронической скудости ассортимента неизбежное. Здесь текут вольные разговоры «за жись» и формируются характеры, в которых сентиментальность и склочность, циничный прагматизм и наивная жажда духовности (лучше чтоб фирменной, чтоб престижной, с лейбликом) удивительно, парадоксально сочетаются. В конце концов, перед нами возникает даже и не это советское «позавчера», уже вполне музейное, а интеллигентское «сегодня», претендующее на то, чтобы завтра стать чем-то бОльшим, чем кухонный разговор. Итожа, скажу. Столь плотное регулярное общение обнажает и то, что не стоило б особо афишировать. Можно, например, обалдеть от «открытия» Быкова, что «Библия — высокая пародия». Можно озвереть от бесконечных рассуждений на тему: Христос (Одиссей, Конфуций, Иван Иванович Шпонька) — трикстер или все же парню не повезло и он не тянет на роль прохиндея. Можно устать от бесконечно повторяемой, как мантра, оппозиции модерн — постмодерн (очень спорной, кстати, в интерпретации Быкова). Но постепенно погружаешься в этот вот «быковский» мир: плотный, потный, по-своему симпотный, заносчиво самодостаточный. И вот тебе уже хочется вновь услышать это сопение и пыхтение океанчика под названием кратким Дм. Быков, чтобы глухо заполночь удивляться и радоваться: есть! Есть человек, для которого литература что-то да значит серьезное и при всей порой несолидности его поведения в ней этот человек ее искренне любит. Любит как «погибшее, но милое созданье». И эту любовь начинаешь вдруг разделять поневоле. А что еще нужно-то?.. 22.08.2018 Теги:
2 Комментарии
#0 18:42 22-08-2018Лев Рыжков
Вот уж кто сеятель шаблонов, так это обозреваемый персонаж. То что текст написан профессиональным рекламистом литературных трудов очевидно. Не ясно зачем это тут. Неужели платят куда ни тисни? Батюшко! Только литпромскими гонорариями и жив, хоть ребрышки и просвечивают))). О,про Зильбертрубера нах Спасибо, хорошая рецензия. Для меня Быков это, в первую очередь, популяризатор литературы. За эти его труды огромное спасибо, он самим только разговором о текстах многие из них оживил. К стыду своему, о Пирамиде Леонова, я узнал только от него, споткнувшись когда-то о пеньки Русского леса, мог до нее так и не дойти, а меж тем считаю теперь эту книгу главным событием в русской прозе 20го века. Сам Быков может быть неприятен и даже противен (так же как мы, русские люди противны ему), но нельзя отрицать его вклад в просвещение, ведь в медийной сфере литературой кроме него не занимается почти никто. Ну может быть Аствацатуров еще, но у него нет такого широкого охвата. К тому же с ним дружна одна очень приятная мне поэтесса и если она что-то приятное в нем видит, то и я готов признать за ним не только эту запотевшую витрину. А у меня "Пирамида" вот стоит - на пол-полки такая, вся нечитанная. не очень понятно из контекста: одИн или Один, бох, в смысле, громовержец один дома когда я накурюсь, я дома. и мне не нужно никого. я сам себе виктор гюго. о, эта чудная aroma! как будто сквозь бронестекло смотрю на буйных медведЕй. я шодерло, я де лакло! душа, быкуй, душа, балдей! приветливый призрАк снобизма окутает и огранит. не оторвется аневризма, не пропадет моя харизма не вспрянут бесы коммунизма, пока косяк тепло хранит. Еше свежачок У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно
поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок. а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга живопись от души, от сердца а поебень словесная - от кишечника.... В городе моего детства был общий закон
правильного, враждебного и непонятного "надо", за неповиновение закону полагалась тюрьма. Вокруг в песке, в тополях свидетелями молчали дома. Потом это исчезло, не стало правильного, - выживай, как хочешь.... |