Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Дм. Быков: Один

Дм. Быков: Один

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 18:41  22-08-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 589]
(Быков Д. Л. Один. Сто ночей с читателем. — М.: АСТ, 2017. — 608 с. — (Культурный разговор)

Как-то на «Эхе Москвы», в ответ на восторженный лепет журналистки, Дмитрий Быков и жалобно и раздраженно заметил: «Ну что же вы так?! Я просто толстый еврей, который выражает свое мнение…»

Трогательно, конечно. Но справедливо ли?..

Итак, сезон 2015 — 16 почти каждый четверг в ночь — заполночь Дмитрий Быков общался с аудиторией «Эха…» на самые разные, но главным образом, литературные темы. Все прочие темы составители сборника тех его выступлений отсеяли. Может, эдак резко отсекать и не стоило: литература, политика и всякое «просто за жизнь» в спичах Быкова нераздельны и тесно взаимосвязаны. Не скажу, что спикер при этом всегда проявляет лучшие свои человеческие качества: диву даешься, на какое бытовое хамство он сам слетает с взятых интеллектуальных высот — и зачем? Чтобы поставить неизвестного радиодурака на место, что-то ему доказать?.. Но передача авторская, без такой красочки, получается, ну никак. Слава богу, эти брызги шампанского с лица автора «Одина» составители заботливо стерли. И значит, нет худа без добра…

Все же мы не поймем адекватно ни передачу «Один» в быковском ее варианте, ни книжку эту, если начнем повторять претензии некоторых слишком суровых критиков: и копает-де Быков неглубоко, и вкус литературный у него не ахти, и амбиций куда как больше самой амуниции.

Что ж, копает Дмитрий Львович и впрямь неровно. Это знают читатели его «Краткого курса советской литературы» и всяких-разных эссе. Рядом с тонким пониманием автора и произведения (чего стоит его точная и жесткая оценка творчества Л. Леонова) — вдруг возникает слишком бездоказательная, а то и откровенно конъюнктурная трактовка. «Авторскость» концепций я как раз здесь грехом не считаю: не учебник товарищ пишет. А вот грешок впадения в очевидную конъюнктурность… Сдается мне, этот грех — увы, такой постоянный у Быкова — мельчит самого автора. Так что если вы хотите узнать, например, его мнение о нелюбимом им Андрее Платонове, лучше обратиться не к эссе в «Дилетанте», где финал просто оглушительно задан профилем либерально-просветительского издания, а к страницам как раз «Одина», где Быков спокойнее, объективнее и точней высказывается на тему. (Кстати, в его «Кратком курсе…» Платонову и вовсе места не нашлось…(???!..)

Теперь о богах и героях — о собственно литературном вкусе спикера «Одина». Ну не понимает он, черт подери, Стендаля! Ну чужд ему Пруст! Здесь Дм. Быков откровенен, хотя с запальчиво категоричного тона он от раза к разу съезжает (очевидно, под влиянием мнений авторитетных для него людей) к несколько жалобному: «Ну, не мое-оо!» Зато «его-оо» братья Стругацкие и масса не слишком известных отечественных и американских фантастов, С. Кинг, Т. Капоте, которого он, кажется, ставит выше Хемингуэя, иные советские беллетристы, в детстве еще освоенные, и ряд современных поэтов (за упоминание о которых, кстати, ему отдельное читательское мерси).

Конечно, оценки Быкова и в книге остаются крайне субъективными — зато читатель не слышит его сопения, сморкания и прочих неряшливых посторонних звуков. И тогда именно эта благоговейная тишина над страницами книги «Один» позволяет вдруг уяснить главное: автор говорит здесь не о литературе как таковой — он просто погружает нас в свою писательскую и читательскую лабораторию. Если Быков увлечен каким-то автором, темой, мыслью «здесь и сейчас», он нам эту свою увлеченность и предлагает.

Конечно, от тесного общения и неизбежного повторения пройденного (передачи ведь продолжаются до сих пор) читательская лаборатория писателя Быкова постепенно обретает глубоко биографические черты. Так и видится комната в доме отдыха, где плотный мальчик Дима залип с той или иной, чаще хорошей, книженцией. А вокруг очень позднесоветская, застойная уютная (для некоторых из поколения) атмосфера литературной кухни, в которую ему еще предстоит проникнуть. На этой кухне что-то жарится-варится-потрошится, что-то пока и удачно тушится, здесь готовится нечто давно привычное и не слишком-то вкусное, но, как и все в позднесоветском быту, из-за хронической скудости ассортимента неизбежное. Здесь текут вольные разговоры «за жись» и формируются характеры, в которых сентиментальность и склочность, циничный прагматизм и наивная жажда духовности (лучше чтоб фирменной, чтоб престижной, с лейбликом) удивительно, парадоксально сочетаются. В конце концов, перед нами возникает даже и не это советское «позавчера», уже вполне музейное, а интеллигентское «сегодня», претендующее на то, чтобы завтра стать чем-то бОльшим, чем кухонный разговор.

Итожа, скажу. Столь плотное регулярное общение обнажает и то, что не стоило б особо афишировать. Можно, например, обалдеть от «открытия» Быкова, что «Библия — высокая пародия». Можно озвереть от бесконечных рассуждений на тему: Христос (Одиссей, Конфуций, Иван Иванович Шпонька) — трикстер или все же парню не повезло и он не тянет на роль прохиндея. Можно устать от бесконечно повторяемой, как мантра, оппозиции модерн — постмодерн (очень спорной, кстати, в интерпретации Быкова). Но постепенно погружаешься в этот вот «быковский» мир: плотный, потный, по-своему симпотный, заносчиво самодостаточный. И вот тебе уже хочется вновь услышать это сопение и пыхтение океанчика под названием кратким Дм. Быков, чтобы глухо заполночь удивляться и радоваться: есть! Есть человек, для которого литература что-то да значит серьезное и при всей порой несолидности его поведения в ней этот человек ее искренне любит. Любит как «погибшее, но милое созданье».

И эту любовь начинаешь вдруг разделять поневоле. А что еще нужно-то?..

22.08.2018



Теги:





2


Комментарии

#0 18:42  22-08-2018Лев Рыжков    
Вот уж кто сеятель шаблонов, так это обозреваемый персонаж.
#1 20:03  22-08-2018mayor1     
То что текст написан профессиональным рекламистом литературных трудов очевидно. Не ясно зачем это тут. Неужели платят куда ни тисни?
#2 21:18  22-08-2018bjakinist.    
Батюшко! Только литпромскими гонорариями и жив, хоть ребрышки и просвечивают))).
#3 21:48  22-08-2018херр Римас    
О,про Зильбертрубера нах
#4 22:09  22-08-2018Евгений Морызев    
Спасибо, хорошая рецензия.

Для меня Быков это, в первую очередь, популяризатор литературы. За эти его труды огромное спасибо, он самим только разговором о текстах многие из них оживил. К стыду своему, о Пирамиде Леонова, я узнал только от него, споткнувшись когда-то о пеньки Русского леса, мог до нее так и не дойти, а меж тем считаю теперь эту книгу главным событием в русской прозе 20го века.



Сам Быков может быть неприятен и даже противен (так же как мы, русские люди противны ему), но нельзя отрицать его вклад в просвещение, ведь в медийной сфере литературой кроме него не занимается почти никто. Ну может быть Аствацатуров еще, но у него нет такого широкого охвата.
#5 22:13  22-08-2018Евгений Морызев    
К тому же с ним дружна одна очень приятная мне поэтесса и если она что-то приятное в нем видит, то и я готов признать за ним не только эту запотевшую витрину.
#6 22:42  22-08-2018Лев Рыжков    
А у меня "Пирамида" вот стоит - на пол-полки такая, вся нечитанная.
#7 06:21  24-08-2018дважды Гумберт    
не очень понятно из контекста: одИн или Один, бох, в смысле, громовержец
#8 06:48  24-08-2018дважды Гумберт    
один дома

когда я накурюсь, я дома.

и мне не нужно никого.

я сам себе виктор гюго.

о, эта чудная aroma!

как будто сквозь бронестекло

смотрю на буйных медведЕй.

я шодерло, я де лакло!

душа, быкуй, душа, балдей!

приветливый призрАк снобизма

окутает и огранит.

не оторвется аневризма,

не пропадет моя харизма

не вспрянут бесы коммунизма,

пока косяк тепло хранит.


Комментировать

login
password*

Еше свежачок
19:58  08-11-2019
: [68] [Критика]
(Данилкин Л. А. Ленин: Пантократор солнечных пылинок. — М.: Мол. гвардия, 2018. — 911 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)

«Ленин в собственном соку» — да, именно так, следуя за несколько выпендрежной манерой автора, хочется назвать отклик на его книгу....
01:31  02-11-2019
: [33] [Критика]
Повесил бог ночное затемненье.
Но свечи жжёт Мосгорэнергосбыт.
Москва - сплошное недоразуменье.
И контингент её посменно спит.

Во тьме проходит мрачный гастарбайтер.
Хрустит ноябрьский первый слабый лёд.
Москва, как бабка старая, горбата,
Мочу в общественном клозете льёт....
21:13  29-10-2019
: [44] [Критика]
Мне пишут какие-то умные люди,
Что стих мой значительно красочней будет
Когда я приму пару ценных советов
И, скажем, вот то поменяю на это.
Я вмиг возношусь на вершину экстаза,
«СПАСИБО!» – ору всем советчикам сразу.
Мне очень нужны ваши правки, ребята,
Как зонт карасю, как макаке граната,
Глушитель брутальному типу на байке,
Как пятая ножка весёлому зайке,
Как плавки нудисту, как птице сандали,
Как негру пожизненный пропуск в солярий,
Как вегану мясо, как лысому стрижка,...
01:23  23-09-2019
: [9] [Критика]
Приползу на коленях к жене я
И зарплату отдать буду рад
А она, тёплым взглядом, согрея,
Скажет: "Славный ты мой бабораб!
Ты, олень, уже сделал немало,
Но немало ещё предстоит..."
- Дорогая...
- Захлопни ебало!
И услышь, что жена говорит....
14:20  20-09-2019
: [4] [Критика]


На анекдот слегка осклабился,
Серьёзность вытравить не даст
Он из себя до самой пятницы,
На смехе ловит только нас.

Угрюмым стал он с понедельника
И может только в выходной
Себе позволит как бездельники
Искриться шуткою шальной....