Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - О. Ермаков: «Голубиная книга анархиста»

О. Ермаков: «Голубиная книга анархиста»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 16:21  03-10-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 1459]
(Ермаков О. Н. Голубиная книга анархиста: Роман. — М.: Время, 2018. — 768 с. — (Самое время!)

Новый роман Олега Ермакова читаешь одновременно с сочувствием и легкой досадой. С сочувствием — к его двум героям, современным каликам перехожим: молодому анархисту Васе и юной побирушке Вале. Ох, больно жалостная это история! С досадой — потому что ну многовато слов (особенно в первой трети книги, где такое изобилье придуманных снов), — их здесь явно больше, чем нужно для поддержания интереса читателя. И все же в сухом остатке упорное чтение вознаграждает себя. О многих ли героях самых топовых нынешних книжек скажешь, что ты простодушно переживаешь за них, и вообще, как ни далеки подобные персонажи от тебя по жизни, они такие живые здесь, — такие, черт возьми, ЛЮДИ?!..

Итак, вкратце о чем роман. В наши дни одна юная пара пустилась в бега. Он, Вася — от преследования властей за «не тот» пост в сети, она, Валя — от преследования главаря мафии нищебродов. Вася и Валя прибились друг к другу, но они люди с разных планет. Вася — продвинутый юзер Интернета, московский ботаник-обличитель властей, идейный анархист и «афей» (атеист). Валя — богомольная забитая нищенка из глубинки, которая, кажется, и грамоте-то не очень, зато знает великое множество древних сказаний, распевая их в самые острые моменты своего нелегкого жития. Вероятно, это стихи из так называемой «Голубиной (Глубинной) книги» — сборника народных духовных стихов конца 15 — начала 16 вв. По дороге беглецы встречают разных (большей частью, кстати, «добрых») людей и переживают цепь волнующих приключений.

Перед нами явно «роман дороги», который в современной нашей словесности, по меткому замечанию Дм. Быкова, все чаще становится «романом побега». Симптоматичненько!..

Итак, Вася с Валей — два полюса современной российской жизни: «продвинутый» и патриархальный. Правда, при столкновении с жизнью оказывается, что ленивая «дурочка» Валя куда как больший (и безжалостный) анархист, а Вася вполне себе исправный, рукастый и покорный работник.

Русь, в которую погружаются беглецы, тоже весьма колоритна. Фермер оказывается интеллигентом-гуманистом, бывший «афганец» Дмитрий — поклонником Велимира Хлебникова и немножко блаженным отшельником, обезножевшая колхозная бухгалтерша — настоящей художницей.

Оказалось, нынешняя глубинная — вся в нищете и разрухе — деревенская Русь полна жизненных соков и талантов. Прямо Монмартр в курятнике! Поэтому и Париж — настоящий, отлично изображенный, «близко к тексту» жизни — вливается вдруг в роман, и думаю, это лучшие здесь страницы. Жесткач исходит от немногих людей, которых тоже можно назвать в чем-то жертвами обстоятельств. Таков Эдик — участник (и жертва) войны в Чечне. От него нашим каликам еще прилетит под самый занавес… Впрочем, всё: больше не спойлерю.

Повторю: текст Ермакова имеет главное (когда-то) романное качество — его героям с о п е р е ж и в а е ш ь, иной раз и поперек себя, и поперек автора. Поперек автора — потому как уж очень он, автор, умилён своими «каликами», отсюда и повышенная болтливость их (и его) в начале, и некоторая сиропистость в их обрисовке. Присутствует и другое знакомое нам по старинным романам качество: герои порой выступают (мне показалось) в роли резонеров, оглашающих мысли своего создателя. Увы, мысли эти плавают на поверхности, как-то не кажутся они органичными тексту, навязаны ему. Доказательство ли это некой инфантильности нашей «критически мыслящей» публики вообще или недоработка лишь О. Ермакова, — сказать не берусь. Вероятно, и то и другое. При этом речь Васи вдруг становится так похожей на стиль заметок в дневнике немолодого уже писателя.

Для меня загадкой осталось, почему Ермаков при замечательном пластическом даре, при чуткости к слову (а иначе и не захватил бы своими немудрящими — так-то — героями), лауреат премий «Ясная Поляна» и «Большая книга», допускает странные промахи. Ну не скажет тот же Эдик, жлобина и экс-вояка, слОва «видимо» — не его караса оно! Несколько раз споткнулся я о подобную вот неточность, и это притом, что перед нами не скороделка для текущего сезона, а, так сказать, опус магнум — взлелеянный и писавшийся не один, будем думать, год…

Умиляется автор часто и с радостью, которую я, читатель, не всегда готов разделить. Зато образы носителей зла в книге даны гораздо убедительней для меня: точно, лаконично (это уже знакомый нам Эдик и лидер нищебродов Мюсляй). За ними ведь тоже стоит своя правда, и эта правда — сила, простая, грубая, физическая или сила изощренно порочного духа тож. Россия хороших людей в романе («их у нас гораздо больше, вспомните о них!») — это все же несколько Русь сказочная, сувенирная. Современная Россия пусть только двух в романе, но заведомых говнюков — настоященская, и я боюсь, что сила художественной правды (и смысловой точности!) конкретно за ними здесь. Вот почему Вася с Валей — беззащитные беглецы. И вот почему Париж с его отнюдь не ангелами, но все же цивилизованными как-то людьми выглядит вполне естественной, хоть и сказочной целью их побега…

Возможно, история Васи и Вали продолжится: роман с открытым финалом. Да и сам он — в некоторой степени продолжение предыдущей книги Ермакова «Радуга и Вереск», которую уже называют «культовой». Каких эпитетов удостоится «Голубиная книга анархиста» — дождемся, услышим и, может быть, согласимся.

3.10.2018



Теги:





5


Комментарии

#0 16:23  03-10-2018Лев Рыжков    
Спасибо. Объем книги 768 страниц?! Это же ебануться.
#1 19:20  03-10-2018bjakinist.    
Что я и сделал давным-давно!)))
#2 20:05  03-10-2018Шева    
Отлично написано. Объем книги тоже удивил.
#3 20:29  03-10-2018mayor1     
Рецензия, как всегда, хороша. Книгу, как всегда, читать не стану.
#4 21:38  03-10-2018    
.Видела сегодня в банке эту нищенскую соль земли. Она выгребала из бескрайних штанов сверточки купюр по одной-две гривны. А "Васятка" их пересчитывал. Неспехом, полторушку зелени и насчитали.

За рецензию, спасибо. Но желания почитать не возникло.
#5 21:52  03-10-2018херр Римас    
Вроде чувак даже переводной, хотя главпродюсер обьяснял тут нам, что это не показатель.Спасибо за рецензию. В ближайшее.вреия читать не буду,Хотя его читал, про Афган.Он там служил
#6 23:45  03-10-2018херр Римас    
А что ты афтор у него ещо читал?
#7 11:56  04-10-2018bjakinist.    
Чесс-гря, мое первое погружение в него. Очень хвалят "Знак Зверя" еще.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
18:22  05-10-2024
: [8] [Критика]
...

У меня возник вопрос:
Почему здесь постят коз?

Может это зоофил
На страничку заходил?!
Или кто-то из села
К нам заехал без седла?!

Разъясните, редаки,
Объясните по-мужски:
Может быть литпром - колхоз,
Чтобы постить этих коз?...
"Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".


Почему-то все в отзывах говорят , что повесть  - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле....
11:15  19-04-2024
: [25] [Критика]
сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно

поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок.

а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса

музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга
живопись от души, от сердца
а поебень словесная - от кишечника....
В городе моего детства был общий закон
правильного, враждебного и непонятного "надо",
за неповиновение закону полагалась тюрьма.
Вокруг в песке, в тополях свидетелями молчали дома.
Потом это исчезло, не стало правильного, - выживай, как хочешь....