Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - О. Ермаков: «Голубиная книга анархиста»О. Ермаков: «Голубиная книга анархиста»Автор: bjakinist. (Ермаков О. Н. Голубиная книга анархиста: Роман. — М.: Время, 2018. — 768 с. — (Самое время!)Новый роман Олега Ермакова читаешь одновременно с сочувствием и легкой досадой. С сочувствием — к его двум героям, современным каликам перехожим: молодому анархисту Васе и юной побирушке Вале. Ох, больно жалостная это история! С досадой — потому что ну многовато слов (особенно в первой трети книги, где такое изобилье придуманных снов), — их здесь явно больше, чем нужно для поддержания интереса читателя. И все же в сухом остатке упорное чтение вознаграждает себя. О многих ли героях самых топовых нынешних книжек скажешь, что ты простодушно переживаешь за них, и вообще, как ни далеки подобные персонажи от тебя по жизни, они такие живые здесь, — такие, черт возьми, ЛЮДИ?!.. Итак, вкратце о чем роман. В наши дни одна юная пара пустилась в бега. Он, Вася — от преследования властей за «не тот» пост в сети, она, Валя — от преследования главаря мафии нищебродов. Вася и Валя прибились друг к другу, но они люди с разных планет. Вася — продвинутый юзер Интернета, московский ботаник-обличитель властей, идейный анархист и «афей» (атеист). Валя — богомольная забитая нищенка из глубинки, которая, кажется, и грамоте-то не очень, зато знает великое множество древних сказаний, распевая их в самые острые моменты своего нелегкого жития. Вероятно, это стихи из так называемой «Голубиной (Глубинной) книги» — сборника народных духовных стихов конца 15 — начала 16 вв. По дороге беглецы встречают разных (большей частью, кстати, «добрых») людей и переживают цепь волнующих приключений. Перед нами явно «роман дороги», который в современной нашей словесности, по меткому замечанию Дм. Быкова, все чаще становится «романом побега». Симптоматичненько!.. Итак, Вася с Валей — два полюса современной российской жизни: «продвинутый» и патриархальный. Правда, при столкновении с жизнью оказывается, что ленивая «дурочка» Валя куда как больший (и безжалостный) анархист, а Вася вполне себе исправный, рукастый и покорный работник. Русь, в которую погружаются беглецы, тоже весьма колоритна. Фермер оказывается интеллигентом-гуманистом, бывший «афганец» Дмитрий — поклонником Велимира Хлебникова и немножко блаженным отшельником, обезножевшая колхозная бухгалтерша — настоящей художницей. Оказалось, нынешняя глубинная — вся в нищете и разрухе — деревенская Русь полна жизненных соков и талантов. Прямо Монмартр в курятнике! Поэтому и Париж — настоящий, отлично изображенный, «близко к тексту» жизни — вливается вдруг в роман, и думаю, это лучшие здесь страницы. Жесткач исходит от немногих людей, которых тоже можно назвать в чем-то жертвами обстоятельств. Таков Эдик — участник (и жертва) войны в Чечне. От него нашим каликам еще прилетит под самый занавес… Впрочем, всё: больше не спойлерю. Повторю: текст Ермакова имеет главное (когда-то) романное качество — его героям с о п е р е ж и в а е ш ь, иной раз и поперек себя, и поперек автора. Поперек автора — потому как уж очень он, автор, умилён своими «каликами», отсюда и повышенная болтливость их (и его) в начале, и некоторая сиропистость в их обрисовке. Присутствует и другое знакомое нам по старинным романам качество: герои порой выступают (мне показалось) в роли резонеров, оглашающих мысли своего создателя. Увы, мысли эти плавают на поверхности, как-то не кажутся они органичными тексту, навязаны ему. Доказательство ли это некой инфантильности нашей «критически мыслящей» публики вообще или недоработка лишь О. Ермакова, — сказать не берусь. Вероятно, и то и другое. При этом речь Васи вдруг становится так похожей на стиль заметок в дневнике немолодого уже писателя. Для меня загадкой осталось, почему Ермаков при замечательном пластическом даре, при чуткости к слову (а иначе и не захватил бы своими немудрящими — так-то — героями), лауреат премий «Ясная Поляна» и «Большая книга», допускает странные промахи. Ну не скажет тот же Эдик, жлобина и экс-вояка, слОва «видимо» — не его караса оно! Несколько раз споткнулся я о подобную вот неточность, и это притом, что перед нами не скороделка для текущего сезона, а, так сказать, опус магнум — взлелеянный и писавшийся не один, будем думать, год… Умиляется автор часто и с радостью, которую я, читатель, не всегда готов разделить. Зато образы носителей зла в книге даны гораздо убедительней для меня: точно, лаконично (это уже знакомый нам Эдик и лидер нищебродов Мюсляй). За ними ведь тоже стоит своя правда, и эта правда — сила, простая, грубая, физическая или сила изощренно порочного духа тож. Россия хороших людей в романе («их у нас гораздо больше, вспомните о них!») — это все же несколько Русь сказочная, сувенирная. Современная Россия пусть только двух в романе, но заведомых говнюков — настоященская, и я боюсь, что сила художественной правды (и смысловой точности!) конкретно за ними здесь. Вот почему Вася с Валей — беззащитные беглецы. И вот почему Париж с его отнюдь не ангелами, но все же цивилизованными как-то людьми выглядит вполне естественной, хоть и сказочной целью их побега… Возможно, история Васи и Вали продолжится: роман с открытым финалом. Да и сам он — в некоторой степени продолжение предыдущей книги Ермакова «Радуга и Вереск», которую уже называют «культовой». Каких эпитетов удостоится «Голубиная книга анархиста» — дождемся, услышим и, может быть, согласимся. 3.10.2018 Теги:
5 Комментарии
#0 16:23 03-10-2018Лев Рыжков
Спасибо. Объем книги 768 страниц?! Это же ебануться. Что я и сделал давным-давно!))) Отлично написано. Объем книги тоже удивил. Рецензия, как всегда, хороша. Книгу, как всегда, читать не стану. .Видела сегодня в банке эту нищенскую соль земли. Она выгребала из бескрайних штанов сверточки купюр по одной-две гривны. А "Васятка" их пересчитывал. Неспехом, полторушку зелени и насчитали. За рецензию, спасибо. Но желания почитать не возникло. Вроде чувак даже переводной, хотя главпродюсер обьяснял тут нам, что это не показатель.Спасибо за рецензию. В ближайшее.вреия читать не буду,Хотя его читал, про Афган.Он там служил А что ты афтор у него ещо читал? Чесс-гря, мое первое погружение в него. Очень хвалят "Знак Зверя" еще. Еше свежачок В городе моего детства был общий закон
правильного, враждебного и непонятного "надо", за неповиновение закону полагалась тюрьма. Вокруг в песке, в тополях свидетелями молчали дома. Потом это исчезло, не стало правильного, - выживай, как хочешь.... Добрый вечер мой замечательный друг - поэт, пишет вам Сергей Крюков - председатель союза писателей России, в вашем стихе соблюдены рифма и слог что я не люблю, вы же, любитель из народа, поэтому не нужно этой херни соблюдать, понимаете народ этого не понимает, только профессионалы, а их в России осталось два - я и Пушкин… Вообще меня интересует мат, почему вы в стихе не пользовались красноречием народа, типа пошёл на, пошёл в и так далее, это стихи ... наша воля, наша сила
злее в день и ото дня. то говно, что власть месила, исторгала из себя - . ешьте, ссученая вата, жрите, утирайте рот. и молитесь, чтоб комбата вашего ждал пакет и гроб. . что ж вы, суки, натворили! убиваете людей!... Глава семнадцатая
Апостолы - Так. Куда? – компания такая: брат Билл, брат Владимир и одинокий вечер. Погода нашёптывала: возьми в долг, но выпей. - В народ. Пить. Условий два: тёплое помещение и дешёвая водка.... Оппенгеймер, он не геймер,
он учёный беспесды. и учёный тоже, Гейгер, счётчик создал, молодым . будучи, совсем не развит и ни телом, ни умом, сделал дело быстро, сразу вознесяся в пантеон . тех богов, что положили жизнь свою же на алтарь, чтобы люди срали, жили, но не так, как было встарь.... |