¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - ё. Ћатынина »исус: историческое расследование

ё. Ћатынина »исус: историческое расследование

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 16:43  17-01-2019 | Ћев –ыжков | ѕросмотров: 331]
(Ћатынина ё. Ћ. »исус. »сторическое расследование. Ч ћ.: Ёксмо, 2019. Ч 544 с., ил.)

 ак быстро врем€ бежит! ≈ще года три назад эта книга возбудила бы хайп со стороны верующей общественности (наиболее Ђчувствительнойї ее части), а сейчас мы слышим одобрительное покр€хтывание даже из р€дов св€щеннослужителей. Ќе будучи ни верующим, ни особо западающим на эту тему, € прочитал книжку Ћатыниной как увлекательный нон-фикшн и оценивать ее могу и буду как €вление жанра, прежде всего.

»так, книга ёлии Ћеонидовны показалась мне очень удачной и своевременной Ч точней, современной. —овременность ее и в непринужденности тона, безупречном чувстве юмора, которое здесь да, доминирует. ƒм. Ѕыков уже аккуратно назвал ее Ђвеселой книгойї. “очнее было бы назвать, едкой Ч но Ћатынина умеет соблюсти меру, сарказм ее, скорей, обволакивает, чем разит. —овременно Ч злободневно Ч Ђ»сследованиеї и своей аллюзивностью, без которой ее Ђ»исусаї вполне можно было бы представить в советской серии ЂЅиблиотечка атеистаї. јн нет: в рифме с сегодн€шним неспокойным днем и скрыт главный-то перчик!

ѕервую треть книги (самую важную, по словам автора) составл€ет экскурс в историю иудаизма. »бо надо же знать, откуда есть-пошел и весь дальнейший цимес, рванувший в накаченном, но усталом теле античности огнем свежей истины. Ћатынина сосредоточилась на формировании двух идей: единобожи€ (монотеизма) и мессианства —ына Ѕожьего, который придет решать накопившиес€ проблемы заблудшего народа, а в перспективе и всего недопрогрессивного человечества.

ѕо ё. Ћатыниной, монотеизм Ч вовсе не боговдохновенна€ доктрина, это дит€ реальных проблем, с которыми столкнулс€ древнееврейский социум в середине 1 тыс. до н. э. »бо в это врем€ над ним нависла угроза порабощени€ и рассе€ни€ со стороны сверхдержавы того времени Ч јссирии, и понадобилась концентраци€ всех сил (как у нас в 1930-е годы?..), чтобы выжить. ƒо этого бог яхве имел жену (и мать), а небеса были населены сонмами €рко и поучительно про€вл€вших себ€ существ. ќптимизаци€ небесных кадров произошла, таким образом, под давлением насущной необходимости, сопровожда€сь массой интриг в борьбе за власть и вполне земные ресурсы.

  тому же пламенное воображение и предприимчиво свободолюбивый темперамент породившего эти мифы народа крепли, создав на рубеже эр то, что несколько позже враги стали именовать Ђхристианствомї. ƒа-да, дорогие мои: вы не ослышались! ѕервоначально Ђхристианамиї называли адептов новой веры их гонители римл€не, сделав криминалом само это слово. (Ќу, типа как Ђ»√»Ћ, запрещенный на территории –‘ї). —еб€ же последователи ’риста скромно, но метко именовали Ђсв€тымиї и Ђправедникамиї, что не мешало им быть в глазах римских властей и иудейского истеблишмента вполне себе террористами. ¬ этом месте Ћатынина, по своему обыкновению, густо, но не всегда вн€тно сыплет именами и фактами. ќднако читатель выведет дл€ себ€, что секта ессеев-кумранитов была гнездом религиозных фанатиков, зилотов и сикариев, которые терроризировали мирное население самым непринужденно кровавым и настойчивым образом.   сожалению, первые христиане были частью этого движени€: –оскомнадзор, встрепенись!

ј и в самом деле, как так вышло-то, что »исус въезжает в »ерусалим триумфатором, устраивает силовую реорганизацию в ’раме (изгон€ет мен€л), а уже через несколько дней скрываетс€ на конспиративной квартире (Ђтайна€ вечер€ї) и, будучи арестован, предаетс€ суду поперек всех правил, в наисрочнейшем пор€дке?.. Ётот сюжетный казус, загадочный дл€ вс€кого непредвз€того читател€ ≈вангелий, Ћатынина разрешает так: »исус поднимает м€теж в »ерусалиме, масса его сторонников поддерживает его (ессеи как организаци€ были сплочены, богаты и вли€тельны). Ќо вот на сцену €вл€ютс€ римские когорты (дислоцированные в трех дневных переходах от »ерусалима) Ч м€теж подавлен, его главарь схвачен и срочно казнен. ƒоводы Ћатыниной здесь, согласимс€, железные.

—южет этим не исчерпалс€. –азгромленных христиан возглавили, как мы знаем, апостолы. —реди них »аков ѕраведник (брат ’риста) и ѕетр. Ќо фанатично оставатьс€ в рамках ћоисеева «акона (на чем они жестко настаивали) значило стать одной из беспокойных и гонимых сект иудаизма, не более. Ќа путь к мировому триумфу христианство вывел апостол ѕавел (он же проходит по делу как —имон ¬олхв). Ёллинизированный иудей и римский гражданин, он освобождает доктрину ’риста от вериг иудаизма, дела€ ее гораздо более приемлемой дл€ греко-римского (и вс€кого прочего) большинства –имской империи. ќжесточенна€ борьба между »аковом и ѕавлом становитс€ заключительным сюжетом первой книги ёлии Ћатыниной о первых веках христианства. ј от нее нас ждет книг, кажетс€, еще п€ть на эту тему.

√лавное достоинство этой премьеры Ч широкий охват темы. »бо скрыта€ тема Ђ»сследовани€ї даже не первые века христианства, а некие закономерности, сопровождающие по€вление на свет новых сил истории. ћелкие огрехи стил€ (не говор€т Ђнеоплатонистыї Ч нужно: Ђнеоплатоникиї) не вли€ют на общее бодрое, хоть и всел€ющее тревогу за наш завтрашний день впечатление.

ѕрочитали и ждем-с еще!

17.01.2019



“еги:





0


 омментарии

#0 16:44  17-01-2019Ћев –ыжков    
¬от озолоти - не возьму этот опус в руки. ‘песду.
#1 18:47  17-01-2019—тертo »м€    
ну... € еЄ не читал никогда... знаю, что из п€той колонны и похожа на еврейку.. а суд€ по статье, накал€кала особо не напр€га€сь, сотни лет известную, и не раз уже освещенную гипотезу
#2 19:01  17-01-2019херр –имас    
я ее не читайю после как она напр€жонно рассказывала про стрелкку осциллографа
#3 19:16  17-01-2019allo    
€ еЄ не читаю и не слушаю.. € на неЄ всегда смотрю
#4 22:25  17-01-2019зиндан    
ѕро крео: "густо, но не всегда вн€тно". Ћучче бы нава€л чонибуть художественное.

ѕро Ћатынину - нечетал но асуждайу. ¬аще в душе ниибу чзтп. Ѕыла така€ гимнастка, это да - ноги, жопа, сиськи. Ќе ибал но адобр€йу. —оглашусь с #0 (хот€ если озолот€т тогда пачетаю хуле делать, деньги сильно нужны). —пекул€ции на религии вечны.
#5 12:34  18-01-2019Timer    
ну ты там продолжай изучать- тема-то интересна€ вроде, а нам потом расскажешь че да как
#6 22:17  19-01-2019≈вгений ћорызев    
—пасибо
#7 22:34  19-01-2019јнтон „ижов    
ебанута€ сука
#8 22:39  19-01-2019S.Boomer    
в ожидании
#9 18:56  23-01-2019дважды √умберт    
лучше б продолжала эксплуатировать кавказскую тему

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
—егодн€ утром, в полшестого,
ѕеречитал свои стихи,
» к выводу пришЄл простому:
—тихи как будто неплохи,

Ќо, рассужда€ непредвз€то,
¬гл€девшись в самое их дно,
ЌемногоЕ как быЕ сыроваты.
“очнее, полное говно.

”битьс€, стало быть, об стену?...
01:17  25-02-2019
: [3] [ ритика]
¬есьма полезно бы поету сдохнуть,
усилив строк рельеф и глубину,
смертельно заболеть, попасть в тюрьму -
все это потребл€етс€ неплохо...
Ќехорошо, когда поет здоров, как трактор,
неубедительно, когда рум€н, здоров и свеж,
и не дает на сострадание надежд
отсутствием страдани€ как факта....
00:27  06-02-2019
: [9] [ ритика]


-ƒостали вы,поэты,мать,
–есурс засрали мглисто,
ћы лучше можем написать
» комментить речисто.

Ќа них ты только посмотри
“ьфу,даже не охота
¬сЄ от зари и до зари
ќп€ть кропают что то.

«а ними ты потом читай,
 рив€ в ухмылке лица,
Ќу что за Єкарный бабай
ѕомог им разродитьс€....
«десь темно и холодно, как у негра в заднице.
 ак у негра в заднице, что убит подругой.
ѕахнет омерзительно. ƒа кака€ разница?
ƒа кака€ разница? ¬се идет по кругу.

Ётот негр разложитс€, прорастет травинкою.
ѕрорастет травинкою, превратитс€ в дуб....
ќн мастер спорта, ну и все дела
по стихоплЄтству и всем видам секса -
не зр€ его маман€ родила
дл€ сокровенных мировых процессов.

» в этой гонке он не на года,
Ќе до победы - до скончань€ века,
а при команде: ѕет€, фасс Ц пизда!
јзартнее не встретишь человека....