Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Этот знаменитый «Красный гаолян» писателя «Молчи!»

Этот знаменитый «Красный гаолян» писателя «Молчи!»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 15:12  04-03-2020 | Лев Рыжков | Просмотров: 1360]
(Мо Янь. Красный гаолян. История одного рода: Роман. — М.: Текст, 2019. — 478 с.)

Итак, самый известный роман самого известного китайского нобелиата вышел на русском. Добавим: самый свирепый, жестокий и «грязный» (в китайском смысле слова: антисанитария зашкаливает) текст писателя, который выбрал себе псевдоним совершенно «антиписательский»: Моя Янь — по-китайски «Молчи!»

Еще до романа многие познакомились с его сюжетами (а сюжетов в нем много, как и судеб героев) по знаменитому фильму Чжан Имоу 1987 года. Тем не менее, роман фильма нам никак не заменит. Только благодаря тексту автора «Молчи!» мы сможем разобраться детально в мотивах поступков персонажей, в их характерах, замкнем круг судеб — не дай бог, впрочем, на себя. Потому что Мо Янь рассказывает историю своей семьи на фоне трагических событий китайской истории первой половины 20 века. А это: гражданская война, японская оккупация и маоистские безответственные эксперименты в Китае коммунистическом. Издохнуть есть все основания, передохнУть никому из героев здесь не удастся. Роман начинается с того, что с дяди отца повествователя принародно снимают кожу. Потом «молчаливый» автор проведет нас по полям сражений, карательных экспедиций, по тропам собак-людоедов и почти завершит повествование сценой группового изнасилования японскими солдатами его тети.

Ко всей этой исторической и семейной «чернухе» Мо Янь добавляет немалую толику черного же, однако юмора и «магического реализма» (в ту же изнасилованную тетю после смерти вселяется демон — и сколько ж с ним повозиться пришлось окружающим!..) Ну, и добавьте образ красного гаоляна — его бескрайние поля окружают многострадальную деревушку, где все эти ужасы разворачиваются. Гаолян, ясное дело, символизирует несгибаемую силу народа, способность тела народного к регенерации после любой самой изысканной вивисекции.

Мо Янь числится многими как главный постмодернист в современной китайской словесности. Как п-м автор он использует массу движков богатой литературной традиции, от классического средневекового романа о разбойниках «Речные заводи» до героических «социалистических» повестей о партизанском движении. (Тем паче, сам Мо Янь по первой профессии — политработник, «комиссар»; ему ли в этом жанре не разбираться и не без все того же черного юморка эти шняги пародировать?)

Конечно, поэтика романа пронизана специфически китайскими ароматами, на что Мо Янь вообще большущий и беспощадный мастер. Дивное (и дикое!) сочетание мерзотного натурализма и запредельной поэтичности не то, что в нос шибает — сбивает с ног. Кому еще в голову придет уподобить растекающуюся по поверхности воды рвоту крышке яшмовой шкатулки? Ну, и дальше, по нарастающей…

Обвыкнув в этом экзотическом мире, мы примем близко к сердцу судьбу красавицы Бабушки, которая избавилась при помощи разбойника Дедушки от нелюбимого мужа (к тому же больного проказой) и заложила основы относительно крепкой и благополучной (по местным меркам) семьи. Все в ней будет — в том числе, и любовный треугольник нас ждет, куда ж без него в повествовании о судьбах народных (привет нашему, скажем, неизбежному Шолохову, этому главному мастеру пейзанского адюльтера). Мирное течение жизни будет перемежаться боями и казнями запредельной жестокости, сценами буйной ревности, изощренной мести, яростного соперничества, просто мучениями, потому что «так карта легла» и потому что люди такие по необходимости подобрались здесь «необнакавенные».

Во всей этой кровавой катавасии автор почти резвится — не потому, что «у него нет сердца», а потому что имеется свой довольно оригинальный взгляд на эти, блин-блин-блин, испытания. Вот главная идея романа: «…этот бесконечный круговорот жестокости превращал добрых и слабых простых людей в лихих злодеев, талантливых и смелых разбойников». Иными словами, нет худа без добра, и, значит, добра здесь — зацените! — навалом.

Мо Янь так простраивает конфликты, что они кажутся репликами античной трагедии рока: одно злодеяние влечет за собой (в виде возмездия) другое, и конца-края этому, в общем, нет. Нет у Мо Яня, человека, пострадавшего во время «культурной революции», иллюзии, что вот, дескать, «придет Мао, Мао нас рассудит». Никакой сменой формаций никакие противоречия не снимаются — в романе, во всяком случае. Красный партизан-ветеран, наставляющий местных школьников рассказами о былых своих подвигах, в урочный час гибнет от хлада и голода, нафиг никому не нужный со своим старческим героизмом. Никакого воздаяния за перенесенные страдания в мире «Красного гаоляна» не предусмотрено.

Тем не менее, роман не оставляет кафкианской безнадеги у читателя, потому что вера, что ты хоть режь народное тело, хоть его ешь, а от него не убудет, — эта вера пронизывает повествование.

Будем считать, что так выглядит оптимизм по-китайски — впрочем, по-своему актуальный (в глазах некоторых «право имеющих») и для нас?..

4.03.2020



Теги:





2


Комментарии

#0 15:13  04-03-2020Лев Рыжков    
Это хорошая книжка. Я читал. Но у этого Мо Яня есть и невыносимое говнище - про то, как председатель колхоза в животных переселялся. Вот то я не смог.
#1 16:12  04-03-2020Mavlon    
Заинтриговало. При случае не пройду мимо
#2 16:15  04-03-2020Mavlon    
Хотя думаю если сравнивать людей с животным миром то китайцы это крысы
#3 16:27  04-03-2020mayor1     
Клятвенно обещаю не читать.
#4 19:00  05-03-2020Шева    
Смачно описал. Зачол бы.
#5 19:45  10-03-2020Евгений Морызев    
+++
#6 21:20  10-03-2020херр Римас    
Кстати молодец автор, ты явно не лох и умеешь читать по буквам, всегда тебя стараюсь зачесть, у тебя вся критика достаточно понятная и обьекттвная.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
23:29  04-06-2025
: [5] [Критика]
Ты мне втираешь, что Дарвин гений
Я отвечаю: нет горше твари
Наш Демосфен говорит на фене
Фоточки скролит с унылой харей

Это тебе не бродить в пустыне
Не искушать простака Иуду
Наши друг к другу давно остыли
Даже запариваться не будут

В горе и в радости мы в Телеге
Главный союз у руки с айфоном
Ищут бродяги тепла и неги
Где-то на стыке стекла с бетоном

Девки рожают себе талоны
Хлебные карточки, проездные
Парубки дрочат на мета-клонов
В...
08:44  29-05-2025
: [24] [Критика]
“Первый признак начала познания - желание умереть”
Франц Кафка

Умереть не хочу, да и знать ничего не желаю.
Оказался неправ многомудрый и сумрачный Франц.
Я прислушаюсь ночью в далёкому гулкому лаю,
Потому что я знаю, судьбы он моей парафраз....
13:34  22-05-2025
: [10] [Критика]
верит только в бабло эпоха -
нахрена ей нужны пегасы,
и пегасам полеты - пофик,
в стойлах жрут, набирая массу:
Возносить, типа, к горним высям
вдохновений теперь не лезем,
но зато мы побольше высрем,
ну, а чо, ведь навоз полезен.
Нам бы вкусно питаться всем, но
интернет придушил нас плотно -
нам все время приносят сено,
мы жуем и теряем взлетность....
12:20  20-05-2025
: [19] [Критика]
Чтобы стать популярным, нужно быть либо извращенцем, либо сумасшедшим с рождения. Но лучше одновременно и тем и другим. Имитировать талант не получится. Притворство в искусстве сразу заметно. На извращения меня не тянет. После Жана Жене и Генри Миллера что я могу принести на алтарь Гимероса?...
похожи были члены наши
в безбашенные годы на…часы
с кукушкой, что на стенке машет
башкой и о гормонах голосит.
Подтянуты в сатин яички-гири,
кукушка круглосуточно бодра…
Так что же мы сейчас угомонили
ход шестеренок и "шатер с утра"?...