Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Этот знаменитый «Красный гаолян» писателя «Молчи!»

Этот знаменитый «Красный гаолян» писателя «Молчи!»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 15:12  04-03-2020 | Лев Рыжков | Просмотров: 291]
(Мо Янь. Красный гаолян. История одного рода: Роман. — М.: Текст, 2019. — 478 с.)

Итак, самый известный роман самого известного китайского нобелиата вышел на русском. Добавим: самый свирепый, жестокий и «грязный» (в китайском смысле слова: антисанитария зашкаливает) текст писателя, который выбрал себе псевдоним совершенно «антиписательский»: Моя Янь — по-китайски «Молчи!»

Еще до романа многие познакомились с его сюжетами (а сюжетов в нем много, как и судеб героев) по знаменитому фильму Чжан Имоу 1987 года. Тем не менее, роман фильма нам никак не заменит. Только благодаря тексту автора «Молчи!» мы сможем разобраться детально в мотивах поступков персонажей, в их характерах, замкнем круг судеб — не дай бог, впрочем, на себя. Потому что Мо Янь рассказывает историю своей семьи на фоне трагических событий китайской истории первой половины 20 века. А это: гражданская война, японская оккупация и маоистские безответственные эксперименты в Китае коммунистическом. Издохнуть есть все основания, передохнУть никому из героев здесь не удастся. Роман начинается с того, что с дяди отца повествователя принародно снимают кожу. Потом «молчаливый» автор проведет нас по полям сражений, карательных экспедиций, по тропам собак-людоедов и почти завершит повествование сценой группового изнасилования японскими солдатами его тети.

Ко всей этой исторической и семейной «чернухе» Мо Янь добавляет немалую толику черного же, однако юмора и «магического реализма» (в ту же изнасилованную тетю после смерти вселяется демон — и сколько ж с ним повозиться пришлось окружающим!..) Ну, и добавьте образ красного гаоляна — его бескрайние поля окружают многострадальную деревушку, где все эти ужасы разворачиваются. Гаолян, ясное дело, символизирует несгибаемую силу народа, способность тела народного к регенерации после любой самой изысканной вивисекции.

Мо Янь числится многими как главный постмодернист в современной китайской словесности. Как п-м автор он использует массу движков богатой литературной традиции, от классического средневекового романа о разбойниках «Речные заводи» до героических «социалистических» повестей о партизанском движении. (Тем паче, сам Мо Янь по первой профессии — политработник, «комиссар»; ему ли в этом жанре не разбираться и не без все того же черного юморка эти шняги пародировать?)

Конечно, поэтика романа пронизана специфически китайскими ароматами, на что Мо Янь вообще большущий и беспощадный мастер. Дивное (и дикое!) сочетание мерзотного натурализма и запредельной поэтичности не то, что в нос шибает — сбивает с ног. Кому еще в голову придет уподобить растекающуюся по поверхности воды рвоту крышке яшмовой шкатулки? Ну, и дальше, по нарастающей…

Обвыкнув в этом экзотическом мире, мы примем близко к сердцу судьбу красавицы Бабушки, которая избавилась при помощи разбойника Дедушки от нелюбимого мужа (к тому же больного проказой) и заложила основы относительно крепкой и благополучной (по местным меркам) семьи. Все в ней будет — в том числе, и любовный треугольник нас ждет, куда ж без него в повествовании о судьбах народных (привет нашему, скажем, неизбежному Шолохову, этому главному мастеру пейзанского адюльтера). Мирное течение жизни будет перемежаться боями и казнями запредельной жестокости, сценами буйной ревности, изощренной мести, яростного соперничества, просто мучениями, потому что «так карта легла» и потому что люди такие по необходимости подобрались здесь «необнакавенные».

Во всей этой кровавой катавасии автор почти резвится — не потому, что «у него нет сердца», а потому что имеется свой довольно оригинальный взгляд на эти, блин-блин-блин, испытания. Вот главная идея романа: «…этот бесконечный круговорот жестокости превращал добрых и слабых простых людей в лихих злодеев, талантливых и смелых разбойников». Иными словами, нет худа без добра, и, значит, добра здесь — зацените! — навалом.

Мо Янь так простраивает конфликты, что они кажутся репликами античной трагедии рока: одно злодеяние влечет за собой (в виде возмездия) другое, и конца-края этому, в общем, нет. Нет у Мо Яня, человека, пострадавшего во время «культурной революции», иллюзии, что вот, дескать, «придет Мао, Мао нас рассудит». Никакой сменой формаций никакие противоречия не снимаются — в романе, во всяком случае. Красный партизан-ветеран, наставляющий местных школьников рассказами о былых своих подвигах, в урочный час гибнет от хлада и голода, нафиг никому не нужный со своим старческим героизмом. Никакого воздаяния за перенесенные страдания в мире «Красного гаоляна» не предусмотрено.

Тем не менее, роман не оставляет кафкианской безнадеги у читателя, потому что вера, что ты хоть режь народное тело, хоть его ешь, а от него не убудет, — эта вера пронизывает повествование.

Будем считать, что так выглядит оптимизм по-китайски — впрочем, по-своему актуальный (в глазах некоторых «право имеющих») и для нас?..

4.03.2020



Теги:





2


Комментарии

#0 15:13  04-03-2020Лев Рыжков    
Это хорошая книжка. Я читал. Но у этого Мо Яня есть и невыносимое говнище - про то, как председатель колхоза в животных переселялся. Вот то я не смог.
#1 16:12  04-03-2020Mavlon    
Заинтриговало. При случае не пройду мимо
#2 16:15  04-03-2020Mavlon    
Хотя думаю если сравнивать людей с животным миром то китайцы это крысы
#3 16:27  04-03-2020mayor1     
Клятвенно обещаю не читать.
#4 19:00  05-03-2020Шева    
Смачно описал. Зачол бы.
#5 19:45  10-03-2020Евгений Морызев    
+++
#6 21:20  10-03-2020херр Римас    
Кстати молодец автор, ты явно не лох и умеешь читать по буквам, всегда тебя стараюсь зачесть, у тебя вся критика достаточно понятная и обьекттвная.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Да, прочёл. Про что? Про то, как пиздато быть писателем, чьи романы по любому прочтут. Хотя бы для того только, чтобы сказать, мол Пелевин уже не тот.

Так ведь и мир уже не тот. Он и правда, всё больше и больше, становится похожим на глупую карикатуру....
11:30  01-09-2020
: [11] [Критика]


Жила-была девушка Марианна и была неё заботливая пизда. Или, нет, участливая. Во всём ей нужно было поучаствовать.

Бастуют например шахтёры. Им пол года зарплату не платят, так они собрались в столице и сидят возле какого-нибудь ведомства, касками по асфальту стучат....
ГДЕ - ТО СЖИГАЮТ КНИГИ....

ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуй, дорогой читатель! Речь в нашей сегодняшней статье не пойдёт про эту бессмертное детище Пропеллера и Драколла из гр.Элизиум. Наш сегодняшний материал посвящён классику мировой литературы, одному из столпов жанра “антиутопии”, великому человеку Рэю Брэдбери....
Троём ебли студенты бабу *на горячем*
И быстро кончили, а хули - молодёжь
Она в отключке. Ноги раскорячив
Лежит как пень, и хуй её проймёшь.

А тут мужик подходит, в телогрейке.
Ребят, вы что творите блядство здесь? -
Уходим мы, а ты бы, поскорей-ка
На бабу эту пьяную залез....
13:40  05-08-2020
: [13] [Критика]
С утра субботы настроение у Комова было расчудесное.
Впереди два выходных, а самое главное, - есть увлекательнейшее чтиво. Которое одни беспощадно ругают и поносят, - «если автор болен, пусть лечится, если здоров, подать на подлеца в суд», другие превозносят как «настоящее повествование конца века с очень сложной, многослойной структурой текста»*....