Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Об одной сказке

Об одной сказке

Автор: Немешев Марат
   [ принято к публикации 00:06  25-12-2006 | Бывалый | Просмотров: 628]
Ленивый только не замечал: какие же хорошие у нас сказки. Добрые и хорошие. Так и хочется добавить: «мля!».

Не буду опускаться до по-задорновски необоснованных суждений, мол, в наших сказках, в отличие от «их» сказок герои сплошь да рядом либо дураки, либо на печи сидят. У них также сидят, и такие же дураки. И побеждают старших братьев в состязании за принцессу точно также. И драконов, читай Горынычей, побеждают иногда не благодаря своей хитрости, а вопреки тупости.

Но все равно сказки не такие. Другие.

И нахрапом так сразу и не объяснишь даже почему, не выведешь ту самую формулу сказок моего детства. Мы с детства приучены к хэппи-эндам, над которыми так насмехаемся. Любим мы хэппи-энды, любим, что уж тут говорить. Но речь даже не о них. «Так в чем же вопрос?» - скажете вы. Да, вот как раз в этом самом вопросе. В вопросе, который ставит сказка.

Сказки часто называемые народными, все-таки имеют своего автора – редактора, последним оформившего ее и подавшего детям. Может, это у нас редакторы, сказочники такие особенные, а вовсе не сказки? Для меня вот уникальной кажется Аксаковская сказка «Аленький цветочек». Своя она, близкая, неповторимая. Помните: «Если ты стар-человек, будешь мне дедушкой, а если помоложе, то дядюшкой…» Чистая сказка.

Вот только возразите, что не у одних нас такая сказка была. И вообще, сюжет довольно распространенный. Красавица и Чудовище. Целый пласт в современной культуре. От короля Конга до рубахи-парня Шрека. Сюжет изученный, разжеванный и многократно повторенный. Так то оно так. А вот теперь серьезно.

Красавица и Чудовище. Противопоставление двух полюсов. Хрупкая и мощный, светлая и темный, хорошая и плохой. Плохой с добрым сердцем, но об этом в сюжете. И Аксаковская сказка об этом же. Хотя в детстве меня слегка удивляла настойчивость младшей дочери: ну, дай голос свой услышать, ну, покажись. В детстве я думал, что это она лишнего просит, сидела бы, да мед пила. Но ей чего-то большего, видимо, хотелось. Но это так отступление. В чем же отличие нашей от «ихней»?

На мой взгляд, в акцентах. Намеках, отступлениях, акцентах. Непознаваема «русская душа», но отдельные черты ее проследить можно. Вот и в истории этой в заглавие вынесены не герои, а символ. Знамя, артефакт, идея – как хотите называйте. Аленький цветочек – вот, что на первом плане. И жалко почему-то становится не купца, на которого напали разбойники, а потом и до смерти напугало чудище. Не младшую дочь, которая отправилась в добровольную ссылку за тридевять земель на полное обеспечение (ей там кажется еще и служанку предоставили с купеческого двора. Не скучали, стало быть). И чудище жалко не тогда, когда младшая едва не опоздала, из-за козней завистливых сестер. Это уже кода, когда ясно было, что оживет чудище, оживет. Жалко его, когда цветочек сорвали.

Цифру точно не помню, сказок дома уже нет – все отдали племяннице, но чудище говорило, что какое-то количество девушек уже побывало в его плену. И никто кроме младшей дочери купца женою стать не пожелал. Вот и была у него одна радость в жизни – цветочек аленький. А купец пришел и сразу рвать. Одинокое, всесильное, никем не любимое чудовище, которое днями и ночами сидело, подперев подбородок кривыми руками на корточках возле маленького цветка. Сколько закатов и рассветов отразилось в его совиных глазах? Концентрированный суррогат счастья - хлипкий цветочек. И когда младшая купеческая дочь опаздывала к нему из отпуска домой, куда пошло чудище? Туда, на бугорок, обхватило цветочек руками и подыхать. Ведь цветочек не предаст, не изменит, не обманет.

Кто больше всех страдает в сказке? Чудище и страдает. Купец перепугался и очухался, дочери даже испугаться не успели, младшая любопытная – ей бы только на чудище поглазеть. А у него с самого начала все не задалось. Волшебница заколдовала. Единственную радость в жизни – цветочек, все норовят сорвать. Вид ужасный, и ничего поделать с этим не может, – а эта еще и издевается: «Покажись, мил господин, если ты стар человек, то будешь мне дедушкой». А он не хочет быть дедушкой. И дядюшкой быть не хочет. И даже братом. Купеческая дочь, взрослая девушка – могла бы это понять.

И всесильное чудище, мало того что осыпает всеми прелестями жизни беззаботную девушку, так еще и рабом ее себя называет. Какая-то нацеленная склонность к мазохизму, хотя шут его знает – может от этого и ловил кайф.

В общем, если подытожить. Сказка ложь, а в ней намек. До добра такое вот раболепство вряд ли доведет, чай не в сказке живем. Поженятся и сядут на голову прекрасному принцу и купец честной и обе дочери его. И когда все его достанет – оденет он себе на палец дивный перстень и перенесется назад в свой лес, взберется на бугорок и будет вздыхать возле цветочка «с нашим знаменем цвета одного…»

Такие вот сказки.


Теги:





-4


Комментарии

#0 00:55  25-12-2006santyai    
Нипонял смысл сево павестваванийа. Как пачитал газету,что лежала на скамейке.
#1 04:47  25-12-2006resonoid    
Нахуй! Не буду дчере сказки читать. А то вырастет и будет литпром фтыкать.
#2 05:49  25-12-2006ГостьисСибири    
практическит не асилил... да пох на флософию. вы лучше почитайте книжки-сказки, какие ща выпускают - эт ваще пиздец. До того извращают текст сказок - волосы шывелюцца. Вот типо пример "...жила была семья - папа, мама, дети и вдруг родители умерли..." и эта первый абзац дальше ужос шо пиздетс.... а вы тут - смысл бытия и прочая.... я своей дчери по памяти рассказываю - лучше выходит...
#3 09:49  25-12-2006norpo    
неасилил
#4 14:26  25-12-2006флюг    
"Мля" - это часть ника пупусега. В другом контэксте не воспринимается. Либо пиши "блядь", либо воопще не употребляй данного слова. Не стал читать. Из-за этого. Вредный я.
#5 08:28  26-12-2006Gulyaka    
Пьяный гон.
#6 08:40  26-12-2006Gulyaka    
Кста, о сказках. Читал я их Гарипотера, первую книгу (остальные не осилил). В двух словах: полное гавно! Но моему "племяннику" вкатывает (у него собрание сочинений). И только не надо сейчас трендеть, что молодежь деградирует - нормальный он пацан: паралельно Потеру успел всего Жуль Верна проглотить, все кольца Толкиена и т.д. Суть не в этом. А в том, что нехуй в сказках искать глубокую философию и национальную духовность, Дети ее не видят. Им глубоко похуй на всю эту поебень. Для них сказки - это только развлекуха, помогающая быстрее уснуть и т.п. Т.е. давайте пользоваться инструментами по назначению, а не искать в них побочный эффект, бля.
#7 12:57  26-12-2006Эр.Вэ.    
надеюсь, первого ГП ты читал по-английски и просто не уловил всех тонкостей. А ведь это весьма достойная книшка и там много замечательных находок.
#8 17:22  26-12-2006Fedott    
А сказка про Колобка - там вообще три покушения на убийство и одно убийство в конце.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
18:22  23-11-2017
: [64] [Критика]
(Быков Дм. Л. Июнь: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 507 с. — (Проза Дмитрия Быкова)

Итак, перед нами роман-«игра» от Дмитрия Быкова или «неисторический роман о прошлом» — от него же. «Игру» автор ведет с читателем аккуратно, но открывая ее правила лишь под занавес....
08:13  11-11-2017
: [8] [Критика]
(В. О. Пелевин. iPhuck 10. — М.: Издательство «Э», 2017. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Своими ежегодными романам Виктор Пелевин заработал звание тенора эпохи — не трагического, а под стать этой самой эпохе саркастического....
09:44  25-10-2017
: [126] [Критика]
Ни о чём меня не спрашивай,
Не кори, плохое думая,
Охмурила баба страшная,
Извела в муку, угрюмая.

По ночам изжогой мучила,
Истязала приворотами,
Навлекла болезнь падучую,
Извращенка криворотая.

Нет теперь покоя вовсе мне,
Довела до края пропасти....
19:26  22-10-2017
: [3] [Критика]
(А. Козлова. F-20: Роман. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 240 с.)

Анну Козлову, дочку и внучку писателей, можно назвать анфан терриблем нашей довольно вяло текущей сейчас словесности. Ее героини — сплошь гламурно-маргинальные девушки с тем еще счетцем к жизни....
10:37  22-10-2017
: [25] [Критика]
Сочинять или не сочинять? -
Вот в чём главный вопрос, господа
Эта мысль как какая-то блядь
Красной нитью прошла сквозь года

В Краснодар занесло иль в Москву,
Или хуже того - в Пиндостан
Ты дружище отвергни тоску,
И совсем сочинять перестань

Только где там, куда там, гляди
Руки тянутся дрянь написать
В голове постоянно гудит
Дует в задницу ветер - пассат

Сочинять!...