Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Об одной сказке

Об одной сказке

Автор: Немешев Марат
   [ принято к публикации 00:06  25-12-2006 | Бывалый | Просмотров: 604]
Ленивый только не замечал: какие же хорошие у нас сказки. Добрые и хорошие. Так и хочется добавить: «мля!».

Не буду опускаться до по-задорновски необоснованных суждений, мол, в наших сказках, в отличие от «их» сказок герои сплошь да рядом либо дураки, либо на печи сидят. У них также сидят, и такие же дураки. И побеждают старших братьев в состязании за принцессу точно также. И драконов, читай Горынычей, побеждают иногда не благодаря своей хитрости, а вопреки тупости.

Но все равно сказки не такие. Другие.

И нахрапом так сразу и не объяснишь даже почему, не выведешь ту самую формулу сказок моего детства. Мы с детства приучены к хэппи-эндам, над которыми так насмехаемся. Любим мы хэппи-энды, любим, что уж тут говорить. Но речь даже не о них. «Так в чем же вопрос?» - скажете вы. Да, вот как раз в этом самом вопросе. В вопросе, который ставит сказка.

Сказки часто называемые народными, все-таки имеют своего автора – редактора, последним оформившего ее и подавшего детям. Может, это у нас редакторы, сказочники такие особенные, а вовсе не сказки? Для меня вот уникальной кажется Аксаковская сказка «Аленький цветочек». Своя она, близкая, неповторимая. Помните: «Если ты стар-человек, будешь мне дедушкой, а если помоложе, то дядюшкой…» Чистая сказка.

Вот только возразите, что не у одних нас такая сказка была. И вообще, сюжет довольно распространенный. Красавица и Чудовище. Целый пласт в современной культуре. От короля Конга до рубахи-парня Шрека. Сюжет изученный, разжеванный и многократно повторенный. Так то оно так. А вот теперь серьезно.

Красавица и Чудовище. Противопоставление двух полюсов. Хрупкая и мощный, светлая и темный, хорошая и плохой. Плохой с добрым сердцем, но об этом в сюжете. И Аксаковская сказка об этом же. Хотя в детстве меня слегка удивляла настойчивость младшей дочери: ну, дай голос свой услышать, ну, покажись. В детстве я думал, что это она лишнего просит, сидела бы, да мед пила. Но ей чего-то большего, видимо, хотелось. Но это так отступление. В чем же отличие нашей от «ихней»?

На мой взгляд, в акцентах. Намеках, отступлениях, акцентах. Непознаваема «русская душа», но отдельные черты ее проследить можно. Вот и в истории этой в заглавие вынесены не герои, а символ. Знамя, артефакт, идея – как хотите называйте. Аленький цветочек – вот, что на первом плане. И жалко почему-то становится не купца, на которого напали разбойники, а потом и до смерти напугало чудище. Не младшую дочь, которая отправилась в добровольную ссылку за тридевять земель на полное обеспечение (ей там кажется еще и служанку предоставили с купеческого двора. Не скучали, стало быть). И чудище жалко не тогда, когда младшая едва не опоздала, из-за козней завистливых сестер. Это уже кода, когда ясно было, что оживет чудище, оживет. Жалко его, когда цветочек сорвали.

Цифру точно не помню, сказок дома уже нет – все отдали племяннице, но чудище говорило, что какое-то количество девушек уже побывало в его плену. И никто кроме младшей дочери купца женою стать не пожелал. Вот и была у него одна радость в жизни – цветочек аленький. А купец пришел и сразу рвать. Одинокое, всесильное, никем не любимое чудовище, которое днями и ночами сидело, подперев подбородок кривыми руками на корточках возле маленького цветка. Сколько закатов и рассветов отразилось в его совиных глазах? Концентрированный суррогат счастья - хлипкий цветочек. И когда младшая купеческая дочь опаздывала к нему из отпуска домой, куда пошло чудище? Туда, на бугорок, обхватило цветочек руками и подыхать. Ведь цветочек не предаст, не изменит, не обманет.

Кто больше всех страдает в сказке? Чудище и страдает. Купец перепугался и очухался, дочери даже испугаться не успели, младшая любопытная – ей бы только на чудище поглазеть. А у него с самого начала все не задалось. Волшебница заколдовала. Единственную радость в жизни – цветочек, все норовят сорвать. Вид ужасный, и ничего поделать с этим не может, – а эта еще и издевается: «Покажись, мил господин, если ты стар человек, то будешь мне дедушкой». А он не хочет быть дедушкой. И дядюшкой быть не хочет. И даже братом. Купеческая дочь, взрослая девушка – могла бы это понять.

И всесильное чудище, мало того что осыпает всеми прелестями жизни беззаботную девушку, так еще и рабом ее себя называет. Какая-то нацеленная склонность к мазохизму, хотя шут его знает – может от этого и ловил кайф.

В общем, если подытожить. Сказка ложь, а в ней намек. До добра такое вот раболепство вряд ли доведет, чай не в сказке живем. Поженятся и сядут на голову прекрасному принцу и купец честной и обе дочери его. И когда все его достанет – оденет он себе на палец дивный перстень и перенесется назад в свой лес, взберется на бугорок и будет вздыхать возле цветочка «с нашим знаменем цвета одного…»

Такие вот сказки.


Теги:





-4


Комментарии

#0 00:55  25-12-2006santyai    
Нипонял смысл сево павестваванийа. Как пачитал газету,что лежала на скамейке.
#1 04:47  25-12-2006resonoid    
Нахуй! Не буду дчере сказки читать. А то вырастет и будет литпром фтыкать.
#2 05:49  25-12-2006ГостьисСибири    
практическит не асилил... да пох на флософию. вы лучше почитайте книжки-сказки, какие ща выпускают - эт ваще пиздец. До того извращают текст сказок - волосы шывелюцца. Вот типо пример "...жила была семья - папа, мама, дети и вдруг родители умерли..." и эта первый абзац дальше ужос шо пиздетс.... а вы тут - смысл бытия и прочая.... я своей дчери по памяти рассказываю - лучше выходит...
#3 09:49  25-12-2006norpo    
неасилил
#4 14:26  25-12-2006флюг    
"Мля" - это часть ника пупусега. В другом контэксте не воспринимается. Либо пиши "блядь", либо воопще не употребляй данного слова. Не стал читать. Из-за этого. Вредный я.
#5 08:28  26-12-2006Gulyaka    
Пьяный гон.
#6 08:40  26-12-2006Gulyaka    
Кста, о сказках. Читал я их Гарипотера, первую книгу (остальные не осилил). В двух словах: полное гавно! Но моему "племяннику" вкатывает (у него собрание сочинений). И только не надо сейчас трендеть, что молодежь деградирует - нормальный он пацан: паралельно Потеру успел всего Жуль Верна проглотить, все кольца Толкиена и т.д. Суть не в этом. А в том, что нехуй в сказках искать глубокую философию и национальную духовность, Дети ее не видят. Им глубоко похуй на всю эту поебень. Для них сказки - это только развлекуха, помогающая быстрее уснуть и т.п. Т.е. давайте пользоваться инструментами по назначению, а не искать в них побочный эффект, бля.
#7 12:57  26-12-2006Эр.Вэ.    
надеюсь, первого ГП ты читал по-английски и просто не уловил всех тонкостей. А ведь это весьма достойная книшка и там много замечательных находок.
#8 17:22  26-12-2006Fedott    
А сказка про Колобка - там вообще три покушения на убийство и одно убийство в конце.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Почему ты ещё не вымер, дорогой читатель? Потому что ты приспособился. Ты нашёл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. Своим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Надеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
А это правда? Что именно? Ну, то что вы сказали? Да, самая настоящая правда. Странно. Почему? Потому что я вижу всё по-другому. Как же? Это внутренний мир маленького мальчика, а всё остальное сортирные надписи. И события и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [Критика]
(Алешковский П. М. Крепость: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 с. — 592 с. — (Новая русская классика)

Если поверить, что это и есть «новая русская классика», то какая-то она неклассичная, эта классика. Не значит, что не цепляет....
Творческие люди жутко блядь чувствительные. Вот наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Но творческий человек не таков, он из другого теста. Он будет краснеть и пучиться придавленный тяжестью чужого каблука, но слова из себя не выдавит....
(Юзефович Л. А. Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии 1922 — 1923. Документальный роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 430 с., ил. — (Исторические биографии)

Незадолго до самоубийства Вирджиния Вульф записала в дневнике, что и хорошо изложенная биография — тоже достойное дело....