¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - ѕолина ƒашкова Ђ»сточник счасть€ї.

ѕолина ƒашкова Ђ»сточник счасть€ї.

јвтор: –игден
   [ прин€то к публикации 09:25  25-10-2009 | € бл€ | ѕросмотров: 1434]
Ќикогда бы не подумал, что мне когда-то так захочетс€ написать отзыв на вполне заур€дный бульварный роман какой-нибудь современной российской писательницы, чь€ писательска€ де€тельность не изыскала у современников каких Ц либо особо изысканных эпитетов. ќднако учитыва€, всеобщее массовое помешательство на теме гражданской войны, наблюдающеес€ в последнее врем€; тот факт, что событи€ в книге тоже частично разворачиваютс€ в указанный период времени, а также свое неугомонное желание высказатьс€ по этому поводу, € не смог удержатьс€, от того, чтобы не прокомментировать те далекие и страшные событи€ через призму творчества ѕ. ƒашковой.
ѕервый том книги Ђ»сточник счасть€ї вышел в 2006г. ¬ том же году, большинство прогрессивного читающего населени€ в нашей стране сходило с ума от переплетений сюжетных интриг, и прочих повествовательных настилов, что скрывались в книгах написанных знаменитым американским автором ƒэном Ѕрауном. ѕосле успеха того успеха, что сыскали в нашей стране его: Ђ од да ¬инчиї и Ђјнгелы и ƒемоныї, в издательском мире вдруг осознали, что в стране, где народ, в течение последних примерно 15 лет, из всех современных литературных направлений предпочитал чтиво исключительно про проституток, воров и прочих крутых парней успевших к своим еще не совсем зрелым годам пройти всевозможные Ђсуровые школы жизниї, вдруг истосковалс€ по такому жанровому €влению художественной литературы как интеллектуальный детектив. ѕримерно в том же году на книжные развалы страны лавиной хлынули произведени€ различного рода иностранных писателей до этого не издававшихс€ в нашей стране, герои которых сбивались с ног разыскива€ какие-нибудь артефакты исчезнувших цивилизаций отправл€лись на крайний север или погружались в морские бездны, в общем делали всЄ дл€ того, чтобы отыскать очередную св€щенную лампу или очередной св€щенный па€льник какогоЧнибудь јменхотепа без наличи€ которого человечеству грозила бы верна€ гибель.
Ѕыло совершенно пон€тно, что российские мастера литературной прозы, не могли остатьс€ в стороне от тенденциозных ве€ний моды, и вскоре из под пера какого-нибудь очередного новорусского и новомодного автора должен по€витьс€ русский ответ ƒэну Ѕрауну с его суперпопул€рному бестселлеру . ѕравда новых авторов не по€вл€лось, поэтому поднимать не паханную ниву русского интеллектуального бестселлера про масонские заговоры, потер€нные артефакты исчезнувших цивилизаций, вызвалась автор женских детективных романов ѕ. ƒашкова.
ѕовествование в книгах разделено на 2 сюжетные части: в одной действие происходит в 1916-1920гг., где начисто срисованный с Ѕулгаковского профессора ѕреображенского доктор ћихаил —вешников, проживающий в своей квартире вместе с трем€ детьми и ассистентом в свободное от работы в госпитале врем€ ставит опыты на лабораторных крысах с целью испытани€ на этих животных изобретенного им эликсира бессмерти€. ѕон€тное дело, что со временем доктор —вешников оказываетс€ в гуще революционных событий, и сталкиваетс€ с первыми лицами, олицетвор€ющими советскую власть.
¬ другой сюжетной линии, где событи€ развиваютс€ в 2006 Ц 2008 годы, в центре повествовани€, оказываютс€ два действующих персонажа: 30 летн€€ ученый - биолог —офь€, (не помню фамилии, но не  овалевска€), праправнучка того самого профессора —вешникова, ставившего в период революции опыты на лабораторных крысах, и молод€щийс€ миллионер ѕетр Ѕорисович  ольт, мечтающий о вечной жизни, что вдруг понадобилась ему по совершенно непон€тным дл€ него самого причинам (видимо из подсознательного желани€ отомстить своей ¬олочкоподобной стервозной дочурке Ц балерине, не дав ей счастливой возможности дождатьс€ того момента, когда все заработанные еЄ отцом денежки, достанутс€ ей по наследству).
Ђ»сточник счасть€ї по идее задумывалс€ как соответствующий литературной моде второй половине двухтыс€чных захватывающий интеллектуальный детектив, где основное внимание читател€ по идее должно было быть приковано к той сюжетной линии произведени€, что развиваетс€ в наше врем€. ќтрывки, описывающие житие Ц бытие профессора —вешникова, должны по идее были бы быть дополнением, к основной части, позвол€вшими бы более полно раскрывать основную линию романа. Ќо вместо задуманного интеллектуального детектива про современность, у ƒашковой получилс€ документально исследовательский роман о войне белых и красных, с напичканными в него непон€тно зачем и непон€тно с какой целью абсолютно бредовыми и комическими вставками, рассказывающими про событи€ современности.
ѕоначалу выгл€д€ абсолютно чинно и благопристойно детективна€ сюжетна€ лини€, развивающа€с€ в 2006 Ц 2007 годах, постепенно ув€зает в совершенно несмешной карикатурной пародии описывающей жизнь самой главной балерины страны, и совсем уж превращаетс€ в фарс когда сюжет доходит до упоминани€ о банде оголтелых поклонников какого-то »мхотепа (видимо верховного жреца бога Ђ–аї ставшего впоследствии Ѕогом врачевани€, но в книге об этом не упоминаетс€), выращивающих рабов Ц кахобов пытающихс€ с помощью праправнучки профессора —вешникова завладеть секретом вечной жизни. Ќе совсем пон€тно: то ли госпожа, ƒашкова в виду скудости воображени€ отсутстви€ особой фантазии, решила частично позаимствовать сюжет дл€ книги у проходного Ђжвачногої голливудского блокбастера 2001г. Ђћуми€: ¬озвращаетс€ї, где, как и в книге ƒашковой был и сам вернувшийс€ из загробного мира »мхотеп, и его современные последователи Ц служители культа »мхотепа и рабы Ц кахобы в состо€нии транса стройными р€дами вышагивавшие по центральным улицам  аира, то ли кто-то зло подшутил над ƒашковой посоветовав ей вз€ть дл€ книги сюжет, подсмотренный в голливудском кино.
—южетна€ лини€, развивающа€с€ в 1916г. более драматична и интригующе. –азумеетс€, госпожа ƒашкова описыва€ событи€ окт€бр€ 1917г. не смогла обойтись без привнесени€ в повествование небольшой толики женского инфантилизма, что, к сожалению, не смогло отразитьс€ на описании характера и мотивации поведени€ главных героев. “ак, например, описыва€ революционные событи€, происходившие в ћоскве в окт€бре 1917г., автор рассказывает как профессор —вешников вз€в дома револьвер и прин€в в себе в компанию своего ассистента јгапкина отправл€етс€ защищать от большевиков прав€щий режим и цар€ которому он прис€гал верность. Ќе сомневаюсь, что тот факт, что –осси€ к событи€м окт€бр€ 1917г. была уже почти как 2 мес€ца страной с республиканской формой правлени€ (с 01.09.1917г.), автору был, конечно, известен, поэтому человек, отправл€ющийс€ в окт€бре 1917г. на баррикады защищать царский режим, который к тому времени уже приказал долго жить, выгл€дит, по меньшей мере, идиотом, однако собственное крайне эмоциональное воспри€тие событий окт€бр€ 1917г. и Ђживотна€ї непри€знь к большевикам привели к тому, что описыва€ событи€ окт€брьского переворота автор не стала утруждать себ€ какими Ц либо дополнительными детал€ми, которые смогли бы продемонстрировать интеллектуальные и душевные метани€ героев, св€занные с проблемой выбора между прин€тием и неприн€тием большевицкого режима. —вешников и члены его семьи ненавид€т большевиков уже априори, как будто заранее зна€ о тех страшных бедах, что принесет –оссии большевистский режим, хот€ провидением ни профессор, ни члены его семьи не обладают.
’от€ такое категоричное неприн€тие нав€зываемого большевиками режима и их марксисткой идеологии было абсолютно нехарактерно дл€ всего свободного и прогрессивно мысл€щего населени€ –оссийской империи в окт€бре 1917г. Ѕольшевики именно потому так легко и практически беспреп€тственно захватили власть в тот роковой окт€брь, что никто не видел особого смысла боротьс€ с ними, да и, по сути, таким желанием не обладал. Ѕольшевицкое стремление разрушить прогнивший до основани€ капиталистический мир, легко укладывалось в общую деструктивную и пессимистическую картину видени€ будущего, невольным символом которой, кстати, стала упоминаема€ в книге картина  азимира ћалевича Ђ„ерный квадратї, котора€ успела к тому времени сложитьс€ в умах мысл€щего населени€ не только в »мперской –оссии, но и по всему миру. ¬ мире 3-ий год шла 1-а€ мирова€ война, конец которой в окт€бре 1917г. даже и не предвиделс€. —ама€ страшна€ и сама€ жестока€ на тот период война, в огне которой на тот момент уже успел сгинуть дес€ток миллионов человек, большинством обладающего хоть каким-либо интеллектом населени€ земного шара воспринималась как самоубийство человеческой цивилизации. Ётака€ предсмертна€ агони€ мира, не выдержавшего соперничество капиталистических систем за передел сырьевых и людских ресурсов необходимых дл€ поддержани€ соответствующей материальной базы благодар€ которой развитые державы стремительным локомотивом направл€лись в свое Ђсветлое капиталистическое будущееї. »менно такое, принесенное с пеплом 1-ой мировой войны неотступное и тревожное осознание того факта, что в том самом капиталистическом будущем обычному человеку отводитс€ не более чем роль Ђрасходного материалаї и приводило к тому, что марксистска€ иде€ о необходимости скорейшего ниспровержени€ капиталистического мира с целью построени€ на его осколках нового совершенного общества социального и классового равенства находила большой отклик в сердцах мысл€щих людей по всему миру. ѕросто в таких развитых странах как: ¬еликобритани€, ‘ранци€, —Ўј, брожение масс подобными вольнодумскими иде€ми, не смогло перерасти во, что-то большее, чем в –оссии. ¬ виду того, тамошнему пролетариату в отличие от русского пролетариата и русского кресть€нства действительно было, что тер€ть.
ѕравда стоит отметить, что в конце книги (второй книги), стремление автора к рациональному анализу событий гражданской войны вз€ло вверх над женским инфантилизмом, о чем может свидетельствовать то место где автор указывает, что большевики никогда бы не смогли создать полноценную профессиональную армию полную бывших военных чинов царской армии, если бы их революционные идеи не смогли бы найти широкого отклика в сердцах масс. ¬ершиной этого анализаторского мастерства €вл€етс€ сделанный автором в книге вывод, дословно глас€щий, что: Ђ¬се стороны в конфликте гражданской войны были крайне жестокими. ѕросто красные благодар€ своей жестокости победили, а белые благодар€ своей жестокости проигралиї.
Ќо вышеупом€нутые некоторые огрехи художественного произведени€, всЄ-таки не могут затмить достоинств романа.
  чести автора стоит отметить тот факт, что прежде чем начать писать в легкой и увлекательной манере детектив про событи€ братоубийственной войны, писательница извлекла на свет Ѕожий ни одну сотню затер€нных и давно всеми забытых интереснейших архивных документов, €рко и детально описывающих крупные политические событи€ периода гражданской войны, будь то убийство немецкого посла ћирбаха, расстрел царской семьи и покушение на Ћенина. ѕричем писательница не, просто упоминает вскользь о вы€вленных ею интересных подробност€х вышеназванных событий, но и напр€мую цитирует наиболее интересные фрагменты из архивных документов.
я вот например исключительно благодар€ этой книге узнал, что тело ‘анни  аплан, после расстрела было сожжено в баке с горючим пр€мо на территории  ремл€, и одним из соучастников поджога был всенародно любимый пролетарский поэт ƒемь€н Ѕедный. я прочитав это, постаралс€ перепроверить эту ошеломительную информацию, и нашел, что она действительно соответствует действительности.
Ќесмотр€ на то, что € вс€чески со свойственным мне упорством пыталс€ найти в книге какие-либо несоответстви€ реальной исторической действительности, во всех двух книгах, нашел только 2 несоответствующих действительности момента: в первой книге вскользь упоминаетс€ о том, что в конце тридцатых годов в ———– проходили обучение немецкие летчики Ц будущие ассы люфтваффе, хот€ на самом деле в конце 30-х годов этого быть не могло, немецкие летчики действительно обучались в стране —оветов летному мастерству, но это было на 15 лет раньше, в середине двадцатых. ¬торое несоответствие скрываетс€ во второй книге, где упоминаетс€ о том, что легендарный высеченный из кварца хрустальный череп, экспонирующийс€ в Ѕританском музее, был найден в центральной јмерике уже к 1916г. ’от€ на самом деле череп ћитчелл Ц ’еджиса реально экспонирующийс€ в Ѕританском музее был найден в джунгл€х Ѕелиза только в 1927г.
ќсобенно мне при€тно, то обсто€тельство, что описанный в романе образ ¬.». Ћенина, полностью соответствует образу Ћенина, что сложилс€ у мен€ к моменту прочтени€ романа.
ќписыва€ вожд€ мировой революции, автор упоминает, что видимое холодное безразличие к страдани€м тыс€ч, чьи судьбы вождь рушил холодным росчерком пера, людей непостижимым образом сочеталось в вожде с какой-то непередаваемой и непревзойденной добротой вожд€ пролетариев по отношению к окружающим люд€м. ¬ теле этого человека непостижимым образом мог уживатьс€ холодной расчетливый убийца и добренький старичок несущий окружающим его люд€м сплошную радость. ѕодобное противоречие возможно только в трех случа€х:
1. Ќа самом деле человек тот самый холодный и расчетливый убийца, а его попытка притворитьс€ добрым дедушкой Ц не более чем игра на публику, попытка создать миф о человеческой природе;
2. „еловек психически болен и страдает раздвоением личности;
3. „еловек по своей природе добр, однако творима€ им жестокость воспринимаетс€ им как не зло творимое от собственного имени в собственных корыстных цел€х, а как вынужденное насилие, творимое неким мифическим идеалом справедливости и совершенства дл€ достижени€ всеобщего блага с помощью проводника в человеческом обличии.
–анее рассужда€ о личности Ћенина и отнесению его психологического портрета к вышеперечисленным категори€м, € склон€лс€ именно к третьему варианту. ћне казалось, что все эти списки расстреливаемых заложников из представителей буржуазии, двор€нства, духовенства, прочие расстрельные списки Ћенин подписывал не с безумием ошалевшего от алчности и жажды власти кровавого диктатора, а с холодной и расчетливой решимостью хирурга ампутирующего пациенту ради спасени€ его жизни нижние конечности, с решимостью шахида, что начин€ет себ€ взрывчаткой, чтобы убить как можно больше не верных, будучи абсолютно уверенным , что такого отча€нного поступка требует от него јллах.
 освенным подтверждением данного обсто€тельства, может служить тот факт, что насто€щий кровавый диктатор, жаждущий тотального подчинени€ себе всех и вс€, никогда бы не стал окружать себ€ потенциально опасными и способными затмить политическую харизму вожд€ вс€кими сомнительными соратниками. Ќапример, у —талина в окружении таких личностей не было. ј человек убежденный, в то, что он €вл€етс€ всего лишь жалким винтиком и вспомогательным механизмом в руках новой Ёры таких людей в окружении держать может.  стати именно такое легкое и ветреное отношение Ћенина к выбору собственных соратников его и погубило.
¬ книге ƒашковой Ћенин предстаЄт именно в таком образе Ђшахида мировой революцииї. ¬ книге вождь, через слова вложенные автором в уста ¬.». Ћенина упоминаетс€ как Ђчеловек, которому выпала честь сто€ть у истоков рождени€ новой эрыї. ј вс€ мерзость, что происходит вокруг преподноситьс€ Ћениным как неизбежна€ гр€зь и смрад, что сопровождает рождение любого живого существаї. ѕозже ƒашкова ещЄ раз упоминает Ћенина как апостола мировой революции.
—видетельствует ли вышеприведенный психологический портрет вожд€ мирового пролетариата о его человеческом достоинстве. ¬р€д ли, скорее наоборот. ¬едь если разобратьс€ серьезно, то нельз€ не отметить, что только законченный дебил и дегенерат мог верить в €кобы Ђсветлуюї, а на самом деле абсолютно идиотскую идею, что на этой прокл€той ненавистной земле можно построить утопическое общество всеобщей справедливости и равенства. Ётот мир действительно несовершенен и несправедлив. Ќо изменить его в лучшую сторону нельз€. » все попытки это сделать бессмысленны.   суровым и жестоким реали€м этого мира можно только Ђприспособитьс€ї.
–елигии, внушающее, человечеству, что за хорошее поведение в этой жизни, человек после смерти может попасть в лучший из миров, и то более честны по отношению к человеку чем марксистска€ идеологи€, так как не пытаютс€ доказать, что на этой земле уже при жизни можно оказатьс€ в прекрасном мире. »деи ћаркса утопичны. » убивать миллионы ради их реализации мог только сумасшедший.


“еги:





0


 омментарии

#0 13:21  25-10-200952-й  вартал    
сжечь незамедлительно всех,включа€ автора этого опуса!!!
#1 14:00  25-10-2009norpo    
и четвертовать, а потом и колесовать.
#2 14:02  25-10-2009√лока€  уздра    
Ќормальный романец, как и все у ƒашковой. ¬ каждом у нее такое перплетение. Ќаписан ничо. “ока заебывает стока читать ради никакова финала.
#3 22:36  25-10-2009топор ƒжыгли    
не знаю кто така€ дашкова. ѕро Ћенина с интересом почетал

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок

(ј. ¬. »ванов. ¬илы. Ч ћ: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной. 2016. Ч 574 с. Ч (Ќовый јлексей »ванов)

явившийс€ читателю аккурат накануне выборов в начале осени увесистый этот том имел все амбиции быть острым, Ђна злобу дн€ї. Ќо выборы прошли тише некуда, и Ђ¬илыї впились в бок критики почти критикой не замеченными....
18:21  23-11-2016
: [14] [ ритика]
это было или нет
или через много лет
позабыто безвозвратно
сдан билет погашен свет

вЄсла сушатс€ над морем
ласты склеились в углу
тихо капают во мглу
слЄзы грЄз убитых горем

все слова теперь умолкли
пустота и тишина
и лежат на книжной полке
кучей книжного дерьма

было ли хоть что-то важно
или только сон бумажный
....
12:13  12-11-2016
: [80] [ ритика]
ќн уходил. ’рипел и пачкал красным
 олючий снег. » пеной на клыках
¬стречал рассвет. ѕо ломаному насту.
ќн проиграл, но не изведал страх.

ќн уходил. » псы к нему бо€лись
ѕодатьс€ ближе дес€ти шагов...
---------------------------------------
¬от вы в своих стихах не заебались,
ѕоэты, бл€дь, отстреливать волков?...
ѕјƒј≈“ ѕ≈–¬џ… —Ќ≈∆ќ . ѕќƒћќ–ќ«»Ћќ...
.
ѕадает первый снежок.ѕодморозило.
Ћисть€ опали с древес.
—мотритс€ в светлое зеркало озера
√олый по-зимнему лес.
.
¬етер холодный поет колыбельную
ћокрым кустам ивн€ка
¬ сонной долине серебр€ной лентою
“онка€ вьЄтс€ река....
(¬. ѕелевин, ЂЋампа ћафусаила, или  райн€€ битва чекистов с масонамиї Ч ћ.: »здательство ЂЁї, 2016. Ч 413 с.)

Ќа вопрос Ђѕелевин или —орокин?ї ƒмитрий Ѕыков глухо в ночи ответил категорически: Ђѕелевин!ї ¬опрос этот (впрочем, как и ответ), из разр€да: ЂЋюбовь или морковь?...