Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - М. Елизаров. «Библиотекарь»

М. Елизаров. «Библиотекарь»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 15:10  03-04-2012 | Илья Волгов | Просмотров: 1204]
(Елизаров М. Библиотекарь: Роман. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2009. — 448 с.)

«Хор заглох. Остались натуральные звуки смерти».
(М. Елизаров. «Библиотекарь»)

Версия о том, что бывшее наше отечество СССР — «самая читающая страна» в мире, возможно, и дала импульс Михаилу Елизарову сочинить этот текст. «Текст» вышел удачный (хоть и со своими проблемами, о чем я еще скажу), «схлопотав» «Букера» за 2008 год.

На первый взгляд, «Библиотекарь» — это ироническая эпитафия литературоцентричному периоду нашей истории,. Это также «антиутопия» и сатира на историю человечества в принципе. Позитив всегда проливает кровь, негатив заражает гноем, и, как ни крути, «от судеб защиты нет».

Собственно, «Библиотекарь» — не столько даже о судорогах «советскости» в теле нынешней России, сколько о потребности в некоем идеале. И все же Елизаров слишком привязан к фантомам советского прошлого, отчего на романе лежит печать некоторой… провинциальности, что ли.

И теперь о самом проблемном в книге. Мало кто из моих знакомых дочитал роман до середины. Причин пробкусовки текста мне видится две.

ПРИЧИНА «ИГРОВАЯ». Художественный текст — всегда «игра», а смысл затеянной Елизаровым игры читатель улавливает уже из мощного вступления. Дальше наше внимание держат лишь повороты сюжета. И хотя вроде бы это не просто тупой напористый «экшн» — читателю в предвидении отгаданного ответа наскучивает заполнять своим временем однотипные ячейки предложенного кроссворда. Просто же сопереживать героям —

впрочем, это уже

ПРИЧИНА «СМЫСЛОВАЯ». Герои романа — те, кого сейчас принято называть «лузерами»: люди неуспешные и готовые прокисшей иллюзией заменить неудобную им реальность. По жизни они уж точно субпассионарии, способные лишь на временные (хотя иной раз и кровавые) истерики. Елизаровский читатель вряд ли может сильно сопереживать таким.

Конечно, герои романа (склад их натуры) и автор не совпадают. Мощная струя авторской отстраняющей иронии, даже сарказма, постоянно напоминает об этом. И все ж таки возникает ощущение, что писателю, безусловно, блестяще талантливому, не хватает крыльев для заданной самому себе высоты интеллектуального полета. Предложенные им «выводы» слишком очевидны, банальны.

Но Михаил Елизаров — писатель молодой, крылья его еще растут и, дай бог, отрастут по чаемой им самим надобности. И надежно лягут на воздух, хотя бы чуть более прозрачный, чем ныне…


Теги:





-1


Комментарии

#0 18:14  03-04-2012Игорь Пластилинов    
бля, ненавижу критиков. книга либо охуенна, либо говно, а если она при этом кого то там цепляет стилистическими обротами, местечковостью и прочей поебенью это уже простите лишнее.
книга Елизарова меня зацепила именно что сюжетом, хотя конечно с смого начала он становится известен.
и где ты автырь видел чтобы читатель не переживал «субпассионариям, способным лишь на временные (хотя иной раз и кровавые) истерики» да в нашей литературе через одного идут сплошь пассионарии, неудачники, истерики и прочие лузеры. именно таким персонажам и сопереживает русская душа на протяжении последних столетий.
так что нехуй тут тень на плетень наводить. книга охуенна и маст рид.
а ты автор-критик хуй!
#1 19:13  03-04-2012Григорий Перельман    
да, скудненький обзорчик
#2 19:46  03-04-2012Шева    
Не соглашусь с Пластилином в оценке книги Елизарова, но соглашусь в оценке критика-хуитика. /гадость ваша заливная рыба/(с)
#3 14:47  04-04-2012bjakinist.    
Статью для местного пипла сократил максимально, тем боле оне путают пассионариев и субпассионариев, будучи сами такеи ученыи))
#4 18:32  04-04-2012дважды Гумберт    
Елизаров ищо млодой. ишо напишет. вот Библиотекарь — это хуйня, на потребу. насчот рецензии, — поверхностно. копайте глубже. тут не большой город

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
18:22  23-11-2017
: [75] [Критика]
(Быков Дм. Л. Июнь: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 507 с. — (Проза Дмитрия Быкова)

Итак, перед нами роман-«игра» от Дмитрия Быкова или «неисторический роман о прошлом» — от него же. «Игру» автор ведет с читателем аккуратно, но открывая ее правила лишь под занавес....
08:13  11-11-2017
: [8] [Критика]
(В. О. Пелевин. iPhuck 10. — М.: Издательство «Э», 2017. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Своими ежегодными романам Виктор Пелевин заработал звание тенора эпохи — не трагического, а под стать этой самой эпохе саркастического....
09:44  25-10-2017
: [126] [Критика]
Ни о чём меня не спрашивай,
Не кори, плохое думая,
Охмурила баба страшная,
Извела в муку, угрюмая.

По ночам изжогой мучила,
Истязала приворотами,
Навлекла болезнь падучую,
Извращенка криворотая.

Нет теперь покоя вовсе мне,
Довела до края пропасти....
19:26  22-10-2017
: [3] [Критика]
(А. Козлова. F-20: Роман. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 240 с.)

Анну Козлову, дочку и внучку писателей, можно назвать анфан терриблем нашей довольно вяло текущей сейчас словесности. Ее героини — сплошь гламурно-маргинальные девушки с тем еще счетцем к жизни....
10:37  22-10-2017
: [25] [Критика]
Сочинять или не сочинять? -
Вот в чём главный вопрос, господа
Эта мысль как какая-то блядь
Красной нитью прошла сквозь года

В Краснодар занесло иль в Москву,
Или хуже того - в Пиндостан
Ты дружище отвергни тоску,
И совсем сочинять перестань

Только где там, куда там, гляди
Руки тянутся дрянь написать
В голове постоянно гудит
Дует в задницу ветер - пассат

Сочинять!...