Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Мультики М. Елизарова

Мультики М. Елизарова

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 17:40  15-04-2013 | Юля Лукьянова | Просмотров: 1583]
(Елизаров М. Мультики. — М.: Астрель: АСТ, 2010. — 317 с.)

Назвать иначе, по-своему, рецензию у меня рука что-то не поднялась. Эта книга Михаила Елизарова настолько самодостаточна, что ее можно только констатировать, регистрировать и диагностировать. И диагноз гласит: замечательный автор и замечательная, хотя многими, кажется, по-настоящему не распробованная книга! Мне показалось, она цельнее, зрелее, гармоничней его «культового» «Библиотекаря» — недаром и позже написана.

В ней Елизаров-автор преодолел один свой фирменный недостаток, о котором я еще распространюсь, но пока неизбежное в рецензии: краткое содержание.

Итак, ничем не примечательный десятиклассник Герман Рымбаев переезжает в мегаполис из захолустного городка и вливается в ряды местной шпаны. Год на дворе где-то 89-й, индивидуальная трудовая деятельность весьма актуальна. «Ребята» подрабатывают тем, что их общие «девчата» показывают свои прелести зазевавшимся прохожим мужеска пола, сшибая за эти «мультики» бабло. В результате Рымбаев попадает в детскую комнату милиции, в руки педагога уж точно не от бога, а от черта — Разума Аркадьевича: недаром он, как и положено дьяволу, приволакивает ногу («Хромой бес» Лесажа…).

Большинство читателей, кажется, начинает дальше скучать, хотя по мне как раз вторая половина книги острее и гораздо интереснее первой. Что ж, в первой части, в этой саге о гопоте 80-х Елизаров очень прицельно расковырял нашу память о тех мутных, тревожных, но еще полных надежд годах, годах нечаемой, но ощутимо чуемой свободы. Во второй он поведал нам, какими мы все были наивными… «Как молоды мы были, как верили в себя»…

Итак, в детской комнате Разум показывает Герману диафильм о себе любимом. Оправдались худшие подозрения: в детстве Разум был садистом-убийцей, но вот ведь же исправился, попав в руки замечательного педагога! Повторить путь исправления предназначено и Герману. Интересно, что и спаситель Разума тоже в свое время встал на путь исправления благодаря прекрасному педагогу, который тоже не был от рождения ангелом, а «утопил кошку Лизу, замучил белого и прелестного кролика Бобби!»

Эта поэма во славу волшебной силы педагогики, которой и Макаренко позавидовал бы, тем забавней (и жестче), чем яснее для героя и читателей: за педагогически-гуманистическими лозунгами Разума («основная педагогическая мудрость — человеколюбие»), за всей этой агрессивно человечной казенной сладенькой демагогией скрывается все тот же циничный и страшно опасный садюга. Именно — дьявол.

Черт его знает, что проделал этот черт с беднягой Германом, но он стал эпилептиком, впрочем, социально исправился («выздоровел») и тоже обратится (естественно) в педагога. (Кстати, Герман в лапах Разума предает своих пацанов-подельников, и те явно исчезают за решетками исправительных учреждений).

Конечно, Елизаров подвергает здесь тотальному осмеянию советский (и шире — просвещенческий) миф об «исправимости» буквально всякого, об изначально добром начале в человеке, а косвенно захватывает и кодекс политкорректности, который тоже ведь есть западная аватара все того же прекраснодушного и отвлеченного гуманизма-утопизма, этого официального витринного лика европейской цивилизации.

В бесконечном «Библиотекаре» автор «воевал» с советским мифом. В «Мультиках» его замах грандиозней. Собственно, «мультики» — это недостижимая мечта человека о себе несбыточном, «нас возвышающий обман». Мечта не столько пустая, сколько опасная. Или — скажем осторожнее и точней — неизбежная.

Трещины ползут по витринному лицу официального гуманизма, и чернота, открывающаяся за этими трещинами — в лучшем случае, пустота космоса.

В самом лучшем случае…

Конечно, содержание «Мультиков» можно при желании свести даже и к политическому памфлету, жестко привязав к нашим только реалиям. Эту, отечественную, составляющую Елизаров блестяще, последовательно прописывает. Патриархальный мир детства героя — юность (он же «индустриальный» период) в позднесоветском мегаполисе — хмельной дух перестройки — и вросший, как коготь-крючок, во все эти «эпохи»-слои принцип чудовищной несвободы, помноженный на «гуманистический» миф. Этот принцип несвободы во имя добра, собственно, и ткет нить истории в «этой» стране, обеспечивая пресловутую «преемственность поколений»: «То была вывернутая наизнанку обратная генеалогия — ученик исторгал из чрева учителя, а тот разрешался очередным дидактическим родителем».

В рецензии на «Библиотекаря» я упрекнул автора в чрезмерной, «провинциальной» привязанности к мифам «совка». Наше политическое сегодня убеждает: эти мифы живее, чем казалось даже пару лет назад. (Причем именно мифы, а не смыслы!).

Конечно, прямая аналогия у читателя «Мультиков» возникает и с сорокинской «Тридцатой любовью Марины». Но перерождение диссидентки и лесбиянки Марины в советскую плакатную ударницу тогда, в начале 80-х, читалось как блестящая хохма, как сатира на главную советскую литературную и идеологическую парадигму.

Теперь-то и старый роман Сорокина видится по-иному. Опыта свободы носитель массового сознания не выдерживает, не выносит беспризорных сквозняков объективности, ему непременно нужно утопить себя в каком-то очередном (свежем для людей лишь по милосердному их беспамятству) тоталитарном мифе, что мы и наблюдаем сейчас.

Елизаров пишет о том же и так же едко. Я бы назвал его метод гротескующим символизмом. Но в «Госпитале» и «Библиотекаре» смысловыводящие финалы кажутся несколько привязанными к добротно проживаемым читателем текстам. Не то, что смыслы больно уж легковесны — скорей, подчеркнуто очевидны. Комковатость постмодернистского текста вообще есть черта этого стиля: то же и у Сорокина — вот ярко пережитый самим автором «ужас», а рядом остроумный, но часто холодный, почти машинальный «пастиш» на чужой стиль.

Так вот, в «Мультиках», показалось мне, Елизаров эту вроде бы неизбежную комковатость преодолевает. Повествование на всем протяжении живо и убедительно, энергетично. Драйв полный. Даже открытый, словно истаивающий финал мессу не портит. А что и скажешь, когда жизнь продолжается? Или, как не без иронии сказал Елизаров в следующей своей книге «Бураттини. Фашизм прошел»: «Россия щедро кормится подземными водами векового божьего страха. Поэтому в ней до сих пор возможно все. Художественное живет наравне с реальным» (с. 216).

В «Мультиках» — да, живет и весьма убедительно!

15.04.2013


Теги:





1


Комментарии

#0 21:30  15-04-2013Илья ХУ4    
отличная рецензия.



пожалуй прочитаю книжку. вот прямо сейчас позвоню и закажу!



спасибо.
#1 21:38  15-04-2013Григорий Перельман    
http://flibusta.net/b/184858



лучше скачай
#2 21:48  15-04-2013Парфёнъ Б.    
книга про Шеву
#3 21:52  15-04-2013Григорий Перельман    
лучше Ногтей не написал он ничего, увы. но и этого достаточно, канешно.
#4 22:30  15-04-2013Илья ХУ4    
Григорий, спасибо, но я много читать с телефона не могу (



а других гаджетов не имею.



ща, говорят, сони выпустили читалку на которой изображение неотличимо от книги.
#5 22:31  15-04-2013Илья ХУ4    
идут разговоры и что таки должны разрешить читалки нам - долбоёбам.



но я не верю.
#6 22:33  15-04-2013Григорий Перельман    
а, ну да. у менято с 3.5 дюймов я нормально читаю с нокии. ну правда недолго.

у меня читалка дешовая, вполовину соньки, если не в треть. но тоже с бумагой электрической, глаза не горят.
#7 15:43  16-04-2013Шева    
#2 21:48 15-04-2013 ПарфёнЪ Босявый: однако попрошу, сказал Шева. А книга действительно хорошая. Как-то читал ее на второй полке купе. И попивал из фляги. Внизу ехала семейная пара, которых я к тому времени упоил. Когда выходил, убирал сверху постель, при этом книга и фляга упали вниз. Металлическая фляга ударила женщину по носу. Больно. А темно ж, не видно. Она - чем это меня? Я говорю - х/з. Потом стыдно стало, я книгу им и оставил. Вот такие мультики. ггы



#8 21:59  16-04-2013Голем    
лучше бы ты им флягу оставил... до сих пор тебя проклинают
#9 08:30  17-04-2013дважды Гумберт    
Мультики доставили. спасибо за наводку
#10 22:29  17-04-2013bjakinist.    
Самое замечательное, что у него и релистический и фантастический слой обинаково психолгич. достоверны. Редчайший случай!
#11 23:45  17-04-2013Голем    
да ладно, редчайший.. а Гоголь, а Булгаков?

это одна из лучших традиций русской литературы.

да и не только русской, тот же Кафка.

лично я Елизаровым не увлекаюсь,ёрничает много, как будто Веничкины лавры покою ему не дают. Антоха=Шызофф прав стопудово, "Ногти" - лучшая им сделанная вещь.

ну, пусть будет и Елизаров.. совершенно не препятствую.


Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Почему ты ещё не вымер, дорогой читатель? Потому что ты приспособился. Ты нашёл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. Своим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Надеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
А это правда? Что именно? Ну, то что вы сказали? Да, самая настоящая правда. Странно. Почему? Потому что я вижу всё по-другому. Как же? Это внутренний мир маленького мальчика, а всё остальное сортирные надписи. И события и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [Критика]
(Алешковский П. М. Крепость: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 с. — 592 с. — (Новая русская классика)

Если поверить, что это и есть «новая русская классика», то какая-то она неклассичная, эта классика. Не значит, что не цепляет....
Творческие люди жутко блядь чувствительные. Вот наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Но творческий человек не таков, он из другого теста. Он будет краснеть и пучиться придавленный тяжестью чужого каблука, но слова из себя не выдавит....
(Юзефович Л. А. Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии 1922 — 1923. Документальный роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 430 с., ил. — (Исторические биографии)

Незадолго до самоубийства Вирджиния Вульф записала в дневнике, что и хорошо изложенная биография — тоже достойное дело....