Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
ПоЛитПром:: - НостальжиНостальжиАвтор: Андрей Плыгач А слышали ли вы, милостивые граждане, что Сталин продаётся? О да, не далее как вчерась захожу в извечных раздумьях о судьбах России в книжный магазин, прямиком в отдел, посвящённый истории нашей многострадальной Родины и — чтоб вы думали? — вижу на полочке серые томики с профилем вождя над простым и скромным названием «И.В.Сталин. Труды.»Ну, то что товарищ Джугашвили трудился много, ночами не спал и посвящал даже свободное время вопросам языкознания, это и у самых отъявленных его противников особых сомнений не вызывает. А то что продаётся — так у нас всё продаётся. Стоит мальчик у метро, курит чой-то интересное, розовая чёлочка левый глазик прикрывает, а с моднявой футболочки смотрит не кто иной как кумир нынешних либералов и пубертатных студентиков — великий и ужасный Че. Подозреваю, что храбрый команданте Эрнесто Гевара де ла Серна, погибший в целях торжества латинского коммунизма в лесах Боливии, явно не ожидал такой хитрожопой провокации. А дело вот в чём. Стало нонче очень модно ностальгировать. И если несколько лет назад на страну обрушились сотни мемуаров всяких недобитых белогвардейцев вкупе с псевдоисторическими исследованиями разношёрстных Резунов-Суворовых, да и я сам в школьные годы чудесные изучал наши экономические показатели в сравнении с состоянием дел до 1913 года, ужасаясь тому, какую чудесную и богатейшую страну, как мне тогда казалось, развалили зловредные Ленин и Со, то теперь уже многие плачутся, перефразируя наименование небезызвестного документального фильма, об «СССР, который мы потеряли». Вступать в споры по данному поводу или же, наоборот, поддерживать подобные тезисы я не могу по причине своей сопливости. Не повезло ( или же, наоборот, — повезло, уж не знаю ), не довелось мне родиться в стране развитого социализма. Тем не менее, некоторые свои суждения, не претендуя на особую научность, а скорее опираясь на здравый смысл, постараюсь изложить в простой и доступной форме. Во первых, почитав несколько книженций по истории религии и культуры народов мира, я пришёл к выводу, что в коллективной памяти любого этноса существуют мифы о так.наз. «золотом веке». По всем статьям, у нас сейчас кали-юга, железный век и вообще трындец всему живому ( Чернобыль, Саяно-Шушенская ГЭС с последующими эсхатологическими настроениями ). Удивительно только, что точно такое же мироощущение наблюдалось и у народов, живших задолго до нашей постиндустриальной цивилизации со всеми её прелестями. И на глияных табличках и на папирусах можно прочитать, что уровень морали невероятно низок, правители не могут совладать с собственной алчностью, молодёжь не уважает старших и, по всему видать, близится Конец света. Тут можно сделать лишь два вывода: либо люди — вообще абсолютно безнадёжные существа, неспособные приблизиться к идеальному общественному устройству, либо — отчаянные пессимисты. Я, пережив «страшный» 2012-й год, больше склонен ко второму варианту, и несколько тысячелетий мировой истории, в которые, вопреки Носовскому и Фоменко, традиционно склонен верить, подтверждают мою точку зрения. Второй резонный вопрос, которым задаюсь, вероятно, не я один: если при царе или при «комуняках» была такая распрекрасная жизнь, то чего, собственно, людям-то не жилось? И если период, относящийся к Февральской и Октябрьской революциям, более-менее разложен по полочкам, то по второй части вопроса предлагаются опять же два варианта: либо заговор кучки государственных изменников ( Горбачёв, Яковлев, Шеварнадзе, Ельцин, Гайдар и многие другие, кому не успели открыть памятников и мемориальных табличек ), которых даже поздно судить согласно Уголовному законодательству, либо, по простому говоря, судьба у нас такая — по миру ходить да инноваций на хлебушек просить. Возможно более элегантное решение — подобно Льву Николаевичу Гумилёву взять из головы какой-нибудь «пассионарный толчок» и спокойно возложить на него ответственность за разрушение двух империй. А то что Михаил Сергеевич на Чингисхана мало тянет — дело десятое. Во всяком случае, что-то было неладно в Датском королевстве, а в чём оно заключалось и когда началось — тема для более компетентных специалистов. В третьих, стоит вглядеться в фигуры ностальгирующих. Предлагаю несколько типажей: - Пенсионеры. Видит бог, в период приватизации и шоковой терапии обошлись с ними не очень хорошо. Государственную систему пенсионных выплат угробили, сейчас вроде где-то что-то с грехом пополам наладили, но наиболее буйные старики до сих пор в обиде. Да и то, видать, не шибко-то улучшили, раз они вместо того, чтобы с внуками нянчиться, идут в охранники да уборщицы. И честно будет сказать, что ещё они скучают, конечно, по своей молодости. Когда вокруг всё чужое, косточки побаливают, детки навещают редко, а «племя младое и незнакомое» реагирует на твоё, такое понятное, брюзжание весьма грубовато — мир отнюдь не видится в розовом свете. Вот и занимают себя, кто чем может — кто по митингам с красным флагом шляется, а кто в церковь ходит и за Единую Россию голосует с её преподобными милоновыми да мизулинами. - Рабочий класс. С этими тоже, более-менее, всё понятно. Государство, осуществлявшее хотя бы на словах ( на уровне идеологии ) «дело мирового пролетариата» и склонное к так.наз. «грубой уравниловке» кануло в небытие, а рядового труженика спросить забыли. Завод закрыли, страну разворовали, а ты, чтоб семью прокормить, пашешь денно, нощно и сверхурочно, всячески заискивая перед чужим дядей. Не нравится — ищи другую работу, суровый мир рыночных отношений, дружок, а ты как хотел? Безработица, рост цен, плачевное состояние ЖКХ, алкоголизм как следствие повсеместной апатии — всё это проблемы, о которых кричат лет дцать и ещё будут столько же. Тем не менее, я бы не сказал, что обыватель больно рыдает по безвозвратно ушедшему Советскому Союзу. По большей части ему некогда — крутится, вертится, старается выжить. Кто-то, конечно, оказался на социальном дне, а кто-то привык, нашёл в себе силы переквалифицироваться и вписаться в «дивный новый мир» каким-нибудь менеджером среднего звена, в перспективе надеясь замутить малый бизнес и достичь материального благополучия «среднего класса». За примерами далеко ходить не надо — на днях поставил перед родным отцом, токарем-станочником, мастером какого-то там разряда, очень просто сформулированный вопрос: где лучше жилось, в СССР или у нас? Получил в ответ хороший урок политической экономии: — Ну, при советской власти зарабатывал много, а тратить не на что было, сейчас покупай всё, что хочешь — а денюжки дешевеют. Ну, sapienti sat, как говорится. - Интеллигенция. Существует часть интеллигенции, которая активно поддерживала реформы. Те 42 деятеля культуры, что подписались под расстрелом Белого Дома или те младшие научные сотрудники, что за бесценок скупали государственные предприятия в период ваучеризации, достаточно оплёваны печатно и непечатно. Это — фигуры публичные, и с ними всё ясно. Но существуют миллионы других образованных людей, оставшихся в небезызвестные времена не у дел, как то: учителя, врачи, инженеры и т.д. Кто-то пристроился, адаптировался, приноровился, кто-то нет, тут как у всех. Вы знаете таких: это люди с культом книги, они ходят в походы, поют у костров песни Визбора и Окуджавы и уверовали в Бога по прочтении Бердяева. Насколько я могу судить, в большинстве своём у них — идеалы шестидесятников, и пекутся они не столько о советском строе, сколько об упадке нравственности, образования и вообще культуры. Мол, в наше-то время… Конечно же, в их времена возлюбленным читали наизусть Бродского и рядом пели соловьи, но детей, живущих в атмосфере нравственного максимализма, немножко жаль. Думаю, именно в такой, способствующей скрытым и явным неврозам среде, растут закомплексованные «ботанички», которые до последнего класса ходят в белых водолазках с высоким воротом и чёрных юбочках ниже колен, а на выпускном в хламину напиваются и подвергаются дефлорации в тёмном углу актового (!) зала. И если уж считать, что часть интеллигенции, в общем, поддерживала в своё время Сахарова и Со, то значит — за что боролись... - Молодёжь. Сейчас принято ругать молодых людей, мол, им ничего не надо и вообще они какие-то распущенные пошли. В известной мере, это — преувеличение. Просто с них мало требуют. Грубо говоря, молодёжь когда-то кинули. Если раньше присутствовали какие-то формы социальной организации, октябрята, пионерия, комсомол, то сейчас всё отдано на откуп каким-то энтузиастам, которые за счёт собственных усилий и времени создают всякие кружки и секции. Думается, что именно там, в каморках и подвалах, на занятиях, посвящённых вопросам патриотического воспитания, подростки, которые социально невостребованы и своими глазами видят реалии современного жизнеустройства, проникаются образами романтического прошлого, где Гайдар командовал полком, Космодемьянская вошла в пантеон народных мучеников и далее в том же духе. Доходит вплоть до того, что они увлекаются совсем уж дремучими в своей идиллии временами допетровской «Московской Руси» или же дохристианских языческих племён. Судить их за это — глупо, хотя бывает. Во всяком случае, с молодёжью как активной социальной силой считаются ныне мало. Со всем уважением к революционным идеалам юных нацболов или других баламутов, это скорее — разновидность девиантного поведения. Совсем не случайно уголовников когда-то называли «социально близкими» большевики. Тем не менее, власть, не берущая хотя бы частично на вооружение лозунг «Вся власть — молодым!» явно игнорирует ценный опыт «тоталитарных» режимов прошлого. Итак, я кратко описал четыре слоя населения, которые отчасти испытывают ностальгию по советскому прошлому. Явление это неоднородное, т.е. два человека одного возраста и социального положения могут питать различные чувства к периодам, например, «застоя» или «оттепели» или вообще быть равнодушными к подобным вопросам. Тех, кто поддаётся этой страсти, объединяет, в общем говоря, одно: романтизация дней минувших под влиянием неблагоприятных условий дней нынешних. Ещё проще: гордятся прошлым, потому что в настоящем гордиться нечем. И по этому пункту я со всеми окончательно расхожусь. Дело в том, что семидесятилетний период нашей истории становится объектом бессовестных манипуляций, будь то переиздание трудов Иосифа Виссарионовича, которые вряд ли можно счесть актуальными, или же инаугурация Владимира Владимировича Путина, который, якобы, реанимировал некие черты советского общественного строя. Объявили, что развал Советского Союза был «геополитической катастрофой» и похоронили заживо. Но, господа, это же не империя инков рухнула, каких-то двадцать с лишним лет прошло. И что-то не слышно, чтобы во всеуслышание обсуждали реальные, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ проблемы, которые я считаю наиболее насущными, как то: обветшалое и аварийное состояние жилищно-коммунального фонда, доставшегося в наследство власти, которая хотя бы формально считается наследницей советского строя; изношенность теплотрасс, т.е. системы теплоснабжения населения, одной из основ жизнедеятельности людских ресурсов; каким образом с разговорами о «модернизации» и инновационном пути развития" может сочетаться превращение крупных предприятий электроэнергетики, типа Саяно-Шушенской ГЭС, в коммерческие структуры, неспособные к эффективному управлению сложнейшими технологическими системами, что напрямую сказывается на росте тарифов за энергоснабжение; отсутствие рабочих мест в регионах при полном безразличии властьимущих к вопросам выравнивания благосостояния регионов; упадок сельского хозяйства, где вместо использования тракторов и доильных аппаратов оставшиеся старички да старушки сами впрягаются в плуг, и т.д. и т.п. Можно сколько угодно спорить о том, рабским ли трудом или единой волей могучего и творческого народа строились целые города, гигантские гидро- и атомные электростанции, крупные сельскохозяйственные, государственные и кооперативные предприятия ( колхозы и совхозы ), но эти вопросы, пусть они и важны, имеют символическое значение. А вот вопрос сохранения того, что осталось, является животрепещущим. Кажется, все об этом забыли. Образно говоря, столпились перед горящим домом и, вместо того чтобы спасать оставшиеся вещи или тушить пожар, разглагольствуют о том, как хорошо/плохо было до пожара. Целыми днями в средствах массовой информации мусолят вопросы о том, какой бяка-бука был Сталин ( ну, или «Имя России», какая разница? ) или обсуждают штрафы за курение и тонировку. А то, что ты живёшь в разваливающемся доме, который может бахнуть в любую минуту безо всяких происков террористов — твои проблемы. То, что ты рискуешь замёрзнуть в собственной квартире — твои трудности. Самолёты падают по расписанию — уволим кого надо, пожонглируем перестановками. Корпоративный дух, ещё царящий в богатых метрополиях вроде Москвы явно не касается государства, которое уже готово раздаривать Курильские острова. Отгородились внутренними войсками и полицейскими кордонами от маршей бедноты, молодцы. Так людской фактор или системный кризис? Когда-нибудь народ, очнувшись от своих сентиментальных воспоминаний, найдёт правильный и кровавый ответ. Я очень понимаю людей, которые живут прошлым. Так легче уйти от реальных, насущных, настоящих проблем. Как Александр Андреевич Проханов, расписывать достопамятные времена четырёх империй, и искушать, непонятно на чём основываясь, построением пятой. Я вижу совершенно иное будущее, и оно таково — общество победившего социал-дарвинизма. И не в мягкой его, кропоткинской форме социальной взаимопомощи, а в самой звериной сути, сформулированной Гоббсом как «война всех против всех»: колоний против метрополий, города против деревни, периферии против центра, «новых русских» против «замшелых совков», богатых против бедных, охлоса против демоса и т.д. Вот уж действительно, возвращение в естественное состояние. Привет, ностальгия! 17 ноября 2013 года Теги:
-2 Комментарии
#0 20:04 18-11-2013Седнев
А что ты сказать то хотел? наверно, автор хотел сказать, что ностальгия - это побег от реальности, беспонтовая резиньяция. ностальгирующая молодёжь - нонсенс, конечно, но чего не бывает да хватит уже кирпичами кидаться в сталина. рази острыми стрелами современных пидорков. Хорошо пишет, стервец! Поступательно движется только время, т.е. наматывает столетия. Общество - в "темпе вальса": вперед, в сторону, на месте и назад, в сторону, на месте. А главное по кругу, по кругу. Так что все нормально. Теперь все уже давно поняли, что в 90х лопухнулись, т.е. сделали реверс. Но признать это - не популярная мера, чисто политически. Нужен какой-то маскирующий повод, отвлекающий момент и лидер, чтобы наверстать упущенное и сделать шаг вперед. Тем более, это вписывается в историческую концепцию. Автор явно не сдал ещё партбилет, вручённый ему в 1965 году, и держит его на сердце, как пропеллер пламенных воспоминаний. Еше свежачок На её лице осколки солнца, на стекляшке глаза тает лёд; нет, она не плачет, не смеётся, на доске лежит и не встаёт. На груди отверстия копейка, на плече оборванный рукав, и молчит в животике жалейка, и висит на ниточке рука.... Народушко Незнамо чо – хтонь да хмарь серая. Вот ведь бывает же такое: любил некий одинокий Повелитель свой Народ исконный – слов нет описать любовь такую беззаветную.... Заказал машину. Шеф сказал, что будет сразу два водителя. Нужно машину после ремонта послушать. А один другому не доверяет. В машине был консилиум: как уже сказано ранее, слушали служебный автомобиль. В три пары ушей. Хотя, я, конечно, не в счёт.... Никакие мы не ордынцы,
мы - обычные украинцы. Наши души отнюдь не из олова - просто нам заморочили головы. Мы пошли за безбашенным комиком вопреки исторической логике, и попал наш несчастный народ в политический водоворот. Мы же русские, только куцые!... |