Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Критика критика Дмитрия Быкова

Критика критика Дмитрия Быкова

Автор: Алексей Чурбанов
   [ принято к публикации 20:30  06-12-2013 | Гудвин | Просмотров: 1893]
Дмитрия Быкова трудно не заметить: колоритная внешность, живая речь, яркий медийный образ, всё чаще – на обложках.

Его интересно и комфортно читать: литературный язык – да!, логика изложения – да!, актуальность – да!. И ещё редкая широта мысли при замечательной сбалансированности суждений.

И все-таки он ускользает от прямой оценки. Как большая рыбина ценной породы, которую с ощущением подарка судьбы вынимаешь из сети. Её хочется подержать в руках, чтобы почувствовать сопротивление природного материала, но каждый раз она легким неуловимым движением выскальзывает из рук и снова уходит в глубину.

Что удивляет и восхищает в Быкове?

Широта охвата. По свободе владения материалом, способности держать в уме и сводить воедино великую массу разнообразной информации, фактов, мыслей, ссылок и оценок ему нет равных в современной критике.

Плодовитость. Тридцать томов прозы – целая полка в «Буквоеде» - это не фунт изюма. Да какая проза: критика, художественная литература, биографическая… А ещё ведь есть и стихи…. Поразительная работоспособность!

Оборотной стороной столь замечательного таланта неизбежно является определенная поверхностность суждений, мелкотемье и орнаментарность изложения. Я это называю эффектом Варгафтика. Есть такой музыкальный критик, блиставший в свое время в передаче «Оркестровая яма» на телевизионном канале «Культура». Эффект заключается в том, что речь или текст воспринимается слушателем (читателем) как бесконечный орнамент со сложным витиеватым рисунком, полным аллюзий и отсылок к различным сторонам нашей истории и жизни.

Просматривая ленту орнамента, восхищаешься подбором рисунков, линий, фигур, неожиданными ракурсами знакомых вещей, но при этом остановиться можно в любом месте, и с любого места начать. Такой орнамент можно сравнить с «лентой друзей» в ЖЖ. Или с телевизионным сериалом. Или с системой пищеварения. Продукт производится для немедленного потребления и утилизации. Он не предназначен для накопления в организме. Значит, его нужно производить и потреблять непрерывно. Эдакая форма двустороннего рабства.

«Раб» Быков (на языке так и вертится знакомое слово «галеры») не дает нам-«рабам» расслабиться, выпуская одну публикацию за другой. И, что важно, его критическая продукция в массе своей высокого качества. Дмитрий Быков – хороший критик здесь и сейчас. Оценивая и комментируя содержание, он благоговеет перед формой, что особенно ценно для меня. Его главное заклинание в критических статьях: родите новый язык, дайте новую форму! Тогда вы – гений. О содержании же можете не беспокоиться. Простые скромные таланты потом наполнят вашу новую форму необходимым содержанием. Он прав и не прав. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов были, конечно, новаторами в языке, в форме и в средствах выражения, но они точно знали важнейшую особенность и условие выживания организма прозы - неразрывность формы и содержания. Если в поэзии «дыр-бул-щир» - замечательно, в живописи «черный квадрат» - интересно, то в прозе чистое формотворчество убийственно.

Своим учителем Быков называет Корнея Ивановича Чуковского – мастера глубокое содержание представить в обёртке замечательной «шоколадной» формы. Однако очевидно, что критические труды К. Чуковского, равно как и его литературные портреты, а также дневники, - это совершенно другой уровень проникновения в жизнь, не доступный пока не только Дмитрию Быкову, но и никому из его коллег по критическому перу.

Взяв на вооружение любимый приём Быкова, проиллюстрируем этот тезис сравнением творчества двух великих русских художников Исаака Левитана и Ивана Шишкина.

Левитан в своих пейзажах простую русскую природу смог наделить глубинным смыслом, придать ей черты индивидуальности каждого, стоящего перед холстом, и в то же время наполнить ощущением сопричастности, чувством общей судьбы и общей вины – этаким библейским драматизмом. Перед картинами Левитана я един со всеми. Редкое и очень благотворное чувство.

Шишкин же - это счастье узнавания. Сосны как у нас в Рождествено! Русское поле - эх, Россия-матушка!

Будь художник Шишкин писателем, Дмитрий Быков отнес бы его к «беллетристам», каковым он считает, скажем, Алексея Николаевича Толстого. Но на самом деле истинным, чистым беллетристом является он сам. Он - созерцатель и одновременно «бытописатель» с записанной книжкой, для которого жизнь – это бесконечная творческая экспедиция. Он с одной стороны стремится к объективности и рассудительному толкованию, а с другой не может удержаться, чтобы не вставить слово в любой разговор, заботясь лишь о том, чтобы его слово было первым и последнем одновременно. Он неравнодущен и даже пристрастен, но его неравнодушие и пристрастность нивелируется и смягчается пониманием происходящего, знанием (или, скорее, ощущением) глубинных движений и скрытых пружин событий и поступков.

Кажется, он понимает всё: отношения Пастернака с властью и власти с Пастернаком, отношения Ленина с Горьким, Владимира Путина с приближенными и с охлосом, Захара Прилепила с призраком Иосифа Сталина, Ксении Собчак с непримиримой оппозицией, всех со всеми. А когда понимаешь жизнь во всей её сложности, как броситься на амбразуру и зачем?

Действительность тревожит его, не дает спокойно спать, царапает, заставляет смеяться, злиться и даже плакать. Но она не ранит его. Он всегда в окопе, а потому не падает оземь, не кричит «сестра-сестра», не скрежещет зубами и не рвет чеку последней гранаты.

В этом разница между ним и его любимыми героями. Корней Чуковский, Борис Пастернак, Максим Горький, Булат Окуджава - да все гении и крупные таланты - раненые люди, истекают кровью и кровью пишут свои лучшие произведения. Только раненый – любовью ли, врагом на поле боя, истеблишментом или трамвайным быдлом – способен написать или сказать то, что останется в памяти людей. Раненый, а не оцарапанный. В этом разница.

Что запоминается у Быкова? Вот популярнейший совсем недавно сатирический цикл «Гражданин поэт». Сколько смеха, рукоплесканий. А что осталось? У меня только прикол про «великого пу». Да и то вспоминается не стих, а лицо артиста, произносящего это «пу».

«Пу» ещё у власти, а сатира на него уже забыта. Тема отыграна. Переходим к следующей, их много. Вот названия некоторых стихотворений из нового быковского цикла «Человек хороший» за последний месяц: «Про метеорит», «Про пехтинг», «О беспорядках в Болгарии», «О визите Путина в Еврейский музей и центр», «Вся Россия приветствует брак». Это не трехстрочные «эпиграммы» или шутки по случаю, а полновесные вирши. Последняя посвящена свадьбе Ксении Собчак и заканчивается следующим четверостишием:

Ради права, закона и благ
На борьбу никого не поднимешь.
Свадьба лучше. Поздравим Собчак
С возвращением в правильный имидж.

Застольная здравница для своих, где важнее быстро, чем хорошо? Нет. Этот «шедевр» и другие вирши цикла скоро выйдут отдельной (и, как обычно, дорого оформленной) книгой.

Думает ли Дмитрий Быков о том, «что останется после него»? Волнуют ли его лавры Салтыкова-Щедрина и Зощенко? Наверное. Во всяком случае, то, что происходит сейчас в его творчестве сродни болезни. Этакий литературный паркинсон, когда, чтобы устоять на ногах, нужно идти, потому что любая остановка означает неминуемое падение.

Возможно ли в такой ситуации, говоря словами поэта Александра Аронова, «остановиться, оглянуться»? Излечимо ли это? Применительно к Быкову, думаю, да. За счёт перехода на новый уровень «матёрости», пусть в ущерб плодовитости, или получения глубокой раны. Первое, безусловно, предпочтительнее, но второе более плодотворно.

У меня есть любимый сетевой прозаик Алексей Недлинский, произведения которого можно почитать на «прозе ру», так вот он в течение нескольких лет вел литературный дневник, а потом прекратил. На мой вопрос, почему, ответил так: «с годами насущная потребность высказывания всё более замещается привычными упражненьями в словесной ловкости, откуда уже совсем рукой подать до литераторского самолюбования».

Недлинский ввёл в оборот неологизм «логобесие», и этот диагноз можно смело ставить Дмитрию Быкову. Да и многим из нас, пишущих.


Теги:





0


Комментарии

#0 20:55  06-12-2013дважды Гумберт    
понял, что у быкова недлинский. не знаю, откуда у автора этого эссе такое инфо. может быть, они вместе ходят в баню
#1 21:06  06-12-2013дважды Гумберт    
Быков - очень хороший учитель литературы. для всех, независимо от возраста. а это уже само по себе не мало. побольше бы таких людей. добрых, в смысле
#2 01:04  07-12-2013Зазер Ю    
Быков гений, и этим всё сказано
#3 01:43  07-12-2013дважды Гумберт    
ну, не то чтобы гений. он, скорее, аккумулятор неких традиций, передаточное звено. трикстер под напряжением
#4 14:51  07-12-2013Гриша Рубероид    
че то как-то вообще пофик чё там с этим Быковым. тот еще перец. я тут в какой-то передаче сюжетец смотрел как его наняли пропиарить несуществующего кандидата. и приехал ведь и пропиарил. со стехаме все дела.

автор а что ты в профайле о себе пишешь в седьмом лице и как про Льва Толстого.
#5 16:15  07-12-2013Стерто Имя    
незнаю...

нелюблю я таких Великих Российских прозаеков эканамистов... и разветчеков водном лице..

потомушто кажется, что живу в патагонии и поэтому ничево не слышал о чурбановах Великих....

нашел што одну книжку напесал он... Роман за 70р.. больше не встретил.. расказеки только сякие ..



#6 23:14  07-12-2013Константин Соколов    
быков это лишний раз доказательство того,что надо иметь чугунную жопу и адскую работоспособность - в принципе и есть некий "талант".Пацан шел к цели(Цэ) и этим все сказано.Тут нет случайности и каких-то "поцелуев бога".он робот,у которого все просчитано.Правильно тут сказали:хороший учитель,пропагандист.Не более.

Что касается виршизма его:про него хорошо писал Горчев - умение быстро подобрать рифму.как в шахматах вычислить,просчитать ходы.Скорость реакции или как там у паетоф называется,не знаю.

все глубоко Рационально,несмотря на то что вроде бы паэзия - сфера отнюдь не разума,да?

он чем-то напоминает соловьева этого ведусчего:работяга,семья большая(как у гаишника)и всех же кормить надо.Работает в поте лица и проч.

но это,увы,не та литература и не тот учитель - для меня лично.

для кого-то?

да ради бога.Просчитывайте.
#7 00:35  08-12-2013Безенчук и сыновья    
зачем автор разбирает здесь Быкова на молекулы? написал бы лучше про своего любимого прозаика с прозыру Недлинского. лично мне было бы интереснее.
#8 00:46  08-12-2013Константин Соколов    
#7 Безенчук и сыновья

логично,но же на то и Автор - чо хочет,то и разбирает
#9 00:51  08-12-2013Безенчук и сыновья    
#8 Константин Соколов



это-то и странно. мне показалось, что Быкова автор недолюбливает, а Недлинского называет любимым сетевым прозаиком. но пишет почему-то про Быкова.
#10 01:54  08-12-2013Константин Соколов    
Недлинский дрочит на эсэсээр лет 15 или 20 наверное.

жалкое подобие Ромы Сенчина,но хуже гораздо.

пишет о прожитом - поселения,воспоминания и теде.Для этого тоже мужество надо,конечно.Вот,мол,было дело,чуваки.щас расскажу.И начинается...изложение.Все это уже высрано давно.Скукотища.Уж лучше тех же Елтышевых Сенчина почитать - реально попытка поиска культкода времени предпринята,имхо.Деревенский реальный треш и угар.

а Недлинский что?ну вот жил я там-то и там,посоны.ну вот служил я там и там.ну посодили меня.и щас я вам расскажу про свою жысть.ну ка плесни бля(выпивает)значица так

ну и пошло-поехало.

ну это находит своих читателей.кому ведь что нравица гггг
#11 02:05  08-12-2013Безенчук и сыновья    
#10



ну, если это на самом деле так и есть, тогда кому может быть интересно мнение любителя столь невзрачных персонажей о ком-либо, пусть даже и о Быкове?

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Почему ты ещё не вымер, дорогой читатель? Потому что ты приспособился. Ты нашёл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. Своим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Надеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
А это правда? Что именно? Ну, то что вы сказали? Да, самая настоящая правда. Странно. Почему? Потому что я вижу всё по-другому. Как же? Это внутренний мир маленького мальчика, а всё остальное сортирные надписи. И события и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [Критика]
(Алешковский П. М. Крепость: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 с. — 592 с. — (Новая русская классика)

Если поверить, что это и есть «новая русская классика», то какая-то она неклассичная, эта классика. Не значит, что не цепляет....
Творческие люди жутко блядь чувствительные. Вот наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Но творческий человек не таков, он из другого теста. Он будет краснеть и пучиться придавленный тяжестью чужого каблука, но слова из себя не выдавит....
(Юзефович Л. А. Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии 1922 — 1923. Документальный роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 430 с., ил. — (Исторические биографии)

Незадолго до самоубийства Вирджиния Вульф записала в дневнике, что и хорошо изложенная биография — тоже достойное дело....