Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Критика критика Дмитрия Быкова

Критика критика Дмитрия Быкова

Автор: Алексей Чурбанов
   [ принято к публикации 20:30  06-12-2013 | Гудвин | Просмотров: 1443]
Дмитрия Быкова трудно не заметить: колоритная внешность, живая речь, яркий медийный образ, всё чаще – на обложках.

Его интересно и комфортно читать: литературный язык – да!, логика изложения – да!, актуальность – да!. И ещё редкая широта мысли при замечательной сбалансированности суждений.

И все-таки он ускользает от прямой оценки. Как большая рыбина ценной породы, которую с ощущением подарка судьбы вынимаешь из сети. Её хочется подержать в руках, чтобы почувствовать сопротивление природного материала, но каждый раз она легким неуловимым движением выскальзывает из рук и снова уходит в глубину.

Что удивляет и восхищает в Быкове?

Широта охвата. По свободе владения материалом, способности держать в уме и сводить воедино великую массу разнообразной информации, фактов, мыслей, ссылок и оценок ему нет равных в современной критике.

Плодовитость. Тридцать томов прозы – целая полка в «Буквоеде» - это не фунт изюма. Да какая проза: критика, художественная литература, биографическая… А ещё ведь есть и стихи…. Поразительная работоспособность!

Оборотной стороной столь замечательного таланта неизбежно является определенная поверхностность суждений, мелкотемье и орнаментарность изложения. Я это называю эффектом Варгафтика. Есть такой музыкальный критик, блиставший в свое время в передаче «Оркестровая яма» на телевизионном канале «Культура». Эффект заключается в том, что речь или текст воспринимается слушателем (читателем) как бесконечный орнамент со сложным витиеватым рисунком, полным аллюзий и отсылок к различным сторонам нашей истории и жизни.

Просматривая ленту орнамента, восхищаешься подбором рисунков, линий, фигур, неожиданными ракурсами знакомых вещей, но при этом остановиться можно в любом месте, и с любого места начать. Такой орнамент можно сравнить с «лентой друзей» в ЖЖ. Или с телевизионным сериалом. Или с системой пищеварения. Продукт производится для немедленного потребления и утилизации. Он не предназначен для накопления в организме. Значит, его нужно производить и потреблять непрерывно. Эдакая форма двустороннего рабства.

«Раб» Быков (на языке так и вертится знакомое слово «галеры») не дает нам-«рабам» расслабиться, выпуская одну публикацию за другой. И, что важно, его критическая продукция в массе своей высокого качества. Дмитрий Быков – хороший критик здесь и сейчас. Оценивая и комментируя содержание, он благоговеет перед формой, что особенно ценно для меня. Его главное заклинание в критических статьях: родите новый язык, дайте новую форму! Тогда вы – гений. О содержании же можете не беспокоиться. Простые скромные таланты потом наполнят вашу новую форму необходимым содержанием. Он прав и не прав. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов были, конечно, новаторами в языке, в форме и в средствах выражения, но они точно знали важнейшую особенность и условие выживания организма прозы - неразрывность формы и содержания. Если в поэзии «дыр-бул-щир» - замечательно, в живописи «черный квадрат» - интересно, то в прозе чистое формотворчество убийственно.

Своим учителем Быков называет Корнея Ивановича Чуковского – мастера глубокое содержание представить в обёртке замечательной «шоколадной» формы. Однако очевидно, что критические труды К. Чуковского, равно как и его литературные портреты, а также дневники, - это совершенно другой уровень проникновения в жизнь, не доступный пока не только Дмитрию Быкову, но и никому из его коллег по критическому перу.

Взяв на вооружение любимый приём Быкова, проиллюстрируем этот тезис сравнением творчества двух великих русских художников Исаака Левитана и Ивана Шишкина.

Левитан в своих пейзажах простую русскую природу смог наделить глубинным смыслом, придать ей черты индивидуальности каждого, стоящего перед холстом, и в то же время наполнить ощущением сопричастности, чувством общей судьбы и общей вины – этаким библейским драматизмом. Перед картинами Левитана я един со всеми. Редкое и очень благотворное чувство.

Шишкин же - это счастье узнавания. Сосны как у нас в Рождествено! Русское поле - эх, Россия-матушка!

Будь художник Шишкин писателем, Дмитрий Быков отнес бы его к «беллетристам», каковым он считает, скажем, Алексея Николаевича Толстого. Но на самом деле истинным, чистым беллетристом является он сам. Он - созерцатель и одновременно «бытописатель» с записанной книжкой, для которого жизнь – это бесконечная творческая экспедиция. Он с одной стороны стремится к объективности и рассудительному толкованию, а с другой не может удержаться, чтобы не вставить слово в любой разговор, заботясь лишь о том, чтобы его слово было первым и последнем одновременно. Он неравнодущен и даже пристрастен, но его неравнодушие и пристрастность нивелируется и смягчается пониманием происходящего, знанием (или, скорее, ощущением) глубинных движений и скрытых пружин событий и поступков.

Кажется, он понимает всё: отношения Пастернака с властью и власти с Пастернаком, отношения Ленина с Горьким, Владимира Путина с приближенными и с охлосом, Захара Прилепила с призраком Иосифа Сталина, Ксении Собчак с непримиримой оппозицией, всех со всеми. А когда понимаешь жизнь во всей её сложности, как броситься на амбразуру и зачем?

Действительность тревожит его, не дает спокойно спать, царапает, заставляет смеяться, злиться и даже плакать. Но она не ранит его. Он всегда в окопе, а потому не падает оземь, не кричит «сестра-сестра», не скрежещет зубами и не рвет чеку последней гранаты.

В этом разница между ним и его любимыми героями. Корней Чуковский, Борис Пастернак, Максим Горький, Булат Окуджава - да все гении и крупные таланты - раненые люди, истекают кровью и кровью пишут свои лучшие произведения. Только раненый – любовью ли, врагом на поле боя, истеблишментом или трамвайным быдлом – способен написать или сказать то, что останется в памяти людей. Раненый, а не оцарапанный. В этом разница.

Что запоминается у Быкова? Вот популярнейший совсем недавно сатирический цикл «Гражданин поэт». Сколько смеха, рукоплесканий. А что осталось? У меня только прикол про «великого пу». Да и то вспоминается не стих, а лицо артиста, произносящего это «пу».

«Пу» ещё у власти, а сатира на него уже забыта. Тема отыграна. Переходим к следующей, их много. Вот названия некоторых стихотворений из нового быковского цикла «Человек хороший» за последний месяц: «Про метеорит», «Про пехтинг», «О беспорядках в Болгарии», «О визите Путина в Еврейский музей и центр», «Вся Россия приветствует брак». Это не трехстрочные «эпиграммы» или шутки по случаю, а полновесные вирши. Последняя посвящена свадьбе Ксении Собчак и заканчивается следующим четверостишием:

Ради права, закона и благ
На борьбу никого не поднимешь.
Свадьба лучше. Поздравим Собчак
С возвращением в правильный имидж.

Застольная здравница для своих, где важнее быстро, чем хорошо? Нет. Этот «шедевр» и другие вирши цикла скоро выйдут отдельной (и, как обычно, дорого оформленной) книгой.

Думает ли Дмитрий Быков о том, «что останется после него»? Волнуют ли его лавры Салтыкова-Щедрина и Зощенко? Наверное. Во всяком случае, то, что происходит сейчас в его творчестве сродни болезни. Этакий литературный паркинсон, когда, чтобы устоять на ногах, нужно идти, потому что любая остановка означает неминуемое падение.

Возможно ли в такой ситуации, говоря словами поэта Александра Аронова, «остановиться, оглянуться»? Излечимо ли это? Применительно к Быкову, думаю, да. За счёт перехода на новый уровень «матёрости», пусть в ущерб плодовитости, или получения глубокой раны. Первое, безусловно, предпочтительнее, но второе более плодотворно.

У меня есть любимый сетевой прозаик Алексей Недлинский, произведения которого можно почитать на «прозе ру», так вот он в течение нескольких лет вел литературный дневник, а потом прекратил. На мой вопрос, почему, ответил так: «с годами насущная потребность высказывания всё более замещается привычными упражненьями в словесной ловкости, откуда уже совсем рукой подать до литераторского самолюбования».

Недлинский ввёл в оборот неологизм «логобесие», и этот диагноз можно смело ставить Дмитрию Быкову. Да и многим из нас, пишущих.


Теги:





0


Комментарии

#0 20:55  06-12-2013дважды Гумберт    
понял, что у быкова недлинский. не знаю, откуда у автора этого эссе такое инфо. может быть, они вместе ходят в баню
#1 21:06  06-12-2013дважды Гумберт    
Быков - очень хороший учитель литературы. для всех, независимо от возраста. а это уже само по себе не мало. побольше бы таких людей. добрых, в смысле
#2 01:04  07-12-2013Зазер Ю    
Быков гений, и этим всё сказано
#3 01:43  07-12-2013дважды Гумберт    
ну, не то чтобы гений. он, скорее, аккумулятор неких традиций, передаточное звено. трикстер под напряжением
#4 14:51  07-12-2013Гриша Рубероид    
че то как-то вообще пофик чё там с этим Быковым. тот еще перец. я тут в какой-то передаче сюжетец смотрел как его наняли пропиарить несуществующего кандидата. и приехал ведь и пропиарил. со стехаме все дела.

автор а что ты в профайле о себе пишешь в седьмом лице и как про Льва Толстого.
#5 16:15  07-12-2013Стерто Имя    
незнаю...

нелюблю я таких Великих Российских прозаеков эканамистов... и разветчеков водном лице..

потомушто кажется, что живу в патагонии и поэтому ничево не слышал о чурбановах Великих....

нашел што одну книжку напесал он... Роман за 70р.. больше не встретил.. расказеки только сякие ..



#6 23:14  07-12-2013Константин Соколов    
быков это лишний раз доказательство того,что надо иметь чугунную жопу и адскую работоспособность - в принципе и есть некий "талант".Пацан шел к цели(Цэ) и этим все сказано.Тут нет случайности и каких-то "поцелуев бога".он робот,у которого все просчитано.Правильно тут сказали:хороший учитель,пропагандист.Не более.

Что касается виршизма его:про него хорошо писал Горчев - умение быстро подобрать рифму.как в шахматах вычислить,просчитать ходы.Скорость реакции или как там у паетоф называется,не знаю.

все глубоко Рационально,несмотря на то что вроде бы паэзия - сфера отнюдь не разума,да?

он чем-то напоминает соловьева этого ведусчего:работяга,семья большая(как у гаишника)и всех же кормить надо.Работает в поте лица и проч.

но это,увы,не та литература и не тот учитель - для меня лично.

для кого-то?

да ради бога.Просчитывайте.
#7 00:35  08-12-2013Безенчук и сыновья    
зачем автор разбирает здесь Быкова на молекулы? написал бы лучше про своего любимого прозаика с прозыру Недлинского. лично мне было бы интереснее.
#8 00:46  08-12-2013Константин Соколов    
#7 Безенчук и сыновья

логично,но же на то и Автор - чо хочет,то и разбирает
#9 00:51  08-12-2013Безенчук и сыновья    
#8 Константин Соколов



это-то и странно. мне показалось, что Быкова автор недолюбливает, а Недлинского называет любимым сетевым прозаиком. но пишет почему-то про Быкова.
#10 01:54  08-12-2013Константин Соколов    
Недлинский дрочит на эсэсээр лет 15 или 20 наверное.

жалкое подобие Ромы Сенчина,но хуже гораздо.

пишет о прожитом - поселения,воспоминания и теде.Для этого тоже мужество надо,конечно.Вот,мол,было дело,чуваки.щас расскажу.И начинается...изложение.Все это уже высрано давно.Скукотища.Уж лучше тех же Елтышевых Сенчина почитать - реально попытка поиска культкода времени предпринята,имхо.Деревенский реальный треш и угар.

а Недлинский что?ну вот жил я там-то и там,посоны.ну вот служил я там и там.ну посодили меня.и щас я вам расскажу про свою жысть.ну ка плесни бля(выпивает)значица так

ну и пошло-поехало.

ну это находит своих читателей.кому ведь что нравица гггг
#11 02:05  08-12-2013Безенчук и сыновья    
#10



ну, если это на самом деле так и есть, тогда кому может быть интересно мнение любителя столь невзрачных персонажей о ком-либо, пусть даже и о Быкове?

Комментировать

login
password*

Еше свежачок

(А. В. Иванов. Вилы. — М: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной. 2016. — 574 с. — (Новый Алексей Иванов)

Явившийся читателю аккурат накануне выборов в начале осени увесистый этот том имел все амбиции быть острым, «на злобу дня». Но выборы прошли тише некуда, и «Вилы» впились в бок критики почти критикой не замеченными....
18:21  23-11-2016
: [14] [Критика]
это было или нет
или через много лет
позабыто безвозвратно
сдан билет погашен свет

вёсла сушатся над морем
ласты склеились в углу
тихо капают во мглу
слёзы грёз убитых горем

все слова теперь умолкли
пустота и тишина
и лежат на книжной полке
кучей книжного дерьма

было ли хоть что-то важно
или только сон бумажный
....
12:13  12-11-2016
: [80] [Критика]
Он уходил. Хрипел и пачкал красным
Колючий снег. И пеной на клыках
Встречал рассвет. По ломаному насту.
Он проиграл, но не изведал страх.

Он уходил. И псы к нему боялись
Податься ближе десяти шагов...
---------------------------------------
Вот вы в своих стихах не заебались,
Поэты, блядь, отстреливать волков?...
ПАДАЕТ ПЕРВЫЙ СНЕЖОК. ПОДМОРОЗИЛО...
.
Падает первый снежок.Подморозило.
Листья опали с древес.
Смотрится в светлое зеркало озера
Голый по-зимнему лес.
.
Ветер холодный поет колыбельную
Мокрым кустам ивняка
В сонной долине серебряной лентою
Тонкая вьётся река....
(В. Пелевин, «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» — М.: Издательство «Э», 2016. — 413 с.)

На вопрос «Пелевин или Сорокин?» Дмитрий Быков глухо в ночи ответил категорически: «Пелевин!» Вопрос этот (впрочем, как и ответ), из разряда: «Любовь или морковь?...