¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - Ђ¬илыї ј. »ванова: в бок или побоку?//

Ђ¬илыї ј. »ванова: в бок или побоку?//

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 11:31  28-11-2016 | јнтон „ижов | ѕросмотров: 579]
(ј. ¬. »ванов. ¬илы. Ч ћ: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной. 2016. Ч 574 с. Ч (Ќовый јлексей »ванов)

явившийс€ читателю аккурат накануне выборов в начале осени увесистый этот том имел все амбиции быть острым, Ђна злобу дн€ї. Ќо выборы прошли тише некуда, и Ђ¬илыї впились в бок критики почти критикой не замеченными. ¬ в€лых отзывах на очередной этот эксперимент ј. »ванова в жанре нон-фикшн довольно упорно звучал упрек: че он так много о башкирцах каких-то и прочих матери€х экзотических? ¬иной тому не только лежебокость нашей критики (Ђмы ленивы и нелюбопытныї), но и свойства самой книги.

ј получилась она, ну пр€мо скажем, довольно размазанной. јвтор претендует на твердо проводимую концептуальность, однако периодически забывает об этом, увлека€сь €ркими (и впр€мь впечатл€ющими) метафорами и детал€ми.   тому же и Ђконцепци€ї выгл€дит порой насилующей самое себ€.

Ќу, например, утверждает автор: пугачевский бунт есть месть народа элите за утраченную ею (элитой, т. е. тогда двор€нством) Ђчестиї, то есть, неспособность служить общему благу отечества. «вучит заманчиво-злободневно, да только дл€ наших дней. Ѕесконечные примеры, приводимые самим »вановым из Ђосьмнадцатого столети€ї, говор€т как раз об обратном. ѕолунищие капитаны провинциальных крепостей про€вл€ли изумительное мужество и упорство, верность прис€ге (даже нередко солдаты Ч простые бывшие деревенские мужики), а полководцы царицыны были вполне искусны. » вообще, ЂЅереги честь смолодуї Ч этот эпиграф из Ђ апитанской дочкиї применим к большинству представителей Ђэлитыї или полуэлиты, или недо- но все же элиты (сравнительно), о которых »ванов пишет со смаком большой увлеченности.

Ќе обходит он и собственно тему пушкинского романа. Ћюбознательный Ђширокий читательї узнает, что некий ћихаил Ўванвич Ч не только прототип негод€€ Ўвабрина, но и ѕетруши √ринева, причем судьба и самый характер прототипа куда зан€тнее и сложней обоих литературных героев, вместе вз€тых. ( стати, узнает читатель и о том, что отец Ўванвича был непосредственным убийцей ѕетра III).

“аких вот вкусных деталей и уточнений (смысловых утончений) у »ванова много по книге рассыпано. ѕожалуй, именно они составл€ют главный интерес его произведени€, эссеистичного по духу. „то ж до концепции, то ее звень€ дл€ гуманитари€ вовсе не представл€ют тайны или открыти€, а порой и спорными кажутс€. √лавна€ мысль автора: вс€к боролс€ в месиве пугачевского бунта за свою идентичность (систему ценностей). »дентичностей этих было немало, что и обеспечило в итоге разброд в стане восставших. Ђ ресть€нам нужна власть и собственность, казакам равенство и справедливость, рабочим труд и дело, инородцам вера и традицииї, Ч пишет »ванов. Ђћаркиз ѕугачевї (смущенное выражение ≈катерины в письме к ¬ольтеру) предложил народу общую ценность Ч свободу, и проиграл. ¬ итоге побеждает иде€ империи, в которой ценности по идентичности всегда важнее свободы. »ли, говор€ иначе, иде€ империи и €вл€етс€ главной ценностью, сверхидентичностью пестрейшего в плане вс€ких иных Ђидентичностейї ареала.

—тал-быть, не на ту лошадку ≈мель€н »ваныч поставил, зато јлексей ¬икторыч (автор, если не пон€ли) выгл€дит вполне здесь себе имперцем. ¬прочем, с поучающим перстом он и к трону бестрепетно обращаетс€, аки ƒержавин какой: Ђ—трана превращаетс€ в улус ѕугачева, когда у нее хватает пушек, но не хватает ѕушкиныхї. ‘раза красива€, ноЕ ”часть черкесов, подвергшихс€ геноциду во времена “ургенева и его мечтательных дачниц-барышень, в царствование јлександра ќсвободител€ Ч только хот€ б одна эта подробность из нашей историиЕ

ј впрочем, как можно без идеалов жить?!.. Ћично € Ч не могу, не умею, да и не стану, наверно! ƒј∆≈ » Ќ≈ ѕ–ќ—»“≈! ∆иву вот с ними, и вам того же упорно, сердито советую. » коль скоро книжища »ванова есть контрацептив противу бунташных залетов нынешней публики, то самое “ќ в ней Ч как раз дл€ мен€ про Ђбашкирцевї и прочих Ђкиргиз-кайсацкы€ ордыї. “о есть, про жизнь, быт, нравы и историческую судьбу глубинной –оссии с ее пестрым этнически ѕоволжьем, ”ралом, ѕридоньем, «адоньем,  авказом и другими нашими очаровательными ѕровансами. (—ибирь € не поминаю чисто из личного суевери€).

¬ романе Ђ«олото пармыї »ванов докопалс€ в приуральской тайге аж до обильного сасанидского серебра и следов јттилы. «десь, в Ђ¬илахї, самое Ђвкусноеї, на мой лично вкус Ч да, рассказ о социальных и этнографических особенност€х народов ”рала и ѕоволжь€, которые мы так плохо ведь знаем Ч из чего могут проистечь многие неур€дицы, которые мы, в столицах, сочтем почему-то сюрпризами. »нтересны и геополитические моменты в книге. Ќу, например, кто бы мог подумать (кроме специалистов-историков), что интересы властителей ’ивы и Ѕухары уже в 18 веке активно простирались аж до ”ральских пельменных гор! ¬ общем, много нового и интересного узнает широкий читатель из Ђ¬илї про общее наше отечество.

ј вот реально кому не повезло в книге Ч так это образу самого ѕугачева. ≈го соратники обрисованы €рче, колоритнее вожака. »менно в обрисовке Ђмаркизаї ѕугачева автор обуздывает свою склонность к красочной детали, стара€сь сделать повествование предельно документализированным. ѕушкинский ѕугач Ч личность абсолютно магнетическа€. ” »ванова же он Ч да, и сметлив, и с широким кругозором товарищ (все же в ≈вропах повоевал), но нет какой-то изюминки, какой-то особенной закавыки в этом лицеЕ Ѕез €ркого образа главного геро€ повествование тонет, как рыдван, в бездорожье Ђрусского бунтаї Ч отнюдь, впрочем, не бессмысленного, по-»ванову, зато непредсказуемого, как огонь внутри торф€ника.

јлексей »ванов, прежде всего, художник Ч и художник склада јлексе€ Ќ. “олстого (по меткому замечанию ƒмитри€ Ћ. Ѕыкова). “о есть, сочна€ краска перешибет дл€ него заданность вс€кой концепции, и поперек этой концепции влюбленный в краски жизни автор наотмашь фигачит порой €ркими, но ненужными Ђщасї его тенденции, неудобными подробност€ми. ¬ этом и есть его стихийна€ честность, простодушие, милота человечь€, в чем-то даже и детский грех ослушани€Е Ќо и непротивление злу насилием Ч это тоже ведь в чем-то ЂгрехїЕ » он содержитс€ в посыле »ванова (при всем авторском егозливом порой озорстве).

 ороче, по жизни јлексей ¬. »ванов о какой своевременный Ђумницої!

ј вообще, мне кажетс€, две идеи точат сего писател€. ѕерва€: как это жить на –уси Ђлохуї Ч каково ему, типа, приходитс€? » втора€: как эта пестра€-препестра€ –усь, в контексте 21 века тоже в целом пока отстала€, Ђлошиста€ї, и тем паче –осси€ провинциальна€, глубинна€, с точки зрени€ столичного сноба заведомо лузерска€, живет, бродит своими соками, вспыхивает полугрозными сполохами Ч но, собака така€, не рассыпаетс€?!

“айна живучести страны и ее народа (в социальном смысле уже) Ч вот та загадка, над которой бьетс€ ученик лихих 90-х и прочих современных годов јлексей »ванов.

„то ж, бог ему в помощь!

26.11.2016



“еги:





4


 омментарии

#0 12:51  28-11-2016ѕарфЄнъ Ѕ.    
тот, что про ®бург напейсал, видимо. читал
#1 15:09  28-11-2016Ћев –ыжков    
¬мен€ема€ рецензи€. ” мен€ так-то эти "¬илы" лежат нечитанные. Ќадо будет добратьс€))
#2 18:36  28-11-2016√риша –убероид    
ну в добрый путь конечно. пусть разгадывает.
#3 19:01  28-11-2016Oчи жгучие    
не читал, этого иванова, и не собираюсь.. суд€ по его суждени€м о пугачЄве - балбес балбесом
#4 19:05  28-11-2016Oчи жгучие    
и вобще.. как только, какой задрипаный писателишко чуть вылезет в тираж, тутже беретс€ поучать всех уму-разуму.. тьпфуу
#5 22:25  28-11-2016отец ќнаний    
а у мен€ "Ѕлуда и ћудо" лежат нечитанные

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
15:25  16-10-2017
: [5] [ ритика]
(¬одолазкин ≈. √. јвиатор: –оман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2016. Ч 410 с. Ч (Ќова€ русска€ классика)

≈вгений ¬одолазкин Ч автор парадоксальный. Ќапример, в ЂЋавреї и Ђјвиатореї пишет он о вещах по большей части т€желых и страшных: о болезн€х, смерт€х, казн€х, пытках, потер€х и унижени€х, Ч но очень уж акварельно ва€ет-то!...
ѕочему ты ещЄ не вымер, дорогой читатель? ѕотому что ты приспособилс€. “ы нашЄл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. —воим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Ќадеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
ј это правда? „то именно? Ќу, то что вы сказали? ƒа, сама€ насто€ща€ правда. —транно. ѕочему? ѕотому что € вижу всЄ по-другому.  ак же? Ёто внутренний мир маленького мальчика, а всЄ остальное сортирные надписи. » событи€ и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [ ритика]
(јлешковский ѕ. ћ.  репость: –оман. Ч ћ.: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2017 с. Ч 592 с. Ч (Ќова€ русска€ классика)

≈сли поверить, что это и есть Ђнова€ русска€ классикаї, то кака€-то она неклассична€, эта классика. Ќе значит, что не цепл€ет....
“ворческие люди жутко бл€дь чувствительные. ¬от наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Ќо творческий человек не таков, он из другого теста. ќн будет краснеть и пучитьс€ придавленный т€жестью чужого каблука, но слова из себ€ не выдавит....