Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - «Рамка» К. Букши: звенит или не?..

«Рамка» К. Букши: звенит или не?..

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 16:10  11-04-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 319]
(Букша К. С. Рамка: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. — 288 с. — (Роман поколения).

В своем отклике на новый роман Ксении Букши Дмитрий Быков заметил, что автор смогла выразить чувства и мысли многих сейчас, «да как звонко». Звонко хочется рассмеяться ему в ответ, потому лишь, что проза Букши — проза особая. Это, может, и не слишком уже «проза поэта», но существует она по своим автономным законам. Ее любители восторгнутся полетом фантазии автора, ее непринужденностью, раскованностью и изяществом, ее неувядающей и на все готовой, во всё нос сующей младостью. Нелюбители попеняют на инфантильность тона, девичью необязательность сюжетных ходов и предсказуемость (скажу мягко) смыслов…

После и впрямь очень удачного «Завода «Свобода» она уже не могла оставаться прежней Ксенией Букшей, которая, взяв тему, обыгрывает ее с веселой беззаботностью девчушки, играющей в дочки-матери в маминых же клипсах. Тогда она умножила свою фантазию на реально серьезную, значительную тему — и не только фантазию, но и внутреннюю свободу. История увядания известного питерского завода (а шире, панорама нашей жизни аж за последних полвека) прозвучала как-то легко, приятно лукаво и даже оптимистично. Вселило, короче, надежду… Роман «Рамка», на мой вкус, есть отступление на позиции прозы прежней Ксении Букши, со всеми ее плюсами, но и минусами.

Итак, где-то в Питере должна совершиться коронация царя (в наши дни, разумеется). Пускают на нее публику, ясное дело, через рамку, а тех, кого рамка законтачила, отправляют в «обезьянник» — от греха, стало быть, подальше. Чипы, вживленные в подданных, бдительно сигналят рамке о неблагонадежности. Невзирая на высокие современные технологии, улов «обезьянника» вполне предсказуем — точнее, предсказуема его иррациональность. Здесь и бомж, и коммерс, и добропорядочный обыватель, и удалая «аниматорша», и иностранец, осуществляющий гуманитарную миссию, и модный журналист из оппозиции, и пиарщик, и «мать» семнадцати приемных детей, и несчастная молодая женщина, потерявшая единственного ребенка.

Первая половина романа, решенного в жанре полупьесы-полусценария, где, по сути, все — сплошные монологи и диалоги, знакомит нас с каждым из обитателей камеры. Потом между ними начинаются терки-разборки. Затем является сам узнаваемый «царь» в виде подростка (то ли не очень умный ботан, то ли не очень «ч о т к и й» гопник). Царь на глазах публики, которая пытается его выспрашивать и допрашивать, довольно быстро взрослеет и стареет. А затем начинается вовсе уже катавасия: бомж-то вещий оказался, будущее предсказывает, а тут как раз и казнь одного из задержанных намечается. Теплый до того ветерок превращается в зловещий ледяной сквознчок… Только все рассыпается вдруг в фирменный букшевский маскарад. Воздушный шарик замысла и смысла, весело хлопнув (щелкнув нас по носу), мило лопается.

Используя движки абсурдистской пьесы (но с вполне публицистическим наполненьем «на злобу дня»), автор искусно сплетает нити сюжета в одно милое, приятной расцветки вот же вам макраме, которое можно использовать, как хотишь, но сугубо для украшенья усталого быта, унылого быта — быта, который есть серая жизнь «сегодня» без надежды, без продыха.

А чего б ждать еще от романа нам? Всякой там глобалистики?.. Нет, Ксения Букша очень «ч о т к о» ведет свою роль в текущей (вялотекущей, если уж честно) нашей словесности. На свинцовой волне этот яркий фантик — для кого-то сор, может быть, но для кого-то и приятное глазу «пятнушко».

Роман небольшой, однако не назвал бы я его лаконичным: переизбыток слов, болтливость, переходящая (раз уж без высоких технологий никак) в «интерактивность» — в активное общение с читателем, уж на край. Но знаете, самое занятное: общение это довольно приятно, потому что автор, кажется, человек светлый, хороший и вопреки любым нашим вялотекущим реалиям чаще радостный.

Так что приятного чтения, господа!

11.04.2018



Теги:





1


Комментарии

#0 16:11  11-04-2018Лев Рыжков    
Прекрасно. Спасибо!
#1 19:17  11-04-2018Алена Лазебная*    
Ага, спасибо, Автор. Может и прочту. Правда, только сегодня книжек прикупила. Нового Ерофеева, детектив японский, Ёкояма, какой-то ( муж его сразу приватизировал,

ну, а я увлеклась " Террором" Симмонса. Отлично заходит, рекомендую.
#2 19:21  11-04-2018Лев Рыжков    
Заходит то отлично, но к девятисотой странице невероятно заебывает.
#3 19:28  11-04-2018Алена Лазебная*    
В Одессе сегодня прохладно, градусов восемнадцать и сырость. Завернувшись в два пледа, под шум волн и моментально остывший кофе, чтиво показалось приличным. К ночи планирую просмотр экранизации. Люблю я этот мезальянс перелетный.
#4 21:31  11-04-2018 Сиськи Владлена    
Автор, конечно мастер слова в красивые и умные предложения складывать. Читать книгу не буду, фамилия авторши уж больно стрёмная, как будто, великан кирпичами блеванул.
#5 23:26  11-04-2018Стерто Имя    
ну незнаю, какую она там прозу пишет, а вот сбегал насстихирю, прочел штук пять шесть стишат.. - говно говном
#6 01:37  12-04-2018штурман Эштерхази    
Хороший обзор. Симмонса прочёл год назад. Атмосферно.

Хидео Ёкояма "64" ждёт своего часа. Виктор Ерофеев что-то новое написал? А что именно?
#7 05:35  12-04-2018дядяКоля    
У меня нет возможности прочитать оригинал, но рецензия так хорошо и интересно написана. +

Автор, напиши что-нить про Гоголя или Шукшина. А?

Редаки, прям нужно новую рубрику ввести - КРИТИКА.
#8 14:47  12-04-2018bjakinist.    
Ващет на книжку Варламова о Шукшине я нацелился. Бум стараться.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
(Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи: Роман. — М.: Эксмо, 2018. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Ну что ж, очередное микроосеннее обострение — новый от Пелевина роман! Его уже успели и разругать на все корки, и расхвалить....
(Ермаков О. Н. Голубиная книга анархиста: Роман. — М.: Время, 2018. — 768 с. — (Самое время!)

Новый роман Олега Ермакова читаешь одновременно с сочувствием и легкой досадой. С сочувствием — к его двум героям, современным каликам перехожим: молодому анархисту Васе и юной побирушке Вале....
19:02  05-09-2018
: [5] [Критика]

(Сорокин В. Г. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. — 224 с.)

Мэтр отечественного П-М репутацию имеет самую широкую: от (местами) удачного пародиста до пророка-визионера. Последняя его книжка — всего лишь скромный сборник короткой прозы и вроде бы на принципиальное высказывание не претендует....
Постой, читатель, не беги,
Вопя истошно "нет".
Мне, как поэту, не с руки
Нестись тебе вослед.

Не затыкай, прошу, ушей,
И нос не вороти.
Стиха божественный елей
Сквозь душу пропусти.

Води зеницами, води
По знаков череде....
18:41  22-08-2018
: [9] [Критика]
(Быков Д. Л. Один. Сто ночей с читателем. — М.: АСТ, 2017. — 608 с. — (Культурный разговор)

Как-то на «Эхе Москвы», в ответ на восторженный лепет журналистки, Дмитрий Быков и жалобно и раздраженно заметил: «Ну что же вы так?! Я просто толстый еврей, который выражает свое мнение…»

Трогательно, конечно....