Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - В. Пелевин: Тайные виды на гору ФудзиВ. Пелевин: Тайные виды на гору ФудзиАвтор: bjakinist. (Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи: Роман. — М.: Эксмо, 2018. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)Ну что ж, очередное микроосеннее обострение — новый от Пелевина роман! Его уже успели и разругать на все корки, и расхвалить. Индикаторов, по мне, здесь два: насколько эта в целом дежурная для нас и Пелевина беллетристика легко читается — и в какой мере она как «вещь в себе» оригинальна и интересна (что не одно и то же). Читается роман в целом легко, с интересностью есть проблемы — и свои приключения. К тому же автор решает по ходу и чисто маркетинговые задачи (как мне показалось). Но все по порядку. Итак, некий Федя-задрот влюбился в первую красавицу школы Таню. На дворе — канун «лихих», которые 90-е. Они-то, эти 90-е, и меняют жизнь обоих круче некуда: красавица идет по рукам новых хозяев жизни, а Федя чисто случайно становится олигархом. Сказка про Золушку, вывернутая наизнанку; причем Золушкин код судьбы использован дважды, зеркально. Потому как в 2010-е Федя в компании еще двоих из списка Форбс друзей пытается решить свои внутренние проблемы путем погружения в тайны буддийской мистики (штурмует так называемые джаны или дхьяны). А Таня, теперь растолстевшая тиражная тетка, борется за свое счастье и находит его в магических практиках мезоамериканских индейцев плюс феминистском движении с четкими лесбийскими нотками. Федя и Таня соединяются — отчасти из-за неспособности Феди расстаться с соблазнами сансары, отчасти благодаря Таниным магическим наглым навыкам. ВСЁ — или почти всё!.. Ибо в конце, усвоив, что нашим двум героям, как двум улиткам из древнего японского стихотворения, не дано влезть на Фудзи, мы открываем всю бездну непреоборимо роковой горы в виде гибельной океанской пучины, которой обречен один из персонажей. Финал эффектный — со смысловым замахом почти на «коан»… Другое бесспорное достоинство романа — его композиция, где реалии российской современности, буддийские духовные практики и боевая индейская магия сплетены в тугой и логичный (не расцепишь, не разлепишь!) узел. Впрочем, это вообще особенность романов Пелевина: выстроить станину для своих фишечек он умеет по всем правилам продвинутой инженерии и старается на сей счет куда как больше всего остального — именно как опытный маркетолог. Еще одно достоинство текста — главы (особенно первые), посвященные женской доле «ватрушки» Тани. Они непривычно (в устах обычно сурового к дамам автора) теплы и милы, и полны глубокого если не сочувствия (разлетелись!), то понимания, что и позволило, кажется, Дм. Быкову несколько э-э… жеманно назвать весь роман в целом «очаровательным». Очевидным проколом текста мне показались попытки выразить словами то, что Федя переживает, мистически бултыхаясь в «джанах». Это, знаете ли, «как суп вилкой есть» («ТВНГФ») — тем более, если дар Пелевина больше журналистско-фельетонный, чем пиитический… Экскурс в подзабытую эзотерическую словесность 90-х, а эти страницы пахнут именно ею, могут, конечно, показаться нам, старикам, ностальгическими. (Наверно, это и позволило уже окрестить «ТВНГФ» «искренним» и «лирическим»). Не знаю, насколько проймут они молодежь — которая сейчас, кажется, гораздо трезвей и практичней, — но прочитанные на дистанции времени и опыта, эти страницы показались лично мне жеваной бумагой, которую тебе в рот запихивают даже уж и без вилки… Вполне возможно, автор испытывает некоторую возрастом обусловленную ностальгию по тем временам и читателям — но ряды первых читателей Пелевина, этих самодеятельных мистиков-трипачей (от слова «трип») естественным образом проредились. И теперь самое время испытать чары былого погружения в зазеркалье на свежих душах. Любопытно узнать, в какой мере это получится. Самому же Пелевину, кажется, в целом уже скучно без конца перекладывать паззл современности, ибо, как абсолютно справедливо он замечает здесь: «Мы живем в эпоху, когда все настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги». Остается участвовать по мере сил в досадно сансарских рыночных отношениях, где мудрый автор, впрочем, может дать дельный совет. Вот такой, например: «Чтобы продать товар, надо сначала продавить борозду в мозгах». Не знаю, искренность это или всего-то лишь откровенность, но она очень, очень, очень по делу здесь! 12.10.2018 Теги:
8 Комментарии
#0 20:43 12-10-2018Лев Рыжков
Тяжек труд Пелевина. Раз в год - вынь да положь. Это чудовищно. Тоже показалось, что в этой книге Пелевин был добрее к женщинам. Согласен про жвачку о 90-х. Поржал с того, как герои пытались разработать тактику обратного просветления. Типо ну его нах ваш дзен, верните мой 2007-й. В целом с обзором согласен. Спасибо, bjakinist. Еще вот этот абзац понравился: Есть этот Донбасс. Как бы неофициальная линия боевого соприкосновения с коварным Западом. И что они там в Донецке устраивают для духовного самовыражения? Фестиваль русскоязычного рэпа. Рэпа! Это как если бы с той стороны подъехали «зеленые береты» на «хаммерах» и организовали конкурс англосаксонских балалаечников. И победитель в боевой бандане сбацал бы «Светит Месяц» под английскую речовку и гордо вывесил на ютуб. Книгу не читал и не буду. Нету у меня борозды. Обзор хороший. Обзор не то что плох, просто я с ним не согласен. Если коротко: для меня эта книга Пелевина - это две повести, которые автор сплел и НЕ ОКОНЧИЛ. Ну лень стало, а чотам. И так прочтут. И действительно, читают же. Общей идеи нет, ну додумывайте сами, как говорится. А по мне, общая идея там есть, и она на поверхности: первое буржуазное поколение русиян (собственно, Таня и Федя - первое-второе поколение читателей Пелевина) оказалось совершенно не способно покинуть пределы сансары: они все земляные, как черви, перед которыми не фиг и коаны метать. Т. е. это о неспособности к духовному преобразованию нашего современника - а шире - и страны в целом. Пелевин, как всегда, препротивный "скэптик". Прочитав обзор, заглянул в книжный: тысяча шестьсот рублей. Лучше подожду до завтра, мне обещал книжеу эту наш главный художник. Читабельно. Лучше, чем "Айфак". Первые две части - будто прыгаешь по ссылкам в Википедии, две остальные и эпилог вытягивают. Еше свежачок Русскому поэту Петро Залупе, посвящается
К зиме чем ближе, вспоминаю, Твои ужимки и хи-хи Сидим и пьём, а я читаю Петрозалупины стихи Ты пьёшь тяжёлыми глотками, А я вино цежу как мёд, Стихи ты внемлишь потрохами - Рукою трогая живот А солнце жарит в поднебесье, И прахом полнялся черты "Петро Залупа пишет песни!... Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... |