Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - А. Иванов, «Пищеблок»

А. Иванов, «Пищеблок»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 18:14  25-12-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 1643]
(Иванов А.В. Пищеблок. — М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 413 с. — (Новый Алексей Иванов)

Новый роман «нового» Алексея Иванова — одна из самых читаемых книг декабря. Имя автора говорит за себя: самый (пожалуй) крупный прозаик у нас сейчас. И тема — тоже ходкая. Декабрьские же опросы показали: две трети населения России испытывают ностальгию по СССР. (Причем и молодые, никогда в нем не жившие). Поэтому история о том, как в олимпийском 1980 году в пионерлагере на Волге шурует банда вампиров и с ней вступает в бой отважный пионер Валерка вместе с пионервожатым Игорем, эта история, полная всяких деталей и мемов из многим памятного еще советского детства, не могла широкой читательской аудитории не покатить. А вот из узкой читательской аудитории, из среды критиков, Иванову уже прилетело (от Галины Юзефович): зачем, дескать, размениваться на откровенно коммерческий продукт?

Безусловно, «Пищеблок» — не лучшая книга Алексея Иванова. Там есть прелестные страницы — например, описание футбольной тренировки или разборки пионеров. Есть жутковатые (по замыслу) сценки с участием вампиров. Есть очень динамичный (хочется сказать, борзый) финал, который и будет держать вас в напряжении — пожалуй, здесь, увы, он единственный не шутя пришпорит нервы читателя. Зато масса забытых уж слов и предметов всплывет в вашей благодарно прослезившейся памяти. А в целом некоторая вымученность самой романной схемы и, как мне показалось, скоропись, делают книжку «длиньше» и вязче, чем нужно бы.

Свой новый (на самом деле, вполне себе старый для Иванова) художественный метод автор называет модным словом «метамодернизм». Сравнительно свежий этот термин (родился около 2010 г.) предполагает соединение лучшего из художественного опыта 20 века. В частности, серьезность темы (и свободное конструирование своей версии картины мира, — это от модернизма) и мудрое понимание, что всякая истина ограниченна (от постмодернизма). В конкретной творческой практике Алексея Иванова это смешение реалистического и фантазийного начал. Чтоб читатель и узнаванию знакомого радовался (тем больше доверяясь автору), и увлекался чарующе неизведанным, таинственным, «непонятным».

В «Пишеблоке» проблема ставится наизерьезнейшая. Как разъясняет сам Иванов, вампиризм в его новом романе — чистой воды (крови?..) метафора. Под вампиризмом здесь понимается идеология. Красные флаги и красные галстуки, революционные песни и лозунги («эксплуататоры-кровопийцы», «пролить кровь за революцию» и т. д.), — весь советский миф становится прикрытием для дел сугубо плотских и преступных. Укушенные вампирами нормальные дети делаются образцовыми пионерами — или образцовой шпаной (которая тоже ведь живет по своему кодексу как бы чести). Иванов против любой зомбирующей идеологии, не обязательно лишь советской.

В этом смысле этот роман — актуальное для нас предупреждение, ведь идея вернуть (создать, сочинить из пальца высосать или откуда-то там еще) государственную идеологию носится в воздухе. Что ж, «Пищеблок» шире по замыслу знаменитой трилогии Ильи Масодова, где игры советских пионеров в героев и впрямь апокалиптически мрачны. Но вот силы, страсти, увлеченности темой автору, мне кажется, не достало. Как не достало и задушевности: он-то, как раз, не особо ностальгирует по приметам советского времени. Вот почему роман кажется сделанным «с холодным носом», коммерческой как бы поделкой на злобу дня. Он не такой по замыслу — он такой, скорее, по результату.

И все же роман о советском детстве — о детстве своего поколения — Иванов не мог не создать. Потому что при всем своем тяготении к беллетризованной мистике (фантазийности) Алексей Иванов писатель по духу, по складу дарования, главным образом, социальный. Как же он мог обойти тему детства первого по времени поколения новой буржуазной России?

Как-то он и себя назвал «писателем буржуазным», то есть, заботящимся о рыночном успехе своей «продукции». Рыночный успех «Пищеблок» вроде как схлопотал. Но творческий ли это успех самого Иванова? «Пищеблок» — скорее, некая остановка в пути, за которой должно последовать что-то если не значительное, то новое. «Новый» Алексей Иванов.

А «Пищеблок» — да, книга для отдыха. Отдыхает автор. Ну, и вы отдохните, читатель, если вам хочется…

24.12.2018


Теги:





4


Комментарии

#0 18:15  25-12-2018Лев Рыжков    
Спасибо, дорогой автор! "Пищеблок" как раз сейчас читаю. Первая сотка страниц - вроде не какаха. Посмотрим, что там дальше.
#1 18:20  25-12-2018Разбрасыватель камней ®    
Вот те на.. Я тоже сегодня начал "Пищеблок" читать
#2 18:21  25-12-2018отец Онаний    
А я только Пелевина новую дочитал.
#3 18:26  25-12-2018Разбрасыватель камней ®    
У Иванова всё почти - заебись. В лидерах для меня, Географ, конечно и Общага на крови. Тобол ещё - сочная вещь
#4 18:34  25-12-2018    
Спасибо за рецензию. Но, если это такая хрень как "Ненастье", то мне такой "отдых" не нужен.
#5 19:37  25-12-2018mayor1     
Ваще не ебу кто такой Иванов, есле конечно речь не о пародисте из "Вокруг Смеха".
#6 02:37  26-12-2018зиндан    
#5 Пародист был Александр и его ищо критековал сам престарелый гат Ваншенкин.

Хорошая статья. Но я щас ничо новое нечетаю (кроме как тут на ЛП и около). Мне бы старое добить какнибуть. Щас четаю Беранже, на 80% хуета цензоред.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
23:29  04-06-2025
: [7] [Критика]
Ты мне втираешь, что Дарвин гений
Я отвечаю: нет горше твари
Наш Демосфен говорит на фене
Фоточки скролит с унылой харей

Это тебе не бродить в пустыне
Не искушать простака Иуду
Наши друг к другу давно остыли
Даже запариваться не будут

В горе и в радости мы в Телеге
Главный союз у руки с айфоном
Ищут бродяги тепла и неги
Где-то на стыке стекла с бетоном

Девки рожают себе талоны
Хлебные карточки, проездные
Парубки дрочат на мета-клонов
В...
08:44  29-05-2025
: [24] [Критика]
“Первый признак начала познания - желание умереть”
Франц Кафка

Умереть не хочу, да и знать ничего не желаю.
Оказался неправ многомудрый и сумрачный Франц.
Я прислушаюсь ночью в далёкому гулкому лаю,
Потому что я знаю, судьбы он моей парафраз....
13:34  22-05-2025
: [10] [Критика]
верит только в бабло эпоха -
нахрена ей нужны пегасы,
и пегасам полеты - пофик,
в стойлах жрут, набирая массу:
Возносить, типа, к горним высям
вдохновений теперь не лезем,
но зато мы побольше высрем,
ну, а чо, ведь навоз полезен.
Нам бы вкусно питаться всем, но
интернет придушил нас плотно -
нам все время приносят сено,
мы жуем и теряем взлетность....
12:20  20-05-2025
: [19] [Критика]
Чтобы стать популярным, нужно быть либо извращенцем, либо сумасшедшим с рождения. Но лучше одновременно и тем и другим. Имитировать талант не получится. Притворство в искусстве сразу заметно. На извращения меня не тянет. После Жана Жене и Генри Миллера что я могу принести на алтарь Гимероса?...
похожи были члены наши
в безбашенные годы на…часы
с кукушкой, что на стенке машет
башкой и о гормонах голосит.
Подтянуты в сатин яички-гири,
кукушка круглосуточно бодра…
Так что же мы сейчас угомонили
ход шестеренок и "шатер с утра"?...