Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Секрет «Бриллиантовой руки»

Секрет «Бриллиантовой руки»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 21:04  02-01-2021 | Седнев | Просмотров: 241]
По сведениям киноведов, выпущенный в 1969 г. буклет, посвященный этой комедии, оценивают на Маркете в 10 тыс. руб. Любит наш народ шедевр Л. Гайдая, ох любит и ставит на первое место в рейтинге всех отечественных кинокомедий. Удивительное дело: фильм свеж и юн до сих пор! Секрет этого, мне кажется, не только в блестящей актёрской работе — лишь на игре актёров «выезжал», по жестокому мнению Гайдая, его соперник Э. Рязанов. Здесь же сыграли роль, конечно, и волшебные ножницы режиссёрского монтажа.

Но всё же главный секрет того, что вот она вся такая «целокупная», ни фрагментика, ни фразочки, ни гэга не выкинешь — в личности режиссёра и материала. По мнению Н. Гребешковой, неизменной его актрисы и супруги, Гайдай был «абсолютно советским человеком» — но и абсолютно творчески свободным.

Собственно, что такое «Бриллиантовая рука»? Это модель советского общества эпохи его расцвета, еще до усушки-утруски времён «застоя», но и лишенная взыскующей критичности предыдущих «оттепельных» лет. Модель этакой вполне самодостаточной «советскости», настолько сильной и еще молодой (хотя б моложавой), что она готова выдержать и улыбочку над собой.

Мысль автора (его, может, и не осознанная тогда «тенденция», а подсознательное, какое-то сновидческое художническое прозрение) — в жёстко, последовательно проведенной параллельности образов. Гадкий представитель «системы» управдом Варвара Сергеевна Плющ (Н. Мордюкова) — и замечательные милиционеры (С. Чекан и В. Гуляев); верная жена главного героя (Н. Гребешкова) — и роковая соблазнительница (С. Светличная); жлобастый Лёлик (А. Папанов) — и изящный «Козлодоев» (А. Миронов). Главная параллель: «лопух», но абсолютно честный советский обыватель Семён Семёнович Горбунков (Ю. Никулин), которого обстоятельства кидают то в лапы контрабандистов, то в безобразный шалманный скандал, то в объятия шикарной прошмандовки — и примерный советский гражданин, оказавшийся шефом преступников (Н. Романов).

В сущности, Гайдай рассказывает нам сказку о том, как Конёк-Горбунок — «на лицо нелепый (ужасный), добрый внутри» — при помощи благой «системы» преодолевает все напасти и идёт к честному счастью, «системой» ему обещанному. Точки над i здесь вроде как нельзя чётче расставлены, что подчёркивается и титрами: плохим — чёрные, хорошим — белые. Образцовый продукт советской пропаганды по форме, но по существу — постоянный прикол над этой самой лобовой «формой», что и веселит неизбывно. Заданность настолько иронически демонстративна, что освобождает от власти всякой заданности.

Художник Гайдай очень тонко дозирует свойства своих героев. Плющ — но и она обаятельна своей искромётностью (хотя именно «жирную игру» вменяли в вину Мордюковой первые критики); Лёлик не только груб, но и отважен, и дико сентиментален (поёт песни, романсы, растроган при проводах Козодоева); «Граф» Козодоев не только фат, но и романтик, и садист (что выдает его лицо в гараже).

Удивительно теперь нам читать, что при обсуждении фильма Гайдая просили убрать песенку героя Миронова на палубе — и не из-за цензурных соображений даже, а просто: вставной лишний номер. Между тем, его «Остров Невезения» — концентрированная жизненная «философия» человека вне советской «системы», которому «понедельники» (советские порядки) мешают осуществиться в жизни легко и красиво. И активно — ведь он тоже вроде как «не бездельник» и «мог бы жить». Удивительное прозрение Гайдая для человека его тогдашней степени «советскости»: «на проклятом острове нет календаря» — советская «система» благодаря умозрительным идеологическим догмам, по которым кроилась действительность, оказывается вне исторического процесса, вне логики самой жизни. Но это мы сейчас считываем эдак смысл песенки «Графа». Чтобы понять ее так в 1969 г., надо было быть завзятым уже диссидентом…

Песенка «Графа» прекрасно рифмуется с другой «арией» — «маленького советского человека», обывателя Горбункова с этим её припевом «А нам всё равно, а нам всё равно», с верой в то, что станут беззащитные «зайцы» благодаря своей трын-траве «отважней льва» и «устоят в самый жуткий час». Если вспомнить обронённую Горбунковым фразу: «с войны не держал в руках боевого оружия», то «сказочная» песенка в исполнении подвыпившего лошистого «совка» входит в совсем другой исторический контекст…

Можно считывать смысл комедии ностальгически «по-советски», можно — и с долей критической и «провидческой» (теперь-то уж!) «антисоветскости», но всепобеждающим здесь становится удивительная полнокровность жизни в светлом, оптимистическом её изводе.

Чёрные, белые — да Гайдай слишком любит здесь всех, всех своих персонажей, чтобы мораль нам всерьёз читать! Секрет обаяния его этой безусловно лучшей комедии — в каком-то богатырском тогдашнем жизнелюбии её создателя. «Бриллиантовая рука» — и сказка, и пародия на сказку; и «мораль», и пародия на «мораль». В этой её амбивалентной свободе и естественной влюбленности в жизнь — секрет её да, уже, наверно, бессмертия.

1.01.2021


Теги:





7


Комментарии

#0 21:04  02-01-2021Седнев    
Хорошо
#1 00:17  03-01-2021Renat-c    
С интересом прочёл , спасибо!
#2 00:17  03-01-2021Петя Шнякин    
А мне нравится больше *Иван Васильевич*. После грандиозного успеха *Бриллиантовой Руки* тогдашние власти ни в чём не смогли отказать Гайдаю и он взялся за М.Булгакова. Никулин, прочитав сценарий, отказался от главной роли, дескать, фильм на полку положат. И это хорошо. Другого царя Иоанна я преставить не могу - только Юрий Яковлев!
#3 07:55  03-01-2021дядяКоля    
Молодец. Лёва тут в ФБ и АЛ выдал очень похожее про шпиёнов в Иронии судьбы. Я там очень долго ржал.

На самом деле даже в давние времена картины Гайдая казались мне очень примитивными и глупыми. Но всё равно было смешно. Да и сейчас ржу. Значит не зря они сняты.
#4 08:09  03-01-2021Евгений Клифт    
Успех фильма в Светлане Светличной.! На неё тогда вся страна дрочила, да



#6 18:34  03-01-2021mamontenkov dima    
Ещё в детстве, не то что коробило, резало глаз, что ли, тот факт, что все актеры в этих комедиях в импортных тряпках. По улицам ходили совсем по другому одетые люди. Миронов, вообще, икона стиля.
#7 01:43  04-01-2021Алена Лазебная*    
Приятное чтиво. Но лично мне не хватило какой-то "шутки юмора".) Плюс.
#8 04:12  04-01-2021Барсетка    
Угу.

Спасибо кэп! ©
#9 04:13  04-01-2021Барсетка    
На егэ не тянет.
#10 23:27  04-01-2021Йенс Тилва    
Заебись.
#11 23:38  04-01-2021Разбрасыватель камней    
Да

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
02:38  04-01-2021
: [13] [Критика]
Пусть мне намнут «рожу лицА» поклонники этой комедии Гайдая, но рискну утверждать: главную роль в «Иване Васильевиче…» сыграли… вещи. Ключ к фильму лежит, по мне, в квартире Шпака (актёр В. Этуш), забитой «непосильно нажитым» барахлом. Помните: здесь «модерновый» «гэдээровский» торшер соседствует с салонной антикварной скульптурой, забугорный порноплакат — с дурными репродукциями рокотовских портретов в богатых рамах?...
21:04  02-01-2021
: [12] [Критика]
По сведениям киноведов, выпущенный в 1969 г. буклет, посвященный этой комедии, оценивают на Маркете в 10 тыс. руб. Любит наш народ шедевр Л. Гайдая, ох любит и ставит на первое место в рейтинге всех отечественных кинокомедий. Удивительное дело: фильм свеж и юн до сих пор!...
11:50  23-12-2020
: [9] [Критика]
Личность, испытывающая непреодолимое желание сказать своё веское слово на литературном поприще, сталкивается с двумя проблемами: «О чем писать?» и «Каким образом это сделать?»
Вы думаете данные вопросы относятся начинающими авторами к судьбоносным?...
16:42  21-11-2020
: [24] [Критика]
Всё те же также путают слова,
Сдирая скуку судорожным воем,
В надежде вдруг их чем-то удостоят.
Хотя б в коментах. Большее – едва ль.
Всё гаже мир за проклятым окном.
Всё уже круг друзей и интересов.
Рука, давно освоенная бесом,
Кривые строки гонит об одном....
Опираясь на призрачную щербатую стену, отделяющую артхаус от мейнстрима, я попытался понять, по какую сторону нахожусь. Глубина и многослойность сюжета при нарочитой бедности кинематографических инструментов никак не могли перевесить аутентичной рельефности персонажей и многоцветия экстраполяций в бесконечность....