¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах


ѕрочее

 ритика:: - "»ван ¬асильевич"... по √айдаю

"»ван ¬асильевич"... по √айдаю

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 02:38  04-01-2021 | Ћев –ыжков | ѕросмотров: 201]
ѕусть мне намнут Ђрожу лицјї поклонники этой комедии √айда€, но рискну утверждать: главную роль в Ђ»ване ¬асильевичеЕї сыгралиЕ вещи.  люч к фильму лежит, по мне, в квартире Ўпака (актЄр ¬. Ётуш), забитой Ђнепосильно нажитымї барахлом. ѕомните: здесь Ђмодерновыйї Ђгэдээровскийї торшер соседствует с салонной антикварной скульптурой, забугорный порноплакат Ч с дурными репродукци€ми рокотовских портретов в богатых рамах?..

Ђ»вана ¬асильевичаЕї √айдай снимал в 1973 году, когда вовсю обсуждалось (конечно ж, и осуждалось) новое €вление советской жизни Ч Ђвещизмї, Ђнакопительствої, Ђбарахольствої. Ќеизбалованный советский гражданин чуть оброс жирком и надкусил, наконец, соблазнительное €блоко потребительского образа жизни.

“ак начиналс€ брежневский знаменитый Ђзастойї. √айдай как очень чуткий художник почувствовал роковую дл€ себ€, но благую дл€ обывател€ перемену. ќн сумел (успел!) создать ещЄ один шедевр на пороге совсем уже не своей, чуждой ему по темпоритму эпохи, в которой Ћеониду »овичу придетс€ после считать творческие полуудачи и относительные неудачи. Ќо суть этого нового времени, враждебного его гению, режиссЄр уловил Ч и заранее блистательно застойным годам Ђотомстилї.

ќбъ€снимс€. Ђ авказска€ пленницаї и ЂЅриллиантова€ рукаї идеально легли на наши 60-е, врем€ динамичное, молодое, полное надежд и ещЄ не обременЄнное усталостью. “еперь эти картины (особенно ЂЅриллиантова€ рукаї) кажутс€ гл€нцевыми открытками, рекламирующими заманчивый в таком исполнении советский образ жизни. (» снимались-то на курортах!). ¬ сущности, это было врем€, когда и всЄ общество чувствовало некое единство целей, смыслов, было озарено и вдохновлено успехами в космосе, ощущало подъЄм, внутреннюю свободу (до Ђпражской весныї, разумеетс€) и самодостаточность. —егодн€ политологи и историки увер€ют: к началу 70-х ———– побеждал в Ђхолодной войнеї. Ћучшее эмоциональное подтверждение этому Ч гайдаевские фильмы 60-х.

¬ 70-е гг. режим заметно от€желел, обрюзг. ќбщество уже не походило на пусть крикливую и скандальную, но дружно живущую коммуналку. Ћюди разбрелись по своим отдельным Ђсталинкамї, Ђхрущобамї и Ђбрежневкамї, смыслы общественного звучани€ превратились в докучные ритуального значени€ лозунги. ƒаже на бытовом уровне чистота оригинального стил€ 60-х теснилась вещами другого плана: разномастное ретро вошло в моду, а слово Ђдефицитї Ч о, это до боли пам€тное слово Ђдефицитї! Ч стало определ€ть сознание столь многих, ведь советское общество Ч общество хронического недопотреблени€. ј хотелось ведь, как Ђу нихї, или хот€ бы, как Ђу людейїЕ

√айдай-художник привык мыслить широкими планами-концепци€ми. ≈му, человеку модерна по духу, чужды были личности-частности; чужд и психологизм, который мешает воспроизвести и восприн€ть Ђкартинкуї жизни в целом. ¬рем€, когда каждый сам по себе и дл€ себ€, каждый погр€зает в своих частных заботах-волнени€х, Ч дл€ адекватного его отображени€ нужен был художник другого, лирического плана Ч Ё. –€занов, который именно в 70-е снимает свои самые знаковые картины.

¬ Ђ»ване ¬асильевичеЕї √адай всЄ ещЄ чрезвычайно масштабно мыслит, сталкива€ и сопоставл€€ образы двух совершенно разных эпох. —имволичным кажетс€ даже то, что исторические съЄмки производ€тс€ в костюмах фильма —. Ёйзенштейна: с мрачным прошлым прощаютс€, как говоритс€, сме€сь. (’от€ тут, боюсь, мы сильно поторопились). —амые интересные здесь Ч конечно, актерские работы ё. яковлева (царь и Ѕунша) и Ћ.  уравлЄва (∆орж ћилославский). ѕервый играет двух антиподов, второй остаЄтс€ самим собой в одинаково рискованных дл€ него, но диаметрально противоположных обсто€тельствах современной и средневековой жизни.

“рое Ђпопаданцевї (√розный, Ѕунша и ћилославский) изумительно точно вписываютс€ в эти предложенные обсто€тельства, высека€ каскад уморительных ситуаций и потихонечку встраива€сь в чуждые им услови€. »нтересно, что √айдай ушЄл от литературной основы Ч пьесы ћ. Ѕулгакова, показав ћоскву не 20-х, а 70-х: бытовой контраст со средневековьем куда как €рче! —овременный зритель, наверно, уже не улавливает дерзкую, крамольную ув€зку Ѕунши с троном Ч дл€ зрител€ же 70-х управдом на престоле гораздо €снее считывалс€ как насмешка над Ђполковником Ѕрежневымї, к которому во врем€ войны €кобы Ђездилї советоватьс€ сам главнокомандующий √. ∆уков.

¬ообще сатира на вс€кую расейскую власть как таковую злободневно звучит всегда Ч а сейчас как-то особенно. Ђ«а чей счЄт банкет?  то оплачивает?ї Ч ЂЌарод!ї, Ч эту реплику в сценарии советска€ цензура сн€ла. —н€ла бы и нынешн€€, € думаю. »ли Ђнародї на Ђ√азпромї заменила бы Ч как полагаете?.. явлено главное: на такую безответственную Ђцарскую мордуї, как Ѕунша, и впр€мь никаких волостей не напасЄшьс€Е Ёто за€вл€ет Ђсам ∆орж ћилославскийї, вор-рецидивист в розыске, но похоже, нравственно наименее червивый персонаж в мире сна инженера-изобретател€ машины времени Ўурика (ј. ƒемь€ненко)!

–еальный мир окажетс€ намного лучше увиденного во сне. „ета Ѕунш из него, конечно, никуда не выветритс€. «ато жена Ўурика «ина (Ќ. —елезнЄва) окажетс€ милой интеллигентной женщиной, а не лихой актрисулей с режиссЄром якиным в виде козыр€ в дамском загашнике (актЄр ћ. ѕуговкин. ¬ якине, кстати, спародированы черты ». ѕырьева, его похотливость, амикошонство и одновременно чутка€ художническа€ сервильность. ƒа, ѕырьев √айдаю покровительствовал Ч но в искусстве, как водитс€, Ђради красного словцаЕї).

¬есЄлый гротеск сна развеетс€. ¬сЄ вернЄтс€ на свои места, однако в квартире Ўурика прочно встали на €кор€ вещи новой уже эпохи: фольклорно-Ђготическиеї прибалтийские шторы, зеркало с воронЄными загогулинами Ђпод старинуї и прочие проникновени€ эклектичного ретростил€ 70-х Ч эти бытовые следы наступившего не самого успешного дл€ √айда€ нового времени. ¬прочем, повторюсь с удовольствием: с ним режиссЄр заранее блистательно здесь поквиталс€Е

3.01.2021




“еги:





1


 омментарии

#0 02:38  04-01-2021Ћев –ыжков    
»нтересно.
#1 02:55  04-01-2021S.Boomer    
++
#2 03:00  04-01-2021S.Boomer    
такой там один, второй за стиль, есле чЄ, в голосовалку не тыцал
#3 03:47  04-01-2021Ѕарсетка    
ѕл€ски на кост€х.

-
#4 03:54  04-01-2021Ѕарсетка    
ѕорноплакат?))
#5 09:55  04-01-2021mamontenkov dima    
Ќе только вещи, колоритные персонажи на заднем плане. — детства вклинились в пам€ть - осветитель в черных очках, когда —елезнева пела свою песню, пожилой джентльмен с бородой и трубкой, когда Ўурик бегал по улицам, искал транзисторы и прочие. ћастер нарисовал картину, так работают ќливер —тоун и брать€  оэн. ƒа и многие другие.
#6 10:00  04-01-2021mamontenkov dima    
ƒа, и фамилии актеров в скобочках, это лишнее. Ќо это так, пожелани€, забей, если, что...
#7 21:24  04-01-2021…енс “илва    
«аебись заметка.
#8 21:26  04-01-2021…енс “илва    
#9 21:31  04-01-2021…енс “илва    
#11 23:29  04-01-2021–азбрасыватель камней    
„Єтко
#12 15:41  05-01-2021bjakinist.    
”пс! ќбмишулилс€. ѕлакат эротический, а зеркало и впр€мь, походу, антикварное или под старину (второе рококо).

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
ѕусть мне намнут Ђрожу лицјї поклонники этой комедии √айда€, но рискну утверждать: главную роль в Ђ»ване ¬асильевичеЕї сыгралиЕ вещи.  люч к фильму лежит, по мне, в квартире Ўпака (актЄр ¬. Ётуш), забитой Ђнепосильно нажитымї барахлом. ѕомните: здесь Ђмодерновыйї Ђгэдээровскийї торшер соседствует с салонной антикварной скульптурой, забугорный порноплакат Ч с дурными репродукци€ми рокотовских портретов в богатых рамах?...
ѕо сведени€м киноведов, выпущенный в 1969 г. буклет, посв€щенный этой комедии, оценивают на ћаркете в 10 тыс. руб. Ћюбит наш народ шедевр Ћ. √айда€, ох любит и ставит на первое место в рейтинге всех отечественных кинокомедий. ”дивительное дело: фильм свеж и юн до сих пор!...
11:50  23-12-2020
: [9] [ ритика]
Ћичность, испытывающа€ непреодолимое желание сказать своЄ веское слово на литературном поприще, сталкиваетс€ с двум€ проблемами: Ђќ чем писать?ї и Ђ аким образом это сделать?ї
¬ы думаете данные вопросы относ€тс€ начинающими авторами к судьбоносным?...
16:42  21-11-2020
: [24] [ ритика]
¬сЄ те же также путают слова,
—дира€ скуку судорожным воем,
¬ надежде вдруг их чем-то удосто€т.
’от€ б в коментах. Ѕольшее Ц едва ль.
¬сЄ гаже мир за прокл€тым окном.
¬сЄ уже круг друзей и интересов.
–ука, давно освоенна€ бесом,
 ривые строки гонит об одном....
ќпира€сь на призрачную щербатую стену, отдел€ющую артхаус от мейнстрима, € попыталс€ пон€ть, по какую сторону нахожусь. √лубина и многослойность сюжета при нарочитой бедности кинематографических инструментов никак не могли перевесить аутентичной рельефности персонажей и многоцвети€ экстрапол€ций в бесконечность....