Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Демьян Бедный vs. Сергей Есенин. Плоды мимолетной страсти (эссе)

Демьян Бедный vs. Сергей Есенин. Плоды мимолетной страсти (эссе)

Автор: Голем
   [ принято к публикации 14:24  25-06-2022 | Седнев | Просмотров: 126]
Эпиграф:
Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет
(Сергей Есенин, «Стансы» (1924 г.).

* * *
Если современный шансон (имеется в виду, арт-шансон) берёт начало в городском романсе и маргаритках Вертинского, то песенная поэзия своей ритмикой, образностью и распевностью, несомненно, восходит к труверам, а на Руси - к Сергею Есенину. Был ли Есенин октябрьским «солнцем русской поэзии»? В чём правота эпиграфа? Почему я вижу фрагменты Бедного и Есенина (а между ними – сдавленно чихающих Блока и Маяковского) практически в каждом из пишущих здесь поэтов?
Включая автора, разумеется.
.
Путь наверх.
Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу… © Булат Окуджава.
Карьеризм, стремление прильнуть к власть имущим свойственно было в равной степени и Есенину, и Бедному (настоящее имя поэта, подумать только – Ефим Придворов!). Но шли они путями разными – и не пересекающимися.
Как это было?
.
Маяковский, скажем (он то и дело тут будет всплывать) вступил в РСДРП еще в 1908, успел посидеть за дело революции в тюрьме. Бедный состоял записным автором большевистской «Правды» аж с 1912 года. А Есенину приходилось скрывать чтение стихов перед императрицей, дружбу с убийцей Урицкого Леонидом Канегиссером, религиозные мечты о новой Руси и много чего еще. Всеядный был мужчина. Расчетливый, как деревенский кулак.
.
Вернувшись из-за границы, Есенин обнаружил, что без покровительства в высших эшелонах теперь никуда. Государственный фавор означал оплату плюшек по высшим ставкам, а деньги постоянно нуждавшемуся поэту не помешали бы. Поскольку хитрый в житейском плане Серёжа в политике был крайне недальновиден, как и подобает выходцу из крестьянской среды (сам он крестьянином не был), льнуть русая бестия стала к будущим жертвам социалистического Молоха, к Бухарину и Троцкому.
Бедный щеголял, как в поддёвке, в друзьях гг. Ленина и Сталина.
.
Демьян жил в квартире Большого Кремлевского дворца, в то время как Есенин ютился, где придется. Демьян раскатывал в личном вагоне, Есенин ругался из-за оплаты с извозчиками. Бедный первый в СССР был награжден за литературную деятельность боевым орденом, Есенина в прессе чехвостили и награждали расхожим эпитетом - «упадочный поэт".
У нынешних нуворишей и их лизоблюдов, они же "Деточки Моргенштерна", есть масса исторических предшественников.
Такое вот подлое наследие Византии.
.
О Бедном — или ничего, или почти ничего.
Небесталанный поэт, вовремя примкнувший к штатным агитаторам-пропагандистам большевиков, он не был столь популярной сволочью, как «крайне сомнительный граф» Алексей Толстой. Сомнительный, поскольку он был бастардом, а не потомственным дворянством, и знаменитую фамилию присвоил самовольно. Служанка с барином согрешила.. обычное дело.
В ту пору и наследство, и титулы расхватывал кто хотел.
.
Работы Демьяна били в точку и были весьма доходчивы.
Бедный ратовал за коллективизацию и добровольный призыв в Красную Армию («Как родная меня мать провожала» стала всенародно любимой песней, её хвалил и тот же Сергей Есенин). Демьян просвещал, ораторствовал и увещевал крестьян на очень доходчивой ноте: вот они, ваши враги! Белая гвардия, чёрный барон. Памфлет от имени Врангеля был крайне популярен в народных массах, но крайне низок в художественном смысле. Не правда ли, здесь что-то напоминает маяковские «Окна Роста», разве что на крестьянский манер?
.
Легко сегодня Бедного костерить на чём свет стоит.
Попробуйте вспомнить, какой была Россия в период заката монархии.
Почти целиком крестьянской. Отсталой, забитой, безграмотной.
Темнота религиозных обрядов слепила душу и сердце.
В авторитете был кулак, но не столыпинский фермер, а недозрелый помещик, полу-лавочник, полу-рантье. Со всей его звериной натурой.
Вот и шли ему деревнями на поклон, ненавидя и преклоняясь.
Всем, кто готов сейчас метнуться в атаку под знаменем «За веру, царя и отечество», напомню, что разница между религией и верой столь же огромна, как между лужей и озером. Бог один, детей у него полно, в том числе не всегда удачных. Но самые неудачные дети становятся довольно горластыми.
.
Есенин попытался было влезть на чужую агитпроповскую делянку (харчи немалые, костюм из кожи со звоном!), но был нещадно выпнут за полную беспомощность и бездарность. Орал и завидовал демьянам-пропагандонам, но безуспешно. Остались не прожитыми страной его «Песни о Великом походе», сборники «Русь Советская», «Страна Советская», «О России и революции»… поэт по-маяковски ломал себя, становясь на горло собственной песне. Но столь же безуспешно, как и сам Маяковский.
Лучшее есенинское произведение о революции, драматическая поэма «Страна негодяев», осталось лежать в столе.
Что оставалось? Искать себе оправдание в имеющемся у него «прозрении».
Вот ключевое слово эпиграфа – и всего стиха.
.
Что понимается под прозрением?
Неслыханная образность, певучесть, весь поэтический строй и неподражаемый звук стиха. Не отнимешь, вот здесь Есенин был близок был к гению. Тот же Маяковский, искавший рифм и метафор в изломах-трещинах русской речи, был в ранних работах весьма лиричен, но отдалял себя от России. Он был громадным Облаком в Штанах, надземным и надсущностным. Есенин, выходец из семьи обеспеченной, во всём подчиняясь демонам своим, Клюеву и Мариенгофу, которые и вчетвером бы, удвоясь каждый, не стоили бы пары есенинских строк - играл "земелю", рубаху-парня, призывал поверить в сельскую новь. Оставаясь, по сути, весьма расхожим типом мелкого лавочника. Нравятся вам белокурые и смазливые мальчики-пейзанчики? Извольте, барышня! Не извольте беспокоиться, сморкаться в портьеру мы не приучены-с.
А впрочем, если угодно...
.
Жестокий романс, вот что такое отклик Есенина в русском сердце.
Громадные толпы поклонников ловили с жадностью есенинское слово.
Масса экзальтированных почитательниц готова была носить его на руках.
За что же Есенина так не любили Анна Ахматова и Иван Бунин?
Не последние, в общем-то, люди в отечественной культуре.
Не буду томить, отвечу.
За лицемерие, патологическую лживость и зависть (А.А. ехидно и точно называла его «гостинодворцем», то есть торгашом, заезжим купчиком) - именно то, что породило затем пещерный есенинский антисемитизм.
Всё логично, чёрная сотня большей частью как раз и состояла из бывших кулаков и нынешних лавочников.
.
А. Ахматова:
«Я только что его (Есенина – Авт.) перечла. Очень плохо, очень однообразно, и напомнило мне нэповскую квартиру: еще висят иконы, но уже тесно, и кто-то пьет и изливает свои чувства в присутствии посторонних… все время – пьяная последняя правда, все переливается через край, хотя и переливаться-то, собственно, нечему. Тема одна-единственная – вот и у Браунинга была одна тема, но он ею виртуозно владел, а тут – какая же виртуозность? Впрочем, когда я читаю другие стихи, я думаю, что я к Есенину несправедлива. У них, бедных, и одной темы нет» .
.
Вот пишет о стихах Есенина Иван Бунин, ненавидевший любую профанацию; прекрасный стилист, он был, помимо изумительной прозы, ещё и крайне одаренным поэтом (сборник бунинских стихов «Листопад», получивший Пушкинскую премию, так и остался не разобранным современным ему покупателями на фоне Брюсова, Есенина, Блока... впрочем, сегодня и этих бы никто не расхватывал. Поэзия глумится над собой, и только-то):

«Синий май. Заревая теплынь,
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь,
Спит черемуха в белой накидке…
.
Дело происходит в мае, в саду, — откуда же взялась полынь, запах которой, как известно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы «веять»?"
.
Адресую вас, вслед за Буниным, к есенинскому «где-то плачет иволга, схоронясь в дупло» (ой, мама-джан.. иволга орет диким голосом и ни в какие дупла не прячется!), а также к прочим "стонущим глухарям". Ну, эти ладно, Ахматова и Бунин… эстеты, философы разума. Но почему «певца земли русской» так не любили крестьяне?
Они не разделяли уверенности поэта в его, Есенина, величии.
И наш Серёжа, совершенно взбешённый этим милым обстоятельством, не выдержит и напишет:
.
"…Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и пожалуй, что и сам я здесь не нужен".
.
Еще не прозрение, но вполне уже прозорливость.
"Он вышел из глубинки, из народа и возвращаться очень не хотел... " (В. Высоцкий). Отвергнутый родимой почвой и городской стихотворной эстетикой, Есенин, не успевая иначе прославиться, искал себе врагов иного рода. Ходить далеко не надо. Врагами Есенина провозглашены были Владимир Маяковский и Демьян Бедный.
.
«Маяк» размерами таланта превосходил едва ли не весь Серебряный век.
Чего ему делить с одаренным, но вечно пьяным рязанским молодцем?
Есенин в то время изображал пейзанина с соломой в волосах, хотя родился отнюдь не в крестьянской семье и получил приличное для тех времён образование. Его опекал небесталанный Клюев, а опивала и объедала когорта «поэтов от сохи» с рангом пожиже, трубою пониже.
Само собой, на расходы «озорному гуляке» хронически не хватало – отсюда и есенинские пьяные вопли: «Демьян, отдай мои деньги»!
.
Не поддавайтесь соблазну поверить в то, что вам показывать желают. Да не был никогда поэт Есенин ни алкоголиком, ни развратником, и не водил он дружбу с ворами и проститутками. Спирт не жарил, предпочитая смирновскую водочку или рябиновую настойку. Тоже не последнего гостя в застолье. Есенин очень любил себя, но места для всенародной любви к нему в столицах не обнаружилось.Повсюду ему мешали.
И ежедневно нашему герою приходилось выстраивать очередную легенду.
Маяковский скандально погружался в пучину Бриков, а Бедный, исписавшись и абсолютно всем надоев, паскудно вышел в тираж. Оплёванный и забытый.
Таков был окончательный вариант жестокого романса «Тройка гнедых».
.
Итак, прозрение.
Мы с вами, не спорьте, пленники образа.
Мы можем дать его объемно и неожиданно.
Но в девяти случаях из десяти просто не знаем, что с этим дальше делать.
Я говорю здесь о песенных текстах, ибо собирая их по кусочкам,ощущаю себя большей частью обычным текстовиком, не поэтом.
Примером ни для кого не являясь, ничьи золотые статуи не преследуя, покорно следую за сюжетом, и в этом я - полностью Д. Бедный. Я примеряюсь к тексту адресно, имея в виду исполнителя, аудиторию, ситуацию спроса, и всё это чистая коньюнктура.
Но добежав и прищучив «сюжетную партию», я возвращаюсь, иду на поиск поворотов и метафор (если ранее не набрёл), стараясь не упускать из виду не утерять из виду общее построение текста.
И здесь я крошечный Есенин и самую капельку Маяковский...

Везёт, но единично, если в душу заходит Блок… почти шучу.
Песенный текст, он только с виду доступен и прост, знаете ли.
Легко Рождественскому и Ряшенцеву, Ларисе Рубальской или Юрию Энтину выезжать на одном таланте. А если не сподобил Господь, что делать? Пашите, граждане, и пишите. Но не считайте копеек, гонитесь сразу за рублём. Тогда и на копейку что-то да выйдет.
И следом за прозрением есенинским придёт к вам полная ясность – чего вы стоите в песенном жанре, на что претендуете. Жить легче не станет, могу гарантировать, но зная себя, легче выдать нечто существенное. Все мускулы как будто собраны в единый кулак.. и дайте этим кулаком себе по морде, запустите нейроны. Живите в радости, несите её Отчизне.
.
Традиционно, спасибо, что Вы это прочли.



Теги:





0


Комментарии

#0 14:24  25-06-2022Седнев    
Серьезный труд
#1 18:11  27-06-2022Разбрасыватель камней ®    
Весьма спорная категоричность в выводах и суждениях.

Даже не так - в осуждении.

Не цепляя личности и их метания, скажу так.

По таланту я восхищаюсь Маяковским, по душевному настрою - ближе поздний Есенин.

Д.Бедный в меньшей степени.

Так или иначе, они сформировали лично меня как стихоплёта во многом, в большей степени эти отзывы коснулись стиля и техники.

Но каждый поэт - поэт самостоятельный, невзирая на невольное подражание. Если это, поэт, конечно.
#2 18:19  27-06-2022Разбрасыватель камней ®    
Я вот стараюсь экспериментировать, иначе скучно.

А популярность и деньги - чистый вопрос удачи, круга общения, и выбор тут очевиден. Есть возможность, позволяет ситуация - каждый стихоложец будет счастлив прославиться, следуя правилам конъюктуры. Ну или почти каждый.
#3 05:32  28-06-2022Голем    
Интересное размышление.. статья, впрочем - чистый субъективизм, тут уж ничего не поделаешь. Есть эссе и по Маяковскому, но, видимо, следует воздержаться от его публикации.

Я не люблю Есенина - он слишком много породил эпигонов и декадентщины. Но никуда от него не деться, как и от агитатора-приспособленца Демьяна.

Спасибо, РК. Ты настоящий Поэт, и жаль, что я не могу посвятить следующее эссе твоему творчеству. О живых не принято писать ничего, кроме уничижительного, а пишешь ты замечательно.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
14:14  21-07-2022
: [9] [Критика]
Написал я, намедни, про осень поэму,
с замиранием сердца отправил её.
А редактор ответил: -"Убейся ап стену!
Заебал, сколько можно? Отстань, ё-моё!
Отруби себе руки по самые плечи,
отнеси их на кладбище и закопай.
Графоман, блять, ебучий, отброс человечий....
Эпиграф:
Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет
(Сергей Есенин, «Стансы» (1924 г.).

* * *
Если современный шансон (имеется в виду, арт-шансон) берёт начало в городском романсе и маргаритках Вертинского, то песенная поэзия своей ритмикой, образностью и распевностью, несомненно, восходит к труверам, а на Руси - к Сергею Есенину....
* * *
Чак Грязный Весельчак, вот он кто, ваш Буковски. Простите, мэм, это так.
Мерзкий, пропитый мэн, популярный среди уродов (да, мэм! простите, мэм!) газетной колонкой «Записки старого козла», в которую только высморкаться.
Неуважение? Возьмите бургер "Сонома", мэм, это за счёт заведения....
16:33  19-05-2022
: [4] [Критика]
* * *
Оригинал:
Frères humains qui après nous vivez
N'ayez les cuers contre nous endurciz,
Car, se pitié de nous pauvres avez,
Dieu en aura plus tost de vous merciz.
Vous nous voyez cy attachez cinq, six
Quant de la chair, que trop avons nourrie,
Elle est pieç...
19:09  18-05-2022
: [14] [Критика]
Пишут поэты про осень.
Не возражаю. Пусть пишут.
Я их вчера хуесосил.
Делают вид, что не слышат.

Я тут, намедни, с биноклем,
влез на высокую крышу.
Вижу стараются, взмокли.
Сутками, бедные, пишут. .

Вижу в бинокль Приватира,....