Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - Демьян Бедный vs. Сергей Есенин. Плоды мимолетной страсти (эссе)Демьян Бедный vs. Сергей Есенин. Плоды мимолетной страсти (эссе)Автор: Голем Эпиграф:Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам. Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих Прозрений дивных свет (Сергей Есенин, «Стансы» (1924 г.). * * * Если современный шансон (имеется в виду, арт-шансон) берёт начало в городском романсе и маргаритках Вертинского, то песенная поэзия своей ритмикой, образностью и распевностью, несомненно, восходит к труверам, а на Руси - к Сергею Есенину. Был ли Есенин октябрьским «солнцем русской поэзии»? В чём правота эпиграфа? Почему я вижу фрагменты Бедного и Есенина (а между ними – сдавленно чихающих Блока и Маяковского) практически в каждом из пишущих здесь поэтов? Включая автора, разумеется. . Путь наверх. Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу… © Булат Окуджава. Карьеризм, стремление прильнуть к власть имущим свойственно было в равной степени и Есенину, и Бедному (настоящее имя поэта, подумать только – Ефим Придворов!). Но шли они путями разными – и не пересекающимися. Как это было? . Маяковский, скажем (он то и дело тут будет всплывать) вступил в РСДРП еще в 1908, успел посидеть за дело революции в тюрьме. Бедный состоял записным автором большевистской «Правды» аж с 1912 года. А Есенину приходилось скрывать чтение стихов перед императрицей, дружбу с убийцей Урицкого Леонидом Канегиссером, религиозные мечты о новой Руси и много чего еще. Всеядный был мужчина. Расчетливый, как деревенский кулак. . Вернувшись из-за границы, Есенин обнаружил, что без покровительства в высших эшелонах теперь никуда. Государственный фавор означал оплату плюшек по высшим ставкам, а деньги постоянно нуждавшемуся поэту не помешали бы. Поскольку хитрый в житейском плане Серёжа в политике был крайне недальновиден, как и подобает выходцу из крестьянской среды (сам он крестьянином не был), льнуть русая бестия стала к будущим жертвам социалистического Молоха, к Бухарину и Троцкому. Бедный щеголял, как в поддёвке, в друзьях гг. Ленина и Сталина. . Демьян жил в квартире Большого Кремлевского дворца, в то время как Есенин ютился, где придется. Демьян раскатывал в личном вагоне, Есенин ругался из-за оплаты с извозчиками. Бедный первый в СССР был награжден за литературную деятельность боевым орденом, Есенина в прессе чехвостили и награждали расхожим эпитетом - «упадочный поэт". У нынешних нуворишей и их лизоблюдов, они же "Деточки Моргенштерна", есть масса исторических предшественников. Такое вот подлое наследие Византии. . О Бедном — или ничего, или почти ничего. Небесталанный поэт, вовремя примкнувший к штатным агитаторам-пропагандистам большевиков, он не был столь популярной сволочью, как «крайне сомнительный граф» Алексей Толстой. Сомнительный, поскольку он был бастардом, а не потомственным дворянством, и знаменитую фамилию присвоил самовольно. Служанка с барином согрешила.. обычное дело. В ту пору и наследство, и титулы расхватывал кто хотел. . Работы Демьяна били в точку и были весьма доходчивы. Бедный ратовал за коллективизацию и добровольный призыв в Красную Армию («Как родная меня мать провожала» стала всенародно любимой песней, её хвалил и тот же Сергей Есенин). Демьян просвещал, ораторствовал и увещевал крестьян на очень доходчивой ноте: вот они, ваши враги! Белая гвардия, чёрный барон. Памфлет от имени Врангеля был крайне популярен в народных массах, но крайне низок в художественном смысле. Не правда ли, здесь что-то напоминает маяковские «Окна Роста», разве что на крестьянский манер? . Легко сегодня Бедного костерить на чём свет стоит. Попробуйте вспомнить, какой была Россия в период заката монархии. Почти целиком крестьянской. Отсталой, забитой, безграмотной. Темнота религиозных обрядов слепила душу и сердце. В авторитете был кулак, но не столыпинский фермер, а недозрелый помещик, полу-лавочник, полу-рантье. Со всей его звериной натурой. Вот и шли ему деревнями на поклон, ненавидя и преклоняясь. Всем, кто готов сейчас метнуться в атаку под знаменем «За веру, царя и отечество», напомню, что разница между религией и верой столь же огромна, как между лужей и озером. Бог один, детей у него полно, в том числе не всегда удачных. Но самые неудачные дети становятся довольно горластыми. . Есенин попытался было влезть на чужую агитпроповскую делянку (харчи немалые, костюм из кожи со звоном!), но был нещадно выпнут за полную беспомощность и бездарность. Орал и завидовал демьянам-пропагандонам, но безуспешно. Остались не прожитыми страной его «Песни о Великом походе», сборники «Русь Советская», «Страна Советская», «О России и революции»… поэт по-маяковски ломал себя, становясь на горло собственной песне. Но столь же безуспешно, как и сам Маяковский. Лучшее есенинское произведение о революции, драматическая поэма «Страна негодяев», осталось лежать в столе. Что оставалось? Искать себе оправдание в имеющемся у него «прозрении». Вот ключевое слово эпиграфа – и всего стиха. . Что понимается под прозрением? Неслыханная образность, певучесть, весь поэтический строй и неподражаемый звук стиха. Не отнимешь, вот здесь Есенин был близок был к гению. Тот же Маяковский, искавший рифм и метафор в изломах-трещинах русской речи, был в ранних работах весьма лиричен, но отдалял себя от России. Он был громадным Облаком в Штанах, надземным и надсущностным. Есенин, выходец из семьи обеспеченной, во всём подчиняясь демонам своим, Клюеву и Мариенгофу, которые и вчетвером бы, удвоясь каждый, не стоили бы пары есенинских строк - играл "земелю", рубаху-парня, призывал поверить в сельскую новь. Оставаясь, по сути, весьма расхожим типом мелкого лавочника. Нравятся вам белокурые и смазливые мальчики-пейзанчики? Извольте, барышня! Не извольте беспокоиться, сморкаться в портьеру мы не приучены-с. А впрочем, если угодно... . Жестокий романс, вот что такое отклик Есенина в русском сердце. Громадные толпы поклонников ловили с жадностью есенинское слово. Масса экзальтированных почитательниц готова была носить его на руках. За что же Есенина так не любили Анна Ахматова и Иван Бунин? Не последние, в общем-то, люди в отечественной культуре. Не буду томить, отвечу. За лицемерие, патологическую лживость и зависть (А.А. ехидно и точно называла его «гостинодворцем», то есть торгашом, заезжим купчиком) - именно то, что породило затем пещерный есенинский антисемитизм. Всё логично, чёрная сотня большей частью как раз и состояла из бывших кулаков и нынешних лавочников. . А. Ахматова: «Я только что его (Есенина – Авт.) перечла. Очень плохо, очень однообразно, и напомнило мне нэповскую квартиру: еще висят иконы, но уже тесно, и кто-то пьет и изливает свои чувства в присутствии посторонних… все время – пьяная последняя правда, все переливается через край, хотя и переливаться-то, собственно, нечему. Тема одна-единственная – вот и у Браунинга была одна тема, но он ею виртуозно владел, а тут – какая же виртуозность? Впрочем, когда я читаю другие стихи, я думаю, что я к Есенину несправедлива. У них, бедных, и одной темы нет» . . Вот пишет о стихах Есенина Иван Бунин, ненавидевший любую профанацию; прекрасный стилист, он был, помимо изумительной прозы, ещё и крайне одаренным поэтом (сборник бунинских стихов «Листопад», получивший Пушкинскую премию, так и остался не разобранным современным ему покупателями на фоне Брюсова, Есенина, Блока... впрочем, сегодня и этих бы никто не расхватывал. Поэзия глумится над собой, и только-то): «Синий май. Заревая теплынь, Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь, Спит черемуха в белой накидке… . Дело происходит в мае, в саду, — откуда же взялась полынь, запах которой, как известно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы «веять»?" . Адресую вас, вслед за Буниным, к есенинскому «где-то плачет иволга, схоронясь в дупло» (ой, мама-джан.. иволга орет диким голосом и ни в какие дупла не прячется!), а также к прочим "стонущим глухарям". Ну, эти ладно, Ахматова и Бунин… эстеты, философы разума. Но почему «певца земли русской» так не любили крестьяне? Они не разделяли уверенности поэта в его, Есенина, величии. И наш Серёжа, совершенно взбешённый этим милым обстоятельством, не выдержит и напишет: . "…Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и пожалуй, что и сам я здесь не нужен". . Еще не прозрение, но вполне уже прозорливость. "Он вышел из глубинки, из народа и возвращаться очень не хотел... " (В. Высоцкий). Отвергнутый родимой почвой и городской стихотворной эстетикой, Есенин, не успевая иначе прославиться, искал себе врагов иного рода. Ходить далеко не надо. Врагами Есенина провозглашены были Владимир Маяковский и Демьян Бедный. . «Маяк» размерами таланта превосходил едва ли не весь Серебряный век. Чего ему делить с одаренным, но вечно пьяным рязанским молодцем? Есенин в то время изображал пейзанина с соломой в волосах, хотя родился отнюдь не в крестьянской семье и получил приличное для тех времён образование. Его опекал небесталанный Клюев, а опивала и объедала когорта «поэтов от сохи» с рангом пожиже, трубою пониже. Само собой, на расходы «озорному гуляке» хронически не хватало – отсюда и есенинские пьяные вопли: «Демьян, отдай мои деньги»! . Не поддавайтесь соблазну поверить в то, что вам показывать желают. Да не был никогда поэт Есенин ни алкоголиком, ни развратником, и не водил он дружбу с ворами и проститутками. Спирт не жарил, предпочитая смирновскую водочку или рябиновую настойку. Тоже не последнего гостя в застолье. Есенин очень любил себя, но места для всенародной любви к нему в столицах не обнаружилось.Повсюду ему мешали. И ежедневно нашему герою приходилось выстраивать очередную легенду. Маяковский скандально погружался в пучину Бриков, а Бедный, исписавшись и абсолютно всем надоев, паскудно вышел в тираж. Оплёванный и забытый. Таков был окончательный вариант жестокого романса «Тройка гнедых». . Итак, прозрение. Мы с вами, не спорьте, пленники образа. Мы можем дать его объемно и неожиданно. Но в девяти случаях из десяти просто не знаем, что с этим дальше делать. Я говорю здесь о песенных текстах, ибо собирая их по кусочкам,ощущаю себя большей частью обычным текстовиком, не поэтом. Примером ни для кого не являясь, ничьи золотые статуи не преследуя, покорно следую за сюжетом, и в этом я - полностью Д. Бедный. Я примеряюсь к тексту адресно, имея в виду исполнителя, аудиторию, ситуацию спроса, и всё это чистая коньюнктура. Но добежав и прищучив «сюжетную партию», я возвращаюсь, иду на поиск поворотов и метафор (если ранее не набрёл), стараясь не упускать из виду не утерять из виду общее построение текста. И здесь я крошечный Есенин и самую капельку Маяковский... Везёт, но единично, если в душу заходит Блок… почти шучу. Песенный текст, он только с виду доступен и прост, знаете ли. Легко Рождественскому и Ряшенцеву, Ларисе Рубальской или Юрию Энтину выезжать на одном таланте. А если не сподобил Господь, что делать? Пашите, граждане, и пишите. Но не считайте копеек, гонитесь сразу за рублём. Тогда и на копейку что-то да выйдет. И следом за прозрением есенинским придёт к вам полная ясность – чего вы стоите в песенном жанре, на что претендуете. Жить легче не станет, могу гарантировать, но зная себя, легче выдать нечто существенное. Все мускулы как будто собраны в единый кулак.. и дайте этим кулаком себе по морде, запустите нейроны. Живите в радости, несите её Отчизне. . Традиционно, спасибо, что Вы это прочли. Теги:
-3 Комментарии
#0 14:24 25-06-2022Седнев
Серьезный труд Весьма спорная категоричность в выводах и суждениях. Даже не так - в осуждении. Не цепляя личности и их метания, скажу так. По таланту я восхищаюсь Маяковским, по душевному настрою - ближе поздний Есенин. Д.Бедный в меньшей степени. Так или иначе, они сформировали лично меня как стихоплёта во многом, в большей степени эти отзывы коснулись стиля и техники. Но каждый поэт - поэт самостоятельный, невзирая на невольное подражание. Если это, поэт, конечно. Я вот стараюсь экспериментировать, иначе скучно. А популярность и деньги - чистый вопрос удачи, круга общения, и выбор тут очевиден. Есть возможность, позволяет ситуация - каждый стихоложец будет счастлив прославиться, следуя правилам конъюктуры. Ну или почти каждый. Интересное размышление.. статья, впрочем - чистый субъективизм, тут уж ничего не поделаешь. Есть эссе и по Маяковскому, но, видимо, следует воздержаться от его публикации. Я не люблю Есенина - он слишком много породил эпигонов и декадентщины. Но никуда от него не деться, как и от агитатора-приспособленца Демьяна. Спасибо, РК. Ты настоящий Поэт, и жаль, что я не могу посвятить следующее эссе твоему творчеству. О живых не принято писать ничего, кроме уничижительного, а пишешь ты замечательно. Еше свежачок Русскому поэту Петро Залупе, посвящается
К зиме чем ближе, вспоминаю, Твои ужимки и хи-хи Сидим и пьём, а я читаю Петрозалупины стихи Ты пьёшь тяжёлыми глотками, А я вино цежу как мёд, Стихи ты внемлишь потрохами - Рукою трогая живот А солнце жарит в поднебесье, И прахом полнялся черты "Петро Залупа пишет песни!... Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... |