Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Альтернатива в альтернативе

Альтернатива в альтернативе

Автор: М.Ж.
   [ принято к публикации 12:34  25-11-2007 | Шырвинтъ | Просмотров: 1524]
АЛЕКСАНДР АСМАНОВ

Начну с «Масяни». Помните этот мультик? Взахлеб скачивая его из вялотекущей сети, мы и наши дети (а у некоторых даже и бабушки с дедушками) смотрели немудрящую графику и слушали до боли знакомый настоящий питерский андерграунд. Впрочем, теперь уж он так не называется – скорее «альтернативное искусство».

Аналогичное впечатление произвела на меня в свое время серия рассказов из жизни «растаманов» – мЫша там еще была. Очень и очень достоверная серия. Обе небольшие книжечки (может и больше их было, но я видел две). Опять-таки – «альтернатива».

Еще аналогия – доперестроечная проза и поэзия, звучавшие в квартирных ЛИТО. Голая, неприкрытая правда о зонах, выселках, заградительных отрядах, стукачах, допросах, очередях, домкомах и прочей «альтернативной» действительности.

Теперь вот перейду к теме. Сперва к прозе, потом к поэзии Максима Жукова (М.Ж.).

У него совсем недавно вышла книга в рижском издательстве «Снежный КОМ». Ее название «ПМК» – или «Плеш-Муде-Кронштейн» – уже настраивает читателя на то, что речь пойдет о действительности «альтернативной». Впрочем, ныне уже и не альтернативной: могу навскидку назвать целый ряд произведений во всех мыслимых жанрах литературы, которые этой теме посвящены, и достаточно полно ее исследуют. И в целом достаточно полное представление дают о том, каково сегодня массовое отношение «хомы пишущего» к окружающей действительности. Мне самому, кстати, всегда жуткой и угрожающей казалась фраза автобусных водителей: «предъявляйте… окружающим вас пассажирам». Ты стоишь, а они тебя окружают. Еще немного – и совсем окружат. Не вырваться.

Аналогично с действительностью. Она окружила, и никуда от нее не деться.

Это о жанре.

Я взялся писать эту статью, так как за творчеством Максима Жукова посматриваю. Не то, чтобы слишком уж внимательно, но и выпускать из внимания неохота. И вижу, что человек этот из жанра своего вырастает, как выросло наше поколение из купленных мамами в «Детском мире» одинаковых тяжелых серых пальто с черными воротниками «под мех». В которых было душно, и в которых даже гулять было практически невозможно – ибо они СКОВЫВАЛИ, эти пальтушки.

«Масяня» прекратилась сама собой. Никто ее не «прикрывал», никто не «наступал песне на горло». Просто, эстетика андерграунда, не бесконечна. Более того, она очень и очень быстро исчерпывается. И приводит своих адептов туда, где они могут «начерпаться» чего-то другого – кто наркотиков и рока, кто водки и джаза, ну а кто-то переходит в иные измерения. В те, где границы пошире, и нет места «паролям» – слэнгу, повадкам, построению фраз и т.п.

Аналогичная судьба постигла «растаманские» прозу и поэзию. После талантливой «Мыши» было еще несколько попыток что-то создать из подобного материала. Более или менее удачные, они тем не менее были всегда повторами. Хотя, я сегодня не знаю, кого считать родоначальником – может и ошибаюсь, и обижаю напрасно других авторов из этой плеяды. Тогда простите.

Аналогично (и трагично) вышло с диссидентской поэзией. И с лагерной. Фон, в котором работали (и работают еще) авторы этого жанра, един до оскомины. Некто называет это версификацией, некто бесталанностью и графоманией – не важно. Важно, что прочитав пять-шесть таких произведений, ты читал их уже все. За редчайшими (!) исключениями.

Так вот. Долго разбегаясь, я все же хочу наконец обозначить свое отношение к книге Максима Жукова. Это – исключение. Добраться до такой мысли непросто – предупреждаю заранее. Ибо составляющие жанра «альтернативного творчества» у него есть все по счету – и в избытке. Тут и ненормативная лексика, и много грязноватого секса, и маргиналы, и бытовая «чернуха». Всякой твари помногу. Но…

У меня есть чувство, что Максим этот жанр перерастает. Особенно, пожалуй, это заметно по рассказам об актерах – о Рине Зеленой и Зиновии Гердте. В них проглядывает другое лицо автора, что естественно – прикладывая самих себя к неким эталонам, мы невольно проявляемся. Но только кто-то проявляется «ожиданно», а кто-то удивляет. Максим Жуков удивляет. Его «чернушный» цинизм делается вдруг мягким, а восприятие действительности от документальности переходит в философичность. Ненавязчивую, но от того еще более важную.

«Сейчас на сцене того самого театра идут пьесы, наполненные сложной какофонией современных драматургических инвектив. И мне становится одновременно и противно, и как-то по-детски весело и светло, когда в зрительный зал со сцены обрушивается грязными напластованиями разнузданный и филигранный сорокинский мат.»

Неожиданно для автора, использующего «ненорматив» в качестве «достоверной детали» своего времени. И еще:

«Меня стали раздражать РАЗГОВАРИВАЮЩИЕ матом уличные подростки (мы-то в их возрасте матом только ругались, причем, как мне сейчас кажется, не прилюдно).»

Все это, правда, Жуков называет «ханжеством и ретроградством». Однако, получается у него скорее «от противного».

Ну и далее. Рассказы «Мухомор» и «ПМК» (давший имя всей книге) – это уже не «жанр ради жанра». Это уже серьезно. Это попытка очистить судьбу от напластований – как очищается кочан капусты до самой кочерыжки. С подспудным внутренним страхом: есть ли она – кочерыжка? С тем страхом, который передается внимательному читателю, узнающему и ситуации жизненные, и реакции свои на них. И понимающему, что все мы, собственно, похожи. Одни вот только пытаются осмыслить и очистить, а другие так и живут.

В общем – «альтернатива альтернативе». Непростая по построению. Талантливая по написанию и (если совсем уж заняться буквоедством), требующая некоторой авторско-редакторской доработки. Ибо иногда длинновато.

Теперь о стихах.

Подборка, вошедшая в книгу, начинается стихотворением «Контркультурное». Уж не знаю, интуитивно ли выбрано такое начало, либо автор и сам определяет свою книгу, как «выход за рамки», но оно весьма и весьма уместно. Аналогично уместно и следующее – «Гомерическое». Вообще, стихи у Жукова (говоря редакторски) «чище» прозы: в них умение автора жить в нескольких языковых пластах одновременно чаще всего создает парадоксальный и радостный эффект узнавания, достоверности, доверия. Ну и аллюзии авторские понятны: Пастернак, Блок, Галич, Бродский… Символы 80-х, на которые сейчас принято посматривать свысока, однако, простите уж, господа-гурманы: а каковы альтернативы? Если поэт пишет не в стол и не для круга «избранных», то и опирается он на то, что работает в мозгах читателей, как ключи к дверцам ассоциаций. Иных-то ключей ни наше советско-российское образование, ни наша телевизионно-театральная действительность нам не отковали. Другое дело, КАК автор это делает. А Максиму сложные и опасные (с точки зрения тех же гурманов) приемы удаются. И это оставляет впечатление наполненности после чтения его стихов – редкое по нынешним временам чувство.

«Я переживу свою старость без мутной волны у причала,
Девицы в купальном костюме, сигары в дрожащей руке
И шезлонга, —
Вот павший диктатор, иль нет! — получивший отставку министр.
Гораздо приятней склониться над книгой на полузаброшенной даче
И грустно и звонко
читать про себя, как слагает стихи лицеист.»

Сказано прямо. Можно было бы упрекнуть в безыскусности: больно уж «мистер-твистер» описан в отвергаемой атрибутике, да вот только вся жизнь наша сегодня карикатурно похожа на высмеянное в свое время «мистер-твистерство». Если уж миллионер – то обязательно завод, газета и пароход (сегодня, правда, еще самолеты добавились).

Обобщу впечатление.

Книга «ПМК» – это, своего рода, «расставание с жанром». Ибо, хотя построена она по канонам «альтернативно-чернушным», но в каждом рассказе, в каждом стихотворении в ней видно, как выглядывает через закопченное окно «альтернативы», где спертый воздух и известные темы, взгляд человека, готового к восприятию всего остального мира.

Мне понравилось. Прочитал. Процитировал знакомым. И еще буду читать и цитировать.


Теги:





0


Комментарии

#0 13:40  25-11-2007Шизоff    
ни в курсах ни разу.
#1 14:52  25-11-2007дэвачка с пэрсиками    
перефразировав масяню ты кто м.ж. иди в жоппу м.ж. а максима жукова мы читаем и любим физик-философ еще тот
#2 16:20  25-11-2007Палосич    
А чо это М.Ж. сам себя пеАред?!
#3 16:43  25-11-2007Слава КПСС    
Ага. Легкий ненавязчивый пеар, с разрешения одменестрацыи.
#4 17:54  25-11-2007    
хуитища.
#5 18:11  25-11-2007М.Ж.    
Бывалый

16:43 25-11-2007

"Ага. Легкий ненавязчивый пеар, с разрешения одменестрацыи."


ну да, ну да...

:)

#6 18:39  25-11-2007Дуня Распердяева    
Забавная была Масяня. Появлялась в финале "Намедни" с Пафеновым. Детки распечатывали постеры с лысой улыбчивой приплюснутоголовой девочкой и пришпиливали булавками над кроватками.

И "Мыша" перечитывалась вслух под дружный смех подруг.

А стихи и прозу Максима Жукова читала ту, что в инете.Очень даже.

#7 18:44  25-11-2007М.Ж.    
спасибо, Дунь. ты на тусу-то придешь (1 декабря)?
#8 18:50  25-11-2007Дуня Распердяева    
М.Ж.

Я постараюсь. То есть скорее всего.

#9 19:00  25-11-2007М.Ж.    
Вот там и познакомимся. т.с. визуально

:)

Срочно подскажите, где можно купить книгу "Плеш-муде-кронштейн"!
#11 10:23  26-11-2007М.Ж.    
Здесь можно: http://stuff.udaff.com/view/udaflogo/107.htm


вообще, на Главное стр. на "Ресурсе Удава" - есть реклама...


книна называеца: "П-М-К"


Комментировать

login
password*

Еше свежачок
23:29  04-06-2025
: [3] [Критика]
Ты мне втираешь, что Дарвин гений
Я отвечаю: нет горше твари
Наш Демосфен говорит на фене
Фоточки скролит с унылой харей

Это тебе не бродить в пустыне
Не искушать простака Иуду
Наши друг к другу давно остыли
Даже запариваться не будут

В горе и в радости мы в Телеге
Главный союз у руки с айфоном
Ищут бродяги тепла и неги
Где-то на стыке стекла с бетоном

Девки рожают себе талоны
Хлебные карточки, проездные
Парубки дрочат на мета-клонов
В...
08:44  29-05-2025
: [24] [Критика]
“Первый признак начала познания - желание умереть”
Франц Кафка

Умереть не хочу, да и знать ничего не желаю.
Оказался неправ многомудрый и сумрачный Франц.
Я прислушаюсь ночью в далёкому гулкому лаю,
Потому что я знаю, судьбы он моей парафраз....
13:34  22-05-2025
: [10] [Критика]
верит только в бабло эпоха -
нахрена ей нужны пегасы,
и пегасам полеты - пофик,
в стойлах жрут, набирая массу:
Возносить, типа, к горним высям
вдохновений теперь не лезем,
но зато мы побольше высрем,
ну, а чо, ведь навоз полезен.
Нам бы вкусно питаться всем, но
интернет придушил нас плотно -
нам все время приносят сено,
мы жуем и теряем взлетность....
12:20  20-05-2025
: [19] [Критика]
Чтобы стать популярным, нужно быть либо извращенцем, либо сумасшедшим с рождения. Но лучше одновременно и тем и другим. Имитировать талант не получится. Притворство в искусстве сразу заметно. На извращения меня не тянет. После Жана Жене и Генри Миллера что я могу принести на алтарь Гимероса?...
похожи были члены наши
в безбашенные годы на…часы
с кукушкой, что на стенке машет
башкой и о гормонах голосит.
Подтянуты в сатин яички-гири,
кукушка круглосуточно бодра…
Так что же мы сейчас угомонили
ход шестеренок и "шатер с утра"?...