Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - Ворон Гамлет из Кавказской пленницы

Ворон Гамлет из Кавказской пленницы

Автор: Антоновский
   [ принято к публикации 02:28  15-05-2009 | Нимчег | Просмотров: 2605]
Пришло время погасить свет, зажечь свечи и начать разговор о Леониде Иовиче Гайдае.

В своё время на меня произвела сильнейшее впечатление статья Сергея Добротворского “И задача при нём…”
Добротворский там проводит достаточно интересные аналогии между Гайдаем и Хичкоком. ( Не хотелось бы подробно пересказывать здесь содержание статьи, интересующиеся без труда, отыщут её в интернете)

Книжка “Кино на ощупь” достаточно долгое время была моей настольной, а статья про Гайдая - любимая в ней.
Именно этот текст и сподвиг меня более глубоко покопаться в творчестве великого режиссёра.

Гайдай – представляется мне одним из крестных отцов современного ( пост – тарантиновского ) кинематографа. Тарантино, как известно, продолжил традиции, начатые Серджио Леоне в его спагетти вестернах. Гайдай снял своих Деловых Людей с замечательной стилизацией “Дороги, которые мы выбираем” за 10-летия до первых опытов Леоне в жанре ковбойского муви. ( Этот абзац был кратким изложением длиннющей в сущности теории о Гайдае раннем пост модернисте )

А теперь перейдём к главному к моей любимой сцене у Гайдая: Финале Кавказской пленницы.

Я вообще – фанатик яркого цвета Техниколора. Моя мечта что бы в будущем изобрели очки, через которые я буду видеть мир в цветах, как в фильме “Три плюс Два”.

Так вот в Техниколоровских цветах – вообще то говоря снято достаточно большое количество фильмов ужасов ( В основном Роджером Корманом ) . Но сцена с вороной и товарищем Сааховым в Кавказской пленнице – это безусловный вышак. Это уже не пост-модерн. Это Новая Искренность ( господи как я ненавижу все эти культурологические термины )

Ну безусловно – что одним из центральных фильмов Новой Искренности является японский Звонок:
Многоэтажные блочные дома, серость будней, обыденность – наконец телевизор ( телевизор помниться отлично играет ещё в Полтергейсте ) как источник абсолютного зла.

Товарищ Саахов – жаркой южной ночью, в типовой советской квартире – засыпает именно у телевизора.
Лично мне самые страшные сны сняться, когда я сплю как раз таким образом.
И вообще – это гениальная завязка сцены ужаса.

Словно шахматные – на экране танцуют белые фигуры.
Раздается телефонный звонок.

( Какая-нибудь идиотская КВН команда на конкурсе “озвучка” давно уже могла вставить в этот момент фразу: Семь дней )

Но в фильме из телефона доносится лишь зловещая тьма ночи.
Уютно горит торшер.

Уют этот тонко – словно по шву перерезается Эдгаром По. В комнату влетает ворон.
Колышется белая занавеска.
Раздается стук в дверь.

Дальше происходит вообще сумашедьшая вещь – потому что в 60-е так не снимал даже Хичкок. Да что там Хичкок – Бергман. Только не подумайте что я стебусь – я совершенно серьезно.
Синий цвет ночи – сквозь решётку жалюзи.
Этот синий цвет – станет главным героем много позже – В Кубриковских “Широко Закрытыми глазами” – Свет сумерек души, отношений. Здесь – свет сумерек души человека попутавшего прошлое с будущим, свет грядущей мести – мести из современности.
Саахов включает торшер – поворот – в кресле сидит Наталья Варлей в белой косынке с стеклянными глазами.

Точка.

Идеальная режиссура.

Вот дальше здесь можно писать про культурный ряд, про Роджера Кормана с фильмом “Ворон” 1963 года, про то что Наталья Варлей сыграла Ведьму в фильме “Вий”, про фильм “Прикосновения” 1991 года, (страшный такой русский Хоррор), выйти собственно к Звонку. Но зачем? Пост-модерн кончился давно. Кого волнует этот культурный ряд. Кино – это сны. Сны вне времени. Эта сцена волновала моё воображение ещё в детстве. Эта сцена трогает меня – торкает, до сих пор. Вне контекста.

Дальше – всё ещё серьёзнее. Тени на стене. Мрачная шутка о том – что в Морге тебя переоденут. Техниколоровский кошмар. Перерезанный кинжалом телефон.

И главный вывод кошмара – все мы до сих пор дикари – повязанные страхами со средневековьем и более глубокими временами, когда страх властвовал на земле. Вывод к которому приходили все хоррор-мейкеры так или иначе и Лавкрафт, и Стивен Кинг, и современные режиссеры J-хорроров.

Здесь это сжато – идеально поставлено – за 4 минуты.

Господи – да какой Девид Линч – вот всё просто, всё идеально! Гайдай.
Крышу рвёт!
Потрясающе!

Понятно что у него там ещё цитаты из Зимленичной Поляны ( Об этом ещё Добротворский писал ) когда Шурик видит сам себя в спальном мешке. И вообще Гайдай – вообще не так прост как кажется.

И Ворона там не спроста, зовут Гамлет.

Но сейчас – конечно следует погасить свечи. Вспомнить эту сцену, которую все видели тысячу раз. А потом можно даже перебрать в голове все свои страхи. И включить перед сном телевизор. И заснуть перед ним.

И тогда на утро станет точно легче.
( Если утро настанет )
( Впрочем – солнечный свет техниколора в Гайдаевских фильмах говорит, что Утро будет всегда )


Теги:





3


Комментарии

#0 07:21  15-05-2009Бабука    
Очень интересно написано. Сцена действительно памятная. И Гайдай крут очень. Вечные фильмы снял, практически. И ничего лишнего, никакого совковского официоза. А песни какие вставлял - сюр ведь настоящий. Как ему это удавалось? В то то время.
#1 12:09  15-05-2009Шева    
Очень хорошо написал. С любовью.
#2 14:26  15-05-2009elkart    
Хуеплёт и Яйце-Клетка

или Кавказская пленница как средство связывания-воспитания подрастающего поколения в духе преданности идеалам ВЛКБДСМ

---

«Знаешь, я тут размышлял, пока тебя не было: если внимательно пересмотреть старые леонид-гайдаевские комедии, то в них явно слышна струнка (и видна картинка) БДСМ.

Отчетливо так.

Все эти недотепистые главные герои, находящиеся под каблуком у главных же героинь.

Присмотрись, увидишь сама!

Помню, еще в школу не ходил, смотрел взахлёб «Кавказскую пленницу».

Вообще показательный фильм. Вся кодла пытается настигнуть стремительную, яркую, смелую Нину. Яйцеклетку. И этот главный хуеплёт, Шурик, вот по кому уж плётка плачет. (прости за каламбур). И вот этот критический момент, троица Никулин-Вицын-Моргунов обезврежена…

Основательно разогретая Нина.

Связанная.

Шурик её развязывает.

Получает оплеуху.

Снова связывает.

И целует.

(надо думать, этим не ограничилось, но осталось за кадром)…

---

Между прочим, есть один старый, малоизвестный фильм «Карьера Димы Горина», где Шурик таким же соплежуем приезжает в тайгу, и (отхватив, естественно, по полной программе) становится уже не рабом, но Мастером.

Лезет в вышину, к небу.

И прикуривает от Солнца. Будто целует его.

Знаешь, мне нравится целовать Солнце.

Но воспитание не позволяет.

Тот фильм слишком редко крутили перед моими глазами.

Так что, нечему удивляться… Все мы попадаем в эту клетку… Мечтаем связать кого-то, но когда вырастаем, понимаем отчётливо: связываем не мы, а нас…»

---

«Кто тебе позволил вылезти из будки, киноман?

Ну-ка, погаси мою сигарету!

Перекур окончен, пора заняться твоим перевоспитанием…

Кстати, к твоему сведению:

кино и canis – очень близкие слова, и не только по звучанию».

#3 14:39  15-05-2009Антоновский    
elkart

14:26 15-05-2009

5 баллов!

Поржал искрене!

#4 16:35  15-05-2009VETERATOR    
А с кошками как?

тоже неспроста?

#5 20:38  15-05-2009ПетровичЪ    
Прочитал статью Добротворского. Очень хорошая статья. Тебя ещо не читал, но зачту. потом. Люблю добротную кинокритику
#6 20:56  15-05-2009Pusha    
охуенске жеж.
#7 21:22  15-05-2009херр Римас    
Ну дак гут.
#8 22:03  15-05-2009ikononov    
Какиеж вывсе аказаваедтся зверзки антилегендные! Просто не Литпром, а "Советский экран". Ахуедь!
Сжог, красава!

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
06:27  18-06-2017
: [7] [Кино и театр]
Театр - квинтэссенция простоты,
Где ты - это я, а я - это ты,
Где оба причастны одной cудьбе.
(Когда больно мне, то больно тебе),
Где жизнь - квинтэссенция пустоты
Со всполохом призрачной красоты,
Ее обнажённый бесстыдный полёт,
Где грим Азазелло на шабаш зовёт,
Огонь из светящегося конфетти,
И кто-то смеется и шепчет: "Прости"....
21:27  13-06-2017
: [6] [Кино и театр]
Стоят в глубинках городки,
Где петухи орут до хрипа.
Признаюсь, очень мне близки
Селения такого типа

Заборов их перекосяк
Выводит запросто к речушке
Любого, кто презрел "пятак"
Киношки, рынка и торгушки.

Читать оставьте, коль для вас
Тоскливы встречи с бедным бытом,
Моя история как раз
О месте всеми позабытом....
08:53  05-06-2017
: [23] [Кино и театр]
Развеяв по ветру последний марафет,
громит прибой прибрежные аптеки,
из склянок битых - йодом льёт рассвет,
дыхнуло гнилью, мидий взмыли веки

По рунами изрубленной доске
расколотое, скачет солнца блюдце,
свиваясь в имя чьё-то на песке,
лучи, рассеиваясь, литерами вьются

В медуз светильниках притушен белый свет
над ложами, укутанными илом -
дымится, рвётся солнца трафарет
горгоньей головой-паникадилом

Ложатся в пазл морских ежей скорлупки,
не затихает вет...
16:56  02-06-2017
: [12] [Кино и театр]

Массивные инкрустированные двери бесшумно отворились. В маленький зал, чей потолок пожирала позолоченная лепнина, энергично ступил то ли молодой то ли старый, то ли высокий, то ли низкий, то ли красавец, то ли урод, то ли крепкий, то ли слабый человек....
23:04  28-05-2017
: [73] [Кино и театр]
Язык болтается сиреневый
над морем - облако повесилось,
зажмурилось, слетело лесенкой,
качается, щекочет дерево

А мы в закат идём по берегу,
совпав по месту и по времени,
и нам вполне себе сиренево
до моря, облака и дерева

Лилово нам, и фиолетово
торчит топориком из темени
луна, тараща зрак базедов на
звёзды брызнувшие семенем

на море, кипарисы, лётчиков
подбитых, выбитых из стремени,
с резьбы слетевших и со счётчиков,
с учёта снявшихся из племени<...