Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - Ворон Гамлет из Кавказской пленницы

Ворон Гамлет из Кавказской пленницы

Автор: Антоновский
   [ принято к публикации 02:28  15-05-2009 | Нимчег | Просмотров: 2281]
Пришло время погасить свет, зажечь свечи и начать разговор о Леониде Иовиче Гайдае.

В своё время на меня произвела сильнейшее впечатление статья Сергея Добротворского “И задача при нём…”
Добротворский там проводит достаточно интересные аналогии между Гайдаем и Хичкоком. ( Не хотелось бы подробно пересказывать здесь содержание статьи, интересующиеся без труда, отыщут её в интернете)

Книжка “Кино на ощупь” достаточно долгое время была моей настольной, а статья про Гайдая - любимая в ней.
Именно этот текст и сподвиг меня более глубоко покопаться в творчестве великого режиссёра.

Гайдай – представляется мне одним из крестных отцов современного ( пост – тарантиновского ) кинематографа. Тарантино, как известно, продолжил традиции, начатые Серджио Леоне в его спагетти вестернах. Гайдай снял своих Деловых Людей с замечательной стилизацией “Дороги, которые мы выбираем” за 10-летия до первых опытов Леоне в жанре ковбойского муви. ( Этот абзац был кратким изложением длиннющей в сущности теории о Гайдае раннем пост модернисте )

А теперь перейдём к главному к моей любимой сцене у Гайдая: Финале Кавказской пленницы.

Я вообще – фанатик яркого цвета Техниколора. Моя мечта что бы в будущем изобрели очки, через которые я буду видеть мир в цветах, как в фильме “Три плюс Два”.

Так вот в Техниколоровских цветах – вообще то говоря снято достаточно большое количество фильмов ужасов ( В основном Роджером Корманом ) . Но сцена с вороной и товарищем Сааховым в Кавказской пленнице – это безусловный вышак. Это уже не пост-модерн. Это Новая Искренность ( господи как я ненавижу все эти культурологические термины )

Ну безусловно – что одним из центральных фильмов Новой Искренности является японский Звонок:
Многоэтажные блочные дома, серость будней, обыденность – наконец телевизор ( телевизор помниться отлично играет ещё в Полтергейсте ) как источник абсолютного зла.

Товарищ Саахов – жаркой южной ночью, в типовой советской квартире – засыпает именно у телевизора.
Лично мне самые страшные сны сняться, когда я сплю как раз таким образом.
И вообще – это гениальная завязка сцены ужаса.

Словно шахматные – на экране танцуют белые фигуры.
Раздается телефонный звонок.

( Какая-нибудь идиотская КВН команда на конкурсе “озвучка” давно уже могла вставить в этот момент фразу: Семь дней )

Но в фильме из телефона доносится лишь зловещая тьма ночи.
Уютно горит торшер.

Уют этот тонко – словно по шву перерезается Эдгаром По. В комнату влетает ворон.
Колышется белая занавеска.
Раздается стук в дверь.

Дальше происходит вообще сумашедьшая вещь – потому что в 60-е так не снимал даже Хичкок. Да что там Хичкок – Бергман. Только не подумайте что я стебусь – я совершенно серьезно.
Синий цвет ночи – сквозь решётку жалюзи.
Этот синий цвет – станет главным героем много позже – В Кубриковских “Широко Закрытыми глазами” – Свет сумерек души, отношений. Здесь – свет сумерек души человека попутавшего прошлое с будущим, свет грядущей мести – мести из современности.
Саахов включает торшер – поворот – в кресле сидит Наталья Варлей в белой косынке с стеклянными глазами.

Точка.

Идеальная режиссура.

Вот дальше здесь можно писать про культурный ряд, про Роджера Кормана с фильмом “Ворон” 1963 года, про то что Наталья Варлей сыграла Ведьму в фильме “Вий”, про фильм “Прикосновения” 1991 года, (страшный такой русский Хоррор), выйти собственно к Звонку. Но зачем? Пост-модерн кончился давно. Кого волнует этот культурный ряд. Кино – это сны. Сны вне времени. Эта сцена волновала моё воображение ещё в детстве. Эта сцена трогает меня – торкает, до сих пор. Вне контекста.

Дальше – всё ещё серьёзнее. Тени на стене. Мрачная шутка о том – что в Морге тебя переоденут. Техниколоровский кошмар. Перерезанный кинжалом телефон.

И главный вывод кошмара – все мы до сих пор дикари – повязанные страхами со средневековьем и более глубокими временами, когда страх властвовал на земле. Вывод к которому приходили все хоррор-мейкеры так или иначе и Лавкрафт, и Стивен Кинг, и современные режиссеры J-хорроров.

Здесь это сжато – идеально поставлено – за 4 минуты.

Господи – да какой Девид Линч – вот всё просто, всё идеально! Гайдай.
Крышу рвёт!
Потрясающе!

Понятно что у него там ещё цитаты из Зимленичной Поляны ( Об этом ещё Добротворский писал ) когда Шурик видит сам себя в спальном мешке. И вообще Гайдай – вообще не так прост как кажется.

И Ворона там не спроста, зовут Гамлет.

Но сейчас – конечно следует погасить свечи. Вспомнить эту сцену, которую все видели тысячу раз. А потом можно даже перебрать в голове все свои страхи. И включить перед сном телевизор. И заснуть перед ним.

И тогда на утро станет точно легче.
( Если утро настанет )
( Впрочем – солнечный свет техниколора в Гайдаевских фильмах говорит, что Утро будет всегда )


Теги:





3


Комментарии

#0 07:21  15-05-2009Бабука    
Очень интересно написано. Сцена действительно памятная. И Гайдай крут очень. Вечные фильмы снял, практически. И ничего лишнего, никакого совковского официоза. А песни какие вставлял - сюр ведь настоящий. Как ему это удавалось? В то то время.
#1 12:09  15-05-2009Шева    
Очень хорошо написал. С любовью.
#2 14:26  15-05-2009elkart    
Хуеплёт и Яйце-Клетка

или Кавказская пленница как средство связывания-воспитания подрастающего поколения в духе преданности идеалам ВЛКБДСМ

---

«Знаешь, я тут размышлял, пока тебя не было: если внимательно пересмотреть старые леонид-гайдаевские комедии, то в них явно слышна струнка (и видна картинка) БДСМ.

Отчетливо так.

Все эти недотепистые главные герои, находящиеся под каблуком у главных же героинь.

Присмотрись, увидишь сама!

Помню, еще в школу не ходил, смотрел взахлёб «Кавказскую пленницу».

Вообще показательный фильм. Вся кодла пытается настигнуть стремительную, яркую, смелую Нину. Яйцеклетку. И этот главный хуеплёт, Шурик, вот по кому уж плётка плачет. (прости за каламбур). И вот этот критический момент, троица Никулин-Вицын-Моргунов обезврежена…

Основательно разогретая Нина.

Связанная.

Шурик её развязывает.

Получает оплеуху.

Снова связывает.

И целует.

(надо думать, этим не ограничилось, но осталось за кадром)…

---

Между прочим, есть один старый, малоизвестный фильм «Карьера Димы Горина», где Шурик таким же соплежуем приезжает в тайгу, и (отхватив, естественно, по полной программе) становится уже не рабом, но Мастером.

Лезет в вышину, к небу.

И прикуривает от Солнца. Будто целует его.

Знаешь, мне нравится целовать Солнце.

Но воспитание не позволяет.

Тот фильм слишком редко крутили перед моими глазами.

Так что, нечему удивляться… Все мы попадаем в эту клетку… Мечтаем связать кого-то, но когда вырастаем, понимаем отчётливо: связываем не мы, а нас…»

---

«Кто тебе позволил вылезти из будки, киноман?

Ну-ка, погаси мою сигарету!

Перекур окончен, пора заняться твоим перевоспитанием…

Кстати, к твоему сведению:

кино и canis – очень близкие слова, и не только по звучанию».

#3 14:39  15-05-2009Антоновский    
elkart

14:26 15-05-2009

5 баллов!

Поржал искрене!

#4 16:35  15-05-2009VETERATOR    
А с кошками как?

тоже неспроста?

#5 20:38  15-05-2009ПетровичЪ    
Прочитал статью Добротворского. Очень хорошая статья. Тебя ещо не читал, но зачту. потом. Люблю добротную кинокритику
#6 20:56  15-05-2009Pusha    
охуенске жеж.
#7 21:22  15-05-2009херр Римас    
Ну дак гут.
#8 22:03  15-05-2009ikononov    
Какиеж вывсе аказаваедтся зверзки антилегендные! Просто не Литпром, а "Советский экран". Ахуедь!
Сжог, красава!

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
11:15  24-11-2016
: [28] [Кино и театр]
Питерская коммуналка. Скажем, конец восьмидесятых.
За столом сидят двое – мать и дочь.
Обе в распахнутых пальто и зимних сапогах.
Они смеются и прямо пальцами вылавливают из скользкого кулька, лежащего тут же на столе, холодные солёные огурцы....
09:26  11-11-2016
: [17] [Кино и театр]
Шестирукая бабища с сиськами из силикона,
В стрингах из змеиной кожи и с ружьем наперевес,
След берет Иуды Кришны – всем известного гандона,
С рыжей и бесстыжей рожей,
Возбуждая интерес
У толпы многоголовой, многорукой, многоногой,
Именуемой кем надо - «потрясающий народ»,
А народ поверив снова жизни лучшей в жизни новой
Ждет, когда застрелит гада эта бестия вот-вот....
11:21  09-11-2016
: [4] [Кино и театр]
Действие происходило на сцене большого театра. Не того Большого, легендарного с позолотами люстр и красочными декорациями, где блистали звезды оперы и балета, а просто большого, по размерам. Люстры с декорациями были и здесь, но далеко не золоченые и красочные, тем не менее они подкупали своей естественностью, люстра походила на солнце, а декорации были словно собраны по кусочкам со всех уголков страны, с видами больших и малых городов, бескрайних полей и заснеженных тундр....
13:14  07-11-2016
: [4] [Кино и театр]
ПОЭТ

По дороге на студию Вадим за баранкой был угрюм, на шутки товарищей не реагировал. Съемочная группа возвращалась с очередного редакционного задания – снимали сюжет на сахарном заводе....
20:59  01-11-2016
: [11] [Кино и театр]
"здесь и сейчас" - это тонкой иглы остриё.
или вниз со шпиля, или проткнут нАсквозь.
это фокус.., такой себе хитрый приём -
самого себя разглядеть под маской.
не такой, как все... таких, как ты сотни.
выпадаешь в осадок города, и где-то на самом дне
ставишь лета тавро, чтобы никто не отнял,
чтоб запомнить, как живое небо горело в огне....