Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - Ворон Гамлет из Кавказской пленницы

Ворон Гамлет из Кавказской пленницы

Автор: Антоновский
   [ принято к публикации 02:28  15-05-2009 | Нимчег | Просмотров: 2512]
Пришло время погасить свет, зажечь свечи и начать разговор о Леониде Иовиче Гайдае.

В своё время на меня произвела сильнейшее впечатление статья Сергея Добротворского “И задача при нём…”
Добротворский там проводит достаточно интересные аналогии между Гайдаем и Хичкоком. ( Не хотелось бы подробно пересказывать здесь содержание статьи, интересующиеся без труда, отыщут её в интернете)

Книжка “Кино на ощупь” достаточно долгое время была моей настольной, а статья про Гайдая - любимая в ней.
Именно этот текст и сподвиг меня более глубоко покопаться в творчестве великого режиссёра.

Гайдай – представляется мне одним из крестных отцов современного ( пост – тарантиновского ) кинематографа. Тарантино, как известно, продолжил традиции, начатые Серджио Леоне в его спагетти вестернах. Гайдай снял своих Деловых Людей с замечательной стилизацией “Дороги, которые мы выбираем” за 10-летия до первых опытов Леоне в жанре ковбойского муви. ( Этот абзац был кратким изложением длиннющей в сущности теории о Гайдае раннем пост модернисте )

А теперь перейдём к главному к моей любимой сцене у Гайдая: Финале Кавказской пленницы.

Я вообще – фанатик яркого цвета Техниколора. Моя мечта что бы в будущем изобрели очки, через которые я буду видеть мир в цветах, как в фильме “Три плюс Два”.

Так вот в Техниколоровских цветах – вообще то говоря снято достаточно большое количество фильмов ужасов ( В основном Роджером Корманом ) . Но сцена с вороной и товарищем Сааховым в Кавказской пленнице – это безусловный вышак. Это уже не пост-модерн. Это Новая Искренность ( господи как я ненавижу все эти культурологические термины )

Ну безусловно – что одним из центральных фильмов Новой Искренности является японский Звонок:
Многоэтажные блочные дома, серость будней, обыденность – наконец телевизор ( телевизор помниться отлично играет ещё в Полтергейсте ) как источник абсолютного зла.

Товарищ Саахов – жаркой южной ночью, в типовой советской квартире – засыпает именно у телевизора.
Лично мне самые страшные сны сняться, когда я сплю как раз таким образом.
И вообще – это гениальная завязка сцены ужаса.

Словно шахматные – на экране танцуют белые фигуры.
Раздается телефонный звонок.

( Какая-нибудь идиотская КВН команда на конкурсе “озвучка” давно уже могла вставить в этот момент фразу: Семь дней )

Но в фильме из телефона доносится лишь зловещая тьма ночи.
Уютно горит торшер.

Уют этот тонко – словно по шву перерезается Эдгаром По. В комнату влетает ворон.
Колышется белая занавеска.
Раздается стук в дверь.

Дальше происходит вообще сумашедьшая вещь – потому что в 60-е так не снимал даже Хичкок. Да что там Хичкок – Бергман. Только не подумайте что я стебусь – я совершенно серьезно.
Синий цвет ночи – сквозь решётку жалюзи.
Этот синий цвет – станет главным героем много позже – В Кубриковских “Широко Закрытыми глазами” – Свет сумерек души, отношений. Здесь – свет сумерек души человека попутавшего прошлое с будущим, свет грядущей мести – мести из современности.
Саахов включает торшер – поворот – в кресле сидит Наталья Варлей в белой косынке с стеклянными глазами.

Точка.

Идеальная режиссура.

Вот дальше здесь можно писать про культурный ряд, про Роджера Кормана с фильмом “Ворон” 1963 года, про то что Наталья Варлей сыграла Ведьму в фильме “Вий”, про фильм “Прикосновения” 1991 года, (страшный такой русский Хоррор), выйти собственно к Звонку. Но зачем? Пост-модерн кончился давно. Кого волнует этот культурный ряд. Кино – это сны. Сны вне времени. Эта сцена волновала моё воображение ещё в детстве. Эта сцена трогает меня – торкает, до сих пор. Вне контекста.

Дальше – всё ещё серьёзнее. Тени на стене. Мрачная шутка о том – что в Морге тебя переоденут. Техниколоровский кошмар. Перерезанный кинжалом телефон.

И главный вывод кошмара – все мы до сих пор дикари – повязанные страхами со средневековьем и более глубокими временами, когда страх властвовал на земле. Вывод к которому приходили все хоррор-мейкеры так или иначе и Лавкрафт, и Стивен Кинг, и современные режиссеры J-хорроров.

Здесь это сжато – идеально поставлено – за 4 минуты.

Господи – да какой Девид Линч – вот всё просто, всё идеально! Гайдай.
Крышу рвёт!
Потрясающе!

Понятно что у него там ещё цитаты из Зимленичной Поляны ( Об этом ещё Добротворский писал ) когда Шурик видит сам себя в спальном мешке. И вообще Гайдай – вообще не так прост как кажется.

И Ворона там не спроста, зовут Гамлет.

Но сейчас – конечно следует погасить свечи. Вспомнить эту сцену, которую все видели тысячу раз. А потом можно даже перебрать в голове все свои страхи. И включить перед сном телевизор. И заснуть перед ним.

И тогда на утро станет точно легче.
( Если утро настанет )
( Впрочем – солнечный свет техниколора в Гайдаевских фильмах говорит, что Утро будет всегда )


Теги:





3


Комментарии

#0 07:21  15-05-2009Бабука    
Очень интересно написано. Сцена действительно памятная. И Гайдай крут очень. Вечные фильмы снял, практически. И ничего лишнего, никакого совковского официоза. А песни какие вставлял - сюр ведь настоящий. Как ему это удавалось? В то то время.
#1 12:09  15-05-2009Шева    
Очень хорошо написал. С любовью.
#2 14:26  15-05-2009elkart    
Хуеплёт и Яйце-Клетка

или Кавказская пленница как средство связывания-воспитания подрастающего поколения в духе преданности идеалам ВЛКБДСМ

---

«Знаешь, я тут размышлял, пока тебя не было: если внимательно пересмотреть старые леонид-гайдаевские комедии, то в них явно слышна струнка (и видна картинка) БДСМ.

Отчетливо так.

Все эти недотепистые главные герои, находящиеся под каблуком у главных же героинь.

Присмотрись, увидишь сама!

Помню, еще в школу не ходил, смотрел взахлёб «Кавказскую пленницу».

Вообще показательный фильм. Вся кодла пытается настигнуть стремительную, яркую, смелую Нину. Яйцеклетку. И этот главный хуеплёт, Шурик, вот по кому уж плётка плачет. (прости за каламбур). И вот этот критический момент, троица Никулин-Вицын-Моргунов обезврежена…

Основательно разогретая Нина.

Связанная.

Шурик её развязывает.

Получает оплеуху.

Снова связывает.

И целует.

(надо думать, этим не ограничилось, но осталось за кадром)…

---

Между прочим, есть один старый, малоизвестный фильм «Карьера Димы Горина», где Шурик таким же соплежуем приезжает в тайгу, и (отхватив, естественно, по полной программе) становится уже не рабом, но Мастером.

Лезет в вышину, к небу.

И прикуривает от Солнца. Будто целует его.

Знаешь, мне нравится целовать Солнце.

Но воспитание не позволяет.

Тот фильм слишком редко крутили перед моими глазами.

Так что, нечему удивляться… Все мы попадаем в эту клетку… Мечтаем связать кого-то, но когда вырастаем, понимаем отчётливо: связываем не мы, а нас…»

---

«Кто тебе позволил вылезти из будки, киноман?

Ну-ка, погаси мою сигарету!

Перекур окончен, пора заняться твоим перевоспитанием…

Кстати, к твоему сведению:

кино и canis – очень близкие слова, и не только по звучанию».

#3 14:39  15-05-2009Антоновский    
elkart

14:26 15-05-2009

5 баллов!

Поржал искрене!

#4 16:35  15-05-2009VETERATOR    
А с кошками как?

тоже неспроста?

#5 20:38  15-05-2009ПетровичЪ    
Прочитал статью Добротворского. Очень хорошая статья. Тебя ещо не читал, но зачту. потом. Люблю добротную кинокритику
#6 20:56  15-05-2009Pusha    
охуенске жеж.
#7 21:22  15-05-2009херр Римас    
Ну дак гут.
#8 22:03  15-05-2009ikononov    
Какиеж вывсе аказаваедтся зверзки антилегендные! Просто не Литпром, а "Советский экран". Ахуедь!
Сжог, красава!

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
16:50  12-04-2017
: [11] [Кино и театр]
Её звали Муруам - Аннет. По родословной.
В жизни, конечно, никто так её не называл. Разве что при гостях, в шутку.
А обычно звали так, как и положено звать кошку, коротко и ясно - Мура. Белая персидская красавица. С настоящим кошачьим характером: игривая, шкодливая, хитрая, умная....
13:17  29-03-2017
: [11] [Кино и театр]
Представьте себе, что вы девушка.
Да не смущайтесь притворно, это легче и проще, чем вы думаете.
Да и нет в этом ничего зазорного. Вы же не демонстрируете свои стринги, высоко задирая ноги в «Мулен Руж», вы не в школьной раздевалке для мальчиков, вы еще не плюёте ни на чьи могилы, а вы всего лишь в кинотеатре....
10:52  25-03-2017
: [18] [Кино и театр]
Бытует истина простая,
В ней ошибиться не боюсь:
Имеет каждый житель Рая
Отличный музыкальный вкус.

И неизменно Белый Кролик,
Звёзд, обожаемых людьми,
Ведёт в загробные гастроли
Из "Клуба Двадцати Семи".

И там, усевшись одесную
Творца, что дарит Свет во мгле,
Играют те, кого вживую
Нам не услышать на Земле....
19:49  09-03-2017
: [4] [Кино и театр]

- 5 -

Небо было низким, грязно-серым, как потолок в вокзальном туалете. Ветер выдувал остатки тепла из-под куртки. Алексей шёл, покачиваясь и тяжело дыша, время от времени его сотрясал глубокий, выворачивающий кашель. Вокруг во все стороны простиралась всё та же окраинная хмурь, подсвеченная далёким заревом....
09:22  08-03-2017
: [3] [Кино и театр]
- 4 -

Лифт распахнул пластиковую пасть, и Алексей шагнул внутрь. Зажал под мышкой бутылку с минеральной водой, надавил на единицу. Створки сомкнулись, и кабина с еле слышным гудением поползла вниз.
Это был какой-то бизнес-центр, куда он забрёл, чтобы не сидеть в чужой, пропитанной сыростью квартире....