¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

Ѕыло дело:: - ¬≈—®Ћџ≈ »—“ќ–»»

¬≈—®Ћџ≈ »—“ќ–»»

јвтор: –оман Ўи€н
   [ прин€то к публикации 01:24  30-09-2009 | € бл€ | ѕросмотров: 318]
- Ќу, что, сынок, отправл€ем мы теб€ в школу, - полушутливым тоном объ€вил мне
папа, войд€ в зал, где € беззаботно играл в давно уже сломанные игрушки.
- Ѕудешь там учитьс€, уму разуму набиратьс€, - продолжал он.
- ј где школа? Ц попрощавшись со своим беспечным настроением, поинтересовалс€ €. Ц ¬ которой Ћенка учитс€?
я знал, что школа, где училась мо€ сестра, располагаетс€ напротив нашей 14-этажки, совсем близко. Ќичего страшного в этом не было, ведь в таком случае расставание с родител€ми мне не грозило.
- Ќет, - ответил папа. Ц ”читьс€ ты будешь далеко от сюда Ц 300 километров ехать.
¬ид€, что моЄ лицо принимает всЄ более и более протестующие черты, папа наставительно за€вил:
- Ќо выучитьс€ тебе, сынок, надо!
¬прочем, известие о скором поступлении в школу не надолго задержалось в моей голове: были дела и поважнее Ц построить ртом из кубиков дом как можно большей высоты.
ќднако когда день отправлени€ был объ€влен, € интуитивно пон€л, что предстоит мне испытать боль разлуки со своими близкими.
¬ещи были собраны, билеты куплены и, присев на дорожку, мы вместе с папой и мамой двинулись на вокзал. ћне ни в первой было путешествовать по стране: в ћоскве, ≈впатории,  алуге, в “аганроге € проходил лечение, в ƒонецке и ¬олгограде гостил у родственниковЕ ѕосетить ещЄ один город нашей необъ€тной родины, мне было не в лом, но ведь родителей там со мной не будет. ѕапа и мама завер€ли мен€:
- Ќа каникулы мы теб€ домой об€зательно заберЄм. Ќе переживай!
—квозь надутые от обиды губы €, €кобы удовлетворЄнный таким компромиссным решением, бубнил:
- ”гуЕ
- —кучно тебе уж точно там не будет, - родители, в надежде успокоить сыночка, решили сыграть на моЄм буйном воображении. Ц — мальчишками, девчонками наиграешьс€Е Ѕудешь рисовать сколько захочешь!
–исовать € любил, особенно иллюстрации к книжкам в экспрессивно-абстрактной манере. Ќастроение моЄ немного наладилось.
»так, € Ц в автобусе.  илометр за километром убегали вдаль, урбанистический пейзаж города сменилс€ деревенскими постройками, а потом и вовсе пошли длинные, упирающиес€ в горизонт, пол€, косматые полосы деревьев, полузасохшие речушки. ¬с€ атмосфера поездки располагала к фантазированию. » представил €, что школа будет грандиозным многоэтажным зданием, наподобие американского небоскрЄба. ”чител€ будут разговаривать с моими родител€ми официально-деловым тоном, одетые в строгие чЄрные костюмы, как на заседании ÷   ѕ——. ћен€ тоже переоденут в строгий деловой костюм. ј дальше, скорее всего, сотрудники школы покажут и расскажут гост€м, что и где находитс€. “акое представление об учебном учреждении у мен€, веро€тно, сформировалось в результате интенсивного просмотра телевизора. ј что ещЄ делать маленькому инвалиду в 2-комнатной квартире, если игрушки все поломаны?
ѕод конец поездки € начал канючить:
- Ќу, скоро мы приедем? ј?
- ѕотерпи. —коро, - ответила мама.
—пуст€ некоторое врем€ наш автобус въехал в необычный город: в основном преобладали обшарпанные одноэтажные дома старинной архитектуры, такой же Ђархитектурыї были и дороги, с выбоинами, местами выложенные камнем.
ЂЌет, ещЄ не скоро мы приедем, - поразмыслив об убогости города, решил €. Ц ¬ городах-карликах школ не бываетї.
јвтобус довЄз пассажиров до пункта прибыти€ Ц на вокзал города. —ам город походил, на мой взгл€д, на большую деревню. Ђ«десь даже троллейбусов нетї, отметил не без гордости €, как столичный человек, приехавший в провинцию.
ѕару остановок на общественном транспорте, пешочком с полкилометра Ц и вот € у ворот сцецшколы.
ќказавшись во дворе детдома, мне стало страшно и одновременно интересно. —трашно, потому что до той поры € нигде не видел столько инвалидов самых разных мастей. Ѕыло ощущение, что это люди с другой планеты. »нтерес вызвала сама атмосфера жизни заведени€: все что-то делали, куда-то спешили, и никто ни в кого не тыкал пальцем, типа Ђ—мотри, какой идЄт!ї. я почувствовал, что в этом месте каждый Ђсвой среди своихї, равный, среди равных. ¬о дворе звучал ЂЁскадронї √азманова, вдали за одноэтажным зданием, напоминающим избушку, на площадке играли в футбол. » ЂЁскадронї и футбол € любил, так что на мгновение мне подумалось, что обстановка здесь очень даже ничЄ.   нам подошла женщина, представивша€с€ по имени-отчеству, и попросила пройти за ней в корпус. ќна работала воспитательницей. Ђ—транна€ професси€ у тЄтиї, подумал €. ћне казалось, что воспитывать имеют право только родители.
ѕеред входом в корпус мен€ поразил вал€ющийс€ на асфальте запылЄнный пом€тый плакат с изображением Ћенина. ЂЋенин не должен вал€тьс€!ї, заметил € про себ€.
 ак только € вошЄл в корпус, во мне вспыхнули воспоминани€ о больнице: наставленные р€дами койки, голые зелЄного цвета, казалось, отполированные, стены. ¬ помещении вон€ло свежей краской, всЄ вокруг казалось фальшиво-уютным, чужим и подавл€ющим.   корпусу примыкала школа Ц длиннющий коридор с многочисленными дверьми. “акой планировки здани€ € до той поры не встречал. ƒа и где мне было еЄ встречать: первые 7 лет провЄл в 14-этажке. Ћестницы, лифты, короткие коридоры на четыре квартиры да балконы. ¬ школе всЄ иначе.
ћен€ поселили в палату с моими одноклассниками и детьми чуть постарше. ЎЄл тихий час. ¬се делали вид, что сп€т.
–одители уехали. я поревел минут 10 и успокоилс€, потому что Ц всем по барабану.
Ќеожиданную радость породило в моих нейронах слово ЂѕодъЄмї, брошенное из уст старой воспитательницы. ¬се дети, пребывающие за миг до этого в дрЄме, внезапно ожили, будто дружно шарахнули чифира. —верху было прин€то решение: Ђ√ул€йте. “олько на переднем дворе!ї. ”меющие себ€ обслужить, ринулись слом€ голову на улицу. ћен€ кипало до слЄз от нетерпени€: Ђј мен€!.. ј мен€ оденьте!ї. ¬ очереди беспомощных € оказалс€ третьим.  огда мне зав€зали последний шнурок, € тоже буйно пошЄл гул€ть, где и подружилс€ с неугомонным мальчишкой јндреем. ‘изически он ничем не отличалс€ от обычных здоровых реб€т. Ѕыл общительным, энергичным и артистичным малым. ¬ свободное от учЄбы врем€ он облачалс€ в разные тр€пки, найденные на мусорке, и вдохновенно играл моноспектакли на тему Ђ√осподин и его рабї. ”тром его сценой была кровать, днЄм Ц более-менее уединЄнное место во дворе. ≈го непревзойдЄнна€ артистическа€ игра была непон€тна народу и чаще всего оставалась без внимани€. ј вот как модельер јндрей часто получал Ђпризыї в самых неожиданных местах в виде тумаков от старших за свой негигиенический поп-арт. ѕозже, когда € стал учитьс€ вместе с ним в классе, вы€снилось, что у него не всЄ в пор€дке с головой: олигофрени€ с элементами ещЄ чего-тоЕ —пособность к обучению была минимальна и с каждым годом стремительно приближалась к нулю. ј после п€того класса јндре€ отправили на пожизненные Ђгастролиї исполн€ть свои моноспектакли в Ђдуркеї.
»грать с јндреем оказалось труднее, чем заниматьс€ дома зар€дкой. ќн, почти не перестава€, носилс€ по двору, изобража€ из себ€ всадника и одновременно кон€. я бежал, изо всех сил стара€сь успеть за ним, но быстро отставал, падал, стЄсывал себе колени и руки. јндрей подбегал, помогал встать и негодовал:
- Ќу что же ты всЄ падаешь?!
¬скоре ему это надоело, и он с раздражением за€вил:
- »грай сам!
¬еселье моЄ заметно угасло: первого друга и то потер€л.

—о своими сверстниками € не сдружилс€ из-за своей некоммуникабельности и, отчасти, несовпадени€ интересов: пр€тки, догон€лки, войнушки мен€ не вставл€ли. –еб€та чуть постарше относились ко мне пренебрежительно: водитьс€ с малышнЄй считалось унизительным. ѕоэтому € заполн€л духовную пустоту, провод€ врем€ в обществе старшеклассников. —начала, разумеетс€, они мен€ прогон€ли: ругались воспитатели, дескать, научат вс€комуЕ Ќо € был настырным, не по возрасту сообразительным, и, в конце концов, старейшины прин€ли мен€ в свой круг.  онечно, € не имел право голоса, но зато мне было позволено слушать то, что € никогда не слышал от родителей, воспитателей и учителей. јтмосфера в группе Ђдедовї тоже была дл€ мен€ в диковинку.
¬от, напримерЕ
ќднажды € зашЄл после самоподготовки к старшим. ¬ комнате курили, забыв открыть хот€ бы форточку. ¬ углу тускло светилась лампада над многочисленными иконами Ц один из старшеклассников, »горь, был верующим и преподавал по четвергам Ђ«акон Ѕожийї. ¬ магнитофоне орало что-то из techno 90-х.
ќдин из пацанов, в глубине души которого взыграл патриотизм, включил группу Ђ—ектор газаї - частушки. Ќикто ничего против не сказал Ц каждому нравилось то, что нравилось всем.
»з магнитофона с внушительной громкостью заиграло весЄлое и матерное.
— неверо€тной силой ощутив желание се€ть доброе, разумное, вечное, кто-то предложил:
- ƒавай маг в форточку вставим Ц хорошее стерео получитс€!
¬ставили и по двору детского дома, когда на улице резвилась малышн€, задорно прокатилось:
ѕолюбила парн€ € Ц
ќказалс€ без ху€.
Ќа ху€ мне без ху€,
 огда с хуем доху€?!
(—мысл сей жизненной скороговорки, € пон€л, только спуст€ год).
¬ это врем€ на улице в качестве воспитател€ дежурил глуховатый старик, так что процесс просвещени€ юных масс длилс€ ещЄ минут дес€ть в той же ненормативной струе. ¬сем Ц весело и радостно кроме воспитателей, которые ворвались в палату в шоковом состо€нии. ќни хотели, было, конфисковать магнитофон, но путЄм мирных переговоров учащиес€ старших классов вежливо убедили педагогический коллектив довольствоватьс€ только кассетой с эксклюзивной записью.
“аким образом, € впервые познакомилс€ с отечественной панк-культурой. ј уже во втором классе моЄ музыкальное образование продолжилось Ђштудированиемї творческих изысканий ≈гора Ћетова. ƒушевно! ќсобенно мне нравилась песенка про Ќезнайку.
ќднако следует заметить, что мои увлечени€ были разносторонними и не ограничивались интересом только к контркультуре. ¬о внеурочное врем€ € посещал факультативные зан€ти€ по Ђ«акону Ѕожьемуї, где постигал Ѕиблию, учил молитвы. Ќо даже на этих уроках мне было присуще инакомыслие, и € часто задавал »горю каверзные вопросы: Ђќткуда вз€лс€ Ѕог? ≈сли у јдама и ≈вы были только  аин и јвель, как по€вились другие люди?ї.
ѕримерно в тоже врем€ € заинтересовалс€ биологией. Ђƒедыї часто упоминали в своих диалогах слово Ђциклї. я и спросил:
- ј чЄ это такое? ћотоцикл что ли?
ѕацаны засме€лись. ќдин из них сказал:
- ћаленький ещЄ такое знать.
ƒругой дал наводку:
- «автра на большой перемене приходи ко мне в 9 класс Ц расскажу.
Ќа следующий день € пришЄл в назначенное врем€. ¬ классе сидело два старшеклассника. ” того, кто мен€ пригласил, странное прозвище было Ц ћусокол. ќн стал долго и терпеливо объ€сн€ть прописные истины гинекологии, показыва€ соответствующие рисунки в учебнике. ¬торой, ¬ован, угорал со смеху. Ќо € только и пон€л, что в один период Ђтрахатьс€ї можно, а в другой Ц нельз€.
- ј почему нельз€? Ц поинтересовалс€ €.
- ѕотому что дети будут.
ј мне казалось, что дети всегда получаютс€.
- ¬от, смотри! Ц дл€ пущей нагл€дности Ђучительї показал мне пару фото с голыми девушками. ƒевушки мен€ в те годы почему-то не особо волновали.
— тех пор € частенько приходил к ћусоколу изучать анатомию. ¬с€кого рода Ђциклыї мен€ больше не интересовали, а вот строение мозга, функции его частей, психика человека Ц это да! ћама часто говорила на эти темы с врачами и папой. ¬от мне и хотелось узнать, о чЄм говорили мои родители. ¬ы€снилось, что у мен€ затронут мозжечок.
- «наешь, как проверить мозжечок? Ц спрашивал мен€ ћусокол.
- Ќет.
- «акрой глаза и постарайс€ дотронутьс€ указательным пальцем носа.
я стал делать всЄ, как он сказал.
- —той! —той! Ц испугалс€ ћусокол. Ц “ы сейчас себе глаз проткнЄшь. ЎофЄром стать и не мечтай.
¬ класс вошла учительница, как € позже узнал, по литературе, “ать€на »вановна.
ќна, усевшись за стол, начала мен€ спрашивать:
- “еб€ как зовут?
- –ома.
- я заметила, что ты часто заходишь к —аше, Ц она имела в виду ћусокола. Ц «ачем?
¬ это врем€ € перебирал варианты ответа. —зади последовал лЄгкий тычок в спину.
- Ќу, мне интересно с —ашей, Ц заика€сь от волнени€, начал €. - ќн мне рассказывает про мозг, клеткиЕ — ним весело.
”чительница высказала одобрение по поводу моего увлечени€ биологией и похвалила —ашу за его инициативу.
„естно сказать, € и без тычка сказал бы то, что нужно. √рань между общеприн€тым и скрываемым различал без проблем ещЄ в дошкольном возрасте: дома часто шкодил и, чтобы не получить ремн€, придумывал Ђправильныеї ответы.
 огда учительница ушла, ћусокол с облегчением похвалил мен€:
-  расавчик! ј € думал Ц сейчас заложит как на духу, - обратилс€ он к ¬овану.
√де-то вдалеке послышалс€ звук фанфар в мою честь.
 онечно, были и обидные моменты, когда € находилс€ в обществе Ђдедовї. Ќапример, некоторые из пацанов, провер€€ свою силу, брали мен€ за голову двум€ руками и поднимали над землЄй. »ли сажали мен€ в кол€ску, разгон€ли по коридору и бросали. Ўутка называлась ЂЌа автопилотеї. я со страшной силой удар€лс€ кол€ской о какое-нибудь заграждение Ц вылетал в открытое пространство, словно парашютист, и падал на пол, как мешок говна. Ќе знаю, как мне удавалось отделатьс€ только несколькими ушибами. Ќо € понимал, что таковы Ђиздержки производстваї. Ѕез них Ц никак.
****
¬ начале школьной поры мен€ пытались научить писать по-человечески: брать в руку ручку и выводить буквы. “о, что получалось у мен€ в пропис€х, можно было с большой нат€жкой назвать китайской абстрактной письменностью.  лавди€ —емЄновна, мо€ перва€ учительница, делала вид, что находила в моих трудах что-то похожее на русские буквы. —пуст€ примерно полгода она пон€ла, что научить слона пл€сать лезгинку не представл€етс€ возможным, и предложила мне попробовать писать ртом, то есть вз€ть ручку в зубы, и выводить ею буквы при помощи плавных движений головы. –езультат был превосходным: € получил возможность писать то, что хотел написать. ¬ообще, опыт не новый: так делали почти все, у кого не было рук. Ќо в данной ситуации у здоровых людей срабатывает стереотип большинства: то, как и что делает большинство Ц есть норма и правило. ” мен€ есть руки, значит, € об€зан ими писать, иначе неправильно, и, как следствие Ц невозможно.
¬ первые дни моего по€влени€ в столовой происходила аналогична€ истори€: н€нечки пытались научить мен€ есть при помощи ложки. ѕосле того, как € пару раз разлил на себ€ борщ, энтузиазма у персонала поубавилось. –ешили кормить мен€ сами. я был, в принципе, не против. ѕравда, приходилось ждать, пока н€нечка раздаст всем еду или воспитательница освободитс€, чтобы накормить с ложечки беспомощного ребЄнка или подростка. ѕодобных мне детей переводили питатьс€ в корпус, чтобы лишний раз не ходить им по улице, и не падать на грешную землю.
”чилс€ € хорошо: родители дали мне базовые знани€ перед поступлением в школу Ц научили читать по слогам, считать до ста, складывать и вычитать числа. ѕо мнению  лавдии —емЄновны, если бы, вдобавок к этому, € умел выводить на бумаге прописные буквы, мен€ бы сразу же посадили во второй класс.   слову сказать, обучение в школе-интернате было отменным. √лавное преимущество, в отличие от общеобразовательной школы, состо€ло в том, что, если кто-то чего-то не пон€л, к нему подходила учительница и пыталась объ€снить более доступным €зыком. ¬ общем, разжуют и в рот положат.
 аждый день у  лавдии —емЄновны € старалс€ выпытать что-нибудь новое, неизвестное мне. ”вы, лишь письменность оставалась дл€ мен€ наукой, которую € успешно постигал. ј ведь в моей голове роилось столько волшебных и непон€тных слов: ЌЋќ, солнечна€ система, ток, клетки и главный секретарь горкома партии, Ц о сущност€х сих вещей  лавди€ —емЄновна умалчивала. Ќо, как ни странно, мне не было скучно, а очень даже наоборот, потому что состав учеников 1-го класса был шокирующим. Ќапример, ∆анна любила кокетничать на уроках с јндреем, или швыр€ть в истерике ручку, если у неЄ что-то не получалось, со злобой и безоговорочно за€вл€€: ЂЌе буду!ї. јндрей посто€нно качалс€ на стуле всем туловищем вниз-вверх и шЄпотом выговаривал экспромтом сочин€емые стихи на манер ¬инни-ѕуха.  лавди€ —емЄновна пыталась подобрать правильный дифференцированный подход к јндрею. »ногда ей это удавалось: тогда јндрей, высунув €зык, старательно выводил в тетрадке буквы. (ѕравда, не понимал Ц зачем). Ќо чаще всего он выдавал следующий алгоритм: стремительно выскакивал в середину класса, щЄлкал о пол ЂплЄткойї (верЄвкой, найденной на мусорке), фыркал, подобно жеребцу, и вылетал на улицу, с чувством захлопыва€ за собой дверь. я же хохотал на весь класс при любом аморальном поведении учащихс€, за что часто сто€л в углу, при этом успева€ раздавать направо и налево подсказки. ƒругих первоклассников мне трудно припомнить: они были менее эмоциональны, менее общительны и почти полностью неспособные к обучению. ѕо окончании 1 класса € их больше не видел.
****
¬ год моего поступлени€ дедовщина буйно процветала и €вл€лась неотъемлемой частью школьной и внеурочной жизни. ƒанное €вление негласно поощр€ли учител€ и воспитатели, чтобы поддерживать дисциплину.   распо€савшимс€ деткам приходил старшеклассник, громко стукал тростью или костылЄм о парту или кровать, в крайнем случаи брал за шиворот, давал подзатыльник, и тишина воцар€лась гробова€. ќднако с каждым годом власть Ђдедовї ослабевала и приблизительно к 2000-му году дедовщина сошла на Ђнетї: перевились Ђглавнокомандующиеї.
¬ отличие от большинства, €, без ложной скромности, был послушным и воспитанным мальчиком, и педагогическому коллективу пришЄлс€ по душе: не бу€нил, не хамил, был прилежным и не глупым. ќдно лишь им не нравилось Ц мои спринтерские забеги на короткие дистанции, как правило, завершающиес€ стремительным пикирование на асфальтовую поверхность. ѕосле пары таких падений мен€ смело можно было причисл€ть к дет€м подземель€.

ƒаЕ ¬есЄлые были времена, незабываемые!Е
ѕомню, кормит мен€ воспитательница гречневой кашкой с подливкой. ƒень был солнечный Ц бабье лето наступило. ’орошо! ¬друг в корпус ворвалс€ здоровенный долгов€зый детина. «вали его ¬аща. ¬есь на шарнирах, движени€, как при болезни ѕаркинсона, ноги полусогнуты. ѕонесс€ он, чуть ли не иноходью, в ближайшую палату. —валившись на пол, залез, подобно нашкодившему коту, под кровать. —пуст€ мгновение вбежал тоже не маленький парень, по прозвищу ¬ано, без рук, с зажатым между плечом и подбородком перочинным ножиком, и в бешенстве спросил:
- √де он?! Ц и, не дождавшись ответа, вынес вердикт, в исполнении которого трудно было усомнитьс€: - «арежу суку!
— этими словами ¬ано влетел в ту же палату, где скрывалс€ ¬аща.
Ќ€нечка и воспитательница в полубезумном состо€нии бросились за ним. “от тем временем €ростно бил ногой по кровати и очень настойчиво просил вылезти спр€тавшегос€. ¬аща издавал м€укающие вопли отча€ни€, и молил о пощаде. Ќ€нечка и воспитательница в этот момент с нежностью и лаской заклинали ¬ано уйти, пока не случилось непоправимое.
«десь надо сделать небольшое по€снительное отступление. ќрганизм человека устроен так, что отсутствие какой-либо части тела или функции восполн€етс€ увеличением работоспособности оставшихс€ частей или усилением каких-либо способностей. —кажем, если человек потер€л зрение, то его организм компенсирует этот недостаток усилением слуха и ос€зани€. “ак вот, у ¬ано вс€ сила, котора€ могла бы быть в руках, перешла в ноги. «вучит немного мистически, но факт остаЄтс€ фактом. ѕотому, если бы не увещевани€ н€нечки и дежурной воспитательницы, реанимаци€ ¬аще была бы обеспечена.
¬с€ эта заварушка началась благодар€ чьей-то детской шутке. ¬аща усердно кормил с ложки своего друга борщом. ¬друг кто-то сзади, с левой стороны, изрЄк Ђѕа!ї и содержимое ложки взмыло ввысь через правое плечо. ¬ этот сакраментальный момент проходил мимо ¬ано, на которого и упали Ђчудодейственныеї капли гор€чего борща.
„то-то подобное наблюдалось довольно часто, но с двум€ брать€ми, учившимис€ на класс выше мен€. ¬ас€ и ¬ан€, вооружившись друг против друга циркул€ми, заточенными карандашами, вилками или чем-нибудь острым, дрались всегда до первой крови. »х могли разн€ть только старшеклассники.  огда брать€м было лет по п€ть, на их глазах отец зарубил топором мать. ѕосле чего они попали в ѕервомайку Ц учреждение дл€ детей-сирот, а потом Ц в школу-интернат. ќба Ц физически здоровы. –азве что, у ¬ани были небольшие проблемы со слухом. ѕовзрослев, ¬ас€ стал вором, наркоманом и альфонсом, а ¬ан€ - просто маленько придурковатым разгильд€ем, женившимс€ на девушке 1-й группы инвалидности, которую впоследствии бросил.  ак он сам призналс€, ему стыдно заниматьс€ с ней сексом. »нтересно, чем ¬ан€ думал раньше?
****
—ейчас не вспомню, в каком классе, в первом, или втором, произошла со мной истори€, давша€ пон€ть взрослым реб€там, что € в их компании Ц свой человек.
 ак уже упоминалось, в коллективе сверстников, и реб€т чуть постарше, € не прижилс€. ќни играли в футбол, хоккей на асфальте, пр€тки, перегонкиЕ я же предпочитал шашки, шахматы, домино.  ак говоритс€, не сошлись во вкусах. ѕоэтому никаких дружеских отношений у мен€ с ровесниками до п€того класса не было. “ак, при€тельские, не более.
¬сЄ же стоит выделить двух отроков, с помощью которых € смог повысить свой рейтинг в среде старшеклассников.
ѕервого звали ћансуром. ”чилс€ он на два класса выше мен€. —толь редкое им€ полностью соответствовало его неординарному виду и поведению. ’одил ћансур на полусогнутых ногах, опира€сь на две трости. ¬се его движени€ были замедленными, мало пластичными, неуклюжими, будто тело сделано из каучука. ћансур перемещалс€ в пространстве медленно и сосредоточенно, непроизвольно пуска€ слюни. —оздавалось впечатление, что он идЄт против ветра по зыбучим пескам. ¬ такие ответственные моменты его пытались рассмешить, что было довольно легко сделать. ћансура накрывала волна истерического смеха, и он с грохотом падал на пол, продолжа€ гоготать. ѕриступ длилс€ минуты две-три, затем ему помогали подн€тьс€ (сразу после падени€ поднимать Ц не имело никакого смысла). Ќеудивительно, что одноклассники ћансура часто пользовались его слабостью, чтобы сорвать урокЕ ≈стественным решением учител€ образовательной школы стало бы изгнание нарушител€ спокойстви€ из класса. Ќо в отношении ћансура этот приЄм не проходил: выход€ из класса, он мог запросто упасть на полпути и вал€тьс€ продолжительное врем€, беззаботно ржа. Ќесмотр€ на такое экстравагантное поведение, ћансура нельз€ было назвать дебилом. —оображал он довольно неплохо, если речь касалась выгоды дл€ него.
¬торого отрока кликали —апуном. —ид€ на маленькой кол€ске, передвигалс€ он, отталкива€сь ногами. –уки у —апуна не действовали из-за чрезмерной напр€жЄнности и представл€ли собой два полусогнутых бревна. Ѕудь —апун здоров, быть ему качком от природы. ј вышла ему судьба стать ход€чим клише к слову ЂкачЄкї: твердолоб, упр€м и недалЄк. ќднако ему были присущи и положительные качества: общительный не жадный и простодушный чувак.
— начала 90-х по стране покатилось повальное увлечение восточными единоборствами. Ёта мода не на шутку задела свободный от дум и мечтаний мозг —апуна, и он помен€л бодибилдинг на каратэ. ¬ свободное от учЄбы врем€, —апун скрывалс€ в кустах, и часа по два отрабатывал сложнейшие приЄмы. “ехнике позавидовал бы сам Ѕрюс Ћи. ќднако вскоре Ђмастер восточных единоборствї пришЄл к выводу, что ему необходим ученик и помощник. ≈го выбор пал на мен€.  акой-то период € играл роль манекена дл€ оттачивани€ коронных ударов. ќднако что-то мне подсказывало, что успехов на сем поприще мне не достичь, и € покинул стены ЂЎаолин€ї. Ќа моЄ место пришЄл новый ученик ћансур. »з беседки можно было наблюдать соперничество двух неподражаемых стилей: Ђзаторможенный драконї против Ђпь€ной обезь€ныї. «вуковые Ђспецэффектыї единоборцев не поддаютс€ описанию. (∆аль, что режиссЄры не езд€т по домам-интернатам, не провод€т съемки будничной жизни инвалидов Ц много Ђќскаровї потер€ли).
ѕрактика без теории Ц ничто. Ёту мудрость —апун знал, и потому приобретал, где только можно всЄ, св€занное с единоборствами: видеокассеты, фотографии кумиров, журналы. “огда и встал перед —апуном финансовый вопрос.
» вот однажды, зашЄл € как-то ненароком после уроков в третью палату, где спали реб€та чуть постарше, и увидел, как юные Ђкаратистыї пр€чут под тумбочку кассеты. Ќикого кроме них не было Ц все ещЄ учились. —апун сказал, что кассеты они с ћансуром украли у старших, и предупредил мен€ не болтать о тайнике. я кивнул.
- » чЄ вы с ними будете делать?
- ќтвезу на базар Ц продам, - выложил свои предпринимательские планы —апун.
- ”гу, - подытожил €, внутренне сомнева€сь в успехе меропри€ти€.
ѕримерно через неделю сидел € в туалете Ц думал. —права от мен€ аналогичным делом был зан€т старшеклассник ∆ен€. ЌеподалЄку ждал его помощник ¬ован. «авели они беседу. ∆ен€ начал сокрушатьс€, что стали пропадать кассеты из палаты Ђдедовї. ¬ован предположил, что н€нечки могли переложить их куда-нибудь.
- ƒа нет, - отмЄл ∆ен€ эту версию. Ц —прашивали. Ќикто никуда не перекладывал. ƒа и на хрена они им?
ƒогадатьс€ о том, что в уголовном деле замешана малышн€, им помешал собственный высокий статус.
¬ эту минуту € сообразил, что мои знани€ о тайнике помогут мне выбитьс€ в люди.
-  ажетс€, € знаю ктоЕ - начал €.
- » кто-то же? Ц скептически поинтересовалс€ ∆ен€.
- Ёто —апун с ћансуром. ќни спр€тали кассеты под тумбочку.
- ѕод какую?
- ј там, в третьей палате.
- Ќу-ка, ¬ован, сгон€й.
—пуст€ несколько минут, ¬ован приехал с кучей кассет:
- “ак и есть, - рассматривал он надписи. Ц Ђ“ехнологи€ї, Ђ—ектор газаї, ЂDepeche modeїЕ ¬се наши.
∆ен€ смачно выругалс€ в адрес вы€вленных воров, и попросил привести их дл€ свершени€ суда.
Ќа казнь ¬ован привЄл конвоем только ћансура.
- —апун где-то лазает во дворе.
- Ћадно, с ним отдельно поговорим. Ќу, ћансурище, рассказывай, на хрена кассеты пиздил? Ц ∆ен€ был весь во внимании.
ћансур потупил глаза.
∆ен€ продолжал:
- ” теб€ ведь даже мага нет. »ли ты решил их на своей головке воспроизводить?
- ќтвечай, когда теб€ спрашивают! Ц подключилс€ к допросу ¬ован, от души отвесив подзатыльник.
ћансур, пуска€ слюни, о чЄм-то невн€тно промычал. ¬прочем, с дикцией у него всегда были большие проблемы.
я, будто бы перевод€ его слова, сообщил:
- ќн с —апуном хотел их на базаре продать.
- јх, вот оно как! Ц удивилс€ ∆ен€. Ц “ак вы, значит, предприниматели, мать вашу Єб?!.
¬ован выразил своЄ возмущение ударом под дых. ћансур удар не сдержал Ц загнулс€.
Ќапоследок ∆ен€ предупредил ћансура, что если ещЄ хоть одна кассета пропадЄт из палаты старейшин, быть тому евнухом до конца дней своих.
 огда обвин€емый уполз, ¬ован выразил мне благодарность:
- ћолодец, –омка! Ќаш человек!
ѕосле вышеописанного случа€ —апун неоднократно угрожал мне расправой. я не особо его бо€лс€, чувству€ за спиной мощную поддержку по€вившейс€ Ђкрышиї. ќднако подобных поступков больше не совершал: € пон€л, что быть стукачом, м€гко говор€, не есть хорошо.
****
¬от ещЄ один удивительный случай, свидетелем которого € стал, будучи всего лишь первоклашкой.
—амоподготовка закончилась, и мен€ отпустили гул€ть на переднем дворе. Ѕыл ещЄ и задний, где в сумраке, под крышей беседки, проводили врем€ старшеклассники. ¬оспитатели крайне редко посещали эти заповедные места Ц брезговали. ѕол, усе€нный окурками и плевками, отборный мат, откровенный жЄсткий петтинг*, не редко Ц алкогольный угар. » искоренить этот детдомовский андеграунд не могла даже педагогическа€ Ђверхушкаї. ј что говорить уже про р€довых воспитателей.  онечно, особо непослушных выгон€ли из школы, но только после 10 класса. –аньше Ц не имели права.
¬сем малышам строго-настрого воспрещалось ходить после самоподготовки на задний двор. ¬ противном случае ставили в угол или сразу после ужина раздевали донага и в постель Ц без оде€ла. Ќо часто моЄ стремление к познанию мира перевешивало вс€кий страх перед наказанием. ¬от и тогда вышло тоже самое.
”лучив момент, когда воспитательница выпустила мен€ из вида, €, крадучись, пошЄл на задний двор, в темноту. ¬ беседке происходила странна€ возн€, сопровождаема€ слабыми выкриками какой-то девчонки и приглушЄнными угрозами мальчишек. ѕередо мной открылась по тем временам довольно странна€ картина. ћальчишки со второго класса (их было трое) прижимали своими телами полненькую довольно высокую девочку, залеза€ ей под платье. ќна покрикивала, отпихивалась, пыталась вырватьс€, но без особого усерди€. —таршеклассников в беседке не было: они ещЄ учились. ћальчишки, заметив мен€, зашипели:
- ¬али отсюда!
я сделал вид, что свалил, оставшись подгл€дывать за происход€щим из-за угла беседки, сквозь разросшиес€ ветки дикого винограда. ћен€ захватила греховна€ атмосфера ситуации. я мало что понимал в твор€щемс€ сумбуре, но €вственно чувствовал в этом нечто запретное. », казалось, что, вот-вот, и откроетс€ какой-то секрет жизни, который взрослые так тщательно скрывали от мен€. ƒвижение мальчиков становились всЄ более и более настойчивыми и агрессивными. ¬ этот момент в беседку зашли двое Ђдедовї.
- Ќу-ка, рассосались в темпе! Ц гаркнул один из них.
- “оже мне юные мань€ки нашлись! - добавил второй.
”частники и зритель реалити-шоу разбежались кто куда. ѕредставление было окончено.
ƒевочку, которую пытались поиметь, звали »рой. ≈Є мама работала в то врем€ санитаркой в медпункте. »ра пришла в гости к маме. ј уборки, как назло, невпроворот Ц некогда с дочкой заниматьс€. » разрешила мама »ре немного погул€ть во дворе. Ёкстремальна€ получилась прогулка у девочки. ≈щЄ интересный факт: спуст€ год »ра поступила во второй класс, в котором € училс€. «накомитьс€ было излишним. —колько при€тных моментов св€занно с еЄ пребыванием в моЄм классе Ц не сосчитать!
¬ первый же год пребывани€ в школе, благодар€ старани€м третьеклассника ¬аси, »ра лишилась девственности. —обытие стало досто€нием общественности. ћама и бабушка »ры совместно с нашей классной воспитательницей, завучем и директором чего-то хотели от ¬аси. ћожет восстановлени€ первоначального состо€ни€, в котором пребывала »ра до рокового Ђсвидани€ї? »ли моральной компенсации в размере столько-то рублей за причинЄнные душевные страдани€ девочки? Ѕыть может посадить насильника? ќднако доказать ничего так и не смогли. ѕлюс ко всему социальный статус и возраст ¬аси не вписывались ни в один пункт статьи об изнасиловании. ƒело зам€ли.
≈стественно, что все эти разбирательства ни к чему не привели, и »ра с тех пор периодически удостаивалась кратковременного, но усиленного внимани€ со стороны ¬аси. ј, начина€ с п€того класса, почти каждую большую перемену мен€, и всех моих однокашников за исключением »ры, ¬ас€ вежливо просил подышать свежим воздухом. ƒверь закрывалась на вешалку, и класс превращалс€ в публичный дом дл€ двоих на 30 минут.
ƒа! ”дивительные были времена, незабываемые!Е
****
 онец сент€бр€. ѕосле окончани€ самоподготовки € неспешно брЄл на задний двор, в беседку, мечтательно смотр€ на величественные топол€ на фоне пасмурного неба. ѕод моими ногами умиротвор€юще шуршали опавшие клиновые листь€. «адумавшись, € не заметил, как пронЄсс€ мимо, будто ураган, чуть не сбив мен€, зазывно орущий Ђ”ра!ї одноклассник јндрей. «а ним шлейфом мчалась, не поспева€, сражЄнна€ харизматичностью Ђлидераї реб€тн€ из младших классов. јндрей размахивал в руках палкой, точно знаменем. ¬место флага на древке ве€ла изображЄнна€ на полотнище таблица ћенделеева.
Ђ»нтересна€ революци€ї, усмехнулс€ €.


“еги:





0


 омментарии

#0 09:57  30-09-2009ћотр€    
јфтор, € понимаю, фактический материал огромный, тут каждый абзац - повесть... но надо , того, как -то от изложени€ фактов к литературе переходить...(“ипа, критика...)
#1 10:10  30-09-2009”нтер-офицерска€ вдова    
— интересом прочитала.
#2 17:11  30-09-2009дервиш махмуд    
читал все предыдущие... этот уже не смог...
#3 19:01  30-09-2009–оман Ўи€н    
ћотр€, будучи неписателем и некритиком, хотелось бы спросить ¬ас, что ¬ы подразумеваете под словом "литература"? ¬ двух-трЄх словах, если нетрудно.
#4 03:10  01-10-2009Ћев –ыжков    
ќтлично, очень наблюдательно и интересно. јфтырь - гигамолодец. “олько вот такое вот: "моЄ лицо принимает всЄ более и более протестующие черты" - тоже встречаетс€. Ќу, да что за €блоко без червоточинки?
#5 13:46  01-10-2009ћотр€    
–оман, трудно, тем более в двух-трех словах.

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
08:07  05-12-2016
: [91] [Ѕыло дело]
√де-то над нами всеми
–жут прекрасные лошади.
¬ гривы вплета€ сено,
 левер взмета€ порошей.

“ам, где на каждой ветке
¬ оптике лунной росы
¬идно, как в строгой размете
“икают наши часы.

“ам, где озера краше
“ам, где нет кра€ небес....
11:14  29-11-2016
: [27] [Ѕыло дело]
Ѕыл со мной такой случай.. в аптекоуправлении, где € работал старшим фармацевтом-инспектором, нам выдавали металлические печати, которыми мы опломбировали аптеку, когда заканчивали рабочий день.. печатку по пь€нке € тер€л часто, отсутствие у мен€ которой грозило мне увольнением....
18:50  27-11-2016
: [17] [Ѕыло дело]
— мертвыми уже ни о чем не поговоришь...
 огда "черные вороны" начали забрасывать стылыми комь€ми земли могилу, сочувствующие, словно грибники, разбрелись по новому кладбищу. ≈ще бы, п€тое кладбище дл€ двадцатитыс€чного городишки- это совсем не мало....
“ак, с кондачка, и по старой гиббонской традиции пр€мо в приемник.

—ейчас многие рассуждают о повсеместной потере дуъовности, особенно среди молодежи. Ѕудто бы была она у них, у многих. “ак рассуждают велиречиво. ƒаже сам патриарх  ирилл...

я вот тоже захотел....
я как обычно вз€л вина к обеду,
решил отпить глоток за гаражами,
а похмел€ющийс€ р€дом горожанин,
неторопливую завЄл со мной беседу.

ћой собеседник был совсем не глуп,
ведь за его плечами "восьмилетка."
ќн разбиралс€ в винных этикетках,
имел "Cartier" и из металла зуб....