¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

Ѕыло дело:: - ”Ќ»¬≈–-—јћ

”Ќ»¬≈–-—јћ

јвтор: –оман Ўи€н
   [ прин€то к публикации 00:20  01-10-2009 | Ќимчек | ѕросмотров: 389]
„ј—“№ 1. ¬—“”ѕ»“≈Ћ№Ќџ≈ Ё «јћ≈Ќџ

ћебел€
Ўкольный уазик, неожиданно предоставленный мне в распор€жение директрисой детдома на врем€ сдачи экзаменов, остановилс€ вблизи главного корпуса ёжно-–оссийского √осударственного “ехнического ”ниверситета. Ѕуквально за год до моего поступлени€ этот храм образовани€ и науки, называлс€ скромно Ц Ќовочеркасский политехнический институт. “еперь же вместе с названием помен€лс€ статус на более высокий. » думал €: Ђ¬от, блин, попал: из школы Ц сразу в университет! «авал€т, как пить датьї.
ЎофЄр помог мне спуститьс€ на землю Ц вылезти из машины, подав руку дл€ опоры. ≈лена ¬итольдовна, оказавшись р€дом, сказала:
- Ќу, что Ц пошли не спеша? „ерез двадцать минут начнЄтс€ экзамен.
- ѕойдЄмте, - ответил €, див€сь причудливости архитектуры ¬”«а.
- ≈сли устанешь сто€ть, € вз€ла раскладной стул.
- ’орошо.
- —кажешь, как устанешь.
ћы продвигались к внутреннему входу главного корпуса по аллее, ибо над парадным входом проводились косметические ремонтные работы. ”же издалека было видно, как у двери толп€тс€ абитуриенты, слепленные в кучки, а также прочие посторонние переживающие лица: мамы, папы, сестры, знакомые и друзь€ потенциальных студентов. “рудно было сказать, кого было больше: самих поступающих, или членов групп поддержки. ƒорога показалась мне длинной Ц масштабность и антична€ стилистика строений потр€сала. „то такое школа по сравнению с университетом в плане пространственного размаха? ’ижина, разве что.
ћы остановились неподалЄку от толпы в тени деревьев.
- —ейчас внутрь не пробитьс€, - заметила ≈лена ¬итольдовна. Ц ≈щЄ минут дес€ть придЄтс€ подождать Ц раньше двери не откроют.
- ј сколько будет длитьс€ экзамен? Ц поинтересовалс€ €.
- ѕолтора часа на 25 примеров. ¬сЄ точно так же, как в тех листах, что € тебе приносила. ¬ общем, ты же помнишьЕ ѕримеры дел€тс€ на три категории сложности. 10 примеров Ц категории Ђјї, относительно лЄгкие. «а них дают 5 балов. —только же Ц категории Ђ¬ї, посложнее.  аждый правильный ответ даЄт тебе по 10 балов. Ќу и последние п€ть Ц категории Ђ—ї Ц повышенной сложностиЕ ѕо 15 балов. √лавное не волнуйс€ Ц времени хватит. “ы же решал аналогичные задани€... » довольно успешно.
- ƒа, - неуверенно сказал €, судорожно сопоставл€€ полтора часа и 25 примеров. » стал вспоминать, как дошЄл до наглости поступить в ¬”«.
Ќе только за пивом врем€ бежит незаметно. ¬ школе на контрольных по алгебре или геометрии, продолжительностью в 40 минут, где обычно давалось по 5 заданий, € еле успевал к концу урокаЕ ћне некогда было думать Ц широким размашистым, пон€тным лишь учительнице по алгебре почерком, € строчил без остановки сначала условие задани€. ѕока мо€ голова на подсознательном уровне выводила ручкой само задание, в моЄм мозгу созревала цепочка логических действий, привод€щих к правильному решению. Ёта спешка св€зана с тем, что в силу заболевани€, мо€ скорость написани€ уступала, тем, кто писал рукой. » набегающий страх, что не успею во врем€, заражал мой мозг паранойей. ”чительница всегда поражалась моей способности получать правильный ответ к заданию, как говоритс€, Ђчерез три звезды Ц коленої. ѕрименение авангардного подхода в алгебре и геометрии, € объ€сн€л чрезмерно развитым воображением, что отнюдь не €вл€лось положительной чертой ученика, изучающего точные науки. ¬ далЄкие ранние годы своего школьного обучени€, над каждым примером € сидел минут по п€тнадцать, прежде чем правильно решил его. ”чительница хвалила мен€, но в классный журнал ставила тройку, потому что за урок надо было решить ещЄ два, на которые времени не хватало. ћоЄ тугодумие было естественным порождением размеренной беззаботной домашней жизни: играю в игрушки и некуда мне торопитьс€, смотрю с балкона Ц людей созерцаю, природу; на небо взгл€ну Ц метаморфозам тучек поражаюсь. —плошной буддизм. ¬ школе всЄ иначе. Ѕуддизм не в почЄте.
–ешение примеров должно быть доведено до автоматизма. Ќужно знать все логические комбинации, ухищрени€, нестандартные ходы, чтобы не тер€ть драгоценного времени на изобретение велосипеда. ¬нимание Ц абсолютно. ѕлюс и минус Ц это разные знаки, как небо и земл€, как огонь и вода. Ќеверно написанный знак, и всЄ летит к черт€м. » формулы, формулы, формулы Ц огромна€ св€зка ключей в лабиринте с множеством закрытых дверей. ¬идишь дверь Ц знаешь, а не подбираешь, какой ключ откроет еЄ. “ы Ц не вор, ты Ц хоз€ин лабиринта, помн€щий с закрытыми глазами путь к заветному выходу. »наче о положительной оценке и не мечтай.
“о, с чем мне предсто€ло справитьс€, сравнимо с примерами в учебнике по алгебре с двум€ звЄздочками, которые на уроках не решались. Ёто лична€ инициатива каждого ученика: хочешь Ц решай, хочешь Ц нет. я одолевал такие примеры, но на обдумывание подхода иногда уходило много часов свободного врем€. ѕрошли экзамены в школе. ћне вручили серебр€ную медаль. ќставалс€ мес€ц до первого вступительного экзамена по алгебре. » всЄ это врем€ € решал примеры дл€ поступающих в ¬”«ы. ƒлинные, не умещающиес€ на одной строке задачника, точно посто€нно разв€зывающиес€ капроновые шнурки на кроссовках. ѕроцентов на 80 мною всЄ решалось, а то, что оставалось, мучительно обдумывалось и исправл€лось, пока результат не совпадал с ответом в книге. ѕосле мес€ца подобной подготовки мне казалось, что € готов с лЄгкостью набрать минимальную сумму балов дл€ сдачи вступительного экзамена. Ќо уверенность в себе Ц сама€ зыбка€ черта моего характера. ќбразно говор€, мельчайший камешек непредвиденного обсто€тельства, брошенный в зеркальный пруд моего спокойстви€, наводил бурю тревоги и неуверенности, затмевающую разум.
- ј сколько нужно набрать балов, чтобы сдать экзамен? - поинтересовалс€ € у ≈лены ¬итольдовны.
- ћинимум Ц 30. Ќе беспокойс€ Ц наберЄшь. » не такие набирали, - успокоила она.
ЂЎесть простых, три Ц категории Ђ¬ї или два Ц категории Ђ—ї, - вычисл€л €. Ц Ќо от мен€ ждут же все 100. » никаких оправданий! ћедалист, мать твою так! ј если провалюсь?..ї. √руз ответственности и страх сковал мои извилины.
- ѕошли в здание. ѕроход уже освободилс€. ¬ институте не так жарко, - сказала ≈лена ¬итольдовна.
”ниверситет изнутри своим гигантизмом породил во мне ощущени€, которые € испытывал в храме: величественность, искусственное расширение пространства и некое при€тное растворение в нЄм своего Ђяї. ¬о мне возникло чувство умиротворЄнности, спокойстви€.
- ћожет, с€дешь Ц € стул разложу? Ц заботливо поинтересовалась у мен€ ≈лена ¬итольдовна.
¬се абитуриенты сто€ли и ждали начала экзамена. ’оть € и инвалид, но мне было неловко при всех сто€щих сидеть, выдел€€сь, как бела€ ворона.
- Ќет. —пасибо. я постою.
- «р€ € стул притащила с собой, - нотки обиды прозвучали в еЄ голосе.
ћне стало совестно.
-  стати, € договорилась, чтобы экзамен проходил на первом этаже, - сообщила ≈лена ¬итольдовна. Ц Ћестницы, знаешьЕ —обьют ещЄ.
- ’орошо, - согласилс€ €.
«абота ≈лены ¬итольдовны казалась мне несколько излишней, но, учитыва€ еЄ профессию Ц психолог, всЄ было объ€снимо.
»здалека эхом, перекрывающим общий гомон толпы, послышалось сдержанно-снисходительное приглашение какого-то д€дьки проследовать за ним. јбитуриенты вместе с группой поддержки приглушЄнно зашагали вдоль коридора. „увствовалось напр€жение толпы.
ѕока мы добрались, больша€ часть абитуриентов зашла в назначенную аудиторию с зарешЄченной дверью, оставив своих сопровождающих сто€ть вдоль стен
ћужчина с бородой и мешками под глазами, на вид лет 50-55, и женщина бальзаковского возраста Ц люди, как € пон€л, отвечающие за проведение экзамена, расположились у входа, провер€€ паспорта и отбира€ на врем€ экзамена мобильники у поступающих. —опровождающих, пытающихс€ пробратьс€ в заветную аудиторию вежливо, но настойчиво отстран€ли в коридор.
- ћамаша, вам туда нельз€, - с искусственной терпеливостью повтор€ли контролЄры очередной Ђкурице-наседкеї. Ц —ейчас начнЄтс€ экзамен. ѕосторонним лицам вход воспрещЄн.
¬сЄ это мне напомнило кадры из кинофильмов про тюремную жизнь. ћатери и отцы пришли навестить своих заключЄнных сыновей и дочерей.
Ќа входе попросили мой паспорт дл€ заполнени€ личных данных.
≈лена ¬итольдовна отдала требуемое женщине на входе и попросила:
- ” мен€ к ¬ам больша€ просьба: заполните за него анкетный лист и, когда он решит примеры, впишите, пожалуйста, в бланк номера ответов, которые он продиктует. ” него почерк плохой Ц компьютер не восприметЕ
Ѕланк представл€л собой 20 заданий, к каждому из которых прилагалось четыре варианта ответа. ¬ общем, принцип игры Ђќ, счастливчик!ї. “олько без подсказок. ј к п€ти последним задани€м ответов не давалось Ц их надо было вписать самому исключительно  јЋЋ»√–ј‘»„≈— », иначе компьютер ваш некаллиграфически вписанный правильный ответ посчитает за ошибку. ј мой почерк давно пора использовать секретным службам при переписке Ц не надо тратить врем€ на зашифровку. ѕоэтому просьба моей сопровождающей была вполне пон€тна и уместна.
- ’орошо, - сухо молвила женщина, вз€в мой паспорт.
- я только усажу его за парту и сразу уйду, - просительно сказала ≈лена ¬итольдовна, пропихива€ в проход моЄ дЄргающеес€ тело. (я всегда начинаю дЄргатьс€, когда нервничаю).
- Ќу, давайте, только побыстрее, мамаша, - негодующе, с оттенком пренебрежени€ выговорила женщина-контролЄр.
- я ему не мамаша, - спокойно и с достоинством сказала ≈лена ¬итольдовна.
- Ќеважно. ѕобыстрее.
–еплика психолога мен€ несколько смутила. „то это? ѕодсознательное про€вление материнского инстинкта: мол, больных не рожаю? »ли простой ответ на агрессию?
ћужчина-контролЄр сто€л спиной у доски, заложив руки назад. јудитори€ практически вс€ была заполнена юношами и девушками, некоторым из которых уже вручили анкетные листы. ј сидели они к моему великому ужасу за партами, зафиксированными под углом примерно в 45 градусов. ≈сли положить какой-нибудь лЄгкий или кат€щийс€ предмет на такие Ђмебел€ї, то он слетит или скатитьс€ непременно на пол. Ќо результат эксперимента изменитс€, если придерживать этот лЄгкий или кат€щийс€ предмет рукой. ј что оставалось делать мне с моими инстинктивно колеблющимис€ конечност€ми? ќтлична€ работа, плотники-дизайнеры!
- ќ, √осподи!  ак же ты будешь писать?! - воскликнула шЄпотом ≈лена ¬итольдовна, усажива€ мен€ за ближайшую свободную парту.
Ђƒа уж!ї, подумал €, Ђвосхища€сьї эргономическому дизайну мебели.
- “ак. ¬от платок, - стоически произнесла психолог, разложив его на парте. Ц ќн вроде не падает. ѕопроси, чтоб на него положили черновик. Ќа нЄм же записывай номер правильного ответа. ƒа, вот гелиева€ ручка. Ц ≈лена ¬итольдовна положила еЄ поперЄк наклону парты. Ц  ак всЄ решишь, позовЄшь женщину-контролЄра Ц она отметит номера на бланке. Ќу, всЄ мне пора. ”дачи!
Ќапоследок она улыбнулась мне, и бросила пару реплик контролЄрше. “а кивнула.
–€дом сидел юноша, спокойно и вдумчиво заполн€л анкетные данные. Ќа мен€ он не обратил никакого внимани€.
- «дравствуйте, уважаемые абитуриенты! Ц поставленным менторским голосом начал свою вступительную речь мужчина, сто€щий у доски. Ц ћен€ зовут ¬ладимир —таниславович. ћо€ ассистентка Ц »рина ƒмитриевна. ≈сли возникнут какие-то вопросы, касающиес€ проведени€ экзамена по алгебре, обращайтесь к нам.
ќн развернулс€ к доске лицом, вз€л мел, и, начина€ расчерчивать дл€ нагл€дности анкетный трафарет, продолжал говорить:
- »так. —егодн€ вы будете сдавать первым ≈диный √осударственный Ёкзамен по алгебре. » надеюсь, что ваши положительные результаты по данному тесту подтверд€т обладание вами серебр€ных и золотых медалей.
Ђ√рЄбанна€ медаль! “ак и знал, что так будет: Ућедалист?  упил? «а уши, небось, нат€нули?Ф “еперь доказывай, что не верблюд!ї, злилс€ € про себ€, смотр€ в платок, на котором уже возлежал черновик Ц бумага хренового качества, тонка€. Ђ онферансьеї далее продолжил объ€сн€ть на доске, как правильно заполнить анкетный лист. Ѕланков с тестами ни у кого пока не наблюдалось.
ѕосле дес€тиминутного объ€снени€, как заполн€ть анкету, ¬ладимир —таниславович акцентирующим голосом произнЄс, отр€хива€ мел с рук:
- —ейчас »рина ƒмитриевна вскроет запечатанную упаковку бланков, и раздаст каждому в течение нескольких минут по одному экземпл€ру. «адани€ на каждом из бланков абсолютно идентичны по сложности, поэтому результаты тестировани€ целиком и полностью завис€т от вас самих. ѕен€ть не на кого. Ќа решение 25 заданий вам предоставл€етс€ ровно полтора часа с момента раздачи всех бланков.
»рина ƒмитриевна методично раздавала бланки. Ќаконец и ко мне на парту лЄг заветный лист с тестами, который тут же попыталс€ свалитьс€ нахрен. »рина ƒмитриевна подложила его край под платок и двинулась дальше вдоль парт.
 акие ощущени€ € испытывал, реша€ тесты? Ќаверно, те же, что испытывает человек, балансирующий на канате, прот€нутом над пропастью, которого принудили сочин€ть стихи. ѕисать на тонком листе, под которым подложен платок, было очень трудно. √елиевой ручкой нужно было еле касатьс€ черновика, иначе возникала дырка. ¬од€ по черновику ручкой, точно лебединым пером по эрогенным зонам девушки, € с трудом разбирал, что пишу. ¬добавок ко всему от перенапр€жени€ с мен€ лилс€ пот. Ќекоторые капли попадали на черновик, превраща€ его в промокашку. ѕисать становилось совсем невозможно. “огда € просил дать мне новый черновик.
—амо содержани€ теста отличалось во многом от того, что было написано в задачнике дл€ поступающих в ¬”«ы. ѕочти все примеры были короткие, как волосы у подстриженного неделю назад скинхеда, и заковыристые, как китайска€ шкатулка. я кинулс€ к решению логарифмов, не представл€вших дл€ мен€ особой сложности при подготовке в ¬”«. –аспинал € эти логарифмы по-вс€кому, осторожно пачка€ черновик: переворачивал, поднимал, опускал, возносилЕ
Ђ- Ёто ж элементарно, ¬атсон!
- „Єрта с два, ’олмс!ї, резюмировал внутренним диалогом € ситуацию и перешЄл к другим примерам.
“ут ещЄ Ђконферансьеї душу успокоил:
- ƒо окончани€ времени экзамена осталс€ ровно час. –ассчитывайте свои силы.
ЂЋадно. ’рен с ним Ц решаю всЄ подр€д, особо не зациклива€сь. Ѕудь что будетї, дал € себе внутреннюю установку.
«а этот оставшийс€ неполный час € сделал около 11 примеров, уверенный, что отмеченные варианты ответов должны быть правильными. ћинут 10 у мен€ отобрала »рина ƒмитриевна, сказав, что позже она не сможет заполнить мне тестовый бланк. я, ковыр€€сь в черновиках гелиевой ручкой, продиктовал номера ответов.
»рина ƒмитриевна засунула мне в нагрудный карман паспорт и, сочувствующе подтолкнула к выходу.
≈лена ¬итольдовна ждала мен€ в коридоре. я увидел еЄ сто€щей у стены в раздумь€х.  ак только она мен€ увидела, сразу подбежала и подхватила мен€ за плечи с сожалением и заботой на лице. я только лишь смог изнеможЄнно помахать отрицательно головой, мол, дела, ни в звезду. ѕозже она призналась, что на мен€ было жалко смотреть Ц Ђкак выжатый лимонї.
ѕо дороге назад к машине € говорил ≈лене ¬итольдовне:
- ћожет, не стоит поступать в институт?
- — чего это вдруг? Ц в еЄ голосе по€вилась строгость.
- Ќу, € почти ничего не решил.
- «автра узнаем, что решил, а что не решил.
- ƒа и ваше врем€ € трачу зр€, - продолжал € ныть.
- “ак. «наешь чтоЕ “ы, пожалуйста, за моЄ личное врем€ не беспокойс€. я сама как-нибудь им распор€жусь. » чего это ты сразу руки опустил? ј? “ы это брось! ≈сли что Ц доплатим за не достающие балы. ј в школе скажешь, что всЄ прошло нормально. ѕон€л?
- ƒа.
ѕервым делом, когда € приехал в школу, направилс€ в туалет. ¬ раковине сто€ло ведро, в которое медленно набиралась вода из-под крана. ќкунувшись головой в Ђзаздравный кубокї, € пил, пил и пил, чтобы не издохнуть от обезвоживани€.
—пуст€ день ≈лена ¬итольдовна сообщила мне, что € набрал 35 балов, и добавила, что говорить об этом не стоит. ћедалист получил тройку Ц позор.

¬сЄ ништ€к!

- Ќичего, –ома. ¬ этот раз всЄ пройдЄт нормально, - успокаивала мен€ ≈лена ¬итольдовна, когда мы сто€ли возле толпы абитуриентов, пришедших сдавать ≈√Ё по физике. Ц я проверила: первый этаж, парты такие же, как у нас в школе Ц плоские.   тому же среди контролЄров Ц мо€ знакома€, поможет в любом случае.
—луша€ умиротвор€ющую речь психолога, € иногда кивал, рассматрива€ толпу будущих студентов. Ќастроение у мен€ было спокойным Ц после экстремального экзамена по алгебре, € испытывал умеренное равнодушие ко всему происход€щему. Ђѕарты ровные, прохладный ветерок на улице веет, контролЄр Ц знакома€ то, что ещЄ нужно?ї, подумалось мне.
—реди ожидающей молодЄжи € заприметил девушку, сто€щую ко мне спиной. —пина была слегка оголена. Ђ расива€, видать. — косой по по€сї, подумал €, более пристально вгл€делс€ в еЄ оголЄнную спину и тут же отвернулс€.  ожа девушки заметно обрастала тЄмными волосами. Ђƒа уж. ” мен€ на ногах и то поменьшеї, непри€тно удивилс€ €. Ђ—транное сочетание. јтавизмї, констатировалось в моЄм сознании.
ќткрылись двери храма знаний, и снова мен€ встретила аудитори€, совершенно друга€, с новыми пр€мыми добротными партами. ќни были девственны, как только что купленное нижнее бельЄ: на них ещЄ никто не выдалбливал ножичком свои амбициозные имена, не делал расчЄты переставшей писать ручкой, не вытачивал ключом от двери фрагменты средневековых сражений или эскизы диковинных пейзажейЕ. ќкна были распахнуты и в помещение дул освежающий ветерок. Ђƒа, здесь € в своей тарелкеї, промелькнуло в моей голове. ћен€ усади на пустую заднюю парту. ≈лена ¬итольдовна положила на поверхность более плотную материю, учитыва€ прошлый неудачный опыт с платком и, пожелав удачи, удалилась. ¬сЄ шло по тому же плану, что и в прошлый экзамен. “олько контролЄры были нормальные, без апломба. ћужчина был лыс и остроумен, женщина Ц заботлива и вежлива.
я избрал тактику Ђот простого Ц к сложномуї. —начала вопросы по молекул€рной, €дерной физике, вопросы по законам Ќьютона, а потом Ц на что врем€ останетс€. «адани€ делились на две группы: на теоретические и практические, в которых, примен€€ формулы, решаешь задачу.
ѕрошло минут дес€ть с начала экзамена, как € услышал укоризненный говор мужчины:
- ¬от вы, молодой человек, что вы всЄ врем€ загл€дываете девушке в черновик? - говорил контролЄр полушутливым тоном. Ц “ам что Ц мЄдом намазано?!
- ј что Ц нельз€. “есты ведь разные, - начал оправдыватьс€ подгл€дывающий.
- Ќет. Ќельз€! ” вас нет такого права! ” абитуриента есть право смотреть себе в черновик, в потолок, в окно, если душа романтики просит, или в затылок соседу напротив. Ѕольше Ц никуда! ¬сЄ. ≈щЄ раз замечу Ц рассажу.
ѕримерно под конец экзамена подошла контролЄрша и дружеским тоном спросила:
- Ќу, что, –оман? «аполн€ть бланк будем?
Ђ«накома€ї, улыбнуло мне.
- ƒа, - согласилс€ €, зна€, что большую часть решил правильно. ќсобенно по части теории Ц вопросы показались мне не сложными.
¬ышел € из аудитории в хорошем расположении духа. ¬ коридоре мен€ встретила неизменна€ ≈лена ¬итольдовна.
- ¬ижу, что у теб€ всЄ не так уж плохо, - отметила она, сопровожда€ мен€ р€дом.
- ƒа, - несколько смущЄнно и с улыбкой ответил €. Ц Ѕыло удобно.
ѕо физике мне удалось набрать 55 балов. я был доволен собой.

¬еликий и могучийЕ

¬сЄ так банально, что и вспоминать не хочетс€, как € сдавал последний вступительный экзамен по русскому €зыку. Ќу, кому интересно читать, где мне взбрело в голову поставить недостающие зап€тые в предложени€х, напичканными причастными и деепричастными оборотами? »ли на каком слоге ставитс€ ударение в слове Ђалкогольї? ¬ообще, русскому народу чужды иностранные слова, тем более дл€ обозначени€ столь ценного и дорогого душе напитка. —воих национальных синонимов хоть отбавл€йЕ ѕоэтому, спроси общественное мнение, постав€т это самое ударение, как €зык повернЄтс€. –едкий, даже трезвый русский поставит ударение Ц јлкоголь. ј ведь доктора и профессора важно и ответственно делали ударение на первом слоге этого слова.  ому верить?  онечно же, светилам науки.  ак вы€снилось Ц зр€.
¬ целом, тест по русскому €зыку был построен по принципу Ђзнаешь Ц не знаешьї. ћне до сих пор вспоминаетс€ один из вопросов теста: Ђ¬ыберете из четырЄх предложений то, в котором одно из слов употреблено без учЄта его лексического значени€?ї ¬ трЄх вариантах не было ничего Ђкриминальногої, но четвертое предложение заставило мен€ внутренне засме€тьс€: ЂЅлизкие друзь€ в честь юбиле€ своего дорогого товарища составили дл€ него некрологї. ¬сЄ это, конечно, смешно, но в основу составлени€ тестов легли, в большинстве своЄм, вопросы, основанные на исключени€х из правил в русском €зыке. Ћогически мыслить, и надолго задумыватьс€ над большинством вопросов было абсолютно бесполезно. Ќу, как можно, примен€€ логику, аналитический, дедуктивный, индуктивный или иные подходы, ответить на вопрос: Ђ—колько букв УнФ в слове Уветре..ыйФ?ї. Ќадо просто помнить, что данное слово пишетс€ с одной буквой Ђнї потому, что относитс€ к словам-исключени€м. ¬от и вс€ фишка.
≈лена ¬итольдовна, провожа€ мен€ на экзамен, почему-то была уверенна, что € сдам его с лЄгкостью:
- “ы ж у нас поэт! ‘утурист! Ц говорила она.
¬от именно что Ц футурист. я прекрасно знал, как правильно пишутс€ и что значат слова: Ђэксгибиционизм, трансцендентальность, антропоморфный, гигроскопичность, клаустрофоби€, люминесцентныйї - и прочие многобуквенные слова, о которые можно сломать €зык и голову, не счита€ изобилующих в моих стишках неологизмов, вроде причасти€ Ђопозвоночневшезвен€щийї или наречи€ Ђпо-роботическиї... Ќо на хрена футуристу знать правильное написание банальных слов?
¬прочем, утрирую: по части пунктуации, морфологии и лексики € преуспел в школьные годы. Ќа уроках писали, в основном, сочинени€, диктанты, изложени€. ќсобые затруднени€ вызывало у мен€ написание изложени€ Ц € всегда выходил за рамки сюжета и представленной базы авторских слов.   примеру, излага€ однажды рассказ на военную тему, € пустилс€ в философские дебри о неизбежности военных конфликтов на «емле.
- Ќе знаете, как правильно пишетс€ нужное вам слово Ц замените его синонимом, - поговаривала то и дело “ать€на »вановна, учительница русского €зыка, дабы облегчить интеллектуальные усили€ моих одноклассников.
(¬ моей ситуации с ≈√Ё синонимы не канали).
ќрфографи€, правда, вначале учЄбы страшно нервировала мен€. ¬ детские годы € всЄ воспринимал на слух, и вз€л себе за правило, что как слово слышитс€, так оно и пишетс€. ¬ школе “ать€на »вановна €сно дала мне пон€ть, что € Ц лопух. ≈сть проверочные слова на безударные гласные. » все эти заморочки нужно знать, чтобы избежать путаницы при написании слов. ¬едь существуют множество диалектов в русском народном €зыке. ѕредставить себе невозможно, что произойдЄт, если каждый будет писать, как говорит. ¬з€ть того же чукчу.  ак он напишет, к примеру, слово Ђэкзистенциализмї, однако?
ƒа, ещЄ было очень трудно сфокусировать своЄ внимание на экзамене, потому как обслуживала абитуриентов ассистентка Ц распрекрасна€ така€ от макушки до туфель. ¬олны, исход€щие от еЄ походки, часто сбивали частоту моих мыслей.
¬ общем, к экзамену по русскому €зыку € отнЄсс€ Ђспуст€ рукаваї, самонаде€нно. ”правилс€ за 45 минут, хот€ на решение теста давалось полтора часа. ≈лена ¬итольдовна через день с большой неохотой сообщила мне о результатах Ц ровно 30 балов. я расстроилс€ и досадовал на себ€. ¬прочем, даже после такого удара ниже по€са, € всЄ же стал студентом.
≈лена ¬итольдовна оформила мен€ как студента-экстерна. ¬ отличие от других форм обучени€ (очное и заочное, которые мне не подходили в св€зи с физической экстравагантностью), от мен€ зависело, когда € соизволю вз€ть задание по выбранному из учебного плана предмету, и, когда €влюсь в университет, чтобы сдать экзамен по изученной дисциплине. ќграничени€ всЄ же были Ц минимум € должен сдавать по четыре экзамена в год. «а такую форму обучени€ университет затребовал 25 тыс€ч рублей за весь курс обучени€. Ќа дворе шЄл 2002 год. ≈лена ¬итольдовна нашла спонсорскую фирму, котора€ перечислила указанную сумму на счЄт ё–√“”. ѕсихолог сообщила, что переезжает в ћосковскую область, и когда ещЄ мен€ увидит Ц не знаетЕ
Ќаступил август-мес€ц, и мен€ транспортировали в дом престарелых. — этого момента € и начну повествование о своей студенческой жизни.

„ј—“№ 2. ’ќ∆ƒ≈Ќ»≈ ѕќ ј”ƒ»“ќ–»яћ

√де у человека голова

» было лето 2003 года, солнечное, жаркое и безветренное Ц июнь. ћой друг  ост€ мес€ца два назад принЄс мне экзаменационные вопросы по информатике, предоставленные преподавателем по данному предмету.
- ј дидактический материал?.. - начал, было,  ост€.
- ” мен€ его нет, - отрезал информатик.
¬опросы, в основном, касались программировани€ на €зыке низкого уровн€ Ц ассемблере. я подключил всех своих друзей на поиски книги, дающей ответы на большинство пунктов экзаменационного листа.
ѕосле подготовки, приехал в университет, чтобы сдать экзамен по информатике, в то врем€, когда учебный год в ¬”«е подходил к концу. —туденты и студентки, будто тараканы, протравленные дихлофосом, бегали по лестницам и коридорам университета, сдава€ сессию, и предвкуша€ наступление каникул.  акой-то парень нЄс €щик шампанского. ЂЁто дл€ одного или дл€ всех? ƒо или после экзамена? - возникли у мен€ вопросы. Ц ј может Ц во врем€?..ї. я долго сто€л в очереди, получа€ бегунок дл€ сдачи экзамена.  огда подошЄл мой черЄд говорить название сдаваемого предмета и форму аттестации, заведующа€ отделом столь ценных листиков, оформл€€ мне документ, по€снила почему Ђпробкиї. ƒескать, врем€ сейчас такое суровое Ц сдача экзаменов в разгаре.
«ашЄл € на кафедру по информатике, и, запина€сь от волнени€, спросил: Ђ ому € должен сдавать экзамен по информатике?..ї. ¬сем до лампочки. ЂЌе мы, типаї, вывел € главную сюжетную линию из разрозненных и мычащих ответов преподавателей. Ќа моЄ спасение, в кабинет вошЄл зав. кафедрой. ≈му объ€снили, по какой причине моЄ тело топчетс€ здесь. «ав. кафедрой сказал, что, мол, есть такой преподаватель, которому € смогу сдать экзамен, но он сейчас принимает студентов, придЄтс€ подождатьЕ «а дверью.
ќколо двух часов € шаталс€ по коридору, наблюда€, как студенты втекали в аудитории дл€ сдачи экзамена с бутылками шампанского, цветами, пакетами, наполненными чем-то, и прочим ералашем вещей никак не относ€щимс€ к информатике. ƒругие входили в Ђсв€щенныйї кабинет с одними зачЄтками, и в глазах их € замечал гордость всех пионеров, и спокойствие насытившегос€ питона. Ќе знаю, как так получилось, но когда € вошЄл в аудиторию, там уже никого не было. Ђћистикаї, подсказала мне интуици€. ЌашЄл € преподавател€ по информатике на моей роднойЕ кафедре, то ли ленивого, то ли усталого. ѕолный маленький мужчина сидел за столом расслаблено. Ќа столе сто€ла бутылка шампанского, цветы, Ђјссортиї, закусочки вс€киеЕ ќказалось, что € не во врем€, надо подождать, пока насыт€тс€ благородные желудки. „то ж, делать нечего, ещЄ полчаса моей жизни вылетело в трубу.
Ќаконец, мен€ попросила зайти кака€-то женщина, высунувша€с€ из приоткрытой двери кафедры.
- Ќу, что Ц готовы? Ц спросил мен€ препод с красным лицом, выражающим страдальческую немую фразу: Ђ огда же вы все закончитесь?!ї.
ѕросто€ть на остановке минут 15 под пал€щим июньским солнцем, ожида€ нужного автобуса, залезть и вылезти из него, прошагать с полкилометра до университета, просто€ть с полчаса в очереди за бегунком, истека€ потом, затем дождатьс€ препода и в итоге сказать, что нет, не готов?!! Ќаверно, информатик Ц поклонник чЄрного юмора.
- ƒа, - ответил €.
- “огда пройдЄмте в соседнюю аудиторию.
я с информатиком расположились за одним из компьютеров. ѕреподаватель стал задавать мне вопросы. ѕрежде всего, надо отметить, что € учусь на программиста. ѕоставленным преподавательским голосом информатик задал мне гениальный вопрос-экспромт:
- ѕокажите, пожалуйста, где здесь монитор?
Ђѕроверка на идиотизм? Ёто всЄ равно, что спросить у человека, где у него головаї. я пор€дком подзабадалс€: с 9 утра не ел, не пил Ц устал, в общем. “ак что мне не было никакой охоты морочить себе мозги, почему мне задали такой Ђпарадоксальныйї вопрос.
» высказал Ђпредположениеї:
- Ќа столе, перед ¬ами.
- ¬от это? Ц обвЄл он рукой пр€моугольник экрана. я рассуждал про себ€: ЂЌу, что сказать ему? „то: УЌет, нет! „то ¬ы?! Ёто вовсе не монитор компьютера, а сюрреалистическа€ картина —альвадора ƒали Уѕредчувствие весныФ и, вообще, мы находимс€ в музееФї. ќднако € лаконично и упр€мо сказал:
- ƒа.
„ерез несколько более или менее умных вопросов, информатик спросил с выражением подвоха на лице:
- ј где на клавиатуре находитс€ буква Ђрї?
я опешил.
- “ам, Ц кивнул головой в сторону клавиатуры. (— кем поведЄшьс€, того и наберЄшьс€).
- √де? Ц недоумЄнно спросил преподаватель. я встал и ткнул носом в букву Ђрї. ћой сопровождающий, сто€вший всЄ это врем€ в стороне, отметил, что € ещЄ умею печатать на клавиатуре и, к тому же, быстрее него. ѕрепод состроил сомнительно-насмешливую гримасу, и в€ло воскликнул:
- ѕравда!?
  концу беседы информатик €вно поумнел. я ответил на последний его вопрос, и он спросил у сид€щей всЄ это врем€ аудитории студентов:
- ƒаже не знаю, что ему ставить? ¬роде на всЄ ответил правильно.
—туденты разрозненно, но упр€мо затвердили:
- ќтлично.
- Ђќтличної, говор€т, слышишь? Ц обратилс€ он ко мне. Ц Ќу, что жЕ ѕоставим Ц Ђотличної. ћне, собственно, не жалко.

ѕ€ть минут идиотизма

ѕросмотрел € однажды свой аттестационный план и узрел, что в одной из изучаемых дисциплин значитс€ физика. ЂЌу что, будем сдавать этот предмет? - спросил € себ€. - »лиЕ ¬от, к примеру Ц Ућетоды аппроксимации функцийФ? ‘изику..., - мысленно ответил €, причЄм обоснованно. -  ак-то ближе и родней звучитї. ¬ качестве формы аттестации числилс€ экзамен. ЂЁкзамен так экзамен Ц физика не УвышкаФ, ничего иррационального там нетї, рассудил € и кичливо щЄлкнул указкой сочетание клавиш Alt-F4, дава€ пон€ть себе, что вопрос решЄн. ќсталось всего-навсего вз€ть задание. Ёто проблема. Ђ“ак, - начал € размышл€ть. - ¬се мои друзь€ работают шесть дней в неделю. ” —ерге€, правда, скольз€щий график работы. ѕопросить его? —ъездить на такси пару раз, потому что в первый заезд, мы, как назло, препода не застанем, ибо у него выходной, отгул, больничный, запой, мес€чныеЕ »ли мы слишком поздно приедем в универ, и к этому времени он смоетс€ домой. »ли слишком раноЕ ј проторчать до первой звезды, дожида€сь физика к началу вечерней лекции, совсем не смешно. ¬прочем, в первый же день мы узнаем расписание: когда и где у физика стрелка, и в каком корпусе, а конкретно Ц в аудитории, он базарит. ƒальше, на уровне теории веро€тности: совпадЄт ли выходной —ерге€, с рабочим днЄм препода?  уш ни с первого раза выпадает, особенно в моей жизни. ¬ общем, неделю, как минимум, € буду получать заданиеї, закручинилс€ €. ¬ этот момент мне вспомнилс€ друг ≈лены ¬итольдовны ёрий јлексеевич, мужчина лет сорока с юношеским лицом, который работает в университете. ѕсихолог оставила мне его телефон Ц в случае необходимости, можно обратитьс€ за помощью. я бы ёрию јлексеевичу и не позвонил бы (он Ц всЄ-таки не мальчик на побегушках), но годовой план по сдаче четырЄх экзаменов поджимал.
ёрий јлексеевич вежливо согласилс€ вз€ть дл€ мен€ задание по физике.
ѕреподаватель в качестве задани€ велел мне решить 40 задач по задачнику определЄнного автора. я попросил —ерге€ купить мне учебник по физике дл€ ¬”«ов (толстый такой, на четыре сотни рублей пот€нул) и задачник, страниц всего на 150, а ценой в 230 рублей. ¬идно, рейтинг читаемости у автора высокий, и фамили€ очень созвучна с фамилией ‘ранкенштейн. Ќо ради познани€ научных истин, мне лично денег не жалко! —пуст€ два мес€ца моего штудировани€ теории по физике и синхронного выполнени€ практического задани€, € приехал с —ергеем сдавать экзамен с решЄнными задачами. —ергей своЄ уже отвоевал: приобрЄл профессию электромеханик, а работает грузчиком. ѕо специальности не берут без начального опыта, св€зей нет.
ћы с —ергеем подождали под дверью, пока не закончитс€ лекци€.  огда из аудитории нестройным р€дом стали выходить немного заторможенные студенты, € вошЄл в почти пустующий зал и обратилс€ к преподавателю, которому было лет 50 на вид, - почтенно-упитанный д€дька в очках.
- «драсьте. я по поводу сдачи экзамена. ¬ы мне задали решить 20 задач по механике и 20 по молекул€рной физикеЕ
—ергей положил перед ним на стол увесистый файл с решени€ми.
- ƒа, даЕ ѕомнюЕ - рассе€но проговорил он, продолжа€ в ускоренном темпе укладывать свои вещи в портфель.
ѕрошло около полминуты немой мизансцены. я продолжал сто€ть у преподавательского стола, —ергей неподалЄку держал всЄ необходимое дл€ экзамена, а физик набивал своЄ непомерное кожаное вместилище нескончаемыми архиважными документами. ¬се студенты ушли.
Ђј как же €?!ї, вспомнилась мне фраза из мультика.
ћой мозг тер€лс€ в догадках:
Ђ” него жена рожает? ќн опаздывает на обед? »ли наоборот Ц диаре€?ї, мучили мен€ вопросы, возникшие в св€зи с неадекватной реакцией.
- ¬ы посмотрите, - кивнул € на файл. Ц ѕравильно ли € решил задачи?Е ¬роде бы ответы с задачником совпадают.
ћне хотелось хоть как-то обратить внимание физика на факт существовани€ в пространстве моей персоны в полуметре от него.
ѕреподаватель вытащил два верхних листа, покрутил их, посмотрел мельком и проговорил:
- Ѕегунок с собой? «ачЄтка?
- ƒа, - ответил €.
—ергей передал запрошенное.
-  акую оценку ¬ам ставить? Ц спросил мен€ преподаватель.
я растер€лс€: неожиданный и Ђсложныйї вопрос. ”читыва€ степень своих знаний по физике, сказал:
- Ќу, Ђчетыреї.
ЂЌаверно, провер€ет мою самооценку?ї, предположил €, ожида€, что сейчас физик начнЄт опрос по изученным темам.
- «начит, Ђхорошої, - поправил мен€ светила науки, заполн€€ бегунок и зачЄтку.
- ј задачи ¬ам оставить? Ц обалдев от неожиданного поворота событий, спросил €.
ѕо обыкновению у преподавател€ должны оставатьс€ на руках выполненные работы студента.
- «ачем? ќни мне не нужны, - с удивлением произнЄс преподаватель.
ј € с удивлением подумал: ЂЌе дурак ли €?ї.
ѕосле чего он удалилс€ и все остались довольны, кроме мен€. ƒва мес€ца тернистого, полного сомнений, пути к истинному пониманию физического устройства мироздани€, и п€ть минут идиотизма не укладывались в моей голове.

”двоение ¬¬ѕ

«а окном сто€ла сл€котна€ зима. Ќедавно прошли Ќовогодние праздники, но голова мо€ не болела, ибо принципиально не бухаю. Ѕолела душа Ц нужно было в кратчайшие сроки сдать экзамен по экономике. »нформаци€, прочитанна€ мною из купленной заранее научной литературы, успешно запечатлелась в мозгу. Ќа вопросы, врученные мне на кафедре экономики, у мен€ имелись обоснованные ответы, заготовленные в течение четырЄхнедельного штудировани€ предмета. Ќастало врем€ высказатьс€ в полный рост. ѕри первой встрече с заведующей кафедрой экономики, мне сообщили им€ преподавательницы, корпус, номер аудитории и врем€ суток, когда провод€тс€ лекции по интересующему мен€ предмету. ƒл€ надЄжности зав. кафедрой написала всЄ на листке бумаги: Ђ–адиковска€ ≈. Ќ., чт. 425 лк, 18:30ї.
я напр€г своего друга ЋЄху съездить со мной в универ. ќн согласилс€ без возражений.
Ќастал долгожданный четверг. ѕримерно к п€ти вечера пришЄл ЋЄха. ќдел мен€ в чЄрное облачение: рубашка, брюки, носки. ¬ трико и футболке посещать университет зимой, вроде бы, несолидно. ¬ довершении гармоничной картины были сн€ты мои повседневные сандалии и надеты чЄрные туфли. —о стороны можно было подумать, что € еду на похороны, или мен€ плен€ют нацистские идеи. ѕоследний вывод подкрепл€етс€ тем, что € периодически остригаюсь наголо. ( ак-то раз мен€ так и назвал за моей спиной один из группы студентов: Ђќп-па! —кинхед!ї). ¬сЄ гораздо проще Ц моЄ по€вление в общественных местах в подобном оде€нии не оставл€ет людей равнодушными. „увства колеблютс€ от сострадани€ до отвращени€. я люблю эпатировать, мне нрав€тс€ чЄрный цвет и идеологи€ декадентства, но отнюдь не фашизма.
- Ќу, что, ЋЄх, вызывай такси, - бодро сказал €, когда был одет последний туфель.
- –ом, давай оденем куртку. ћен€ запарили все эти косые взгл€ды, причитани€Е Ѕудто € теб€ специально вывожу раздетымЕ
- Ќу, ладно. ѕридЄтс€ паритьс€ мне, - с грустью произнЄс € и тут же бодро добавил. Ц “ы же знаешь, как много € выдел€ю килоджоулей в атмосферу, когда хожу!?
- «наю, - ответил ЋЄха, нап€лива€ на мен€ куртку. Ц Ќо попробуй, объ€сни это каждому прохожему.
- Ёто очевидно Ц € испар€юсь!
- Ќе в этот раз.
- ƒа уж. ¬ общем, ЋЄх, нам надо сначала к лабораторному корпусу за Ђбегункомї, а потом Ц в главныйЕ ¬он записка на столе.
- 425 аудитори€ Ц четвЄртый этаж! ¬ натуре, запаришьс€.
- ѕравда, € не расшифровал, что есть Ђлкї.
- ј хрен его знает? Ћабораторный кабинет, может?
- Ќаверно. ƒа будет так! Ц комично согласилс€ €.
ћы вышли из корпуса, и направились в сторону ворот. ЋЄха достал свой мобильник, и вызвал такси.
ѕервое врем€ € стоически ездил в университет на общественном транспорте. — автобуса на трамвай, с трамва€ на автобус. «атем следовали минут 15 ходьбы моим Ђстремительнымї медленным шагом. ¬ результате € добиралс€ до точки назначени€ запыхавшимс€ и потным. ј в сл€котный период времени добавл€л колорита к уставшему виду дистрофика испачканные гр€зью нижн€€ часть брюк и чЄрные туфли. ’оть картину пиши: Ђ”ниженный и оскорблЄнный готї. “ак что экономить на собственном достоинстве мне надоело.
“акси подъехало к воротам стардома. ЋЄха помог мне залЄзть на заднее сидение, и, сев сам р€дом с водилой, разъ€снил, куда путь держать.
ѕриехали. «айд€ в лабораторный корпус (как € сразу не пон€л, что это и есть Ђлкї?), подн€лись за Ђбегункомї в деканат, на второй этаж. ≈стественно, в такое недетское врем€ двери были закрыты.
- јга. ¬се ушли на фронт, - дЄрнув ручку, резюмировал ЋЄха.
- Jesus crazy! Ц выругалс€ € вполголоса, наслушавшись песен группы ЂLimp Bizkitї. Ц Ќу, всЄ равно пойдЄм к экономичке. я ей сдам, а ты уж, когда сможешь, Ђбегунокї достанешь. ќна, € думаю, распишетс€.
- Ѕазара нет. ѕошли.
» началс€ квест. »скать дверь под номером 425 на четвЄртом этаже, на котором последн€€ значилась 419-ой, - зан€тие не дл€ слабонервных. ¬ коридорах Ц ни души. ƒневные лампы трещали, мигали, но ни одна толком не освещало пространство.
- ћожет, ты что-то перепутал? Ц спросил усомнившийс€ ЋЄха, дЄрнув пару запертых дверей.
- ƒа нет. —ама зав. кафедрой писала, - ответил €.
- ј где кафедра экономики?
- ¬ √лавномЕ
- —транно.
Ћюдей, как назло, не встречалось. ”слышав странные звуки за дверью 416-ой аудитории, ЋЄха пот€нул на себ€ ручку, а там Ц хореографией баловались. ћой друг объ€снил, что ищем мы Ц заплутавшиес€ путники, спросил про заветную дверь под запредельным номером. ќтветили, что вроде нет здесь такой, не знают.
ѕотоптались в полумраке пустеющего коридора, где кроме наших дыханий были слышны: треск мигающих ламп, о которые бились озабоченные бабочки, глухие удары от поэтических па и лЄгкий свист ветра за окном.
-  ороче, –омыч, пора домой сваливать. ќставатьс€ Ц нет смысла.
- ƒа, € понимаю.
- “ы завтра  осте зв€кни. ѕусть узнает Ц что и как. ѕускай он и возьмЄт Ђбегунокї.
- Ћадно, - € был опечален неудачей.
Ќа следующий день позвонил  осте и объ€снил ситуацию.  ост€ сказал, что € ошибс€ корпусом. ЂЋкї по институтской аббревиатуре означает Ђлабораторный корпусї, находитс€ там же, где деканатЕ
Ѕывает, что люди иногда путают дверь, телефонный номер, туалет, врем€, а € глобально Ђвключилї дебила Ц ошибс€ корпусом.
- —лышь,  ость, ну, возьми дл€ мен€ Ђбегунокї по экономике. ЋЄха зайдЄт в гости Ц ты ему передашь, а то деканат в это врем€ закрыт.
- ’орошо, возьму.  то у теб€ будет принимать?..
- –адиковска€.
- —ейчас. ј как отчество?
- ≈лена Ќиколаевна.
- јга. «аписал. ¬сЄ Ц возьму.

„етверг. “акси. Ћабораторный корпус. ћы с ЋЄхой взбирались на четвЄртый этаж. ѕри нас Ц зачЄтка и сокровенный Ђбегунокї.
Ђ—о светом здесь лучше Ц ремонт сделалиї, отметил € про себ€.
Ќашли 425 аудиторию. ЋЄха постучалс€ в дверь, дЄрнул за ручку Ц заперто.
- ѕриехали, - констатировал он. Ц ѕодождЄм минут п€тнадцать Ц может, пробки.
- —транно Ц и студентов нет, - озвучил € свои душевные переживани€.
- Ќаверно, повальный гололЄд. »ли мес€чные, - сострил ЋЄха, пожав плечами.
√олый номер Ц ЂтЄт€ї не €вилась. ¬ соседней аудитории шла лекци€. ¬ойд€, ЋЄха спросил преподавател€, дескать: Ђ„то с коллегой?  огда будет?ї. ƒобрый человек, посмотрев на мен€ из дверного проЄма, разъ€снил, что здесь обычно провод€тс€ лабораторные работы, примерно раз в мес€ц, и посоветовал сходить на кафедру экономики Ц уточнить расписание.
ЋЄха, вернувшись ко мне, изъ€снил положение дел и добавил:
- ” мен€ следующа€ недел€ зан€та, так что ты кого-нибудь другого попроси.
ћесто и врем€ стрелки с преподавательницей по экономике были уточнены благодар€  осте, сходившему на кафедру: вторник, Ёнергетический корпус, 16:25, аудитори€ 225. я всЄ усвоил, но возникал вопрос: Ђ— кем ехать?ї. ¬се работают. ’от€ в стардоме у шапочного знакомого д€ди ¬ани была машина Ђќкаї. я с ним договорилс€, но сопровождать мен€ было всЄ равно некому Ц у д€ди ¬ани нет ног.
¬ намеченный вторник д€д€ ¬ан€ подвЄз мен€ к √лавному корпусу и сказал, чтобы € не торопилс€ Ц он подождЄт.
¬ кармане моего джемпера лежал Ђбегунокї, а в брюках Ц зачЄтка. ћой непослушный €зык довЄл мен€ до нужного корпуса. я вошЄл с внешней стороны (была ещЄ и внутренн€€) и попал в Ђлабиринтї. я спросил у одного студента, где аудитори€ 225? ќн посмотрел на мен€, как на олигофрена, и ответил с насмешкой, что это с внутренней стороны. ѕродолжать диалог мне было стыдно и противно. ћен€ разбирало отча€ние. » в этот момент € заметил женщину лет 50-ти, котора€ просила у коменданта дать ей ключи от той самой аудитории, куда мне надо было попасть. ∆енщина, тем временем, подошла к зеркалу и стала подкрашивать губы.
¬рем€ пожимало. Ћучший дл€ мен€ вариант Ц выловить препода перед лекцией, а не сто€ть всю пару в коридоре.
ЂO, my God! Ц сокрушилс€ € мысленно. - »нтимна€ процедура, но надо подойтиї, решилс€ €.
- «драсьте. »звините, ¬ы Ц ≈лена Ќиколаевна –адиковска€?
- ƒа, - она повернулась в мою сторону и спокойно, с симпатией в голосе произнесла. Ц ј вы, веро€тно, тот самый молодой человек, что хочет сдать мне экзамен?
я закивал:
- ƒа.
- ћне о вас рассказывали на кафедреЕ  ак ваше им€?
- –ома, - € почувствовал, что сказал невн€тно, и повторил, как мог чЄтче. - –ома.
- ќчень при€тно.
- Ќо € не знаю, как попасть в 225 аудиторию! - с отча€нием в голосе сказал €.
- Ёто с другой стороны. ѕойдЄмте со мной Ц у мен€ как раз там лекци€.
я подн€лс€ за ≈леной Ќиколаевной на третий этаж в тусклом свете, меж обшарпанных синих стен, по старым обломанным ступенькам, которые, по идее, должны были быть разукрашены ссохшимис€ ручейками коричневатой крови переломанных конечностей акробатически неразвитых личностей. Ќа последней ступеньке мне еле удалось удержать равновесие Ц шнурок разв€залс€. Ђ»з университета в травматологию Ц весело!ї. ѕопросить преподавательницу, или заход€щих в аудиторию зав€зать мне шнурок Ц совесть не позволила.
- ѕредоставьте, пожалуйста, этому молодому человеку свободное место, - попросила ≈лена Ќиколаевна студентов, указав на мен€, неуклюже вошедшего в открытую дверь.
Ќа окраине аудитории, посреди прохода кто-то поставил мне стул.
»так, впервые за всЄ врем€ своего существовани€ € сидел на лекции по экономике. “очнее, вообще на лекции. ¬есьма увлекательное зрелище. » вот некоторые выводы, которые мне довелось извлечь за врем€, проведЄнное в аудитории. »нтерес студента к предмету имеет обратно пропорциональную зависимость от рассто€ни€ до лектора. Ќа последних партах, как правило, изучаютс€ свободные темы, и оттачиваетс€ варварска€ гжель в тетрад€х с парадоксальной надписью Ђэкономикаї. Ќужно обладать весьма чутким слухом, чтобы услышать спокойный уравновешенный голос преподавател€. » не прин€то кричать ему: Ђ√оворите громче!ї.
ѕара подошла к концу. Ѕольшинство студентов без колебаний направились в сторону выхода, но некоторые окружили ≈лену Ќиколаевну и что-то у неЄ вымораживали: то ли спрашивали дополнительных разъ€снений (хот€ куда уж пон€тней?), то ли раскручивали на хал€вный зачЄт или узнавали, как правильно оформить курсовую работуЕ —пуст€ минут п€ть ≈лена Ќиколаевна, устало отмахива€сь от страждущих, мытарствующих и ст€жательствующих, подошла ко мне:
- Ќу, как? “ы что-нибудь пон€л из моей лекции?
- ƒа, практически всЄ. я, собственно, книгу читал по экономике ћухамедоваЕ я экзамен хотел вам сдать.
-  ак? —ейчас?!
- ƒа. ” мен€ Ђбегунокї, вот Ц в кармане джемпера и зачЄтка Ц в брюкахЕ, - тараторил €, будто бо€сь что-то забыть.
- Ќо € сейчас не могу, - она посмотрела на часы. Ц ” мен€ через п€ть минут лекци€. Ќикак не получитс€.
я немного сник.
≈лена Ќиколаевна, подбадрива€, схватила мен€ за плечи:
- Ќо € восхищаюсь твоим мужествомЕ
ј € восторгалс€ мужеством д€ди ¬ани.
-Е ¬з€ть Ђбегунокї, подн€тьс€ по лестнице. ƒа ты ещЄ и легко одет.
- ћне не холодно, - констатировал €.
- ј где ты живЄшь?
- ¬ стардоме.
- ј уедешь на чЄм?
- “ам мен€ ждут, - € кивнул в сторону окна. Ц Ќа машине.
- «наешь что? я завтра буду в библиотеке √лавного корпуса с часу до трЄх. ќб€зательно приму.
я кивнул.
- ѕомогите ему выйти, - обратилась ≈лена Ќиколаевна к уход€щим студентам.
—туденты буквально вынесли мен€ из аудитории, увенчанной ступеньками-порогом, и растворились.
я стукнул в стекло машины Ц д€д€ ¬ан€ точно отклеилс€ от рул€, открыл дверь:
- —дал?
- —дал! Ц уверенно соврал €. Ц Ќо раньше не смог Ц лекцию надо было просидеть.
- ѕон€тно.
“олько приехав в стардом, € позвонил  осте и взмолилс€, что без его помощи Ц мне кранты. ќн согласилс€ мен€ сопровождать, сказав, что как-нибудь отмажетс€ от пар.
****
—ледующий день. я сидел за столом на кафедре экономики. ѕередо мной лежал развЄрнутый учебник с двум€ взаимообратными графиками. Ќе чита€ подзаголовок к рисунку, можно было пон€ть, что они изображали взаимозависимость спроса и предложени€. ≈лена Ќиколаевна попросила подумать и ответить, кака€ между этими графиками св€зь. ≈жу было пон€тно Ц кака€. я хотел, было, начать рассказывать преподавательнице ЂпочЄм в ≈гипте кукурузаї, но она насто€ла подуматьЕ „ерез несколько минут ≈лена Ќиколаевна села напротив и сказала:
- Ќу, –ом, рассказывай, что ты видишь на этом рисунке?
я, уставившись в лакированный стол, стал втирать истины, прочитанные мной в учебнике ћухамедова. ћой п€тиминутный монолог преподавательница прерывала одобрительным: Ђ“акї. Ќемного погод€ сказала, что достаточно. «адала ещЄ пару вопросов. я не замедлил ответить.
- » какую же ты, –ом, хочешь оценку, чтобы € тебе поставила?
я задумалс€. Ѕыло несколько экономических аспектов, в которые € не въезжал. Ђ√лавное не оценка, а знаниеї, вспомнилось мне изречение ∆ука (завуча школы).
- Ђ4ї.
- ј почему не Ђ5ї. ¬роде бы на все вопросы ответил правильно.
я выразил свою философскую точку зрени€ относительно мнимого и действительного.
≈лена Ќиколаевна смотрела на мен€ спокойным взгл€дом:
- я поставлю тебе Ђчетыреї, как ты просишь. “вЄрдую! я сначала думала: ну, Ђнаплачетї он мне на Ђтро€кї, а бал прибавлю за мужество.
ќна вышла из-за стола:
- ј здесь Ц всЄ заслуженно! ћолодец!
¬сЄ было подписано и оформлено должным образом.
Ећы вместе с  остей и преподавательницей по экономики, не спеша, спускались по ступенькам √лавного корпуса к выходу.
- ≈сть така€ шутка, - начала ≈лена Ќиколаевна и обратилась ко мне. Ц «наешь, что обозначает ¬¬ѕ?
- „то?
- ¬ладимир ¬ладимирович ѕутин.

»“ќ√ќ

я до сих пор учусь в универеЕ ѕ€тый год, а по сути Ц заканчиваю только третий курс. –аботники и проживающие стардома довольно часто спрашивают мен€: Ђ ак учЄба?  огда закончишь?ї. я туманно выражаюсь: Ђƒа, нормальноЕ √одЕ ћожет два ещЄЕ ¬сЄ зависит от обсто€тельствЕї. ѕо-серьЄзному надо отвечать: ЂЌе знаю. —корее всего отчисл€тї. ” многих на лице выражаетс€ примерно такой же вывод: Ђ¬сЄ пон€тно с тобою, ФстудентФ. Ѕаран ты, а не студентї. ѕосле каждого подобного блиц опроса чувствуешь себ€ полным кретином.
 огда € заканчивал 12-й класс, к нам в школу проехала группа социологов, чтобы провести тест: Ђ акую профессию стоит выбратьї. ѕомогала специалистам в общении с выпускниками ≈лена ¬итольдовна, психолог. ќна внимательно следила за моим тестированием. — виду вопросы были лЄгкими. Ѕольшинство моих одноклассников свалили по истечению примерно п€ти минут, ибо восприн€ли сие зан€тие, как развлечение: Ђѕрикольно Ц ноутбуки! ўас в Counter Strike* по сетке рубитьс€ будем. ј какой проц здесь стоит?..ї. я же подошЄл к делу ответственно, чувству€ заботу и внимание психолога. ќзадачил вопрос: Ђ ем бы вы предпочли стать: поэтом или психологом?ї. я, подобно компьютеру, Ђзависї. ѕоводом впасть в ступор послужила всплывша€ из недр подсознани€ фраза Ѕазарова: Ђѕор€дочный химик в двадцать раз полезнее вс€кого поэтаї. ¬ то врем€ футуристом € мнил себ€ ударным, Єклмн.   тому же мне €сно представл€лось, что коммуникабельные способности у мен€ были на нуле Ц с незнакомыми людьми € и двух слов не св€зал бы. Ќо и психологию в отношении теории до сих пор уважаю. ¬ тот момент € совсем растер€лс€, однако, собравшись с духом, выбрал: Ђѕоэтї. —тав€ в основу выбора ответов свою некоммуникабельность, продолжал моделировать профессиональное будущееЕ ¬ итоге вышло: способности к точным наукам Ц 7 баллов, к гуманитарным Ц 11Е —оциолог резюмировал, что € преднамеренно уходил от ответов, св€занных с ораторскими способност€ми.
- Ёто вовсе не означает, что их у теб€ нет, - продолжал он. Ц ѕросто ты боишьс€ общатьс€ с людьмиЕ —тесн€ешьс€.
«акончив тестирование, мы с ≈леной ¬итольдовной вышли из кабинета.
- ¬идишь: 11 балов против 7Е ¬ филологический институт поступать тебе надо, - посоветовала она.
- —тихами на хлеб не заработаешь, - печально произнЄс €, дава€ пон€ть, что Ђглаголом жечь сердца людейї сейчас не в моде.
ѕсихолог будто бы согласилась со мной.
¬ результате получилось, что €, как и большинство граждан нашей необъ€тной –одины, выбрал профессию не по себе. ќбразно говор€, художник поступил на математика. ¬ программирование € более-менее врубаюсь: Pascal, Delphi Ц тоси-боси. ќднако дальше решени€ курсовых и лабораторных работ дл€ студентов мо€ мысль не шагнула. (ќдно врем€ мы с  остей организовали подобным образом совместный Ђбизнесї). Ќе хватает ума написать сто€щую программу, точнее проект. ¬сегда прихожу к ситуации: Ђтут знаю Ц там не знаюї. Ётот же диагноз наблюдаетс€ при изучении многих предметов. ћне советуют:
- ѕокупай книги, лазай в интернете Ц восполн€й пробелы.
ѕокупаю, ищу, читаю. Ќо есть такие вещи, которые мой мозг отказываетс€ понимать. ќт отча€ни€ хочетс€ прийти к гипнотизЄру и взмолитьс€:
- Ќу, внушите мне, пожалуйста, что € Ц ƒиего ћарадона!
—нежный ком недопонимани€ продолжает расти и расти, набира€ скорость и вес. Ќадо признать Ц моЄ левое полушарие мозга почти всегда Ђзаводитс€ї исключительно с толкача и коробка передач напрочь заржавела Ц всегда перва€ скорость.
ƒл€ нагл€дности Ц два примера.
ЂЁкологиюї € осваивал не больше мес€ца. “еорию препаду без запинки отчеканил, как пионер Ц кл€тву. » написали мне жирно в зачЄтке Ђхорошої - расчЄты не довЄл до кондиции, по-моему, промышленный угар не суммировал.
ј как € сдавал и пересдавал Ђ¬ысшую математикуї!? ¬ целом Ц кома. ѕолгода мусолил. —пасибо ёрию јлексеевичу. ј то бы мне настал кирдык.
Ќабравшись мужества, € пришЄл Ђсдаватьс€ї. ѕосмотрел преподаватель на мои работы во второй раз Ц благожелательно и полувопросительно сказал:
- „то же... ѕоставлю € вам, пожалуй, Ђ4ї.
я, уставившись в пол и по-медвежьи массиру€ себе затылок, пром€млил:
- Ќет. Ћучше Ђ3ї.
- «ачем Ђ3ї? Ќе стоит себ€ так унижать.
- —пасибо, - шЄпотом поблагодарил €.
- Ќе за что. ”чись.
ƒа.  ак бы там не было, всЄ же надо продолжать учитьс€, идти до конца. Ќет ничего проще бросить институт. Ќаписал по шаблону челобитную Ц и кушай кашу, плюй в потолок. Ќо как мне после этого жить дальше? ≈сли уж и отчисл€т, то мо€ совесть будет чиста и не станет мен€ со смаком грызть, точно алкаш с бодуна солень€, Ц € сделал всЄ, что мог. ј так будет избивать она мен€ усердно, что, наверн€ка, приведЄт к помешательству в той или иной форме: Ђ«дравствуй, Ѕогї или Ђѕривет, психушкаї. ѕоэтому Ц ЂShow must go on!*ї.


“еги:





0


 омментарии

#0 08:46  01-10-2009ƒымыч    
это уже не простын€. сари какоета. нечетал.
#1 12:04  01-10-2009Ћев –ыжков    
’ороший рассказ на самом деле. ’уйарь ещо.
#2 13:05  01-10-2009‘уджи    
каждый день читаю автора. Ќа мой взгл€д, слишком много подробностей.. местами утомительно. Ќо вообще интересно.

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
08:07  05-12-2016
: [102] [Ѕыло дело]
√де-то над нами всеми
–жут прекрасные лошади.
¬ гривы вплета€ сено,
 левер взмета€ порошей.

“ам, где на каждой ветке
¬ оптике лунной росы
¬идно, как в строгой размете
“икают наши часы.

“ам, где озера краше
“ам, где нет кра€ небес....
11:14  29-11-2016
: [27] [Ѕыло дело]
Ѕыл со мной такой случай.. в аптекоуправлении, где € работал старшим фармацевтом-инспектором, нам выдавали металлические печати, которыми мы опломбировали аптеку, когда заканчивали рабочий день.. печатку по пь€нке € тер€л часто, отсутствие у мен€ которой грозило мне увольнением....
18:50  27-11-2016
: [17] [Ѕыло дело]
— мертвыми уже ни о чем не поговоришь...
 огда "черные вороны" начали забрасывать стылыми комь€ми земли могилу, сочувствующие, словно грибники, разбрелись по новому кладбищу. ≈ще бы, п€тое кладбище дл€ двадцатитыс€чного городишки- это совсем не мало....
“ак, с кондачка, и по старой гиббонской традиции пр€мо в приемник.

—ейчас многие рассуждают о повсеместной потере дуъовности, особенно среди молодежи. Ѕудто бы была она у них, у многих. “ак рассуждают велиречиво. ƒаже сам патриарх  ирилл...

я вот тоже захотел....
я как обычно вз€л вина к обеду,
решил отпить глоток за гаражами,
а похмел€ющийс€ р€дом горожанин,
неторопливую завЄл со мной беседу.

ћой собеседник был совсем не глуп,
ведь за его плечами "восьмилетка."
ќн разбиралс€ в винных этикетках,
имел "Cartier" и из металла зуб....