Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Здоровье дороже:: - Умник.

Умник.

Автор: Rust
   [ принято к публикации 12:14  25-12-2009 | Х | Просмотров: 634]
Потухли огни, догорело сиянье!
Над каждой фигурой, дрожащей, немой,
Как саван зловещий крутится завеса,
И падает вниз, как порыв грозовой -
И ангелы, с мест поднимаясь, бледнеют,
Они утверждают, объятые тьмой,
Что эта трагедия Жизнью зовётся,
Что Червь - Победитель - той драмы герой!

Эдгар Аллан По. "Червь - Победитель".

1.

Выпускной курс педагогического университета, не отличался ничем особенным, за одним исключением: в группе студентов - историков, из двадцати восьми человек, был всего один парень.
Вполне разумно было предположить изначально, что и подтвердилось впоследствии, что никто из выпускников не собирался идти работать в школу учителем. Почти никто. Сколь обыденным выглядит решение большинства о решении не связывать свою будущую карьеру с записью в дипломе, столь разняще-противоположно стало для всех одногруппниц Андрея Попова его решение быть преподавателем. Объявил он об этом на вечеринке по случаю окончания "педухи".
-Ты серьёзно? Ты правда хочешь идти работать в школу учителем?
-Да. Я долго думал об этом. И принял окончательное решение. Я люблю историю. И не вижу себя никем другим, кроме как учителем истории.. Я хочу учить подрастающее поколение и я думаю, что донесу до них..
-Андрей, ты с ума сошёл? Или напился? - прервав, спросила его одна из уже бывших сокурсниц.
-Я не пью. Ты же знаешь. Решение вам всем кажется мягко говоря странным, но я думаю, что... Ну-в общем, время покажет!
-Андрей, ты же умница! Зачем тебе эти школяры - дебилы?! Ты же прекрасно понимаешь, в какое дерьмо ты хочешь влезть! Не строй ты из себя благородного интеллигента, пытающегося нести свет в массы! Никто этого не оценит, поверь! Я знаю что я говорю. Я работала в школе, до прихода в институт..
-Мария Николаевна! Ну вы же сами преподаватель со стажем! Ну зачем вы так?..
-Андрей, я тебе желаю только добра! Но выбор, конечно же, делать тебе... Подумай ещё хорошенько! Не спеши с подобными решениями! Ты же можешь себе сделать блестящую карьеру в иной сфере! Ну зачем тебе это?! Ты получил диплом! С твоим блистательным умом перед тобой открыты большие перспективы! Не губи ты себя! Подумай...
-Мария Николаевна... Я своих решений не меняю!
-Прости ты меня Андрей, - грустно выдохнула она. - Но дурак ты, хоть и умник.

2.

В кабинете завуча сидело несколько женщин преклонного возраста с неподдельным любопытством разглядывавших вновь испечённого преподавателя.
-Вот! Пожалуйста, - произнесла завуч Мария Алексеевна, - наш скромный коллектив! Здесь почти весь преподавательский состав. А это наш новый коллега - Андрей Николаевич Попов! Выпускник с красным дипломом! Из университета о нём самые лестные отзывы.
-Здравствуйте! - улыбаясь, произнёс Андрей, обведя взглядом всех находившихся в кабинете. - Меня зовут Андрей Попов. Уверен, что сработаемся.

Андрей довольно быстро освоился в новой для себя ипостаси и уже буквально через полтора месяца работы преподавателем истории, он понемногу освободился от былого налёта студенческой жизни. Он довольно легко вошёл в русло учительской профессии в средней школе, если бы не одно "но". Дело в том, что Андрей старался не придерживаться патриархального, общепринятого в глазах общества образа учителя, а привнёс, как казалось ему, некое новшество в методику преподавания. Он не боялся экспериментировать на своих уроках, тем самым приводя многих своих коллег в изумление и даже шок.
-Андрей Николаевич! Мне - преподавателю со стажем, крайне непонятны эти ваши методы!
-Мария Алексеевна...поймите! Хотя... Что именно вас смущает?
-Ну как же! Вы беспардонно - экспериментируя, не думая абсолютно о последствиях, вовлекаете своих учеников в исторический экскурс тех или иных событий отклоняясь при этом от тематики урока! Кроме всего прочего, эти ваши факультативные занятия..
-Для меня урок истории - это не просто галочка в журнале. Я пытаюсь разукрасить красками серость страниц учебника и увлечь ученика в водоворот событий той ли иной эпохи.
-Странный вы человек, Андрей...
Он лишь молча улыбнулся в ответ.

3.

Напротив школы, стоял клён, согнувшийся от холода поздней осени и прильнувший ветками к окну, с грустью шелестя жёлтыми листьями в такт ветру.

Кабинет был завешан плакатами времён гражданской войны в России. На стенах пестрели вырезки из газет тех лет. Посреди кабинета, на столе, была разложена карта периода российской империи начала двадцатого века. Вдоль стены находилось несколько ученических парт.
В углу, за столом, сидел Андрей, и не отвлекаясь от монитора на вошедших учеников, внимательно читавший текст.
-Сегодняшнее факультативное занятие я хотел бы начать с объявления! - громко, при этом не отрываясь от ноутбука, объявил Андрей и тут же продолжил: -Добровольческая армия окружила Москву! Со дня на день, город, во главе с большевистским вождём, будет взят, и по готовящемуся приказу Деникина, гражданин Ленин будет повешен на воротах Спасской башни!
-Андрей Николаевич! А может Ленин спасся бегством и находится в данный момент в Петрограде? - стараясь сохранить серьёзное выражение лица, спросила одна из учениц.
Андрей отвлёкся от монитора и взглянув на неё, резко, но тихо произнёс: - Он не покинул Москву. Он здесь. В кремле. Стоит у окна и слыша залпы орудий неприятеля, смотрит вдаль, туда, откуда встаёт зарево той гибельной минуты, которая накроет его в небытие истории человечества..
-Почему так произошло? Какую ошибку он совершил?
-Ленин? Он совершил много ошибок, - ответил Андрей и встав из - за стола, подошёл к стене и продолжил: - Видите, что пишет газета "Правда"?
-Что? - почти в один голос, спросили ученики, рассевшиеся к этому времени за парты.
-Вот послушайте, я зачитаю: "Совет народных комиссаров делегировал нескольких своих представителей в разные области России".
-И что это значит?
-Ленин скрупулёзно изучил и предрёк надвигающийся исход событий, - ответил Андрей и продолжил: - Поняв, что революция обречена и возложенные на неё надежды не приносят ожидаемых плодов, а более того, внесли в общество, и особенно в мировоззрение простолюдина, в его быт, твёрдое мнение о том, что ничего в его жизни к лучшему не изменилось. А наоборот! Жизнь становилась всё хуже. Моховик голода набирал обороты. Война, террор, как красный так и белый, накрыли страну пеленой ужаса, и затуманив глаза кровью, направляли костлявые руки обезумевших от ужаса людей к бесчеловечным поступкам. Общество тонуло в безумной жестокости и были периоды, когда казалось, что выхода из такого состояния страна не найдёт никогда... Делегируя людей, Ленин, тем самым надеялся добиться доверия расколотого надвое общества.
-Но ведь это неправда! Этого нет в учебнике! - вдруг произнёс один из учеников.
-Да, это неправда. И всё это, в общем-то, моя фантазия...
-Андрей Николаевич. Так зачем вам изменять историю? Чего вы хотите добиться?
-Я хочу научить вас мыслить нестандартно! - ответил Андрей. - Отбрасывая пресловутое клише, я пытаюсь показать вам мир исторических фантазий, путём которых хочу вывести вас на путь размышлений, где вы найдёте свои, а не чужие ответы на вечные вопросы. История - это не сухие строки привязанные в хронологическом порядке к тем или иным знаменательным и не только датам. Нет! История - это наука, которая учит думать и анализируя, переживать те исторические факты, которые были когда-то и вполне возможно, что могут повториться и в будущем! Я хочу научить вас мыслить по-другому. Не как заложено школьной программой, пресной по сути. Я хочу чтобы вы поняли одну вещь и уловили суть моих мыслей. А именно то, что наблюдая моими глазами за пройденным этапом человечества вы поняли, что эти этапы витиевато переплетаются по-ходу истории и человечество в итоге обречено ходить кругами в замкнутом пространстве своих повторяющихся ошибок.
-А нам это зачем?
Услышав вопрос, Андрей на минуту задумался. Сняв очки, он зажмурился и потёр рукой уставшие глаза.
-Я хочу научить вас не тупо заучивать фразы и даты из учебника истории, а размышляя - выдвигать свои идеи. Иметь своё мнение. Излагать свои мысли, - тяжело выдохнув, тихо произнёс он. - Ладно. Продолжим. Теперь о Брестском мире! Вы знаете, что Троцкий, прибыв в Брест, отказался встречаться с немцами? Нет? Вместо этого, он направился на фронт, и выступив перед солдатами с пламенной речью, поднял их в атаку!
-А как на это отреагировал Ленин?
-Он назвал Троцкого сумасшедшим и приказал арестовать его, - ответил Андрей. - Теперь подумайте и ответьте мне: что было бы лучшим для дальнейшей судьбы России - заключить мир и отдать огромные куски территории или продолжить войну? И ещё! Чуть не забыл.. Вы в курсе, что Фанни Каплан стреляла в Ленина? Я надеюсь, что это вы вычитали из учебника, но.. Вы не знаете главного! Она убила Ленина! Ну, по-крайней мере, так можно было бы предположить. И вдобавок к уже заданным мною вопросам, добавлю ещё один: что произошло бы со страной и мировой историей в целом, убей тогда Каплан вождя революции?

4.

В безлюдном читальном зале библиотеки, Андрей одиноко сидел у окна и наблюдая за вальсом сыплющих с неба снежинок, размышлял..

-Андрей Николаевич!
Он обернулся на голос и увидел одну из своих учениц.
-Ну, во-первых. Здравствуй, Катя!
-Здравствуйте!
-А во-вторых. Ты выглядишь взволнованной. Что случилось?
-Андрей Николаевич! Они считают вас сумасшедшим!
-Кто это "они"?
-Да все! Многие ученики! Учителя!.
Андрей промолчал.
-Вы не такой как все, но это же не значит, что вы сумасшедший! - Продолжила Катя.
Андрей улыбнулся и вновь посмотрел в окно.
Не оглядываясь, он произнёс глядя на снег: -Я знаю про то, что говорят обо мне в школе..
-Но это же совсем не так!
-Катя, успокойся. Всё не так плохо, как тебе это представляется.
-Ну что же тогда не так? Почему они говорят плохое о вас?
Андрей провёл пальцем по запотевшему стеклу окна и повернувшись к Кате, ответил:
- Пойми, что человек, не укладывающийся в рамки общепринятых канонов, всегда вызывает недоумение. Это вначале. Затем местами удивляет, и в конце - концов начинает раздражать окружающих.
-Но вы же хотите как лучше!.
-Увы, Катя... Благие намерения не всегда находят прямой путь, - тихо произнёс он и тут же добавил: - Ты приходи сегодня на факультатив. Хорошо?
-Хорошо.

Кабинет был непривычно пуст. Вернее, стены не были увешаны той или иной тематикой занятий, что было непривычно.
Ученики вошедшие в кабинет, тихо прошли к партам, искоса поглядывая на Андрея, сидевшего за столом с раскрытой книгой в руках.
-Сегодня вас меньше чем обычно, - на секунду оторвавшись от книги, произнёс он. - Ну да ладно. Сегодняшний факультатив я не хочу связывать со школьной программой. Я просто расскажу вам одну историю. Сядьте поудобнее за свои парты. Уселись?Отлично! Теперь слушайте... Когда - то, давно, ещё в средние века. Жил во Франции граф. Имя его, к сожалению, с течением времени не сохранилось, но вот история приключившаяся с ним, дошла до наших дней.
Итак. Всё по-порядку. Замок графа был известен на всю округу тем, что собирал под своей крышей поэтов, писателей, композиторов, художников.. Граф очень любил искусство и тратил много сил и средств на проведение разного рода балов, литературных вечеров, концертов, выставок. Всё было великолепно, но однажды, в один прекрасный вечер, на вечеринку посвящённую поэзии, пришёл странный с виду человек: в длинном чёрном камзоле, широкополой шляпе. Своим внешним видом и поведением, он не был похож ни на кого из присутствующих. Двигаясь по залу освещённому тысячами свечей и толпа, раступающаяся перед ним, пропускала его - идущего к хозяину замка..
"-Кто вы такой? И как вы посмели войти в мой дом без приглашения? - громко спросил граф.
-Вы сами пригласили меня, - тихо ответил странник.
-Я вас не приглашал! Так кто вы?
-Я - Ненависть.
-Это глупая шутка?
-Благостью поросший дом, всё равно что цветник одуванчиков на пахатной земле. Красив цветник - да пахнет отвратительно.
-Что вы хотите этим сказать?
-Ненависть - это источник энергии человека, способный разрушить не разрушаемое и создать доселе непосильное.
-И зачем вы пришли в мой дом?
-Я пришёл растоптать цветы".

Андрей вдруг замолк.
-Андрей Николаевич, а что дальше? - спросил кто-то из учеников.
-Дальше? Потом ме..его выгнали..
-Что?
Андрей стал расхаживать по комнате. В кабинете зависла тишина.
-Ненависть, как казалось, прогнали с позором, - тихо произнёс Андрей. - Но...
-Что "но"?
-Ненависть здесь. В каждом из нас, - сказал Андрей, приложив руку к своей груди. - И вся история построена на ненависти человека к человеку. Все войны. Все великие свершения. Все великие открытия. Вся история человечества. Всё на этой земле от ненависти!.
Ученики молча смотрели на Андрея, который подошёл к окну и глядя на клён у школы, задумался.
-Скажу вам больше, - произнёс он, медленно поворачиваясь к ученикам, -Я открыл формулу ненависти... Я долго шёл к этому и теперь с полной уверенностью могу сказать, что формула есть!
-И в чём она заключается?
-Основой формулы служит простая теорема, не требующая доказательств, ибо является аксиомой по сути.
-Какая формула?
-Очень простая: растоптать в себе благостное и вспахав злостью, засеять семя ненависти, которое произрастая в человеке, превращает его либо в чудовище, либо в сильную личность.
-Андрей Николаевич! А эта формула применима на практике?
Андрей снял очки и протирая окуляры платком, слегка улыбнулся и обведя взглядом учеников, тихо ответил:
- Конечно..

5.

В кабинете директора школы собрался весь преподавательский состав.
-Андрей Николаевич, - начал директор школы, - ваша, с позволения сказать методика преподавания, откровенно говоря очень странная..
-И в чём её странность? - прервал его Андрей.
-Ну как же? Вся эта ваша бутафория и самонадеянная эксцентричность на уроках и факультативах, только вредна для неокрепших умов подростков! И кстати, наши коллеги целиком и полностью поддерживают моё мнение. Помилуйте! Ну к чему весь этот маскарад?!
-"Маскарад... эксцентричность...бутафория". Не слишком ли много ярлыков вешаете на меня, а? Евгений Валентинович? Я проживаю каждое занятие целиком и полностью отдавая себя на откуп преподавательским порывам! Я не отбываю время на уроке как повинность в отличие от многих из вас! Я прожигаю себя всего изнутри и к концу урока сгораю до самых кончиков своего тела в процессе, чтобы высказав всё ученикам, и увлекая за собой - ввергнуть их в пучину исторической тематики! На мой взгляд только так можно донести тему урока до современного ученика..
-Довольно! Андрей Николаевич, решением педсовета, вы, временно отстранены от преподавания, - произнёс директор.
-С завтрашнего дня, я надеюсь? - спросил Андрей.
-С сегодняшнего!
-Уроки закончены и у меня сегодня осталось лишь одно занятие - факультатив.
Директор обвёл взглядом преподавателей и затем повернувшись к Андрею, сказал:
- Хорошо. Проводите этот ваш факультатив, но с завтрашнего дня вы отправляетесь в административный отпуск на месяц! Об окончательной судьбе и вашем месте в нашей школе вам будет сообщено дополнительно.

6.

В кабинете были наглухо зашторены окна и тускло горела керосиновая лампа. У стола, сидел Андрей и скрестив руки на груди, молча смотрел на огонёк внутри лампады.
Скрипнула дверь.
-Проходите. Факультатив уже пятнадцать минут как должен был начаться, а вы опаздываете, - произнёс Андрей не оглядываясь на дверь.
-Я сегодня одна, - тихо сказала Катя.
Он обернулся.
-Ну-чтож, - произнёс он. -Проходи! Присаживайся..
-Вы не подумайте о ребятах плохо! Многим было интересно и увлекательно на ваших уроках..
-Ты говоришь в прошедшем времени, - прервал её Андрей.
-Нам запретили приходить на сегодняшнее занятие. И мы знаем, что вас выгоняют из школы.
Андрей не ответил ей, а вместо этого взял лампу со стола и пройдя по кабинету, остановился у стены. Затем тихо стал говорить:
-Когда человек доводит себя до исступления, то кровь пульсирует в нём словно лава в кратере. Затушить горящий огонь внутри себя, можно только с помощью огня внешнего, понимаешь? Однажды покинув сырое "я" и окунувшись в пламя уже нельзя оттуда выйдя стать снова таким каким ты был прежде. Филигранно отточенное всегда соседствует с тупым. Пройдя весь цикл, рано или поздно, человек осознаёт, что жизнь - словно червь проедает тебя изнутри, постепенно овладевая тобой. Человек не замечает, как становится зависимым от своих привычек. Человека съедает червь увлечений, будь то учёба, работа...любовь! И в каждом из нас он сидит и на какой стадии поедания тебя - это узнать возможно далеко не каждому. Если ты поглощён им и понимаешь, что ты словно безвольная кукла, становишься рабом своих увлечений, страстей и прочего, то остановись и сделай выбор: жить таким каким ты стал или..
-Или что? - спросила Катя, прервав возникшую паузу.
Андрей улыбнулся в ответ.
-Всё когда-то заканчивается в этом мире, - продолжил он. - и если ты побеждён в схватке с жизнью, то у тебя есть единственный шанс поквитаться с ней.
-Андрей Николаевич, это вы сейчас о себе говорили?
-Глупышка! - улыбнувшись, ответил Андрей. - Я о них! Эти твари поедены червем и сгнили изнутри в своих никчемных оболочках. Запомни: ненависть к окружающим - стимул любви к себе!
-Ненависть к преподавателям вы имеете ввиду?
Андрей не ответил. Вместо этого он резко произнёс:
-А теперь уходи отсюда. Факультатив закончен.
Катя закрывая за собой дверь, обернулась и увидела в свете лампады спокойное лицо Андрея.

Пожарные, прибывшие по вызову, увидели горящую школу и объятые пламенем и дымом первых три этажа. Люди скопившиеся на четвёртом этаже, просили помощи крича из окон, но подступающий к ним огонь резко уменьшал их шансы выжить.
Звук сирен и крики людей разносились по району. Андрей в этот момент медленно шёл по скверу. Заложив руки за спину, и с задумчивым видом, он медленно удалялся от школы.
-Андрей Николаевич, вы ведь так и не ответили на вопрос, - произнесла запыхавшись Катя, догнавшая его.
-На какой?
-К кому ненависть вы имели ввиду?
Андрей остановился. Нащупав в кармане спички и глядя прямо в глаза Кате, он тихо ответил:
-Ненависть ко всем, дорогуша..


Теги:





1


Комментарии

#0 17:34  25-12-2009Rust    
Спасибо.
#1 20:26  25-12-2009Куб.    
прочёл. подумал.
#2 20:40  25-12-2009Ангел А    
Ненависть порождает ненависть.

Прочитала. Ждала, что Кате тоже "достанется"...

#3 13:37  26-12-2009Rust    
Спасибо за каменты.
#4 15:26  26-12-2009Лев Рыжков    
Ну, неоднозначный текст. Поневоле сравнивал с немцевым "Коконом". Но там учитель учит разумному, доброму, вечному, а здесь - какой-то хуйне. Да ещо и школу поджигает страшным оружием - коробком спичек. Ну, и перлы, как без них. Мне очень понравился "Моховик голода".
#5 16:29  27-12-200952-й Квартал    
кстати да

хотел сразу сказать спасибо за этот "моховик"

#6 16:30  27-12-200952-й Квартал    
спасибо,Руст!
#7 16:32  27-12-2009Силиконовый Буратино    
Интересная такая весч
#8 10:37  28-12-2009Rust    
Насчёт злополучного \"моховоика\", то да-ошибка или опечатка, уже не важно. По-любому это косяк с моей стороны. Одна неправильно поставленная буква и \"весело\" сразу же в том числе и мне.


--

LoveWriter

15:26 26-12-2009

--

На мой взгляд,учить \"разумному,доброму,вечному\" можно по-разному. Для кого-то Макаренко хуйня,а для кого-то гений. И в разных случаях данный персонаж моего рассказа выглядел бы по-разному. Всё зависит от степени восприятия и уровня подготовки учеников,и конечно же учителей в большинстве своём родом из \"совка\". Насквозь пропахшие нафталином времени преподы не поняли,да и не захотеливоспринять его таким какой он есть.


Комментировать

login
password*

Еше свежачок
20:00  16-11-2017
: [2] [Здоровье дороже]
Ортодонт исправит зубы у кого они кривы
Психиатр ударит в бубен, как душою не криви

Мир поможет офтальмолог не сквозь пальцы рассмотреть
В жопу палец ткнет проктолог, все фаланги, не на треть

Только лишь писатель Павел ничего не совершит
Никого он не исправит, словом мир не оглушит

Вот сидит он вечерочком, прогуляться то в облом -
Пишет, балуясь хуёчком под обшарпанным столом

А умрет, так что поделать, не помогут тут врачи
Две дыры в башке проделать чтобы вставить ...
14:39  09-11-2017
: [17] [Здоровье дороже]
Тот, кто уверенно ставит всё на зеро –
имеет полное право делить на ноль.
Адама погубило собственное ребро.
Голая Алла трансформируется в алкоголь.

От каллиграфии открещиваются врачи
и гнут свою линию наподобие морщин.
Русский Ваня дольше вечности лежит на печи
и лаптями от Бриони хлебает щи....
09:36  08-11-2017
: [4] [Здоровье дороже]
...
15:42  29-10-2017
: [11] [Здоровье дороже]
Сама войну хоть как-то покарать
Едва ли сможет слабенькая мать,
За сыновей отобранных кроваво.
По всем штабам засевших упырей
Не уязвить проклятьям матерей,
Находят тех награды лишь, да слава.

Но бранных слов не щёлкнет гневный кнут....
11:48  25-10-2017
: [7] [Здоровье дороже]
После полутарелки манной или рисовой каши и чашки кефира, что ему давали на завтрак, он обычно взбирался на высокий алюминиевый барный стульчик, стоявший в углу лоджии, устраивался там поудобнее, опираясь спиной на стену, или, наоборот, локтями на широкий подоконник, и приступал к процессу ежеутреннего осмотра своих владений....