Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Графомания:: - Городской осёл. Гл.7. По пути на работу.

Городской осёл. Гл.7. По пути на работу.

Автор: geros
   [ принято к публикации 08:09  22-04-2010 | Бывалый | Просмотров: 389]
Нельзя сказать, что сон в ту ночь выдался спокойным – череда сменяющих друг друга образов, зачастую плавно перетекающих из одного в другой, фрагменты сюжетных линий, не связанных между собой, и общая атмосфера тревоги. Единственное, что отчётливо врезалось в память – это длинная червовая масть без короля и прозвучавшая ниоткуда фраза: «Отнюдь, король червей!» Откуда мне было знать тогда, что могла она значить?

Проснувшись, я продолжал ощущать беспокойство — на ночной калейдоскоп наложились обрывки воспоминаний о вчерашнем дне, перемешавшиеся в степени их достоверности. Но, как бы там ни было, а наступил обычный будний день, и, несмотря ни на что, мне совсем не помешало бы появиться на работе.

В последние годы езда по улицам Москвы в рабочее время напоминала мне телодвижения «металлистов» на сцене и их слушателей в зале в такт исполняемой музыке. Напоминала вовсе не своей динамичностью, а дёрганностью. День на день не приходился, и зачастую я терял два-три часа на участках пути, которые в иное время или в случае везения преодолевались за пять-десять минут. Тем не менее, в отличие от многих других участников движения, меня это совсем не раздражало. И даже наоборот, успокаивало и давало шанс спокойно поразмыслить о своём, когда никто над душой не стоит и не отвлекает вызывающими прилив тоски вопросами, как бы выжать побольше рентабельности из сделки с определённым заказчиком.

Вот и в этот день московские улицы предоставили мне возможность углубиться в свои мысли. Я вспомнил последнюю нашу встречу с Алексом. Нет, не вчерашнюю, а другую, когда ещё Алекс пребывал в более проворном физическом состоянии, нежели вчера. Это был день рождения одного из наших общих знакомых, собравшего в своём частном доме в ближнем Подмосковье довольно многочисленную и разношёрстную компанию. У всех подобных многолюдных мероприятий есть одна общая особенность, причём, вне зависимости от того, поминки ли это, свадьба или день рождения. В определённый момент все как будто забывают, зачем оказались здесь, разбиваются на маленькие кучки по интересам, если повезёт с собеседниками, и обсуждают свои темы, ничего общего не имеющие с поводом, ради которого они, собственно, и собрались. То ли это одно из свойств русской души, то ли так принято и во всём мире, судить не могу, мне это знакомо лишь по нашим российским кутежам.

Так и мы с Алексом в определённый момент оказались рядом, уже прилично нагруженные алкоголем. Ему никогда нельзя было отказать в чувстве юмора с элементами здорового цинизма, правда, иногда чуть более чернушного, чем принято в обществе, называемом нами культурным. Но его самого это никоим образом не смущало. Смущение же окружающих, как мне кажется, даже забавляло его.

В последние год-другой Алекс довольно круто изменился. Это проявлялось и в его реакции на окружающий мир, и в отношениях с людьми. В нём появилась какая-то внутренняя и внешняя собранность в сочетании с совершенно иным отношением к жизни. Непробиваемое спокойствие независимо от происходящего вокруг. Всё это меня в определённой степени, нет, не беспокоило, но настораживало.

На этом дне рождения я не впервые услышал от Алекса упоминание о Городском Осле как символическом образе, олицетворяющем его личность. Проводимые им параллели со Степным Волком Германа Гессе, а чаще противопоставления этих двух образов уже перестали быть для меня каким-либо откровением.

В тот вечер я имел неосторожность обратить внимание на все эти изменения в его личности в последнее время. Не знаю, то ли изрядное количество выпитого стало тому причиной, то ли определённое расположение духа, но Алекса тогда несло как после чрезмерной дозы слабительного. В тот момент его слова казались пьяным трёпом и пустым философствованием, так свойственным русскому человеку. Но в свете последующих событий и печального итога они приобретали совсем иную окраску. Казалось, предвидя что-то, он хотел успеть высказаться:

- У меня последние пару лет очень простые отношения с жизнью. И это не депрессия, о чём я тебе как-то говорил, просто мне не хотелось тогда вдаваться в подробности. Безусловно, Городской Осёл Алекс — это не Степной Волк Гарри, предпочтения и видение мира у них во многом не совпадают, и я не во всем безоговорочно согласен с самим Гессе. Что совсем не удивительно, принимая во внимание приличный разрыв во времени между нами. Я не считаю себя хозяином и повелителем своей жизни, вольным в любой момент стать выше неё и свести с ней счеты, помня, как Гарри, что в укромном месте меня ждет бритва. Да, как и любой мыслящий человек, я тоже являюсь самоубийцей, но самоубийцей пассивным даже в ещё большей степени, чем он. К чему услаждать себя мыслями о власти над жизнью, когда можно просто абстрагироваться от неё и игнорировать её, поднявшись на ступеньку выше и заняв позицию стороннего наблюдателя. Все-то мои действия – бездействие и безучастный взгляд свысока: интересно, а что она еще может вывернуть? И пассивное ожидание, когда же, наконец, всё закончится. Ко всему прочему, это крайне удобно, ведь при таком подходе и не сильно-то волнует, какие последствия могут быть у любого из жизненных событий. Точнее, совсем не волнует. «Трагические» и «счастливые», прибыльные и убыточные становятся эмоционально равноценными и просто констатируются в качестве свершившихся. Непринужденное холодное созерцание без внутренних эмоций, последующий анализ в качестве развлекухи, и проявление внешних эмоций напоказ и на заказ. Как результат — любое событие в жизни может лишь несколько повлиять на сиюминутное настроение, не более того. И самое главное – трагедии исключены.

Я нашёл возможность вклиниться в обещающий стать пространным монолог Алекса:

- Из твоих слов можно понять, что, по сути, ты уже мёртв. Хоть и шевелишь иногда ногами и языком. Ведь подобное отношение к жизненным явлениям скорее свойственно покойнику, чем живому человеку.

- Да, это ты клёво выдал насчёт «отношения, свойственного покойнику»! – съехидничал Алекс.

- Ладно, не придирайся к нетрезвым словам, ты и так понял, что я имел в виду. Для живого человека противоестественно такое отношение к жизни и те эмоции, о которых ты говорил.

Алекс поджал губы к носу, сдвинул брови и утвердительно закивал головой, тем самым обозначая намерение пошутить:

- Да, и особенно созерцание.

Изображение данной гримасы вызвало в его словесном потоке вынужденную паузу, после которой с серьёзной миной на лице он продолжил свои довольно витиеватые рассуждения:

- Конечно, да и ты сам только что обратил на это внимание, жизнь — это по самой своей сути движение, для движения же нужна цель. Кстати сказать, достижение цели есть не что иное, как остановка, следовательно – смерть. Потому-то и настолько живучи и притягательны религии, ведь цель в них недостижима, обеспечивая тем самым бесконечность движения. И потому-то очень часто многих вовсе не глупых людей постепенно затягивает в эти сети.

- Вот-вот, как русский мужик нажрётся, так сразу же его тянет либо на трёп о бабах, либо на рассуждения о боге. И ты туда же?

- Ладно, бог с ним, с богом – это частность. Я сейчас о другом – о цели вообще, в глобальном смысле. Короче, как я не пытался, так и не смог найти хоть сколько-нибудь осмысленный идеал, который, пусть и с натяжкой, но оправдывал бы существование и узурпацию некоторого объёма пространства, мной занимаемого. Моё мнение – все цели надуманные или придуманные и остаётся только позавидовать тем, кто искренне верит в абсолютную ценность своих идеалов. Это счастливые в своем неведении люди. Их вера дает им ощущение радости бытия при совершении очередного шага по направлению к своим призрачным воздушным замкам. И, соответственно, основания цепляться за такую «наполненную содержанием» и «высшим смыслом» жизнь. Для меня же все это – самообман, хотя еще раз повторю, этим «самообманутым» можно позавидовать, ведь своими иллюзиями они делают себя счастливыми. И если кто-то с пеной у рта будет мне доказывать, насколько правильны и ценны его идеалы, я промолчу и ни в коей мере не стану разубеждать его. Я буду только рад за него, рад за то, что хоть он счастлив в этой жизни. Вот поэтому по всему – «жизнь по инерции». И это ни плохо, ни хорошо. И это не пугает. И здесь неуместны слова со стороны, типа «я за тебя беспокоюсь» или «тебе нужно изменить отношение к жизни». Уж извини за высокопарность слога, но чегой-то сегодня меня попёрло в эту сторону, видать, «Кампари» поспособствовал.

Откровенно говоря, Алекс тогда довольно достал меня своими словоизлияниями. Я в тот момент был не сильно расположен к философствованию, скорее, последний его переход к теме «Кампари» более соответствовал моему настроению и чаяньям души, жаждущим практической реализации. Но, тем не менее, ради приличия, и чтобы не обижать собеседника, всё же нашел силы и дальше поддержать разговор своеобразным контрапунктом на заданную им тему:

- А тебе не кажется, что все твои мысли — это просто симптомы общеизвестного явления, что называют «кризисом среднего возраста». Уже позади период юношеской эйфории и хлещущей через край энергии созидания… Или разрушения, но это уж, извини, у кого какие приоритеты. И на смену ощущению новизны пришло чувство апатии. Видимо, тот же Гессе в своё время правильно подметил этот период в жизни человека, когда тому приходится заново переоценивать ценности.

- Да перестань! О какой переоценке ты можешь говорить, когда даже сам предмет переоценки отсутствует? – прямо-таки взвился Алекс.

- Как так, отсутствует? А служение человечеству, о чём, кстати, ты сам неоднократно говорил мне раньше, а твоя работа, в процессе которой ты общаешься с определёнными людьми. А люди, с которыми ты общаешься вне работы. Вот посмотри, и сегодня тебя пригласил на свой день рождения человек, который тебя ценит и искренне рад видеть в качестве своего гостя.

Удивительно, но после моих слов он вроде бы даже и успокоился. Или же просто воспринял мои доводы как заблуждения нерадивого ученика, нуждающегося в наставлении на путь истинный. Как бы там ни было, нравоучительным тоном он продолжил настойчиво и обстоятельно гнуть свою линию:

- Ну, допустим, что чисто формально ты прав. Но и что из этого? И какое это имеет отношение к тому, о чём я только что говорил – к цели, ради которой стоит скрипеть суставами? «Служение человечеству» — как смысл жизни? Ну, вспомнит кто-то обо мне, ан, и след-то мой уже простыл из его измерения. Ну и какой мне прок от того, и какая веселуха? Окружающие люди? И правда, вокруг меня немало людей, к которым я сам тепло, а ко многим из них даже очень тепло отношусь. К тебе, в частности. Но, по большому счету, мне совершенно никто не нужен, более того, я чувствую себя просто на порядок лучше, когда никого рядом со мной нет. Ко всему прочему, те, кто нас окружает, будь то родственники или друзья, имеют по отношению к нам одну довольно комичную особенность – уходить. Кто-то просто из жизни, кто-то из нашей жизни. Для меня же теперь уход кого угодно и куда угодно, как это ни кощунственно будет звучать, может принести даже некое облегчение – вот и этот оставил меня в покое. Все-таки, как видишь, остаются некие параллели, сближающие Степного Волка и Городского Осла, какими бы разными они не были. При всем при том, затворничество или отшельничество меня вовсе не привлекают, мне нужна некая «субстанция», с которой я мог бы делиться энергетикой. Конкретно для меня делиться, значит отдавать, и я это прекрасно осознаю, но мне не жалко – бери, кто ни попадя!

- Да, любишь ты себя безмерно, а помнишь у Кастанеды – чувство собственной важности относится к тому, от чего следует избавиться. Мог бы хоть толику своей самовлюблённости перенести вовне. Ты ещё совсем не стар, почему бы не подарить часть своей души какой-нибудь красотке или интеллектуалке, мужчинка ты у нас видный.

- Ну, зачем ты так, даже обижаешь! – эмоционально отреагировал Алекс. – При чём тут Кастанеда с его мистическими закидонами, мы в реальном мире живём! И при чём тут чувство собственной важности, когда моя так называемая самовлюблённость граничит с ненавистью и самопрезрением, доходящим порой до омерзения. По моему мнению, человек не способен до такой степени ненавидеть другого, как себя, любимого. Как ни смешно, это касается и любви тоже. Смотри-ка, какое трепетное и, вместе с тем, требовательное получается отношение к собственной персоне! Но я вполне способен искренне и до глубины души, в разумных пределах, любить не только себя, но и другого человека. Тебя, например. Но, по-моему, я это уже говорил… Шутка!

Он остановился, чуть закатил глаза, после чего его вдруг как прорвало:

- А чего ты там наплёл о красотках и мужчинках, причём, мало того, связывая это ещё и с духовностью? Ну и нашёл же ты взаимосвязь! Половая принадлежность мне совершенно по барабану, я уже отнюдь не оцениваю отношения с людьми с позиций возможности или невозможности интимного контакта. В этом смысле люди для меня – существа бесполые, отличающиеся друг от друга разве что писательными причиндалами да логикой построения причинно-следственных связей в своих умозаключениях.

- Эй, мужики, хватить здесь п…здеть в одиночестве о высоких материях, пойдём лучше выпьем! А то, Алекс, чего-то ты совсем раздухорился насчёт причинно-следственных связей. И чего тут спорить — причина нам понятна, следствие тем более. Короче, наливай стакан — вот и всё умозаключение! — услышали мы жизнеутверждающее замечание Игоря, нашего общего приятеля, неожиданно для нас появившегося рядом. И его достойное внимания предложение стало ещё более убедительным после того, как он добавил, развивая идею:

- Люди мы интеллигентные, разве не так? А ведь как написано на 517 странице известной книги Гиляровского «Москва и москвичи»: «Интеллигентные люди поп… здят-поп… здят о высоких материях, да и выпьют!»

Трудно было оспорить столь авторитетный довод, да, собственно, мы и не собирались этого делать. Предложенный им вариант логического построения был принят на «ура», и мы вновь присоединившись к шумной компании.

А это отнюдь, выплывшее в процессе моих воспоминаний и достаточно редкое в современном употреблении, действительно прочно запало мне в память как ассоциация с последними словами Алекса в том разговоре. У меня сразу же мысли вернулись к ночным кошмарам и той непонятной и, вместе с тем, идиотской фразе: «Отнюдь, король червей!»



Теги:





1


Комментарии

#0 19:52  22-04-2010Мистер Блэк    
хор.
#1 21:13  22-04-2010castingbyme    
Рассуждения Алекса немного перекликаются с тем, что было написано мной ещё в 2005-ом. Попробую перевести с немецкого. «Ты можешь познакомиться только с теми, кто с тобой живёт в одном времени. Если это не те, то твой удел — жить не с теми. Просто тебе тогда не повезло, что для тебя в этом отрезке времени нет тех (die Richtigen). Ты не можешь это изменить, даже если ты напряжёшь весь твой ум и все свои силы. Это не твоя вина. Есть много людей, которые так же, как и ты, родились среди не тех. Ты так же можешь быть не тем для них.» Знаю, что перевод не очень, но, думаю, доступен. Надеюсь, что Вам понятно, что я увлечена Вашей повестью.
#2 08:31  23-04-2010geros    
Спасибо, castingbyme, за внимание и лестный отзыв. Что касается отрезков времени и «не тех», то это долгий разговор. Я как раз сейчас активно работаю над этой тематикой и, естественно буду по мере готовности размещать.
И с сегодняшнего вечера надеюсь быть оперативнее в общении, поскольку планирую перегрузить систему в основном месте своей «творческой деятельности» и получить доступ на «Литпром» (пока там его нет).
А, соответственно, и ознакомиться с работами других «литпромовцев»:)
#3 10:46  23-04-2010castingbyme    
Да, это большая и серьёзная тема, но она всё же перекликается с рассуждениями Алекса об абстрагировании от любых проявлений эмоциональной жизни человека. Взгляд со стороны или даже сверху.
Я понимаю связь следующим образом: Вы написали, что некоторые люди считают, что нельзя замахиваться на авторитеты. Для меня, собственно, авторитетов никогда не существовало. Все люди талантливы — каждый в своей области; кто-то образован и воспитан лучше, кто-то хуже, кто-то умный, кто-то — не очень; люди наделены разными качествами, но они — люди, у каждого есть свои недостатки и свои достоинства. Мне кажется, что только одна черта является неприемлемой (по меньшей мере, для меня) — препотенция, когда человек считает своего собеседника хуже себя (в каком бы то ни было отношении). Вы знаете, Герос, ДЛЯ ВСЕЛЕННОЙ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО! Это и позиция Алекса, я так думаю.
#4 11:23  23-04-2010Марычев    
Про временные отрезки хуячь. И вы, Аннетъ, тоже-ваяйте. Темпоральные фуги мне милы, ну
#5 21:02  23-04-2010geros    
Уже вовсю х… ячу!
И, castingbyme, «ДЛЯ ВСЕЛЕННОЙ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО!» — ко-о-онечно, и только так! И позволю себе процитировать себя же из того же «произведения» (гл.6): «Здесь нет фигур, значимых менее или более, вместе с тем, нет и равноценных. Весы любых рейтингов, вне зависимости от их системы подсчёта голосов, тут неуместны. Это мы привыкли делать оценки по отдельным критериям, применяя зачастую законы формальной логики и опираясь в большой степени на субъективные основания и личные предпочтения».
Да и практически в каждой моей вещи эта идея проходит в той или иной форме. А почему, станет понятным, когда доделаю те «твори», над которыми работаю в настоящий момент.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
02:06  23-09-2018
: [3] [Графомания]

Вышел в ширь Валерий Ганишевский,
А Максим Петрович вышел ввысь
И вообще все люди на Ольшевской
Выходить куда то разошлись.

То глядишь идут они из дома,
То заходят в свой родимый дом
Двигать кости каждому знакомо
В одиночку или же гуртом....
23:01  21-09-2018
: [2] [Графомания]
В комнату вошел Тимофей, экипированный как Маугли. Доктор Брук поднял на "Маугли" глаза и сразу придумал новый диагноз. Ухмылка промелькнула на лице доктора.
Странный дом. Странные жильцы. Одни по утрам, при чем ежедневно выносят мощи тещи....


Листья цвета гноя.
Дождь средь голых чащ.
Ветер тучи гонит.
Солнца мутный шар.

– Ворон, старый ворон,
Страж чужих скорбей.
Яд тревоги давит.
Ты её принёс?

– Молча бродишь ночью
Под моим окном.
Гибель мне пророчишь,
Гнусным октябрём:

«Не найдёшь покоя
Ты в душе своей....
14:20  17-09-2018
: [6] [Графомания]
Занял я как-то одной бабе денег. Не просто так занял, мать у неё в аварию попала. Мы с той бабой иногда секс имели. Не часто. Часто я бы с ней не сдюжил. Так как охочая она сильно была до этого дела. Бывает вот только кончишь, перекрестишься и на другой бок....
12:52  17-09-2018
: [7] [Графомания]

Жизнь – игра. Сплошное спортлото.
Как же не любить её за это.
Конь, не конь – в шкафу висит пальто.
Вточь, как у известного поэта.

Ведь судьба - Божественный каприз,
с элементом драмы и бурлеска.
Путь к Парнасу труден и тернист -
винегрет гипербол и гротеска…

Что там ждёт, тюрьма или сума,
на изломе совести и чести?...