Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Пустите даму!:: - Уборка ( записки бывшей студентки филфака )Уборка ( записки бывшей студентки филфака )Автор: Северина Чернышевская У меня было очень грязно в шкафу, так захламлено, что даже не хотелось его открывать.Как-то утром, я собралась с силами и выдвинула ящик – нужно было срочно там убраться. Когда я высыпала из него все свои тетради, какие-то непонятные записи, мультифоры, старые папки, контрольные, чьи-то визитки, они вдруг резко оживили прошедшие универовские времена, и отдаленные полузабытые моменты вдруг отчетливо встали перед моими глазами. Вот тетрадь с первого курса – исписанная вдоль и поперек лекциями по античной литературе – Софокл, Эврипид, греческие поэты… Половины лекций не было – я их прогуливала, потому что у Олега тогда было окно… Лекции еще совсем неумелые, написаны сплошным текстом, трудноразборчивым почерком, еще нет веселых записей и рисунков на полях. Смотрю дальше: наугад открываю тетрадь и начинаю читать, я вижу, что почерк мой, но не могу понять, какой предмет, не могу понять, о чем… Подчеркнуты странные фразы – модель мира, понятие деконструкции, культ тела. Случайно натыкаюсь на знакомый заголовок: У.Фолкнер «Шум и ярость». Кажется теперь все становится на свои места, память воскрешает знакомую картинку: за кафедрой стоит высокая и строгая мадам ( палку проглотила – говорили мы, в тайне ненавидя ее) очки в тонкой оправе и презрительное выражение лица. Никогда не забуду, как она вещала нам, что в молодости она прочитала вагоны (!) книг… Полтора года она посвящала нас в особенности зарубежной литературы. Потом помню ее бесцеремонный росчерк в моей зачетке: удовл., Пермякова. Дальше попадается тетерадь по итальянскому, уже более поздних времен, кажется курса с четвертого, на полях странные записи кривой рукой – хочу есть, хочу спать, хочу умереть. Непонятные рисунки, выполненные в тупом оцепенении от скуки бесконечного урока – ежи, сердечки, лица одногруппниц, какие-то закорючки… Помню, каким счастьем, какими радостными переливами звучал в души долгожданный звонок. Звонок с последней пары! Сколько разный земных удовольствий он предвещал нам, замученным студентам. Среди всего этого хлама нахожу вдруг написанное моей рукой заявление в какое-то турагенство аннулировать бронь отеля в Страсбурге. Тупо смотрю и не могу вспомнить откуда это взялось – я никогда не собиралась ехать в Страсбург. Смотрю на дату – 2008 год. Цепляясь за эту небольшую деталь, память рождает цепь взаимосвязанных событий. Стажировка во Франции, виза которую мне отказывались продлевать без липовой брони отеля, строгое, полутеремное консульство в Екатеринбурге, куча каких-то документов и справок… Сразу вспоминается и сама поездка во Францию, жутко неудачная и практически бесполезная. Выкидываю пачками старые контрольные, кучу каких-то текстов и конспектов, неужели я все это прочитала? Как я могла об этом забыть? Неужели я помню хотя бы дестую часть того, что здесь написано? На каком-то мятом листе в клеточку написано по французски: «Я не хочу, чтоб ты уезжал. Но я говорила тебе об этом уже тысячу раз. Я очень довольна, что мы познакомились, мне было по-настоящему интересно быть с тобой. Я не могу хорошо писать по-французски, потому что я…» Дальше письмо, точнее черновик письма обрывается. Я сразу вспоминаю, кому это было написано и когда. Изящно красивому мальчику из Лондона с французскими корнями, который проходил трехмесячную практику в нашем университете. Он не знал ни слова по-русски, он учился в Оксфорде, он носил белые рубашки. Помню, в последний вечер перед его отъездом, мы лежали у него на диване и он сказал мне: А у тебя все-таки очень красивые глаза. Я помню от этого «все-таки» у меня резко сжалось сердце — он не считал меня красивой, он не считал меня особенной – все равно. Я знала, что совсем скоро он уедет в тот совсем другой мир, в ту жизнь, где для меня никогда не будет места. И не будет вспоминать обо мне. Мы встретились с ним через год, когда я переехала учиться во Францию. Был теплый августовский вечер, он ждал меня у выхода метро в Латинском квартале. Я сразу увидела и узнала его: как всегда по-взрослому элегантен, уверенный, но немного измученный взгляд. Мне захотелось броситься к нему, обнять и поцеловать его сразу прямо в губы, но он просто протянул мне руку. И я смущенно подала ему свою в ответ. Мы пошли куда-то ужинать и я на фоне его парижской строгой элегантности чувствовала таким нелепым, таким безвкусным мое летнее платье в синих цветах. После ужина он проводил меня до отеля, поцеловал в щеку. На следующий день я уехала учиться на юг Франции, а он через несколько дней вернулся в Англию. Больше я его никогда не видела. Что там еще? Непосланные почтовые открытки с Байкальскими видами, открытки из Третьяковской галереи, купленные мной когда-то во время весенних каникул в Москве. Тогда в мае, уже было тепло и я ходила целыми днями пешком от станции метро «Проспект мира» до самой Красной площади, бродя по узкими московским переулкам и воображая, что возможно, когда-нибудь я буду там жить. Я помню вечернюю подготовку к параду победы в центре Москвы, помню, что как мы гуляли, нарядные, и собирались пойтив клуб, но не пошли, а пошли куда-то в бар, а потом просто так гуляли по старому Арбату и было ощущение счастья, собственной красоты на фоне красоты города и радости от предвкушения захватывающего будущего, веселой яркой жизни. Но все это было давно. И я даже не знаю, где теперь эти люди, которые были тогда со мной. Нахожу в этих бумажных зарослях санаторно-курортную книжку, из которой выпадает визитка главврача. На задней стороне его почерком написан имейл и сотовый телефон. Телефон почему-то подчеркнут. Я помню как этот странный доктор-гастроэнторолог все время звал меня в свой кабинет пить коньяк, но я отказывалась. Напоследок он все же настоял на том, чтобы со мной сфотграфировался и непременно хотел, чтобы я выслала ему фотографию, как только вернусь домой. Фотография была не очень: румяный щекастый бородач в белом халате широко обнимает мое скованное тщедушное тело, в толстовке и пижамных штанах. На бледном лице — натянутая улыбка. Все действие на фоне скучного больничного корпуса санатория. Самая грустная зима. Я тогда много болела и постоянно хандрила, пытаясь понять – что же во мне не так и почему так бестолково складывается моя жизнь. В перерывах – мы катались на горных лыжах, прогуливали лекции и курили траву. Фотографию я ему так и не отослала, как и те открытки с Байкала, неизвестно для кого купленные… Среди прочего хлама пылятся даже билеты на поезд, черновики анкеты на долгосрочную визу, какие-то анализы крови. Я достаю толстую папку с давно написанным мною курсовиком и начинаю его читать. Курсовик про творчество Эмиля Золя, читаю долго, удивляясь тому, что написано так хорошо и гладко. Читаю и понимаю, что я уже не помню как я это писала, как будто бы написано вовсе не мной. Как будто тот, человек, которому принадлежали все эти вещи, который писал во всех этих тетрадях – не я, а кто-то другой. А впрочем, разве это так важно? Собираю все эти вещи, хочу наконец выкинуть, но опять нерешительно перебираю и перекладываю с места на место. Нахожу самодельную открытку к восьмому марта, подаренную влюбленным в меня студентом из Франции, который учился у нас на физфаке по обмену. ( опять эта странная связь со всем французским). Полгода он бегал за мной, помогал мне делать домашние задания, как-то раз даже приехал встречать меня на вокзал, а потом вдруг обиделся. И пропал. Потом он вернулся во Францию. Встретилась мы с ним там два раза. Однажды он даже приезжал ко мне в гости, туда, на юг Франции, в убогую квартиру, которую я снимала с подругой из Норвегии. Он приехал на выходные, пошел с нами в бар, а потом спал на кухне, в специально привезенном спальном мешке. На следующий день он сходил за мясом, приготовил нам обед, помыл посуду и уехал. Это были самые холодные и пасмурные выходные за всю весну. Он спокойно попрощался со мной и вышел куда-то в мутность и серость дождливого города. Сразу растворился во времени и пространстве – с тех пор мы с ним больше не виделись. Я вернулась в Россию, не знаю, плохо или хорошо, но вернулась, а он все по-прежнему там. Нахожу старую открытку подруги из Швейцарии и кладу туда, где лежат все остальные открытки, в маленький бумажный пакет. Не хочу смотреть внутрь – знаю там, в глубине, его слова « и я надеюсь, что все у нас с тобой будет хорошо и мы будем вместе…» Просто слова… А ведь все кончилось, так давно и быстро кончилось… Но мне по-прежнему грустно видеть этот почерк, и я никогда не выброшу это. Все, я больше не могу. Ведь еще так много всего впереди – много людей, много городов, много стран. Все еще будет. Своенравная память вдруг рождает очередной хронотоп: нахожу маленькую, но очень милую открытку с сердечками и надувными шариками. Внутри написано по-немецки: Дорогая Настя, добро пожаловать в Швейцарию! С любовью, Хельга. В каком это было году? Кажется после той бестолковой французской стажеровки. Зеленая, уютная, чистая Швейцария, конфеты и кофе, красивые дома, красивые люди… Следом быстро всплывает другая картина: Рождество, Цюрих под серым мутным дождем, едва подсвеченный праздничными гирляндами… Ходят, смеются люди, покупают мешками рождественские подарки в больших торговых цетрах… Я целый день бесцельно брожу по улицам, кормлю лебедей в черном канале, рассматриваю нарядные витрины, пока не становится совсем темно и холодно… Мне нечего делать, меня никто не ждет, мне скучно… у меня практически нет денег. Но это уже другая история, а тогда было лето, были шарики и сердечки на розовой открытке и жизнь казалось легкой и приятной. И казалось, что все мне рады, все меня ждут и любят… Мне становится стыдно от того, что я так долго не разговаривала уже со своей подругой из Швейцарии… что она сейчас делает? когда я снова ее увижу? Мне надоедает все это перебирать, и я закрываю ящик. Но разбуженные воспоминания, яркие отрывочные картинки продолжают вставать перед моими глазами, наполняя всякими странными чувствами. Хочется не думать об этом, что в этом толку? Но ничего не проходит бесследно, даже если я выброшу сейчас все это, это ничего не изменит: во мне уже остался след от этих людей, этих поездок, этих тетрадей со старославянскими дифтонгами, с конспектами и лекциями… даже если мне кажется, что я ничего не помню… И они тоже эти люди, близкие и далекие, тоже будут помнить обо мне, как бы они ни пытались забыть. Теги:
3 Комментарии
#0 22:49 23-10-2011я бля
ох на одном духу прочиталось!!! С каких это пор Перельман ставит аж по три восклицательных знака под унылыми мемуарами? хател спрасить за сисЬге, но пачемута передумал. У каждого было так..., наверное. да-да читается ничо так, но скучновато… мемуры что ни говори скучнейший жанр Николай Говрилыч не родственник-ли? А кто такой Николай Говрилыч? ааа Чернышевский — нет не родственник))) вы читали рассказ Сережи Довлатова «Чемодан»? четал четал всё ждал когда же. и не случилось. а такто ничё. «отчетливо встал перед моими глазами», «Сколько разный земных удовольствий он предвещал нам» — Фрейд отдыхает. «мы лежали у него на диване и он сказал мне: А у тебя все-таки очень красивые глаза» — ржал как конь. «широко обнимает мое скованное тщедушное тело» — круто! Рыцарь Третьего Уровня Сравнивать это с Довлатовым все равно, что хуй с пальцем! без особых соплей но бля дама, как она есть. классика жанра говно это хули разводить то тоскливо даже стало… Да и похуже гавно читывали. Неплохо в целом. Только диалогов бы… северина, твою преподшу по зарубешке не наталия звале? ДА! Наталья вроде. Ты тоже учился в НГУ? всехъ ебать за отсутствие плана ПХД да, тесен мир. наташку ты хорошо описала гг. ну, я так с ней не общалсо особого. я застал ищо того, с кого она брала пример — железную леди фурсенку. так вот та мне тоже трояк вкатила. но я был немного пиан вроде и билет попался какойто хуйовый Вот это да) она еще какой-то спецкурс ведет по американской литре и всех парит, ибо заставляет читать и все безбожно спрашивает. А так там много кадров, Соболевская, Тимофеева… а я не передумал и спрошу, где сиське!!?? Что такое НГУ? Нижневартовское ГовноУчилище что-ли? Почти угадал. Находкинское Гуманитарное Училище. Еше свежачок В авокадо нет зелёной фальши Только дивной спелости игра. Остаётся вечно кушать дальше И толстеть не станешь ни хера. С одного конечно будет взгляда Он казаться жирным неспроста. Но пусть даже ешь ты до упада Располнеть не можешь ни черта.... Здравствуй, друг, мне бы к тебе прикоснуться легонько, чуть-чуть, Но так дорого стоит это тепло, выше всяких валют, Чтобы вычурно гнать 240 и ебнуться заживо в самую ветхую суть: Эта дикая пустошь в твоих глазах есть Простой Абсолют. Здравствуй, друг!... Помнишь ли, девочка, поезд и лето,-
Дальние радуги в радужных далях ?! Знаешь ли, девочка, эти поэты Вечно у счастья ищут печали. Помнишь ли девочка, как нас будили Звоны часов дальним взбалмошным летом?! Мы эту ночь как вино пригубили, Выпили всю её, всю до рассвета.... Если Катю Федя бросил неизвестно почему Убеждать она не просит никого по одному, Что другие будут лучше не покинув никогда Говорят, что жизнь учит если сильная беда. Из тоски глядит подвала осторожна и строга На измену не желала попадаться ни фига.... Это очаровательное зрелище: черноволосая девушка с огромными грустными голубыми глазами — редкое сочетание: черные волосы и голубые глаза, плюс длинные ярко-черные ресницы. Девушка в пальто, сидит в санатории с недочитанной толстой книгой Голсуорси «Сага о Форсайтах» — такой увидел я свою героиню в том памятном только что начавшемся 1991 году....
|