Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

За жизнь:: - Прогулка по кладбищу

Прогулка по кладбищу

Автор: вионор меретуков
   [ принято к публикации 01:25  30-01-2013 | Лидия Раевская | Просмотров: 1086]
Кстати, к вопросу о смерти...



Как-то одним чистым сентябрьским утром Карл затащил меня на Ваганьковское кладбище. Карл всегда был чутким другом, этого у него не отнять, и он из каких-то отдельных моих высказываний сделал вывод, что у меня с душой творится что-то неладное, и решил помочь мне справиться с унынием.



И действительно, я переживал нелегкий период. Все у меня разладилось. Я стал плохо спать, а если спал, «такое, мама, снилось!»



Я давно нигде не бывал, словом, это было время апатии и мизантропии. И, как это случается с рефлектирующими людьми, я был очень недоволен собой. У меня не было планов на будущее. Я не знал, что буду делать завтра и послезавтра. Да что там, я не знал, что буду делать через час.



Единственно, что мне удавалось делать более или менее плодотворно, это писать книгу жизни. Да и та была пока лишь в голове.



Я не мог писать больше того, что предлагали мне жизнь и мое таинственное «я», в котором мне очень хотелось разобраться. С некоторых пор я уверовал в то, что книги и жизнь очень похожи. Человеку не дано прозревать свой завтрашний день. Этим искусством не владеют даже сумасшедшие.



С книгами, настоящими книгами, та же история. Если ты пишешь настоящую книгу, то ты не знаешь, что случится с твоими героями на следующей странице. И это происходит не потому, что ты забыл составить планчик сочинения, а потому, что ты пытаешься написать правду, подбрасываемую тебе по столовой ложке из иных сфер.



Уверен, так писали великие. План – это для графоманов, ворующих объедки со столов гениев.



Достаточно вспомнить Льва Толстого, который однажды решил следовать плану и уже начал писать роман о декабристах, а в результате заехал совсем в другую сторону, родив «Войну и мир».



Итак, неким свежим ранним утром мы с Карлом оказались на кладбище.



- Я знаю, что тебе надо. Вид могил, — сказал он и положил мне руку на плечо, — настроит тебя на мысли о возвышенном, вечном и отвлечет от мирского, то есть от низменного. – Карл прикрыл глаза, став похожим на доброго крокодила. — А это как раз то, в чем нуждается каждый придурок, который стал слишком много копаться в себе.



Я знал, что прогулки по кладбищенским аллеям всегда бодрили Карла и придавали ему оптимизма.



- Погуляем, — говорил он приподнятым тоном, — здесь тенисто и, слава Богу, народу мало. Знал бы ты, как мне надоели люди! Я имею в виду живых. Толку от них, как от козла молока. Одно радует, что среди них подаются женщины. Если бы не это… Я не человеконенавистник, избави Боже, но… все-таки было бы лучше, если бы народу было поменьше. Людей развелось до черта… Только под ногами путаются. Чем мне нравятся мертвые, так это тем, что они, в отличие от живых, не лезут ко мне с советами и никогда не мешают продуктивно размышлять о бессмертии.



Мы бродили по обширному кладбищу, изредка бросая взгляды на надписи, выбитые на мраморе и граните. Попадались презабавные.



- Взгляни! – я указал Карлу на скромный серый камень с веселенькой искрой. Надпись на нем гласила:



«Мертвых в землю, живых – за стол!
Савва Варнавович Преферансов-Мертваго
1800 – 1882»



- Кем был этот шутник с жизнерадостной фамилией? Попом расстригой, пропившим серебряные ризы и золотые стихаря? Конным заводчиком, истратившим состояние на шампанское и цыганок, всяких там Глаш и Катек с сумасшедшими черными глазами? Мне хочется думать, что умер он во время шумного застолья, это единственно достойная смерть для субъекта с такой необычной фамилией… Какой симпатичный покойничек! – проворковал Карл.



- Согласен, очень симпатичный, — я уже чувствовал, как по телу разливается приятное тепло. Посещение кладбища начало оказывать на меня благотворное воздействие: похоже, Карл был прав.



– Да и этот совсем не плох, — я подвел Карла к следующей могиле.



Мы увидели эпитафию.




«Память о тебе бессмертна!
Балдан Калганович Изотопов, купец первой гильдии
1819 – 1895»



- Еще одно доказательство того, что смерть может быть пошлее жизни… – цинично заметил Карл. — Интересно, чем это он был так славен, этот незабвенный Балдан Калганович? Может, тем, что в один присест мог выпить два литра водки и высадить целый котел ухи из белорыбицы? Или тем, что субсидировал строительство первой в Москве общественной уборной? Черт бы побрал всех этих мертвяков и тех, кто закопал их под булыганами с такими идиотскими призывами к вечности! А вот еще одна замечательная эпитафия, ты только посмотри! Что они все сговорились, что ли?



Мы приблизились к могиле, обнесенной ржавой покосившейся оградой.



Придав голосу благоговения, я прочитал:



«Ты был велик соответственно имени своему!
Капитон Капитонович Шляпенжоха
1700 – 1902»



- Вот это я понимаю! 202 года! Непостижимо! – поразился Карл. — Прямо-таки библейский возраст, если только кладбищенский каменотес не был вдребезги пьян, когда долбил эти циферки… О, незабвенный и великий Капитон Капитонович! Интересно, кем он был, этот Шляпенжоха? Башмачником? Или разносил по домам толстовские брошюры о нравственности? Или под покровом ночи колуном кроил черепа прохожим? Похоже, мы с тобой угодили в заповедник гоголевских персонажей.



Следующая эпитафия была прочитана Карлом медленно и торжественно:



«Лучше мне умереть, нежели жить!
Ираида Уродова-Чернозубова.
Ушла из жизни 1 января 1887 года»



- Сколько глубокого, поистине философского смысла и вселенской тоски в этих пронзительных словах! Действительно, лучше умереть, чем жить под такой фамилией… И такие тетки вертят нами! Господи, а ведь, наверно, был какой-то ясноглазый поручик, милый воспитанный мальчик, который сходил с ума по этой Ираиде Уродовой! Когда же мы научимся вертеть женщинами, как они вертят нами?



- Когда сами будем действовать их же методами. Надо самому прикинуться женщиной, и тогда...



У одной могилы Карл остановился надолго. Я стал рядом. Мы принялись с интересом разглядывать осевшую на одну сторону гранитную глыбу антрацитового цвета.



- «Карл Бухман», — прочитал Карл проникновенно. — Видишь, как, оказывается, много было Карлов на свете… И все, все умерли! Какие утраты, какие утраты… Остался один, но зато какой!.. Ах, как я одинок в этом океане мертвых Карлов… Посмотри, — сказал мой друг, и глаза его подернулись влагой, — мой тезка Карл Бухман родился в одна тысяча восемьсот девяностом году… Помнится, что-то связано с этим годом...



Я напрягся и неуверенно произнес:



- Кажется, год рождения Пастернака...



- Да-да, ты прав, Пастернака. А также — Фанни Каплан. Год тысяча восемьсот девяностый!– сказал Карл с воодушевлением. — Год рождения самой невезучей женщины двадцатого столетия. Находиться в метре от Ильича и так бездарно промазать...



А могла ведь грохнуть политического авантюриста в самом начале его варварского эксперимента. Знаешь, почему она промахнулась? Фанни забыла, какой глаз надо было прищуривать. И прищурила совсем не тот.



Ах, если бы она прищурила тот, какой надо! Впрочем, если бы она и превратила грудь вождя мирового пролетариата в дуршлаг, это вряд ли бы что-нибудь изменило.



Ведь из-за его плеча уже высовывались рыжие усы следующего вождя: будущего вождя всех времен и народов. А тот многому научился у своего предтечи. Да-а… — протянул Карл и повторил: — Тысяча восемьсот девяностый год… Давненько, однако… Посмотри, — воскликнул Карл изумленно, — что за чертовщина! Год смерти этого Бухмана почему-то не обозначен. Вернее, на его месте зияет дыра.



Словно в надгробие угодил шестидюймовый снаряд. Мы никогда не узнаем, умер ли этот славный человек. Что наводит на некие мысли. Например, на мысль о том, что этот хмырь еще жив и по сей день, как Агасфер, шляется по городам и весям необъятной матушки-земли.



А если и умер, то умер он, сердяга, стоя в очереди за отборной сельдью по цене рубль тридцать четыре за килограмм еще в одна тысяча девятьсот шестьдесят втором году от рождества Христова в магазине «Рыба», улица Арбат, бывший дом потомственного гражданина Саввы Силыча Куроедова...



Умер он, стало быть, на Арбате, а похоронен где-нибудь в другом месте. И могила с красивым камнем ждет, не дождется, когда припожалует законный владелец. А у него и в мыслях этого нет… Ты думаешь, я говорю глупости? Посмотрим, посмотрим… Ах, как же здесь славно! – воскликнул Карл и, глубоко вздохнув, развел руки в стороны. – Век бы отсюда не уходил. Может, поселиться здесь?



Ты посмотри, сколько здесь зелени! А воздух, воздух-то какой! Как упоительно пахнет увядшими черными розами и влажной землей, вобравшей в себя ароматы наших истлевших предшественников! Кстати, ты не хотел бы жить на кладбище? В непосредственной близости от места твоего грядущего захоронения?



А что, это ведь так удобно: и в нравственном, и в философском, и в прикладном смысле. Устроился бы сторожем, стучал бы по ночам колотушкой, распугивал грабителей. А днем бы писал свой дурацкий роман да мастерил себе впрок домовину, пел грустные народные песни и носил пожитки в кабак… – Карл замолчал и заботливо оглядел меня с ног до головы.



Я пробурчал, что пока предпочитаю жить подальше от могильных плит и деревянных крестов.



Карл увлек меня по старой аллее вглубь кладбища. Он шел энергичным «стрелковым» шагом, почти бежал. Мне показалось, что Карлу не терпится предъявить мне что-то в качестве свидетельства целесообразности проживания рядом с покойниками.



Наконец он остановился у черного обелиска чудовищных размеров. Я запрокинул голову. Вспомнился знаменитый роман Ремарка.



Обелиск был настолько велик, что, казалось, он должен был стоять не здесь, среди могилок со скромными надгробьями, а где-нибудь в Гималаях, господствуя над миром и грозно напоминая всем о краткости и зыбкости жизни.



- Как видишь, я не оригинален, — услышал я голос Карла. Он глазами показал на эпитафию.



Я вгляделся в золотые буквы. Это было ехидное обращение к постоянно обновляющимся рядам праздношатающихся потомков.



- «Когда-то бодрыми шагами
И я бродил здесь меж гробами», — прочитал я с выражением.



Ну, да, Карл прав: хотя и остроумно, но, увы, не оригинально, старо, использовано давно и многажды.



Ниже были выбиты имя, отчество и фамилия владельца могилы. Я прочитал, и холодок пробежал у меня по спине.



Карл Вильгельмович Шмидт
27. 7. 1969 –



Год смерти, к сожалению, отсутствовал. Я указал на это Карлу. Не скрыв сожаления.



Карл не обиделся.



- Вот ты смеешься, — сказал он, — а это лишь предусмотрительность и правильное, глубоко продуманное размещение активов. Ты знаешь, сколько стоит место на приличном московском кладбище? А сколько оно будет стоить, когда я сыграю в ящик? Ведь все так дорожает… — и Карл покачал головой.



- Все, что ты сказал, ложь от первого до последнего слова. Я знаю, почему ты велел каменотесу выбить эту ущербную надпись, где нет самого главного: даты смерти. Таким хитрым маневром ты надеешься уклониться от встречи с неизбежностью. Я прав?



Карл ухмыльнулся и в знак согласия наклонил голову.






Теги:





-1


Комментарии

#0 13:59  30-01-2013Лидия Раевская    
А вот это уже неплохо.
#1 14:31  30-01-2013Дмитрий С.     
Очень интересно написано. Литературно, я бы сказал. Не понравилось отступление о размышлениях относительно писательства. Но вещь. Класно.
#2 15:36  30-01-2013Седнев    
Тема достойная. После зачту
#3 16:15  30-01-2013Гусар    
Нравятся старинные кладбища. История, покой. На Ваганьковское раньше к Высоцкому приезжал каждый раз, когда бывал в Москве. Тоже гулял по нему. А сейчас в Москве два-три раза в году бываю, но туда давно не заезжал.
#4 22:17  30-01-2013Инна Ковалец    
а у кого года три назад был текст отличный про кладбище? там было что-то про прогулку, без экшена абсолютно, ровное повествование, кажется, писала барышня...
#5 23:39  30-01-2013Лев Рыжков    
Хороший текст, соглашусь.

Про составление планов, кстати, заблуждение. Как раз графоманы их и не составляют. А чоткие профессиональные коцыки только по плану работают. Шаг влево, шаг вправо - побег нах.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
12:38  07-11-2024
: [2] [За жизнь]
Под колпаком воды
Станции стекло-бетонный аквариум,
За колпаком воды
Ветхозаветный океанариум.

Треснет аквариум пить-дать,
Сверху посыпятся капелюшки,
Но не привыкли мы утирать
Из под опухших носов сопелюшки.

В изделия номер один
Пакуем лысеющих головорожек,
В изделия номер два
Спускаем живительных капитошек....
11:00  06-11-2024
: [29] [За жизнь]
...
09:51  22-10-2024
: [3] [За жизнь]
Да, когда-то щёлкнет тумблер,
Сбив сознания поток.
Засвидетельствуют: умер.
Я узнаю, есть ли Бог.

Ну а если не узнаю,
То тогда и не пойму,
Почему душа больная
Так боится эту тьму.

Если есть — подумать жутко
О масштабности огня!...
11:20  19-10-2024
: [5] [За жизнь]
Не снятся мне синие горы,
И дОлы, не снятся, в туманах
А снятся - друзья мои вОры,
И деньги, мне снятся, в карманах

Не снится, что утречком рано,
Я встал, чтоб подругу погладить
А снятся мне рваные раны,
Желание, снится, нагадить

Страдания неотделимы,
От крепких телесных устоев
Не снится - чтоб прямо, не мимо,
А снится всё время - пустое

Весь вечер провёл я, тоскуя
Хотел чтобы море приснилось
Приснились - два жареных хУя,
В тарелку едва уместились
10:42  18-10-2024
: [6] [За жизнь]
Звенит тяжёлая монетка.
Идёт безбожная игра.
...Молчит дешёвая планетка.
...Кричит истошное — ура-а!
Ведь у монетки той две части,
и участь тоже не одна;
твой аверс — это мир и счастье,
мой реверс — горе и война.
А жизнь — игра блаженства с болью,
мышиной глупости с совой,
игра жестокости с любовью,
игра судьбы с самой собой....