Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Творчество

Творчество

Автор: вионор меретуков
   [ принято к публикации 00:27  04-09-2013 | Гудвин | Просмотров: 1117]
…На мой взгляд, роль писателя в творческом процессе сильно преувеличена. Широко распространено заблуждение, что писатель якобы управляет своими персонажами. Очень часто все происходит как раз наоборот. Давно известно, что персонажи делают из автора дурака и марионетку. Они им помыкают, наделяя бессонницей и портя его и без того скверный характер.

Автору нет покоя ни днем, ни ночью. Он все время думает о своем произведении, он вечно боится, что герои романа, не поставив автора в известность, предпримут нечто экстраординарное, например, о, ужас! упорхнут в произведение другого литератора.

Хорошо, если автор достаточно расторопен, тогда у него есть шанс успеть уследить за ними и за развитием сюжета, который подчас развивается вопреки заблаговременно задуманному.

Всё это закономерно. Так и должно быть.

В противном случае – произведение лживо. И мертво.

Некоторые авторы, трепетно относящиеся к собственному творчеству, прежде чем приступить к написанию первого слова своего многостраничного произведения, сочиняют для себя развернутый план (по объему напоминающий школьный учебник арифметики), тратя на это уйму времени и истощая свою и без того не очень-то богатую интеллектуальную кладовую непосильными экспроприациями.

В этом детальном плане, как в плане военной операции, предусмотрено все, включая разбивку на главы, эпилог и даже место для отдельных реплик, которые рождаются в воспаленном воображении автора обычно по ночам, в предутреннее время, когда нормальные люди сладко спят, а ненормальные только тем и занимаются, что, подскочив на кровати, влекутся, шлепая босыми ногами, к письменному столу, чтобы записать то, что только что как озарение, вступило в голову и что к утру может полностью из нее улетучиться.

Загодя составленный план дает возможность предусмотрительному и здравомыслящему литератору свысока посматривать на нерадивых и легковесных коллег, которые соотносят свои наскоки на литературные вершины не с рациональным подходом к труду, а с так называемым вдохновением.

«Если будешь ждать, когда на тебя с неба свалится вдохновение, то так в ожидании творческого порыва просидишь до скончания века», – солидно вещает мудрый автор и тычет вам в нос свой универсальный план. В соответствии с этим планом писателю остается только приступить к работе, заполнить чистые листы бумаги яркой, сочной, полнокровной прозой, украденной у опочивших классиков, и выдать ее за оригинальное письмо. Через короткое время дело сделано – роман можно сдавать в утиль.


Теги:





5


Комментарии

#0 00:50  04-09-2013Милый Лунтик    
Хочется напомнить о Паустовском, Куприне и Набокове. примеры можно приводить и дальше, но и три примера итак убедительно. Своим существованием в классической литературе они опровергают теорию "Грандиозного плана". Паустовский - художник слова, еще в юности поняв свой дар,решил что писательство - его призвание. Константин Георгиевич рисовал словами то, что видел. Так, как это сделал бы Левитан красками. Куприн не скрывал того, что все его произведения - пересказ реальных, украшенных художественными приемами, историй. Никакого плана. Набоков просто записывал свои мысли на лист, он - великий интеллектуал. Если бы не блестящее образование и тонкая душевная организация потомственного дворянина - он был бы простым графоманом. Никаких планов. Талант и сердечная боль.
#1 00:54  04-09-2013Милый Лунтик    
извините за ошибки
#2 00:56  04-09-2013Марычев    
анальный холокост
#3 01:00  04-09-2013Виноградная улитка    


С планом работают 99% всех издаваемых писателей в России ( с их слов в интервью ). Вдохновение у прозаиков - это вообще нонсенс. Послушать Лимонова, Устинову и др. так они чуть ли не в открытую признаются, что писательство - это способ заработка и будь такая возможность, занимались бы чем нибудь другим.
#4 01:05  04-09-2013Милый Лунтик    
их одни зомби читают, Ув. Улитка.
#5 02:16  04-09-2013Стерто Имя    
такое печатление что вионор о себе это песал..

восяком случае, поверилось мне нещадно...
#6 08:27  04-09-2013Timer    
в любом случае, размышления на эту тему полезны
#7 08:54  04-09-2013ima    
Уважаю прозаиков. Титанический труд. Но, оказывается, одного труда мало.

Милейшее описание, этот несчастный, бегающий за персонажами страдалец, очень понравился.
#8 11:19  04-09-2013Швейк ™    
Хуй знает. Я по прозе не мастак. А вы могли бы и обсудить
#9 11:23  04-09-2013Швейк ™    
Здесь очень нужен Перельман
#10 11:23  04-09-2013Григорий Перельман    
всё это давно высказал Аксёнов парой фраз
#11 11:26  04-09-2013Швейк ™    
Каких фраз? Извиняюсь за дремучесть(
#12 11:27  04-09-2013Григорий Перельман    
дословно не помню, суть в том, что персонажи пляшут как хотят
#13 11:28  04-09-2013Швейк ™    
Это выходит, что нахуй планы?
#14 11:29  04-09-2013Швейк ™    
А как тогда вообще возникает идея рассказа? Чтоб начать, надо же что-то замыслить
#15 11:29  04-09-2013ПЛОТНЕГ    
и я согласен с тем, что нахуй планы. концепция есть и все. да и то хуйзнает куда и чо там вырулит. а вот герои себя могут повести как угодно, в силу своего характера и складывающейся ситуации.
#16 11:34  04-09-2013Швейк ™    
Из каких элементов состоит замысел произведения? Персонажи, время, место? Неужели итог не планируется?
#17 11:35  04-09-2013Григорий Перельман    
я не могу отвечать за всех.

у меня так: в голове бродит какая-то смутная идея. потом внезапно чем-то впечатляешься, рождается начало. обычно я вижу финал, хотя в процессе это может быть выкручено в любую сторону. при большом объёме это возможно. далее следует сам процесс, в котором возможны любые экивоки и прыжки в сторону, так как персонажи и впрямь тянут всяк на себя.



про планы я думаю так: если пишешь чтото серийное и поточное - так легче. вроде Сименона, клепавшего Мегре. но и результатом является то, что Мегре везде безлик, а помнятся пять-шесть рассказов на иные темы.



если роман на коммерческий, то будет сто раз вывернут через жопу. кстати, ФМ и в коммерческих грешил этим в полный рост, увлекался ибо.
#18 11:36  04-09-2013Швейк ™    
Во! Так понятней
#19 11:37  04-09-2013Григорий Перельман    
план в рассказе вообще нахуй не нужен. начало/конец чотко, середина как получицца.
#20 11:50  04-09-2013Oneson    
а вот такой пример, например ( пример например это я хорошо щас):

вот про Агату нашу незабвенную Кристи, несомненного мастера. Вроде бы с ленцой даже начинаешь читать, и в первые двадцать страниц трясина, в которой ты увяз в самом хорошем смысле. На каком месте ты бы не прервал чтение, куча крючков, которые тянут тебя вернуться и дочитать с банальным - "чо дальше?" . А ведь именно литературных изысков там и нет вовсе, в отличии от хрустального повествования того же Набокова. Голый сюжет. И по моему там всё в жестких планах.
#21 11:53  04-09-2013Григорий Перельман    
ну Агата чотко всё раскадровывала. другое дело, как и с Сименноном, что это условная романистика. разве что по объёму. сейчас бы она хуячила сценарии.
#22 11:54  04-09-2013Швейк ™    
Ну да. Видимо, жанр тоже важен.
#23 11:58  04-09-2013Григорий Перельман    
есть ещё один момент: роман сто лет назад и сейчас - две разницы космические.

вот образцовый Олдингтона роман "Все люди - враги" -- уравновешен штопесдец и весит полкило. хуева туча линий и вся жизнь вместе с эпохой в одном флаконе.



потом появляются Фиц с Хэмом, где всё начинает вырываться клочками в нужном месте.



а Павич с хозарскем словарём и сам не знал, чо такое пишет, но получилось здорово.
#24 11:59  04-09-2013Швейк ™    
Наверное, все же, общей схемы нет. В каждой избушке свои погремушки. Если создается что-то развлекательное, то план уместен, а, когда пишешь от сердца - становишься транслятором того, что существует как бы, отдельно от тебя, просто видно не всем
#25 12:01  04-09-2013Григорий Перельман    
ну да
#26 12:03  04-09-2013Швейк ™    
Написал бы чо в школу креатива, а то сгинешь, не поделившись
#27 12:03  04-09-2013Стерто Имя    
ГП

тоже думаю (хотя не песатель), что в основном нужна идея, начало и вразумительный финал..

но всеже, по ходу повествания необходимо наверное отмечать както

уже описаные события, чтобы не поторяться в дальнейшем..

а план, он как формула, которую нужно обязательно подгонять под ответ... красивая но скушная..
#28 12:04  04-09-2013Григорий Перельман    
Швейк, да я сам не уверен в том, что глаголю. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Это частное мнение.
#29 12:12  04-09-2013Григорий Перельман    
собрался тут писать по плану. пока планы плантовал понял какая хуйня выплясывается, и всё похерил бгг
#30 12:20  04-09-2013Oneson    
если бы ты был уверен в том что пишешь, то мы бы на тебя в церковь ходили посмотреть
#31 12:28  04-09-2013Гельмут    
о плановой литературе как одной из составляющих плановой экономики.
#32 12:43  04-09-2013Дмитрий Перов    
всё по плану, всё по плану

срать велят по килограмму

жрать дают по двести грамм

ты насри-ка килограмм

................

хорошая статейка
#33 13:17  04-09-2013Швейк ™    
#29 Если все знаешь точно и заранее, то кроме поделки из папье-маше ничо толкового не сделаешь. Поделись незнанием
#34 13:58  04-09-2013Шева    
#19 Золотые слова Григория. Именно так.
#35 16:00  04-09-2013Хуесосная фашня    
обычно пишешь одно, а на выходе совсем другое. Как с прозой, так и со стихами. Особенно это очевидно в диалогах. Персонаж может такое отчебучить, что автору и не снилось. Я совсем не показатель, но всё практически, что я писала (включая частную переписку) зависит от первой фразы или одного-единственного слова, вокруг которого сюжет возникает сам собой..
#36 16:01  04-09-2013Хуесосная фашня    
#29

очень знакомо
#37 16:03  04-09-2013Хуесосная фашня    
возьмём Толстого с его пресловутой Аннакарениной. Всё, что он задумывал, пошло через жопу.
#38 16:10  04-09-2013Алена Лазебная*    
#35 16:00 04-09-2013castingbyme

Совершенно верно.)))
#39 18:46  06-09-2013Мoлчун    
хороший текст. пробивает к диалогу.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
08:13  11-11-2017
: [8] [Критика]
(В. О. Пелевин. iPhuck 10. — М.: Издательство «Э», 2017. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Своими ежегодными романам Виктор Пелевин заработал звание тенора эпохи — не трагического, а под стать этой самой эпохе саркастического....
09:44  25-10-2017
: [125] [Критика]
Ни о чём меня не спрашивай,
Не кори, плохое думая,
Охмурила баба страшная,
Извела в муку, угрюмая.

По ночам изжогой мучила,
Истязала приворотами,
Навлекла болезнь падучую,
Извращенка криворотая.

Нет теперь покоя вовсе мне,
Довела до края пропасти....
19:26  22-10-2017
: [3] [Критика]
(А. Козлова. F-20: Роман. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 240 с.)

Анну Козлову, дочку и внучку писателей, можно назвать анфан терриблем нашей довольно вяло текущей сейчас словесности. Ее героини — сплошь гламурно-маргинальные девушки с тем еще счетцем к жизни....
10:37  22-10-2017
: [25] [Критика]
Сочинять или не сочинять? -
Вот в чём главный вопрос, господа
Эта мысль как какая-то блядь
Красной нитью прошла сквозь года

В Краснодар занесло иль в Москву,
Или хуже того - в Пиндостан
Ты дружище отвергни тоску,
И совсем сочинять перестань

Только где там, куда там, гляди
Руки тянутся дрянь написать
В голове постоянно гудит
Дует в задницу ветер - пассат

Сочинять!...
15:25  16-10-2017
: [5] [Критика]
(Водолазкин Е. Г. Авиатор: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 410 с. — (Новая русская классика)

Евгений Водолазкин — автор парадоксальный. Например, в «Лавре» и «Авиаторе» пишет он о вещах по большей части тяжелых и страшных: о болезнях, смертях, казнях, пытках, потерях и унижениях, — но очень уж акварельно ваяет-то!...