Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Творчество

Творчество

Автор: вионор меретуков
   [ принято к публикации 00:27  04-09-2013 | Гудвин | Просмотров: 1093]
…На мой взгляд, роль писателя в творческом процессе сильно преувеличена. Широко распространено заблуждение, что писатель якобы управляет своими персонажами. Очень часто все происходит как раз наоборот. Давно известно, что персонажи делают из автора дурака и марионетку. Они им помыкают, наделяя бессонницей и портя его и без того скверный характер.

Автору нет покоя ни днем, ни ночью. Он все время думает о своем произведении, он вечно боится, что герои романа, не поставив автора в известность, предпримут нечто экстраординарное, например, о, ужас! упорхнут в произведение другого литератора.

Хорошо, если автор достаточно расторопен, тогда у него есть шанс успеть уследить за ними и за развитием сюжета, который подчас развивается вопреки заблаговременно задуманному.

Всё это закономерно. Так и должно быть.

В противном случае – произведение лживо. И мертво.

Некоторые авторы, трепетно относящиеся к собственному творчеству, прежде чем приступить к написанию первого слова своего многостраничного произведения, сочиняют для себя развернутый план (по объему напоминающий школьный учебник арифметики), тратя на это уйму времени и истощая свою и без того не очень-то богатую интеллектуальную кладовую непосильными экспроприациями.

В этом детальном плане, как в плане военной операции, предусмотрено все, включая разбивку на главы, эпилог и даже место для отдельных реплик, которые рождаются в воспаленном воображении автора обычно по ночам, в предутреннее время, когда нормальные люди сладко спят, а ненормальные только тем и занимаются, что, подскочив на кровати, влекутся, шлепая босыми ногами, к письменному столу, чтобы записать то, что только что как озарение, вступило в голову и что к утру может полностью из нее улетучиться.

Загодя составленный план дает возможность предусмотрительному и здравомыслящему литератору свысока посматривать на нерадивых и легковесных коллег, которые соотносят свои наскоки на литературные вершины не с рациональным подходом к труду, а с так называемым вдохновением.

«Если будешь ждать, когда на тебя с неба свалится вдохновение, то так в ожидании творческого порыва просидишь до скончания века», – солидно вещает мудрый автор и тычет вам в нос свой универсальный план. В соответствии с этим планом писателю остается только приступить к работе, заполнить чистые листы бумаги яркой, сочной, полнокровной прозой, украденной у опочивших классиков, и выдать ее за оригинальное письмо. Через короткое время дело сделано – роман можно сдавать в утиль.


Теги:





5


Комментарии

#0 00:50  04-09-2013Милый Лунтик    
Хочется напомнить о Паустовском, Куприне и Набокове. примеры можно приводить и дальше, но и три примера итак убедительно. Своим существованием в классической литературе они опровергают теорию "Грандиозного плана". Паустовский - художник слова, еще в юности поняв свой дар,решил что писательство - его призвание. Константин Георгиевич рисовал словами то, что видел. Так, как это сделал бы Левитан красками. Куприн не скрывал того, что все его произведения - пересказ реальных, украшенных художественными приемами, историй. Никакого плана. Набоков просто записывал свои мысли на лист, он - великий интеллектуал. Если бы не блестящее образование и тонкая душевная организация потомственного дворянина - он был бы простым графоманом. Никаких планов. Талант и сердечная боль.
#1 00:54  04-09-2013Милый Лунтик    
извините за ошибки
#2 00:56  04-09-2013Марычев    
анальный холокост
#3 01:00  04-09-2013Виноградная улитка    


С планом работают 99% всех издаваемых писателей в России ( с их слов в интервью ). Вдохновение у прозаиков - это вообще нонсенс. Послушать Лимонова, Устинову и др. так они чуть ли не в открытую признаются, что писательство - это способ заработка и будь такая возможность, занимались бы чем нибудь другим.
#4 01:05  04-09-2013Милый Лунтик    
их одни зомби читают, Ув. Улитка.
#5 02:16  04-09-2013Стерто Имя    
такое печатление что вионор о себе это песал..

восяком случае, поверилось мне нещадно...
#6 08:27  04-09-2013Timer    
в любом случае, размышления на эту тему полезны
#7 08:54  04-09-2013ima    
Уважаю прозаиков. Титанический труд. Но, оказывается, одного труда мало.

Милейшее описание, этот несчастный, бегающий за персонажами страдалец, очень понравился.
#8 11:19  04-09-2013Швейк ™    
Хуй знает. Я по прозе не мастак. А вы могли бы и обсудить
#9 11:23  04-09-2013Швейк ™    
Здесь очень нужен Перельман
#10 11:23  04-09-2013Григорий Перельман    
всё это давно высказал Аксёнов парой фраз
#11 11:26  04-09-2013Швейк ™    
Каких фраз? Извиняюсь за дремучесть(
#12 11:27  04-09-2013Григорий Перельман    
дословно не помню, суть в том, что персонажи пляшут как хотят
#13 11:28  04-09-2013Швейк ™    
Это выходит, что нахуй планы?
#14 11:29  04-09-2013Швейк ™    
А как тогда вообще возникает идея рассказа? Чтоб начать, надо же что-то замыслить
#15 11:29  04-09-2013ПЛОТНЕГ    
и я согласен с тем, что нахуй планы. концепция есть и все. да и то хуйзнает куда и чо там вырулит. а вот герои себя могут повести как угодно, в силу своего характера и складывающейся ситуации.
#16 11:34  04-09-2013Швейк ™    
Из каких элементов состоит замысел произведения? Персонажи, время, место? Неужели итог не планируется?
#17 11:35  04-09-2013Григорий Перельман    
я не могу отвечать за всех.

у меня так: в голове бродит какая-то смутная идея. потом внезапно чем-то впечатляешься, рождается начало. обычно я вижу финал, хотя в процессе это может быть выкручено в любую сторону. при большом объёме это возможно. далее следует сам процесс, в котором возможны любые экивоки и прыжки в сторону, так как персонажи и впрямь тянут всяк на себя.



про планы я думаю так: если пишешь чтото серийное и поточное - так легче. вроде Сименона, клепавшего Мегре. но и результатом является то, что Мегре везде безлик, а помнятся пять-шесть рассказов на иные темы.



если роман на коммерческий, то будет сто раз вывернут через жопу. кстати, ФМ и в коммерческих грешил этим в полный рост, увлекался ибо.
#18 11:36  04-09-2013Швейк ™    
Во! Так понятней
#19 11:37  04-09-2013Григорий Перельман    
план в рассказе вообще нахуй не нужен. начало/конец чотко, середина как получицца.
#20 11:50  04-09-2013Oneson    
а вот такой пример, например ( пример например это я хорошо щас):

вот про Агату нашу незабвенную Кристи, несомненного мастера. Вроде бы с ленцой даже начинаешь читать, и в первые двадцать страниц трясина, в которой ты увяз в самом хорошем смысле. На каком месте ты бы не прервал чтение, куча крючков, которые тянут тебя вернуться и дочитать с банальным - "чо дальше?" . А ведь именно литературных изысков там и нет вовсе, в отличии от хрустального повествования того же Набокова. Голый сюжет. И по моему там всё в жестких планах.
#21 11:53  04-09-2013Григорий Перельман    
ну Агата чотко всё раскадровывала. другое дело, как и с Сименноном, что это условная романистика. разве что по объёму. сейчас бы она хуячила сценарии.
#22 11:54  04-09-2013Швейк ™    
Ну да. Видимо, жанр тоже важен.
#23 11:58  04-09-2013Григорий Перельман    
есть ещё один момент: роман сто лет назад и сейчас - две разницы космические.

вот образцовый Олдингтона роман "Все люди - враги" -- уравновешен штопесдец и весит полкило. хуева туча линий и вся жизнь вместе с эпохой в одном флаконе.



потом появляются Фиц с Хэмом, где всё начинает вырываться клочками в нужном месте.



а Павич с хозарскем словарём и сам не знал, чо такое пишет, но получилось здорово.
#24 11:59  04-09-2013Швейк ™    
Наверное, все же, общей схемы нет. В каждой избушке свои погремушки. Если создается что-то развлекательное, то план уместен, а, когда пишешь от сердца - становишься транслятором того, что существует как бы, отдельно от тебя, просто видно не всем
#25 12:01  04-09-2013Григорий Перельман    
ну да
#26 12:03  04-09-2013Швейк ™    
Написал бы чо в школу креатива, а то сгинешь, не поделившись
#27 12:03  04-09-2013Стерто Имя    
ГП

тоже думаю (хотя не песатель), что в основном нужна идея, начало и вразумительный финал..

но всеже, по ходу повествания необходимо наверное отмечать както

уже описаные события, чтобы не поторяться в дальнейшем..

а план, он как формула, которую нужно обязательно подгонять под ответ... красивая но скушная..
#28 12:04  04-09-2013Григорий Перельман    
Швейк, да я сам не уверен в том, что глаголю. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Это частное мнение.
#29 12:12  04-09-2013Григорий Перельман    
собрался тут писать по плану. пока планы плантовал понял какая хуйня выплясывается, и всё похерил бгг
#30 12:20  04-09-2013Oneson    
если бы ты был уверен в том что пишешь, то мы бы на тебя в церковь ходили посмотреть
#31 12:28  04-09-2013Гельмут    
о плановой литературе как одной из составляющих плановой экономики.
#32 12:43  04-09-2013Дмитрий Перов    
всё по плану, всё по плану

срать велят по килограмму

жрать дают по двести грамм

ты насри-ка килограмм

................

хорошая статейка
#33 13:17  04-09-2013Швейк ™    
#29 Если все знаешь точно и заранее, то кроме поделки из папье-маше ничо толкового не сделаешь. Поделись незнанием
#34 13:58  04-09-2013Шева    
#19 Золотые слова Григория. Именно так.
#35 16:00  04-09-2013castingbyme    
обычно пишешь одно, а на выходе совсем другое. Как с прозой, так и со стихами. Особенно это очевидно в диалогах. Персонаж может такое отчебучить, что автору и не снилось. Я совсем не показатель, но всё практически, что я писала (включая частную переписку) зависит от первой фразы или одного-единственного слова, вокруг которого сюжет возникает сам собой..
#36 16:01  04-09-2013castingbyme    
#29

очень знакомо
#37 16:03  04-09-2013castingbyme    
возьмём Толстого с его пресловутой Аннакарениной. Всё, что он задумывал, пошло через жопу.
#38 16:10  04-09-2013Алена Лазебная*    
#35 16:00 04-09-2013castingbyme

Совершенно верно.)))
#39 18:46  06-09-2013Мoлчун    
хороший текст. пробивает к диалогу.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Почему ты ещё не вымер, дорогой читатель? Потому что ты приспособился. Ты нашёл в окружающей среде достаточно оснований, чтобы быть. Своим телом ты вытеснил другие тела на край погибели, подальше от твоей зоны комфорта. Надеюсь, тебе за это не стыдно, как не стыдно мне за съеденный завтрак....
А это правда? Что именно? Ну, то что вы сказали? Да, самая настоящая правда. Странно. Почему? Потому что я вижу всё по-другому. Как же? Это внутренний мир маленького мальчика, а всё остальное сортирные надписи. И события и люди- это всего лишь надписи в сортире....
17:13  23-08-2017
: [6] [Критика]
(Алешковский П. М. Крепость: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 с. — 592 с. — (Новая русская классика)

Если поверить, что это и есть «новая русская классика», то какая-то она неклассичная, эта классика. Не значит, что не цепляет....
Творческие люди жутко блядь чувствительные. Вот наступит обычному человеку на ногу какое-то мурло, так обычный человек просто скажет ему убери ногу нахуй, и всего делов то. Но творческий человек не таков, он из другого теста. Он будет краснеть и пучиться придавленный тяжестью чужого каблука, но слова из себя не выдавит....
(Юзефович Л. А. Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии 1922 — 1923. Документальный роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 430 с., ил. — (Исторические биографии)

Незадолго до самоубийства Вирджиния Вульф записала в дневнике, что и хорошо изложенная биография — тоже достойное дело....