Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Рекомендовано:: - Мощи святого волка. Часть 3.

Мощи святого волка. Часть 3.

Автор: Немец
   [ принято к публикации 11:21  29-11-2013 | Евгений Морызев | Просмотров: 3865]
Часть 1: http://www.litprom.ru/thread56383.html
Часть 2: http://www.litprom.ru/thread56398.html

Василий Темнов, душегуб, клятвоотступник, беглый каторжник и благовестник, оклемался на следующий день к вечеру. Шея так и осталась сведенной, рожу Ваське перекосило, ногу онемение не отпускало, сил едва хватало, чтобы стоять, но глаза его сияли прозрением. Смотрел Василий по сторонам и в каждом листочке божью благодать примечал, малой букашке радовался.

Темнов понимал, что пещера — бывшее волчье логово, и пару дней назад не на шутку бы переполошился. Теперь же от страха и следа не осталось, открылось ему, что волк, как и прочая божья тварь, достоин любви и ласки. Показалась бы стая теперь, Вася ей в пояс бы поклонился. Но разумел Василий и то, что когда-то стаю охотники перебили, среди костей видел он скелеты волчат, несколько вогульских стрел нашёл, опечалился.
Чудесное свое спасение Темнов объяснял божьим промыслом. Оглядывался назад, и видел, что вела его господня рука, направляла. Едкую водицу отковырял, земля съедобной глиной одарила, наследник у царя народился, отчего в страже послабление случилось, караульные в горщицкой избе подмену приказчика не заподозрили, дозоры отстали, хищный зверь стороной обошёл — слишком много удачи для одного человечишки. Но зачем было господу пособлять душегубу? Стало быть, верил всевышний, что чёрная Васькина душонка к возрождению способна. Потому и прислал к нему дух отца Прокопия, святомученика, коего местные умертвили, противясь христианской вере.
Как живого, лицезрел в памяти Василий юного иерея, коий о боли не думал, грехи умиравшему отпускал, к живительной воде его гнал, а у самого стрела в спине торчала. Разумел Темнов, что не вчера отца Прокопия убили, давно, может год назад, и только теперь вот открылась правда о его кончине. Потому, когда среди костей в пещере обнаружил человечий скелет, не сомневался, что мощи отца Прокопия обнаружил.

Все кости, кроме человечьих, Вася из пещеры выволок и в стороне кучей сложил. Мощи отца Прокопия подровнял, как им от природы быть полагается, к ним приложил вогульские стрелы, как свидетельство мученической смерти. Из двух деревин связал крест, выволок его на вершину скалы над гротом, вогнал в трещину, обложил камнями, чтобы ветром не повалило.
Однако надо было что-то есть, потому как от слабости и голода сознание у Васи туманилось. Он спустился к ручью, упал на колени, веки прикрыл, молиться начал.
— Славлю тебя, господи, не дал погибнуть пропащей душе, берёг и направлял. Клянусь весть благую о счастливом спасении своём нести, о святом отце Прокопии сказывать. На сём месте часовню поставлю! Умру, а поставлю! Только теперяча сгинуть не дай, пошли зернышко на пропитание...
Темнов открыл глаза. Его взору открывалась уже привычная ладная картина. Весёлые юные берёзки, пурпурные свечи иван-чая, кедровка приплясывала на поваленной осине… Прыгнет пёстрая птичка, замрёт, вытянет в сторону человека клюв, протяжно крякнет, словно сказать что-то хочет. Минуту Василий наблюдал за ней, а потом будто свеча в голове зажглась — докумекал. Поднялся с колен, перебрёл ручей, приблизился к поваленной деревине. Кедровка пугливость не выказывала, отпрыгнула на пару аршин и замерла, косясь на человека чёрным глазком. Вася отковырнул кору — под ней, масляно отсвечивая в вечернем солнце, белели ядра кедрового ореха. Губы Василия тронула улыбка, он поклонился птице, сказал растроганно:
— Благодарствую, божья птаха. Господь тебя мне послал. Век не забуду, а тебе на том свете воздастся.
Вокруг осины он нашёл много покопок кедровки, видно, ещё прошлогодние запасы, но орехи все были целые, гнилью не тронутые — умели таёжные обитатели снедь хранить.
Найденными орехами Вася не наелся, но голод отступил, и засыпал той ночью Темнов крепким, здоровым сном. А на утро проснувшись, снял с себя всё, кроме рубахи и портков. Бросил даже сапоги, которые неделю назад ещё мечтал продать. Надел на шею железный крест, и не таясь, свободно, пошёл наполдень, к Верхотурью. Только алтыны прихватил, собираясь раздать их нищим в первом же русском селении.

К концу лета Василий добрался до Верхотурского тракта. О Сибири больше не помышлял, шёл теперь в Свято-Николаевский монастырь, веря, что православная церковь должна об отце Прокопии правду узнать.
Весть о божьем человеке, коий из дремучей северной стороны идёт, и господа славит, впереди него катилась. В слободах и сёлах выходили люди Васе навстречу, слушали сказ о чудесном явлении убиенного иерея, дивились. Подкармливали путника, не раз хотели одеть-обуть — Темнов благодарствовал, но не давался, отвечал, что господь и так уже всем потребным его снабдил. В первом же деревушке оставил Вася в часовне медяки, долго, истово на крест молился.
Долетел слух о праведнике и до Свято-Николаевского монастыря, и когда Василий пришёл в Верхотурье, настоятель монастыря игумен Афанасий послал инока разыскать странника и в монастырь на свидание его пригласить.

Игумен принял Темнова в трапезной. Время бело послеобеденное и монахи разошлись по хозяйским делам. Навстречу гостю отец Афанасий поднялся, взглянул на Темнова и, ошарашенный, бухнул назад на лавку. В драной сермяге, с железным крестом на груди, с перекособоченой рожей, гость выглядел страшно. Вася бросился игумену в ноги, так что отец Афанасий отшатнулся даже, затараторил:
— Батюшка, благую весть я принёс о святом отце Прокопии, коий шёл по Камню и тёмных болванщиков крестил, от них же мученическую смерть принял!..
Васька дополз до ног игумена, хватал его за рясу.
— Ну, будя, будя, — игумен мягко, но настойчиво подол из рук Темнова высвободил, ладонями в колени упёрся, смотрел на гостя недоверчиво. — Что за человек ты будешь?
— Васькой меня звать. Темнов я.
«Рожа ведь воровская, да и имячко соответствует, — думал игумен. — Весь перекошенный, аки гриб-сморчок, а туда же — в благовестники прёт».
— Ну как дай руку! — потребовал отец Афанасий.
Вася послушно вытянул левую руку, смотрел на игумена доверчиво, как пёс на хозяина. Отец Афанасий рывком рукав отдёрнул, в клеймо взором вперился, на скулах его желваки заходили.
Набитое иголочным штампом и затёртое порохом, клеймо свести невозможно, разве что кожу срезать. Чернела на Васькиной руке дьявольская отметина, выдавая с потрохами прошлое каторжанина.
— Беглый! — зло, раздосадовано, выпалил игумен.
— Беглый, отче, но каторги не боюсь боле! — воскликнул Василий сияя, словно его не в преступлении уличили, а серебряным рублём жаловали. — Скажи слово, вернусь в сыру землю руду ломать, пущай порют, пущай на глаголи повесят! Не свой живот берегу, о славе святомученника отца Прокопия пекусь!
— Прикрой, — уже спокойнее сказал игумен, и по сторонам зыркнул: никто случаем не заметил?
«Плодовита Русь на воров и блаженных, и ещё пойди разберись, кто из них кто, — думал отец Афанасий, барабаня пальцами по колену. — Этот вот чёрт из-под земли выполз, небось, ни одну жизнь ножом обрезал, а глазами сияет, как Иисус со складня. Божьей благодатью переполнен, аж светится. А такую благодать среди наших монахов ещё поискать надобно…»
— Ладно, Вася, сказывай. Всё по-порядку, да без утайки, — поразмыслив, велел игумен.
Темнов долго и подробно рассказывал свою историю. Честно сознался в убийстве приказчика Борового и камнелома Михеева, говорил, как шёл по Камню, от вогульской нечисти да волков прячась, как его нагнал Ялпын Уй и подданных своих гадюк на него науськал, как помирал, да явился ему во спасение отец Прокопий, даже про божью птичку, которая орешками поделилась, упомянул.
Игумен слушал внимательно, мрачнел, но чувствовал — не брешет беглый, на самом деле свидетелем чуда стал, и чудо то ему сердце вправило, душу от греха освободило.
Отец Афанасий человек был строгий и деловитый. Разумел он, что на Уральском Поясе церквей не хватает. Православными храмами, а не стрелецкими пиками, Русь на Камне держалась. Слыхал игумен и про иерея Прокопия, знал, что тот миссионерством занялся, да сгинул. И ежели Васька в самом деле мощи мученика обнаружил, стало быть, должно на том месте церкви стоять.
— Что ж мне делать с тобой, горемычный? — спросил отец Афанасий, когда Васька закончил свой сказ.
— Благослови, батюшка! Клялся я господу, что над волчьей пещерой часовню поставлю! За тем и пришёл — благословление получить! А ежели пожалуете топор и икону, так осчастливите меня безмерно!
— Топор и икону! — такое сочетание покоробило игумена.
— Как же без топора, отче, мне часовню рубить? И что за часовня без божьего лика?
— Складно поёшь, соловей… — ответил игумен задумчиво.
Он долго думал, жевал губы, затем глаза на гостя вскинул, принял решение:
— Дам икону и денег. Инструмент на торжище купишь.
— Отче! — Васька светился, по щекам его слёзы текли, слов благодарности подобрать не мог.
— Ну, будя, будя, — смущённо произнёс отец Афанасий. — Ступай с богом, сруби на том месте часовню, а мощи не земле не бросай, ковчег для них сладь. Как закончишь, пришли весточку, отправлю братьев к тебе на освещение. Выйди пока во двор, обожди там.
Вася вышел, а игумен отправился к ризничему, и немало удивил скуповатого монаха, велев выдать икону Божьей Матери и три рубля. На монастырском дворе отец Афанасий вручил гостю икону и деньги. Получив благословление, Василий без промедления отправился в путь. Игумен ещё какое-то время смотрел странному гостю вслед, затем кликнул инока, велел идти за Темновым, следить, не свернёт ли тот на кружечный двор. Час спустя инок вернулся, поведал, что путник никуда не сворачивал, шёл Трактовой улицей, встречным кланялся, рассказывал им, что идёт на Камень ставить часовню, и на то благословление настоятеля Свято-Николаевского монастыря получил; покинув Верхотурье, направился в сторону Актайской заимки. Игумен услышанным остался доволен, укрепился во мнении, что поступил верно — по-христиански.

В Верхотурье к Ваське прибился мужичонка. На вид голь голью, босой, рубаха по швам расползается, борода колом от засохшей грязи торчит. Назвался Анисимом. Репяхом в Темнова вцепился:
— Вась, а Вась? Возьми с собой, пособлять буду, как же ты один брёвна ворочать станешь?
А глазёнки у Анисима беспокойные были, вороватые, бегали, от взора Темнова прячась. Василий раскусил его в миг, но подумав, решил:
— Меня господь спас, а через меня и тебя спасёт. Ступай рядом, ежели так порешил.
Анисим запрыгал вокруг Темнова довольным псом, руки потирал, был бы хвост — вилял бы.
— Вась, а Вась? Как же мы без топора-то станем часовню ставить? — минуту спустя спросил Анисим.
Темнов замер, оглянулся.
— И то верно, — согласился он. — Мне ж отец Афанасий для того и денег дал.
Последние дворы Верхотурья они уже миновали. Стоял Василий, думал: возвращаться лавку искать, или по дороге инструментом разжиться получится?
— Вась, а Вась? Дай денег, сбегаю. Я все лавки тутыча знаю. Мигом обернусь.
Темнов усмехнулся, но из холщёвого кошеля в жадные Анисимовы ладони медяков отсыпал, сказал строго:
— Смотри, Аниська, ежели надумал украсть, знай, не у меня воруешь — у самого господа! Деньги эти на святое дело дадены!
— Напраслину наводишь, Вася! — деланно обиделся Анисим, деньги в кулаке тисками зажал.
— Возьми топор и пилу. И гвоздей не забудь.
— Дожидайся, я скоро.
Анисим и в самом деле обернулся быстро. Но нёс только топор, сказал, что ни гвоздей, ни пилы у лавочников не обнаружил; говоря, отвернулся, смотрел в сторону. Нерастраченные деньги Темнову отдал, приговаривал:
— Вишь, вот и сгодился я! А ты меня брать не хотел! Мы с тобой, Вася, такого настроим, такого!..
— Пойдём уже, — отозвался Темнов и двинул дальше по тракту, держа перед грудью икону, чтобы Божья Матерь взором путь освещала.

К вечеру путники добрались до заимки Актай. Было там всего два двора, и оба пустые. Видно люди на покос ушли, на ниве и ночевали. В чужой дом без хозяев Вася лезть Анисиму не позволил.
— Заночуем вон под холмом. Травушка нынче густая, аки лебяжья перина, мягкая. Утром хуторян дождёмся, жито у них сторгуем.
Под тем холмом Анисим Ваську и порешил. Треснул топором так, что череп, как арбуз лопнул. Помер Василий сразу. Обрёл умиротворение в вечном адском сне, или в рай угодил — не известно. Но и мёртвый икону из рук не выпустил. Анисим забрал кошель, потянул было и икону, но железные пальцы убитого за медный ризы держались крепко — оставил, побоялся мёртвого злить. Затем Анисим обчистил оба двора, и дал дёру назад в Верхотурье, чтоб через него дальше бежать на восток — в Сибирь.
Труп Темнова с иконой в руках нашли хуторяне на следующий день, убитого признали, там же под холмом и похоронили, икону сберегли. А следующей весной, в начале мая, когда сошли снега, узрели хуторяне чудо. Забил под холмом ключ, и вода гроб из земли вытолкнула. Доски гроба сгнили, разваливались, но тело внутри оставалось не тленно, благоухало. Хуторяне раструбили об этом по всей округе, и вскоре сам настоятель Свято-Николаевского монастыря отец Афанасий прибыл в Актай на мощи святого человека взглянуть. Но не благоухание мощей его поразило, а то, что клеймо с руки покойного сошло.
Да и родник оказался не простой, живоносный. Приходили к нему люди с язвами, омывались чудесной водицей и исцелялись. Хуторяне поставили вокруг ключа купель, а вскоре рядом вырос и храм. По чудодейственному ключу и иконе, которую при убиенном нашли, нарекли храм иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Там же и мощи мученика Василия схоронили.

И по сей день идут в Актай паломники, целебной водой умыться, да поклониться мощам — толи праведника, толи дикого зверя.


Теги:





21


Комментарии

#0 09:53  22-11-2013po_belomu    
Я бы хотел это еще в школе прочитать. Литература однозначно. Немец, я прочитал в и-нете про Актай., А это тобой придумано с нуля или на основе какой-нибудь легенды?
#1 11:11  22-11-2013Немец    
тут не вымысел только Верхоурье, Актай с целебной водой и миф про Ялпын Уя. все остальное придумано с нуля. Если историю брать, то этот текст можно критиковать долго, например за то, что в то время о котором говорится, еще не было на Урале заводов севернее Невьянска.Да и сам невьянский завод только только появился, и стоял он не на руднике (такое вообще большая редкость), ну и так далее..

так что этот текст - скака)
#2 11:12  22-11-2013Григорий Перельман    
скака - это хороший жанр. новый бгггг Женя жжот
#3 11:13  22-11-2013Немец    
сказка, да и скака тоже)))
#4 11:19  22-11-2013Красная_Литера_А    
а и хорошо. а и молодец.

и пусть сказка.
#5 11:20  22-11-2013po_belomu    
Немец, я не в смысле критики. Это ахуенно и точко. Просто хотелось знать точнее. Сегодня жене перешлю. Я до сих пор под впечатлением.
#6 11:23  22-11-2013Григорий Перельман    
скака хорошая. ну да я уже писал.
#7 11:24  22-11-2013Немец    
спасибо
#8 12:38  22-11-2013ПарфёнЪ Б.    
харошая скака ага
#9 13:13  22-11-2013castingbyme*    
Хорошая сказка, Ваську жалко, а про Анисима как-то скомканно.

Немец, будешь ещё куда засылать, исправь опечатки, плиз:

В первоЙ же деревушке

Время бЫло послеобеденное,

раздосадоваНно

нЕ одну жизнь ножом обрезал,

отправлю братьев к тебе на освЯщение
#10 13:15  22-11-2013Евгений Морызев    
шикарно
#11 14:09  22-11-2013Алена Лазебная*    
Красиво глаголит Немец. Душевно.
#12 14:46  22-11-2013Немец    
спасибо за отзывы.

castingbyme, тебе отдельное спасибо, исправлю.



#13 16:30  22-11-2013Chumadey    
спасибо автор - порадовал!

очень на бажовские сказки похоже получилось

не в плане критики, а в плане сожаления только - жаль, что не получилось часовенку построить, получается зря бог берег героя?
#14 17:38  22-11-2013Немец    
чего ж зря то? ведь на его мощах храм вырос, и родник купелью обзавелся.
#15 22:33  22-11-2013евгений борзенков    
классно
#16 23:17  22-11-2013Стерто Имя    
да.. хорошо пишет
#17 23:24  22-11-2013S.Boomer    
читать удовольствие, спасибо
#18 20:37  23-11-2013Гриша Рубероид    
Очень. Все три вмиг проглотил. Жаль Василия, хоть и убивец бывший. Да и мощи отца Прокопия как-то необустроенными остались.
#19 07:42  26-11-2013Немец    
у меня 2 днялитпром не открывался.

Гриша, так не факт же, что Вася именно мощи олца Прокопия обнаружил.
#20 07:48  26-11-2013Гриша Рубероид    
А это не важно. Если все согласны, значит так оно и есть.
#21 21:08  26-11-2013Немец    
а ведь ты прав. я подумаю над этим, возможно расширю концовку.
#22 14:10  29-11-2013Немец    
ух ты ж блин...

спасибо за честь.
#23 17:04  29-11-2013Raider    
Надо еще одну концовку написать, запасную. Мол, подкрался Анисим-душегуб ночью с топором, а тут откуда ни возьмись - цап! - волчара старый в него вцепился, да и похерил. Ну, и сам полег, конечно. Так спасся Васька в третий раз, срубил храм завидный и молился там долго. Помер позже - возможно, от сифилиса.
#24 17:35  29-11-2013Немец    
Raider, вот читаю я твой комент, и чота ржу))
#25 09:45  03-12-2013Соломон     
Отличный текст, все части прочитал на одном дыхании.+++++++++
#26 14:40  03-12-2013кольман    
Спасибо. Нечасто попадаются вещи от которых под впечатлением долго находишся
#27 20:17  04-12-2013Шева    
Отлично. Мастер-класс.
#28 21:05  04-12-2013Oneson    
согласен.

пока такие заготовки будут появляться на ресурсе- Литпром жив
#29 20:09  05-12-2013Mattey    
Фильм снять надо ведь
#30 17:15  10-12-2013pro.bel^4uk    
Литература . "Плодовита Русь на воров и блаженных" - как не печально, но факт. Интересно, в чем причина?! архетип нации? Почему покаяние является пропуском в рай, а не мотивация действия? Благими намерениями вымощена дорога в ад? Сколько тысячелетий будут идиоты и душегубы на наших иконах? Ах.. прочтите, за внутренний диалог это я все в пустоту...



Текст хорош. Немец, пиши чаще.
#31 17:38  10-12-2013П0_ТУ_СТОРОНУ    
#30 Сколько тысячелетий будут идиоты и душегубы на наших иконах? (с) +1000000000000000
#32 23:01  10-12-2013топор Джыгли    
автор, спасибо, прочёл разом, здорово написано. Пиши есчо
#33 04:35  11-12-2013Немец    
pro.bel^4uk, ты все верно понял, вокруг этой фразы рассказ и строился.

но ответить на твои вопросы я не могу.

я пишу не мало, но в все больше крупную прозу, поэтому то появляюсь редко.



всем спасибо за отзывы.
#34 12:37  11-12-2013pro.bel^4uk    
До этого текста думал, что сегодняшняя "воровская романтика" началась в 30-е с Гулага. Но теперь понимаю все гораздо древнее. Система трудового искупления наказания не работает, порождает лишь определенную соц. прослойку населения. Контркультура на пост-совецком пространстве сегодня это не постмодернизм, а Шансоно-блатняк.И я как философ-в-маминой-кофте заявляю - С этим нужно что-то делать!



Часто слышу много негодований по поводу того, что, к примеру, Брейвик получил слишком мало, да еще и отбывает заключение буквально не в тюрьме, а в однокомнатной квартире со всеми удобствами, как на отдыхе. Но! Друзья! Братья! Славяне! Это не он как на курорте, это у нас в больнице как в тюрьме, в школах как в тюрьме, да у нас даже в тюрьме как в тюрьме. Черный пиар работает. Результат налицо



#35 18:35  08-01-2014Павел Пронин    
Ради такого стоит перелопатить кучу дерьма.

Спасибо автор. С уважением.
#36 09:08  09-01-2014Немец    
спасибо, комрады, за отзывы.
#37 20:50  09-01-2014Дмитрий Перов    
класс, что уж. в восторге от прочитанного. спасибо, Евгений
#38 20:54  22-01-2014Aleksandr Pearce     
Значица такое написать, а в конце гроб всплыл, тело нетронуто, да клеймо испарилось. Весь рассказ спустил.
#39 07:39  06-02-2014Limonoff    
дано ничего нормального не попадалось, а тут такое! Надеюсь попадёт в издано.
#40 16:41  18-06-2014Яблочный Спас    
Очень крепко сделано. Искренне поздравляю с успешной вещью.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
20:34  18-04-2015
: [150] [Рекомендовано]

Я родился в Восточной Сибири, немного раньше, чем планировал. Примерно на три месяца. Мама моя, была в то время очень приличная 37-летняя женщина. На 22-ой неделе ее пригласили на поминки к очередным и многочисленным нашим родственникам. Мама так резво там отплясывала, что в итоге вечером того дня у нее случился выкидыш....
21:19  19-02-2015
: [175] [Рекомендовано]
- Все, что вы написали - ни к черту не годится!
Редактор угрюмо сверлил Лярвина взглядом. При этом, брови его, кустистые и припорошенные перхотью, казалось, жили собственной жизнью, то сдвигаясь к мясистой переносице, то взмывая к низкому, нависающему лбу....
09:45  30-05-2014
: [65] [Рекомендовано]
Зима.

- Ты не просто дура, а вдобавок ещё и дура в квадрате!

Двадцать лет назад Вовка окончил физмат и, будучи по натуре человеком тихим и скромным, если и выпускал наружу своего демона, то делал это интеллигентно. То есть бранных слов и мата старался по возможности избегать....
20:18  24-02-2014
: [117] [Рекомендовано]
перепост

"Должок помнишь?"
палец




Кот и Лера расставались уже целый год и всё никак не могли остановиться. То есть, не могли цивилизованно и окончательно развалить свою семью. Да никто из них и не знал, что это такое - цивилизованное расставание....
09:43  07-12-2013
: [105] [Рекомендовано]
ломать - на порядок всегда интересней работа
когда распадаются вредные сгустки молекул
в сознании мальчика с ломом в блестящих от пота
рождается чувство что здорово быть человеком
.
рождается чувство что здорово бить человека
за правое дело, за левые деньги, от скуки
садятся в свои самолёты паломники в Мекку
но что-то внезапно с приборами, видимо глюки
....