Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Было дело:: - Буратино в роли Белоснежки

Буратино в роли Белоснежки

Автор: Кузницин Олег
   [ принято к публикации 15:33  03-12-2013 | Na | Просмотров: 935]
О том, как Буратино сыграл Белоснежку, но перед этим сыграл ядерную бомбу.

Эта история про одну мою эксцентричную тетушку (степень нашего родства уточняется), Семирамиду Михалну Фурье.
Первый раз я ее увидел в детском спектакле «Буратино». Группа ярких (но недооцененных) актрис решила организовать актерское товарищество.
По молодости я помогал маме в административно-концертной работе. Вот так и очутился на этом удивительном спектакле.
Было это в начале девяностых. В стране творилась неразбериха - не только политическая, но и творческая. Семирамиде Михалне было уже далеко за восемьдесят (ее любимая фраза: «Я еще Крупскую веничком стегала»). В мюзикле «Буратино» она исполняла заглавную роль. И довольно талантливо играла деревянного человечка, который во все сует свой нос. Ей даже грима было не надо. Ее благородные морщины можно было принять за стружки, а маленькое сухонькое тельце вполне соответствовало буратиньей конституции.
Кстати, в этом спектакле играли одни женщины (кроме крысы Шушеры). Из чего можно было сделать вывод, что травестийные актриски не хотели делиться с мужиками.
Даже Карабас Барабас был женского пола. Грузная тетя, которая лет пятьдесят назад блистала в партии Кармен. Этот Карабас Барабас и был похож на бородатую Кармен – смуглый, женственный, желанный и очень строгий.
Единственный мужик в спектакле – крыса Шушера, впрочем, вполне соответствующий действу. Тетя Семирамида потом рассказывала, что их Шушера - бескомпромиссный коммунист, старый тюзовский актер.
– Ну очень хотел сыграть Шушеру, - поясняла мама-режиссерша, - отказать было невозможно.
И действительно, крыса Шушера в его подаче была алчной злодейкой, смесью Тэтчер, Рейгана и Горбачева.
Коммерческим, впрочем, и художественным, руководителем этой антрепризы была мама. Она выбирала репертуар, ставила спектакли, а также договаривалась с концертными площадками о гонорарах.
Помню, как тетя Семирамида умоляла маму дать ей роль Белоснежки. Пришла к маме на прослушивание, переоделась в воздушное платьишко, которое у нее сохранилось с тех самых довоенных времен.
- Ну какая из тебя Белоснежка? – Недоумевала мама. – Ты характерная актриса. А Белоснежка – это сама молодость, воплощенное желание.
Здесь тетя Семирамида тоненьким голоском запела куплеты Белоснежки, но мама ее остановила.
- Даже не упрашивай! Мое видение образа Белоснежки совершенно не соответствует твоей подаче.
Кстати, у Семирамиды Михалны не было актерского образования. Закончила физтех, защитила кандидатскую, затем докторскую. Стала работать над секретными проектами ВПК, дослужилась до завлаба. В своей отрасли была непререкаемым авторитетом: членкор, герой соцтруда, лауреат госпремии.
Но однажды случайно сыграла квакУшку, которая несла шлейф болотного царя. И с тех пор тетю Семирамиду закрутило. Это был настоящий наркотик. И не нужно было ни орденов, ни званий, только хоть какую рольку, пусть даже и масюсенькую. Так тетя Семирамида и попала в детский театр. Года два работала вообще без зарплаты. Однако в театре ее зажимали. Главная паханша говорила: «Здесь вам не академия наук, здесь храм искусства для детей и юношества!»
Но в своей науке Семирамида Михална была королевой. Казнила и миловала. Научные бонзы с ней советовались по важнейшим вопросам. Угадывали ее настроение по мимическим черточкам. Ее побаивались даже высокопоставленные партийные мастодонты. Американские политики в кулуарах шушукались, мол, серой кардинальшей советской ядерной программы является госпожа Фурье. Именно Семирамида Михална визировала ключевые назначения в научно-оборонной отрасли.
Но в театре служила безропотно и покорно. Довольствовалась ролями насекомых, да и то в массовке каких-нибудь тараканчиков или комариков. До млекопитающих ее не допускали. И только на шестой год ей дали эпизодическую роль крольчихи-мамы. Тетя Семирамида была рада больше, чем когда из рук вождя народов получала звезду героя соцтруда. Она днями и ночами штудировала роль, вживалась в образ, но и здесь не повезло. Вдруг без объяснения причин роль отняли и передали какой-то новенькой актрисе.
Это был удар похлеще ядерного. Но тетя Семирамида все также кротко пережила неудачу. И даже ее научный авторитет не решал проблемы. Паханша чувствовала себя абсолютной хозяйкой, благодаря влиятельной лапе товарища Гришина. Более того, за счет тети Семирамиды самоутверждалась. Типа могу приказать лауреату госпремии хоть кукарекать под столом. В общем, так и было. Как только паханша над ней не издевалась. Например, оставляла ее в театре на ночь, приказывая выучить ту или иную партию. А когда тетя Семирамида выучивала, паханша с улыбкой заключала: «До этой роли, дорогая, ты еще не доросла».
Тетя Семирамида стойко сносила унижения и с каменным лицом говорила коллегам за обедом: «Я солдат театра. А солдаты не обсуждают приказы».
Так тетя Семирамида и разрывалась между детским театром и научно-оборонными совещаниями. Поговаривают, что именно тетя Семирамида нашептала в свое время Хрущеву заделать на Кубе ядерные базы.
Однажды во время репетиции паханша крикнула: «Что вы машите руками, будто ядерную бомбу дрочите!» И тут же опомнилась.
- Не подумайте, я очень уважаю наши бомбы. – Паханша резко сменила тон.
И запустила проект «Петя и бомба». Привлекла к проекту какого-то официозного композитора.
В общем, Семирамида Михална увидела свою фамилию напротив заглавной роли бомбы в распределении ролей.
Премьера оперы «Петя и бомба» совпала с разразившимся карибским кризисом. В роли бомбы тетя Семирамида смотрелась очень грозно.
Это был музыкальный спектакль для детей от трех до семи лет.
Согласно либретто бомба под видом добренькой бабуси заманивает в свое злое царство пионера Петю, обещает пирожное и мороженое, а сама варит колдовское зелье из урана, чтобы опоить им Петю и заколдовать его сердце. У бомбы это получается. Пионер Петя становится мальчишом-плохишом, который кайфует при виде ядерного апокалипсиса. Бомба и заколдованный Петя планируют захват самого справедливого в мире государства – СССР. Но Пете на выручку приходят игрушки из его старого ящика – тряпичный щенок по кличке Мир, цыпленок Труд и бумажная кукла Майя. В итоге дружба побеждает, бомба теряет свой колдовской заряд и превращается в библиотекаршу Василису Кузьминишну Премудрую.
Премьера имела оглушительный успех. Вскоре и карибский кризис пошел на спад. Возможно, его разрешению поспособствовал пережитый номенклатурой катарсис на премьере.
А тетю Семирамиду вскоре отправили послом мира в Америку. В течение трех месяцев она ездила по американским школам и в образе доброй бомбы читала американским детям лучшие образцы русского фольклора.
Американские таблоиды в момент переключились с голливудских секс-бомб на советскую бомбо-фею Семирамиду Михалну Фурье. Но как не пытались журналюги узнать нечто из ее личной жизни, только все было напрасно. Личная жизнь тети Семирамиды так и осталась тайной для американской публики.
В конце 60-х научно-ядерная карьера тети Семирамиды пошла по нисходящей. Остался театр - единственная и самая главная отдушина.
Во времена перестройки паханшу в театре сменил молодой амбициозный реформатор, который поувольнял две трети труппы, но тетю Семирамиду оставил. В своих авангардных интерпретациях детских пьес реформатор задействовал Семирамиду Михалну в образе Мадам Перестройки. Согласно режиссерскому замыслу Перестройка появлялась перед каждым спектаклем и в течение трех минут проводила политинформацию. Впрочем, грим Перестройки выглядел слишком авангардно. Никто не мог понять, какой смысл в агрессивном макияже – ее лицо было разукрашено коричневыми кляксами. Реформатор в кулуарах объяснял, мол, Михаил-то Меченый. Кляксы символизируют новое мышление.
На закате советской империи тетя Семирамида получила первую драматическую роль – Буратино в одноименном мюзикле. Эта роль и стала ее визитной карточкой в преклонном возрасте.
Но у тети Семирамиды была заветная мечта. Сыграть Белоснежку. Что только тетя Семирамида не делала. Пробовалась на Белоснежку в сорок, в пятьдесят, в шестьдесят. Посещала кастинги, ездила в провинциальные театры и убеждала, что чувствует этот образ как никто другой. Но тщетно. Однако тетя Семирамида не отчаивалась.
И только личное вмешательство Горбачева сдвинуло ситуацию с мертвой точки. В результате в возрасте восьмидесяти девяти лет сбылась ее мечта. Семирамида Михална сыграла деревянную марионетку Белоснежку в пьесе современного скандинавского писателя.
Вот такая удивительная судьба у Семирамиды Михалны Фурье, которая несмотря на все невзгоды, была абсолютно счастлива в таких разных своих ипостасях.


Теги:





2


Комментарии

#0 15:49  03-12-2013katarina    
сумбурно так. Но интересно.
#1 15:50  03-12-2013Григорий Перельман    
после истории с колбасой читать опасаюсь
#2 16:06  03-12-2013katarina    
ггг тут фсе невинно, но снова про бабушку.
#3 16:39  03-12-2013Алена Лазебная*    
Видать, хорошая у автора трава.ггг
#4 16:50  03-12-2013katarina    
и родственников много.

#5 18:05  03-12-2013basic&column    
Не могу избавиться от ощущения. В Вас так сильно женское воспитание или вы - женщина? Текст петлявый, все ни о чём. Акценты на мелочах. Восхищения тетей не разделяю, она скорее дискредитировала нашу атомную индустрию. Но за исторический срез спасибо. Да в 60х Белоснежка была наравне с ракетами.
#6 18:08  03-12-2013Илья ХУ4    
о, бабуль, привет!
#7 18:09  03-12-2013Илья ХУ4    
как оно?
#8 18:29  03-12-2013basic&column    
#6 #7 xy4 Рада видеть тебя I'm glad to see you, но Мариночка - дешевка. Почитай мою "Сагу" с конца.
#9 19:29  03-12-2013хуесосная фашня    
надоели родственники. Извините, не читала.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
03:06  24-03-2017
: [15] [Было дело]
Утренний кофе разбавив затяжкою
После вчерашнего сиз
Павел окно отворил нараспашку, и
Вышел на узкий карниз

Цели не ставя прервать раньше времени
Жизни непрочную нить
И не пейзажем порадовать зрение
А для того, чтоб отлить

Яркого солнца лучами украшенный
Звонкий поток без потерь
Вниз устремил производное Пашиных
Пьяных вчерашних затей

И уворачивались уморительно
Люди, как мелкая тля
Сам же себя он со строгим Юпитером
Мысленно отождествлял

Грозн...
15:39  16-03-2017
: [25] [Было дело]
«Ты уже настоящий сын Вавилона», – говорили теперь Набу.

В течение лета Набу много раз слышал эти слова. Сам он не понимал, что значит повзрослеть и стать полноправным «сыном Вавилона». Он не чувствовал ничего такого, чего от него ждали.

Когда ему говорили: «Ты уже настоящий сын Вавилона», – это не предвещало добра....
А ведь о нем никогда не напишут в газетах, не вспомнят потомки и не назовут его именем улицу в городе, за который он был готов отдать свою жизнь не задумываясь.

Простой в общении, добрый и щедрый. Рожден в России, детство и юность прошли под Полтавой, женился и жил на Донбассе....
(сценарий короткометражного фильма)

-По документам он значился как Мудак. Так его звали на родине в Узбекистане и там же его и боялись. Нам точно не известно, но натерпелся Мудак от людей прилично. Его и топили в щенячестве, и стреляли в него и ножом резали, так что людей он не признавал в принципе, ну разве что, как добычу....
21:28  13-03-2017
: [10] [Было дело]
Мне открывается вид на узкую улочку и несколько слепых окошек дома напротив. Сквозь дымчато-серую органзу, сонным взглядом наблюдаю, как она удаляется от моего дома мелкими быстрыми шагами. В этот ранний час, особенно хорошо слышен звонкий перестук ее каблучков....