Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - «Легкие миры» Татьяны Толстой«Легкие миры» Татьяны ТолстойАвтор: bjakinist. (Толстая Т. Н. Легкие миры. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. — 477 с. — (Проза Татьяны Толстой)— «А мы, Толстые, с XIII века здесь сидим! Так и сидим. Всех пересидели. Остальные неизвестно откуда взялись, а мы сидим, и ничего», — это из интервью Татьяны Толстой, помещенного в книге. По тону видно: раздражена; взорвала ее эта темка про то, кто нынче у нас патриот. Правда, само интервью, которым почти завершается (венчается смыслово?) книга, слишком удачным не показалось мне. Интервьюер Иван Давыдов пытается выстроить интеллектуальную схему какую-то, но с Татьяной Никитичной этак не забалуешь! Она остается в вихрях природной ей стихии, где остро политическое, пряно бытовое (порой с матами), магическое, мистическое и историческое вихрятся, как лепной и яркий в пустыне смерч. Для себя я давно определил: у Толстой, как и у ее знаменитого дедушки, не найдем мы игры в бисер, но всегда напоремся на мощный поток жизненной энергии, на огромное, инстинктивное жизнелюбие. Сила эта языческая и инфернальная. А что вы хотите: в том же интервью Толстая признается — мать ее и сестра были ведьмами. Скажете: дамское «бла-бла-бла»? А вы вот прочтите — и вы поверите! Там, в текстах, и впрямь «вихри враждебные веют» — те, что «рассудку вопреки». Собственно, вся книга о магии и мании тонких «легких миров» (к которым относятся искусство и творчество, любовь и семья, и всегда невыразимость жизни). К ним, к мирам этим тонким и легким, продираешься сквозь тяжкие заносы низкой жизни, впрочем, по ходу любуясь порой и фигуристыми этими заносами. Книга Толстой — настоящий «магический реализм» без досужего переодевания в фольклорные лохмотья. Просто жизнь, рассказанная сестрою и дочкой ведьмы. Открывает книгу повесть «Легкие миры», уже читателю знакомая и уже удостоенная. Она о том, главным образом, что в «лихие 90-е» Толстая была «с моим народом» и в «этой стране», а именно: в США, где наставляла будущих местных письмовников. И ей, записной либералке и вроде б западнице, в целом там не понравилось: летом природа нагло прет в дом, как дурная, а уклад жизни рационален — и тоже до одури. Для еще не читавших: «Легкие миры» — повесть из нескольких текстов, ассоциативно между собой соотнесенных. Американские впечатления и размышления о нынешнем нашем дне чередуются с воспоминаниями о детстве, о родительском доме, где семеро по лавкам (в буквальном смысле: у Толстой шесть братьев и сестер, даже семь было…), о двух разных семьях: Толстых и Лозинских (да-да, тот самый поэт и переводчик Данте — другой ее дедушка!), о времени, когда дворян Толстых и Лозинских чудом из Ленинграда не выслали, о бабушке, которая украдкой кормила 37 семей родных и близких, что таки были высланы… «Легкие миры» — повесть о глубоких корнях и о том, почему кроне не удалось зацепиться за яркое американское облако. Или же удалось отчасти: сын Татьяны Толстой там живет. Остальные тексты книги — эссе, очерки, рассказики, кулинарные рецепты (и толкования их смыслов, например, салата «мимоза» или непременного новогоднего холодца) — навеяны родным вчера и сегодня, и чаще всего бытом, знакомым, думаю, любому читателю. Пестрый этот набор объединен одним. Толстую волнует диковатая прелесть (прелесть — и в значении «манкость», и в значении «обаяние») русской жизни и русского национального характера. Автор чувствует себя частью всей этой прелести, ее носительницей и активной (хотя и подневольной порой) участницей. Книга Толстой при всей ее бытовой живописности — открытая публицистика. Ненависть ее к советскому опыту, можно сказать, естественна, всей родней выстрадана, хотя вряд ли и здесь всё так однозначно было … Вообще позиция Толстой в чем-то парадоксальна. Всё то же клише «либералка и западница» — ну так и высказывания ее на злобу дня однозначны. При этом образ родины, приведенный в книге, у нее весьма консервативный: такая чернота безоглядная, и в ней лишь две точки современной жизни светятся — Москва да Питер, а между ними поезд «Сапсан», который бескрайняя черная Русь норовит подорвать и со смаком слопать. Как-то сильно пахнет это словами Победоносцева о снежной степи и лихом человеке с топором. И естественный возникает при этом вывод: надо бы «подморозить»… Впрочем, Толстая не догматик, не теоретик. Она замечательно зоркий и обычно очень честный эмпирик-наблюдатель, а что созерцать приходится сплошные противоречия — не ее вина. Что ж, с нами делятся личным опытом — и что может быть интереснее опыта сильной, неординарной личности? Впрочем, и с собственно силой слова отнюдь не покончено. Растеряв интерес к изящной словесности (быть может?..), русский народ остался верен слову как единственному средству выражения магии и мистики своей жизни. Конечно, не испорченный образованием нутряной народ. К примеру, вот штукатуры. Уж как они филонили при ремонте квартиры писательницы! Поселились — и живут себе, как родные, и убираться (во всех смыслах) не собираются. Пришлось на помощь сестру Катерину — ту самую, которая ведьма — звать. Она явилась к филонам и объявила почти с порога: «— Я — черт. Раздалось молчание, если так можно выразиться, и на секунду бригада на козлах оцепенела. Катерина метнулась в угол, выставила обе руки с пальцами, расставленными рогулькой, и объявила: — Напускаю порчу!!! Все — вон отсюда! Раз… два… И что же! Они спрыгнули в едином порыве и побежали, грохоча по дощатому полу, толкаясь и глухо матерясь… И я никогда больше ни одного из них не видела. — Что это ты сделала? — ошеломленно спросила я. — Как? — Это народ, с ним иначе никак, — сказала Катерина». Конечно, иной заметит: много в этом барства восьмисотлетнего! Но ведь подействовало… Впрочем, западница-либералка Толстая любит народ и черненьким, находя вдохновение там, где другой только нос зажмет. Известно ж ее признание: «Кысь» стала писать, когда увидела, что туалетом в купленной сестрою избе служил лаз в коровник… Вот уж где «силы потайныя»!.. Мне кажется, своеобразие Толстой-автора среди наших именно писательниц в том, что она удивительным, уникальным образом сочетает в себе вот эти силы хтонические, размашистые — и легкие миры, и дамскость не без эстетства, и внимание к быту. Ее многообразная, часто и озорная женственность порождает совершенно неженскую прозу. Это проза будущего, проявляющая себя с гендерной свободой, но без гендерной ограниченности. А кстати, стоит задуматься, почему в нынешней нашей словесности, в самых разных ее сегментах, от серьеза до попсы, так заметна женщина-автор? Тут без модного слова «пассионарность» не обойтись: мы наблюдаем слом этой самой пассионарности. Это как в XVII веке французские авторессы воспитывали общество. Вот и наши так же, наверное: отмыть пассионария, причесать усталого забияку и привить ему нормальные мысли — о любви, о доме и о семье, и о том, что терпеливая повседневная человечность важнее азарта минутного красивого подвига. И уж точно ближе она к легким мирам… 4.09.2014 Теги:
0 Комментарии
#0 22:36 04-09-2014basic&column
Как-то непричесано, сорно и отрывочно. Я так и не поняла к чему вы клонили. Что хотели сказать, простите. Но определенный флер почтительности соблюден и мне понравилось. Решила перечитать Танечку. Но с восмисотлетним барством вы многовато хватанули. Только 300 С Петра Андреича. разве есть такая фамилия "толстая" в роде толстых?.... лебедева же она... на руси принято так вроде Толстая сказала: с 13 века. С 1353 года, согласно легенде рода. Сказать хотел одно: она очень своеобразная и русская, со всеми противоречиями, которые ей не решить - и не нам, конечно. 1353г- 14 век вроде...Что то Толстая путает.. да.. ну она вроде ничего такая... толстая... а вот сын у неё, ублюдок... Она не путает, она подразумевает, что ее предки были связаны с Русью до приезда еще. Весбь 13 век изучали русский язык в Литве, заочно. Почему и так к лит-ре русской привязаны. Понятно. Я самого то Толстого не читал. Эту и подавно не буду. Может она и нормально пишет но один хуй баба. А баба она баба и есть. баба с возу, - кобыле легше (ц) это да Как же я благодарна, Вам, что соблазнили родословную проштудировать и опять почитать графиню. Как-то в 80е пришла в гости к своему крестному. Ну, посидели, поговорили, а напоследок он мне книжечку подарил "На золотом крыльце сидели". Я утонула тогда в этой эстетике, языке. Она была моим кумиром им и остается. крюгъ- он на то и крюк,што он не тыка Еше свежачок Русскому поэту Петро Залупе, посвящается
К зиме чем ближе, вспоминаю, Твои ужимки и хи-хи Сидим и пьём, а я читаю Петрозалупины стихи Ты пьёшь тяжёлыми глотками, А я вино цежу как мёд, Стихи ты внемлишь потрохами - Рукою трогая живот А солнце жарит в поднебесье, И прахом полнялся черты "Петро Залупа пишет песни!... Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... |