Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - Конек-Горбунок как зеркало русской метальности

Конек-Горбунок как зеркало русской метальности

Автор: Городецкий Антон
   [ принято к публикации 10:22  12-03-2015 | Антон Чижов | Просмотров: 1129]

Конек-Горбунок - это наше все. И нечего его сравнивать с ишаком Ходжы Насреддина, кэмелом или Котом в Сапогах. Может с ним рядиться (кстати, этот термин, столь часто употребляемый в сказке царем, словари выдали только как "договариваться о цене") лишь емелина щука.

Чтобы выделить основные отличительные черты русского духа, нужно вскользь пробежаться по сюжету сказки, но перечитывать ее всегда приятно. Волшебство - непременный атрибут любой сказки, но в русской оно имеет обязательную технологическую природу. Всякое банальное материальное, мягко сказать, не волнует русский менталитет, поэтому волшебные предметы или еще какие-то чудеса, как правило, существуют для исполнения простых обыденных желаний. Но, поскольку русский человек ленив, но сам это определение не любит, то в сказках появляется стандартный образ Ивана-дурака, к которому народ относится очень снисходительно. Кстати, дураком Ивана всегда можно назвать с натяжкой - это просто добрый человек, которого все используют. Единственное, с чем ему очень не повезло - это внешность, но в волшебной сказке этот вопрос решаем.

Если копнуть более глубоко, то можно сделать вывод, что русский пофигизм довольно напускной - человека очень больно ранит необходимость заниматься материальным, он этого боится и постоянно об этом думает. Поэтому основная его мечта о том, чтобы кто-то с него эту повинность снял. Дураков, которые будут за других бесплатно работать в реальной жизни очень немного, но недостаток реального всегда можно восполнить с помощью фантазии - поэтому давайте придумаем себе какой-то волшебный предмет. А еще лучше - волшебное животное. Вариант с щукой, которую ты спас, не очень притягателен - нехорошо пользоваться благами всю жизнь только за то, что совершил человеческое деяние - выпустил на волю несчастную рыбу. С Коньком-Горбунком же, можно сказать, ситуация практически идеальная. За ним можно ухаживать, ибо он не перестает быть при всей своей волшебности обыкновенным животным со своими ежедневными нуждами. Грубо говоря, вы будете убирать за ним навоз, а он - выполнять все ваши желания. Справедливость- еще одно наше все. Нужно обратить внимание, что Конек появляется на сцене тоже экстремальным путем, потому что любые блага, даже волшебные, предварительно нужно заслужить. А уж усидеть на крупе у кобылицы, держась за хвост, способен не каждый. Справедливо даже то, что Иван называет себя "Иванушка Петрович". Это честно, ибо именно так все его величают. Моего дядю, например, справедливый советский ЗАГС записал именно так, как ему радостные родственники и сказали. И он на всю жизнь стал Славиком Михайловичем.

Таким образом, мы выделили непрактичность, как первую отличительную особенность русского менталитета и тягу к справедливости, как вторую. Если воспринимать зеркало русской ментальности буквально, то справедливость станет во главе стола и мы получим перед собою красное лицо с бородою, нашего любимого Льва Николаевича Толстого. Но в данном случае, как мне кажется, "зеркало" воспринимается в прямом смысле, без изменений отражения.

Не могу не вспомнить основную сюжетную линию с выполнением Иваном желаний царя. Желаний, строго говоря, не три, как обычно во всех русских сказках, а четыре. Но, одно из них, судя по всему, Ершов посчитал не за желание, а за повседневную работу - когда Иван ездил за царицыным перстнем. Кстати, ему попутно было приказано навестить Луну и Солнце - сразу видно, что желания женские. В самом начале задания для Ивана придумывал стремянной, который был совсем не дурак и понимал всю подноготную В первый раз он сыграл на тяге любого патриарха к роскоши, уникальным и сказочным предметам. Во второй раз - предсказуемо, на его мужских желаниях. Правда во второй раз ему пришлось ждать случая, потому что стремянной, судя по всему, был лишен дара что-то придумать самому. С этим сразу стало все в порядке после того, как на сцене появилась Царь-Девица. Задания у Ивана сразу стали очень заковыристые и разноплановые. Наконец, последнее задание - купание в ваннах молодости. Причиной, безусловно, послужила царица, но, если вдуматься, то мышление бедного царя можно отследить. Омолодитесь один раз, затем, по проторенной дорожке, еще и еще. А там и бессмертие не за горами. Волан-де-Морт посвятил этой теме целых семь книг, поэтому не будем слишком уж взыскательны к бедному царю, который получил полную гамму абсолютно всех земных искушений.

Почему же Иван выполняет задания царя, которые давно уже вышли за грань юридической подвластности? Одно дело - съездить куда-то в Рязанскую область за Жар-птицей и совсем другое - побывать на небе и у море-океана. Тому, кто совершил подобное, уже не нужен никакой царь. И дело здесь даже не в том, что Иван "дурак", то есть, его не посещает никакая практическая мысль, а в том, что послушание, честность перед державой (так-то, по мелочи, на бытовом уровне, Иван может и приврать, кто не без греха) и вера в доброго царя-батюшку - все это заложено изначально в менталитете. Ведь в итоге Иван сам становится царем, ибо это высшее воплощение человека на земле.

С народом Ивана роднит абсолютно все. Его сонливостью пропитана вся сказка - пока Иван спит, творятся основные сюжетные действия. Он и на службу-то к царю поступает с условием, чтобы ему не мешали спать. А о зарплате ни слова. Причем Иван способен заснуть даже во время выполнения задания. Но, как известно на Руси, кто спит, тот меньше грешит. На протяжении всей сказки Иван мало ест. И ест только хлеб и лук. Как и все мы.

Два слова о самом Коньке-Горбунке, ибо он воплотил в себе многие черты, которых так Ивану не хватает. Горбунок отлично умеет прогнозировать события, но Иван почему-то его не слушается. То есть, Иван-то вполне обучаем, если ему объяснить нехитрые действия, но концептуально он не слушает Горбунка, надеется на русский авось. И дело здесь даже не в том, что заставлять Ивана что-то делать Горбунку не положено по штату. Основное, на что делает Конек упор - это разум, а с этим у Ивана проблемы. Но их роднит еще и то, что они оба, подобно любому русскому, китайский язык учат в ночь перед экзаменом. В ходе повествования выясняется, что расстояние, на которое Конек-Горбунок тратит неделю, он способен покрыть за один лишь день. Способен, просто раньше не считал нужным напрягаться. В общем, Конек-Горбунок действительно товарищ Ивана и не годится ему в качестве наставницы на всем житейском пути, той, что коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Может это и к лучшему.

Стихотворная форма, в которую облачена сказка, служит еще одним подтверждением менталитета, ибо это именно та форма, которая оказалась близка читателям и во многом благодаря которой произведение осталось с нами в веках. Все мы живем в одной большой сказке, именуемой русским менталитетом. И именно он дарует нам безграничное терпение, возможность в любой момент махнуть рукой на что угодно и всегда найти справедливость даже там, где ее не может быть по определению. 200 лет прошло, а дух и ныне там.

С Днем Рождения, Петр Павлович.


Теги:





16


Комментарии

#0 10:22  12-03-2015Антон Чижов    
жы-шы помнишь как пишется, или Т-9 виноват?
#1 12:13  12-03-2015Файк    
Ершов, помнится, уплыл по Жолтой реке...
#2 12:32  12-03-2015    
ооочень во многом согласен с автором.
#3 13:16  12-03-2015Гриша Рубероид    
Конек-Горбунок - это наше все (с). А Пушкин тогда кто?
#4 14:21  12-03-2015Зазер Ю    
ты в угоду кого, смерд, букву Ё похерил? Метнуть бы в тебя твоей херовой "метальностью" да Заратустра не позволяет
#5 16:22  12-03-2015Стерто Имя    
ты когда прекратишь рассуждать о русской душе, и делать свои выводы, камчадал нерусский?
#6 16:31  13-03-2015Лев Рыжков    
Деццкий сад, на самом деле. Плюс перебор "менталитета". Для того, чтоб разбавить, стоило бы еще два-три умных слова выучить))

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
08:13  11-11-2017
: [6] [Критика]
(В. О. Пелевин. iPhuck 10. — М.: Издательство «Э», 2017. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Своими ежегодными романам Виктор Пелевин заработал звание тенора эпохи — не трагического, а под стать этой самой эпохе саркастического....
09:44  25-10-2017
: [125] [Критика]
Ни о чём меня не спрашивай,
Не кори, плохое думая,
Охмурила баба страшная,
Извела в муку, угрюмая.

По ночам изжогой мучила,
Истязала приворотами,
Навлекла болезнь падучую,
Извращенка криворотая.

Нет теперь покоя вовсе мне,
Довела до края пропасти....
19:26  22-10-2017
: [3] [Критика]
(А. Козлова. F-20: Роман. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 240 с.)

Анну Козлову, дочку и внучку писателей, можно назвать анфан терриблем нашей довольно вяло текущей сейчас словесности. Ее героини — сплошь гламурно-маргинальные девушки с тем еще счетцем к жизни....
10:37  22-10-2017
: [25] [Критика]
Сочинять или не сочинять? -
Вот в чём главный вопрос, господа
Эта мысль как какая-то блядь
Красной нитью прошла сквозь года

В Краснодар занесло иль в Москву,
Или хуже того - в Пиндостан
Ты дружище отвергни тоску,
И совсем сочинять перестань

Только где там, куда там, гляди
Руки тянутся дрянь написать
В голове постоянно гудит
Дует в задницу ветер - пассат

Сочинять!...
15:25  16-10-2017
: [5] [Критика]
(Водолазкин Е. Г. Авиатор: Роман. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 410 с. — (Новая русская классика)

Евгений Водолазкин — автор парадоксальный. Например, в «Лавре» и «Авиаторе» пишет он о вещах по большей части тяжелых и страшных: о болезнях, смертях, казнях, пытках, потерях и унижениях, — но очень уж акварельно ваяет-то!...