Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Кино и театр:: - Полузабытые герои будущего

Полузабытые герои будущего

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 19:54  08-04-2015 | Антон Чижов | Просмотров: 1660]
(Луцык П., Саморядов А. Дикое поле: киноповести. — Екатеринбург: Гонзо, 2011. — 896 с.)

Неблагодарное это дело — писать сценарии. Помнят актеров, ну режиссера, ну оператора. А сценарист — почти как уборщица: с ней здороваются лишь люди воспитанные.

ТомИна в 900 страниц, изданный Гонзо, — большой подарок тем, кто не только здоровается с уборщицами и сценаристами, но и ценит настоящую прозу. Да, это именно проза, динамичная, «зрелищная» и крайне своеобразная. Режиссеры и соавторы «со стороны» имеют все шансы не столько улучшить, сколько ухудшить ее.

Так, в основе известного в свое время фильма «Лимита» — сценарий Петра Луцыка и Алексея Саморядова «Кто-то там внутри». Правда, к сценарию приложил руку Ираклий Квирикадзе. Но «не трогайте бабочку руками, иначе она околеет!» (Р. Зеленая). Фильм с его чрезмерной для Луцыка и Саморядова социальной определенностью заземлился, увяз в ранних 90-х. Вряд ли он будет воспринят как нечто и про наше «сегодня». Да и само слово молодым неведомо — и кстати, его нет в сценарии Луцыка и Саморядова. А вот первоначальный их вариант совершенно современен!

Итак, «Кто-то там внутри». Молодой высокооплачиваемый хакер случайно спознался с рыжей дворовой девчонкой. И вот он ищет, ищет ее опять. Находит — но она хочет лишь водки, а ее дружок горбатенький гитарист просит оставить девушку им, дворовым пьянчужкам лузерам: «Она у нас одна, не обижай нас!». И герой отступает. И сидит потом у старой кирпичной стены, качает головой — смеется и плачет. Над собственным самообманом, который был так сладок, так влек…

Для Луцыка и Саморядова важны лирический запал, открытый финал, эта недосказанность, этот воздух между буквами и немножко надземность происходящего, а не угрюмая социальная конкретика ранних 90-х. Режиссер фильма Д. Евстигнеев признался: «…позже я понял, что природа их творчества была совершенно особенной — они всегда создавали что-то очень цельное и потом уже не могли эту цельность деформировать… Рукой их явно водила какая-то высшая сила».

Написанные в течение нескольких лет тексты Петра Луцыка (1960 — 2000) и Алексея Саморядова (1962 — 1994) имеют сквозные темы, сквозных героев.

Вот Сергей, вполне человек успешный (сценарий «Утро XXI века»), — он тоже ищет случайную знакомую. И находит ее. И она оказывается… «девушкой-индейцем», способным особым воем призвать к себе всех собак города. Она с природой на «ты», и вообще, скорее, это товарищ и друг, а не возлюбленная.

Очень мужской, «казацкий» мир творили Саморядов и Луцык, неслучайно оба автора из казачьих краев: Луцык по рождению киевлянин, Саморядов — из Оренбурга.

В атмосфере мужского братства пребывают мужики из «Окраины», отстаивающие свою землю и поджигающие в конце концов столицу, фундаментом которой оказывается нефтяное озеро. В «Детях чугунных богов» дика и лукава сила героя Игната со товарищи: сквозь вечное похмелье и вечную же метель эти работяги-литейщики пробиваются к своей правде, борясь в степи с «башкирцами». Завершается сценарий боем русского парня Игната, уже истратившего силу, с «чужаком»-соседом Бекбулаткой. Исход битвы не ясен, финал открыт — и исторически тоже, унося нас к истокам контакта-конфликта в седое средневековье, но и в грядущее.

Вы, наверно, заметили, как много даже в пересказах здесь от «Тараса Бульбы», от «Капитанской дочки», от «Донских рассказов», от прозы Артема Веселого? И непременно всплывут в памяти слова про Россию, которая есть метельная степь и по ней бродит лихой человек с топором. Авторы упиваются силой своих героев, которых можно назвать ярыми, но уж никак не добрыми. Чего стоит сцена в «Окраине», где мужики пытают продавшего их землю ловкача, сажая на раскаленную печь его детишек? Правда, дают им в руки по игрушке, чтобы не сразу запищали, не испугались до времени… Герои Луцыка и Саморядова равно способны на разбой, подвиг и жертву. Своя и чужая жизнь им — копейка. Здесь вчерашние враги становятся вдруг соратниками и чуть ли не побратимами, а душегубство бывает и просто случайностью: под руку, вишь, попал.

И, конечно, к «чернухе» 90-х эта проза не имеет никакого отношения, поскольку «чернуха» была (в лучшем случае) результатом великого разочарования в нашем «вчера-сегодня-завтра», в худшем же — откровенным заказом, призванным демонтировать «советский миф». Так вот, Луцык и Саморядов подхватили из воздуха то, что многие тогда не заметили: сквозняки бунта, от которого в 90-е как-то убереглись. Собственно, верхушечный переворот 1991 — 93 гг. в пользу элиты и не подразумевал этих опасных сквозняков. Саморядов с Луцыком их домыслили и достроили. Люди с «окраины», они, хоть и лично успешные, прозорливо увидели: для «лузеров» ветер перемен принесет одни несчастья, но и «окраина» жизни может восстать. Правда, современного материала им явно не хватало, почему хронотоп во многих их вещах раскатан аж на весь 20 век. В тех же «Детях чугунных богов» признаки 50-х гг. перемежаются с аллюзиями из Пушкина. И выстреливают в наше завтра: в национальные конфликты, к несчастью, тлеющие и вспыхивающие то там, то сям, как пожар на торфянике.

То же в «Окраине»: реалии 90-х (мухляж с развалом колхозов и продажей нефтеносной земли в нужные руки) как-то органично обрастает деталями гражданской войны 1918 — 22 гг.

Луцык и Саморядов «танцуют» от нашего искусства 20 — начала 30-х гг., поэтичного, экспрессивного, пафосного, гротескного. Аллюзии с кинематографом Б. Барнета, с той же его «Окраиной» и с «У самого синего моря» очевидны. И с нашим серьезным кино «оттепельного времени» — тоже.

Лучший сценарий соавторов — «Дикое поле», выведенный на экран в 2008 г. М. Калатозишвили. Юный врач приезжает в степной дикий край, получает признание жителей. Но является идиот (в медицинском смысле) и почти убивает его. Убивает ПОЧТИ — финал и фильма и сценария снова открыт. Как окно в будущее — неизвестное, непредсказуемое, но, возможно, угаданное П. Луцыком и А. Саморядовым с ужасной точностью… А кстати, светлого человека, мессию добра губит (или почти губит) человек тоже с окраины жизни. Мир слишком разнообразен и несовершенен, чтобы добро в нем однозначно одерживало победу.

Итожу. Оценка Дм. Быкова, что «кинопроза Луцыка и Саморядова «убрала», оттеснила бы многое из того, что мы читали в 90-х да еще нахваливали» — не совсем точна. Потому что она замыкает их прозу в 90-х, в эпохе, совершенно другой по духу. С творениями О. Павлова или В. Сорокина кинопроза Луцыка и Саморядова имеет мало общего потому хотя бы, что в ней нет никакой вымученности, усталости, нарочитости, никакой «игры в…» Нет неверия в будущее этой страны — сплошной бескрайней «окраины». Она, эта проза, слишком, не по времени, молода и пассионарна — возможно, пассионарна силой ушедших уже поколений, запоздало…

Она как единый вдох.

Или вздох?..

6.04.2015



Теги:





3


Комментарии

#0 21:57  08-04-2015Стерто Имя    
каша какая то.... ну я верю bjakinistу и смотреть конешно не буду
#1 23:09  08-04-2015рапана    
"Дикое поле" смотрела... шоб не соврать, скажу - ну четыре раза точно. Согласна с автором публикации. это лучший сценарий.

что запомнилось: "здесь люди не умирают, здесь люди живут вечно..."(пастуха убивает молнией, всё-умер, а его закапывают в землю и он оживает)

и тут же показано одичание местных жителей. Вот к примеру, жертва бандита намеревается отрубить голову у трупа и забрать эту голову как трофей.

Кто ещё не видел это шедевр, посмотрите. не пожалеете. Тот редкий случай когда создателям удалось передать состояние "на грани вечности" или бессмертия. как то так.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
ПОЧЕМУ НУЖНО ВСЕ БРОСИТЬ И СРОЧНО СМОТРЕТЬ ВСЕ СЕРИИ ПОДРЯД ЭТОГО СЕРИАЛА?

Не нужно. Сериал, как джин-тонник. Его стоит потягивать медленно до возникновения в голове объёмной картинки. Именно объёмная картинка способствует погружению, а не быстрый просмотр всех серий....
20:18  15-04-2024
: [4] [Кино и театр]

Сбылось пророчество Данелии
И пепелацы до сих пор
Мы производим как изделия,
Но гравицапу кто-то спёр.
И в наше время цветовая
Дифференциация штанов
Народ наш чётко разделяет
На бандерлогов и чинов.
Два раза "Ку!" кричим, пацаки,
Пока визатор не утих,
Наденьте быстро маски (цаки),
Не то с гвоздями вам эцих!...
17:27  13-04-2024
: [3] [Кино и театр]
Я терпеть не могу кабаки,
Но с тобою — всегда по-другому.
С той поры, как мы стали близки,
Я на благо служу алкопрому.
Я тащусь с обнажённости плеч
И когда ты поешь Касабланку.
Ты алмазам немыслимых встреч
Придаёшь бриллианта огранку....
17:25  13-04-2024
: [7] [Кино и театр]
1. Живой

Там, где кончается свет
В тёмном тоннеле, и сон
Песней последнею спет,
Люк открывает Бессон.

Лезет в подвал, где неон
Улиц, сирены «Пежо»,
Аркой выходит Леон,
Неуловимый пижон.

Прячет Матильда цветок,
Ищет глазами в толпе
Стэнсфилда....
11:44  11-04-2024
: [2] [Кино и театр]
Сегодня день освобождения узников фашистских концлагерей.

...
Память умирает. Память в коме.
Я совру, когда скажу, что нет.
Я не знал… нет, я забыл твой номер.
Время стёрло с кожи тёмный след.

Мне уже, наверное, не вспомнить,
Был ли, вообще, с тобой знаком....