Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Кино и театр:: - С. Урсуляк: «Тихий Дон» лайт

С. Урсуляк: «Тихий Дон» лайт

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 18:02  04-12-2015 | Антон Чижов | Просмотров: 1570]
Ну вот, завершился показ очередной телеверсии «Тихого Дона». Впечатление он оставил довольно сложное — какого-то недопрыга. Впрочем, скорее у меня было ощущение прыжка в сторону. Понимаете, перед режиссером, взявшимся за «Т. Д.» всерьез, встают две задачи: как приблизить к нашему современнику далекий от него бытово и даже языково материал — и как расставить акценты в социально-исторической этой трагедии?

В свое время Шолохов вроде бы задробил чересчур правоверно советскую версию С. Герасимова, заметив С. Бондарчуку: нужно снять «нашу версию» «Тихого Дона». Плачевный результат этой попытки мы тоже лицезрели недавно.

Урсуляк же перегоняет масштабное историческое полотно в жанр семейной драмы — а еще точней: мелодрамы. Собственно, социально-историческое проговаривается в проброс, так что и появившиеся вроде бы ниоткуда большевики кажутся здесь гастролерами-рейдерами из соседней области. Это вообще фирменное у Урсуляка: вырывать все когти-зубы, сглаживать все самое острое в литературном первоисточнике. Достаточно вспомнить, что учинил он с романом Гроссмана, причем лично мне видится в этом его «жесте» некая подловатость: убрать из «Жизни и судьбы» всякий намек на авторское соотнесение сталинизма и гитлеризма — это совершить предательство по отношению к писателю, заплатившему жизнью за свою смелость.

Урсуляк оправдывался тем, что он, собственно, не художник, а профи, который вынужден работать по калькам заказчика. А заказчик наш таков, что стремится дезавуировать суть любого произведения отечественной лит. классики, слишком остро ставившей вопросы и слишком чреватой всяческим бунтарством. Отсюда и дикая, в духе Третьего Отделения, отсебятина в «Герое нашего времени» А. Котта, и забавная установка реж. Д. Светозарова сделать из Раскольникова однозначно «тварь дрожащую» в ТВ-версии «Преступления и наказания», и та же Урсулякова «Жизнь и судьба», лихо, а главное вовремя, к юбилею Великой Победы, кастрировавшая убойную для официального мифа книгу.

Я бы на месте официоза оставил классику в покое: тот, кто смотрит «Ментовские войны», не будет смотреть эти экранизации, а тот, кто окунется в ТВ-версию классики, обычно знаком с первоисточником и подлог увидит с порога.

Ну так вот, значицца, Урсуляк с его мелодрамой… Сделана она и впрямь профессионально, хотя, как минимум, половину сериала недоумеваешь: зачем это, о чем это? Про нестроение в семье Мелеховых? Но зачем мне в 2015 году эти «Тени исчезают в полдень», тем паче, что советский телезритель пребывал в шлейфе советского мифа, в контексте назойливого тогда революционного предания, в котором ему как раз не хватало живинки — вот этих самых семейно-любовных страстей-мордастей. А что эта казацкая «Гертруда» нам теперича? Тем паче, что главным вроде бы героям не особо и сочувствуешь: если Гришка (Е. Ткачук) еще так-сяк, вполне может сойти за сельского военизированного сорванца, то Аксинья его (П. Чернышова) — это упадок всех сил: мелковатая холеная стервозина, и эта холеность как-то особенно сквозит в интимных сценах. Господи, спа-процедуры, а не полевые работы у тебя за спиной, ма шер!..

То, на чем мелодрама держится — сопереживание главным персонажам — не случается.

Впрочем, случается, с известной переакцентировкой. Пожалуй, главными героями (во всяком случае, теми, кто может претендовать на сочувствие и симпатию зрителей) становятся в сериале Наталья (Д. Урсуляк) и добродушный, весь такой на позитиве Петро (А. Иванов). Я нарочно подпускаю иронии и стеба, потому что ну не состоялась у Урсуляка встреча с эпохой — да вряд ли он на это и замахивался. Скорее, пропагандировал ценности тихой семейной жизни en principe. И здесь дочка его Дарья помогла отцу на все сто! Пожалуй, созданный Дарьей Урсуляк образ — единственный, что показан в сериале в развитии. Причем молодая актриса отлично справляется с переменой от лучезарной влюбленной девушки ко всё потерявшей умирающей женщине. Это реальная и большая творческая удача ее лично, это и тот гвоздь, на котором висит картина, созданная ее отцом.

Известное развитие есть и в образе старшего Мелехова (С. Маковецкий). Милого интеллигентного актера сперва не узнаешь в прижимистом и разворотливом пожилом казаке, но обман длится очень недолго. Ты вдруг ловишь себя на том, что актер слишком увяз в одной-двух красках, удачно найденных, но беспрестанно эксплуатируемых. Вероятно, артист боялся потерять это уже найденное и ляпнуть нечто чужеродное в образе, который ему самому в общем не близок. В результате перед тобой возникает не живой многогранный персонаж, а некая комическая маска, этакий дед Щукарь.

Кажется, сам режиссер побоялся вовсе увязнуть в индийском кино, в хнычущей мелодраме, почему и подправил финал местами склонного к мелодраме самого Шолохова. Никакого тебе сына в конце, зато заплыв Гришки по студеному весеннему Дону и «полягание» на родную землю в солдатском белье (архетип!), братание с ней в предвкушении свидания на том свете со всеми, кто умер, возвращение к ним блудного сына.

История о беззаконной любви в эпоху безвременья, о метаниях человека из народа в поисках своей правды, о том, как социальная правда и справедливость непроста и кровожадна, — все это не очень-то интересно Урсуляку, эти сюжетные линии он отбывает и по возможности скрадывает.

Пропаганда семейных ценностей семейными средствами — вот дух и суть нового сериала. Ну что ж, спасибо Дарье Урсуляк за полученные впечатления!

4.12.15



Теги:





0


Комментарии

#0 20:19  04-12-2015Стерто Имя    
да.. както всё там через жопу. я тоже вчера заметил..

еще мне не нравится, что абсолютно во всех фильмах, все, и даже деревенские мужики, солдаты в поле боя, беспризорники итс.., такие все холёные, ручки чистые, одёжа чистая, нокоточки стриженые, бровки повыщипаны, бакенбарды и шеи, побриты.. сапоги лишь изредка потянуты пыльцой

#1 21:13  04-12-2015отец Онаний    
кино середняковое и впрямь
#2 21:28  04-12-2015Лана    
Всему виной уже созданные и принятые образы.

А мне понравилась картина. Я не помню старой... Стыдно
#3 21:35  04-12-2015Стерто Имя    
ну причом тут образы, Лана.. представь, что грозного, черномордого отелло, станет играть слащавый бондничик .... гг
#4 21:38  04-12-2015Стерто Имя    
если играешь узбека, то покрайней мере, надо штобы ты был похож на него...
#5 21:45  04-12-2015Лана    
ты ни сматрел-ни спорь!)
#6 21:45  04-12-2015Лана    
а я смотрела и довольна!
#7 22:01  04-12-2015Стерто Имя    
я смотрел. не всё правда. а отрывками.. выбирал эпизоды, сравнивал.. такшто
#8 22:34  04-12-2015Лана    
вот именно сравниваешь, но зачем? я просто смотрела

ну мнения должны быть разными, это намана
#9 21:13  24-02-2016Anitko    
Самая короткая версия из встречаемых ранее, от первоисточника, до одноименного сериала . Вот уж где к месту пословица о сестре таланта будет...
#10 22:44  24-02-2016Белая ворона    
Попытка приблизить к нам эти образы закончилась полной потерей аромата. Но однозначно фильм крыть нельзя. Что-то в нем есть. Хотя Маковецкий убил нахер огневого казака, несмотря на серьгу.

Да и вообще - другие они. Мой дед казак донской, станица рядом. Не получились у него характеры.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
ПОЧЕМУ НУЖНО ВСЕ БРОСИТЬ И СРОЧНО СМОТРЕТЬ ВСЕ СЕРИИ ПОДРЯД ЭТОГО СЕРИАЛА?

Не нужно. Сериал, как джин-тонник. Его стоит потягивать медленно до возникновения в голове объёмной картинки. Именно объёмная картинка способствует погружению, а не быстрый просмотр всех серий....
20:18  15-04-2024
: [4] [Кино и театр]

Сбылось пророчество Данелии
И пепелацы до сих пор
Мы производим как изделия,
Но гравицапу кто-то спёр.
И в наше время цветовая
Дифференциация штанов
Народ наш чётко разделяет
На бандерлогов и чинов.
Два раза "Ку!" кричим, пацаки,
Пока визатор не утих,
Наденьте быстро маски (цаки),
Не то с гвоздями вам эцих!...
17:27  13-04-2024
: [3] [Кино и театр]
Я терпеть не могу кабаки,
Но с тобою — всегда по-другому.
С той поры, как мы стали близки,
Я на благо служу алкопрому.
Я тащусь с обнажённости плеч
И когда ты поешь Касабланку.
Ты алмазам немыслимых встреч
Придаёшь бриллианта огранку....
17:25  13-04-2024
: [7] [Кино и театр]
1. Живой

Там, где кончается свет
В тёмном тоннеле, и сон
Песней последнею спет,
Люк открывает Бессон.

Лезет в подвал, где неон
Улиц, сирены «Пежо»,
Аркой выходит Леон,
Неуловимый пижон.

Прячет Матильда цветок,
Ищет глазами в толпе
Стэнсфилда....
11:44  11-04-2024
: [2] [Кино и театр]
Сегодня день освобождения узников фашистских концлагерей.

...
Память умирает. Память в коме.
Я совру, когда скажу, что нет.
Я не знал… нет, я забыл твой номер.
Время стёрло с кожи тёмный след.

Мне уже, наверное, не вспомнить,
Был ли, вообще, с тобой знаком....