Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - «Тобол» Алексея Иванова (т. 2)![]() «Тобол» Алексея Иванова (т. 2)Автор: bjakinist. (Иванов А. В. Тобол. Мало избранных. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 827 с. — (Новый Алексей Иванов)В одном интервью Алексей Иванов предостерег видеть в его детище роман исторический, а заодно и заниматься поисками аллюзий с нашим днем. Роман для него — способ писателю прожить альтернативную жизнь. Ну, и читателю вместе с ним — надо думать, тоже. Читать (проживать) «Тобол» с годичным перерывом, который последовал после выхода первого тома — дело неблагодарное и неправильное. Какие-то герои и сюжетные линии за год н е ч т е н я уже забыты. Привыкай в новом томе по новой… Вот мы и привыкаем, и опять знакомимся-проживаем ту давнюю историю. Снова эти герои перед нами, как живые: и душевный, теплый, но тончайший интриган и внутренне стальной губернатор Сибири князь Матвей Гагарин, и тобольский «архитектон» неподражаемый скандалист Семен Ремезов, и его большая семья, где всяк — на свой лад и яркий характер, и остяцкие близняшки страстная Айкони и нежная Хомани (у каждой любовная история, которой бы на отдельный роман хватило), и хитрый бухарский купец Касым, и переметливый шведский пленник Ренат… Переплетаются линии их судеб, их любовей и ненавистей, их интересов и их интриг. В плетении сюжетных кружев Иванов великий искусник. За версту чувствуется, что тексту романа предшествовал сценарий сериала: каждая глава строится с драматическим нарастанием и завершается неожиданным сюжетным взрывом, таким резким его виражом, что дух захватывает. При этом каков язык!.. То косолапо пластичный русский «новояз» Петровской эпохи, то строгий и чинный тон рациональных, уравновешенных шведов, то поэтичный сказ — это там, где «включается» сознание таежных народов. А детали? Да каждая — чудесный пример того, как можно свежо, небанально передать заезженную в литературе ситуацию или подробность. По-моему, самые яркие страницы книги — история похода русского войска полковника Бухгольца через тайгу и степи в далекий и якобы златом обильный город Яркенд, описание битв и страданий солдат в укрепленном лагере, который осадили джунгары. Это и эмоциональная, и художественная, и сюжетная кульминация второго тома. Ведь отменное мужество и мучительная погибель людей спровоцированы хитрой интригой Гагарина, не о благе отечества пекущегося, а о собственном кармане и собственном властолюбии (эх, царем бы всея независимой Сибири заделаться!..) Что ж, двойственна и роль Сибири в исторической судьбе Российского государства: «Сибирь снабжает казну пушниной, то есть золотом. И это обстоятельство обеспечивает России возможность отличаться от Европы. У России нет нужды приобретать золото в обмен на плоды своего хозяйства, поэтому она может сохранять хозяйство в нетронутом древнем порядке. Ежели бы не меха Сибири, русским царям пришлось бы, как европейским монархам, избавлять крестьян от крепостного состояния и дозволять мануфактуры. Сибирь — ключ к пониманию России». Этой сложностью, неоднозначностью отмечены и характеры персонажей. На мой вкус, самый интересный — князя Гагарина, «души-человека», готового загубить чужие невинные души (ради своего интереса), и даже собственноручно устранить лишнего свидетеля. По мысли автора, Гагарин — не оппонент Петра, не враг, а естественное порождение его реформ, вальяжный и спокойный на вид «пассионарий». Где-то он даже талантливее (и уж точно житейски мудрей) Петра. Не за казнокрадство и даже не за «измену», а именно за излишнюю одаренность мстя, подвергает царь Гагарина ненужной уже чудовищной пытке… Роман яростно живописный, внешне динамичный и для некоторых героев «со счастливым концом», но… Повторюсь: весь он «звучит» двойственно. У Иванова эта печальная нота из романа в роман слышна. Вспомним «Географа…», где после захлеба красой и мощью родных просторов возникает финалом — жалоба на бесцельность молодой и такой долгой, долгой, долгой ведь еще жизни! «Тобол» кончается внешне, формально благополучно для основных персонажей. Завершается дежурно бодро — приказом старика Ремезова молодым поделиться знаниями: «Научи!» Правда, другой персонаж говорит: «жизнь — она для молодых», и в этих словах больше авторского чувства, мне кажется. Может быть, «Тобол» — прежде всего роман для тех, кто тоскует по молодости своей, по силам когдатошним, кто понял, что «смысл жизни» — в самом ее процессе, а не в достижении конкретных целей… К. Мильчин заметил: в «Тоболе» Иванов «больше похож на скучающего телепастыря, у которого давно не горят глаза. Он рассказывает все это по инерции. И да, Сибирь не его регион, она его, в отличие от Урала, не интересует, она ему чужая, и это видно из текста». Не могу согласиться с ним: первый том и четыре пятых второго я глотал с тем же жадным вниманием (и смакованием). Но все же одна (последняя) пятая второго тома с некоторым напрягом далась. Причина не в том, что очень уж длинно — причина в том, что слишком много разножанровых признаков здесь поднакопилось, и сам экшн выглядит уже какой-то игрой автора с собой. Да, это не обычный исторический роман (с «концепцией» и погружением в детали эпохи), но и не фэнтези, но и не авантюрное повествование, но и не «сибирская семейная сага» (жанр, совсем теперь подзабытый). Точнее, и то, и другое, и третье, и четвертое. Масса сюжетных узлов распутывается лишь произволом автора, для чего он слишком подыгрывает судьбе героев. Ах, слишком много подгонок и совпадений! Может, в сериале это и «смотрится», движуха от серии к серии уж точно обеспечена, но в тексте выглядит чем-то насильственно невсамделишным — неким маскарадом, в конце концов. Блестящий стиль и ум Иванова разменивается на жанрово беспризорный беллетризм. Обидно же! Сам бесконечно повторяющийся прием, когда каждая глава завершается резким поворотом сюжета, становится монотонным, и ушлый читатель предвидит уже иные повороты сюжета, чего автор точно бы не хотел… Неправдоподобие высекает смех там, где не надо бы: ну разве мог сжигаемый гангреной Новицкий шлепать не один день по болотам да еще вступить в бой с сильным противником?! Даже и одержимый бесом (а по сюжету он одержим — хотя в бесов вряд ли читатель и автор верят)… Боюсь, эта эклектика происходит вовсе не только оттого, что Иванов захотел быть занимательным «всем смертям назло». Это и оттого, что общая наша «жистянка» сегодня не имеет какой-то общей всем точки опоры, точки отсчета, что будущее наше мутно и тревожно. И в этом смысле «Тобол» — да, зеркало нашего времени. Он не об идее империи, не об идее прогресса, он о принципиальном многообразии мира как некой данности, жить в которой любой из нас обречен. Просто в молодости эта «обреченность» захватывает, увлекает и сама по себе обреченностью вовсе не кажется. (Старик Ремезов тоже ведь молод душой, раз учиться захотел, черт хромой). Да, «жизнь — она для молодых». Это и есть главная (в общем и грустная, хоть и с надеждою, если так вам уж хочется) мысль романа… 31.03.2018 Теги:
![]() 6 ![]() Комментарии
#0 16:20 31-03-2018Лев Рыжков
Спасибо. Валяется где-то эта книжка, никак руки не дойдут. не знаю я кто это такой.. погуглил, свиду лысый полуслепой крот, с волосенками вокруг рта Еше свежачок С тех пор, как шестикрылый серафим водвинул в усталые уста Пушкина жало мудрыя змеи, наше всё стало пророком и стало обладать даром предвидения. Пушкин заглянул на век вперёд и узнал там замечательные подробности. Например, он предвидел, что в колыбели трех революции на Неве появится амбициозный его собрат по перу, некий Даниил Хармс....
Ты мне втираешь, что Дарвин гений
Я отвечаю: нет горше твари Наш Демосфен говорит на фене Фоточки скролит с унылой харей Это тебе не бродить в пустыне Не искушать простака Иуду Наши друг к другу давно остыли Даже запариваться не будут В горе и в радости мы в Телеге Главный союз у руки с айфоном Ищут бродяги тепла и неги Где-то на стыке стекла с бетоном Девки рожают себе талоны Хлебные карточки, проездные Парубки дрочат на мета-клонов В... “Первый признак начала познания - желание умереть”
Франц Кафка Умереть не хочу, да и знать ничего не желаю. Оказался неправ многомудрый и сумрачный Франц. Я прислушаюсь ночью в далёкому гулкому лаю, Потому что я знаю, судьбы он моей парафраз.... ![]() верит только в бабло эпоха -
нахрена ей нужны пегасы, и пегасам полеты - пофик, в стойлах жрут, набирая массу: Возносить, типа, к горним высям вдохновений теперь не лезем, но зато мы побольше высрем, ну, а чо, ведь навоз полезен. Нам бы вкусно питаться всем, но интернет придушил нас плотно - нам все время приносят сено, мы жуем и теряем взлетность.... ![]() Чтобы стать популярным, нужно быть либо извращенцем, либо сумасшедшим с рождения. Но лучше одновременно и тем и другим. Имитировать талант не получится. Притворство в искусстве сразу заметно. На извращения меня не тянет. После Жана Жене и Генри Миллера что я могу принести на алтарь Гимероса?...
|