Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - В. Сорокин, «Белый квадрат»

В. Сорокин, «Белый квадрат»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 19:02  05-09-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 414]
(Сорокин В. Г. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. — 224 с.)

Мэтр отечественного П-М репутацию имеет самую широкую: от (местами) удачного пародиста до пророка-визионера. Последняя его книжка — всего лишь скромный сборник короткой прозы и вроде бы на принципиальное высказывание не претендует. Но Россини отечественного постмодернизма в нем более чем узнаваем: «Он вечно тот», но все же и «вечно новый».

Новизна, свежесть, актуальность текстов сборника рождается, собственно, из их привычной для раннего, зрелого (и лучшего на мой вкус) Сорокина «советскости» — пережитости-прожитости образов, нынешним даже сорокалетним уже не знакомой. Интервьюируя автора, Антон Долин обратил на это особое внимание. В самом деле, далеко не всегда понятно, когда именно происходит действие рассказа, в 1970-х, 80-х или в недалеком грядущем. Собственно, Сорокин создает такой особый универсальный континуум, где возможны самые разные задвиги и прибабахи как самой жизни, так и фантазии автора, ведь наше реальное «сегодня» порой гротескней игры любого воображения.

Заглавный и главный рассказ сборника, посвященный Кириллу Серебренникову — «Белый квадрат» — тому доказательство. В нем мы сперва попадем в ТВ-студию, где снимается очередное ток-шоу, и по глумливо-пафосным интонациям ведущего тотчас опознаем В. Соловьева или Дм. Киселева. Не раскрывая сути, скажем: этому двухголовому Тянитолкаю родимого зомбоящика каннибал-автор уготовил не лучшую участь в лучших традициях своего «прорубо». Далее в рассказе следует очень реалистично выписанные сценки из жизни провинциального мужика, промышляющего поддельным медом — главного адресата и поедателя этих вот ТВ-батлов. Финал — крещендо-фортиссимо — есть явление протофашиста Алекса из «Заводного апельсина» Э. Бёрджесса, который командует съемкой вовсе уже глумливой сценки парада ГУЛАГовских зеков на Красной площади.

Я поведал не все, но вы поняли суть: текст, в котором использованы сразу приемы театра абсурда, реалистической бытовой прозы и постмодернистки обыгранного кибер-панка, работает на нехитрую, очевидную мысль: агрессивная езда по мозгам обернется ездой по трупам, пускай пока еще виртуальной, но тоже циничной до икоты, до безысходности.

Скажу честно: интеллектуальный уровень текстов сборника вполне вписывается в страхи и мысли нашего немолодого современника либеральной ориентации и над его уровнем как бы не поднимается. Вроде бы никакое «прорубо» не ведет здесь к «прорыво». Но…

Об импульсах к написанию этих текстов и о своих страхах писатель поведал в упомянутом интервью: «Впечатление такое, что настоящее затормозило и остановилось, а прошлое, как ледник, наползает и давит настоящее. А впереди — стена. Наверное, эти экзистенциальные ощущения и проступили в текстах «Белого квадрата… Все говорят о политической зиме. В книге я хотел передать запах этого ледника».

Красиво сказано и красиво сделано! Да, пожалуй, не обретем мы над этими страницами нового зрения-знания, но получим удовольствие от того, как виртуозно автор творит вариации на раз заданную себе тему. То озорно обыгрывая по сути анекдот («Железная девушка»), то используя в своем прогнозе на завтра народную сказку («Фиолетовые лебеди»), то впечатления советского детства («День чекиста»).

Герои Сорокина — фирменные герои словесности в постмодернистском ее изводе. Они абсолютно лишены обычной «духовности», телесный низ (в «Ногте» и просто зад) явно основа их характеров и поступков. Но как точно в том же «Ногте» обрисованы персонажи советского застолья, которое превращается в оргию членовредительства и завершается убийством! Эта абсолютная точность штриха делает у Сорокина любой гротеск и фантазию достоверными; а кого-то может и все еще напугать. Конечно, он не обходится (как подчас и другие авторы) без прямых намеков: явно «с ключом» рассказ «Фиолетовые лебеди», где мы угадываем знаковые фигуры нынешней медиатусовки, от Э. Лимонова и А. Кураева до А. Невзорова и Ю. Латыниной.

Но и там, где прототипы нам неизвестны, даже и в совершенно фантастических фигурах вроде «ангела» из рассказа «Красная пирамида», писатель умело множит замысел на абсолютно точную конкретику образа. Одно слово: маэстро, мастер!

Есть у сорокинских текстов странное свойство. Читаешь их с удовольствием, порой с восхищением, а наутро — о чем, бишь, там?.. Зачастую они сразу смываются, почти тотчас улетают из памяти. Блистательно разработанная конкретика уходит, в душе оседают не детали, зато остается общее ощущение от общения с умом более дерзким и более в общем свободным, чем твой. Свободнее, артистичнее относится он к плоти и смыслам нашей жизни, «как бог нам ее дал». Остается благодарность за освобожденье от морока, преодолеть который (хотя бы смехом) у тебя самого не хватало сил.

Сорокин, прежде всего, артист. Это свойство проявляется в нем тем яснее, чем тусклее, безвкусней вокруг действительность. Расцвел талант его на волглом ватнике позднесоветской эпохи. И сейчас вот, кажется, открывается у него второе дыхание.

Спасибо, страна, что рождаешь таких героев!

5.09.2018



Теги:





0


Комментарии

#0 19:06  05-09-2018Лев Рыжков    
Я вот долго думал, что не так с "Манарагой" - уже предпоследней книгой Сорокина. Почему, думал, она такая хуевая? Потом понял - он несвободен. Вот в позднесоветское время - был свободен, жрал, срал и напихивал червие в действительность. А сейчас - приличный, зализанный, зажатый и несвободный совершенно. Его на гранты подсадили, пишет теперь какую-то ущербную хуйню.

Но вот этот сборник я еще не читал, конечно. Но по обзору - догадываюсь.
#1 19:12  05-09-2018Шева    
Смачно написано. Я за обзор.
#2 23:44  05-09-2018дважды Гумберт    
чота вспомнил рассказ Черная лошадь с белым глазом. не помню уже про что, но помню, что охуительный. в этом сборнике, наверно, тоже есть хорошие рассказы
#3 23:58  05-09-2018дважды Гумберт    
наверно, в Сорокине, внутри Сорокина, писатель-концептуалист постепенно мутирует в писателя-копирайтера, который уже больше, чем концептуалист, но еще не умная программа, способная генерировать ожидаемые или желанные тексты
#4 11:13  06-09-2018bjakinist.    
Вот это последнее - золотые слова, К СОЖАЛЕНИЮ.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
23:29  02-05-2019
: [35] [Критика]
БЫЛ ВЕЧЕР ТИХ...
.
Был вечер тих. И воздух невесом.
И от растений веяло прохладой.
Душа с природой пела в унисон.
И зрели в ней поэмы и баллады,
.
Цвели, как маки в утренней росе,
Элегии, одна другой прекрасней,
Четыре оды, дюжина эссе
И хмурый мадригал на конкурс басни....
02:41  22-03-2019
: [10] [Критика]
Сегодня утром, в полшестого,
Перечитал свои стихи,
И к выводу пришёл простому:
Стихи как будто неплохи,

Но, рассуждая непредвзято,
Вглядевшись в самое их дно,
Немного… как бы… сыроваты.
Точнее, полное говно.

Убиться, стало быть, об стену?...
01:17  25-02-2019
: [3] [Критика]
Весьма полезно бы поету сдохнуть,
усилив строк рельеф и глубину,
смертельно заболеть, попасть в тюрьму -
все это потребляется неплохо...
Нехорошо, когда поет здоров, как трактор,
неубедительно, когда румян, здоров и свеж,
и не дает на сострадание надежд
отсутствием страдания как факта....
00:27  06-02-2019
: [9] [Критика]


-Достали вы,поэты,мать,
Ресурс засрали мглисто,
Мы лучше можем написать
И комментить речисто.

На них ты только посмотри
Тьфу,даже не охота
Всё от зари и до зари
Опять кропают что то.

За ними ты потом читай,
Кривя в ухмылке лица,
Ну что за ёкарный бабай
Помог им разродиться....
Здесь темно и холодно, как у негра в заднице.
Как у негра в заднице, что убит подругой.
Пахнет омерзительно. Да какая разница?
Да какая разница? Все идет по кругу.

Этот негр разложится, прорастет травинкою.
Прорастет травинкою, превратится в дуб....