Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - В. Сорокин, «Белый квадрат»

В. Сорокин, «Белый квадрат»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 19:02  05-09-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 511]
(Сорокин В. Г. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. — 224 с.)

Мэтр отечественного П-М репутацию имеет самую широкую: от (местами) удачного пародиста до пророка-визионера. Последняя его книжка — всего лишь скромный сборник короткой прозы и вроде бы на принципиальное высказывание не претендует. Но Россини отечественного постмодернизма в нем более чем узнаваем: «Он вечно тот», но все же и «вечно новый».

Новизна, свежесть, актуальность текстов сборника рождается, собственно, из их привычной для раннего, зрелого (и лучшего на мой вкус) Сорокина «советскости» — пережитости-прожитости образов, нынешним даже сорокалетним уже не знакомой. Интервьюируя автора, Антон Долин обратил на это особое внимание. В самом деле, далеко не всегда понятно, когда именно происходит действие рассказа, в 1970-х, 80-х или в недалеком грядущем. Собственно, Сорокин создает такой особый универсальный континуум, где возможны самые разные задвиги и прибабахи как самой жизни, так и фантазии автора, ведь наше реальное «сегодня» порой гротескней игры любого воображения.

Заглавный и главный рассказ сборника, посвященный Кириллу Серебренникову — «Белый квадрат» — тому доказательство. В нем мы сперва попадем в ТВ-студию, где снимается очередное ток-шоу, и по глумливо-пафосным интонациям ведущего тотчас опознаем В. Соловьева или Дм. Киселева. Не раскрывая сути, скажем: этому двухголовому Тянитолкаю родимого зомбоящика каннибал-автор уготовил не лучшую участь в лучших традициях своего «прорубо». Далее в рассказе следует очень реалистично выписанные сценки из жизни провинциального мужика, промышляющего поддельным медом — главного адресата и поедателя этих вот ТВ-батлов. Финал — крещендо-фортиссимо — есть явление протофашиста Алекса из «Заводного апельсина» Э. Бёрджесса, который командует съемкой вовсе уже глумливой сценки парада ГУЛАГовских зеков на Красной площади.

Я поведал не все, но вы поняли суть: текст, в котором использованы сразу приемы театра абсурда, реалистической бытовой прозы и постмодернистки обыгранного кибер-панка, работает на нехитрую, очевидную мысль: агрессивная езда по мозгам обернется ездой по трупам, пускай пока еще виртуальной, но тоже циничной до икоты, до безысходности.

Скажу честно: интеллектуальный уровень текстов сборника вполне вписывается в страхи и мысли нашего немолодого современника либеральной ориентации и над его уровнем как бы не поднимается. Вроде бы никакое «прорубо» не ведет здесь к «прорыво». Но…

Об импульсах к написанию этих текстов и о своих страхах писатель поведал в упомянутом интервью: «Впечатление такое, что настоящее затормозило и остановилось, а прошлое, как ледник, наползает и давит настоящее. А впереди — стена. Наверное, эти экзистенциальные ощущения и проступили в текстах «Белого квадрата… Все говорят о политической зиме. В книге я хотел передать запах этого ледника».

Красиво сказано и красиво сделано! Да, пожалуй, не обретем мы над этими страницами нового зрения-знания, но получим удовольствие от того, как виртуозно автор творит вариации на раз заданную себе тему. То озорно обыгрывая по сути анекдот («Железная девушка»), то используя в своем прогнозе на завтра народную сказку («Фиолетовые лебеди»), то впечатления советского детства («День чекиста»).

Герои Сорокина — фирменные герои словесности в постмодернистском ее изводе. Они абсолютно лишены обычной «духовности», телесный низ (в «Ногте» и просто зад) явно основа их характеров и поступков. Но как точно в том же «Ногте» обрисованы персонажи советского застолья, которое превращается в оргию членовредительства и завершается убийством! Эта абсолютная точность штриха делает у Сорокина любой гротеск и фантазию достоверными; а кого-то может и все еще напугать. Конечно, он не обходится (как подчас и другие авторы) без прямых намеков: явно «с ключом» рассказ «Фиолетовые лебеди», где мы угадываем знаковые фигуры нынешней медиатусовки, от Э. Лимонова и А. Кураева до А. Невзорова и Ю. Латыниной.

Но и там, где прототипы нам неизвестны, даже и в совершенно фантастических фигурах вроде «ангела» из рассказа «Красная пирамида», писатель умело множит замысел на абсолютно точную конкретику образа. Одно слово: маэстро, мастер!

Есть у сорокинских текстов странное свойство. Читаешь их с удовольствием, порой с восхищением, а наутро — о чем, бишь, там?.. Зачастую они сразу смываются, почти тотчас улетают из памяти. Блистательно разработанная конкретика уходит, в душе оседают не детали, зато остается общее ощущение от общения с умом более дерзким и более в общем свободным, чем твой. Свободнее, артистичнее относится он к плоти и смыслам нашей жизни, «как бог нам ее дал». Остается благодарность за освобожденье от морока, преодолеть который (хотя бы смехом) у тебя самого не хватало сил.

Сорокин, прежде всего, артист. Это свойство проявляется в нем тем яснее, чем тусклее, безвкусней вокруг действительность. Расцвел талант его на волглом ватнике позднесоветской эпохи. И сейчас вот, кажется, открывается у него второе дыхание.

Спасибо, страна, что рождаешь таких героев!

5.09.2018



Теги:





2


Комментарии

#0 19:06  05-09-2018Лев Рыжков    
Я вот долго думал, что не так с "Манарагой" - уже предпоследней книгой Сорокина. Почему, думал, она такая хуевая? Потом понял - он несвободен. Вот в позднесоветское время - был свободен, жрал, срал и напихивал червие в действительность. А сейчас - приличный, зализанный, зажатый и несвободный совершенно. Его на гранты подсадили, пишет теперь какую-то ущербную хуйню.

Но вот этот сборник я еще не читал, конечно. Но по обзору - догадываюсь.
#1 19:12  05-09-2018Шева    
Смачно написано. Я за обзор.
#2 23:44  05-09-2018дважды Гумберт    
чота вспомнил рассказ Черная лошадь с белым глазом. не помню уже про что, но помню, что охуительный. в этом сборнике, наверно, тоже есть хорошие рассказы
#3 23:58  05-09-2018дважды Гумберт    
наверно, в Сорокине, внутри Сорокина, писатель-концептуалист постепенно мутирует в писателя-копирайтера, который уже больше, чем концептуалист, но еще не умная программа, способная генерировать ожидаемые или желанные тексты
#4 11:13  06-09-2018bjakinist.    
Вот это последнее - золотые слова, К СОЖАЛЕНИЮ.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
19:58  08-11-2019
: [68] [Критика]
(Данилкин Л. А. Ленин: Пантократор солнечных пылинок. — М.: Мол. гвардия, 2018. — 911 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)

«Ленин в собственном соку» — да, именно так, следуя за несколько выпендрежной манерой автора, хочется назвать отклик на его книгу....
01:31  02-11-2019
: [33] [Критика]
Повесил бог ночное затемненье.
Но свечи жжёт Мосгорэнергосбыт.
Москва - сплошное недоразуменье.
И контингент её посменно спит.

Во тьме проходит мрачный гастарбайтер.
Хрустит ноябрьский первый слабый лёд.
Москва, как бабка старая, горбата,
Мочу в общественном клозете льёт....
21:13  29-10-2019
: [44] [Критика]
Мне пишут какие-то умные люди,
Что стих мой значительно красочней будет
Когда я приму пару ценных советов
И, скажем, вот то поменяю на это.
Я вмиг возношусь на вершину экстаза,
«СПАСИБО!» – ору всем советчикам сразу.
Мне очень нужны ваши правки, ребята,
Как зонт карасю, как макаке граната,
Глушитель брутальному типу на байке,
Как пятая ножка весёлому зайке,
Как плавки нудисту, как птице сандали,
Как негру пожизненный пропуск в солярий,
Как вегану мясо, как лысому стрижка,...
01:23  23-09-2019
: [9] [Критика]
Приползу на коленях к жене я
И зарплату отдать буду рад
А она, тёплым взглядом, согрея,
Скажет: "Славный ты мой бабораб!
Ты, олень, уже сделал немало,
Но немало ещё предстоит..."
- Дорогая...
- Захлопни ебало!
И услышь, что жена говорит....
14:20  20-09-2019
: [4] [Критика]


На анекдот слегка осклабился,
Серьёзность вытравить не даст
Он из себя до самой пятницы,
На смехе ловит только нас.

Угрюмым стал он с понедельника
И может только в выходной
Себе позволит как бездельники
Искриться шуткою шальной....