Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Критика:: - В. Сорокин, «Белый квадрат»

В. Сорокин, «Белый квадрат»

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 19:02  05-09-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 234]
(Сорокин В. Г. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. — 224 с.)

Мэтр отечественного П-М репутацию имеет самую широкую: от (местами) удачного пародиста до пророка-визионера. Последняя его книжка — всего лишь скромный сборник короткой прозы и вроде бы на принципиальное высказывание не претендует. Но Россини отечественного постмодернизма в нем более чем узнаваем: «Он вечно тот», но все же и «вечно новый».

Новизна, свежесть, актуальность текстов сборника рождается, собственно, из их привычной для раннего, зрелого (и лучшего на мой вкус) Сорокина «советскости» — пережитости-прожитости образов, нынешним даже сорокалетним уже не знакомой. Интервьюируя автора, Антон Долин обратил на это особое внимание. В самом деле, далеко не всегда понятно, когда именно происходит действие рассказа, в 1970-х, 80-х или в недалеком грядущем. Собственно, Сорокин создает такой особый универсальный континуум, где возможны самые разные задвиги и прибабахи как самой жизни, так и фантазии автора, ведь наше реальное «сегодня» порой гротескней игры любого воображения.

Заглавный и главный рассказ сборника, посвященный Кириллу Серебренникову — «Белый квадрат» — тому доказательство. В нем мы сперва попадем в ТВ-студию, где снимается очередное ток-шоу, и по глумливо-пафосным интонациям ведущего тотчас опознаем В. Соловьева или Дм. Киселева. Не раскрывая сути, скажем: этому двухголовому Тянитолкаю родимого зомбоящика каннибал-автор уготовил не лучшую участь в лучших традициях своего «прорубо». Далее в рассказе следует очень реалистично выписанные сценки из жизни провинциального мужика, промышляющего поддельным медом — главного адресата и поедателя этих вот ТВ-батлов. Финал — крещендо-фортиссимо — есть явление протофашиста Алекса из «Заводного апельсина» Э. Бёрджесса, который командует съемкой вовсе уже глумливой сценки парада ГУЛАГовских зеков на Красной площади.

Я поведал не все, но вы поняли суть: текст, в котором использованы сразу приемы театра абсурда, реалистической бытовой прозы и постмодернистки обыгранного кибер-панка, работает на нехитрую, очевидную мысль: агрессивная езда по мозгам обернется ездой по трупам, пускай пока еще виртуальной, но тоже циничной до икоты, до безысходности.

Скажу честно: интеллектуальный уровень текстов сборника вполне вписывается в страхи и мысли нашего немолодого современника либеральной ориентации и над его уровнем как бы не поднимается. Вроде бы никакое «прорубо» не ведет здесь к «прорыво». Но…

Об импульсах к написанию этих текстов и о своих страхах писатель поведал в упомянутом интервью: «Впечатление такое, что настоящее затормозило и остановилось, а прошлое, как ледник, наползает и давит настоящее. А впереди — стена. Наверное, эти экзистенциальные ощущения и проступили в текстах «Белого квадрата… Все говорят о политической зиме. В книге я хотел передать запах этого ледника».

Красиво сказано и красиво сделано! Да, пожалуй, не обретем мы над этими страницами нового зрения-знания, но получим удовольствие от того, как виртуозно автор творит вариации на раз заданную себе тему. То озорно обыгрывая по сути анекдот («Железная девушка»), то используя в своем прогнозе на завтра народную сказку («Фиолетовые лебеди»), то впечатления советского детства («День чекиста»).

Герои Сорокина — фирменные герои словесности в постмодернистском ее изводе. Они абсолютно лишены обычной «духовности», телесный низ (в «Ногте» и просто зад) явно основа их характеров и поступков. Но как точно в том же «Ногте» обрисованы персонажи советского застолья, которое превращается в оргию членовредительства и завершается убийством! Эта абсолютная точность штриха делает у Сорокина любой гротеск и фантазию достоверными; а кого-то может и все еще напугать. Конечно, он не обходится (как подчас и другие авторы) без прямых намеков: явно «с ключом» рассказ «Фиолетовые лебеди», где мы угадываем знаковые фигуры нынешней медиатусовки, от Э. Лимонова и А. Кураева до А. Невзорова и Ю. Латыниной.

Но и там, где прототипы нам неизвестны, даже и в совершенно фантастических фигурах вроде «ангела» из рассказа «Красная пирамида», писатель умело множит замысел на абсолютно точную конкретику образа. Одно слово: маэстро, мастер!

Есть у сорокинских текстов странное свойство. Читаешь их с удовольствием, порой с восхищением, а наутро — о чем, бишь, там?.. Зачастую они сразу смываются, почти тотчас улетают из памяти. Блистательно разработанная конкретика уходит, в душе оседают не детали, зато остается общее ощущение от общения с умом более дерзким и более в общем свободным, чем твой. Свободнее, артистичнее относится он к плоти и смыслам нашей жизни, «как бог нам ее дал». Остается благодарность за освобожденье от морока, преодолеть который (хотя бы смехом) у тебя самого не хватало сил.

Сорокин, прежде всего, артист. Это свойство проявляется в нем тем яснее, чем тусклее, безвкусней вокруг действительность. Расцвел талант его на волглом ватнике позднесоветской эпохи. И сейчас вот, кажется, открывается у него второе дыхание.

Спасибо, страна, что рождаешь таких героев!

5.09.2018



Теги:





0


Комментарии

#0 19:06  05-09-2018Лев Рыжков    
Я вот долго думал, что не так с "Манарагой" - уже предпоследней книгой Сорокина. Почему, думал, она такая хуевая? Потом понял - он несвободен. Вот в позднесоветское время - был свободен, жрал, срал и напихивал червие в действительность. А сейчас - приличный, зализанный, зажатый и несвободный совершенно. Его на гранты подсадили, пишет теперь какую-то ущербную хуйню.

Но вот этот сборник я еще не читал, конечно. Но по обзору - догадываюсь.
#1 19:12  05-09-2018Шева    
Смачно написано. Я за обзор.
#2 23:44  05-09-2018дважды Гумберт    
чота вспомнил рассказ Черная лошадь с белым глазом. не помню уже про что, но помню, что охуительный. в этом сборнике, наверно, тоже есть хорошие рассказы
#3 23:58  05-09-2018дважды Гумберт    
наверно, в Сорокине, внутри Сорокина, писатель-концептуалист постепенно мутирует в писателя-копирайтера, который уже больше, чем концептуалист, но еще не умная программа, способная генерировать ожидаемые или желанные тексты
#4 11:13  06-09-2018bjakinist.    
Вот это последнее - золотые слова, К СОЖАЛЕНИЮ.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
09:20  23-10-2018
: [15] [Критика]
Я гляжу, как будто в окно, в Интернет,
Вспоминаю свои года.
Все лишь миф, и прошедшего больше нет.
Даже не было никогда.

Только время течёт, как великий Нил,
А людские мечты - обман.
Бородатый тролль нашу жизнь сочинил,
Фантастический графоман....
12:48  20-10-2018
: [21] [Критика]
Отморосил осенний дождик,
Река немая замерла.
На берегу стоял художник –
Мольберт, палитра, все дела.

А я шагал с бутылкой пива
И пожелал взглянуть на труд.
«Ух ты ж, бля, до чего красиво!
Да ты, мужик, реально крут».

Он отвечал, сверкнув очками,
Что, мол, к такому не привык....
(Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи: Роман. — М.: Эксмо, 2018. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Ну что ж, очередное микроосеннее обострение — новый от Пелевина роман! Его уже успели и разругать на все корки, и расхвалить....
(Ермаков О. Н. Голубиная книга анархиста: Роман. — М.: Время, 2018. — 768 с. — (Самое время!)

Новый роман Олега Ермакова читаешь одновременно с сочувствием и легкой досадой. С сочувствием — к его двум героям, современным каликам перехожим: молодому анархисту Васе и юной побирушке Вале....
19:02  05-09-2018
: [5] [Критика]

(Сорокин В. Г. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. — 224 с.)

Мэтр отечественного П-М репутацию имеет самую широкую: от (местами) удачного пародиста до пророка-визионера. Последняя его книжка — всего лишь скромный сборник короткой прозы и вроде бы на принципиальное высказывание не претендует....