Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Богема в «совке» и мусор вокруг

Богема в «совке» и мусор вокруг

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 18:58  03-09-2019 | Лев Рыжков | Просмотров: 913]
(Васькин А. А. Повседневная жизнь богемы от Лили Брик до Галины Брежневой. — М.: Мол. гвардия, 2019. — 573 с. : ил. — (Живая история. Повседневная жизнь человечества)

Писать на «скользкую тему» и самому при этом ни разу не поскользнуться, согласитесь, почти невозможно. Известный краевед Александр Васькин взялся рассказать о советской (московской, главным образом) богеме, а это значит: куча анекдотов, апокрифов, сплетен сама собой пролезет в книгу, да еще и авторский стиль отравит сварливым, «злопыхательским» тоном (ведь иного эти жанры, бедняжки, не ведают). Случается такой грех и с текстом Васькина, но гораздо увлекательней то, о чем автор рассказывает. Так что, сразу отстрелявшись про «минусы», перейдем к богатому содержимому. (И «merci beaucoup» А. Васькину за проделанную им немаленькую работу!)

Но сперва из истории термина (вслед за автором!). «Богемцами» средневековые парижане называли бродячих цыган — циркачей и танцовщиков. Позже «богемой» нарекли и всех «артистов», частенько непутевых в глазах обывателя. В 19 в. явились модный роман А. Мюрже «Сцены из жизни богемы» и на тот же сюжет опера «Богема» Дж. Пуччини, — и термин зажил! Словарь Брокгауза и Ефрона определяет богему как «всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным».

Увы, при сталинском «социализме» даже вольная богема преобразилась в служилое сословие «творческих работников» со своей затхло чинушной спецификой. В отличие от богемы «истинной» наша очень ценила материальные блага (а попробуйте не «заценить» их после гражданской-то войны и разрухи!) и четко выполняла социальный заказ единственного на тот момент покупателя — советского государства. Или, как чечеточно четко и частушечьи доходчиво выразил это С. Михалков:

Чистый лист бумаги снова
На столе передо мной,
Я пишу на нем три слова:
Слава партии родной.

Скупка гениев на корню «Софье Власьевне» (Советской власти) тогда удалась блестяще. С целью учета и контроля культуры была создана система творческих союзов. Но хотя «культурка» в СССР всегда финансировалась по остаточному принципу, ее генералы и маршалы были богачами и по нынешним меркам. Так, на гонорар за собрание сочинений верный поэт-сталинец Анатолий Софронов даже на заре перестройки смог бы купить 15 автомобилей «волга». Квартиру певицы «валенок, неподшитых, стареньких» Л. Руслановой называли «малой Третьяковкой» (около 130 первоклассных полотен от К. Брюллова до К. Юона). Чертоги великого Д. Ойстраха воры «чистили» кряду четыре ночи!

Статус художника тоже был не сравним с нынешним: не только имена эстрадных звезд были у всех на слуху. Как выразилась одна старушка у подъезда в начале 60-х, в горячую пору обсуждений «Доктора Живаго», в Москве нынче три напасти: «рак, «Спартак» и Пастернак». Даже при сталинизме богеме позволялся квазиглоток псевдосвободы — но и художник обязан был себя помнить! Главный скульптор эпохи С. Меркуров начинал лепить памятники вождям (даже Ленину) с их обнаженки — правда, каменного Сталина без трусов у него в мастерской так никто и не видел. Собственно, от художника требовалось одно: поставить государству очередных идейно правильных «Буканских закак» (так скалозубы переименовали тогда кф «Кубанские казаки»). «Сама советская система диктовала… условия игры, в которой каждый выполнял отведенную ему роль (недаром Сталин пригрозил Крупской, что Ленину найдут другую вдову)», — справедливо заключает А. Васькин.

Появление андерграунда в творческой среде, порвавшего с официозом и ставшего, наконец, богемой в привычном смысле слова, автор связывает со временем хрущевской «оттепели». (Но разве обэриуты не были андерграундом еще в 20 — 30-е гг?..). Тон повествователя тут меняется с откровенно памфлетного на лирический. На мой вкус, это самые любопытные страницы книги. Знаковые (в кругах московской богемы) «бродячий философ» Александр Асаркан и «наш Джойс» Павел Улитин, «наш Артюр Рембо» Сергей Чудаков и «наш Матисс» Анатолий Зверев, художники «лианозовской школы» (с примкнувшим к ним тогда молодым Э. Лимоновым) и Южинский кружок мистиков Ю. Мамлеева, из которого вышли некоторые отцы нынешних настойчиво евразийских политологических схем-идеологем… О них А. Васькин собрал яркие свидетельства современников.

«Богема» — не только скопище гениев и талантов, но и тусовка вокруг. Свойство богемы — группироваться, кучковаться, отделяя себя от просто, так сказать, обывателей, организовывать свое жизненное пространство. Хозяйкам артистических и литературных салонов, от легендарной Лили Брик до «первой хиппи Москвы» Алены Басиловой, отведено в книге немало страниц. Отдельная глава посвящена Галине Брежневой — классическому «фармацевту» на жаргоне посетителей кабаре «Бродячая собака» («фармацевтами» сто лет назад называли здесь богатых и влиятельных покровителей-меценатов: пренебрежительно, конечно, но что поделаешь — и просящая богема горда-с).

Ну и какой же Васькин без прогулки-то по Москве? «МестА надо знать!». И автор-краевед проводит нас по главным богемным «точкам» Москвы, от ресторанов гостиниц «Националь» и «Метрополь» до дома приемов американского посла Спасо-хаус. Здесь, по преданию, М. Булгаков высмотрел прообраз бала Воланда для «Мастера и Маргариты» Это был разгульный так называемый «весенний фестиваль» 1935 года, на котором подвыпивший медвежонок из уголка Дурова прозорливо обделал китель будущего «врага народа» маршала Егорова. А сколько в книге Васькина и других экзотических, но более чем осведомленных личностей, от барона-нквдшника Штейгера (прототип барона Майгеля у Булгакова) до четы Стивенсов (явных шпионов на протяжении трех, наверно, эпох!), от связанного со спецслужбами легального «советского миллионера» Виктора Луи до первого московского денди начала 60-х Люсьена Но (корреспондента «Пари-матч» и первого мужа последней жены певца М. Бернеса). И вот, наконец, она — самая «нарядная артистка» СССР Людмила Максакова!

Вот и замкнули мы пестрый круговорот лиц и тем, завершив экскурсию в гардеробе известной актрисы. А чего ж вы и ждали? Богема ведь!..

2.09.2019


Теги:





1


Комментарии

#0 18:58  03-09-2019Лев Рыжков    
Респект. Прямо прочитать захотелось.
#1 20:40  03-09-2019Алиса лиса    
Уважаю критиков, которые не устраивают залихватские танцы на чужих костях, а хорошо изучают тему , и обладают объективной (вне собственного эго) подачей. Автору + конечно
#2 22:23  03-09-2019Шева    
С учетом объема рецензируемой книги наверняка интересное чтиво. Рецензия подкупает.
#3 22:52  03-09-2019Евгений Морызев    
Один из лучших критиков, как по мне.
#4 23:50  03-09-2019Гриша Рубероид    
Сам по себе обзор заебательская литература, как будто добротный учебник читаешь. Про Софью Власьевну первый раз слышу. Говорящее имечко. Плюс твёрдый.
#5 00:05  04-09-2019mayor1     
Рецензия в этот раз совершенно не увлекла. Судя по ней книга о каких-то никому нахуй неинтересных знаменитостях. Короче на Допрыгни до облачка очень похоже. Автор, конечно спец, но нахуй он это публикует тут?
#6 09:18  04-09-2019Разбрасыватель камней ®    
Надо прочесть, спасибо

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
11:15  19-04-2024
: [25] [Критика]
сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно

поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок.

а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса

музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга
живопись от души, от сердца
а поебень словесная - от кишечника....
В городе моего детства был общий закон
правильного, враждебного и непонятного "надо",
за неповиновение закону полагалась тюрьма.
Вокруг в песке, в тополях свидетелями молчали дома.
Потом это исчезло, не стало правильного, - выживай, как хочешь....

Добрый вечер мой замечательный друг - поэт,
пишет вам Сергей Крюков -
председатель союза писателей России,
 в вашем стихе соблюдены рифма и слог
что я не люблю,
вы же, любитель из народа,
поэтому не нужно этой херни соблюдать,
понимаете народ этого не понимает,
только профессионалы, а их в России осталось два -
я и Пушкин…
Вообще меня интересует мат,
почему вы в стихе не пользовались красноречием народа,
типа пошёл на, пошёл в
и так далее,
это стихи ...
15:03  30-11-2023
: [0] [Критика]
наша воля, наша сила
злее в день и ото дня.
то говно, что власть месила,
исторгала из себя -
.
ешьте, ссученая вата,
жрите, утирайте рот.
и молитесь, чтоб комбата
вашего ждал пакет и гроб.
.
что ж вы, суки, натворили!
убиваете людей!...
Глава семнадцатая
Апостолы

- Так. Куда? – компания такая: брат Билл, брат Владимир и одинокий вечер. Погода нашёптывала: возьми в долг, но выпей.
- В народ. Пить. Условий два: тёплое помещение и дешёвая водка....