¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

Ѕыло дело:: -  лавесин с дверцей.

 лавесин с дверцей.

јвтор: »к_на_∆ƒ_®д€д
   [ прин€то к публикации 14:16  07-12-2007 | Ўырвинтъ | ѕросмотров: 330]
ƒом оказалс€ более старым, чем € думал. Ќо € не торговалс€ Ц с муниципалитетом не поторгуешьс€, даже если дом трижды выморочный. ƒа и что цена по сравнению с ощущением подлинной старины, без подкрашенных Ђсостаривающимиї красками нелепостей новоделов? ј ветхостьЕ¬се можно исправить. ѕрогнившие полы - заменить. —тены и потолки Ц укрепить. » даже мебели найдетс€ применение. я собиралс€ подлатать, и расставить все эти старые гардеробы, гарнитуры, покрывшиес€ патиной шкафы в одном месте.
¬ комнате, где сто€л механический клавесин.
јгрегат был внушительных размеров, и очень старый: приводилс€ в действие часовым механизмом с пружиной, а не электричеством, как американские Ђвурлитцерыї, о которых € когда-то слышал, и даже хотел себе такой, но не случилось. Ётот был, наверное, один из первых. я не нашел на корпусе даты его изготовлени€, только надпись, едва заметную на позеленевшем медном €рлычке, прочитанную мной как Ђ—ебасть€н Ёрарї. Ќу что ж, —ебасть€н, так —ебасть€н. Ѕудем знакомы, давно умерший мастер.
¬нешне инструмент, возвышавшийс€ особицей над прочим хламом, поблескива€ вензел€ми декора, выгл€дел величественно, основательно. ѕри виде его у мен€ возникало невольное восхищение обликом благородного рыцар€ среди музыкальных инструментов, по сравнению с которым современные пианино, вроде бы похожие на него, выгл€дели бы бедными родственниками, неловко обр€женными в новое, но дешевое тр€пье.
»нструмент многое повидал на своем веку. ѕотемневший от времени лак, сколотый по уголкам, был исцарапан многочисленными прикосновени€ми и, иной раз, довольно грубыми, суд€ по разбегавшимс€ в стороны трещинам вокруг звездочек сколов и вм€тин.
Ќад клавиатурой было закрытое мутным толстым стеклом оконце, за которым угадывались очертани€ двух валиков, а на боку торчала крива€ латунна€ руко€ть, при помощи которой надлежало заводить пружину механизма.
Ѕыло при€тно коснутьс€ сначала холодных, сделанных будто из кости, клавиш, выстроенных в два р€да, а потом Ц теплого дерев€нного корпуса, и почувствовать кончиками пальцев застывшее в толще лака врем€, многие дес€тилети€, а может и столети€, минувшие с тех пор, как лакированна€ туша клавесина покинула пахнущую свежим деревом и красками мастерскую где-то во ‘ранции, если, конечно, мсье —ебасть€н жил и работал именно там.
≈ще была небольша€ дверца над ножными педал€ми регистров, высотой не более полуметра. Ќикакого замка на ней не наблюдалось, однако открыть ее € не смог, поскольку ухватитьс€ было не за что, а подцепл€ть подручными предметами узкую щелочку € опасалс€, не жела€ повредить клавесину еще больше.

”вы, он не играл. Ќе издавал ни звука.
 лавиши не отзывались на нажатие, как будто внутри что-то заклинило. ѕосле бесплодной попытки запустить механизм клавесина при помощи руко€тки завода, € смирилс€ с тем, что до прихода мастера Ц которого еще предсто€ло найти! - инструмент так и останетс€ предметом интерьера, исключительно эстетическим знаком, не исполн€ющим своего насто€щего назначени€.

ѕомню твое негодование, когда € показал тебе весь этот восхитительный хлам. “ы обвин€ла мен€ в непростительном транжирстве, легкомыслии, преступной небрежности в отношении собственного Ц и, что более дл€ теб€ существенно, твоего! - комфорта, порывалась уйти, и не желала даже входить в комнату с клавесином. ≈сли бы он мог играть, ты бы вошла?
“еперь мне все равно. ќставайс€ в своем мире, суетном, среди людей, алчно пожирающих твое врем€, совершай свои €кобы полезные и необходимые поступки, результатом которых, как ни печально, €вл€ютс€ лишь мигрень, и некоторое эфемерное ощущение уверенности в завтра, основанное на ничтожнейшем из счастий Ц заработать еще немного денег.

я думаю, что наши пути разошлись уже в тот момент, когда ты впервые предложила мне жить вместе. „тобы тебе было легче решитьс€, верно? „тобы сначала испробовать мен€ на вкус, проверить, а тот ли €, с кем тебе будет легко. ¬ сущности, тебе нужен был один из этих старых шкафов, просто ты этого не понимала, не могла пон€ть, тщась оживить неживое, превратить символ в смысл. »ли, наоборот, превратить живое в удобное, послушное, ценное в быту неживое. „тобы тебе было легко. я представил себ€ послушно распахнувшим дверцы гардеробом, наполненным твоими жалобами на жизнь, и предметами твоих мыслей и суждений, и удивилс€. —транна€ ты, ох странна€.  огда мне понадобилась мебель, € ее купил, так и знай.

я завел кота. ”сатый шельма, по моему разумению, мог бы спасти дом от мышей.
» однажды он поймал мышь.
ќн принес ее, полумертвую, в зубах, в комнату с клавесином, и положил пр€мо на ковер, гл€д€ на мен€ своими хитрыми глазами, правый был солнце, левый Ц луна.
я отложил в сторону книгу, которую читал, и, превозмога€ отвращение, попыталс€ ухватить казавшуюс€ бездыханной маленькую тварь при помощи старого полотенца, но кот помешал мне, неожиданно придавив мышь когтистой лапой к ворсу. »з пасти грызуна выдавилась пунцова€ жидкость, и мышь задергала лапками и хвостом, умира€.
¬ этот миг в недрах клавесина раздалс€ глухой щелчок, и дверца над педал€ми отворилась.
«ан€тый мысл€ми о судьбе мертвой мыши, € не обратил на это внимани€. «ато обратил свое внимание хвостатый разбойник, не преминувший воспользоватьс€ моментом в своих охотничьих цел€х.
 от быстро прикусил, подхватив, трупик мыши, и в два прыжка оказалс€ у клавесина. ѕрипр€тав добычу пр€мо в чреве инструмента, он, как ни в чем не бывало, сел р€дом с клавесином, и прин€лс€ облизывать свой мех, умыва€сь, и ухмыл€€сь.
Ђѕрокл€тье!ї - прокричал €, но было поздно. ƒверца закрылась так быстро, как будто ее т€нула скрыта€ пружина. ƒохла€ мышь оказалась запертой внутри клавесина.

Ќочью € проснулс€, разбуженный тихой музыкой.
¬ полной темноте, в отведенной ему комнате, в окружении безмолвных чудищ из дерева и стекла, играл клавесин. я узнал музыку, это был, кажетс€, Ђ–еквиемї √айдна.
«авороженный, € смотрел на медленно вращавшуюс€ под действием раскручивавшейс€ пружины латунную руко€ть. ќн заработал!
„тобы не нарушить своим вторжением нежданное таинство, € тихонько присел в кресло поодаль. ћузыка была великолепна, насто€ща€, жива€, сохранивша€ в себе мастерство исполнени€ неизвестного мне музыканта из прошлого, при помощи механической магии перенесшего свою душу в валики с зубцами, которые в этот момент пришли в движение, и, в свою очередь, оживили невидимые молоточки, которые деликатно касались струн, повину€сь заложенной в механизм последовательности.
ѕотом музыка смолкла. я бросилс€ к инструменту, и с остервенением крутил руко€тку завода, но клавесин в эту ночь больше не зазвучал.

- я помню этот инструмент, € уже приходил его чинить, давно, - мастер теребил седые усы.
- ¬ самом деле?
- Ётот инструмент Ц трофейный. ѕредыдущий хоз€ин привез его в сорок п€том, из капитулировавшей Ўпандау.  лавесин уже тогда был сломан.
- ¬ы починили его?
- ”вы, нет. »нструмент устроен непросто. я не смог его разобрать. ј ломать он мне запретил, слишком оказалс€ ценен дл€ него этот клавесин.
- “еперь вы можете его разобрать. ¬нутри Ц дохла€ мышь, - при этих моих словах старик с удивлением Ц и еще чем-то Ц во взгл€де посмотрел на мен€.
- ѕрошу извинить мен€. я не буду. ќн не хотел этого.
- Ќо теперь хоз€ин клавесина Ц €.  ак и всего дома.
- я понимаю, как вам досталс€ дом. »з-за того, что хоз€ин пропал без вести, - в голосе мастера €вственно звучала горечь.
- ¬ы правы. Ќо что вы прикажете делать власт€м? Ћомать дом? —жигать вещи?
- Ћомать. —жигать, - и старик встал, чтобы уйти.
¬ двер€х он остановилс€:
-  лавесин играл ночью, накануне которой хоз€ина видели в последний раз. ¬ы, наверное, не поймете мен€, мой отказ, мои предрассудки. ѕрошу не винить мен€. ¬сего хорошего, - и он ушел.

ј вечером пришла ты. » оп€ть € услышал все, что уже слышал от теб€ множество раз.
“ы пахла какими-то новыми духами, острый мускусный их запах угнетал мен€ не менее, чем твои обвин€ющие слова. » эта нелепа€ шл€пка с тонким черным перышком, все врем€ нашего разговора ты не сн€ла ее, подчеркнуто-чужа€, пришедша€, чтобы уйти. ѕочему ты не могла уйти просто так, без отвратительной сцены, без оглушительной изобличающей речи разгневанной мещанки, решившей, что ее чувства обмануты?
Ђѕеред тем, как уйти, зайди в комнату с клавесином. я наде€лс€, что он станет так же дорог тебе, как и мне, ищущему поко€ в жизни. ќкажи мне последнюю честь, взгл€ни на комнату и инструментї, - произнес €, когда ты, не в силах более кричать, опустилась на стул в прихожей. “ы посмотрела на мен€ взгл€дом, полным презрени€ иЕжалости?

“еперь мне все равно.

я слушаю чудесную музыку, льющуюс€ из клавесина, и некто невидимый, кажетс€, нажимает на черные и белые клавиши, а на него, хитро улыба€сь и топорща усищи, смотрит кот, правый глаз Ц солнце, а левый Ц луна. Ўл€пка, нелепа€ шл€пка с тонким черным перышком в моих руках.
—коро настанет утро.


“еги:





0


 омментарии

#0 10:22  08-12-2007Ўырвинтъ    
интересно было бы на кота взгл€нуть, который полуметровых мышей жмурит. манул что ли?
#1 18:05  08-12-2007»к_на_∆ƒ_®д€д    
2Ўырвинтъ

Ќе хочу показацо придирчивым, да и не на подобающей позицыи, однако имею вопросы. ѕервый: откуда уважаемый коллега сделал вывод о габаритах мыши? ¬торой: почему уважаемый редколлега решил, что данный текст надлежит складировать под эгидой "было дело"? ѕалата номер шесть нынче переполнена? я без претензий, мне похуй, просто ход мыслей интересует.

#2 18:20  08-12-2007Ўырвинтъ    
)) "ќн принес ее, полумертвую, в зубах")) извин€йте € прочел - полуметровую.. бывает)


а на второй вопрос € перед вами отчитыватьс€ не собираюсь. спасибо за внимание.

#3 18:34  08-12-2007»к_на_∆ƒ_®д€д    
2Ўырвинтъ

”слышал, вопросов не имею, спасибо.

#4 18:41  08-12-2007дэвачка с пэрсиками    
*
#5 15:25  11-12-2007–озка    
хорошо
#6 15:30  11-12-2007–озка    
что касаетс€ рубрики - Ўирвиндтъ тебе поверил. что так и было дело. велика€, бл€ть, сила искусства.
#7 15:41  11-12-2007Ќаивный ‘тыкатель    
ѕрекрасно
#8 15:15  05-01-2008ћихаил „еркасов    
 расива€ миниатюра.

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
08:07  05-12-2016
: [91] [Ѕыло дело]
√де-то над нами всеми
–жут прекрасные лошади.
¬ гривы вплета€ сено,
 левер взмета€ порошей.

“ам, где на каждой ветке
¬ оптике лунной росы
¬идно, как в строгой размете
“икают наши часы.

“ам, где озера краше
“ам, где нет кра€ небес....
11:14  29-11-2016
: [27] [Ѕыло дело]
Ѕыл со мной такой случай.. в аптекоуправлении, где € работал старшим фармацевтом-инспектором, нам выдавали металлические печати, которыми мы опломбировали аптеку, когда заканчивали рабочий день.. печатку по пь€нке € тер€л часто, отсутствие у мен€ которой грозило мне увольнением....
18:50  27-11-2016
: [17] [Ѕыло дело]
— мертвыми уже ни о чем не поговоришь...
 огда "черные вороны" начали забрасывать стылыми комь€ми земли могилу, сочувствующие, словно грибники, разбрелись по новому кладбищу. ≈ще бы, п€тое кладбище дл€ двадцатитыс€чного городишки- это совсем не мало....
“ак, с кондачка, и по старой гиббонской традиции пр€мо в приемник.

—ейчас многие рассуждают о повсеместной потере дуъовности, особенно среди молодежи. Ѕудто бы была она у них, у многих. “ак рассуждают велиречиво. ƒаже сам патриарх  ирилл...

я вот тоже захотел....
я как обычно вз€л вина к обеду,
решил отпить глоток за гаражами,
а похмел€ющийс€ р€дом горожанин,
неторопливую завЄл со мной беседу.

ћой собеседник был совсем не глуп,
ведь за его плечами "восьмилетка."
ќн разбиралс€ в винных этикетках,
имел "Cartier" и из металла зуб....